Научная статья на тему 'СОЗЕРЦАНИЕ ЛАНДШАФТА КАК ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА'

СОЗЕРЦАНИЕ ЛАНДШАФТА КАК ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ЭМПИРИЗМ / ПРОИЗВОЛЬНОЕ И ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ / ПРОСТРАНСТВО / СОЗЕРЦАНИЕ ЛАНДШАФТА / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / МЕТОД ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блинова Елена Константиновна

В статье рассматривается место эмпиризма в философии образования. Показано, что эмпирическая практика, развёрнутая в трансдисциплинарной парадигме, позволяет визуально интерпретировать различные качества видимого пространства в процессе созерцания ландшафта, а опыт пристального наблюдения является необходимой частью пропедевтических курсов различных дисциплин науки и искусства, базирующихся на современных представлениях о целостном инвайронментальном ядре знаний о природе. На примере наблюдения природных подиумов Русской равнины в сопоставлении словесных и живописных образов показано, что произвольное и послепроизвольное внимание как волевые акты лежат в основе формирования колористических, пространственных и смешанных образных морфотипов. Реализация метода наблюдения и осуществления непосредственного чувственного контакта с миром в практикоориентированных образовательных программах позволяет получить опыт понимания без предъявленных понятий. Утверждается, что при созерцании архитектурного ландшафта, когда архитектурная композиция становится матрицей формирования образа, происходит вписывание рукотворного в природное. Пристальное наблюдение как пропедевтический курс позволяет перевести в различные образы недифференцированное тотальное пространство и оценить и пространство климатических зон, и признаковое пространство растений, и геопространство, и архитектурное пространство, и световое пространство, и колористическое пространство, и пространство апертурных цветов. Утверждается, что эмпирическая практика может быть реализована методом проектов на университетских образовательных площадках в различных регионах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPLATION OF THE LANDSCAPE AS AN EMPIRICAL PRACTICE

The article examines the place of empiricism in the philosophy of education. It is shown that empirical practice, developed in a transdisciplinary paradigm, allows you to visually interpret various qualities of visible space in the process of contemplating the landscape, and the experience of close observation is a necessary part of propaedeutic courses in various disciplines of science and art, based on modern ideas about the integral environmental core of knowledge about nature. Using the example of observing natural podiums of the Russian plain in comparison of verbal and pictorial images, it is shown that voluntary and post-voluntary attention as volitional acts are the basis for the formation of coloristic, spatial and mixed figurative morphotypes. The implementation of the method of observation and direct sensory contact with the world in practice-oriented educational programs allows you to get an experience of understanding without presenting concepts. It is argued that when contemplating the architectural landscape, when the architectural composition becomes the matrix of image formation, the man-made is inscribed into the natural. Close observation as a propaedeutic course allows you to translate undifferentiated total space into various images and evaluate the space of climatic zones, the characteristic space of plants, geospatial space, architectural space, light space, color space, and the space of aperture colors. It is argued that empirical practice can be implemented by the project method at University educational sites in various regions of Russia.

Текст научной работы на тему «СОЗЕРЦАНИЕ ЛАНДШАФТА КАК ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА»

ВОЙНА НА ЭКРАНЕ: СОБЫТИЕ, ОБРАЗ, ПАМЯТЬ / WAR ON THE SCREEN: EVENT, IMAGE, MEMORY

Елена Константиновна Блинова / Elena K. BLINOVA

| Созерцание ландшафта как эмпирическая практика / Contemplation of the Landscape as an Empirical Practice |

Елена Константиновна Блинова / Elena K BLINOVA

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия Профессор кафедры искусствоведения и педагогики искусств Доктор искусствоведения

The Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg, Russia Professor of the Department of Art History and Art Pedagogy Doctor of Science (in Art History) elena-blinova@yandex. ru

СОЗЕРЦАНИЕ ЛАНДШАФТА КАК ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА*

В статье рассматривается место эмпиризма в философии образования. Показано, что эмпирическая практика, развёрнутая в трансдисциплинарной парадигме, позволяет визуально интерпретировать различные качества видимого пространства в процессе созерцания ландшафта, а опыт пристального наблюдения является необходимой частью пропедевтических курсов различных дисциплин науки и искусства, базирующихся на современных представлениях о целостном инвайрон-ментальном ядре знаний о природе.

На примере наблюдения природных подиумов Русской равнины в сопоставлении словесных и живописных образов показано, что произвольное и послепроизвольное внимание как волевые акты лежат в основе формирования колористических, пространственных и смешанных образных мор-фотипов. Реализация метода наблюдения и осуществления непосредственного чувственного контакта с миром в практикоориентированных образовательных программах позволяет получить опыт понимания без предъявленных понятий. Утверждается, что при созерцании архитектурного ландшафта, когда архитектурная композиция становится матрицей формирования образа, происходит вписывание рукотворного в природное.

Пристальное наблюдение как пропедевтический курс позволяет перевести в различные образы недифференцированное тотальное пространство и оценить и пространство климатических зон, и признаковое пространство растений, и геопространство, и архитектурное пространство, и световое пространство, и колористическое пространство, и пространство апертурных цветов.

Утверждается, что эмпирическая практика может быть реализована методом проектов на университетских образовательных площадках в различных регионах России.

Ключевые слова: трансдисциплинарность, эмпиризм, произвольное и послепроизвольное внимание, пространство, созерцание ландшафта, практикоориентированные образовательные программы, метод проектов.

170

CONTEMPLATION OF THE LANDSCAPE AS AN EMPIRICAL PRACTICE

The article examines the place of empiricism in the philosophy of education. It is shown that empirical practice, developed in a transdisciplinary paradigm, allows you to visually interpret various qualities of visible space in the process of contemplating the landscape, and the experience of close observation is a necessary part of propaedeutic courses in various disciplines of science and art, based on modern ideas about the integral environmental core of knowledge about nature.

Using the example of observing natural podiums of the Russian plain in comparison of verbal and pictorial images, it is shown that voluntary and post-voluntary attention as volitional acts are the basis for the formation of coloristic, spatial and mixed figurative

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20012-00184, проект: «Архитектурное наследие юго-восточных уездов Вятской губернии конца XVIII -начала XX века».

ВОЙНА НА ЭКРАНЕ: СОБЫТИЕ, ОБРАЗ, ПАМЯТЬ / WAR ON THE SCREEN: EVENT, IMAGE, MEMORY

Елена Константиновна Блинова / Elena K. BLINOVA

| Созерцание ландшафта как эмпирическая практика / Contemplation of the Landscape as an Empirical Practice |

morphotypes. The implementation of the method of observation and direct sensory contact with the world in practice-oriented educational programs allows you to get an experience of understanding without presenting concepts. It is argued that when contemplating the architectural landscape, when the architectural composition becomes the matrix of image formation, the man-made is inscribed into the natural.

Close observation as a propaedeutic course allows you to translate undifferentiated total space into various images and evaluate the space of climatic

В современном высшем образовании теоретический уровень научного познания почти полностью вытеснен в область понятийного мышления. Понятия, термины, дефиниции и формулы категоричны, а их замкнутость на область дисциплинарных исследований часто предполагает подтверждение принятого деления наук на естественные и гуманитарные.

Современная наука - это в большинстве случаев анализ невидимых процессов. Многие разделы, входящие в курс высшей и даже средней школы, попадают в категорию «познание сложного», требуют невероятного воображения, а само это «сложное» многомерно и не может быть описано средствами только естественных или только гуманитарных наук.

С 1970-х г. философия образования формирует повестку трансдисциплинарности. Эта повестка стала особенно актуальной в последней трети XX в., когда в образовании, после очевидных достижений школы с акцентом на технологическую культуру, обратили более пристальное внимание на некоторые направления в теории познания, ранее ускользавшие из фокуса, - на рассуждения об эпистемологии, на её базы и инструменты, на проблему многостороннего развития способностей по-

zones, the characteristic space of plants, geospatial space, architectural space, light space, color space, and the space of aperture colors.

It is argued that empirical practice can be implemented by the project method at University educational sites in various regions of Russia.

Key words: transdisciplinarity, empiricism, voluntary and post-voluntary attention, space, landscape contemplation, practice-oriented educational programs, project method.

знающих, на сложности веры в интуицию и в интериоризацию знаний. Иными словами, обратили внимание на перевод внешних воздействующих факторов среды во внутренний план личности, на аспекты, которые находились в зоне сугубо философского дисциплинарного поля и крайне редко являлись предметом вни- 171 мания в других дисциплинах. Названные философские концепты не имели целенаправленной связи ни с педагогикой высшей школы, ни с её практикой.

Современные дискуссии о необходимости включения эпистемологии в дисциплинарные предметные поля высшей школы или отказ от этого включения связаны с опасением привлечения внимания к ряду проблем, касающихся бытия и природы, возникновения материального мира, его конечности, возможностей познания природы, средств и инструментов этого познания, включая и те вопросы, которые разумно было бы транслировать в среднюю школу.

Современные стандарты образования, построенные на компетентностном подходе, в целом игнорируют проблемы многостороннего развития способностей участников образовательного процесса, их диагностику, причем как учеников, так и преподавателей, которые в

Елена Константиновна Блинова / Elena K. BLINOVA

| Созерцание ландшафта как эмпирическая практика / Contemplation of the Landscape as an Empirical Practice |

процессе обучения других также развивают свои способности. Компетентностный подход уже привёл к зафиксированному в теории педагогики эффекту, названному «вакуум личностных смыслов» при высокой конвенциональной компетентности подготовленных специалистов.

Изучение природы традиционно было прерогативой естественных наук, гуманитарным наукам отводилась задача формирования фона развёрнутых рефлексий, в то время как сегодня очевидно, что интериоризация знаний, личностная активность - это результат глубоко интегрированных познавательных процессов, не делимых жёстко на гуманитарный и естественнонаучный рукава.

Советской школе долго удавалось выходить из этого противоречия благодаря детально разработанным методикам познания структуры изучаемого предмета, заложенным в строго регламентированные учебники, и подходам, направлявшим и сопровождавшим учебный процесс, предусматривавший различные направления изучения предмета (за исключением, правда, предметов гуманитарного цикла, где вольность трактовок не допускалась). Удачным примером такой методики служил метод фронтальной работы с перекрестной проверкой и самопроверкой. Отмечено, что подобные методики имплицитно лежат в основе «Сингапурской системы обучения», в рамках которой можно добиться полной вовлечённости учащихся в учебный процесс.

В истории отечественной педагогики накоплен немалый опыт, с новой силой востребованный в ситуации трансдисциплинарно-сти, и связан этот опыт непосредственно с эмпиризмом, то есть с тем направлением в тео-

рии познания, которое признаёт чувственные ощущения источником знаний и, что особенно важно, допускает, что содержание знания может быть представлено как описание этого ощущения или сведено к нему1. Эмпиризм - это практика чувственного созерцания, средство глубокого погружения в реальность, непосредственная организация связи человека и среды.

Одной из сильных сторон отечественной педагогической школы, на которую именно в эпоху трансцисциплинарности необходимо опереться, является последовательно и системно организованный метод наблюдения, который, к сожалению, постепенно исчезает вместе с часами, отведёнными на изучение дисциплин, так как именно курсы, обозначавшиеся как «Введение в дисциплину», исчезли в первую очередь. Одновременно сильной стороной содержания современных учебных программ стала их практикоориентированность. Именно в кредитах, выделенных на практики с разным содержанием, надо искать резервы для реализации метода наблюдения и осуществления непосредственного чувственного опыта как горизонта универсального.

Существует определённое препятствие в реализации метода наблюдения. Таким препятствием является организация условий и средств наблюдения, которые, отвечая задачам различной дисциплинарности, не нацелены на установление многосоставной структуры явлений природы, описание которой было бы возможно хотя бы с косвенным привлечением знаний из других дисциплинарных областей. Не интегрированное, а пассивное или слишком специализированное наблюдение природы не

1 Эмпиризм // Википедия - свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения 27.10.2020).

Елена Константиновна Блинова / Elena K. BLINOVA

| Созерцание ландшафта как эмпирическая практика / Contemplation of the Landscape as an Empirical Practice |

вызывает ни чувственной вовлеченности, ни интеллектуальной оценки себя в этот момент, и ведёт к эмоциональной незрелости.

Метод наблюдения остаётся базовым методом в преподавании дисциплин художественного цикла, например, при выполнении композиции этюда и создания конечного его образа в пленэрной практике. Постоянная поддержка и развитие наблюдательности - профессиональная необходимость для художника, выходящего на натуру, прочно связанная с дисциплинарным компонентом - наукой о цвете. Созерцание ландшафта на пленэре, в отличие от пассивного наблюдения, требует произвольного внимания - сосредоточенности, зрительной собранности, умения переключать внимание с одних качеств разворачивающейся перед глазами панорамы на другие. Произвольно, прицельно фиксируя в наблюдаемой панораме геологическое разнообразие, геометрию поверхностей, художник невольно оценивает структуру ландшафта, погодное состояние, целенаправленно выделяет цветовые характеристики и световые качества и только после этого строит образ - ощущаемое человеком состояние природы.

На первый взгляд кажется, что в России традиционно философия образования как субобласть сопровождает образование, в то время как в англоязычных странах, в которых педагогическое образование можно получить в Colleges of education («факультетах образования»), философия образования предваряет дисциплинарное поле. Однако, ещё К. Д. Ушинский, развивая свои педагогические идеи в «Родном слове» как идеи, по сути, трансдисциплинарные, не отрывал задачи развития личности от познавательной, конкретной предметной деятельности учащегося в ходе

изучения родного русского языка в условиях школы как таковой и школьной дисциплины как места и средства концентрации внимания. Н. Ф. Добрынин в традициях отечественной школы понимает произвольное внимание как целенаправленное волевое усилие2. Одновременно Н. Ф. Добрынин углубил это представление и ввёл третий высший уровень развития внимания - послепроизвольный. Это высший этап развития активной личности.

Известно, что каждый участок ландшафта, уходящего вдаль, имеет свои колористические особенности, однако, мы видим ландшафт целостно, и каждый из нас волен увидеть природный пейзаж или по-своему, или по-саврасовски, по-шишкински, по-левита-новски (Ил. 1, 2). Цвет здесь выступает как опыт сенсорной, чувственной памяти. В реальной жизни мы слабо удерживаем в сознании собственный цвет предмета, а иногда и путаем его. Сохранение в себе некогда пережитого образа - это и есть трансдисциплинарная компонента. Активность личности выражается в умении включить внимание и образную память, закрепить образ в сознании и интериори-зировать без понятий весь спектр качеств реальности. Видеть подвижность образов - значит уметь концентрироваться на них, их динамике, что исключает появление монотонии. Е. П. Ильин определяет монотонию через возникновение «эмоционально-мотивационного вакуума» при условии однообразия действий или редких сенсорных стимулов, очевидно ведущего к «вакууму личностных смыслов».

2 Добрынин Н. Ф. О теории и воспитании внимания // Психология внимания: хрестоматия / ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2001.- С. 518-533.

Елена Константиновна Блинова / Elena K. BLINOVA

| Созерцание ландшафта как эмпирическая практика / Contemplation of the Landscape as an Empirical Practice |

ческих наблюдени. Это классическая практика различных дисциплин, которой особенно не хватает в современном цифровом образовании. Вероятно, разработав систему организации созерцания как пропедевтического трансдисциплинарного курса для студентов различных кафедр гуманитарных и естественнонаучных институтов, архитектурных факультетов, можно добиться формирования дивергентного мышления, развивать психические процессы моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений с множеством вариантов решений.

Илл. 1. И. И. Левитан. Долина реки. Осень. 1895.

Эмпирически усвоенные трансдисциплинарные связи, пропущенные через сознание человека в акте наблюдения - результат произвольного и послепроизвольного внимания. Н. Ф. Добрынин связывает умение концентрироваться с активностью личности. Но известно, как могут быть психологически замкнуты творческие личности - живописцы, графики, архитекторы, в целом художники, и именно здесь может прийти на помощь речь -точное, красивое, тонкое описание эмпирического опыта средствами понятийного теоретического знания.

Как же преодолеть пассивное видение предметов в наблюдении ландшафта? Часто в современной высшей школе использует метод написания специализированного эссе, в котором автор концентрируется на своих переживаниях, чувствах, образах, находит им причину и объясняет своё состояние. Такие эссе несут пропедевтическую нагрузку. Так, понимание истории ландшафта - необходимая составляющая в архитектурной пропедевтике, аксиоматические положения о цвете, форме, строении мира интериоризируются в процессе эмпири-

174

Илл. 2. Увалы Вятско-Камской низменности. Ела-бужский район. Трасса М7, а/д Волга. Фото автора. 2020.

Восприятие исторического памятника в архитектурном ландшафте полностью соответствует самой идее философии образования: согласовывает на надпредметном уровне идеальное и материальное, объективное и субъективное, тем самым отвечая идеальным потребностям и формируя образ, индивидуальный для каждого человека.

Современные архитектуроведческие работы посвящены концепции переживания, построенной на обобщении сформированных

Елена Константиновна Блинова / Elena K. BLINOVA

| Созерцание ландшафта как эмпирическая практика / Contemplation of the Landscape as an Empirical Practice |

представлений об образе и морфологии архитектурного объекта3. Выделение и раскрытие специфики работы семиотических механизмов (знаки и «прочтение»), лежащих в основе формирования образа архитектурного объекта, неразрывно связанно с пониманием сущности окружения, в которое вписан памятник.

Категория «образ» и эмоциональная его природа (причина) лежат в качестве базового представления, находящегося в основе любого взаимодействия «человек - архитектурный объект». Натурные наблюдения позволяют совершить переход от традиционного описания морфологии предмета к конструированию принципов моделирования образной морфологической структуры объекта, что даёт возможность совершать подобные переходы и в ситуации интроспекции - наблюдения самого себя. Междисциплинарные методы исследования когнитивных процессов, построенные на включении положений теории эмоций, в том числе потребностно-информационной теории эмоций П. В. Симонова, биологической теории эмоций П. К. Анохина, различных аспектов экзистенциальной теории эмоций, позволяют понять механизмы выработки идеальных потребностей личности созерцателя в процессе формирования субъективного образа, и согласуются и с теорией инвайронмента4, и с теорией композиции5, где композиция понимается

3 Янковская Ю. С. Архитектурный объект: образ и морфология: автореф. дис. ... доктора архитектуры : 18.00.01 / Моск. архитектур. ин-т. М., 2006. 56 с.

4 Науменко О. А. Инвайронментализм в медиафило-софии // Медиафилософия / Санкт-Петербургское философское об-во. - СПб., 2009. Т. 2, номер 2. -

С. 43-47.

5 Фаворский В. А. Литературно-теоретическое

наследие / сост.: Е. Б. Мурина, Д. Д. Чебанов; вступ. ст.: Г. К. Вагнер. - М.: Советский художник, 1988. - 588 с.

не как средство расстановки форм на поверхности или расположения изображённых элементов на плоскости, а как средство организации связи человека и среды.

Известно, что длительное воздействие не меняющего качественных свойств раздражителя на клетки организма приводит к их истощению и запускает механизм запредельного охранительного торможения. Наблюдательность, развитая зоркость позволяют видеть динамику природного подиума, малейшие изменения и разнообразие сенсорных стимулов -живого объекта, в котором всегда происходит непрерывное движение.

Среди разных типов трансдисципли-нарности на первый план для нас выходят два типа: один тип связан с личным опытом человека, другой тип - с «генеральной метафорой», 175 с морфотипом. Этот морфотип может быть колористическим, например, закреплённым в сочетании охры и маренго в пастельной работе И. И. Левитана «Долина реки. Осень», и узнаваться в природных пейзажах на всей территории Русской равнины.

Ментальный морфогенный пространственный образ ощутим в творчестве Б. Л. Пастернака и И. И. Шишкина. Поэт-художник-пейзажист не только пишет природу, но и с помощью её образов воссоздаёт глубинные национальные переживания, например, такое, как сосредоточенное состояние, уходящее корнями в литургическое предстоя-ние перед иконостасом, создающее образы мира, земного и небесного, событийного и бытийного, постигнутые в результате сочетания чувственного и внечувственного опыта6.

6 Блинова Е. К. Живописная ткань поэзии Пастернака. Ч. 1. Образы русского реалистического пей-

Илл. 3. И. И. Шишкин. Река Кама близ Елабуги. 1885. Источник: https://kinohit.mirtesen.ru/blog/4383 6469234

Елена Константиновна Блинова / Elena K. BLINOVA

| Созерцание ландшафта как эмпирическая практика / Contemplation of the Landscape as an Empirical Practice |

Б. Л. Пастернак в стихотворении «На пароходе» (1914-1916) запечатлел утренний свет в сличении цвета, и, не называя его прямо, позволяет нам самим вызвать сине-зелёный и тёмно-коричневый цвета из глубины сознания.

.. .Был утренник. Сводило челюсти, И шелест листьев был как бред.

Синея оперенья селезня Сверкал за Камаю рассвет.

Это состояние полностью совпадает с мирочувствием, созданным кистью

И. И. Шишкина в картине «Река Кама близ Елабуги» (Илл. 3, 4).

Матрицей формирования образа является архитектурная композиция исторического памятника. Ю. С. Янковская отмечает7, что осознание приоритета эмоционально-чувственного мира зрителя важно при визуальном анализе и выделении морфологических характеристик архитектурного объекта, его пространственных и композиционных качеств. Исторический памятник/архитектурный объект характеризуется индивидуальной архитектурной композицией, что обеспечивает выделение в морфологии объекта природной основы, формирующей зрительное и телесно-тактильное поле восприятия; выделение в структуре образа онтологических слоёв, основанных на приоритете телесно-чувственного компонента; создание морфотипа архитектурного объекта в визуально-геометрической, феноменологической, беспредпосылочной, психологической, интеллектуальной/знаниевой перспективе.

зажа // Университетский научный журнал. - 2017. -№ 34. - С. 31-38.

7 Янковская Ю. С. Архитектурный объект: образ и морфология : автореф. дис. ... доктора архитектуры: 18.00.01 / Моск. архитектур. ин-т. - М., 2006. -56 с.

Илл. 4. Природный парк «Усть-Бельск». Место впадения реки Белая в реку Кама. Источник: https://ok.ru/iloveudmurtia/topic/151379527681297

Искусствоведческий аспект трактовки образа значим при определении субъективных значений и ценностных смыслов. Созерцание ландшафта как эмпирическая практика - это акт беспредпосылочного, непонятийного познания пространственных структур. Развивая идеи В. А. Фаворского о том, что чувство пространства мировоззренчески активно, Ю. С. Янковская убеждена, что феноменологический подход во многом предопределяет

176

Елена Константиновна Блинова / Elena K. BLINOVA

| Созерцание ландшафта как эмпирическая практика / Contemplation of the Landscape as an Empirical Practice |

исходное мировоззренческое позиционирование проектов. Процесс восприятия, рассматривание человеком архитектурного памятника в ландшафте как телесно-переживаемого объекта и есть моделирование морфотипа образа8. Так устанавливается аксиоматика архитектурной пропедевтики - наблюдение и чувственные реакции, с чем невозможно не согласиться.

Натурные исследования и наблюдение остаются значимой составляющей исследовательских полевых работ. Коллектив студентов и специалистов Архитектурно-дизайнерского студенческого проектного центра Удмуртского государственного университета под руководством доцента М. В. Курочкина при финансовой поддержке РГНФ (№ 10-04-80401) провёл ряд исследований церковного зодчества Вятской губернии - храмов, возведённых на территории современной Удмуртской республики, их объёмно-пространственных особенностей и технологии возведения и позиционирования в ландшафте. В ходе научной экспедиции при финансовой поддержке РГНФ (№ 20-01200184) с целью комплексного исследования объектов архитектурного наследия в рамках проекта «Архитектурное наследие юго-восточных уездов Вятской губернии конца XVIII - начала XX века» под руководством профессора РГПУ им. А. И. Герцена Е. К. Блиновой совместно с доцентом Т. А. Гильдиной были изучены варианты реализации композиционных приёмов памятников церковного зодчества в рамках ордерного тезауруса.

В храмовой архитектуре, сохранившейся на территориях Кировской области, юго-востока Удмуртии и северо-востока Татарста-

на было выявлено несколько типов приёмов расположения храмов на природном подиуме.

Многие церкви стоят в пологосклонных долинах с мягко очерченными водоразделами, однако, они по-разному вписаны в ландшафты в силу неявных и потому не сразу осознаваемых различий. Например, церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1837-1845) в селе Выезд расположена на увалисто-холмистом, а Преображенская церковь в селе Мазунино на пластово-горизонтальном морфологических типах междуречий. Географ увидит здесь разнообразные развитые формы рельефа - оползни, конуса выноса, обнажения коренных пород, безупречные фации осадочных пород по берегам рек.

Территория Удмуртской Республики расположена в зоне Вятско-Камской провин- 177 ции и находится в основном во внеледниковой зоне. В рельефе преобладают возвышенные холмисто-увалистые эрозионные равнины, отличающиеся живописным, влекущим взор протяжённым природным подиумом, где река Вятка пересекает центральную часть Вятских увалов с образованием излучин, а река Кама разливается в месте соединения с рекой Белой. Здесь Сарапульская возвышенность соединяется с Камско-Бельской низменностью. Эти места, поражающие ширью, диапазоном бассейна зрения и были запечатлены в эпических пейзажах И. И. Шишкина.

С целью сохранения этих уникальных природных мест в конце XX - начале XXI в. были организованы природные парки «Нижняя Кама» (1991) и «Усть-Бельск» (2001). Это чувственно понятое раздолье - уникальное место для практик по ландшафтному профилированию - одному из основных методов комплексных физико-географических исследований,

Там же.

8

Елена Константиновна Блинова / Elena K. BLINOVA

| Созерцание ландшафта как эмпирическая практика / Contemplation of the Landscape as an Empirical Practice |

разработанных в отечественной науке в середине XX в.9 Сохранение ландшафтов России как мест созерцания природного подиума - важная не только природоохранная, но и гуманитарная цель.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

После длительного влияния позитивистских идей и стремительного развития технологий наступило понимание, что мы - часть природы, а не неё главенствующая субъективно выделенная часть. Это понимание поменяло подходы к проблеме существования человека и существенно изменило просветительские тематики.

Просвещение - это обязанность педагогического сообщества. Инвайронментальное ядро современных представлений о природе не может раскрываться в дисциплинарно выделенной, условно изолированной человеческой деятельности: раздельно в художественном творчестве, экологическом образовании, географическом просветительстве, в галерейном деле, в музейной педагогике, в практике современного искусства. Очевидно, что инвай-ронментальное ядро представлений о природе является структурно трансдисциплинарным.

О. А. Науменко в своей работе «Инвай-ронментализм в медиафилософии» отмечает, что углубление экологического кризиса, зафиксированное к началу XXI в., требует нового подхода к проблеме и формирования новой парадигмы в экологическом сознании человека и общества - новой инвайронментальной парадигмы (КЕР). В рамках КЕР была расширена трактовка предмета социальной экологии, дополнено понятие экологического комплекса (экосистемы) в соответствии с изменением

9 Исаченко А. Г. Основы ландшафтоведения и физико-географическое районирование. - М.: Высшая школа, 1965. - 324 с.

спектра тем философии существования, охватившего и экзистенциализм, и философскую антропологию, и персонализм, что само по себе представляет собой новый этап в развитии социально-экологического теоретизирования. В учебнике «Философия науки. Междисциплинарные стратегии исследований» автор Е. Н. Князева отмечает, что сегодня происходит движение от междисциплинарных научных направлений - универсального эволюционизма, Большой истории, концепции есо^о-devo, биосемиотики, эволюционной эпистемологии, энактивизма и теории творчества к трансдисциплинарным актам познания природы и нашего места в ней.

Современные природные подиумы Русской равнины с извилистыми руслами больших и малых рек являются антропогенными пространствами. Считается, что, антропогенное пространство - это сумма всех целенаправленно созданных человеком следов в мире, которые семантически взаимодействуют с расположенным в актуальной доступности предметом антропогенного происхождения (артефактом), причем как в утилитарном, так и в неутилитарном дискурсах. Духовная жизнь предшествующих поколений исторически запечатлена в развитии храмостроения, в скорректированных архитектурных ландшафтах с церквами и колокольнями, поставленными на значимых участках земной поверхности, и даже в оставленных преднамеренно нетронутыми участках - природных парках, научно именуемых «территориально-природные комплексы»; эти ландшафты не оставляют нас равнодушными и ведут к их сложным образным интерпретациям. Такие интерпретации принято выстраивать в междисциплинарных образовательных и просветительских проектах. Однако

Елена Константиновна Блинова / Elena K. BLINOVA

| Созерцание ландшафта как эмпирическая практика / Contemplation of the Landscape as an Empirical Practice |

метод проектов можно трактовать и в контексте методологии трансдисциплинарности.

Метод проектов хорошо известен в России уже с 1920-х гг., и сегодня понимается как личностно-ориентированная педагогическая технология. Безусловно, этот метод, в который заложен потенциал трансдисциплинарности, является продолжением идеи крупного российского педагога С. И. Гессена, заключающейся в том, что жизнь - это путешествие, и по мере проживания жизни мы, будучи сами этой жизнью, путешествуем внутри неё; мы интериоризируем окружающие нас структуры, находим в себе эквиваленты окружению, тем самым каждый раз по-новому обнаруживая целостность мира, связность человека и среды.

В 1973 г. Д. Белл сформулировал смысл постиндустриального труда, который сводится к следующему: «В прошлом люди преимущественно взаимодействовали с природой, затем с машинами. Теперь они взаимодействуют между собой. Тот факт, что люди сегодня общаются с другими людьми, а не взаимодействуют с машинами, является фундаментальной характеристикой труда в постиндустриальном обществе. Для новых отношений характерно общение и диалог личностей, игры между людьми»10.

Сегодня мы видим, что предположения Д. Белла, идеалистические по существу, верны в том, что подлинная связь людей пролегает не через социальные сети, а остаётся трансцендентной. Мы нуждаемся в площадках общения со свободными способами выражения мнений, непосредственного чувственного обмена, эмо-

10 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Academia, 2004. - С. 42.

ционально-интеллектуальнои связи, понятой в том числе и с точки зрения философии транс-дисциплинарности. Для организации таких площадок общения необходимы: солидарность с администрацией территорий, согласованные действия студентов и преподавателей институтов и факультетов университетов, наличие реализуемых практикоориентированных образовательных программ, руководитель и программа проекта, фундаментом которой является философия трансдисциплинарности.

Если институциональные условия соблюдены, то основная ответственность лежит на руководителе - кураторе проекта, роль и деятельность которого является основополагающей в организации мероприятий данного типа. Кураторство в просветительских проектах - явление, находящееся в постоянном изменении, ищущее новые формы, средства, инструменты демонстрации, донесения информации, установления контакта с современными участниками проекта и зрителями.

Кураторство - сфера аналитической работы, необходимой для формирования альтернативного, критического, независимого знания о чём-либо. В идеале такие художественные продукты как выставки и фестивали должны демонстрировать это знание, а также выступать посредниками между профессиональной и более широкой публикой, придавая новую энергию формам презентации знания.

В. А. Мизиано - автор многочисленных публикаций о теории и практике кураторства, основатель и первый главный редактор международного издания "Manifesta Journal", один из ключевых участников московской художественной жизни 1990-х гг. Среди его главных достижений - кураторский проект «Мастер-

179

Елена Константиновна Блинова / Elena K. BLINOVA

| Созерцание ландшафта как эмпирическая практика / Contemplation of the Landscape as an Empirical Practice |

ская визуальной антропологии», проект, трансдисциплинарный по существу.

По мнению В. А. Мизиано «...кураторский проект оборачивается созданием сообщества, и каждый новый проект порождает новое сообщество. В той мере, в какой эти проекты разворачиваются во времени, они производят опыт совместного проживания. И, наконец, в той мере, в какой куратор кладёт в основу каждого своего проекта некие новые принципы и передаёт художникам новые средства производства, он вырабатывает новый беспрецедентный опыт проживания. Говоря иначе, конечной целью кураторских проектов является порождение новых форм жизни». Этот тезис полностью перекликается с идеей С. И. Гессена и применим не только к художественным проектам, но и к научно-просветительским.

Наиболее значимые идеи в области кураторской деятельности в теоретическом аспекте заложены в работах швейцарского критика и куратора Х.-У. Обриста, искусствоведа, доктора культурологии М. В. Бирюковой, доктора педагогических наук В. А. Ситарова, российского географа и эколога, доктора географических наук Б. Б. Прохорова, С. П. Бань-ковской и Е. М. Соколовой, исследующих направления инвайронментализма. А. В. Алейников и М. Д. Сущинская уделяют внимание трём основным направлениям: региональный туризм, кураторская деятельность и социальная экология.

Куратор - это деятель, который в первую очередь формулирует проблему, создаёт условия для нового взгляда на неё, формирует просветительскую сверхидею и концепцию проекта. Подготовка кураторов, владеющих методологией трансдисциплинарно-

сти - специальная задача высшей педагогической школы. Такие задачи решаются, в частности, в сетевой образовательной программе подготовки магистров «Региональный культурно-познавательный туризм», реализуемой совместно в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена и во Владимирском государственном университете имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых по направлению подготовки 050100.68 - Педагогическое образование. Для этой программы был разработан и опубликован специальный учебно-методический комплекс.

Проекты фестивалей на сегодняшний день являются наиболее востребованной и динамичной формой представления науки и искусства в условиях современной культуры. Подобная форма не ограничивается непосредственной выставкой произведений искусства, в том числе произведений Сайнс арта (Science art) - области современного искусства на стыке художественного и научного, творческого и технологического, использующего научные и исследовательские методы, но и включает в себя разнообразные культурные мероприятия в пределах определённой тематики. Основным принципом реализации такого фестиваля, события должен быть принцип трансдисцили-нарности. Алгоритм управления проектом состоит из взаимосвязанных между собой элементов. Каждый элемент включает в себя ряд разделов, которые вместе отражают всестороннюю подготовку различных направлений фестиваля, связанных трансдисциплинарной идеей.

Термин «современное искусство» по своей сути очень широк, многогранен и предполагает множество различных трактовок.

Елена Константиновна Блинова / Elena K. BLINOVA

| Созерцание ландшафта как эмпирическая практика / Contemplation of the Landscape as an Empirical Practice |

Также он подразумевает под собой огромное количество течений и направлений, ставших результатом нестрогой эмпирической практики и составляющих единый срез культуры, отражающий потребности настоящего времени. Фестиваль призван отобразить все возможные стороны феномена «современное искусство», познакомить участников с различными его направлениями и дать возможность самим почувствовать себя частью этого процесса, приобщившись к творчеству.

С течением времени работа куратора вбирает в себя все больший и больший круг знаний и обязанностей. Очевидно, что поле деятельности куратора гораздо шире, чем манипуляции с художественными объектами и размещением их в пространстве.

Подобные проекты - масштабные культурные события; они, как правило, возникают в связи с определёнными социальными кризисами, в ситуации общественной нестабильности, слабой отзывчивости населения на свою собственную неустроенность, и призваны вынести на обсуждение возникающую проблему. Такие проекты могут проходить с определённой периодичностью.

Разработка масштабного по силе воздействия проекта требует и значимого регионального места события.

Волхов - река, крупная гидрологическая составляющая Ильмень-Волховского бассейна Северо-Запада России. Красивая река лежит вдоль старинных русских путей, и сама является судоходной трассой. Более тридцати рек и притоков впадают в Волхов. Волховская ГЭС - исторический памятник науки и техники, а здание гидростанции является объектом архитектурного наследия. Однако Волховский район Ленинградской области сегодня мало

посещается туристами, в первую очередь, из-за слабого развития социокультурной составляющей жизни региона. Пассивность населения, невыраженная гражданская позиция - эти признаки отстранённости населения и, в частности, молодежи от КЕР, есть результат недостаточно развитой инфраструктуры в части искусства, творчества, просветительства, результат однообразия в проведении досуга и отсутствия крупных культурных программ, поддерживающих и сохраняющих интерес жителей и гостей города Волхова к региональной культуре, традициям Волховского региона, к состоянию экосистем и гидроресурсов, испытывающих сильное антропогенное воздействие. В качестве причин такой пассивности можно выделить: недостаточное количество институций и культурно-образовательной среды с выраженным региональным содержанием, материальной поддержки со стороны административных органов региона, но самое главное - нет внятного проектирования событий.

С точки зрения представления о современной кураторской работе магистерская работа М. Д. Мильч «Проект организации фестиваля современного искусства как ресурс развития Волховского региона», выполненная под руководством Е. К. Блиновой на факультете изобразительного искусства РГПУ им. А. И. Герцена, не потеряла своей актуальности. Работа основывается на идее формирования экологического сознания и, в частности, переосмысления роли воды в жизни отдельного человека и мирового сообщества, идее охраны вод. Методика данного проекта в целом лежит в русле трансдисциплинарной парадигмы и разворачивается на широком эмпирическом поле.

Елена Константиновна Блинова / Elena K. BLINOVA

| Созерцание ландшафта как эмпирическая практика / Contemplation of the Landscape as an Empirical Practice |

Особое внимание уделяется месту реализации проекта - ныне не использующейся территории усадьбы Стуглево, которая находится на территории города Волхова. Усадьба Стуглево имеет богатую историю и известна с середины XVIII в. Располагаясь в центральной части города и представляя интерес как для специалистов, так и для гостей и жителей города, усадьба может стать площадкой для размещения кластера проекта в рамках дисциплинарных практик, таких как пленэр, искусство фотографии, картографирование и других практик в области геоинформатики, палеоботаники, а также познавательного и эко-туризма. Программу «Охрана вод» можно разрабатывать как постоянное содержание кросс-культурной методики организации региональных проектов.

Основу отдельного сектора проекта -фестиваля - могут составить выставки художников по направлениям: живопись и графика, искусство кино и фотографии, видео-арт и инсталляция; также особенно важны встречи с художниками и искусствоведами в формате бесед и лекций на тему современных тенденций в искусстве и их истоков, а написание сценария для видеороликов съёмки местности с квадрокоптера может стать мини-учебным курсом. Фестиваль средствами различных направлений искусства раскрывает его участникам разностороннюю значимость воды и водных ресурсов планеты, предлагает отойти от обыденных представлений о воде и познакомиться с её уникальными свойствами.

Важнейшей частью фестиваля станет проведение параллелей между современным искусством и художественными традициями региона. Это может быть осуществлено через размещение секций фестиваля как на элемен-

тах природно-ландшафтного пространство вокруг города Волхова, так и на непосредственных городских площадках по согласованию с администрацией. Такой площадкой может выступить Волховский филиал РГПУ им. А. И. Герцена.

«Проект организации фестиваля современного искусства как ресурс развития Волховского региона» может служить примером создания региональной программы социокультурной направленности для других областей России.

Сама методология проектной деятельности, основанной на трансдисциплинарных идеях, требует специального подхода, отличного от механистичного подхода к формированию дисциплинарных секций. Дж. К. Джонсон назвал эту разницу подходов к организации «грубый операционализм или коллективное озарение», и в своей работе «Методы проектирования», являющейся введением в системотехнические методы проектирования, указывал на расчленённый трехступенчатый процесс проектирования: дивергенция, трансформация, конвергенция. Перспективы восстановления единства, исследуемого в ходе практики предмета, зависят от разнообразия средств, форм и методов работы, обеспечивающих доступность информации для людей с различным уровнем подготовки к её восприятию. Основное средство решения вышеизложенных задач - использование интегрированных занятий, мастер-классов различных направленностей: творческих, спортивных, обучающих для приобщения широкой аудитории к проблемам существования человека в мире.

Метод проектов, построенный на программном эмпиризме, трансдисциплинарной методологии, на дивергентном мышлении,

Елена Константиновна Блинова / Elena K. BLINOVA

| Созерцание ландшафта как эмпирическая практика / Contemplation of the Landscape as an Empirical Practice |

позволяет сформировать инвайронментальное мировоззрение и предложить гуманитарные подходы к сохранению природного и культурного наследия, увеличить интерес туристов к региону, сформировать повестку региональной идентичности, создать условия для улучшения сферы культуры через погружение в атмосферу науки, искусства, творчества.

В образовательных проектах, реализуемых в практиках учебных планов вузов, найдут место и эмпирическое пространство, и пространство климатических зон, и признаковое пространство растений, и геопространство, и архитектурное пространство, и световое пространство, и колористическое пространство, и пространство апертурных цветов - иначе говоря, переведённое в образы тотальное пространство, увиденное и чувственно воспринятое в природном и в антропогенном ландшафтах.

Список литературы

1. Алейников A. В. Роль событийного туризма в развитии туристского потенциала региона: отечественный и зарубежный опыт // Вестн. Национальной акад. туризма. - 2010. - № 2. - С. 3537.

2. Алейников А. В. Анализ туристского потенциала Санкт-Петербурга как центра событийного туризма России // Известия СПбГУ экономики и финансов. - 2012. - № 2. - С. 46-49.

3. Алексеева О. В. Событийный туризм и ивент-менеджмент // Российское предпринимательство. - 2011. - № 6 (вып. 2). - С. 167-172.

4. Баньковская С. П. Инвайронментальная социология / Латв. АН. Ин-т философии и социол. -Рига: Зинатне, 1991. - 128, [2] с.

5. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Academia, 2004. - CLXX, 783, [2] с.

6. Бирюкова М. В. «Куратор как художник» и «выставка как произведение искусства» в западной культуре второй половины ХХ в. Ха-ральд Зееман и его выставочные проекты // Общество. Среда. Развитие. (Terra Humana). -2010. - T. 3 (16). - С. 181-185.

7. Бирюкова М. В. Критерии отбора объектов современного искусства для масштабного выставочного проекта. Кассельская Документа-5 // Антипова Т. Б., Бирюкова М. В., Гончаров С. А. Философия и культурология в современной экспертной деятельности: коллективная монография. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. - С. 250-257.

8. Блинова Е. К. Живописная ткань поэзии Пастернака. Ч. 1. Образы русского реалистического пейзажа // Университетский научный журнал. - 2017. - № 34. - С. 31-38.

9. Блохин А. Л. Метод проектов как личностно-ориентированная педагогическая технология : автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Рост. гос. пед. ун-т. - Ростов-на-Дону, 2005. -24 с.

10. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.

11. Гребцов М. Р. Сезонные особенности эколого-токсикологического режима Волховской губы Ладожского озера // Вопросы нормативно-правового регулирования в ветеринарии. -2013. - № 4. - С. 65-69.

12. Дзех А. В. Энвайронментализм как новая концепция отношения к природе // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по мат. XLIV-XLV международной научно-практической конференции. - Новосибирск : СибАК, 2015. - № 44-45. - С. 59-64.

13. Добрынин Н. Ф. О теории и воспитании внимания // Психология внимания : хрестоматия / ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2001.- С. 518-533.

14. Исаченко А. Г. Основы ландшафтоведения и физико-географическое районирование. - М.: Высшая школа, 1965. - 324 с.

183

Елена Константиновна Блинова / Elena K. BLINOVA

| Созерцание ландшафта как эмпирическая практика / Contemplation of the Landscape as an Empirical Practice |

15. Катерный И. В. Инвайронментализм в социальной философии: методологические и мировоззренческие аспекты : автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Моск. пед. гос. ун-т. -М., 2004. - 16 с.

16. Кагаров Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л.: Брокгауз-Ефрон, 1926. - 88 с.

17. Князева Е. Н. Философия науки. Междисциплинарные стратегии исследований: учебник для бакалавриата и магистратуры. - М.: Юрайт, 2019. - 289 с.

18. Манин В. О значении творчества И. И. Шишкина // Искусство. - 1982. - № 1. - С. 51-61.

19. Мизиано В. Пять лекций о кураторстве. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. - 254 с.

20. Науменко О. А. Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века / Рос. акад. наук, Инт философии; [отв. ред.: Л. Б. Баженов]. - СПб.: Изд-во Рус. христиан. гуманитар. ин-та, 1999. -280 с.

21. Науменко О. А. Инвайронментализм в медиа-философии // Медиафилософия / Санкт-Петербургское философское об-во. - СПб., 2009. Т. 2, № 2. - С. 43-47.

22. Пастернак Б. Л. Близнец в тучах. - М.: Лирика, 1914. - 48 с.

23. Синявский А. Поэзия Пастернака // Б. Пастернак. Стихотворения и поэмы. - М.; Л.: Советский писатель, 1965. - С. 9-62.

24. Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Academia, 2000. -274, [1] с.

25. Слюсарев В. Н., Осипов А. В., Баракина Е. Е. Ландшафтоведение: учебник. - Краснодар: КубГАУ, 2018. - 188 с.

26. Соколова М. Е. Энвайронментализм в начале XXI века: реферативный обзор // Политическая наука. - 2010. - № 2. - С. 218-233.

27. Сущинская М. Д. Культурный туризм: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПБГУЭФ, 2010. - 127 с.

28. Обрист Х. У. Краткая история кураторства. -М.: Ад Маргинем Пресс, 2012. —256 с.

29. Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие / сост. : Е. Б. Мурина, Д. Д. Чебанов; вступ. ст.: Г. К. Вагнер. - М.: Советский художник, 1988. - 588 с.

30. Холмогорова O. B. Кураторские стратегии 1990-х // Художественная культура 20 века: развитие пластических искусств: сб. ст. - М.: Рус. Слово, 2002. - С. 335-351.

31. Шолохова В. В. Событийный туризм как фактор регионального развития // Образование. Наука. Науч. кадры. - 2012. - № 4. - С. 204206.

32. Яковец Ю. В. Школа русского циклизма: истоки, этапы развития, перспективы : докл. на XI Междисциплинар. дискуссии. - М.: Международный фонд Н. Д. Кондратьева, 1998. - 79 с.

33. Янковская Ю. С. Архитектурный объект: образ и морфология : автореф. дис. ... доктора архитектуры: 18.00.01 / Моск. архитектур. ин-т. -М., 2006. - 56 с.

34. Ярхэм Р. Как читать ландшафты. Интенсивный курс по изучению природных ландшафтов. -М.: РИПОЛ Классик, 2013. - 256 с.

References

• Alekseeva O. V. Sobytiinyi turizm i ivent-menedzhment. (Event tourism and event management). Rossiiskoe predprinimatel'stvo. 2011, no. 6 (iss. 2), pp. 167-172. (In Russian).

• Blinova E. K. Zhivopisnaia tkan' poezii Paster-naka. Chast' 1. Obrazy russkogo realisticheskogo peizazha (The pictorial texture of Pasternak's poetry. Part 1. Images of Russian realistic landscape). Universitetskii nauchnyi zhurnal. 2017, no. 34, pp. 31-38. (In Russian).

• Blokhin A. L. Metod proektov kak lichnostno-orientirovannaia pedagogicheskaia tekhnologiia : avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk. (The project method as a personality-oriented pedagogical technology: Abstract of Ph. D. of Pedagogic

184

Елена Константиновна Блинова / Elena K. BLINOVA

| Созерцание ландшафта как эмпирическая практика / Contemplation of the Landscape as an Empirical Practice |

Sciences thesis). Rostov-on-Don, 2005, 24 p. (In Russian).

Gessen S. I. Osnovy pedagogiki. Vvedenie v pri-kladnuiu filosofiiu. (Fundamentals of Pedagogy. Introduction to applied philosophy). Moscow, Shkola-Press Publ., 1995, 448 p. (In Russian).

Dobrynin N. F. O teorii i vospitanii vnimaniia (About theory and education of attention). Psikhologiia vnimaniia. Moscow, CheRO Publ., 2001, pp. 518-533. (In Russian).

Dzekh A. V. Envaironmentalizm kak novaia kontseptsiia otnosheniia k prirode. (Environmen-talism as a new concept of relationship to nature). Aktual'nye voprosy obshchestvennykh nauk: sotsiologiia, politologiia, filosofiia, istoriia. Novosibirsk: SibAK Publ., 2015, no. 44-45, pp. 59-64. (In Russian).

Favorskii V. A. Literaturno-teoreticheskoe nasledie. (Literary and theoretical heritage). Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1988, 588 p. (In Russian).

Iakovets Iu. V. Shkola russkogo tsiklizma: istoki, etapy razvitiia, perspektivy. (School of Russian cy-clism: origins, stages of development, perspectives). Moscow, Mezhdunarodnyi fond N. D. Kon-drat'eva Publ., 1998, 79 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Iankovskaia Iu. S. Arkhitekturnyi ob"ekt: obraz i morfologiia : avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni doktora arkhitektury. (Architectural object: image and morphology: Abstract of Doctor's degree of Science in Architecture dissertation). Moscow, 2006, 56 p. (In Russian).

Iarkhem R. Kak chitat' landshafty. Intensivnyi kurs po izucheniiu prirodnykh landshaftov. (How to read landscapes. Intensive course in the study of natural landscapes). Moscow, RIPOL Klassik Publ., 2013, 256 p. (In Russian).

Kagarov E. G. Metod proektov v trudovoi shkole. (Project method in labor school). Leningrad, Brokgauz-Efron Publ., 1926, 88 p. (In Russian).

Katernyi I. V. Invaironmentalizm v sotsial'noi filosofii: metodologicheskie i mirovozzrencheskie aspekty: avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata filosofskikh nauk. (En-vironmentalism in social philosophy: methodolog-

ical and worldview aspects: Abstract dissertation on competition of sciences degree PhD in Philosophy). Moscow, 2004, 16 p. (In Russian).

Kholmogorova O. B. Kuratorskie strategii 1990-kh. (Curatorial strategies of the 1990s). Khudozhestvennaia kul'tura 20 veka: razvitie plas-ticheskikh iskusstv, Moscow, Russkoe slovo Publ., 2002, pp. 335-351. (In Russian).

Kniazeva E. N. Filosofiia nauki. Mezhdistsipli-narnye strategii issledovanii. (Philosophy of Science. Interdisciplinary research strategies). Moscow, Iurait Publ., 2019, 289 p. (In Russian).

Manin V. O znachenii tvorchestva I. I. Shishkina. (About the significance of I. I. Shishkin's creativity). Iskusstvo, 1982, no. 1, pp. 51-61. (In Russian).

Naumenko O. A. Problema tsennostnogo statusa nauki na rubezhe XXI veka. (The problem of the status value of science at the turn of the 21st century). Saint Petersburg, Russkii khristianskii gumanitarnyi institut Publ., 1999, 280 p. (In Russian).

Siniavskii A. Poeziia Pasternaka. (Poetry of Pasternak). Boris Pasternak. Stikhotvoreniia i poemy. Moscow, Leningrad, Sovetskii pisatel' Publ., 1965, pp. 9-62. (In Russian).

Sholokhova V. V. Sobytiinyi turizm kak faktor re-gional'nogo razvitiia. (Event tourism as a regional development factor). Obrazovanie. Nauka. Nauch-nye kadry, 2012, no. 4, pp. 204-206. (In Russian).

Sliusarev V. N.; Osipov A. V.; Barakina E. E. Landshaftovedenie. (Landscape science). Krasnodar, Kubanskii gosudarstvennyi agrarnyi universi-tet Publ., 2018, 188 p. (In Russian).

Sokolova M. E. Envaironmentalizm v nachale XXI veka. (Environmentalism in the early 21st century). Politicheskaia nauka, 2010, no. 2, pp. 218233. (In Russian).

185

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.