Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СОЗДАНИЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАТИВНАЯ СРЕДА / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бешенков Сергей Александрович, Никифорова Татьяна Ивановна, Шутикова Маргарита Ивановна

Национальный проект «Образование» - один из проектов, реализуемых в период с 2019 по 2024 годы, - ставит своими целями обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. Эти цели и задачи требуют модернизации современной системы образования в целом с учетом идей непрерывности, интегративности, взаимосвязи ступеней образования. В данной статье описывается модель интегративной образовательной среды в учреждении среднего профессионального образования «Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева» (Республика Саха), определяется значимость такого комплекса в подготовке будущих педагогов и в общем развитии детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бешенков Сергей Александрович, Никифорова Татьяна Ивановна, Шутикова Маргарита Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING AN INTEGRATIVE ENVIRONMENT IN A SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTION

The National Project “Education”, as one of the projects to be implemented from 2019 to 2024, aims to ensure the global competitiveness of Russian education and to place the Russian Federation among the world’s top ten countries in terms of the quality of general education. These goals and objectives require modernization of the modern education system as a whole taking into account the ideas of continuity, integration and interconnection of the stages of education. The article describes the model of integrative educational environment in the institution of secondary vocational education “S.F. Gogolev Yakutsk Pedagogical College” (Sakha Republic), defines the importance of such a complex in training future teachers and in the general development of children.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 377 ББК Ч30/49

DOI: 10.31862/2073-9613-2021-3-34-42

СОЗДАНИЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С.А. Бешенков, Т.И. Никифорова, М.И. Шутикова

Аннотация. Национальный проект «Образование» — один из проектов, реализуемых в период с 2019 по 2024 годы, — ставит своими целями обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. Эти цели и задачи требуют модернизации современной системы образования в целом с учетом идей непрерывности, интегративности, взаимосвязи ступеней образования. В данной статье описывается модель интегративной образовательной среды в учреждении среднего профессионального образования «Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева» (Республика Саха), определяется значимость такого комплекса в подготовке будущих педагогов и в общем развитии детей.

Ключевые слова: образование, дошкольное образование, начальная школа, среднее профессиональное образование, интегративная среда, практико-ориентиро-ванное образование.

Для цитирования: Бешенков С.А., Никифорова Т.И., Шутикова М.И. Создание интегративной среды в образовательном учреждении среднего профессионального образования // Преподаватель XXI век. 2021. № 3. Часть 1. С. 34-42. DOI: 10.31862/2073-9613-20213-34-42

VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTION

| S.A. Beshenkov, T.I. Nikiforova, M.I. Shutikova

Abstract. The National Project "Education", as one of the projects to be implemented from 2019 to 2024, aims to ensure the global competitiveness of Russian education and to place the Russian Federation among the world's top ten countries in terms of the quality of general education. These goals and objectives require modernization of the modern education system as a whole taking into account the ideas of continuity, integration and interconnection of the stages of education. The article describes the model of integrative educational environment in the institution of secondary vocational education "S.F. Gogolev Yakutsk Pedagogical College" (Sakha Republic), defines the importance of such a complex in training future teachers and in the general development of children.

34

CREATING AN INTEGRATIVE ENVIRONMENT IN A SECONDARY

© Бешенков С.А., Никифорова Т.И., Шутикова М.И., 2021

ES

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Keywords: education, preschool education, primary school, secondary vocational education, integrative environment, practice-oriented education.

Cite as: Beshenkov S.A., Nikiforova T.I., Shutikova M.I. Creating an Integrative Environment in a Secondary Vocational Education Institution. Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2021, No. 3, part 1, pp. 34-42. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-3-34-42

Государственные задачи Российской Федерации направлены на обеспечение прогрессивного развития в научно-техническом и социально-экономическом направлении для создания условий и возможностей в самореализации каждого гражданина страны [1]. Эти ключевые задачи заложены в Национальном проекте «Образование», что предполагает, во-первых, обеспечение конкурентоспособности российского образования и вхождение в число десяти лучших систем образования в мировом пространстве; во-вторых, — воспитание подрастающего поколения настоящими патриотами своего народа, формирование у молодежи ответственности на основе нравственных, культурных и духовных ценностей народов России [2]. Реализация национальных проектов требует комплексного подхода по всем направлениям для качественного осуществления поставленных целей и задач развития общества. Эти задачи должны стать фактором для осуществления обозначенных перспектив национального развития, быть основополагающими для достижения намеченного конечного результата, используя для этого все ресурсы [1]. Национальный проект «Учитель будущего» в контексте поставленных задач требует качественной реформы в системе подготовки педагога нового времени, при этом необходимо переосмыслить ключевые методологические подходы в реализации решений, связанных с его профессиональной подготовкой [3]. В процессе профессионального обучения нужно ориентироваться на личность студента,

формирование его компетентности в профессиональной деятельности и повышение его конкурентоспособности. Э.В. Балакирева в исследовании вопросов профессионального образования видит цель не только в формировании у будущего педагога определенных профессиональных знаний, умений и навыков, но овладение обучающимся определенного набора компетенций в соответствии с профессиональным стандартом [4].

Система среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) является неотъемлемой частью системы образования и основой социального развития региона. Органом государственной власти республики по организации среднего профессионального образования является региональное Министерство образования и науки. Разнообразие уровней профессионального и дополнительного 35 образования позволяет гражданам выбрать различные траектории в получении профессионального образования и повышения квалификации. В республике осуществляют деятельность сорок восемь средних профессиональных образовательных организаций, в том числе три негосударственных организации и пять входящих в структуру высшего образования [5].

Проведенный мониторинг системы среднего профессионального образования (СПО), согласно разработанной Концепции его развития, показал, что не все профессиональные образовательные организации соответствуют современным требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)

по качеству ресурсного обеспечения и проведению демонстрационного экзамена [там же]. Есть мнение, которое можно назвать общественным вызовом, что существующая система СПО не может удовлетворять возросшим требованиям производства, науки и социальной сферы. Данный вызов требует ответа на вопрос: как строить процесс обучения будущего выпускника с целью подготовки компетентного, конкурентоспособного специалиста. Вопрос готовности молодого специалиста к трудовой деятельности становится наиболее приоритетным в модификации деятельности организаций СПО [6]. В соответствии с современными подходами в обучении на первый план выдвигается вопрос внедрения моделей практико-ориентированного образования и обновления содержания самих образовательных программ, согласования их с требованиями работодателей, перспективами экономического и социального развития, широкого использования современных цифровых технологий [7].

Для формирования у студентов среднего профессионального образования ком-36 петенций на уровне высокого качества необходимо обеспечить образовательный процесс дорогостоящим высокотехнологичным оборудованием, осуществить разработку актуальных учебно-методических материалов, организовать на предприятиях стажировку педагогических кадров. Задача эффективной подготовки квалифицированных кадров не может быть решена без практической подготовки на производстве, без заинтересованных субъектов, в том числе работодателей, которым необходимо включаться в создание условий для реализации образовательных программ в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями. В Концепции развития среднего профессионального

образования в Республике Саха (Якутия) отмечено, что необходимо приложить усилия для преодоления внешних и внутренних факторов, задействуя при этом все необходимые ресурсы для комплексного решения проблемных ситуаций [5].

Е.А. Комарницкая отмечает, что для повышения эффективности образовательного процесса появляются новые модели образовательных организаций, основой которых является интеграция ступеней образования. Данная модель позволяет будущему педагогу овладеть «гибкими» компетенциями XXI века, мобильностью, инновационными технологиями для организации процесса обучения [8].

Такого рода интегрированные модели разработаны при педагогических колледжах республики, где создана информационно-образовательная среда, объединяющая в один комплекс дошкольную группу, начальную школу и среднее профессиональное образование.

Идея создания интегрированного типа образовательного учреждения не нова в России, но в основном рассматривается объединение в один комплекс образовательных организаций типа детский сад и начальная школа, а в профессиональном образовании — основных типов инновационных образовательных учреждений, осуществляющих подготовку по разным образовательным уровням: профессиональные лицеи и колледжи, объединенные комплексы (колледж + вуз, лицей + колледж, колледж + колледж, вуз + вуз и т. п.) [9]. Вопросами организации педагогического процесса в системе профессионального образования занимались многие ученые, педагоги-исследователи В.П. Бес-палько, Н.П. Бахарев, А.А. Вербицкий, В.П. Давыдов, В.А. Сластенин, В.И. Столбов и другие. Они посвятили свои исследования теории и практике непрерывного многоуровневого профессионального

образования. Основы создания интегрированной образовательной среды, в частности, отражены в работах А.Г. Асмоло-ва, А.П. Беляевой, В.М. Нестеренко и других. По мнению А.П. Беляевой, инновационные процессы, происходящие в системе подготовки педагогических кадров, должны иметь «созидательное развитие профессиологической и педагогической» направленности, которые требуют новых наработок теоретического и методического обеспечения для всех уровней образования [там же].

Созданная интегративная модель комплекса наиболее точно трактуется в высказывании Р.Ф. Абдеева как круговорот, когда старое понятие осмысливается по-новому в соответствии требованиям нового времени, при этом оно обретает новое содержание в рамках новой дискурсивной системы [10]. Переход «от стандартного пути развития образовательных учреждений к «смешанным» предложен в работе Е.Т. Бурцевой. Она пишет, что интегрированные модели учебных заведений в составе нескольких уровней образования делают образовательную систему более гибкой и устойчивой к различным динамическим переменам жизни [8].

Цель создания интегрированной образовательной среды в колледже — практи-ко-ориентированная подготовка в условиях многоуровневого комплекса, когда практические, лабораторные занятия, в том числе исследовательская и факультативная работы, проводятся непрерывно. Концепция интегрированной образовательной среды позволяет принципиально обновить образовательную деятельность в колледже, преодолеть некоторую оторванность от технологий производства, быть в курсе всех изменений, происходящих в системе образования, обеспечить быстрое, гибкое перестроение учебного процесса в соответствии с новыми

требованиями, стандартами и обновлениями в сфере образования, применением информационных технологий в обучении.

Понятие «интеграция» рассматривается как термин в различных областях, и каждая область интерпретирует его по-своему, вкладывая в понятие свой смысл. В психологической науке термин «интеграция» рассматривается как процесс, с помощью которого деятельность объединяется в одно целое. В философии термин «интеграция» означает состояние связности отдельных частей, ведущих к одному целому состоянию. Вертикальная интеграция рассматривается в экономике, когда объединяются корпорации с целью объединения усилий для достижения цели. С точки зрения А.В. Данилюка, в интеграции образовательных уровней соединяются полученные знания обучающихся, когда теория поддерживается практикой, а знания из количественного разряда переходят в качественное состояние [11]. Созданная интегрированная образовательная среда колледжа схожа именно с вертикальной интеграцией, когда каждая ступень в колледже, «интегриру-ясь» в ходе образовательного процесса, является восходящей в решении целевой за- 37 дачи. Для студентов — это непрерывная практика, для школьников и для дошкольников — обеспечение индивидуальной траектории образования и воспитания, для преподавателей — поле деятельности для мониторинга, педагогического развития, диагностики и наблюдений.

В процессе обучения происходит «надстраивание» знания, опыта, что делает возможным качественно выстроить свой жизненный путь, «самодостраивая» процесс, используя полученные знания для реализации жизненных перспектив [12]. И такая возможность «надстраивания» и «самодостраивания» предоставляется во многом благодаря созданной интегрированной образовательной среде.

Практико-ориентированная подготовка обучающихся, начиная с поступления в колледж, создает все условия для самореализации, обеспечивает ситуацию успеха для каждого студента.

Многоуровневый образовательный комплекс, объединяющий в себя дошкольное, начальное и профессиональное образование, позволяет всем участникам образовательного процесса реализовывать свои интересы и потребности. В колледже осуществляется волонтерское движение (методист — преподаватель; преподаватель — студент; студент — школьник; студент — воспитанник; специалист — обучающийся), которое предоставляет возможность обучающимся начальной школы и воспитанникам детского сада развиваться по индивидуальной траектории, а студентам обеспечивает непрерывность педагогической практики. Такой подход в организации образовательного процесса В.В. Кольга рассматривает как «форму тьютинг-поддерж-ки», идеологией которой является непрерывное образование, связанное с периодами образовательного цикла че-38 ловека [13].

Эффективность всех видов деятельности в образовательной организации должна быть повышена за счет использования цифровых технологий. Необходимо предусмотреть формы применения цифровых ресурсов и технологий для организации учебного процесса, контроля и измерения результатов образования, вне-учебной, научной, методической, организационно-управленческой и хозяйственной деятельности, используя такие ресурсы максимально комплексно, совместно и единообразно [14].

Современный цифровой социум (цифровая среда) оказывает самое существенное влияние на образовательный процесс. Поэтому построение модели

информационно-образовательной среды (ИОС) должно предварять рассмотрение ключевых особенностей цифрового социума. Наряду с процессами развития информационно-коммуникационных технологий, переходом во всех жизнеобеспечивающих областях к цифровым технологиям (ЦТ), системе образования предстоит не только трансформация, но и выстраивание траекторий взаимодействия с общественными структурами. Это связано, прежде всего, с неудовлетворенностью общества образовательными результатами, которые демонстрируют обучающиеся, необходимостью гибкого проектирования и моделирования образовательного процесса в условиях глобализации экономических, технологических, образовательных пространств [15]. Кроме того, возникает необходимость учета объективной тенденции, связанной со стремительным развитием технических решений, определяющих изменения трудовых рынков.

Анализ образовательной деятельности студентов колледжа за годы деятельности образовательного комплекса показывает положительную динамику успеваемости. Так, результаты государственной итоговой аттестации (ГИА) выпускников колледжа демонстрируют повышение качества подготовки (диплом с отличием получили 23 человека в 2016 г., а в 2020 г. — 52 выпускника), и самый главный показатель — удовлетворенность работодателей, которые подтверждают готовность наших выпускников к самореализации, проектированию и осуществлению целесообразной, результативно-продуктивной профессиональной деятельности. И это не только измеряемые показатели, но и результаты комплексного анализа деятельности выпускников колледжа, так как созданная интегрированная образовательная среда позволяет

формировать у студентов продуктивный опыт социального взаимодействия субъектов образовательного процесса, дает возможность реализовывать собственные «видения» для составления образовательного маршрута, влияет на успешную социализацию в педагогическом пространстве с самого начала учебного процесса.

Подводя итоги, отметим, что созданная интегрированная среда в образовательном учреждении среднего профессионального образования является отражением идеи непрерывного образования, обеспечения преемственности ступеней образования, которая в полной мере способствует личностному развитию каждого субъекта образовательной деятельности, его самообразованию, повышению компетенций для будущей педагогической деятельности. У студентов меняются жизненные установки, поведение, развивается самостоятельность в трудовой деятельности. Выпускники применяют современные технологии, обретая свободу в выборе содержания, методов и форм обучения. Несомненно, теоретические знания, которые получают студенты, подкрепляются педагогической деятельностью в условиях интегрированной среды — комплекса, в котором студенты приобретают опыт, компетенции, формируется их конкурентоспособность на рынке труда.

Благодаря наличию дошкольной группы и начальной школы, несомненно,

модернизировалась инфраструктура колледжа и улучшилась материально-техническая база, появилась постоянно действующая площадка (WorldSkiUs, WorldSkills Junior, Абилимпикс, «Навыки мудрых 50+»), оснащенная по требованиям инфраструктурного листа, в том числе и наличием демонстрационного экзамена как формы итоговой аттестации. Для обучающихся школы и воспитанников дошкольной группы создаются условия для раннего развития, с детьми занимаются педагоги по индивидуальным маршрутам в сфере дополнительного образования по всем направлениям, которые реализуются в колледже: музыкальному, физкультурному и техническому, что, безусловно, положительно влияет на социализацию и подготовку личности ребенка в будущем к выбору направления профессиональной подготовки.

Созданная интегрированная образовательная среда может охватить больше образовательных организаций, выйти за пределы ведомственной принадлежности на основе распределенного сетевого взаимодействия. Таким образом, объединив усилия различных организаций, можно обеспечить качественное образование для 39 подрастающего поколения. Важнейшим результатом интеграции рассматривается конкурентоспособность специалиста на всех этапах его педагогической деятельности, в том числе и на начальном периоде профессионального становления.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 22.02.21).

2. Национальный проект «Образование». 2019. URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 22.02.21).

3. Федеральный проект «Учитель будущего» национального проекта «Образование», 2019. URL: https://edu54.ru/upload/ffles/2016/03/Федеральньш%20проект%20Учитель%20будущеro. pdf (дата обращения: 22.02.21).

4. Балакирева, Э.В. Профессиологические основы развития педагогического образования: методология и концепция: Монография / Рос. гос. пед. ун-т им. A.^ Герцена. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. A.R Герцена. 200S. i84 с.

5. Концепции развития среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) и Комплексного плана мероприятий по развитию среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) для обеспечения рабочими кадрами отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на период до 2O22 года (с изменениями на 26 июня 2020 года). URL: http://docs.cntd.ru/document/SS0i3936S (дата обращения: 22.02.2i).

6. Интегрированная система профессионального образования в условиях социального партнерства: проблемы и пути развития // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Казань: Центр инновационных технологий, 20iS. 27i с.

7. Ломакина, Т.Ю. Структурные изменения в системе профессионального образования / Т.Ю. Ломакина, A£. Коржуев, М.Г. Сергеева. СПб.: Aлетейя, 20i4. 16В с.

В. Басюк, В.С. Обобщение опыта реализации эффективных моделей интеграции среднего профессионального педагогического образования в непрерывную систему педагогического образования / В.С. Басюк, E.A. Комарницкая, О.Е. Веннецкая. М.: Изд-во «Перо», 2018. 321 с.

9. Беляева, А.П. Интегративная теория и практика многоуровнего непрерывного профессионального образования. СПб.: Ин-т профтехобразования, 2002.

10. Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛAДОС, 1994. 336 с.

11. Бурцева, Е.Т. Педагогические условия развития инновационных процессов в контексте непрерывного профессионального образования: Монография. 2-е изд. перераб. и доп. Невин-номысск: НГГТИ, 2004. 9В с.

12. Блинов, В.И. О методических рекомендациях по модернизации программ развития профессионального образования субъектов РФ в соответствии со стратегическими задачами социально-экономического развития / В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, И.С. Сергеев // Платформа-навигатор: развитие карьеры. 2019. № 1. С. 6-12.

13. Кольга, В.В. Теория и методология проектирования педагогически интегрированной систе-40 мы аэрокосмического образования: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. A.^ Герцена,

2004. 142 с.

14. Shutikova, M., Beshenkov, S. Modern digital educational environment and media education — platforms for transforming education system // Медиаобразование, 2020. Т. 60. № 4. С. 736-744. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44329S9S (дата обращения: 22.02.21).

15. Beshenkov, S.A. Information education in Russia / S.A. Beshenkov, E.V. Mindzaeva, E.V. Beshenkova, M.I. Shutikova, I.I. Trubina // Smart Innovation, Systems and Technologies. 2016. Т. S9. С. S63-S71. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=270912S6 (дата обращения: 22.02.21).

16. Данилюк, А.В. Теоретико-методические основы проектирования интегральных гуманитарных образовательных пространств: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. 2001.

REFERENCES

1. Ukaz Prezidenta RF "O nacionalnyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda" ot 7 maya 2018 [Decree of the President of the Russian Federation "On National Goals and Strategic Objectives of the Development of the Russian Federation for the Period up to 2024" Dated May 7, 2018]. Available at: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/43027 (accessed: 22.02.21). (in Russ.)

2. Nacionalnyjproekt "Obrazovanie" [National Project "Education"], 2019. Available at: https://edu. gov.ru/national-project/ (accessed: 22.02.21). (in Russ.)

3. Federalnyj proekt "Uchitel budushchego" nacionalnogo proekta "Obrazovanie " [Federal Project "Teacher of the Future" of the National Project "Education"], 2019. Available at: https://edu54.ru/ uploadfiles/2016/03/Federalnyj%20proekt°/o20Uchitel°/o20budushchego.pdf (accessed: 22.02.21). (in Russ.)

4. Balakireva E.V. Professiologicheskie osnovy razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya: metodologiya i koncepciya [Professionological Foundations of the Development of Pedagogical Education: Methodology and Concept]. Saint-Petersburg, A.I. Gercen Russian State Pedagogical University, 2005, 184 p. (in Russ.)

5. Koncepcii razvitiya srednego professionalnogo obrazovaniya Respubliki Saha (Yakutiya) i Kompleksnogo plana meropriyatij po razvitiyu srednego professionalnogo obrazovaniya Respubliki Saha (Yakutiya) dlya obespecheniya rabochimi kadrami otraslej ekonomiki i socialnoj sfery Respubliki Saha (Yakutiya) na period do 2022 goda (s izmeneniyami na 26 iyunya 2020 goda) [The Concept of the Development of Secondary Vocational Education of the Republic of Sakha (Yakutia) and the Comprehensive Action Plan for the Development of Secondary Vocational Education of the Republic of Sakha (Yakutia) to Provide Working Personnel for the Sectors of the Economy and Social Sphere of the Republic of Sakha (Yakutia) for the Period up to 2022 (as Amended on June 26, 2020)]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/550139365 (accessed: 22.02.21). (in Russ.)

6. Integrirovannaya sistema professionalnogo obrazovaniya v usloviyah socialnogo partnerstva: problemy i puti razvitiya [Integrated System of Professional Education in the Conditions of Social Partnership: Problems and Ways of Development]. In: Materialy mezhregionalnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Materials of the Interregional Scientific and Practical Conference]. Kazan, Centr innovacionnyh tekhnologij, 2015, 271 p. (in Russ.)

7. Lomakina T.Y., Korzhuev A.V., Sergeeva M.G. Strukturnye izmeneniya v sisteme professionalnogo obrazovaniya [Structural Changes in the System of Vocational Education]. Saint-Petersburg, Aletejya, 2014, 168 p. (in Russ.) 41

8. Basyuk V.S., Komarnickaya E.A., Venneckaya O.E. Obobshchenie opyta realizacii effektivnyh modelej integracii srednego professionalnogo pedagogicheskogo obrazovaniya v nepreryvnuyu sistemu pedagogicheskogo obrazovaniya [Generalization of the Experience of Implementing Effective Models of Integration of Secondary Professional Pedagogical Education into the Continuous System of Pedagogical Education]. Moscow, Izdatelstvo "Pero", 2018, 321 p. (in Russ.)

9. Belyaeva A.P. Integrativnaya teoriya i praktika mnogourovnego nepreryvnogo professionalnogo obrazovaniya [Integrative Theory and Practice of Multilevel Continuous Professional Education]. Saint-Petersburg, In-t proftekhobrazovaniya, 2002.

10. Abdeev R.F. Filosofiya informacionnoj civilizacii [Philosophy of Information Civilization]. VLADOS, 1994, 336 p. (in Russ.)

11. Burceva E.T. Pedagogicheskie usloviya razvitiya innovacionnyh processov v kontekste nepreryvnogo professionalnogo obrazovaniya [Pedagogical Conditions for the Development of Innovative Processes in the Context of Continuing Professional Education]. Nevinnomyssk, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute, 2004, 98 p. (in Russ.)

12. Blinov V.I., Esenina E.Y., Sergeev I.S. O metodicheskih rekomendaciyah po modernizacii programm razvitiya professionalnogo obrazovaniya subektov RF v sootvetstvii so strategicheskimi

3 / 2021 ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХ1

/ 2021 ВЕК

zadachami socialno-ekonomicheskogo razvitiya [On Methodological Recommendations for the Modernization of Professional Education Development Programs of the Subjects of the Russian Federation in Accordance with the Strategic Objectives of Socio-Economic Development]. Platforma-navigator: razvitie karery = Platform-Navigator: Career Development, 2019, No. 1, pp. 6-12. (in Russ.)

13. Kolga V.V. Teoriya i metodologiya proektirovaniya pedagogicheski integrirovannoj sistemy aerokosmicheskogo obrazovaniya [Theory and Methodology of Designing a Pedagogically Integrated System of Aerospace Education]. Saint-Petersburg, A.I. Gercen Russian State Pedagogical University, 2004, 142 p. (in Russ.)

14. Shutikova M., Beshenkov S. Modern digital educational environment and media education — platforms for transforming education system. Mediaobrazovanie = Media Education, 2020, vol. 60, No. 4, pp. 736-744. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44329595 (accessed: 22.02.21). (in Russ.)

15. Beshenkov S.A., Mindzaeva E.V., Beshenkova E.V., Shutikova M.I., Trubina I.I. Information Education in Russia, Smart Innovation, Systems and Technologies, 2016, vol. 59, pp. 563-571. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27091256 (accessed: 22.02.21).

16. Danilyuk A.V. Teoretiko-metodicheskie osnovy proektirovaniya integralnyh gumanitarnyh obrazovatelnyh prostranstv [Theoretical and Methodological Basis for the Design of Integrated Humanitarian Educational Spaces]: Extended Abstract of ScD Dissertation (Pedagogy), 2001. (in Russ.)

Бешенков Сергей Александрович, доктор педагогических наук, профессор, Институт управления образованием, Российская академия образования, Москва, srg57@mail.ru Sergey A. Beshenkov, ScD in Education, Professor, Institute of Education Management, Russian Academy of Education, Moscow, srg57@mail.ru

42 Никифорова Татьяна Ивановна, кандидат педагогических наук, заместитель директора, Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева, Якутск, tanya73.06@mail.ru Tatiana I. Nikiforova, PhD in Education, Deputy Director, S.F. Gogolev Yakutsk Pedagogical College, Yakutsk, tanya73.06@mail.ru

Шутикова Маргарита Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, Академия социального

управления, Москва, raisins_7@mail.ru Margarita I. Shutikova, ScD in Education, Professor, Academy of Social Management, Moscow, raisins_7@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.07.2021. Принята к публикации 15.09.2021 The paper was submitted 02.07.2021. Accepted for publication 15.09.2021

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ^^__3 , 2021

ВЕК ' 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.