УДК 347.1
Калинина Т.В.
студентка 4 курса СОБ46П группы Мичуринский Аграрный Государственный Университет Социально-педагогический институт (Россия, г.Мичуринск)
СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
Аннотация: статья рассматривает возможности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья детей. Данный вопрос на сегодняшний день является приоритетным направлением всего общества. Представлена система мероприятий, направленных на создание здоровьесберегающей среды в условиях современной школы. Данная система менее затратная с финансовой точки зрения из представленных на сегодняшний день, а это немаловажно для любого образовательного учреждения.
Ключевые слова: формирование здорового образа жизни, здоровьесбережение, система мероприятий, внеклассная деятельность, физкультурно-оздоровительная работа, профилактика вредных привычек.
Здоровье человека актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложены в детские годы[4,с.72].
Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) признано, что здоровье - это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального I благополучия. При этом подразумевается гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни. Осуществить такую деятельность способен только человек, обладающий определенным мировоззрением, высоким уровнем развития личности, определенными убеждениями и
установками, а также всесторонними знаниями, умениями и привычками здорового I образа жизни. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление Цих физического, (психического (здоровья -дело |не только Цсемьи, Цно и педагогов. Здоровьсбережение стало одним из атрибутов образовательного процесса в школе. Оно проявляется в применении здоровьесберегающих технологий, организации здоровьесберегающей среды, совместной деятельности учителей, медицинских работников, социального педагога, психолога, нацеленной на формирование культуры I здоровья учащихся[2,с.28].
Современные школы должны стремиться к тому, чтобы улучшить состояние I здоровья детей. Для этого в любом общеобразовательном учреждении необходимо создать условия для формирования правильного физического развития детей, повышение сопротивляемости их организмов болезням. Почти каждое образовательное учреждение стремиться воплотить в жизнь передовые и свои идеи в этой области. Но чаще всего вопросы, касающиеся основ здорового образа жизни, рассматриваются или I только в отдельных темах учебных дисциплин (биология, ОБЖ, физическая культура), I или при проведении разрозненных воспитательных мероприятий.
В то же время нельзя не согласиться с тем, что строить в современной школе I воспитательный процесс на отдельных разрозненных, эпизодически проводимых мероприятиях по формированию основ здорового образа жизни или другим направлениям - значит упустить важные для становления личности воспитанника годы, потерять возможность педагогического влияния на молодежь.
Вот почему все активнее и настойчивее ставиться вопрос о создании в каждом общеобразовательном ¡¡учреждении атакой (воспитательной (системы, (которая (будет I способствовать развитию учащихся и максимально сохранять их здоровье.
В качестве основных направлений организации здоровьесберегающей образовательной среды, могут выступать такие как: Формирование основ здорового образа жизни непосредственно через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность — это создание педагогом разных видов занятий с учащимися во внеклассное время, способствующих созданию условий для полноценного социального развития детей.
Внеурочная образовательная деятельность представляет комплекс разнообразных видов деятельности, которые обладают обширными воспитательно-образовательными возможностями обучения детей. Во-первых, различная внеклассная работа содействует многогранному раскрытию индивидуальных особенностей ребенка, которые довольно сложно разглядеть в учебном процессе.
Во-вторых, в процессе внеклассной деятельности у ребенка идет становление личного опыта, способствующего в дальнейшем развитию его умений и навыков.
Внеурочная работа, нацеленная на формирование основ здорового образа жизни, занимается решением следующих задач:
- Создает условия, направленные на развитие потребностей в здоровом образе жизни;
- Формирует стойкое представление о личностных санитарно-гигиенических нормах и преобразует данные представления в жизненный навык;
- Совмещает физическое и психическое здоровье субъекта учебного процесса;
- Превращает потребности здорового образа жизни в стойкую жизненную позицию.
Создание спортивных занятий в школе. Деятельность, осуществляемая в данном направлении, включает в себя проведение в процессе образовательной деятельности динамических пауз, дней здоровья, спортивно-групповую работу.
Физкультурные минутки (динамические паузы) — это физические занятия, которые проводятся в процессе учебных занятий.
Данные упражнения благоприятно воздействуют на организм ребенка, а также способствуют развитию внимания и активности детей, что в свою очередь помогает ребенку в усвоении учебного материала. Как правило учебные занятия связаны с длительным нахождением ребенка за партой в достаточно напряженном состоянии. Все это оказывает неблагоприятное воздействие на организм детей: застой крови в ногах и тазовой области; перестройка в положение позвоночника.
Препятствуя данным неблагоприятным явлениям, физические занятия
способствуют улучшению циркуляции крови в организме, помогают в исправлении
осанки, стимулирует организм ребенка. Из этого следует, что физические упражнения
251
благоприятно воздействуют на успеваемость учащихся и на организм ребенка в целом [4,с.72].
Все вышесказанное диктует определение следующего условия: активизацию рефлексии здоровьесберегающей деятельности.
На сегодняшний день находясь в образовательном процессе большинство учеников проявляют себя в роли исполнителей, учащиеся в основном ориентируются на субъективную оценку со стороны педагогов, что в свою очередь снижает уровень «вовлеченности» детей в конечный этап всякого учебного процесса — рефлексию своего результата. Рефлексивная деятельность подразумевает способность осуществлять контроль и оценку результатов своей деятельности, предугадывать исход своих поступков, способность находить и устранять причины затруднений, способность давать оценку своим успехам, способность определить сферу своих увлечений и интересов, способность следовать нормам и правилам здорового образа жизни.
Также умение заниматься совместной деятельностью с другими участниками образовательного процесса, анализ собственной деятельности с точки зрения нравственных и этических норм. Индивид имеющий рефлексивное отношение к собственной деятельности, в большинстве случаев достигает высокой степени свободы, способного быстрее приспосабливаться к изменениям окружающей среды.
Здоровьесберегающая деятельность детерминируется личностными, индивидуальными, физическими, психологическими и социальными способностями учащегося как ее субъекта. К данным ключевым факторам, в первую очередь, относится саморегуляция.
Саморегуляция личности, подразумевает высокий уровень самосознания и самооценки человека. Самооценка человека описывается как знание личности самой себя и своего внутреннего мира, а также осознание своих умений и навыков.
Формируя культуру здорового образа жизни, ученик стремится найти суть,
определить причинно-следственные связи деятельности, оберегающей его здоровье,
что подталкивает его последовательно организовывать режим дня и соблюдать его,
экономично тратить время и отказываться от вредных привычек, следить за своим
здоровьем. Возникновение интереса, желания и мотивации в освоении культуры
252
здоровьесбережения является средством формирования здорового образа жизни детей. Третьим и весьма важным условием формирования здорового образа жизни детей, на наш взгляд является изучение взаимодействия школы и семьи.
В данном исследовании семья рассматривается в качестве активного субъекта образовательной и воспитательной работы. Несомненно, что одним из главных источников материального и духовного развития ребенка, является семья, так как лишь в процессе взаимодействия ребенка с родителями у него начинают закладываться основы поведения, нравственные качества, стремления, установки и идеалы [4,с.72].
Таким образом, из всего вышесказанного хочется сделать вывод, что формирование здорового образа жизни детей будет успешным лишь в том случае, если будут соблюдаться педагогические условия, направленные на укрепление и сохранения здоровья детей, а именно: создана здоровьесберегающая воспитательная среда, направленная на осознание обучающимися ценности и значимости здоровья, здорового образа и стиля жизни; инициирована рефлексия здоровьесберегающей деятельности; организовано взаимодействие школы и семьи в формировании культуры здоровьесбережения обучающихся.
Список литературы:
1. Ломовцева, Н. И. Если хочешь быть здоров - правильно питайся Н. И. Ломовцева // Начальная школа. - 2015. - № 4. - С. 73.
2. Малейчук, Г. И. Психическое и психологическое здоровье: сравнительный анализ понятий Г. И. Малейчук // Психология и школа. - 2014. - № 3. - С. 28.
3. Моторина, Л. Организация здоровьесберегающей деятельности Л. Моторина // Воспитание школьников. - 2015. - № 10. - С. 33.
4. Науменко, Ю. В. Здоровьесберегающая деятельность школы Ю. В. Науменко // Педагогика. -2011. - № 8. - С. 72.
5. Науменко, Ю. В. Концепция здоровьеформирующего образования Ю. В. Науменко // Инновации в образовании. - 2014. - № 2. - С. 99.
6. Пересадина, Ю. Е. Основные подходы к организации оздоровительной работы в начальной школе Ю. Е. Пересадина // Начальная школа плюс минус до и после. - 2015. - № 7. - С. 27.