Научная статья на тему 'ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗЕРЦАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАНИЯ МИРА'

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗЕРЦАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАНИЯ МИРА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
428
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ВЕКТОР ПОНИМАНИЯ СОЗЕРЦАНИЯ / ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ / МЫШЛЕНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗЕРЦАНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИНТУИЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ / VECTOR OF UNDERSTANDING CONTEMPLATION / SENSORY COGNITION / THINKING / AESTHETIC CONTEMPLATION / INTELLECTUAL INTUITION / EMOTIONAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Абасова Бесханум Адиловна

В теории познания категория созерцания занимает особое место, однако до сегодняшнего дня она не представляется достаточно точной, ясно осознанной, понимаемой адекватно. Краткий обзор взглядов известнейших философов показывает, что существует разнонаправленность векторов понимания созерцания. С одной стороны, его относят к чувственному познанию; с другой стороны, в философии есть утверждение, что оно является актом мышления; многие ставят параллель между интеллектуальным созерцанием и интеллектуальной интуицией и так далее. Эстетическое созерцание в своём конкретном бытии всегда индивидуально и непосредственно, оно локализовано и в конкретном пространстве и времени. Эстетическое созерцание содержит в себе рациональные и иррациональные моменты, непосредственное и опосредованное знание и эмоциональное переживание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aesthetic contemplation as a way of knowing the world

In the theory of knowledge, the category of contemplation occupies a special place, but until today it does not seem to be sufficiently accurate, clearly realized, and understood adequately. A brief review of the views of the most famous philosophers shows that there is a multidirectional vector of understanding contemplation. On the one hand, it is referred to as sensory cognition; on the other hand, there is a claim in philosophy that it is an act of thought; many put a parallel between intellectual contemplation and intellectual intuition, and so on. Aesthetic contemplation in its concrete being is always individual and direct, it is localized in a specific space and time. Aesthetic contemplation contains rational and irrational moments, direct and indirect knowledge, and emotional experience.

Текст научной работы на тему «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗЕРЦАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАНИЯ МИРА»

AESTHETIC CONTEMPLATION AS A WAY OF KNOWING THE WORLD

Abasova Beskhanum Adilovna, Postgraduate student, Department of Philosophy, Dagestan state technical University, Makhachkala, Republic of Dagestan

In the theory of knowledge, the category of contemplation occupies a special place, but until today it does not seem to be sufficiently accurate, clearly realized, and understood adequately. A brief review of the views of the most famous philosophers shows that there is a multidirectional vector of understanding contemplation. On the one hand, it is referred to as sensory cognition; on the other hand, there is a claim in philosophy that it is an act of thought; many put a parallel between intellectual contemplation and intellectual intuition, and so on. Aesthetic contemplation in its concrete being is always individual and direct, it is localized in a specific space and time. Aesthetic contemplation contains rational and irrational moments, direct and indirect knowledge, and emotional experience.

Keywords: vector ofunderstanding contemplation; sensory cognition; thinking; aesthetic contemplation; intellectual intuition; emotional experience.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗЕРЦАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАНИЯ МИРА

©Абасова Б.А., 2020 В теории познания категория созерцания занимает особое место, однако до

сегодняшнего дня она не представляется достаточно точной, ясно осознанной, понимаемой адекватно. Краткий обзор взглядов известнейших философов показывает, что существует разнонаправленность векторов понимания созерцания. С одной стороны, его относят к чувственному познанию; с другой стороны, в философии есть утверждение, что оно является актом мышления; многие ставят параллель между интеллектуальным созерцанием и интеллектуальной интуицией и так далее. Эстетическое созерцание в своём конкретном бытии всегда индивидуально и непосредственно, оно локализовано и в конкретном пространстве и времени. Эстетическое созерцание содержит в себе рациональные и иррациональные моменты, непосредственное и опосредованное знание и эмоциональное переживание.

Ключевые слова: вектор понимания созерцания; чувственное познание;мышление; эстетическое созерцание; интеллектуальная интуиция; эмоциональное переживание.

УДК 101 + 18 ВАК РФ 09.00.01

АБАСОВА Бесханум Адиловна, аспирант, кафедра Философии, Дагестанский государственный технический университет, Махачкала, Республика Дагестан

Большую роль в научном познании играет интуиция. Созерцание, понимаемое как усмотрение непосредственного знания, составляет сущность интуиции. В.Ф. Асмус в работе "Проблема интуиции в философии и математике" определяет интуицию следующим образом: "Это знание, представляющее собой прямое усмотрение истины, то есть усмотрение объективной связи вещей, не опирающееся на доказательство" [1,34].

В философской литературе под интуицией подразумеваются различные феномены познавательного процесса. Но при достаточно строгом научном подходе можно чётко разделить два основных вида интуиции: чувственную и интеллектуальную. Эти виды интуиции исследуются в работах В.Ф. Асмуса, A.B. Брушлинского, М. Бунге, Б.М. Кедрова, A.A. Налчаджяна и др.

Чувственная интуиция - это непосредственное усмотрение истины с помощью органов чувств,"... это есть знание чувственное в отношении источника познания" [1,3]. Чувственная интуиция не сводима к какому- либо определённому ощущению, она есть восприятие, то есть даёт целостный нерасчленённый образ. Чувственная интуиция возникает как синтез ощущений и актуализация прошлых знаний, но сам процесс обобщения осуществляется бессознательно. Как вид созерцания, чувственная интуиция - акт индивидуального познания и она непосредственно не передаётся другому ин-

** Статьи Раздела соответствуют отрасли - 09.00.00 Философские науки, по которой KANT включен в список рецензируемых журналов ВАК России.

дивиду. М. Бунге считает чувственную интуицию "быстрым отождествлением предмета, явления или знака", зависящим "от остроты восприятия субъекта,его памяти, сообразительности, опыта... информированности" и установки [5,94]. Чувственная интуиция даёт объект, не постигая его понятийно.

Тем не менее, научные знания, в конечном счёте, опираются на чувственную интуицию как на источник познания. В частности, интуитивное восприятие пространства и времени играет важную роль в создании математических аксиом и постулатов.

Интеллектуальная интуиция - это непосредственное постижение ума. Исследуя характер интеллектуальной интуиции, В.Ф. Асмус отмечает, что постижение ума не тождественно с чувственным "видением", "созерцанием". "Ум, конечно, ничего не видит, не созерцает в прямом смысле этого слова" [1. 5]. Для Асмуса "интеллектуальное созерцание" есть просто образное выражение, в котором кроется глубокий смысл. Оно содержит, во-первых, мысль о происхождении абстракций и постижении ума из лежащих в их основе чувственных созерцаний; во-вторых, мысль о том, что в составе постижений ума имеются истины, которые ум признаёт не на основе доказательства, а просто усмотрением мыслимого в них содержания. Достаточно вникнуть в это содержание - и тотчас возникает непреложное сознание его истинности. Такие истины хоть и не созерцаются, как говорит Асмус, чувственным зрением, однако осознаются как истины, непосредственно отражающие действительность. От чувственных интуиций, по его мнению, их отличает именно интеллектуальный характер постижения.

Подчёркивая непосредственный характер получения знания как "озарения", A.A. Баталов отмечает, что здесь речь может идти не об "интеллектуальном мышлении", а именно об "интеллектуальной интуиции" [2,125].

"В философском рационализме,- читаем мы у Н. Бердяева, - отразилась греховная раздробленность духа. Ни природа реальности, ни природа свободы, ни природа личности не могут быть постигнуты рационалистически, эти идеи и предметы эти вполне трансцендентны для всякого рационалистического сознания, всегда представляют иррациональный остаток. Потому что поистине: рациональная реальность, рациональная свобода, рациональная личность - лишь призраки отвлечённой, самодовлеющей мысли" [4,114]. Однако известно, что любой акт познания имеет всегда и ирра-

циональные, и рациональные стороны. Наука как творчество не обходится без интуиции и вдохновения. Искусство также содержит в себе рациональные моменты, хотя они являются для него скорее внешними, чем сущностными. Любое познание, действие, восприятие есть синтез этих двух сторон интеллекта. Для достижения "цельного знания" также необходимо сочетание иррационализма с рационализмом. Таким моментом объединения двух этих сфер познания, на наш взгляд, является эстетическое созерцание.

Интуиция имеет противоречивую природу: внезапность озарения, неожиданность догадки предполагают предварительную сознательную работу и волевые усилия по накоплению информации, из которой "озарение", однако, не следует логическим путем, но без которой оно произойти не может [6.83].

Эстетическое созерцание является формой г особого, "чистого", лишенного практических интересов контакта с чувственно представленным явлением, мгновенного узнавания в нем возможности получить специфическую духовно стоящую информацию, которая неминуемо будет переживаться, привлекая в этот процесс всю личностную целостность реципиента. Эта информация не является логически-познавательной, а эстетическое созерцание как таковое не является рефлексией. Последняя может следовать за созерцанием, фиксируя в сознании пережитый результат, его позитив и желание нового контакта с явлением, его актуализировавшим.

В то же время эстетическое созерцание запускает внутренний механизм эстетического наслаждения, во многих случаях даже катарсиса, что непременно сопровождает этот интенсивный духовный процесс. Эстетическое созерцание, следовательно, оказывается состоянием-процессом, единственной причиной и целью которого является лишь полное чувственно-духовное погружение в образ явления, схваченный в данный момент; даже эстетическое наслаждение, сопровождающее этот процесс, является не первичным стимулом, а только следующим следствием вхождения в него.

Эстетическое созерцание объединяет в себе признаки процесса и состояния [3]. Определенная временная протяженность,эмоциональная динамика переживания характеризует процессуальную его сторону. Вместе с тем, переход в некоторое отстраненное от ежедневной реальности измерение бытия и дальнейшее пребывание в нем,удивительная внут-

О си о си

I—

Q-<

=г со

сдмт С

S

117

ренняя сосредоточенность (не интеллектуально познавательная, а интуитивно- духовная) на эстетических качествахявления, даже больше - глубокое погружение и полное растворение собственного "я" в объекте созерцания с последующим переживанием этого уникального синтеза как формы особой наполненности собственного бытия - определяет эстетическое созерцание как специфическое состояние пребывания в высшем, сверхреальном измерении чисто духовного существования, последствием чего становится катарсическая гармонизация личностной сущности.

Эта специфика созерцания особенно акцентируется религиозной христианской эстетикой как свидетельство возможности присоединения к Божественному абсолюту с помощью явлений сакрального искусства -прежде всего иконописи и духовных песнопений.

Эстетическое созерцание - процесс очень личностный, внутренне индивидуальный - напрямую зависит отуровня развития эстетического сознания и шкалы духовных ценностей человека: "Созерцание - это когда в зрачках есть волшебный огонь. Огонь, что прожигает насквозь все плотное, суетливое и временное. Тот огонь, который взращивает твое "Я", купая его в бесконечности".

Войти в созерцательное состояние-процесс можно только в случае глубинного резонанса между эстетическими идеалами реципиента и выявленными эстетическими характеристиками явления. Продолжительность и интенсивность подобного резонирования определяется также чувственной активностью личности, уровнем способности эмоционально реагировать на эстетические качества явлений как на свидетельство безусловной их ценности для созерцающего.

Эстетическое созерцание не тождественно эстетическому наблюдению - несмотря на некоторую внешнюю схожесть обоих процессов (сосредоточенность на выделенных эстетическим сознанием объектах, оценку их духовной стоимости, получение эстетического удовольствие от чувственного с ними контакта). Наблюдение демонстрирует выраженный познавательный характер, оно является способом выявления и исследования становления, проявления, взаимодействия, трансформации эстетических качеств объектов, реализуя анали-тико-критическую направленность нашего интеллекта.

В эстетическом же созерцании оценка (всегда положительная, так привнесение эмоцио-

нального негатива неизбежно его прерывает, уничтожая самоуглубленно-отстраненную его сущность) присутствует в скрытой форме, как не отличающийся сопутствующий атрибут переживания наслаждения. В наблюдении качество оценки не только переживается, но и осознается умственно, нередко объективируясь в суждении, больше того - определенная (как положительная, так и отрицательная) предполагаемая или же исследуемая оценка явления части и становится основным мотивом осуществления эстетического за ним наблюдения.

Наблюдение может стать непосредственным продолжением чистого созерцания или как следствие стимулироваться раньше пережитым впечатлением от него - как это нередко бывает в творческом процессе художников: интенсивность созерцательного впечатление вдохновляет на дальнейшее детальное наблюдение и творение на этой основе художественно-образного ряда будущего произведения, способном, в свою очередь, сыграть роль объективной основы следующемузрительско-му, массовому, читательскому - созерцанию закрепленной произведением художественной идеи.

Эстетическое созерцание является формой проявления и способом активизации духовной сущности человека. Вместе с тем, субъект-объектный его характер заставляет с особым вниманием отнестись к проблеме сохранения, создания, экспонирования самых объектов эстетического созерцания, без надлежащих качественных характеристик которых не может быть сохранена и важна внутренняя сущность самого процесса.

Традиционный контекст эстетического созерцания представляет природа, искусство и общекультурная среда. Вместе с тем, каждая из отмеченных сфер демонстрирует свою специфику внутреннего формально-структурного насыщенного конкретными эстетическими объектами, качественного их разнообразия, зависимости от социокультурных тенденций эпохи, ориентированности на удовлетворение высших духовных потребностей человека: -неоднородный и неоднотипный набор необходимых характеристик, что в итоге и приводит к широкой вариативности культурно-исторических проявлений и результатов эстетического созерцания. Наиболее плодотворным для вхождения в состояние эстетического созерцание контекстом, безусловно, является природа в своем первично- неприкосновенном, лишенном утилитарно-прагматической окраски виде. По сути, только явле-

ния природы по своим эстетическим характеристикам способны, удовлетворяя требование Канта "нравиться всем", признаваться универсальной духовной ценностью и, небезосновательно претендуя на статус абсолютной красоты, так мощно и эмоционально-положительно стимулировать вхождение в состояние эстетического созерцания, поднося к особым духовным потрясениям и прозрениям: "созерцая дерево, я осознаю мир и себя".

Эстетическая уникальность природы питала течение множества культурных периодов теории художественного мимезиса - подражания в образном создании форм и эстетичных качеств природных объектов, - важным тезисом которой было требование создания по образцам, законами, способами действия природы как высшего эстетического авторитета.

Способность природных явлений непринужденно вводить человеческую психику в одухотворенную созерцательность обусловила несметное богатство тем, сюжетов, образов, положенных в основу многочисленных произведений различной видовой и жанровой направленности. Природное окружение своей неограниченностью искусственными пространственными рамками, величественным существованием в вечной преемственности жизни, полной безгранично спокойной отстраненностью от практичности актуальных на данный момент человеческих проблем заставляет оставить их как достойных присутствия в высшей совершенства бремя, вспомнить об истинном духовном ядре своей сути и вернуться к переживанию себя как органической частицы этой вечной совершенства.

Однако зависимость современного человека от условий культурно-цивилизационного окружения превращает созерцательное общение с природой в отдельные непересекающиеся, но не слишком часто повторяющиеся эпизоды жизни. Более привычным становится для нас, например, урбанистическое, окружение - элементы его, проникая в сферу природы, нивелируют первоначальную неприкосновенность ее форм, влияя своим характеристикам на нашу созерцательную способность.

Поскольку непосредственное культурное окружение создается в отличие от природной данности, самими людьми, невольно каждый потенциальный субъект эстетического созерцания попадает в зависимость от господствующего идеала эпохи, модных тенденций, вкусов архитекторов, дизайнеров, модельеров, людей близкого и дальнего окружения, которые насыщают пространство обитания многочисленным эстетическими формами - зданий,

интерьеров, транспорта, одежды, бесчисленных бытовых предметов, демонстрации которых наполняет наш созерцательный контекст.

Кроме проблемы совпадения или несовпадения качественных характеристик предлагаемой культурной эстетосферы с нашими эстетическими предпочтениями, напрямую влияет на саму созерцательную вероятность, что в современном ежедневном контексте заложен ряд новых проблемных ситуаций, которые, как оказывается, подавляют или полностью уничтожают исходные предпосылки эстетического созерцания, переводя его в качественно иную плоскость проявления.

Отметим, что эстетическое созерцание предполагает определенную временную преемственность непринужденной эмоционально-духовной сосредоточенности на объекте или объектах, обозначенных соответствующим комплексом важных для реципиента эстетичес-. ких характеристик, создание и сохранение ус-" ловий никак отвлечения от них, абстрагирование от посторонних раздражителей. Приходится, к сожалению, констатировать, что современная культурная ситуация во многих случаях делает невозможным духовную полноценность эстетического созерцания; деформация объективной основы этого важного для человека процесса неминуемо приводит к нивелированию самого смысла и итогового негативизма полученных результатов.

Глубокое убеждение в целебном действии созерцательных практик свойственно религиозно-философским учениям - христианству, даосизму, буддизму, индуизму, в контексте которых созерцание называется различными понятиями: молитвенностью, медитация, нирвана, самоуглубление. При этом собственно эстетический аспект созерцания признается особо доступным и действенным. Не случайно все религии привлекают в свою сакрально-культовую сферу многочисленные эстетические компоненты - архитектурные, живописные, скульптурные, музыкально-звуковые, поэтично-словесные.

Подытоживая изложенное, отметим, что созерцание является уникальным и максимально органичным способом реализации внутреннего потенциала личности в духовном измерении бытия. Это уникальный способ погружения сознания в глубины собственного духовного ядра, активного восстановления необходимой, однако в основном разрушенной целостности психики и сбалансированности ее деятельности, эффективного приумножения сил, преодоления экзестенционной раздвоенности человека.

О си о си

I—

О-<

=г со

сдмт С Ё

119

Эстетическое,художественное созерцание мы понимаем как усмотрение смысла произведения - единство чувственной и интеллектуальной деятельности. Не только отражение объекта, но его переживание.

Литература:

1. Асмус В. Ф. Проблема интуиции в философии

и математике (Очерк истории: XVII - начало XX в.)

/ В. Ф. Асмус. - М., 2004.

2. Баталов А. А. Понятие профессионального мышления (методологические и идеологические аспекты) / А. А. Баталов. - Томск, 1985.

3. Бахтин М. М. Философская эстетика 1920-х годов. Т1.-М., 2003.

4. Бердяев Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии) / Н. А. Бердяев. - М., 1990.

5. Бунге М. Интуиция и наука / М. Бунге. - М., 1967.

6. Микешина Л.А. Философия науки. - М., 2005.

ON THE PROBLEM OF INTERIORIZATION OF FOLKLORE TRADITIONS IN SOCIO-CULTURAL PRACTICES: A SOCIO-PHILOSOPHICAL ASPECT

Andreeva Antonina Viktorovna, PhD of Philosophical science, Associate Professor Rukavicyna Elena Aleksandrovna, PhD of Culturalogy, Associate Professor Siberian Federal University, Krasnoyarsk

This article aims to address the issue of the interiorization of folklore traditions in sociocultural practices. To achieve the stated goal, the research objectives were determined, consisting in the study of authoritative sources relating to the theory of interiorization; identification of the features of interiorization of folklore traditions; to describe the ways of introducing schoolchildren (7-11 years old) to folklore traditions in the key of the theory of interiorization, which includes the five necessary stages of the transition "from outside to inside". The research methods were observation, description, modeling elements. As a result of the study, a five-step model of interiorization of folklore traditions is presented on the example of younger students. The article concludes that the interiorization of folklore traditions seems possible, which confirms the hypothesis that cultural technologies of socio-cultural activity (and familiarization with folklore traditions in particular) allow us to start the process of interiorization.

Keywords: social philosophy; society; social practices; interiorization; process of interiorization; theory of interiorization; folklore; folklore traditions; socio-cultural practices; socio-cultural activities.

УДК 175 ВАК РФ 09.00.11

© Андреева A.B., 2020 © Рукавицына Е.А., 2020

АНДРЕЕВА Антонина Викторовна, кандидат философских наук, доцент

РУКАВИЦЫНА Елена Александровна, кандидат культурологии, доцент

Сибирский федеральный университет, Красноярск

О ПРОБЛЕМЕИНТЕРИОРИЗАЦИИ ФОЛЬКЛОРНЫХ ТРАДИЦИЙ В СОЦИОКУЛЬ ТУРНЫХПРАКТИКАХ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ А СПЕКТ

Статья имеет своей целью раскрыть вопрос об интериоризации фольклорных традиций в социокультурных практиках. Для достижения заявленной цели были определены задачи исследования, состоящие в изучении авторитетных источников, касающихся теории интериоризации; выявление особенностей интериоризации фольклорных традиций; описать пути приобщения школьников (7-11 лет) к фольклорным традициям в ключе теории интериоризации, включающей в себя пять необходимых этапов перехода "извне внутрь". Методами исследования послужили наблюдение, описание, элементы моделирования. В качестве результатов исследования представлена пятиступенчатая модель интериоризации фольклорных традиций на примере младших школьников. Процесс интериоризации рассматривается в контексте философской теории социализации и процесса рефлексии, краеугольным камнем которого является прививание ("присвоение" как своего-иного) идеологии сознанием индивидов. В статье делается вывод о том, что интериоризация фольклорных традиций представляется возможной, что подтверждает гипотезу о том, что культуротворческие технологии социально-культурной деятельности (а приобщение к фольклорным традициям в частности) позволяют запустить процесс интериоризации.

Ключевые слова: социальная философия; общество; социальные практики; интериоризация; процесс интериоризации; теория интериоризации; фольклор; фольклорные традиции; социокультурные практики; социально-культурная деятельность.

I

Теоретическое описание интериоризации, сам процесс "перехода извне внутрь" (дословный перевод термина "интериоризация" на русский язык [7]) приобретает особенную популярность в совре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.