Создание законодательной базы по регулированию конкурсных торгов в отрасли инфокоммуникаций России
Ключевые слова: конкурсные торги, основные цели, история создания, законодательная база, актуальные проблемыы, варианты решения.
Щербаков А.Ю.,
Соискатель, МТУСИ
Гришанова Е.М.,
к.э.н, доцент, МТУСИ
Первые шаги по законодательному регулированию и оптимизации конкурсных торгов в современной России были сделаны в 1997 г. с выходом Положения об организации закупок товаров, работ и услуг для государственньх нужд, утвержденное в соответствии с Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. № 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственньх нужд". Дальнейшая разработка и совершенствование законодательной базы, регулирующей все возможные аспекты проведения конкурсных торгов, не дало единой нормативно-правовой базы, что явилось одним из основных факторов, мешающих повышению эффективности использования бюджетных средств.
Для устранения вышеперечисленных недостатков 21 июля 2005 г. был принят Федеральный закон №94 "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", основной целью которого является:
• эффективное и рациональное использование бюджетных средств;
• развитие добросовестной конкуренции;
• стимулирование участников торгов в исполнении государственных и муниципальных заказов;
• создание единых правил и процедур размещения заказов для нужд Российской федерации, субъектов Российской федерации, муниципальных образований и других участников конкурсных торгов;
• установление прав и обязанностей заказчиков и участников процедур размещения заказа.
Усовершенствование системы государственных закупок в России позволил в определенной степени снизить неэффективное использование бюджетных средств, однако достигнутые результаты нельзя считать в полной мере удовлетворительными. Опыт проведения конкурсных торгов выявил ряд нерешенных проблем, с которыми сталкиваются участники конкурсных торгов при планировании, отборе и исполнении договорных обязательств.
Стадия планирования:
1. Отсутствует система планирования госзаказа;
Система планирования закупок позволила бы большинству предпринимателей заранее подготовиться к размещению заказов и обеспечила бы большее количество участников при проведении процедур торгов. Систему планирования можно будет разбить на 3 составляющие — долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный периодов.
2. "Затачивание" требований предмета конкурсных торгов под конкретного производителя или поставщика;
Рассмотрена история создания законодательной базы по регулированию и оптимизации конкурсных торгов в современной России. Приведены основные цели конкурсных торгов. Рассмотрены актуальные проблемы, с которыми сталкиваются участники торгов, и даны возможные варианты решения их.
Для исключения возможности закупки некачественной продукции и "затачивания" требований под продукцию конкретного производителя или поставщика необходимо разработать типовые требования (типовые контракты) к стандартным товарам, работам и услугам, в том числе и требования к гарантийным обязательствам исполнителя.
3. Отсутствие регламентации установления начальной (максимальной) цены контракта;
Для корректного формирования начальной цены контракта необходимо установление требования об обязательном составлении должностными лицами протоколов, содержащих обоснование установления начальной (максимальной) цены контракта, в т.ч. с указанием источников получения такой информации, и их размещение в составе документации о торгах.
Стадия отбора исполнителя:
1. Необходимость повышения профессионального качества поставщиков;
В целях повышения профессионализма поставщиков и качества конечного результата необходимо предусмотреть дополнительные требования к участникам. Особенно актуально введение данных требований для таких творческих сфер, как НИОКР, проведение экспертиз, оказание юридических услуг и т.д.
2. Неквалифицированное установление заказчиками требований к финансовому обеспечению по контрактам;
В целях повышения качества исполнения контрактов необходимо установить законодательные требования к их обеспечению, в том числе разработать и утвердить типовые формы банковских гарантий и поручительств, а также обязать заказчиков выставлять требования по финансовому обеспечению на все контракты. При этом должны быть установлены сроки действия финансового обеспечения и процедура его предоставления
3. Наличие возможности злоупотреблений предпринимателями своими правами путем неоднократных жалоб без наличия оснований;
В целях исключения возможности злоупотреблений предпринимателями своими правами путем неоднократных жалоб без наличия оснований возможно предусмотреть государственную пошлину за подачу жалоб.
Также необходимо предусмотреть процедуру обжалования заказчиками действий электронных площадок
4. Недостаточность регламентации отраслевой специфики размещения заказа.
Возможно ввести дополнительную регламентацию процедур размещения заказа с учетом отраслевой специфики (размещение заказов на НИОКР, проведение экспертизы, в сфере культуры, закупки лекарственных средств и т.д.).
Стадия исполнения контракта:
1. Длительная процедура расторжения контракта;
Для быстрого рассмотрения вопросов о расторжении контрактов при их ненадлежащем исполнении возможно предусмотреть
Т-Сотт, #12-2012
99
упрощенную (в течение 10 дней) административную процедуру их расторжения на основании решений специальных .
2. Отсутствует система анализа размещаемых заказов, оценка конечного результата по отношению к планируемому;
Возможно предусмотреть систему анализа размещаемого заказа. Основными источниками анализируемой информации должны стать единый общероссийский портал, операторы электронных площадок, реестр контрактов, независимый регистратор.
3. Отсутствие эффективных мер воздействия на должностных лиц заказчиков за многократные умышленные нарушения действующего законодательства;
Необходимо ввести процедуру дисквалификации должностных лиц заказчиков при многократных умышленных нарушениях, а также предусмотреть специальные составы уголовной ответственности для преднамеренных действий в сфере госзаказа.
4. Недостаточная эффективность работы реестра недобросовестных поставщиков;
Для повышения эффективности работы Реестра недобросовестных поставщиков (РНП) необходимо предусмотреть включение в РНП сведений не только о недобросовестном участнике размещения заказа, но и о физическом лице, осуществляющем управление соответствующим юридическим лицом и ограничить право участия в процедурах закупок всех юридических лиц, управление которыми осуществляет физическое лицо, сведения о котором включены в РНП.
5. Отсутствие мотивации у добросовестно работающих должностных лиц заказчика;
В целях создания необходимой мотивации заказчика следует внести изменения в законодательство, позволяющие заказчику распоряжаться средствами, полученными от реализации финансового обеспечения при ненадлежащем исполнении контракта.
6. Отсутствие публичного контроль за стадиями исполнения контракта и за конечным результатом;
В целях повышения публичности и качества исполнения контрактов необходимо внести изменения в законодательство в части обязательного размещения в реестре контрактов всей информации о стадиях исполнения контрактов, в т.ч. сопровождающие контракт документы (акты выполненных работ, документы об оплате, примененных штрафных санкциях и тд.), а также сами заключенные контракты.
Также требуется дополнительная регламентация этапов исполнения контракта, в том числе осуществление приемки продукции.
7. Произвольное применение штрафных санкций;
В целях снижения коррупции и повышения качества исполнения контрактов возможно установить обязанность заказчика всегда применять санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту. Кроме того, возможно установить унифицированный размер таких штрафных санкций.
Литература
1. Федеральный закон РФ № 94 от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
2. Федеральный закон РФ № 135 от 26 июля 2006 г. "О защите конкуренции".
3. Захаров АН. Специфика и совершенствование конкурсных торгов в России. — ИЭ РАН, 2005.
4. Несгерович Н.В. Конкурсные торги на закупку продукции для государственных нужд. — Инфа-М, 2000.
5. Антонов Д.Г. Особенности организации подрядных торгов, 2006.
6. Ефремова Н.Н. Аукционы — основной механизм государственных закупок // Финансы и кредит, 2008.
7. Кузнецов К. Конкурсные закупки: торги, тендеры, конкурсы. — СП-б.: Питер, 2005.
Create the motivation for learning in the specialty/ direction and interest in professional activities
Abstract
The article reviews the history of the legislative framework to regulate and optimize bidding in today's Russia. The basic purpose of competitive bidding. The actual problems faced by the bidders, and provide possible solutions to them.
100
T-Comm, #12-2012