Научная статья на тему 'Создатель Троицкого иконостаса'

Создатель Троицкого иконостаса Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

106
23
Поделиться

Текст научной работы на тему «Создатель Троицкого иконостаса»

Люди ш судьбы

И. А. ГалиИ,кая

Создатель Троицкого иконостаса

Недавно в «Словаре русских художников»1 были опубликованы имена создателей иконостаса псковского Троицкого собора — иконописцев Оружейной палаты, главного художественного центра окрепшего после Смутного времени Русского государства. Оружейная палата аккумулировала лучшие художественные силы страны. Она была школой, где совершенствовалось мастерство как зрелых художников, так и начинающих мастеров. Через Оружейную палату распределялись государственные и частные заказы на иконостасы и росписи храмов, украшение дворцовых палат, создание полковых знамен, ювелирных изделий и многое другое. При дворе необходим был штат художников, которые придали бы необходимый блеск и пышность дворцовому быту. Поскольку высокородные заказчики были требовательны к качеству художественных изделий, это вызвало к жизни систему «свидетельствования» профессионального мастерства иконописцев и разделение их на категории. Иконописцы Оружейной палаты делились на жалованных и кормовых, в свою очередь, подразделявшихся на статьи. Жалованные мастера числились в постоянном штате Оружейной палаты, получали жалование и обязаны были иметь учеников, чтобы передавать им свое мастерство. Они же оценивали степень мастерства новичков. Кормовые были наделены меньшими полномочиями и не получали годового жалования, а только оплату во время исполнения заказа. Для больших работ иконописцы могли быть вызваны из разных городов, причем городовым мастерам велись списки, и соблюдалась очередность их вызова. Таки-

Галицкая Ирина Акиндиновна — хранитель коллекции драгоценных камней и металлов Псковского музея-заповедника.

ми большими заказами было создание росписей храма или создание иконостаса. Церковный иконостас представляет собой сложное художественное произведение, в котором архитектурные и декоративные элементы неразрывно связаны с иконными образами. Создание такого произведения требовало участия мастеров разных специальностей — столяров, резчиков, золотарей, иконописцев. По данным М. В. Николаевой2 в документах второй половины XVII в. проходят 70 мастеров Оружейной палаты, среди них — 35 иконописцев и живописцев, 25 золотарей,

7 резчиков, один столяр. Остальные мастера, работавшие рядом с ними над заказами, а их более 60, относятся к разным слоям городского и сельского населения. В дальнейшем перемены, связанные с петровскими преобразованиями стиля жизни, вызвали сужение масштабов и круга работ, выполняемых иконописцами и другими мастерами Оружейной палаты, и сокращение штата мастеров. М. В. Николаева отмечает, что в 1680-е гг. в Оружейной палате состояло 27 иконописцев, в 1691 г. их сократили на 5 человек, некоторых перевели из жалованных в кормовые. В 1695-96 гг. в Оружейной палате числилось

13 мастеров, а в 1701-02 гг. всего два: Тихон Филатьев и Кирилл Уланов.3 С переменами в судьбе страны связан творческий и жизненный путь и авторов иконостаса Троицкого собора в Пскове.

Отсутствие государственных заказов делало невостребованными большое количество резчиков, золотарей, иконописцев, которые вынуждены были менять профессии или работать по частным заказам в Москве и в провинциальных городах. Оружейная палата, судя по всему, не ограничивала своих мастеров, которые свободно вступали в дого-

ворные отношения. А в начале XVIII в., когда некоторые иконописцы были посланы для корабельного дела, часть их была сокращена или переведена в другие приказы, работа по заказам в разных местах страны стала преобладать.

В состав артели, работавшей в Троицком соборе Пскова, входили выходцы из разных городов Руси. Главой работ был художник Федор Васильев. Как жалованный иконописец, имеющий хорошую выучку и большой опыт, Васильев занимался организацией выполнения заказов, привлечением исполнителей и распределением обязанностей в ходе работ.4 Федор Васильев, живописец Оружейной палаты, учился у Ивана Безмина, одного из известнейших мастеров своего времени. Иван Артемьевич Безмин (1653-1701? гг.) — московский дворянин, в свою очередь, уже в 1662 г. был учеником Станислава Лопуцкого «Смоленского городу шляхтича», служившего в Оружейной палате с 1643 по 1655 гг., и даже получал при этом небольшую плату. А в 1670 г. он уже имел собственных учеников. Сведений о его работах сохранилось довольно много. В XVII в. сначала Михаил Феодо-рович, затем Алексей Михайлович вызывали из Европы художников, обучавших русских иконописцев новой для них манере и технологии. Это были на протяжении XVII столетия: Иван Детерс, Станислав Лопуцкий, Данил Вухтерс, которым платили не в пример больше русских мастеров, что говорило о высокой оценке их мастерства и побуждало учеников подражать им в искусстве. Федор Васильев впервые упоминается в 1681 г. как живописного письма ученик.5 Он учится у И. Безмина вместе с Михаилом Чоглоковым, в будущем — признанным архитектором. Его первая известная работа, которую он выполнял еще подростком, — «стенное письмо и иные многие дела» в хоромах царицы Агафьи Симеоновны,6 (первая, умершая в родах жена царя Феодора Алексеевича). Получал он за свою работу тогда 10 денег (5 копеек) в день. В 1684-85 гг. Васильев и Чоглоков писали под руководством Безмина в комнатах царицы Наталии Кирилловны и царевен «... живописное, стенное письмо.» «... разные всякие притчи.»7 в селах Измайлове, Преображенском и Воробьеве. В 1685 г. Федор

Васильев вместе с другими живописцами писал для царя Петра Алексеевича плащаницу и знамя пушкарское «. с обе стороны разными цветными красками», тогда же он работал и в хоромах царевны Екатерины Алек-сеевны.8 Летом 1686 г., когда Ивана Безмина отсылают в Разряд по сыскному делу, оставшегося без учителя Васильева определяют к иконописцу Петру Афанасьеву (ученику Симона Ушакова). П. Афанасьев был не только иконописцем. Помня о дальнейшей карьере Ф. Васильева, нам не мешает знать, что для царевича Феодора Алексеевича в 1672 г. Афанасьев выполнил две «потешные» книги с картинками. Возможно, навыки создания книги Ф. Васильев получил именно от Петра Афанасьева. В 1693 г. Васильев фигурирует в документах Оружейной палаты в качестве кормового иконописца и даже имеет ученика Никиту Якимова. В последующие годы имя Васильева исчезает из ведомостей Оружейной палаты.9 В это время он, видимо, работает в разных городах по заказам. В 1698 г. он с товарищами упоминается в Ростове, в 1703-

04 гг. — в Пскове. В 1702 г., с 31 октября по

5 декабря живописец Оружейной палаты Федор Васильев нанимает золотарей Оружейной палаты на золочение иконостасов Троицкого собора и других неназванных церквей в городе Пскове. С 12 апреля по 24 мая 1703 г. тот же Федор Васильев, выступая подрядчиком работ нанимает 13 иконописцев «. писать св. иконы во Пскове в соборной церкви». Будучи ко времени исполнения этого заказа настолько высококвалифицированным и признанным мастером, разбирающимся в технологических процессах, ориентирующимся в поставках, обладающим организационными навыками, он, возможно, выбрал наиболее выгодную для себя форму участия в выполнении заказа: решать проблемы организации работ, переложив исполнение на нанятых субподрядом иконописцев. Принимал ли он сам участие в написании икон или только руководил процессом их создания, мы не знаем. Закончить иконостас мастера должны были к освящению храма «. а зделать на срок на Сырную неделю 1704 году»,10 т. е. 26 февраля. Это Прощеное Воскресение, день перед началом Великого Поста. Поэтому предположительно мы можем считать период с начала

июня 1703 г. по конец февраля 1704 г. временем создания икон иконостаса Троицкого собора. Одновременно, в 1702 г. в Преображенском дворце Васильев иллюстрирует для Петра I переведенные с английского языка книги о корабельном строении. Сохранились документы о жаловании ему за эту работу 25 рублей «на платье».11 В том же 1702 г. последовал именной царский указ о том, что «быть в ведомости в Оружейной палате живописцу Феодору Васильеву, а о годовом денежном жаловании определение учинить ему впредь»12. Нужны были определенные большие заслуги, чтобы попасть в число жалованных мастеров Оружейной палаты. Их всегда было немного, среди них такие известные как Симон Ушаков, Федор Зубов, Никита Павло-вец и др. Петр I, видимо, ценил Федора Васильева как доброго мастера и разносторонне талантливого человека. Его имя упоминается в переписке Петра I и А. Д. Меншикова, где в 1705 г. Петр сообщает Меншикову, что Васильев явился к нему, и он направляет его в распоряжение архитектора И. Матвеева.13 Речь в этом письме, отосланном из Воронежа, где строились корабли для создаваемого Петром русского флота, идет о том, что Васильев не приехал в строящийся Петербург, сказавшись больным, и теперь «... бьет челом, чтобы дали ему особливое дело, чтобы себя пока-

зать». В Воронеже в это время находилось значительное количество мастеров Оружейной палаты, вызванных для раскрашивания кораблей. Туда приехал и Ф. Васильев. На следующий день Петр I написал коменданту строящегося Петербурга Р. В. Брюсу, что посылает живописца Ф. Васильева с тем, чтобы он занимался там строительными работами, подобно Ивану Матвееву, бывшему чертежнику и рисовальщику Пушкарского прика-за.14 По документам, найденным Е. И. Гавриловой, Ф. Васильев работал в Летнем саду, возможно, в роли фонтанного мастера, в Нарве строил царский дворец, затем в Петербурге строил дом Ягужинского, а после этого работал в Петергофе. В 1719-22 гг. он выполнил для Петра I пять альбомов с рисунками и архитектурными проектами, часть которых находится сейчас в составе коллекции ГРМ. Остаток жизни Ф. Васильев проработал как архитектор. В 1720 г. он строил в Киево-Печерской Лавре. В 1723 г. к нему просится в ученики Михаил Петров, бывший ученик Браунштейна, что говорит о высоком авторитете мастера Васильева. В 1728-29 гг. Васильев проектирует в Москве, а в 1734 достраивает палаты Питейного двора у Каменного моста в Петербурге. Умер Васильев в 1737 г., оставив сына, талантливого архитектора, всю жизни работавшего с Растрелли.15

Современный состав Троицкого иконостаса:

1 ряд, Местный — 12 икон:

В центре царские врата, в 6 овальных медальонах изображения евангелистов Марка, Матфея, Иоанна, Луки, на двух центральных образы архангела Гавриила и Богоматери. Над дверьми — навершие, в овальном медальоне изображение «Тайной Вечери».

(от центра правая сторона) 1. «Спас Вседержитель». 2. «Троица Ветхозаветная». 3. «Благовещение Пресвятой Богородицы». 4. Дверь дьяконника «Св. Архидьякон Лаврентий». 5. «Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов» 6. «Св. Николай и Благ. Князь Гавриил» (от центра левая сторона) 1. «Богоматерь на престоле». 2. «Иоанн Предтеча». 3. «Пётр и Павел». 4. Дверь жертвенника «Св. Архидьякон Стефан». 5. «Митрополиты Пётр, Иона, Алексий». 6. «Св. Филипп Митрополит и Алексий человек Божий»

2 ряд, Праздничный, 12 икон: В центре — верхняя часть Царских врат (справа) 1. «Воскресение». 2. «Преображение». 3. «Вход в Иерусалим». 4. «Вознесение». 5. «Сошествие Св. Духа на Апостолов». 6. «Благовещение» (слева) 1. «Крещение». 2. «Рождество Христово». 3. «Рождество Богородицы». 4. «Введение во храм». 5. «Успение Богородицы». 6. «Сретение»

3 ряд Деисус — 13 икон: В центре «Предста Царица» (справа) 1. «Апостол Павел». 2. «Апостол Матфей». 3. «Апостол Иуда». 4. «Апостол Иаков». 5. «Апостол Варфоломей». 6. «Апостол Филипп» (слева) 1. «Апостол Петр». 2. «Апостол Иоанн». 3. «Апостол Иаков». 4. «Апостол Андрей». 5. «Апостол Симон». 6. «Апостол Фома»

4 ряд пророческий чин 13 икон: В центре «Богоматерь на престоле». (правая сторона) 1. «Царь Соломон». 2. «Пророк Исаия». 3. «Пророк Захария». 4. «Пророк Иеремия». 5. «Пророк Иезекииль». 6. «Пророк Елисей» (левая сторона) 1. «Пророк Давид». 2. «Пророк Моисей». 3. «Пророк Аарон». 4. «Пророк Илия». 5. «Пророк Даниил». 6. «Пророк Аввакум»

5 ряд праотеческий 13 икон: В центре «Троица Новозаветная». (правая сторона) 1. «Праотец Адам». 2. «Праотец Авель». 3. «Праотец Исаак». 4. «Праотец Иаков». 5. «Праотец Симеон». 6. «Праотец Сим» (левая сторона) 1. «Праотец Авраам». 2. «Праотец Ной». 3. «Праотец Лот». 4. «Праотец Вениамин». 5. «Праотец Сиф». 6. «Праотец Енох»

6 ряд «Страсти Христовы» 7 икон: В центре — «Снятие со креста» (правая сторона) 1. «Положение во гроб». 2. «Сошествие во ад». 3. «Воскресение» (слева) 1. «Увенчание терновым венцом». 2. «Бичевание». 3. «Моление о чаше»

7 ряд «Предстоящие» 6 икон: В центре — Распятие (справа) 1. «Иоанн Богослов». 2. «Мария Магдалина». 3. «Лонгин Сотник» (слева) 1. «Богородица» 2. «Мария Иаковля» 3. «Мария Клеопова»

Примечания

1 Словарь русских художников / Сост. И. А. Кочетков. М., 2003.

2 Николаева М. В. Иконостас петровского времени. М., 2008. С. 24.

3 Там же. С. 60-61.

4 Галицкая И. А. Несколько слов об иконостасе Троицкого собора // Псковский летописец. Краеведческий альманах. № 1(8). Псков — Москва, 2013. С. 52.

5 Николаева М. В. Иконостас петровского времени. С. 39.

6 Словарь русских художников. С. 117.

7 Г аврилова Е. И. О методах атрибуции двух групп произведений петровской эпохи. Живопись, рисунок. Научно-исследовательская работа в художественных музеях.Часть 2. М., 1975. С. 66.

8 Словарь русских художников. С. 117.

9 Гаврилова Е. И. О методах атрибуции., С. 66.

10 Николаева М. В. Иконостас петровского времени стр. 274.

11 Биобиблиографический словарь художников. М., 1972. Т. 2. С. 191.

12 Гаврилова Е. И. О методах атрибуции. С. 67.

13 Там же. С. 67.

14 Молева Н., Белютин Э. Живописных дел мастера. М., 1965. С. 193.

15 Гаврилова Е. И. О методах атрибуции. С. 67-69.

Царские врата

Благовещение

г>9|^т • М

■ *1 -- ~."*^1к В| ~ ^зм ш

1Я[1 Кр

Я! г к.* ч- N Чш ' 1! г

ч ^ж _ ; у Я { шШъ\ ж

™ ^1 Жп я . . ‘ г !

а К^Л-^Ж Я|1 V | 1 1 | ШГ 1 | Ш

Н^ • чНс ' ; V ^^В^Я 2 ,Г1 Щ

* ■' и л\ Xу^^жРII1ш л Я 'РК^? А V • % Л 'т • 1 и 1 1« \ * '■ |] 1 * \ * ' л т %^752к^Иг IV ' ^^В Д\ - 1« V .ч

№ К { -< . ; , ГПМНИ ',: |Ж1Щ 1 ! ц%Я -

. • 1- ^ V- КШшш 1 1|1|^в^и к^в

1;'рЛ , ■ | / ля* ■'.' й 1Л Г ж с 1

I кр ^ *- * АШлг щЦМР р ч А 1ш ч \ 1

4шт 1\

Св. апостолы Петр и Павел