Научная статья на тему 'Сожалея о материнстве. Рец. На кн. : Donath O. Regretting Motherhood: a study. Berkeley, Ca: North Atlantic Books, 2017'

Сожалея о материнстве. Рец. На кн. : Donath O. Regretting Motherhood: a study. Berkeley, Ca: North Atlantic Books, 2017 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
359
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЖАЛЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСТВЕ / МАТЕРИНСТВО / ИЗРАИЛЬ / КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ / СОЖАЛЕНИЕ / ФЕМИНИЗМ / ПРОНАТАЛИЗМ / REGRETTING PARENTHOOD / MOTHERHOOD / ISRAEL / QUALITATIVE METHODS / REGRET / FEMINISM / PRONATALISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ломакин И. В.

Рецензия знакомит читателя с книгой израильского социолога Орны Донат «Сожалея о материнстве: Исследование»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGRETTING MOTHERHOOD. BOOK REVIEW: DONATH O. (2017) REGRETTING MOTHERHOOD: A STUDY. BERKELEY, CA: NORTH ATLANTIC BOOKS

The review introduces the reader to the book of the Israeli sociologist Orna Donath “Regretting Motherhood: A Study”.

Текст научной работы на тему «Сожалея о материнстве. Рец. На кн. : Donath O. Regretting Motherhood: a study. Berkeley, Ca: North Atlantic Books, 2017»

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ

DOI: 10.14515/monitoring.2019.6.24 Правильная ссылка на статью:

Ломакин И. В. Сожалея о материнстве. Рец. на кн.: Donath O. Regretting Motherhood: A Study. Berkeley, CA: North Atlantic Books, 2017 //Мониторинг общественного мнения:Экономические и социальные перемены. 2019. № 6. С. 473—478. https://doi.org/10.14515/ monitoring.2019.6.24. For citation:

Lomakin I. V. (2019) Regretting Motherhood. Book Review: Donath O. (2017) Regretting Motherhood: A Study. Berkeley, CA: North Atlantic Books. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 6. P. 473—478. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.6.24.

И. В. Ломакин

СОЖАЛЕЯ О МАТЕРИНСТВЕ. РЕЦ. НА КН.: DONATH O. REGRETTING MOTHERHOOD: A STUDY. BERKELEY, CA: NORTH ATLANTIC BOOKS, 2017.

СОЖАЛЕЯ О МАТЕРИНСТВЕ. РЕЦ. НА КН.: DONATH O. REGRETTING MOTHERHOOD: A STUDY. BERKELEY, CA: NORTH ATLANTIC BOOKS, 2017.

ЛОМАКИН Илья Валерьевич — бакалавр политологии, стажер-исследователь Лаборатории сравнительных социальных исследований, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия; приглашенный исследователь Департамента социологии, Лундский университет, Лунд, Швеция E-MAIL: elijah.lomakin@gmail.com http://orcid.org/0000-0002-6850-6329

REGRETTING MOTHERHOOD. BOOK REVIEW: DONATH O. (2017) REGRETTING MOTHERHOOD: A STUDY. BERKELEY, CA: NORTH ATLANTIC BOOKS.

Ilya V. LOMAKIN12 — Bachelor of Arts in Political Science, Research Assistant at the Laboratory for Comparative Social Research; Visiting Scholar at the Department of Sociology E-MAIL: elijah.lomakin@gmail.com http://orcid.org/0000-0002-6850-6329

1 National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia

2 Lund University, Lund, Sweden

Аннотация. Рецензия знакомит читателя с книгой израильского социолога Орны Донат «Сожалея о материнстве: Исследование».

Ключевые слова: сожаление о ро-дительстве, материнство, Израиль, качественные методы, сожаление, феминизм, пронатализм

Благодарность. Публикация подготовлена при поддержке гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых — докторов наук, проект МД3743.2018.6.

Аbstract. The review introduces the reader to the book of the Israeli sociologist Orna Donath "Regretting Motherhood: A Study".

Keywords: regretting parenthood, motherhood, Israel, qualitative methods, regret, feminism, pronatalism

Acknowledgments. The publication is supported by the Russian Federation Presidential Grant for Governmental Support of Young Russian Scientists — Doctors of Science (project No. Mfl3743. 2018.6).

Несколько лет назад израильская исследовательница и феминистка Орна Донат оказалась в центре внимания. Причиной тому послужила ее книга «Сожалея о материнстве», которая уже в своем заглавии зафиксировала провокационное сообщение. В ее фокусе — непроговариваемая и табуированная публичным дискурсом ситуация, когда женщина сожалеет о том, что решилась стать матерью. Нарушив молчание, своей работой Донат породила значительную дискуссию — в первую очередь в Старом Свете.

Последняя вспыхнула в Германии 1, и книга, изначально изданная на немецком языке, в короткие сроки была также переведена на английский, испанский, иврит, итальянский, португальский, французский, польский и даже корейский 2. Исследование Донат напрямую или косвенно породило множество газетных статей и телевизионных шоу, посвященных вопросу сожаления о заведении ребенка, а также споров в социальной сети Twitter под одноименным хештегом #RegrettingMotherhood. Начали выходить и другие издания, посвященные данной тематике [Fischer, 2016]. Весь этот дискурс стал проблематизировать социальные ожидания, направленные на женщину-мать, а также те требования, которые она предъявляет к самой себе. Сторонники одного блока говорили, что современная мать в Германии перегружена заботами и вынуждена самостоятельно справляться со всеми трудностями материнства. Другие же участники дискуссии акцентировали внимание на том, что сегодня существует немало «матерей-ворон» (от нем. Rabenmütter)—сфокусированных на своих интересах и карьере женщин, перекладывающих ответственность за воспитание собственных детей на партнеров и/или детские учреждения.

1 См. подробнее: Febvre C. After Israeli study, 'regretting motherhood' debate rages In Germany // The Times of Israel. 2016. June 27. URL: https://www.timesofisrael.com/after-israeli-study-regretting-motherhood-debate-rages-in-germany/ (accessed: 05.12.2019).

2 Следует также заметить, что выходу книги предшествовали две англоязычные статьи в журналах Signs и Women's Studies International Forum [Donath, 2015ab].

Так или иначе, важно заметить, что существует также немало людей, готовых и вовсе вполне безболезненно отказаться от идеи заведения детей. Изучение явления добровольной бездетности (voluntary childlessness) в израильском обществе было в фокусе внимания Орны Донат на рубеже 2000—2010-х гг. [Donath, 2010, 2011]. Так, поставленный ею в обсуждаемой книге вопрос «Можно ли сожалеть о том, что стала матерью?» продолжает ее научные изыскания в области социальных ожиданий относительно репродуктивного поведения человека, в первую очередь женщин. В этом контексте ее интересуют и не-родители, и женщины-матери. Опыту последних и посвящена обсуждаемая книга.

Опираясь на 23 интервью (проведены в 2008—2013 гг.) с израильскими женщинами в возрасте от 26 до 73 лет, имеющими различные социально-экономические, профессиональные и образовательные бэкграунды 3, Донат не делает каких-либо количественных выводов о том, какая доля матерей сожалеет о материнстве и почему, но скорее представляет голоса женщин, отражающие их собственный опыт. Эти женщины — некоторые из которых уже стали бабушками,— отвечая на вопрос «Если бы Вы могли повернуть время вспять и сохранить при этом свои знания и опыт, которые Вы сейчас имеете, Вы все равно стали бы матерью?», дают однозначный ответ: «Нет». Такая реакция может восприниматься обществом как нечто ненормальное, аморальное или эгоистичное, однако Донат не сторонница навешивания ярлыков. Она прямо заявляет: сожаление о материнстве — это не «феномен» и тем более не показатель «искаженного сознания» женщин. Это альтернативный путь, который априори оказывается «стертым» обществом, а посему — недоступным. Взамен имеющемуся порядку вещей автор предлагает одну из базовых феминистских идей о праве женщины на распоряжение своим телом и самостоятельном принятии репродуктивных решений — словом, придание женщине статуса субъекта.

Важно и разделение, на которое указывает Донат. Так, сожаление (regret) и амбивалентность (ambivalence) утверждаются ею как разные вещи. Если сожаление может включать в себя двойственные чувства относительно материнства, то амбивалентность относительно материнства совершенно необязательно предполагает сожаление о нем. Матери могут испытывать двойственные чувства по отношению к материнству, но при этом не сожалеть о своем выборе. Руководствуясь такими установками, Донат отложила в долгий ящик немало интервью с женщинами, которые при всей неоднозначности их отношения к опыту материнства все же не были готовы признать его ошибкой, о которой следует жалеть. В целом исследовательница отмечает, что собирать эмпирические данные было тяжело (в том числе и по причине сильной стигматизации изучаемой темы).

Интерес к книге также повышает израильский контекст исследования с его демографическими особенностями. Израиль, рассматриваемый автором как одна из стран Запада, абсолютно лидирует по суммарному коэффициенту рождаемости. В среднем на каждую израильскую женщину приходится более чем три

3 Помимо прочего, это исследование является попыткой дать голос тем женщинам, которые являются матерями подростков или же вовсе выросших детей, способным на ретроспективную переоценку собственного опыта. По мнению Донат, интерес исследователей к ним значительно ниже, чем к матерям новорожденных. Возраст детей информанток Орны Донат составлял от 1 до 48 лет. В совокупности 50 детей пришлось на 23 информантки, пять из них воспользовались методами вспомогательных репродуктивных технологий для того, чтобы забеременеть.

ребенка (3,11), что примерно в два раза больше, чем, например, в Испании (1,31), Финляндии (1,49), Канаде (1,50) или России (1,62) 4. Так, пронаталистский контекст исследуемого поля способен высветить особенно драматичные нарративы.

Первая глава «Пути к материнству» обрисовывает социальные ожидания относительно материнства в западных странах: Донат фиксирует два противоположных подхода. Первый, который можно назвать эссенциалистским, апеллирует к «природе» женщин и предписанной им судьбе рано или поздно становиться матерями. Второй подход, находящийся на пересечении неолиберализма, капитализма и постфеминизма, говорит о наличии у современных женщин выбора образа жизни и права на принятие репродуктивных решений. Это как бы показывает, что большинство женщин «выбирают» рождение. Меж тем, в нарративах информанток проявляет себя множество сложностей, которые не вписываются в эти идеальные типы, а порой ниспровергают их, открывая стоящие за рождением ребенка скрытые смыслы.

Вторая глава ведет речь о конкретных социальных нормах, регулирующих сферу материнства. Это устоявшиеся стереотипы о «хороших» и «плохих» матерях, разъясняющих, как себя следует вести, о чем (не) думать, что чувствовать и так далее. Проводя уже упомянутую границу между сожалением и амбивалентностью, Донат вспоминает концепцию Арли Хохшильд и оперирует понятием правила чувствования (feeling rules) [Hochschild, 1979] в противовес реальным эмоциям матерей. Здесь начинается погружение в исследование сожаления о материнстве. В свою очередь, третья глава уделяет особое внимание сожалению как абстрактной категории (оно, как правило, воспринимается в качестве проблемы, отклонения), а также в более частной форме — сожалению об опыте (не-)материн-ства. Особенно здесь обсуждается то, как сожаление используется обществом, поощряющем и одновременно требующем прокреативного поведения. В частности, общество конструирует материнство как некоторое благо, получив которое, оборачиваться назад не захочется. Меж тем информантки Донат делятся своими ощущениями относительно преимуществ и недостатков материнства, и в их нарративах конденсируются альтернативные смыслы.

В четвертой главе Донат переходит к подробному рассмотрению того, насколько опыт материнства является, как обещает общество, наполняющим. Здесь информантки скорее говорили о материнстве в терминах опустошения или даже травмы. Более того, перспектива пожизненного — даже когда дети вырастают,— материнства также составляла немалую долю в сожалении о нем. Пятая глава сфокусирована на ограничениях, которые общество выставляет при публичном разговоре о сожалении о материнстве. Также в главе обсуждается выбор, который сожалеющие матери делают для себя: говорить со своим ребенком о собственных чувствах относительно негативного опыта материнства или же всю жизнь хранить молчание?

Наконец, в шестой главе Донат стремится выйти на объяснения сожаления о материнстве. С одной стороны, она рассматривает широко представленное предположение о том, что адаптация и удовлетворенность материнством всеце-

4 Fertility Rates (indicator) // Organisation for Economic Co-operation and Development. 2017. URL: https://data.oecd. org/pop/fertility-rates.htm.

ло или, по крайней мере, в базе своей зависят от условий, в которых женщины воспитывают своих детей. Автор отмечает, что это предположение было хорошо продемонстрировано реакцией общественности на ее исследование [Donath, 2015b]: полагалось, что сожаление возникает как следствие выбора между социально одобряемым рождением детей и менее принимаемой обществом карьерой. В этих условиях, кстати, особое значение имеет степень участия супруга в воспитательном процессе. Однако выводы ставят под сомнение такую концепцию, полагая ее неполноценной. Донат утверждает, что категорически важно понимать материнство не в качестве роли, но в качестве отношений между людьми, где матери наделены субъектностью. Только таким образом, уверена она, можно понять сущность сожаления о материнстве.

Описываемые в книге Орны Донат тренды актуализируются и в отечественном контексте. Хотя академические работы, посвященные сожалению о материнстве, практически отсутствуют, речь пока что идет об общественном дискурсе. С одной стороны, проблему «нежеланных детей» выявляла молодежная популярная культура последних лет. Выпущенные в 2017 г. рэпером Noize MC (Иван Алексеев) вместе с Монеточкой (Елизавета Гырдымова) композиция под названием «Чайлдфри» и видеоклип к ней в достаточно жесткой форме поставили вопрос о безответственном родительстве в России:

Послушай мой совет в формате mp3: Не жди, пока состаришься, скорей умри! Жаль, что твои родители не чайлдфри,— Гори в аду, в аду гори!

С другой стороны, появились публичные заявления знаменитостей о том, что родительство может не приносить человеку ожидаемых эмоциональных дивидендов. К примеру, известная поп-дива Наталья Ветлицкая стала одной из первых отечественных селебрити, публично признавшейся, что «даже рождение ребенка не сделало ее счастливой»: «Я думала, что что-то изменится, но нет»5. Так, в публичном пространстве возникла альтернатива мнению о том, что «радость материнства» может вести к достижению внутренней гармонии.

Книга Орны Донат—это значимый вклад в исследование людей, которые, являясь родителями, идеальным числом детей, родившихся у них за всю жизнь, называют «ноль». Данное исследовательское поле пока что понятийно достаточно разрозненно, и помимо regretful parents можно также найти другие определения — например, reluctant parents [Miettinen et al., 2015: 36]. Меж тем представляется, что работа Донат, поднимая прежде непроговариваемые аспекты материнства, имеет далеко идущие перспективы приложения. Ее исследование установило научную актуальность изучения тех, кто по тем или иным причинам сожалеет о рождении детей, не получает удовольствия от заботы о детях. Более свежие работы берут исследование Донат за основу для развития собственной аналитической рамки [Moore, Abetz, 2019].

5 Наталья Ветлицкая: «Я счастлива, что Вселенная дала мне шанс и силы» // Россия 1. 2019. 23 ноября. URL: https:// russia.tv/article/show/article_id/73112/brand_id/62417/type_id/3/ (дата обращения: 05.12.2019).

Можно с уверенностью сказать, что данная работа будет полезна социальным исследователям, занимающимся вопросами семьи и репродукции, представителям междисциплинарного поля гендерных исследований. Определеннотакже, что эта книга важна для множества матерей, готовых узнать себя в том, о чем повествует Донат. Так, некоторые из них, по словам автора, уже открыли для себя, что они не одни в этом «детоцентристском» мире, и нашли поддержку. В конечном счете книга будет интересна самой широкой аудитории: благодаря доступному стилю изложения и богатству эмпирического материала работа Орны Донат, сохраняя рамку академического исследования, увлекает и удивляет своим нетривиальным содержанием.

Список литературы (References)

Donath O. (2010) Pro-Natalism and Its 'Cracks': Narratives of Reproduction and Childfree Lifestyles in Israel. Israeli Sociology. Vol. 11. No. 2. P. 417—439. (In Hebrew).

Donath O. (2011) Making a Choice: Being Childfree in Israel. Tel-Aviv: Miskal-Yedioth Ahronoth Books. (In Hebrew).

Donath O. (2015a) Choosing Motherhood? Agency and Regret within Reproduction and Mothering Retrospective Accounts. Women's Studies International Forum. Vol. 53. P. 200—209. https://doi.org/10.1016/j.wsif.2014.10.023.

Donath O. (2015b) Regretting Motherhood: A Sociopolitical Analysis. Signs: Journal of Women in Culture and Society. Vol. 40. No. 2. P. 343—367. https://doi. org/10.1086/678145.

Fischer S. (2016] The Myth of Mothering Joy: Regretting Motherhood — Why I Would Rather Be a Father. Kiel: Ludwig Buchverlag. (In German).

Hochschild A. R. (1979) Emotion Work, Feeling Rules, and Social Structure. American Journal of Sociology. Vol. 85. No. 3. P. 551—575. https://doi.org/10.1086/227049.

Miettinen A., Rotkirch A., Szalma I., Donno A., Tanturri M.-L. (2015) Increasing Childlessness in Europe: Time Trends and Country Differences. Families and Societies. Working Paper Series. No. 33. http://www.familiesandsocieties.eu/wp-content/ uploads/2015/03/WP33MiettinenEtAl2015.pdf.

Moore J., Abetz J. S. (2019) What Do Parents Regret about Having Children? Communicating Regrets Online. Journal of Family Issues. Vol. 40. No. 3. P. 390—412. https://doi.org/10.1177/0192513X18811388.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.