Научная статья на тему 'Церковная живопись Архангельской губернии синодального периода: связи с Санкт-Петербургом'

Церковная живопись Архангельской губернии синодального периода: связи с Санкт-Петербургом Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
810
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Русский Север / Санкт-Петербург / история архитектуры / биографии художников

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кольцова Татьяна Михайловна

В работе рассмотрены связи церковных художников Архангельского Севера с учебными заведениями и мастерами Санкт-Петербурга на протяжении XVIII – начала XX века. Изложение сопровождено иллюстративным материалом, отражающим работы северных иконописцев, а в приложении к статье приведен снабженный справками биографического характера перечень художников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Церковная живопись Архангельской губернии синодального периода: связи с Санкт-Петербургом»

Т. М. Кольцова

ЦЕРКОВНАЯ ЖИВОПИСЬ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ СИНОДАЛЬНОГО ПЕРИОДА: СВЯЗИ С САНКТ-ПЕТЕРБУРГОМ

Русский Север — хранитель памятников древней народной культуры, где они создавались на протяжении нескольких столетий в условиях стабильности, патриархального уклада жизни и непрерывности художественных традиций. Культура Русского Севера — это мир этнографии, этнологии, филологии, чему посвящены многочисленные труды и исследования. Вопросы изобразительного искусства Нового времени, а тем более церковная живопись синодального периода относятся к числу наименее изученных явлений отечественной культуры. В то же время коллекции «северных писем» в музеях страны, православных храмах и частных собраниях довольно значительны, но часто обезличены из-за утраты сведений об источнике поступления. Памятники с документированной историей, хранящиеся в северных коллекциях, дают возможность использовать их как базовые образцовые произведения для сравнения и атрибуции.

Данное исследование посвящено взаимосвязям Архангельской губернии с Санкт-Петербургом в области церковной живописи в XVIII — начале ХХ в. Привлечены неизвестные произведения искусства и документы; это имеет большое значение не только для познания культуры северной провинции, но и для характеристики общерусского художественного процесса Нового времени. Выявлены имена санкт-петербургских иконописцев и иконостасных мастеров, работавших на обширных землях Архангельского края.

Тесная взаимосвязь с творчеством крупных художественных центров помогла заложить основы северной иконописи уже в конце XV в., обрести ей самостоятельность и пережить подлинный расцвет в XVI-XVIII вв. После этого наблюдается спад активности иконописцев Архангельского края. Однако северное искусство не стало замкну© Т. М. Кольцова, 2018

тым, изолированным явлением. Напротив, оно было открыто внешним влияниям и воздействиям.

Административная подчиненность северных центров Новгороду, Москве, Ростову во многом определяла стилистическую ориентацию их искусства в Древней Руси. Сформировалось несколько самобытных художественных центров: города — Каргополь, Холмогоры; а также северные обители — Соловецкий, Антониево-Сийский и Кий-ский Крестный монастыри. В ХУ1-ХУШ вв. на Севере работали иконописные артели, которые не только длительное время удерживали единую стилистическую традицию, но и были центрами обучения живописи. После создания Холмогорской и Важской епархии в 1682 г., Холмогоры становятся объединяющим культурным центром Архангельского края. Прямые связи с Западной Европой через морские порты вывели северных художников на новый уровень мастерства и знаний в области иконографии и технологии живописи.

После строительства Санкт-Петербурга и открытия новых водных артерий для связи с европейскими странами северный порт Архангельск постепенно теряет свое значение. Это не замедлило сказаться на его культуре. Секуляризация монастырских земель способствовала разрыву традиционных внутренних церковных связей на Севере и созданию единой системы администрирования и руководства культурным процессом. Во второй половине XVIII в. в Архангельской губернии осталось шесть штатных и три заштатных монастыря. Приписные храмы вышли из-под патроната обителей и поступили в подчинение Архангельской духовной консистории. Монастырский заказ на живописные работы значительно сократился, а иконописцы монастырских земель перешли в городское или крестьянское податное сословие. В то же время в Архангельской епархии в XIX в. увеличивается число приходов. Одни из них процветали за счет зажиточных односельчан и вкладчиков, другие — еле-еле набирали средства на строительство и ремонт церквей. Характер, уровень и качество икон сильно зависели от заказчика. В подавляющем большинстве это были крестьяне. Купеческое сословие Архангельской губернии представляло собой довольно незначительную группу населения, в отличие от вологодских земель, где церкви щедро вознаграждались местными купцами. Под контролем Архангельской духовной консистории на средства Святейшего Синода в 1830-е гг. возведены деревянные храмы для «крещенных самоедов» на территории ненецкой тундры, а также во второй половине XIX в. — для лопарских и карельских приходов, «зараженных расколом».

Российское законодательство об иконах, иконописцах и иконостасах преследовало цель повысить художественный уровень храмового убранства. Наибольшее число законов принято при Екатерине II и

Николае I. В XIX в. создание и обновление иконостасов поставлено под контроль епархиального начальства. В 1829 г. издан императорский указ о запрещении иконописных работ мастерам, не имеющим от консистории свидетельств. Учитывая масштабы Архангельской губернии и труднодоступность многих уездов, данный указ значительно осложнил получение работы северным мастерам, которым было запрещено писать иконы без соответствующего разрешения архиерея.

В XIX в. законодательно решен вопрос об иконописном образовании в России. Открыт класс в Санкт-Петербургской Духовной семинарии, позже — в других семинариях и даже некоторых духовных училищах. И, наконец, в 1856 г. — класс православной иконописи Императорской Академии художеств. Эти школы привнесли в церковную живопись не только профессионализм, но и широкое взаимодействие с культурой Нового времени: знание основ академической живописи и рисунка, композиции и технологии материалов. Иконописцы использовали современные живописные и графические образцы, созданные русскими и западноевропейскими мастерами.

В октябре 1857 г. по определению Святейшего Синода был открыт иконописный класс Архангельской духовной семинарии. Преподавателем назначен Е. И. Ксенофонтов, воспитанник Санкт-Петербургской семинарии.1

Связи Архангельской губернии с Санкт-Петербургом были достаточно активны, начиная с момента строительства города на Неве, что обусловлено стратегическими и хозяйственными интересами страны на севере. Xудожественные интересы северян также были сконцентрированы вокруг северной столицы, которая стала особенно притягательной после открытия в 1757 г. Императорской Академии художеств. Во второй половине XVIII в. в Петербурге учились живописи иконописцы Соловецкого монастыря, ради «совершеннейшего достижения в том художестве достатка»:2 А. И. Чалков — у И. Я. Вешнякова, П. Ф. Савин — у Ивана Бельского. Выпускник Академии, «обучившейся... архитектурии и бывшей четыре года в чужих краях, Михайло Гаврилов сын Березин», был назначен в 1789 г. архангельским губернским архитектором.3 Иконописец, архитектор, сын протоиерея холмогорского Спасо-Преображенского собора — Е. А. Либеров-ский — также получил художественное образование в Петербурге.4

1 ГААО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 363, 366.

2 Кольцова Т. М. Северные иконописцы. Опыт биобиблиографического словаря. Архангельск, 1998. С. 102-103, 122.

3 ГААО. Ф. 4. Оп. 3. Д. 58. Л. 1, 2.

4ГААО. Ф. р-273. Оп. 8. Д. 9. Л. 23.

Все они привнесли в северное церковное искусство не только профессионализм, но и новые культурные тенденции. Иконописцы использовали неизвестные ранее живописные и графические образцы, созданные русскими и западноевропейскими мастерами эпохи барокко и классицизма. На этом пути художникам помогало знание портретного искусства, которое очень ценилось в XVIII в. Не случайно Архангельская городская дума выявила в 1799 г. всех художников, знающих «искусство в письме живописных портретов».5 Таких мастеров оказалось в Архангельске несколько: Александр Базанов, Иван Ивановский, Данил Савицкий, Евграф Либеровский и Алексей Шустов.6 Некоторые из них параллельно занимались иконописью.

Новая централизованная система художественного образования не замедлила сказаться на судьбе иконописи Архангельской губернии, где большинство живописцев по-старому обучались «с руки» у более опытных наставников. Xудожники не имели возможности поступить в ремесленный цех или получить разрешение на иконописные работы в церквях епархии, если их работы не соответствовали требованиям красивого, «искусного» и «греческого» письма. В отсутствие стабильных заказов, они уступили свои позиции иконописцам Владимирской, Костромской и Вологодской губерний, а также Санкт-Петербурга.

Крупные церковные заказы в храмах Архангельска были предложены столичным мастерам. После пожара Троицкого кафедрального собора в 1793 г. пригласили живописцев из Санкт-Петербурга: С. С. Курляндцева и К. Новоселова. Они расписали стены и создали иконы в иконостасе Троицкого (верхнего) храма, который был освящен 15 сентября 1805 г. (ил. 1, 2). Положительный отзыв об их работе сохранился в Архангельских епархиальных ведомостях: «Живопись украшает внутренние стены и столпы собора, и, по отзыву художников, изображения Вседержителя и Сил небесных в алтаре над крестом достойны похвалы и одобрения. Своды и главы также украшены живописью подобнаго рода с соблюдением строгой правильности рисовки и перспективы. Для производства этих работ из Санкт-Петербургской Академии художеств вызваны были два живописца... которые в два с половиною года украсили весь верхний храм стенописью за 10000 рублей и написали иконы апостолов, пророков и пра-отцев для иконостаса за 3000 рублей ассигнациями» (собор не сохра-нился).7

5ГААО. Ф. 1. Оп. 3. Д. 142. Л. 12.

6См.: Кольцова Т. М. Северные иконописцы.

7 АЕВ. 1896. № 3. 15 февраля. С. 77; ГААО. Ф. 49. Оп. 1. Д. 488.

Ил. 1. Росписи Троицкого кафедрального собора г. Архангельска. Начало 1803 — 1805 гг. Иконописцы К. Новоселов, С. Курляндцев (Санкт-Петербург). Фотография Б. Ф. Оттлие, 1929 г. Собрание АОКМ

Ил. 2. Росписи и иконостас Троицкого кафедрального собора г. Архангельска. Начало 1803-1805 гг. Иконописцы К. Новоселов, С. Курляндцев (Санкт-Петербург). Фотография Б. Ф. Оттлие, 1929 г. Собрание АОКМ

В 1830-е годы реконструировался архангельский адмиралтейский Спасо-Преображенский собор. Церковно-строительный комитет принял решение провести торги на выполнение иконостасных работ в Санкт-Петербурге. В торгах участвовал знаменитый русский художник А. Г. Венецианов, но работу получили иконостасный мастер Санкт-Петербургского столярного цеха И. И. Энгельгардт и художник А. И. Антонов (Приложение I, № 1, 2; ил. 3). В 1837 г. с ними заключены порядные на создание двух иконостасов в теплой церкви и обновление иконостаса холодной церкви. Указанные мастера выполнили по утвержденным рисункам иконы и резные детали в Санкт-Петербурге, а установку, сборку и золочение иконостаса — непосредственно в адмиралтейском соборе Архангельска.8 Xудожник Антонов обязался работу «произвести рачительно и хорошо, с соблюдением пра-

8 ГААО. Ф. 490. Оп. 1. Д. 5. Л. 19-20, 31.

Ил. 3. Иконостас Преображенского собора г. Архангельска. 1837-1839 гг. Иконостасный мастер И. И. Энгельгардт, иконописец А. И. Антонов (Санкт-Петербург). Фотография начала ХХ в. Собрание АОКМ

вильного рисунка и с приличием греко-российской церкви».9 В 1839 г. работы в соборе были завершены, и мастеров пригласили для создания небольшого иконостаса церкви Мартина исповедника в Солом-бале. После революции именно в эту кладбищенскую церковь попали несколько икон из разрушенного Преображенского собора, благодаря чему и сохранились. Они написаны на холстах, наклеенных на деревянную основу: «Святитель Николай», «Митрополиты Петр и Алексий», «Митрополиты Иона и Филипп» (ил. 4). Их отличает традиционная иконография в сочетании с академической живописной манерой письма.

Богатые северные монастыри приглашали мастеров из Санкт-Петербурга для украшения своих храмов. Несколько раз приезжал в Соловецкий монастырь «свободный художник» С. С. Снетков, выпускник Императорской Академии художеств. В 1863 г. он расписал Преображенский собор Соловецкого монастыря.10 Росписи сохра-

9 ГААО. Ф. 490. Оп. 1. Д. 5. Л. 17-18 об.

10 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 5551. Л. 41 об., 105.

Ил. 4. Московские митрополиты Иона и Филипп. 1837-1839 гг. Иконописец А. И. Антонов (Санкт-Петербург). Фотография М. Ф. Луговского. Хранится в церкви святителя Мартина Исповедника в Соломбале

нились фрагментарно (ил. 5).11 Художник работал также в Антониево-Сийском монастыре, где им были сделаны новые иконостасы вокруг столбов Троицкого собора, а затем — в храмах преподобных Сергия Радонежского и Антония Сийского. Указанные работы выполнены в Санкт-Петербурге, откуда иконостасы отправлены в монастырь и освидетельствованы в 1863 г. В том же году С. С. Снетков расписал в Сийской обители храм прп. Сергия Радонежского (Приложение I, № 3).12

11 Фрагменты росписей хранятся в собрании СГИАПМЗ.

12 ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 2. Д. 2910. Л. 3-36; Архив ИИМК РАН. Р-111. Метрика № 188. Л. 16. Фрагменты росписи сохранились в Церковно-археологическом кабинете Антониево-Сийского монастыря.

Ил. 5. Преображение. 1863 г. Художник С. С. Снетков (Санкт-Петербург). Фрагмент росписи Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря. Собрание СГИАПМЗ. Фотография Ю. А. Бродского, конец 1970-х гг.

Иконостасы для Сурского Богоявленского монастыря созданы преимущественно в Санкт-Петербурге. Обитель имела в столице подворье на р. Карповке, через которое осуществляла все заказы. Иоанн Крон-штадский был уроженцем с. Сура и покровительствовал обители. Его постоянные денежные вклады отмечены в приходо-расходных книгах Сурского женского монастыря.

Сельские храмы Архангельской губернии, вне зависимости от их отдаленности или труднодоступности, имели возможность заказывать иконы и целые иконостасы в художественных мастерских Санкт-Петербурга. Такие заказы осуществлялись через посредников-северян,

Ил. 6. Введение Богоматери во храм. 1845 г. Санкт-Петербург.

Из Введенской церкви с. Сельцо Холмогорского района.

Фотография М. Ф. Луговского. Собрание АМДЗ

проживавших в столице. Иконостасы, как правило, выполняли по заданным размерам и утвержденным чертежам, а затем препровождали на Север.

Девять икон местного ряда для иконостаса церкви Введения Богоматери во храм Селецкого прихода Холмогорского уезда заказаны в 1845 г. крестьянами-односельчанами, проживавшими в Санкт-Петербурге.13 Среди них — храмовая икона Введения Богоматери во храм (ил. 6).14 Все образы «хорошего писания», выполнены темперой, на золотом фоне. Иконография максимально приближена к старым образцам, она не диссонировала с древним иконостасом селецкого храма.

13 ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 2. Д. 1386. Л. 186 об., 230. Дело о сгорении церкви в Се-лецком приходе. 1833-1850 гг.

14 «Введение Богоматери во храм». 1845 г. Санкт-Петербург. АМДЗ. Инв. 249-држ. 123,5 х 93,5.

Ил. 7. Иконостас церкви Рождества Христова с. Прилуки Онежского района. 1869-1874 гг. Мастерская Шишкина (Санкт-Петербург). Фотография Н. Н. Померанцева, 1967 г. Собрание АОМИИ

Ил. 8. Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Из церкви Рождества Христова с. Прилуки Онежского района. 1869-1874 гг. Мастерская Шишкина (Санкт-Петербург). Фотография Ю. Б. Гендлина. Собрание СГИАПМЗ

Иконы, дошедшие до наших дней, свидетельствуют о хорошей рисовальной и живописной школе, свойственной Санкт-Петербургу.15

В 1869-1874 гг. иконостасы с иконами для церкви Рождества Христова д. Прилуки Онежского уезда заказали в Санкт-Петербурге и доставили на место готовыми. Они были выполнены в мастерской художника Шишкина (ил. 7, 8).16 В той же мастерской созданы иконы

15 «Преподобные Антоний Сийский, Зосима и Савватий Соловецкие. Середина XIX в. АМДЗ. Инв. 267-држ. 107 х 90.

16 ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 2. Д. 1812. Л. 38-42; Архив АОМИИ. Ф. 3-Н. Д. 202. Л. 25-27. Отчет четвертой Онежской экспедиции. Альбом фотографий.

Ил. 9. Икона «Благодатное Небо» Фрагмент. 1888 г. Мастерская К. Л. Баркова. Из Троицкой церкви с. Мондино Онежского района. Собрание ОИММ

МАСТЕРСКАЯ

ЦЕРКОВНОЙ ЖИВОПИСИ

$

л

#

г

Р'

ОНСТАНТИНА ^ЛОГИЫОВИЧА

Ирюмъ заказоиъ на иконы иъ икоиоста-сахъ, хорупии, запрестольные кресты. Коши съ портротонт. и картннъ.

Невск|й просп., домь ^ 145, против*. богадельни.

Ил. 10. Бумажная наклейка Санкт-Петербургской мастерской К. Л. Баркова

на обороте иконы «Благодатное Небо» 1888 г. Собрание ОИММ

для придела преподобных Зосимы и Савватия Соловецких церкви Свя-щенномученика Климента д. Пияла Онежского уезда (придел освящен в 1901).17

Иконы для нового иконостаса Никольской церкви д. Остолопов-ской Корбальского прихода Шенкурского у. в 1875 г. «доставлены новые из Санкт-Петербурга».18 На оборотах икон, выполненных для придела Троицкой церкви д. Мондино Онежского уезда (освящена в 1888), сохранились бумажные наклейки Санкт-Петербургской мастерской К. Л. Баркова (ил. 9, 10). Иконы для Вознесенской церкви поморского с. Кянда пожертвованы в 1882 г. санкт-петербургским купцом

17 АЕВ. 1901. № 24. 30 декабря. С. 694.

18 ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 2. Д. 1954. Дело об устройстве церкви святителя и чудотворца Николая в д. Остолоповской Корбальского прихода Шенкурского у. 18731876 гг.

Н. Д. Полежаевым.19 В Успенском соборе г. Кеми в XIX в. хранилась плащаница: «Живописная работа при Санкт-Петербурской Академии, изрядная».20

Выходцы из Архангельской губернии во второй половине XIX — начале ХХ в. уезжали в Санкт-Петербург для обучения живописи. Некоторые из них стали известными мастерами. Академию художеств закончил известный северный живописец А. А. Борисов (1866-1934), который до этого обучался иконописи на Соловках, куда был принят трудником в детском возрасте. Он был родом из деревни Глубокий Ручей Сольвычегодского уезда. Крестьянин Устьпаденгской волости Шенкурского уезда М. С. Карамышев (1835-1898) также учился в Санкт-Петербурге, получил аттестат свободного художника и серебряную медаль Академии художеств. В 1862 г. он был арестован и выслан домой под надзор полиции, где продолжал заниматься иконописью и росписью храмов.21 Н. А. Шабунин (1866-1907), сын священника Мезенского уезда, выпускник Архангельского духовного училища, позже — житель Санкт-Петербурга, в 1886 г. поступил в Академию художеств, учился в мастерской И. Е. Репина, ежегодно бывал на Севере, писал иконы для Усть-Вашской церкви Мезенского уезда. Он известен как автор ряда этнографических рефератов (Приложение I, № 5).22 И. Н. Онуфриев (1873-1848), уроженец Черевковской волости Сольвычегодского уезда, обучался иконописи в живописной мастерской Соловецкого монастыря, а затем работал в Санкт-Петербурге в области как церковной, так и светской живописи у художника В. А. Серебрякова (1810-1886) и его сына. Академик М. О. Мике-шин рекомендовал Онуфриева положительно и считал, что он отличается «добросовестным знанием церковного византийского стиля в иконописи» (ил. 11; Приложение I, № 4).23

По данным Всероссийской переписи населения 1897 г. несколько человек из Архангельской губернии учились живописи в Санкт-Петербурге: В. В. Ивахнов (род. в 1871) из Великодворской волости Холмогорского уезда,24 Е. А. Рачков (род. в 1882) из Кушевской во-

19 ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 2. Д. 2051. Л. 5. Дело о дозволении построить в Кянд-ском приходе Онежского уезда церковь. 1880-1884 гг. Иконы хранятся в собрании АОМИИ. НВФ-3352, 3353.

20 ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 170. Л. 70.

21 ГААО. Ф. 1. Оп. 4. Т. 1. Д. 1676.

22 АЕВ. 1904. № 23. 15 декабря. С. 947.

23 Письмо М. О. Микешина хранится в частном собрании внучки художника, С. В. Онуфриевой, в Архангельске.

24 ГААО. Ф. 6. Оп. 18. Д. 215. Л. 253, 253 об.-254.

Ил. 11. Рекомендательное письмо М. О. Микешина. 1894 г. Частное собрание

лости Холмогорского уезда,25 С. Е. Ракитин (род. в 1875), из крестьян Шенкурского уезда, послушник Кожеозерского монастыря. Последний окончил курс в живописной школе в Санкт-Петербурге, занимался иконописью в Кожеозерском, Веркольском, Сурском монастырях, а также написал иконы Введенской церкви в Архангель-

ске.26

В Соловецком монастыре в 1888 г. открыта живописная школа, где обучали основам иконописи. В обитель приглашали преподавателей, в том числе из Санкт-Петербурга. В 1896 г. художнику Владимиру Богданову за обучение рисовальному и живописному искусству учеников и за производство других работ в монастырской живописной школе платили по 100 рублей в месяц.27 В 1880-1890-е годы в живописной школе преподавал классный художник А. В. Вьюшин (18341904), который также учился в Академии художеств.28

Некоторые северяне везли иконы домой из Санкт-Петербурга. Жители Архангельской области сохраняют в устной традиции и народной памяти сведения о том, что их домовые иконы были привезены предками из Санкт-Петербурга.29 Такая информация зафиксирована музейными экспедициями 1970-1980-х годов. Ее подтверждает и большое количество серебряных окладов с клеймами Санкт-Петербурга на домовых иконах, бытовавших на Севере.30 В описях крестьянского имущества встречаются прямые указания на то, что в доме «все иконы петербургской работы».31 Как правило, они были хорошего письма и значительно лучше икон, которые можно было купить на северных торжках и ярмарках. Естественно, что такие образа берегли как семейные реликвии. Справедливости ради хочется отметить, что петербургские мастерские предлагали иконы на любой вкус, соответственно средствам заказчика. Среди северных заказов попада-

25 ГААО. Ф. 6. Оп. 18. Д. 209. Л. 107-108.

26 АЕВ. 1905. № 1. 15 января. С. 34.

27 РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Д. 121. Л. 40 об.-41.

28 Там же. Д. 4. Л. 179 об.; ГААО. Ф. 6. Оп. 19. Д. 6. Л. 109 об.-110.

29 Иконы, которые по сведениям владельцев были привезены в их дома из Санкт-Петербурга: «Богоматерь Смоленская». АОМИИ. Инв. 2335-држ. 89, 2х70, из с. Кимжа Мезенского района; «Воскресение-Сошествие во ад, с двунадесятыми праздниками». АОМИИ. Инв. 2480-држ. 53,5 х44,3 из д. Большая Гора на Ухтострове Холмогорского района. Сведения предоставлены научным сотрудником АОМИИ О. Н. Вешняковой.

30 Пятых В. А. Русское художественное серебро из собрания Архангельского музея изобразительных искусств: Каталог. Архангельск, 1999.

31 ГААО. Ф. 1419. Оп. 2. Т. 2. Д. 1652. Л. 13. Дело по прошению крестьянской вдовы Черевковской волости Марии Козминой Черняковой на неправильное решение Волостного суда. 1893-1894 гг.

ются и художественные произведения академического направления,32 и «расхожие» трехрядицы.33

В собрании Архангельского краеведческого музея хранится вещественное и документальное наследие семьи крестьян-отходников Мах-новых, родом из Онежского уезда.34 Семейные документы сообщают, что мужчины этой семьи традиционно в нескольких поколениях ходили на промысел в Санкт-Петербург.35 В коллекции обращают на себя внимание две иконы с изображением евангелистов Иоанна Богослова и Луки первой четверти Х!Х в. Вполне вероятно, что евангелисты почитались покровителями крестьян-отходников. По крайней мере, имя Ивана в семейных хрониках встречается. Иконы евангелистов напоминают о круге памятников, бытовавших в старообрядческой среде поморского беспоповского толка. Однако две иконы, которые мы рассматриваем, вряд ли можно отнести к старообрядческому заказу. Онежский уезд традиционно считался самым законопослушным в православной среде Севера и не зависящим от старообрядцев, а семья отходников числилась среди исправных прихожан. Здесь можно говорить лишь о неизвестной петербургской иконописной мастерской, которая имела свой характерный и узнаваемый стиль. Петербургские иконописные и серебряные мастерские в первой четверти Х!Х в. выполняли заказы старообрядцев разных толков, наряду с заказами официальной церкви. И. Я. Красницкий в 1883 г. написал, что старообрядческие иконописцы преимущественно проживали на «благословенной» Лиговке: «Т. к. Петроград изобилует старообрядцами всех поморских и непоморских толков, то принадлежащие

32 Троица Новозаветная, с избранными святыми. 1849 г. 44x36,9х 2,7. Дерево, паволока, левкас, масло, сусальное золото. Живопись, позолота. АОМИИ. Инв. 2219-држ. Надпись на поле в правом нижнем углу черной краской: «НАПИСАНЪ 1849 ГОДА». На обороте частично потухшая надпись, выполненная чернилами: «С( )пет[ер]бургскаго купца / Ильи Феодорова / Плотникова / Изъ ор( ) А ( ) А ( ) / Лавк ( ) N 40-аб гу. / 1849 Г.Ф.С( )б 5». Плотниковы — потомственный купеческий род г. Архангельска.

33 Воскресение Христово, Богоматерь Казанская, святитель Николай, избранные святые. Около 1875 г. 31,2 х 26,5 х 1,7. Дерево, левкас, темпера, имитационное золочение. АОМИИ. Инв. 2210-држ. Надпись на обороте иконы выполнена тушью, пером, в одиннадцать строк: «С1я икона пожертвована Николаемъ Семеновымъ и его / женой Ефрос1н1ей Васильевой Яруновыми / отъ избавлетя ихъ болезней / въ 1875 го года декабря 14 го дня воскресете / Санктъ Петербургъ / же[р]твуемъ въ родительской / домъ Семеону и Евдоюи / Яруновымъ / ваши дети // Николай и Евфрос1н1я / Яру-новы». На обороте, над верхней шпонкой надпись карандашом: «Н. Чернов».

34 Третьякова В. В. Коллекция семьи Махновых из деревни Трофимовская Онежского уезда в собрании Архангельского областного краеведческого музея (1745-1936) // Традиционная культура Русского Севера: истоки и современность. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 45-летию музея «Малые Корелы» (Архангельск, 8-11 июля 2009 г.). Архангельск, 2010. С. 328-338.

35 АОКМ. № 1171789/1-52 о.ф.

к их согласиям иконописцы и комиссионеры древностей находят широкое поле для своей деятельности».36

В конце Х!Х — начале ХХ в. северные монастыри и храмы приобретали в петербургских магазинах: кресты из кипариса — на подворье Нового Афона,37 кресты разных размеров — в торговом доме Анатолия Маклашина, образки — в книжном магазине И. Л. Тузова,38 иконы и церковную утварь — у поставщика императорского двора И. А. Жевержеева39 и в магазине И. Ф. Батухина.40 Книги с церковными картинами, литографии и фотографии — в Литографии Тран-шеля41 и магазине И. Дациаро.42 Комплект святцев, созданный академиком Ф. Г. Солнцевым, приобретен в метахромотипии отставного поручика Ершова.43 Цветные картины на бумаге пользовались популярностью и у городского, и у сельского населения. Они же служили новыми иконописными образцами для северных художников.

Наложение разных факторов обеспечило своеобразие культуры Архангельской губернии. С присоединением к России новых территорий Архангельск теряет торговую привлекательность и былую мощь единственного порта России, а кардинальные социально-экономические изменения оказали влияние на северное церковное искусство. Активные связи с русской столицей и другими ведущими русскими городами вывели северных художников на новый уровень мастерства и знаний. Архангельск, как центр одноименных губернии и епархии, аккумулировал художественные идеи Нового времени. Городские иконописцы и иконостасные мастера внедряли современные технологии и материалы, иконописные подлинники, обращались к новым стилистическим направлениям эпохи. Самобытными художественными центрами оставались северные обители. Под влиянием Императорской Академии художеств и Общества поощрения художников на севере сформировались новые поколения живописцев и совершенствовалась система художественного образования.

36 Красницкий И. Я. Разные известия // Изограф. СПб., 1883. № 8-10. С. 66.

37 ГААО. Ф. 310. Оп. 1. Д. 54. Л. 295. Книга прихода и расхода Сурского монастыря за 1907 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38 ГААО. Ф. 310. Оп. 1. Д. 79. Л. 29, 31. Приходо-расходная книга Сурского монастыря за 1913 г.

39 ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 1915. Дело о постройке церкви в Шелековском приходе. 1911 г.

40 Там же. Д. 1930. Л. 77.

41 ГААО. Ф. 308. Оп. 1. Д. 47. Л. 12. Приходо-расходная книга Веркольской пустыни за 1866 г.

42 ГААО. Ф. 310. Оп. 1. Д. 79. Л. 184.

43 ГААО. Ф. 359. Оп 2. Т. 2. Д. 5393. Л. 2. Дело по указу Духовной консистории о приглашении к выписке лицевых святцев для церквей собственно. 1862 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ I

1

1837 г. января 19 — Письмо А. Венецианова в Церковный строительный комитет Архангельского Соломбальского Преображенского Адмиралтейского собора

Произведение образов для соборной церкви в Архангельске принять на себя я согласен, и все иконы, кроме праздников Преображения Господня, Спасителя и Рождества Христова, я располагаю писать сам, почему и будут они все оригинальными, а праздники поручу какому-нибудь хорошему художнику скопировать в Эрмитаже: решительную цену полагаю за 14 местных образов по 200: 2800; за 6 верхних с (12) Евангелистами и апостолами по 100 руб., 600 за 12 образов, в Царские врата по 75: 900 и за копии по 125: 375, за всю работу 4675. Отправки и издержек на укладку на свой щет я не принимаю, а уложу в ящики со всею должною для дороги безопасностию и при том желал бы, чтобы оные иконы были отправлены через контору Транспортов, точность которой всем известна, а отправку через изво-щиков я испытал. Ежели Комитет согласен будет мне поручить написание икон, то покорно прошу к 1 числу марта месяца выслать мне точныя меры образов четырехъугольных и точныя величины и очерки из бумаги образов круглых и овальных и денег ассигнациями 1675 рублей. К сентябрю месяцу я буду стараться приготовить 7 образов местных или и более, 6 образов верхних и в Царские врата всех Евангелистов и, уложа, отправить в Комитет, который прошу тогда же выслать ко мне в деревню мою, Тверской губернии Вышневолоц-каго уезда в сельцо Сафоново, 1500, ибо я намерен там, на свободе, сии иконы производить, остальные же образа постараюсь к генварю будущего 1838 году и в Комитет отправить, которой мне доставить и последние 1500.

Его императорскаго величества живописец академик и кавалер Алексей Венецианов 19 генваря 1837. С. Петербург

P.S.: Большое желание имею иконы сии написать с золотом по древнему нашей церкви обычаю, — знаменитый Рафаель много писал образов с золотом и член Комитета, господин Починков, у меня видел тому пример.

ГААО. Ф. 490. Оп. 1. Д. 8. Л. 9.

2

1837 г. марта 23 — Порядная мастера И. И. Энгельгардта на создание иконостасов Преображенского Адмиралтейского собора г. Архангельска

Санкт-Петербург 1837 года, марта 23 дня, я, нижеподписавшийся Санкт-Петербургскаго вечнаго столярнаго цеха мастер Иван Иванов сын Энгельгардт, заключил сие условие с Церковным строительным комитетом Архангельскаго Соломбальскаго Преображенскаго Адми-ралтейскаго собора в том, что обязуюсь я приготовить из своих материалов, как-то: из сосноваго и липоваго дерева и для украшения железо, а равно на позолоту разных частей листовое червонное золото по утвержденному рисунку для двух иконостасов в теплой церкви и один старой в холодной церкви поправить на следующих кондициях:

1. Сделать мне два иконостаса из сухаго сосноваго дерева щитами связанных из 3-х дюйм. толщиною досок над оным, как в рисунке значится, балдахина, переделать средний проход, то есть: сделать три створныя стеклянныя и три глухие зимние...

2-е. Все вообще по рисунку значущиеся резныя украшения на двух иконостасах и среднем проходе сделать в натуральном виде позолотить на лицо.

3. Всю вышеозначенную работу отправить мне из Санкт-Петербурга в Архангельск и поставить на месте с наемными людьми.

4. За всю вышесказанную работу с материалом получить мне от Комитета девять тысяч двести рублей ассигнациями.

5. Обязуюсь заказать сделать для собора две радуги из разноцветных стекол.

ГААО. Ф. 490. Оп. 1. Д. 5. Л. 19-20, 31.

3

1863 г. ранее июня 19 — Письмо настоятеля Антониево-Сийского монастыря архимандрита Мельхиседека епископу архангельскому и холмогорскому Нафанаилу

Мы — нижайшие, приемлем смелость донести вашему преосвященству, что С. Петербургской Императорской Академии художеств свободный художник Самуил Семенов Снетков устройство двух новых иконостасов и шести иконостасных киотей с написанием новых икон, как для иконостасов, так и для киотей, производил сколько мог и умел со всем усердием и богом данным ему познанием, употреб-

ляя все свое искусство при производстве сих работ, а именно: иконостас в придельный храм преподобнаго Антония Сийскаго устроен им в византийском штиле дорическаго ордера, в храм преподобнаго Сергия Радонежскаго — в римском штиле коринфскаго ордера, сочинения Виньолы, а шесть киотей в Свято-Троицкий собор — слож-наго ордера, греческаго сочинения Палладия, каковыя работы им, Снетковым, ныне и приведены уже к окончанию. А как труд художника Снеткова, и полное знание дела, высказанные им при производстве поименованных работ, заслуживают со стороны обители глубокой признательности и благодарности, которая, хотя и богата чувствами, но бедна словами, то мы, нижайшия, репортуя о сем вашему преосвященству, всепокорнейше просим Вас, преосвященнейший владыко, не благоволено ли будет, за сие дело наградить его — Снеткова, таким аттестатом, котораго он по справедливости заслуживает и кото-раго обитель сама собою не сумеет да и не может дать? При сем за нужное считаем присовокупить: художник Самуил Семенов Снетков пробудет еще в обители две недели; а потому, не благоволено ли будет просимый нами ему аттестат выслать во Антониево-Сийский монастырь, который с благодарностию вручит ему оный.

Помета: Аттестат получил свободный художник Самуил Снетков.

ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 2. Д. 3964. Л. 36.

4

1894 г. сентября 2 — Свидетельство, выданное художнику И. Н. Онуфриеву академиком М. О. Микешиным

Свидетельствую своею подписью и приложением гербовой печати своего рода, что предъявитель сего, Иван Николаевич Онофриев, помогал мне, работая со вкусом, прилежанием и добросовестным знанием церковного византийского стиля в иконописи при моих работах иконописных, и я охотно рекомендую его желающим для того, чтобы его честности и добросовестности верили заказы и самостоятельных иконописных работ.

Академик живописи и скульптуры С.-Петербургской Императорской Академии художеств и член иных иностранных академий. М. Ми-кешин. 2 сент. 1894 г. СПб. Фонтанка. Д. № 128, кв. 6.

Свидетельство хранится в частном собрании г. Архангельска.

5

1906 г. — Письмо Н. А. Шабунина в Совет Императорской Академии художеств

Будучи уроженец отдаленных окраин севера (Мезень, Архангельск. губ.) я, как художник, давно задумал посвятить свои лучшие силы и лучшее время своей жизни хорошо известному и понятному для меня суровому краю, который еще по сие время хранит первобытный склад русской жизни и инородческой, памятники церковной старины, утварь и различныя детали архитектуры, проявление древняго искусства в церквях, часовнях, а равно и проявление его у народа. Памятники эти разбросаны по далеким захолустьям нашего огромного края, в которыя я имею намерение и крайнее желание отправиться писать этюды к картинам... Это на северо-восток от Архангельска по берегу Белого моря до уездного города Мезени, а затем в Канинскую и Малоземельскую тундры к селениям при Ледовитом океане (Чешская губа). Местность эта еще никем не исследована. С наступлением же летняго времени путь намечен в местности русско-зырянского населения. Все протяжение пути по краю определяется в 2151 версты, а с расстоянием от С.-Петербурга (туда и обратно по жел. дор.) 5135 верст. Времени требуется на эту поездку с путевыми работами около 5 месяцев.

РГИА. Ф. 789. Оп. 11. 1886 г. Д. 133.

ПРИЛОЖЕНИЕ II

Избранные материалы к словарю живописцев и иконостасных мастеров, работавших на Архангельском Севере в XVIII — начале ХХ в.

Алексеев Александр Алексеевич 1811-1878

Художник школы А. Г. Венецианова. Учитель рисования Архангельской гимназии. В 1838 г. проживал в Архангельске. Участвовал в «обревизовании действий по устройству работ» по созданию икон и иконостасов в Адмиралтейском Преображенском соборе г. Архангельска (ГААО. Ф. 490. Оп. 1. Д. 18. Л. 8 об.-9; Д. 19. Л. 19).

Антонов Александр Иванович

«Художник живописи», Санкт-Петербург. В марте 1837 г. заключил контракт на создание икон в соломбальском Преображенском соборе Архангельска (ГААО. Ф. 490. Оп. 1. Д. 5. Л. 17-18 об.).

Баллод Петр Петрович Род. 6 августа 1867

Преподаватель рисования Архангельской гимназии. Учился в мастерской В. Е. Маковского Императорской Академии художеств. В 1896 г. удостоен звания художника третьей степени. В том же году получил назначение на должность учителя в Архангельскую гимназию. В 1900 г. обратился в Академию художеств с просьбой выслать ему метрическое свидетельство; указал адрес проживания: посад Не-нокса Архангельской губернии (РГИА. Ф. 789. Оп. 11. 1888 г. Д. 72).

Барков Константин Логинович

Владелец мастерской церковной живописи. Санкт-Петербург. В мастерской выполнены иконы для Троицкой церкви д. Мондино Онежского у. в 1888 г. Коллекция хранится в собрании ОИММ.

Бекряшев Николай Георгиевич

1874-1939

Живописец. Родился в д. Долгополовская (Вырыпаиха) Устьев-ской волости Сольвычегодского у. Вологодской губ. Обучался в живописной мастерской Соловецкого монастыря, в 1890-е годы посещал классы Рисовальной школы Общества поощрения художников в Петербурге. В 1900-1910 годах учился в Академии художеств. Основатель Великоустюжского краеведческого музея. Совместно с художником С. Н. Зенковым (1877-1941) расписал в 1907-1909 годах каменную Троицкую церковь в Усть-Евде под Красноборском.

Березин Михаил Гаврилович

Архангельский губернский архитектор. Выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств. В 1806 г. «в Архангельск архитектором принят к тамошнему Адмиралтейству академик Березин, известный по сведениям и по строениям своим» (РГИА. Ф. 789. Оп. 19. 1806 г. Д. 35. С. 53).

Венецианов Алексей Гаврилович

1780-1847

Художник, академик Императорской Академии художеств. Мастер портретной и жанровой живописи. В 1837 г. пожелал участвовать в переустройстве Соломбальского Адмиралтейскаго Преображенского собора Архангельска, но работа была передана другим мастерам (см.: Приложение I, № 1).

Гундоров Алексей Иванович Род. в 1882

Ученик живописца. Сведения Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г.: «Сольвычегодский уезд. Метлин-ская волость. Андреевское общество. Деревня Кочинок. Гундоров Алексей Иванов. 15 лет. Приписан к сельскому обществу. Проживает в городе С. Петербурге. Грамотный, в учении у живописца» (ГААО. Ф. 1420. Оп. 1. Д. 1256. Л. 144).

Ивахнов Василий Владимирович Род. в 1871

Живописец, ученик. Сведения Первой всеобщей переписи населения 1897 г.: «Холмогорского уезда. Великодворская волость, Ра-кульское с/о, д. Данщинская. Ивахнов Василий Владимиров. 16 лет. Из государственных крестьян. Временно проживает в Санкт-Петербурге. Основное занятие — живописец, ученик» (ГААО. Ф. 6. Оп. 18. Д. 215. Л. 253, 253 об.-254).

Ивин Лаврентий Абросимович

Живописец. Крестьянин Селецкой волости Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии. Послушник Соловецкого монастыря, жил в монастыре с 1879 г. Проходил послушание старосты в живописной школе (РГАДА. Ф. 1201. Оп. Оп. 4. Д. 888. Л. 79).

Карамышев Михаил Степанович

1835 — 7 февраля 1898

Свободный художник. Иконописец. Крестьянин Шенкурского уезда Шеренгского общества деревни Корняговской. Ученик Императорской Академии художеств; за свои работы в исторической и портретной живописи получил «две серебряные медали второго достоинства» (РГИА. Ф. 789. Оп. 3. 1862 г. Д. 112). В 1862 г. арестован и содержался в Петропавловской крепости, откуда был отправлен на родину под надзор полиции. Работал в церквях Шенкурского у. и в г. Кеми (ГААО. Ф. 1 Оп. 4. Т. 1. Д. 1676).

Кобелев Иван Гаврилович

1822 — 8 июля 1869

Крестьянин д. Навинской Холмогорского у. С 1857 г. учился в Академии художеств. Удостоен звания свободного художника (РГИА. Ф. 789. Оп. 2. 1857 г. Д. 5).

Козлов Александр

Позолотчик. Санкт-Петербург, мещанин. В 1863 г. работал в Анто-ниево-Сийском монастыре над золочением нового иконостаса в Крес-товоздвиженской церкви (РГАДА. Ф. 1196. Оп. 5. Д. 1809. Л. 25 об., 26).

Ксенофонтов Евгений Иванович

1834 — 20 декабря 1897

Иконописец. Священник, г. Архангельск. Учился в Санкт-Петербургской семинарии. Преподаватель иконописи Архангельской духовной семинарии в 1858-1866 и 1871 годах. (Варфоломеев Н. Протоиерей Евгений Иванович Ксенофонтов. Некролог // АЕВ. 1897. № 24. 30 декабря).

Курляндцев Степан Семенович

Ум. 8 апреля 1822

Живописец, академик. Купец из Санкт-Петербурга. Совместно с К. Новоселовым в начале XIX в. расписывал стены и создавал иконы в иконостасе Троицкого (верхнего) храма Архангельского кафедрального собора, который был освящен 15 сентября 1805 г. (АЕВ. 1896. № 3. 15 февраля. С. 77).

Никифоров Иван Егорович

Род. 30 июня 1857

Живописец. Архангельский мещанин. Учился в Академии художеств в 1879-1888 годах на средства Веркольской пустыни, писал иконы для обители (ГААО. Ф. 308. Оп. 1. Д. 77. Л. 31, 43). Свидетельство на право преподавания рисования в средних учебных заведениях выдано Никифорову в 1894 г. (РГИА. Ф. 789. Оп. 10. 1879 г. Д. 137).

Новоселов Карнелий (Корнилий)

Живописец. Санкт-Петербург, губернский секретарь, отставной прапорщик. Совместно с С. С. Курляндцевым работал над росписью стен и созданием икон в иконостасе Троицкого (верхнего) храма Архангельского кафедрального собора, освященного 15 сентября 1805 г. (АЕВ. 1896. № 3. 15 февраля. С. 77).

Онуфриев Иван Николаевич

10 июля 1873 — 21 августа 1948

Художник. Иконописец. Крестьянин д. Беляевской Ляховского сельского общества Черевковской вол. Сольвычегодского у. Обучался иконописи в живописной мастерской Соловецкого монастыря, затем работал в Санкт-Петербурге у художника В. А. Серебрякова (18101886). В частном собрании Архангельска хранится свидетельство, выданное академиком Академии художеств М. О. Микешиным, рекомендовавшим Онуфриева, «чтобы его честности и добросовестности верили заказы и самостоятельных иконописных работ» (Цуканов П. Д. Художник Иван Онуфриев // Филокартия. 2009. № 1. С. 26-27; см.: Приложение I, № 4).

Покрышкин Петр Петрович

1870-1922

Академик архитектуры. В 1913 г. член Санкт-Петербургской императорской Археологической комиссии П. П. Покрышкин получил благодарность от епископа Архангельского и Холмогорского Нафа-наила «за расчистку от позднейшей неискусной малярной записи, сделанной масляными красками и изображавшей Божию Матерь с Младенцем, иконы св. апостола Иоанна Богослова, диктующего евангелие ученику своему св. апостолу Прохору на о. Патмосе, относящейся к концу царствования царя Михаила Федоровича и находившейся в иконостасе, бывшем в деревянной Успенской, ныне каменной, в г. Архангельске церкви» (АЕВ. 1913. № 19. 15 сентября. Часть неофициальная. С. 242).

Пшенчук Иван Григорьевич

Мещанин г. Новгорода. «По образованию имеет свидетельство рисовальной школы имени Барона Штиглиц из Санкт-Петербурга, от января месяца 1879 года за № 327. Имеет благодарные удостоверения за хорошее и отличное исполнение работ живописного мастерства». В 1901 г. начал расписывать стены соборной Успенской церкви Кожеозерского монастыря, но успел сделать только «замалевку». Монастырь отказал ему в данной работе, так как он плохо зарекомендовал себя с нравственной стороны (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 1657. Л. 4-11).

Райлян Фома Радионович

Род. 7 июля 1870

Живописец. Коллежский асессор. Родился в семье кишиневского мещанина. Учитель чистописания и рисования Архангельской губернской гимназии. Учился в Императорской Академии художеств, удостоен звания неклассного художника. В 1891-1896 — учитель рисования в Архангельске. Написал икону «Благословение детей» для архангельской гимназии. В 1897 г. вернулся в Санкт-Петербург, где продолжил работы в области церковной живописи (ГААО. Ф. 127. Оп. 1. Д. 447. Л. 9, 15-17об., 46).

Ракитин Сергей Егорович

Род. в 1875

Иконописец. Крестьянин Шенкурского у. Послушник Кожеозер-ского монастыря. Окончил курс в живописной школе в Санкт-Петербурге, обучался иконописи в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (ГААО. Ф. 29. Оп. 1. Т. 1. Д. 933. Л. 134 об.-135). Писал иконы в Крестовой церкви Архангельска, расписывал собор в Веркольском монастыре, писал иконы для Кожеозерского и Сур-

ского монастырей до 1909 г. (АЕВ. 1905. № 1. 15 января. С. 34; ГААО. Ф. 308. Оп. 2. Д. 17. Л. 42 об.-43).

Рачков Егор Алексеевич Род. в 1882

Живописец, ученик. Сведения Первой всеобщей переписи населения 1897 г.: «Верхнематигорское сельское общество. Волость Кушев-ская. Деревня Старковская. Рачков Егор Алексеев. 15 лет. Крестьянин из государственных. Проживает в Санкт-Петербурге. Учится живописи» (ГААО. Ф. 6. Оп. 18. Д. 209. Л. 107-108).

Савин Петр Федоров

1758 — около 1790

Иконописец вотчины Соловецкого монастыря, из Сумского посада. Сын соловецкого иконописца Федора Савина, брат иконописцев Ильи и Бориса Савиных. Учился иконописи у отца, Федора Савина, и в иконописной мастерской Соловецкого монастыря. С 1774 по 1778 г. обучался в Петербурге у «Конторы строения ея императорского величества домов и садов титулярного советника, мастера живописного художества Ивана Бельского» ради достижения «совершеннейшего в том художестве достатка» (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Ч. 2. Д. 5120. Л. 20-20 об.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Серафима (в миру — Анастасия Ефимова) Около 1868 — 1941

Крестьянка С-Петербургской губ. Ямбурского уезда деревни Большого Кленова. Монахиня, заведующая подворьем женского Сурского Иоанно-Богословского монастыря в Архангельске. Основала иконописную мастерскую на монастырском подворье в Архангельске (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 1952. Л. 21, 22).

Снетков Самуил Семенович

«Свободный художник» Санкт-Петербургской императорской Академии художеств. В 1861-1863 годах работал в Антониево-Сийском монастыре. В 1863 г. расписывал Преображенский собор Соловецкого монастыря (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 2. Д. 2910. Л. 3-36; Архив ИИМК РАН. Р-111. Метрика № 188. Л. 16; Приложение I, № 3).

Солодягин Козьма Андреевич

Художник. Учитель Архангельской гимназии. Из крестьян Олонецкой губ., Пудожского у. Каршевского с/о, д. Якушевской. С 1856 г. обучался в Академии художеств. Удостоен от Академии серебряной медали и звания художника с правом «пользоваться с потомством его вечною и совершенною свободою» (РГИА. Ф. 789. Оп. 14. Д. 122-с). В 1864 г. писал иконы в церкви Ягремского прихода Вытегорскаго уезда (ГААО. Ф. 1481. Оп. 1. Д. 561. Л. 12).

Токарев Василий Николаевич Род. в 1853

Ученик Архангельской духовной семинарии. В марте 1857 г. ректор семинарии обратился с просьбой «об исходатайствовании у выс-шаго начальства дозволения отправить в Санкт-Петербургскую семинарию для продолжения семинарского образования и обучения иконописанию» В. Токарева (ГААО. Ф. 73. Оп. 1. Д. 366. Л. 237237 об., 239-242 об.).

Травин Алексей Иванович

Академик живописи, Санкт-Петербург. Книга прихода и расхода Веркольского монастыря за 1865 г. зафиксировала: «За написание 2-х образов на досках для крестов с мощами (жертвованных обители) выдано сборщиком академику Ивану Алексееву1 Травину 50 рублей» (ГААО. Ф. 308. Оп. 1. Д. 43. Л. 43).

Федоров Владимир Федорович 1843 — 1 мая 1903

Мещанин Санкт-Петербурга. Ученик Академии художеств с 1861 г. Учитель чистописания и рисования Архангельской губернской гимназии (ГААО. Ф. 127. Оп. 1. Д. 1089).

Флавиан, монах (в миру Абросимов Иван Лаврентьевич) Род. в 1863

Живописец. Крестьянин Селецкой волости Новоладожского у. Петроградской губ. Староста иконописной мастерской Соловецкого монастыря. Иеромонах (ГААО. Ф. 6. Оп. 19. Д. 6. Л. 13 об.-14). Под его наблюдением выполнены иконы для иконостаса и стенная живопись церкви Архангельского подворья Соловецкого монастыря, освященной 17 сентября 1900 г. (АЕВ. 1900. № 18. С. 492).

Чалков Андрей Иванович

1722-1757

Иконописец вотчины Соловецкого монастыря, из Сумского острога. Сын иконописца Ивана Алексеевича Чалкова, брат иконописцев Антона и Василия Чалковых. В 20 лет Андрей Чалков был определен в солдаты Сумского острога Соловецкого монастыря. Учился живописи в Петербурге у И. Я. Вишнякова (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 660. Л. 1; Д. 535. Л. 7, 10; Оп. 5. Д. 2356. Л. 19; Д. 1772а. Л. 62 об.; Д. 2168; Д. 4111. Л. 4-5).

1 Скорее всего, в приходно-расходной книге допущена ошибка: перепутано имя и отчество художника. Известен художник Травин Алексей Иванович (1801-1867), выпускник Академии художеств в Санкт-Петербурге, который работал как иконописец.

Шабунин Николай Авенирович

6 апреля 1866 — 27 февраля 1907

Художник. Крестьянин Юромского прихода Мезенского у., сын священника, выпускник Архангельского духовного училища. С 1886 г. — житель Санкт-Петербурга, учился в Академии художеств. В 1884 г. на сельскохозяйственной выставке, посвященной 300-летию Архангельска, выставил икону «Вознесение Христово». «Икона эта — начальный опыт рисования Шабунина, работавшего во время каникул для Юромской церкви в Мезенском уезде» (Отчет об Архангельской сельскохозяйственной выставке 1884 года // Сельское хозяйство и лесоводство: Журнал Министерства государственных имуществ. СПб., 1886. Ч. 102, июль. С. 241). В 1886 г. поступил в Академию художеств и закончил ее по мастерской И. Е. Репина в 1898 г. В 1899 г. удостоен звания художника и получил свидетельство. Художник ежегодно бывал на севере. Автор ряда этнографических рефератов. Писал иконы для иконостаса Благовещенской и Никольской каменной церкви с. Усть-Вашка Мезенского у., которая была освящена 20 ноября 1904 г. (АЕВ. 1904. № 23. 15 декабря. С. 947; см.: Приложение I, № 5).

Шишкин (Алексей Васильевич?)2

Владелец живописной мастерской в Санкт-Петербурге. Иконостасы с иконами для церкви Рождества Христова с. Прилуки Онежского у. выполнены в 1869-1874 годах в мастерской художника Шишкина в Санкт-Петербурге и готовые доставлены на место (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 2. Д. 1813. Л. 38-42). В мастерской Шишкина были созданы иконы для придела Зосимы и Савватия церкви Священномученика Климента д. Пияла Онежского у., освященного в 1901 г. (АЕВ. 1901. № 24. 30 декабря. С. 694).

Шошин Андрей Дмитриев

Род. в 1864

Художник. Сведения Всероссийской переписи населения 1897 г.: «Шенкурский уезд, Предтеченское сельское общество, деревня Лю-тинская (Ворониха). Крестьянин из удельных, родился в С-Петер-

2 Скорее всего, речь идет о петербургском художнике Алексее Васильевиче Шишкине, из известной династии иконостасных мастеров Шишкиных родом из Калязина Тверской губернии. Получил образование в Академии художеств. В 1873 г. получил образование классного художника 3 степени. Жил в Петербурге, занимался иконописью. См.: Овчинникова Н. 1) Мастера иконостасного дела Шишкины // Тверские ведомости. 2011. 3 февраля; 2) Иконостасная мастерская Шишкиных в Ка-лязине // XVII научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944-1995). Сб. статей. Ярославль, 2013. С. 210-218.

бурге, обыкновенно проживает в С-Петербурге, обучался в 2-клас-сном училище Министерства народного просвещения. Художник» (ГААО. Ф. 6. Оп. 19. Д. 135. Л. 126-126 об.).

Энгельгардт Иван Иванов

Мастер Санкт-Петербургского столярного цеха. В 1837 г. заключил условие с Церковным строительным комитетом Архангельского Соломбальского Преображенского Адмиралтейского собора на создание иконостасов. Работа выполнена в 1837-1839 гг. (ГААО. Ф. 490. Оп. 1. Д. 5. Л. 19-20, 31; см.: Приложение I, № 2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.