Научная статья на тему 'Создание виртуальных педагогических классов при педагогических колледжах на примере Республики Саха (Якутия)'

Создание виртуальных педагогических классов при педагогических колледжах на примере Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
цифровая образовательная среда / дистанционные формы / образование / среднее профессиональное образование / профориентационная работа / обучающиеся / регион / цифровые образовательные ресурсы / циркумполярное пространство / инфраструктура / «Земский учитель» / «Учитель Арктики» / digital educational environment / distance forms / education / secondary vocational education / career guidance / students / region / digital educational resources / circumpolar space / infrastructure / "Zemsky Teacher" / "Arctic Teacher"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никифорова Татьяна Ивановна

Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации» обозначена задача обеспечения конкурентной способности российского образования в мировом масштабе и вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Кроме того, требуется добиться повышения его доступности гражданам с использованием достижений инновационного развития экономики. Реалии сегодняшнего дня диктуют необходимость поиска новых технологий и способов для реализации поставленных целей. Процессы модернизации в любой области человеческой жизнедеятельности направлены на улучшение сложившейся ситуации посредством отказа от старых стереотипов и перехода к новым формам работы. Современные геополитические обстоятельства предполагают необходимость модернизации современной системы образования в сторону ее тотальной цифровизации. Цифровизацию образования нужно рассматривать как инструмент для расширения учебного пространства, выбора индивидуальной траектории образования, выстраивания собственного сценария обучения. Целью данного исследования было изучение возможности использования форм распределенного образования в профориентационной работе со школьниками в рамках проекта «Учитель Арктики в Республике Саха (Якутия)». Описывается опыт работы Якутского педагогического колледжа в использовании цифровых образовательных ресурсов как возможности работы со школьниками из труднодоступных арктических и северных населенных пунктов республики. Рассказывается о создании в рамках содействия развитию проекта «Учитель Арктики» и поднятия престижа педагогической профессии среди молодежи педагогических классов при колледжах (Якутский, Намский, Вилюйский). Освещается деятельность Малой педагогической академии для школьников, где проводятся различные мероприятия, конкурсы. Приведены промежуточные итоги: так, выпускники Малой педагогической академии проявляют профессиональную ориентированность, успешно проходят адаптационный период обучения в колледже, владеют образовательными платформами, проявляют лидерские черты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation of virtual pedagogical classes at pedagogical colleges (the case study of the Republic of Sakha (Yakutia))

The Decree of the President of the Russian Federation "On National Goals and Strategic Objectives for the Development of the Russian Federation" sets out the task of ensuring the competitive ability of Russian education on a global scale and placing the Russian Federation among the 10 leading countries in the world in terms of the general education quality. In addition, it is required to increase its accessibility to citizens using the achievements of innovative economic development. The realities of today dictate the need to search for new technologies and ways to achieve the set goals. Modernization processes in any area of human life are aimed at improving the current situation by abandoning old stereotypes and transition to new forms of work. Modern geopolitical circumstances imply the need to update the modern education system towards its total digitalization. Digitalization of education should be considered as a tool for expanding the learning environment, choosing an individual educational trajectory, and building personal learning scenario. The purpose of this study was to examine the possibility of using forms of distributed education in career guidance work with schoolchildren within the framework of the project ";Arctic Teacher in the Republic of Sakha (Yakutia)". It describes the experience of Yakutsk Pedagogical College in using digital educational resources as an opportunity to work with schoolchildren from hard-to-reach Arctic and Northern settlements of the Republic. It concerns the creation of pedagogical classes at colleges (Yakutsk, Namsky, Vilyuysky) to promote the development of the project ";Arctic Teacher" and raise the prestige of the pedagogical profession among young people. The article also highlights the activities of the Small Pedagogical Academy for schoolchildren, where various events and competitions are organized. Intermediate results show that graduates of the Small Pedagogical Academy demonstrate professional determination, successfully go through the adaptation period of training in college, use educational platforms, display leadership characteristics.

Текст научной работы на тему «Создание виртуальных педагогических классов при педагогических колледжах на примере Республики Саха (Якутия)»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2024, № 03 (март) Раздел 5.8. Педагогика

ART 241033 DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11033 УДК 37.048.45

Создание виртуальных педагогических классов при педагогических колледжах на примере Республики Саха (Якутия)

Creation of virtual pedagogical classes at pedagogical colleges (the case study of the Republic of Sakha (Yakutia))

Автор статьи

L

Author of the article

L

Никифорова Татьяна Ивановна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Педагогического института ФГАОУ ВО «СевероВосточный федеральный университет им. М. К. Аммо-сова», г. Якутск, Российская Федерация tanya73.06@mail.ru ORCID: 0000-0001-9857-6507

Конфликт интересов

I

Tatyana I. Nikiforova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy, Pedagogical Institute, NorthEastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk, Russian Federation tanya73.06@mail.ru ORCID: 0000-0001-9857-6507

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан Для цитирования

Conflict of interest is not declared

For citation

Никифорова Т. И. Создание виртуальных педагогических классов при педагогических колледжах на примере Республики Саха (Якутия) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. -№ 03. - С. 71-82. - URL: https://e-kon-cept.ru/2024/241033.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11033

T. I. Nikiforova, Creation of virtual pedagogical classes at pedagogical colleges (the case study of the Republic of Sakha (Yakutia)) // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2024. - No. 03. - P. 71-82. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241033.htm. DOI:

10.24412/2304-120X-2024-11033

Поступила в редакцию Received 08.01.24 Получена положительная рецензия Received a positive review 12.02.24

Принята к публикации Accepted for publication 12.02.24 Опубликована Published 31.03.24

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Никифорова Т. И., 2024

Аннотация

I

Abstract

I

Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации» обозначена задача обеспечения конкурентной способности российского образования в мировом масштабе и вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Кроме того, требуется добиться повышения его доступности гражданам с использованием достижений инновационного развития экономики. Реалии сегодняшнего дня диктуют необходимость поиска новых технологий и способов для реализации поставленных целей. Процессы модернизации в любой области человеческой жизнедеятельности направлены на улучшение сложившейся ситуации посредством отказа от старых стереотипов и перехода к новым формам работы. Современные геополитические обстоятельства предполагают необходимость модернизации современной системы образования в сторону ее тотальной цифровизации. Цифровизацию образования нужно рассматривать как инструмент для расширения учебного пространства, выбора индивидуальной траектории образования, выстраивания собственного сценария обучения. Целью данного исследования было изучение возможности использования форм распределенного образования в профориентационной работе со школьниками в рамках проекта «Учитель Арктики в Республике Саха (Якутия)». Описывается опыт работы Якутского педагогического колледжа в использовании цифровых образовательных ресурсов как возможности работы со школьниками из труднодоступных арктических и северных населенных пунктов республики. Рассказывается о создании в рамках содействия развитию проекта «Учитель Арктики» и поднятия престижа педагогической профессии среди молодежи педагогических классов при колледжах (Якутский, Намский, Вилюйский). Освещается деятельность Малой педагогической академии для школьников, где проводятся различные мероприятия, конкурсы. Приведены промежуточные итоги: так, выпускники Малой педагогической академии проявляют профессиональную ориентированность, успешно проходят адаптационный период обучения в колледже, владеют образовательными платформами, проявляют лидерские черты.

Ключевые слова

The Decree of the President of the Russian Federation "On National Goals and Strategic Objectives for the Development of the Russian Federation" sets out the task of ensuring the competitive ability of Russian education on a global scale and placing the Russian Federation among the 10 leading countries in the world in terms of the general education quality. In addition, it is required to increase its accessibility to citizens using the achievements of innovative economic development. The realities of today dictate the need to search for new technologies and ways to achieve the set goals. Modernization processes in any area of human life are aimed at improving the current situation by abandoning old stereotypes and transition to new forms of work. Modern geopolitical circumstances imply the need to update the modern education system towards its total digitalization. Digitalization of education should be considered as a tool for expanding the learning environment, choosing an individual educational trajectory, and building personal learning scenario. The purpose of this study was to examine the possibility of using forms of distributed education in career guidance work with schoolchildren within the framework of the project "Arctic Teacher in the Republic of Sakha (Yakutia)". It describes the experience of Yakutsk Pedagogical College in using digital educational resources as an opportunity to work with schoolchildren from hard-to-reach Arctic and Northern settlements of the Republic. It concerns the creation of pedagogical classes at colleges (Yakutsk, Namsky, Vilyuysky) to promote the development of the project "Arctic Teacher" and raise the prestige of the pedagogical profession among young people. The article also highlights the activities of the Small Pedagogical Academy for schoolchildren, where various events and competitions are organized. Intermediate results show that graduates of the Small Pedagogical Academy demonstrate professional determination, successfully go through the adaptation period of training in college, use educational platforms, display leadership characteristics.

Key words

цифровая образовательная среда, дистанционные формы, образование, среднее профессиональное образование, профориентационная работа, обучающиеся, регион, цифровые образовательные ресурсы, циркумполярное пространство, инфраструктура, «Земский учитель», «Учитель Арктики»

digital educational environment, distance forms, education, secondary vocational education, career guidance, students, region, digital educational resources, circumpolar space, infrastructure, "Zemsky Teacher", "Arctic Teacher"

Благодарности

Acknowledgements

L

Автор выражает благодарность научному консультанту доктору педагогических наук, профессору Сергею Александровичу Бешенкову, доктору педагогических наук, профессору Маргарите Ивановне Шутиковой, директору ГАПОУ РС(Я) «Якутский педагогический колледж им. С. Ф. Гоголева» Изольде Ивановне Николаевой.

The author expresses gratitude to her scientific consultant, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Sergei A. Beshenkov; Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Margarita I. Shutikova; Director of the Yakutsk Pedagogical College named after S. F. Gogolev Isolda I. Nikolaeva.

Введение / Introduction

В мировом пространстве система образования в сложной структуре общественных взаимоотношений переплетена с разными областями общества: политикой, экономическим развитием, культурой, при этом отвечает на разнообразные и усложняющиеся вызовы современности. Нужно отметить, что сфера образования становится наиболее эф-

фективным средством для формирования у населения ценностных ориентации, патриотического и нравственного воспитания молодежи. Не секрет, что фактор уровня системы образования, образованности населения ставится наравне с военным потенциалом стран и играет огромную роль в обеспечении лидерства страны на мировой арене.

Обзор литературы / Literature review

Профориентационная работа в стране ведется в школе, на уровне государства она поддерживается в ходе реализации национального проекта «Билет в будущее» [1] и деятельности Всероссийского форума профессиональной ориентации «ПроеКТО-риЯ» Ростелекома [2]. Также в средних общеобразовательных школах создаются классы профильных направлений [3]. Профориентационная работа по педагогическому направлению представлена в плане мероприятий по реализации «Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года (на 2022-2024 годы)», в школах страны к декабрю 2024 года должны быть созданы не менее 5000 профильных классов по педагогическому направлению [4].

В основе разработок российских исследователей целью профориентационной работы с обучающимися является обеспечение раннего и осознанного выбора будущей профессиональной траектории, ведущее к осознанному социально-профессиональному самоопределению [5]. М. В. Антонова справедливо подчеркивает, что существенное влияние на определение профессионально-образовательной траектории обучающихся оказывает грамотная педагогическая поддержка, а ее отсутствие может привести к неосознанному выбору профессии, к непониманию ее социальной значимости в трудовой деятельности, особенно педагогической профессии. Исследователь в своих разработках представляет новые «форматы и активности» профориентационной работы для обучающихся психолого-педагогических классов во взаимодействии школа - педагогический университет и предлагает реализовывать обозначенную функцию еще в начальных классах, когда обучающийся находится на этапе «присматривания» к профессиональной деятельности взрослых [6]. Е. А. Климова говорит о том, что ориентироваться в мире профессий без информационной поддержки невозможно, выбор профессии должен быть осознанным, тем более профессии педагога [7].

Исследователи Ю. М. Грузина, В. Н. Пуляева поднимают проблему проводимых профориентационных работ с обучающимися в российских школах, отмечая их недостаточность и несистемность проводимых мероприятий, подчеркивают, что профессиональная ориентация школьников и развитие их профессиональной карьеры не рассматриваются как единый процесс, чаще всего мероприятия представляют собой помощь школьникам в выборе вузов и направлений, и, если выпускник школы поступает в вуз, считается, что он прошел этап профессионального самоопределения, сделав профессиональный выбор [8].

При поступлении в вуз значительная часть абитуриентов делает свой выбор недостаточно осознанно, на выбор могут повлиять «другие» факторы, такие как неправильно выбранные предметы для сдачи ЕГЭ, их результаты, мнения родителей, друзей. Как правило, студенты, поступившие только для того, чтоб «поступить» на учебу, осознав свою ошибку в выборе будущей профессии, отчисляются или, продолжив обучение, после окончания учебы не работают по специальности [9].

Предлагая новые форматы проведения профориентационной работы со школьниками, М. В. Антонова, М. В. Калабкина раскрывают потенциал применения цифровых

технологий как эффективный инструмент в профориентационной работе. В трудах исследователей предложены такие эффективные формы и технологии, как виртуальная и дополненная реальность, использование возможностей искусственного интеллекта, блокчейна, консультирование обучающихся в режиме чата, видеоконференций [10, 11]. В исследованиях В. В. Окишеева, С. М. Зининой описываются перспективы использования цифровых технологий в профориентации, они видятся как синхронизация межличностных и межинституциональных уровней профориентации и цифрового опосредования процессов профессионального самоопределения [12].

Американский просветитель и реформатор, основоположник профориентации Ф. Парсонс создал первое в мире «Бюро по выбору профессий», где с учетом психологических и физических качеств индивида определялся профессиональный выбор [13]. Его теория имела продолжение в теории А. Маслоу о связи главных мотивов и стремлений с профессиональным выбором человека [14]. Грэйс Крайг подчеркивает важность взаимодействия школы и семьи в вопросах профориентации, в приобретении конкретной профессиональной идентичности. При этом ученый считает, что возраст от рождения до 14 лет - период выявления наиболее интересных и успешных видов деятельности, от 15 до 25 лет - возраст выбора профессии и начала подготовки к ней [15].

Анализируя современное состояние профориентационной работы за рубежом, можно отметить, что участие в работе и контроль за ней во многих странах ведутся на уровне государства. В Германии профориентационная работа регламентируется Федеральным институтом занятости [16] и реализуется в дуальной форме, активно ведется с 8-го класса, осуществляется консультирование представителей различных профессий, проводятся совместные мероприятия с организациями. В Канаде реализуется Программа временного трудоустройства молодежи на предприятиях во время летних каникул. В Великобритании в школах проводятся уроки по выбору профессий, в Финляндии с применением IT-технологий обеспечивается получение консультаций человека, его профессиональное сопровождение через всю жизнь [17].

Резюмируя вышеописанные исследования, нужно отметить, что профессиональное самоопределение - процесс сложный, требующий ряда взаимосвязанных решений со стороны государства (разработка нормативных документов, регулирующих деятельность), научных исследований (изучение новых подходов, форм работы, в том числе с применением возможностей цифровых технологий), образовательных организаций (внедрение в практику профориентационной работы новых технологий) и родителей обучающихся.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Развитие общества в целом зависит уровня образования; по мнению М. Нусбаума, «возможности человеческого потенциала, его действия позволят в будущем выработать эффективные решения проблем в ключевых областях жизни общества» [18]. По мнению российского социолога М. К. Горшкова, «важна взаимосвязь роста человеческого потенциала, гражданского участия и перспективы развития общества» [19].

Приоритеты развития Российской Федерации на период до 2030-2035 годов сформированы в ряде указов и поручений президента, посланиях Федеральному Собранию, часть из которых конкретизирована в решениях правительства, национальных проектах и государственных программах. На заседании президиума Государственного совета по вопросам образования 25 августа 2021 года, говоря о модерниза-

ции системы образования, президент России Владимир Владимирович Путин выразил принципиальную позицию о том, что многое зависит от развития потенциала регионов и муниципалитетов [20].

Ключевым фактором качества образования является педагогическое мастерство учителя, его умение «научить» молодых людей учиться. В своем выступлении перед общественностью государственный деятель М. И. Калинин сказал, что педагог есть «инженер человеческих душ», что ему отведена самая ответственная миссия общества - воспитать будущего гражданина общества [21]. Именно от учителя зависит максимальная степень раскрытия потенциала каждого обучающегося, развития его личных возможностей. Педагогическая профессия - это призвание и смысл жизни, это благая миссия - поделиться своими знаниями с подрастающим поколением. Выбрав однажды учительскую профессию учителя, ты должен посвятить профессии себя без остатка, ведь от профессии педагога зависит развитие общества, будущее страны.

Учительская профессия всегда была одной из востребованных при выборе профессий выпускниками общеобразовательных школ. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» ежегодно предоставляет данные итогов приемных кампаний рейтинговых вузов России; итоги 2021 года показывают, что число выпускников школ, которые выбрали специальности по педагогическим направлениям, стало: в 2020 году - 66 587; в 2021 году - 75 677; в 2022 году - 75 788 человек. Министр просвещения России Сергей Кравцов в своем выступлении отметил, что «слово педагог у нынешней молодежи все больше ассоциируется со словом престиж», что «молодежь выбирает профессию педагога для уверенного своего будущего, для уверенности в завтрашнем дне, в своем месте работы» [22].

Государством инициируются различные программы поддержки педагогов и педагогического образования в стране, и это, конечно, способствует повышению престижности профессии педагога и педагогической профессии среди населения.

В Республике Саха (Якутия) стратегические направления развития образования отражены в Указе главы республики от 22 ноября 2018 года № 190, в котором приоритетными целями до 2024 года определены [23]:

- вхождение Республики Саха (Якутия) в число 15 лучших субъектов Российской Федерации по качеству образования;

- формирование эффективной системы выявления, поддержки и раскрытия способностей и талантов детей и молодежи;

- создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Республики Саха (Якутия), сохранения и развития самобытной многонациональной культуры, языков, многообразия жизненного уклада народов Республики Саха (Якутия).

В республике созданы образовательные округа в арктических районах республики в рамках реализации проекта «Учитель Арктики». Опыт показал, что создание округов позволяет педагогам работать одной в команде, что особенно положительно сказалось в период ограничительных мер (в период пандемии по COVID-19), когда опытные педагоги взяли шефство над молодыми коллегами, приехавшими работать на Север по программам «Земский учитель» и «Учитель Арктики» [24, 25].

Этот положительный опыт по созданию образовательных округов нами был применен для профориентационной работы среди обучающихся общеобразовательных школ в формате распределенного образования.

С 2020 года в педагогических колледжах (Якутский, Намский, Вилюйский) в рамках содействия развитию проекта «Учитель Арктики» и поднятия престижа педагогической профессии среди обучающихся общеобразовательных школ были созданы педагогические классы. Так, каждый колледж стал для школьников, выбирающих профессию учителя, проводником в педагогическую профессию. С использованием потенциала профессиональных организаций школьникам были созданы условия для формирования партнерства с преподавателями и студентами колледжей, которые позволили учащимся включаться в научно-исследовательскую и инновационную деятельность на ранних стадиях обучения.

Каждый педагогический колледж, организовывая педагогические классы, выбрал разные формы организации работы. Якутский педагогический колледж имени Степана Филипповича Гоголева организовал набор школьников 9-11-х классов, желающих получить педагогические профессии, для обучения в Малой педагогической академии (МПА) ЯПК - на основании приказов Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) от 08.09.2020 № 01-03/808 «Об утверждении примерного положения о педагогических классах при педагогических колледжах Республики Саха (Якутия)», от 20.08.2020 № 09-21/186 «О создании Арктических образовательных округов педагогических колледжей Республики Саха (Якутия)» [26-28].

Нужно пояснить, что существуют трудности в организации образовательного процесса в северных и арктических районах, особенно в местах компактного проживания и традиционного природопользования народов Севера, связанные с особенностями инфраструктуры:

- отдаленность районных центров от столицы республики: 15 районов находятся на расстоянии более 1 тыс. км по наземному пути, а 8 районов - более 2 тыс. км, 10 районов имеют расстояние более 1 тыс. км воздушным путем. Также инфраструктура характеризуется отдаленностью сел от районных центров: средняя отдаленность составляет 173 км, с этим связана проблема территориальной обособленности сельских школ;

- слаборазвитость транспортной инфраструктуры. В период ледостава рек и весеннего половодья большинство населенных пунктов на 4-5 месяцев оказываются отрезанными от сообщения наземным (водным) путем [29].

Помимо проблем с инфраструктурой северных и арктических районов существует проблема необеспеченности педагогическими кадрами в образовательных организациях не только в арктических и отдаленных населенных пунктах, но и в городах, в 2022/2023 учебном году по республике открыто 1018 педагогических вакансий. По данным статистической отчетности, по состоянию на 1 октября на период с 2019 по 2022 год видно, что с каждым годом увеличивается количество вакантных мест после начала учебного года. Это приводит к снижению качества образования выпускников общеобразовательных школ.

Эти обстоятельства требуют необходимости поиска новых методов, форм, средств обучения и воспитания, в том числе и в проведении профориентационных работ среди обучающихся. Все эти новые методы, формы, средства в современном образовании связаны с развитием цифровой образовательной среды.

Результаты исследования / Research results

Цифровая образовательная среда возникла из естественного желания систематизации разрозненных информационных средств, используемых в обучении. Акцент делался на новых возможностях цифровых технологий как основы проектирования и

моделирования. Это дало толчок к развитию новой обучающей среды, которая в ряде исследований получила названия «цифровое образовательное пространство» и «цифровая образовательная среда». Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», в частности в статье 16, определено «использование электронного обучения (ЭО) и дистанционных форм обучения» [30].

Различия между электронным обучением и дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) существенны: если применяется ЭО, то это определяет обязательное использование баз данных (БД), внедрение БД с контентом образовательного характера, а также организацию доступа к БД посредством информационно-телекоммуникационных сетей. БД и информационно-телекоммуникационные сети, объединенные единым интерфейсом, составляют электронную информационно-образовательную среду (ЭИОС).

ДОТ подразумевает именно удаленное и опосредованное взаимодействие участников образовательного процесса. ДОТ может существовать и без ЭО и, соответственно, постепенно уходит в прошлое [31-33].

Существование ЭО без ДОТ возможно, так как, согласно авторам Закона об образовании, большинство массовых открытых онлайновых курсов (МООК) базируется именно на такой концепции, продолжающей традицию первых АОС. В рамках этой концепции обучающиеся взаимодействуют только с информационными образовательными ресурсами, а не с самим преподавателем. В эту же концепцию укладывается и видеолекция.

В последнее время обозначилась четкая тенденция в сфере IT-технологий и дистанционного обучения, которая состоит в увеличении доли государственного участия в сфере информационно-образовательных технологий. Данную тенденцию подтверждает факт появления долгосрочного приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации на 2016-2022 годы». В паспорте проекта указаны стратегические задачи и тренды онлайн-обучения, связанные, прежде всего, с развитием непрерывного образования: от начального обучения до системы повышения квалификации и переподготовки. Для этого необходимо создание разнообразных IT-структур, разработка системы идентификации личности, системы контроля образовательных достижений обучающихся [34].

Главная задача республиканского проекта «Цифровая образовательная среда» - создание и развитие цифровой безопасной образовательной среды во всех общеобразовательных организациях к 2024 году [35-37]. Такая среда обеспечивает формирование умений саморазвития и самообразования у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней. Данный проект имеет особую значимость для развития и повышения качества образования у обучающихся северных и арктических районов республики. Созданная безопасная цифровая образовательная среда способствует индивидуализации и персонализации обучения в режиме реального и отсроченного времени у лучших педагогов.

Деятельность Малой педагогической академии Якутского педагогического колледжа проводится в дистанционном формате, так как обучающихся из разных северных и арктических районов республики (виртуальный класс), носит распределенную форму обучения (см. рисунок).

Направления деятельности:

1. Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Основы педагогики и психологии» (в дистанционном формате на платформе Moodle).

2. Каникулярная школа МПА ЯПК (очно-дистанционный формат):

- организация учебно-тренировочных сборов по педагогическим компетенциям «Преподавание в младших классах», «Дошкольное воспитание» по Junior-skills;

Модель виртуального педагогического класса

- школа анимации - участие в реализации проекта «Креативное пространство «Чээн-movie»;

- летний образовательный кампус «Будущий педагог 2.0»;

- организация образовательно-профориентационных туров «Педагогический trip».

3. Конкурсы, олимпиады для школьников.

4. Научно-практическая конференция «Профессия учителя: вчера, сегодня, завтра».

Формы организации деятельности МПА ЯПК: реализация дополнительных образовательных программ «Основы педагогики и психологии» через образовательные платформы.

Каникулярная школа: очно-заочная, очная.

Конкурсы, олимпиады, конференции: очно-заочная с применением дистанционных образовательных технологий.

Участники проекта: учащиеся 9-11-х классов школ республики, северного образовательного округа (Абыйский, Аллаиховский, Верхнеколымский, Момский, Нижнеколымский, Среднеколымский улусы), ЯПК.

Обучение бесплатное. Мониторинг оценивания проводится в форме накопительной системы - за обратную связь начисляются баллы. По результатам обучения ежегодно выдаются сертификаты. После трех лет обучения выдается свидетельство об окончании Малой педагогической академии ЯПК.

Проект «Я - педагог!» Малой педагогической академии интересен для обучающихся, где организуются онлайн-встречи с лучшими педагогами республики. Педагоги рассказывают будущим студентам педагогических специальностей, как добиться успеха в любимом деле, делятся своим опытом и мастерством. Этот проект призван повысить престиж учительской профессии и носит профориентационный характер, раскрывает грани педагогической профессии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В первом потоке Малой педагогической академии при Якутском педагогическом колледже завершили обучение 11 учащихся 9-11-х классов: три ученика из Момского и восемь учащихся из Булунского района. После окончания нашей академии выпускники подали документы на поступление по педагогическому направлению в колледжи и в Педагогический институт Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммо-сова. На сегодняшний день в нашем колледже обучаются пять студентов, они показывают высокую профессиональную ориентированность, успешно прошли адаптационный период, владеют образовательными платформами, проявляют лидерские черты.

Заключение / Conclusion

Несомненно, опыт организации проектов профориентационной направленности помогает выпускникам школ правильно находить свой путь развития. Осознанный выбор педагогической профессии является отправной точкой становления истинного учителя, который будет вдохновлять молодежь на познание мира, станет носителем духовной ценности, образцом для подражания. Открытие педагогических классов - важное начало поднятия престижа профессии. Для нашей республики открытие педагогических классов для обучающихся северных и арктических районов посредством распределенного обучения есть возможность объединить обучающихся в виртуальные классы для ранней профориентационной работы и возможность получить консультацию у ведущих педагогов по общеобразовательным предметам, подготовить их к сдаче единых государственных экзаменов. Мы верим, что выпускники Малой педагогической академии станут хорошими учителями, которые будут нести «плодотворный луч солнца» для своих учеников [38].

Ссылки на источники / References

1. Национальный проект «Билет в будущее». - URL: https://bvbinfo.ru/

2. Всероссийский форум профессиональной ориентации «ПроеКТОриЯ». - URL: https://www.company.rt.ru/so-cial/programms/education/proektoria/

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. - URL: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/

4. План мероприятий («Дорожная карта») по развитию сети профильных психолого-педагогических классов (групп) в субъектах Российской Федерации на 2023-2024 годы (утв. Министерством просвещения РФ 12 апреля 2023 г.). - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406669767/

5. Корчак Т. А. Методические рекомендации по организации на системной основе проведения профориентационных мероприятий для обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования с привлечением ресурсов профессиональных образовательных организаций и предприятий с целью обеспечения раннего и осознанного выбора обучающимися будущей образовательной и профессиональной траектории с учетом перспектив направления развития экономики и социальной сферы региона. - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2022. - 76 с.

6. Антонова М. В. Новые профориентационные форматы в проекте «профильные психолого-педагогические классы» // Глобальный научный потенциал. - 2023. - № 2(143). - С. 49-52. EDN CJKPJM.

7. Психология труда, инженерная психология и эргономика: в 2 ч. Ч. 1: учеб. / А. А. Обознов, О. Г. Носкова, Е. А. Климов [и др.]. - 1-е изд. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 351 с. - (Бакалавр. Академический курс). EDN HALLVR.

8. Career Guidance Process Improvement as a Tool for Development of Potential of Youth / Y. M. Gruzina, V. N. Pul-yaeva, M. A. Ponomareva, A. O. Babanin // European Journal of Contemporary Education. - 2023. - 12(2). - Р. 434-450. DOI: 10.13187/ejced.2023.2.434

9. Мальцева М. А. Особенности реализации системы профориентации молодежи в современной России // Организация работы с молодежью. - 2019. - № 2. - С. 5. EDN IRPHOH.

10. Антонова М. В., Калабкина О. С. Профориентационная работа со школьниками в условиях цифровизации образования // Глобальный научный потенциал. - 2021. - № 3(120). - С. 48-51. EDN KSNPQV.

11. Антонова М. В. Организационно-педагогические средства подготовки младших школьников к раннему выбору профессии // Современные тенденции развития дошкольного и начального образования: материалы II Между-нар. науч.-практ. конф., Глазов, 16 февраля 2023 года / редкол.: О. Е. Данилов, Я. А. Чиговская-Назарова. - Глазов: Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко, 2023. - С. 318-323. EDN VALAMM.

12. Окишева В. В., Зинина С. М. Психические состояния студентов в период дистанционного обучения в условиях вынужденной самоизоляции // X Всероссийский фестиваль науки: сб. докл., Нижний Новгород, 14-15 октября 2020 года / редкол.: А. А. Лапшин, И. С. Соболь, Д. В. Монич, А. А. Смыков [и др.]. - Н. Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2020. - С. 845-848. EDN BUUZTJ.

13. Система профессиональной ориентации, опыт профориентации школьников в США / Е. А. Мазуренко, М. Б. Мирошниченко, А. Е. Колесник, А. С. Аванесов // Colloquium-Journal. - 2019. - № 12-4(36). - С. 30-31. EDN LQGYGX.

14. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / пер. с англ. - СПб.: Питер, 2019. - 400 с. - (Серия «Мастера психологии»).

15. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб.: Питер, 2021. - 940 с.

16. Федеральный институт занятости Германии. - URL: https://www.govet.international/en/index.php

17. Ивакина М. В. Сравнительный анализ систем профориентационной работы в России и за рубежом // Педагогическое образование в России. - 2022. - № 3. - С. 78-85. EDN IHRANG.

18. Nussbaum M. C. Not for Profit: Why Democracy Needs the Humanities. - Princeton, NJ: Princeton University Press, 2012. - 168 p.

19. Горшков М. К., Трофимова И. Н. Образование как фактор и ресурс гражданского участия и демократического развития общества // Социологическая наука и социальная практика. - 2016. - № 1(13). - С. 5-19. EDN VPNDST.

20. Акт правительства Российской Федерации «Перечень поручений по итогам заседания Президиума Государственного Совета» от 25.08.2021. - URL: https://docs.cntd.ru/document/608825883

21. Болдырев Н. И. М. И. Калинин о воспитания коммунистической морали. - М.: Знание, 1952. - 32 с.

22. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.19.2012 № 273-Ф3. - URL: https://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

23. Проект «Современная цифровая образовательная среда» от 25.10.2016 № 9. - URL: http://govern-ment.ru/projects/selection/643/

24. Проект «Земский учитель», 2020. - URL https://zemteacher.apkpro.ru/

25. Региональный проект «Цифровая образовательная среда», 2020. - URL: https://strategy24.ru/14/educa-tion/projects/tsifrovaya-obrazovatelnaya-sreda-respublika-sakha-yakutiya

26. Никитина Е. В. Деятельность сельского педагогического колледжа в новых условиях // Современное образование: традиции и инновации. - 2021. - № S2-1. - С. 12-15. DOI: 10.51623/23132027_221_12. EDN XIMMSF.

27. Проект «Земский учитель», 2020. - URL: https://zemteacher.apkpro.ru

28. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.19.2012 № 273-ФЗ. - URL: https://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

29. Региональный проект «Цифровая образовательная среда», 2020. - URL: https://strategy24.ru/14/educa-tion/projects/tsifrovaya-obrazovatelnaya-sreda-respublika-sakha-yakutiya

30. Бешенков С. А., Никифорова Т. И., Шутикова М. И. Создание интегративной среды в образовательном учреждении среднего профессионального образования // Преподаватель XXI век. - 2021. - № 3-1. - С. 34-42. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-3-34-42.

31. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.19.2012 № 273-ФЗ. - URL: https://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

32. Везиров Т. Г. Теория и практика использования информационных и коммуникационных технологий в педагогическом образовании: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - Ставрополь, 2001. - 30 с.

33. Морозов А. В. Роль и значение современных электронных технологий в образовательном процессе вуза // Современные инновационные информационно-образовательные технологии в подготовке будущего бакалавра: материалы итоговой науч. -практ. конф. преподавателей и аспирантов / под ред. Ф. Г. Мухаметзяно-вой. - Казань: НОУ ВПО «Ун-т управления ТИ СБИ», 2014. - С. 188-194.

34. Бешенков С. А., Шутикова М. И., Смирнова Е. А. Применение интерактивных средств - современный подход в обучении // Информатика и образование. - 2017. - № 6(285). - С. 20-24. - URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=30504088

35. Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30.05.2017 № 6). - URL: https://base.garant.ru/71788556/

36. Никифорова Т. И., Шутикова М. И. Цифровая образовательная среда распределенного обучения / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова. - Якутск: Изд. дом СВФУ, 2022. - 119 с. EDN MRAPGC.

37. Использование электронных образовательных ресурсов и высокотехнологического оборудования в образовании и управлении: материалы межрегион. науч.-практ. конф, 12 апреля 2013 г., г. Рязань / под ред. А. В. Миловзорова. - Рязань, 2013. - 95 с.

38. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 2. - М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. - 656 с.

1. Nacional'nyj proekt "Bilet v budushchee" [The national project "Ticket to the future"]. Available at: https://bvbinfo.ru/ (in Russian).

2. Vserossijskij forum professional'noj orientacii "ProeKTOriYA" [All-Russian Professional Orientation Forum «npoeKTOpufl»]. Available at: https://www.company.rt.ru/social/programms/education/proektoria/ (in Russian).

3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obshchego obrazovaniya [Federal State Educational Standard of Secondary General Education]. Available at: https://base.gar-ant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/ (in Russian).

4. Plan meropriyatij ("Dorozhnaya karta") po razvitiyu setiprofil'nyh psihologo-pedagogicheskih klassov (grupp) vsub"ektah Rossijskoj Federacii na 2023-2024 gody (utv. Ministerstvom prosveshcheniya RF 12 aprelya 2023 g). [Action plan ("Roadmap") for the development of a network of specialized psychological and pedagogical classes (groups) in the subjects of the Russian Federation for 2023-2024 (approved by the Ministry of Education of the Russian Federation on April 12, 2023)]. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406669767/ (in Russian).

5. Korchak, T. A. (2022). Metodicheskie rekomendacii po organizacii na sistemnoj osnove provedeniya proforientacionnyh meropriyatij dlya obuchayushchihsya po obrazovatel'nym programmam osnovnogo obshchego i srednego obshchego obrazovaniya s privlecheniem resursovprofessional'nyh obrazovatel'nyh organizacij i predpriyatij s cel'yu obespecheniya rannego i osoznan-nogo vybora obuchayushchimisya budushchej obrazovatel'noj i professional'noj traektorii s uchetom perspektiv napravleniya razvitiya ekonomiki i social'noj sfery regiona [Methodological recommendations on the organization of career guidance work on a systematic basis for students in educational programs of basic general and secondary general education with the involvement of resources of professional educational organizations and enterprises in order to ensure early and informed choice by students of the future educational and professional trajectory, taking into account the prospects for the development of the economy and social sphere of the region], GAOU DPO SO "IRO", Ekaterinburg, 76 p. (in Russian).

6. Antonova, M. V. (2023). "Novye proforientacionnye formaty v proekte "profil'nye psihologo-pedagogicheskie klassy" [New career guidance formats in the project "Specialized Psychological and Pedagogical Classes"], Glob-al'nyj nauchnyjpotencial, № 2(143), pp. 49-52. EDN CJKPJM (in Russian).

7. Oboznov, A. A. et al. (2019). Psihologiya truda, inzhenernaya psihologiya i ergonomika [Occupational psychology, engineering psychology and ergonomics]: v 2 ch. CH. 1: ucheb., 1-e izd., Izdatel'stvo Yurajt, Moscow, 351 p. (Ba-kalavr. Akademicheskij kurs). EDN HALLVR (in Russian).

8. Gruzina, Y. M., Pulyaeva, V. N., Ponomareva, M. A., & Babanin, A. O. (2023). "Career Guidance Process Improvement as a Tool for Development of Potential of Youth", European Journal of Contemporary Education, 12(2), pp. 434-450. DOI: 10.13187/ejced.2023.2.434 (in Russian).

9. Mal'ceva, M. A. (2019). "Osobennosti realizacii sistemy proforientacii molodezhi v sovremennoj Rossii" [Specific features of the implementation of the career guidance system for young people in modern Russia], Organizaciya raboty s molodezh'yu, № 2, p. 5. EDN IRPHOH (in Russian).

10. Antonova, M. V., & Kalabkina, O. S. (2021). "Proforientacionnaya rabota so shkol'nikami v usloviyah cifrovizacii obrazovaniya" [Career guidance work with schoolchildren in the context of education digitalization], Global'nyj nauchnyj potencial, № 3(120), pp. 48-51. EDN KSNPQV (in Russian).

11. Antonova, M. V. (2023). "Organizacionno-pedagogicheskie sredstva podgotovki mladshih shkol'nikov k rannemu vyboru professii" [Organizational and pedagogical means of preparing primary school students for early choice of profession], in Danilov, O. E., & Chigovskaya-Nazarova, Yf. A. (ed.). Sovremennye tendencii razvitiya doshkol'nogo i nachal'nogo obrazovaniya: materialy II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Glazov, 16 fevralya 2023 goda, Glazovskij gosudarstvennyj pedagogicheskij institut ime-ni V. G. Korolenko, Glazov, pp. 318-323. EDN VALAMM (in Russian).

12. Okisheva, V. V., & Zinina, S. M. (2020). "Psihicheskie sostoyaniya studentov v period distancionnogo obucheniya v usloviyah vynuzhdennoj samoizolyacii" [Mental states of students during distance learning in conditions of forced self-isolation], in Lapshin, A. A. et al. (eds.). X Vserossijskij festival' nauki: sb. dokl., Nizhnij Novgorod, 14-15 ok-tyabrya 2020 goda Nizhegorodskij gosudarstvennyj arhitekturno-stroitel'nyj universitet, N. Novgorod, pp. 845848. EDN BUUZTJ (in Russian).

13. Mazurenko, E. A., Miroshnichenko, M. B., Kolesnik, A. E., & Avanesov, A. S. (2019). "Sistema professional'noj ori-entacii, opyt proforientacii shkol'nikov v SSHA" [Vocational guidance system, experience of career guidance for schoolchildren in the USA], Colloquium-Journal, № 12 4(36), pp. 30-31. EDN LQGYGX (in Russian).

14. Maslou, A. (2019). Motivaciya i lichnost' [Motivation and personality]. 3-e izd., Piter, St. Petersburg, 400 p. (Seriya "Mastera psihologii") (in Russian).

15. Krajg, G., & Bokum, D. (2021). Psihologiya razvitiya [Developmental psychology], Piter, St. Petersburg, 940 p. (in Russian).

16. Federal'nyj institut zanyatosti Germanii [German Federal Employment Institute]. Available at: https://www.govet.international/en/index.php (in Russian).

17. Ivakina, M. V. (2022). "Sravnitel'nyj analiz sistem proforientacionnoj raboty v Rossii i za rubezhom" [Comparative analysis of career guidance systems in Russia and abroad], Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, № 3, pp. 78-85. EDN IHRANG (in Russian).

18. Nussbaum, M. C. (2012). Not for Profit: Why Democracy Needs the Humanities, Princeton University Press, Princeton, NJ, 168 p. (in English).

19. Gorshkov, M. K., & Trofimova, I. N. (2016). "Obrazovanie kak faktor i resurs grazhdanskogo uchastiya i demokraticheskogo razvitiya obshchestva" [Education as a factor and resource of civic participation and democratic development of society], Sociologicheskaya naukaisocial'nayapraktika, № 1(13), pp. 5-19. EDN VPNDST (in Russian).

20. Akt pravitel 'stva Rossijskoj Federacii "Perechen' poruchenij po itogam zasedaniya Prezidiuma Gosudarstvennogo Soveta" ot 25.08.2021. [Act of the Government of the Russian Federation "List of instructions following the meeting of the Presidium of the State Council" dated 08/25/2021]. Available at: https://docs.cntd.ru/document/608825883 (in Russian).

T. M. HuKufyopoBa

21. Boldyrev, N. I. (1952). M. I. Kalinin o vospitaniya kommunisticheskoj morali [M. I. Kalinin on the formation of communist morality], Znanie, Moscow, 32 p. (in Russian).

22. Zakon Rossijskoj Federacii "Ob obrazovanii" ot 29.19.2012 № 273-FZ [The Law of the Russian Federation "On Education" dated 29.19.2012 No. 273-FL]. Available at: https://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_140174/ (in Russian).

23. Proekt "Sovremennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda" ot 25.10.2016 № 9 [The project "Modern digital educational environment" dated 10/25/2016 No. 9]. Available at: http://government.ru/projects/selection/643/ (in Russian).

24. Proekt "Zemskij uchitel'", 2020 [TheZemsky Uchitelproject, 2020]. Available at https://zemteacher.apkpro.ru/ (in Russian).

25. Regional'nyj proekt "Cifrovaya obrazovatel'naya sreda", 2020 [Regional project "Digital Educational Environment", 2020]. Available at: https://strategy24.ru/14/education/projects/tsifrovaya-obrazovatelnaya-sreda-respublika-sakha-yakutiya (in Russian).

26. Nikitina, E. V. (2021). "Deyatel'nost' sel'skogo pedagogicheskogo kolledzha v novyh usloviyah" [Agency of the rural pedagogical college in new conditions], Sovremennoe obrazovanie: tradicii i innovacii, № S2-1, pp. 12-15. DOI: 10.51623/23132027_221_12. EDN XIMMSF (in Russian).

27. Proekt "Zemskij uchitel'", 2020 [The Zemsky Uchitel project, 2020]. Available at: https://zemteacher.apkpro.ru (in Russian).

28. Zakon Rossijskoj Federacii "Ob obrazovanii" ot 29.19.2012 № 273-FZ [The Law of the Russian Federation "On Education" dated 29.19.2012 No. 273-FL]. Available at: https://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_140174/ (in Russian).

29. Regional'nyj proekt "Cifrovaya obrazovatel'naya sreda", 2020 [Regional project "Digital Educational Environment", 2020]. Available at: https://strategy24.ru/14/education/projects/tsifrovaya-obrazovatelnaya-sreda-respublika-sakha-yakutiya (in Russian).

30. Beshenkov, S. A., Nikiforova, T. I., & Shutikova, M. I. (2021). "Sozdanie integrativnoj sredy v obrazovatel'nom uchrezhdenii srednego professional'nogo obrazovaniya" [Creating an integrative environment in an educational institution of secondary vocational education], Prepodavatel' XXI vek, № 3-1, pp. 34-42. DOI: 10.31862/20739613-2021-3-34-42 (in Russian).

31. Zakon Rossijskoj Federacii "Ob obrazovanii" ot 29.19.2012 № 273-FZ [The Law of the Russian Federation "On Education" dated29.19.2012 No. 273-FL]. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (in Russian).

32. Vezirov, T. G. (2001). Teoriya ipraktika ispol'zovaniya informacionnyh i kommunikacionnyh tekhnologij vpedagog-icheskom obrazovanii [Theory and practice of using information and communication technologies in teacher education]: avtoref. dis.... d-raped. nauk: 13.00.08, Stavropol', 30 p. (in Russian).

33. Morozov, A. V. (2014). "Rol' i znachenie sovremennyh elektronnyh tekhnologij v obrazovatel'nom processe vuza" [The role and importance of modern electronic technologies in the educational process of the university], in Mu-hametzyanova, F. G. (ed.). Sovremennye innovacionnye informacionno-obrazovatel'nye tekhnologii v podgotovke budushchego bakalavra: materialy Itogovoj nauch. -prakt. konf. prepodavatelej i aspirantov, NOU VPO "Un-t up-ravleniya TI SBI", Kazan', pp. 188-194 (in Russian).

34. Beshenkov, S. A., Shutikova, M. I., & Smirnova, E. A. (2017). "Primenenie interaktivnyh sredstv - sovremennyj pod-hod v obuchenii" [The use of interactive tools is a modern approach to learning], Informatika i obrazovanie, № 6(285), pp. 20-24. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=30504088 (in Russian).

35. Pasport prioritetnogo proekta "Razvitie eksportnogo potenciala rossijskoj sistemy obrazovaniya" (utv. Prezidi-umom Soveta pri Prezidente RFpo strategicheskomu razvitiyu i prioritetnym proektam, protokol ot 30.05.2017 № 6) [Passport of the priority project "Development of the export potential of the Russian education system" (approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and Priority Projects, Protocol No. 6 dated 30.05.2017)]. Available at: https://base.garant.ru/71788556/ (in Russian).

36. Nikiforova, T. I., & Shutikova, M. I. (2022). Cifrovaya obrazovatel'naya sreda raspredelennogo obucheniya [Digital educational environment of distributed learning], Izd. dom SVFU, Yakutsk, 119 p. EDN MRAPGC (in Russian).

37. Milovzorov, A. V. (ed.) (2013). Ispol'zovanie elektronnyh obrazovatel'nyh resursovi vysokotekhnologicheskogo obo-rudovaniya v obrazovanii i upravlenii [The use of electronic educational resources and high-tech equipment in education and management]: materialy mezhregion. nauch.-prakt. konf, 12 aprelya 2013 g., g. Ryazan', Ryazan', 95 p. (in Russian).

38. Ushinskij, K. D. (1948). Sobranie sochinenij: v 11 t. T. 2 [Collected works: in 11 vols. Vol. 2], Izd-vo APN RSFSR, Moscow, 656 p. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.