Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социализация / профессиональная образовательная организация / инклюзивное образование / обучающийся с инвалидностью / дорожная карта по повышению условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг / безбарьерная образовательная среда для инвалидов / socialization / professional educational organization / inclusive education / students with disabilities / road map to improve the accessibility of objects and services for people with disabilities / barrier-free educational environment for people with disabilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игорь Владимирович Шадчин

Одним из приоритетных направлений государственной политики в области профессионального образования является выстраивание индивидуального образовательного трека для обучающихся с различными нозологиями, в котором учитывается разнообразие их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Получение инвалидами качественного профессионального образования выступает одним из ключевых условий их успешной социализации и самореализации в различных видах профессиональной деятельности. Автором обсуждается актуальная в условиях современных вызовов проблема формирования безбарьерной образовательной среды для обучающихся с вариативными видами нарушений здоровья в профессиональных образовательных организациях Челябинской области. Анализируются результаты проведенного Центром инклюзивного образования ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» в 2023 г. мониторинга реализации профессиональными образовательными организациями дорожных карт по повышению условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игорь Владимирович Шадчин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING CONDITIONS FOR THE SOCIALIZATION OF STUDENTS WITH DISABILITIES IN PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

One of the priority directions of state policy in the fi eld of vocational education is building an individual educational track for students with various nosologies, which takes into account the diversity of their special educational needs and individual capabilities. Receiving high-quality professional education for people with disabilities is one of the key conditions for their successful socialization and self-realization in various types of professional activities. The author discusses the problem of creating a barrier-free educational environment for students with variable types of health disorders in professional educational organizations of the Chelyabinsk region, which is relevant in the context of modern challenges. The results of the monitoring of the implementation of road maps by professional educational organizations to improve the conditions of accessibility for disabled people of objects and services provided in the fi eld of education are analyzed in 2023.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 4 (40). С. 164-171. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2023;(4(40):164-171. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 376

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Игорь Владимирович Шадчин, inclusive.chirpo@mail.ru

Челябинский институт развития профессионального образования, Челябинск, Россия

Аннотация. Одним из приоритетных направлений государственной политики в области профессионального образования является выстраивание индивидуального образовательного трека для обучающихся с различными нозологиями, в котором учитывается разнообразие их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Получение инвалидами качественного профессионального образования выступает одним из ключевых условий их успешной социализации и самореализации в различных видах профессиональной деятельности.

Автором обсуждается актуальная в условиях современных вызовов проблема формирования безбарьерной образовательной среды для обучающихся с вариативными видами нарушений здоровья в профессиональных образовательных организациях Челябинской области. Анализируются результаты проведенного Центром инклюзивного образования ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» в 2023 г. мониторинга реализации профессиональными образовательными организациями дорожных карт по повышению условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования.

Ключевые слова: социализация, профессиональная образовательная организация, инклюзивное образование, обучающийся с инвалидностью, дорожная карта по повышению условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг, безбарьерная образовательная среда для инвалидов

Для цитирования: Шадчин И. В. Создание условий для социализации обучающихся с инвалидностью в профессиональных образовательных организациях // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 4 (40). С. 164-171.

Original article

CREATING CONDITIONS FOR THE SOCIALIZATION OF STUDENTS WITH DISABILITIES IN PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Igor V. Shadchin, inclusive.chirpo@mail.ru

Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Chelyabinsk, Russia

Abstract. One of the priority directions of state policy in the field of vocational education is building an individual educational track for students with various nosologies, which takes into account the diversity of their special educational needs and individual capabilities. Receiving high-quality professional education for people with disabilities is one of the key conditions for their successful socialization and self-realization in various types of professional activities. The author discusses the problem of creating a barrier-free educational environment for students with variable types of health disorders in professional educational organizations of the Chelyabinsk region, which is relevant in the context of modern challenges. The results of the monitoring of the implementation of road maps by professional educational organizations to improve the conditions of accessibility for disabled people of objects and services provided in the field of education are analyzed in 2023.

© Шадчин И. В., 2023

Keywords: socialization, professional educational organization, inclusive education, students with disabilities, road map to improve the accessibility of objects and services for people with disabilities, barrier-free educational environment for people with disabilities

For citation: Shadchin IV. Creating conditions for the socialization of students with disabilities in professional educational organizations. Innovative development of vocational education. 2023;(4(40):164-171. (In Russ.).

Введение

Пристальное внимание педагогической общественности в настоящее время сфокусировано на проблеме комплексного сопровождения студентов с различными видами нарушений здоровья в процессе получения ими профессионального образования [1].

Реализация требований и задач, заложенных в государственной программе РФ «Доступная среда», «Межведомственном комплексном плане мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, в том числе профориентации и занятости указанных лиц», актуализировала необходимость создания условий доступности профессионального образования для инвалидов [2].

Анализ данных, представленных в таблице, позволяет сделать вывод об увеличении количества профессиональных образовательных организаций (далее — ПОО), в которых обучаются инвалиды молодого возраста (по сравнению с 2019 г. — на 7 ПОО).

В последние годы государством утвержден широкий перечень нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней, регламентирующих особенности организации образовательного процесса обучающихся с инвалидностью в системе среднего профессионального образования [3-5].

Однако в настоящее время, несмотря на усилия со стороны государства, не теряет своей актуальности и остроты проблема создания условий для социализации обучающихся с инвалидностью в рамках реализации ПОО дорожных карт по повышению доступности объектов и предоставляемых услуг в сфере образования.

В рамках исполнения поручения Министерства образования и науки Челябинской области Центром инклюзивного образования ГБУ ДПО ЧИРПО (далее — Институт) проводится ежеквартальный мониторинг сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве в профессиональных образовательных организациях региона (далее — мониторинг).

Согласно данным мониторинга в 2023 г. в 42 профессиональных образовательных организациях Челябинской области, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляются Министерством образования и науки Челябинской области, обучается 708 инвалидов (табл. 1).

Материалы и методы исследования

Методологическая часть исследования строилась на анализе документов федерального и регионального уровней, регламентирующих организацию образовательного процесса студентов с различными нозологиями в системе профессионального образования, контент-анализе научных публикаций последних лет по проблемам реализации инклюзивного подхода в организациях среднего профессионального образования.

Фактическое состояние инклюзивной образовательной среды в профессиональных образовательных организациях Челябинской области изучалось на основе мониторинга реализации ПОО дорожных карт по повышению условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования [6].

При проведении исследования использовались результаты анкеты «Оценка условий доступности образовательных организаций для

Таблица 1

Обучение инвалидов молодого возраста в профессиональных образовательных организациях Челябинской области в 2019-2023 гг.

---- 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год 2023 год

Численность обучающихся-инвалидов (чел.) 438 555 600 708 708

Количество ПОО, в которых обучаются инвалиды молодого возраста 35 39 39 39 42

получения профессионального образования обучающимися с инвалидностью», направленной в ПОО Челябинской области [7].

Результаты исследования и их обсуждение

Проведенный анализ позволяет утверждать, что в настоящее время как на законодательном уровне, так и в ПОО ведется системная работа по формированию условий для социализации обучающихся с инвалидностью [8].

Социализация — это процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, процесс активного воспроизведения человеком социального опыта, преобразования реально существующих отношений и качества личности. Основополагающие принципы социализации обучающихся с инвалидностью — это принцип гармонизации общечеловеческих и реальных социальных ценностей в организации жизнедеятельности обучающихся, принцип включенности обучающихся в реальные социально значимые отношения [9].

В основе практики инклюзивного обучения и воспитания лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного обучающегося, и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого члена социума [10].

Как уже отмечалось, в 2023 г. центром инклюзивного образования Института проведен мониторинг реализации ПОО Челябинской области дорожных карт по повышению условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования (далее — мониторинг реализации ПОО дорожных карт). Вышеназванный мониторинг осуществлялся в отношении 66 ПОО (45 ПОО, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляются Министерством образования и науки Челябинской области, 10 ПОО, 11 негосударственных ПОО).

Анализ данных мониторинга позволяет кон -статировать, что только в 6 ПОО (9 % от общего числа) создано специальное структурное подразделение, которое занимается вопросами комплексного сопровождения обучающихся с инвалидностью.

Несмотря на пристальное внимание к проблеме формирования безбарьерной образовательной среды со стороны государства, в ходе анкетирования значительная доля ПОО (86 % от общего числа) отмечали наличие проблем с организацией беспрепятственного перемещения инвалидов по объекту, оказанием квалифи-

цированной помощи инвалидам с нарушением зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

Анализ представленных в анкетах ПОО данных позволил констатировать, что только в 46 ПОО (70 % от общего числа) обеспечена возможность беспрепятственного входа инвалидов на объекты, в которых осуществляется образовательная деятельность, и выхода из них.

Стоит отметить, что в 42 ПОО (64 % от общего числа) обеспечена возможность самостоятельного передвижения инвалидов по территории объектов в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий. В ходе мониторинга выявлено, что возможность оказания ситуационной помощи инвалидам с различными видами нарушений здоровья при входе на объекты, в которых осуществляется образовательная деятельность, и выходе из них обеспечена в 49 ПОО — 74 % от общего числа (рис. 1).

Кроме того, в 57 ПОО (86 % от общего числа) обеспечена возможность предоставления сотрудниками образовательной организации ситуационной помощи инвалидам с различными видами нарушений здоровья, необходимой им для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении нужных для получения услуги документов, совершении ими других требуемых для получения услуги действий.

В 21 ПОО (32 % от общего числа) обеспечен допуск на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение.

В ходе исследования выявлено, что в 15 ПОО (23 % от общего числа) организована возможность предоставления инвалидам по слуху при необходимости услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика (рис. 2).

Повышение квалификации педагогических работников по вопросам, связанным с организацией комплексной поддержки инвалидов различных нозологий, является одной из ключевых задач.

Проанализировав анкетные данные, отметим, что педагогические работники 60 ПОО (91 % от общего числа) проходили повышение квалификации по вопросам инклюзивного образования, создания специальных условий для получения образования инвалидами в 20202023 учебных годах.

Рис. 1. Результаты анкетирования ПОО по проблеме организации беспрепятственного перемещения инвалидов на объектах, в которых осуществляется образовательная деятельность

Рис. 2. Результаты анкетирования ПОО по проблеме оказания ситуационной помощи инвалидам на объектах, в которых осуществляется образовательная деятельность

Анализ данных мониторинга позволяет кон -статировать, что в 2020-2023 учебных годах педагогические работники 43 ПОО (65 % от общего числа ПОО) проходили инструктирование по вопросам, связанным с оказанием ситуационной помощи инвалидам, обеспечением условий доступности для них объектов и услуг.

В 45 ПОО (68 % от общего числа) организовано методическое сопровождение педагогических работников образовательной организации по вопросам создания специальных условий для получения образования инвалидами с различными видами нарушений здоровья (рис. 3).

Педагогические работники Организовано методическое проходили инструктирована сопровождение

по вопросам, связанным с педагогических работников по оказанжм сигуащюнной вопросам создание

помощи инвалидам, в 2020- специальных условий для 2023 учебных годах получения образования

инвалидами

Рис. 3. Результаты анкетирования ПОО по проблеме организации повышения квалификации педагогических работников, осуществляющих комплексное сопровождение инвалидов в процессе их обучения

В процессе анкетирования был выявлен комплекс проблем, с которыми сталкиваются представители ПОО в ходе реализации дорожных карт по повышению условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования.

1. Специальное структурное подразделение, которое занимается вопросами комплексного сопровождения обучающихся с инвалидностью, не создано в 60 ПОО (91 % от общего числа).

2. Возможность беспрепятственного входа инвалидов на объекты, осуществляющие образовательную деятельность, и выхода из них не обеспечена в 20 ПОО (30 % от общего числа).

3. Возможность самостоятельного передвижения по территории объектов в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, не реализуется в 24 ПОО (36 % от общего числа).

4. Возможность предоставления сотрудниками образовательной организации ситуационной помощи инвалидам с различными видам нарушений здоровья, необходимой им для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении нужных для получения услуги документов, совершении ими других требуемых для получения услуги действий, не обеспечена в 9 ПОО (14 % от общего числа).

5. Допуск на объект, в котором предо став-ляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, не обеспечен в 45 ПОО (68 % от общего числа).

6. Возможность предоставления инвалидам по слуху при необходимости услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, не организована в 51 ПОО (77 % от общего числа).

7. Педагогические работники 6 ПОО (9 % от общего числа) не проходили повышение квалификации по вопросам инклюзивного образования, создания специальных условий для получения образования инвалидами в 20202023 учебных годах.

8. Педагогические работники 23 ПОО (35 % от общего числа) не проходили инструктирование по вопросам, связанным с оказанием ситуационной помощи инвалидам, обеспечением условий доступности для них объектов и услуг, в 2020-2023 учебных годах.

9. Методическое сопровождение педагогических работников образовательной организации по вопросам создания специальных условий для получения образования инвалидами различных нозологий не реализуется в 21 ПОО (32 % от общего числа).

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что создание комплекса условий

для социализации обучающихся с инвалидностью является одной из актуальных задач системы инклюзивного профессионального образования.

Решать данную задачу следует, опираясь на принципы, заложенные в федеральных и региональных нормативно-правовых актах, регламентирующих функционирование и дальнейшее развитие инклюзивной образовательной среды, а также на основе сетевого взаимодействия ПОО.

Учитывая результаты мониторинга реализации дорожных карт по повышению условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, руководителям ПОО представляется целесообразным:

1. Рассмотреть возможность создания на базе ПОО структурного подразделения, обеспечивающего комплексное сопровождение инвалидов при получении ими профессионального образования.

2. Обеспечить возможность беспрепятственного входа инвалидов на объекты, в которых осуществляется образовательная деятельность, и выхода из них (при необходимости).

3. Обеспечить возможность самостоятельного передвижения по территории объектов в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий.

4. Предусмотреть возможность предоставления сотрудниками образовательной организации ситуационной помощи инвалидам с различными видами нарушений здоровья, необходимой им для получения в доступной для них форме информации о правилах предо-

ставления услуги, в том числе об оформлении нужных для получения услуги документов, совершении ими других требуемых для получения услуги действий.

5. Рассмотреть возможность предоставления инвалидам по слуху при необходимости услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика (при необходимости).

6. Организовать возможность допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение.

7. Обеспечить повышение квалификации педагогических работников по вопросам инклюзивного образования, создания специальных условий для получения образования инвалидами.

8. Систематически проводить инструктирование педагогических работников по вопросам, связанным с оказанием ситуационной помощи инвалидам, обеспечением условий доступности для них объектов и услуг.

9. Обеспечить методическое сопровождение педагогических работников по вопросам создания специальных условий для получения образования инвалидами различных нозологий.

В заключение хотелось бы отметить, что одним из ключевых приоритетов системы инклюзивного профессионального образования является нивелирование социальной эксклюзии граждан с инвалидностью, формирование социально-психологических установок для дестиг-матизации «инвалидности», толерантного отношения в социуме к обучающимся с различными видами нарушений здоровья [11].

Список источников

1. Каменкова Н. В., Шадчин И. В. Обеспечение доступности профессионального образования для инвалидов молодого возраста в Челябинской области // Инновационное развитие профессионального образования. 2021. № 2 (30). С. 83-89.

2. Инклюзивное профессиональное образование: региональные особенности реализации федеральных требований / Т. П. Звозникова, О. В. Кляйн, С. А. Курносова, И. А. Ларисова, Е. А. Мартынова, М. А. Уткина, И. В. Шадчин; под ред. С. А. Курносовой. Салехард ; Челябинск : Печатный двор, 2022. 114 с.

3. Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья : метод. рек. / под ред. Н. В. Каменковой. Челябинск : Изд-во ГБУ ДПО ЧИРПО, 2022. 240 с.

4. Воробьева М. А., Садовникова Н. О, Чешко С. Л. Исследование коммуникативной компетентности руководителей в инклюзивном взаимодействии // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 3 (39). С. 75-82.

5. Методические рекомендации по комплексному психолого-педагогическому, в том числе тьюторскому, сопровождению студентов с инвалидностью, обучающихся по программам среднего профессионального образования / Д. Р. Макеева, Е. А. Канатникова, Е. А. Деникае-ва [и др.]. М. : ФГБОУ ДПО ИРПО, 2022. 53 с.

6. Об утверждении программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в дальнейшем трудоустройстве

в Челябинской области : [приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.12.2021 № 01/3344/231 (в ред. пр. от 06.12.2022 № 01/2766)] // Министерство образования и науки Челябинской области : [офиц. сайт]. URL: https://minobr74.ru/documents/doc/13113 (дата обращения: 31.10.2023).

7. Шадчин И. В. Обеспечение доступности профессионального образования для обучающихся с инвалидностью в областных профессиональных образовательных организациях // Наука, инновации, образование: актуальные вопросы XXI века : сб. ст. VI Междунар. науч.-практ. конф. Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение», 2023. С. 151-153.

8. Годлевская Е. В., Шадчин И. В. Профессиональное самоопределение обучающихся с инвалидностью в рамках социальных практик социокультурного пространства региона // Теория и методика профессионального образования. 2022. № 9. С. 83-91.

9. Пащенко Е. В. Социализация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через мероприятия, проводимые в рамках взаимодействия социального партнерства (из опыта работы) // Образование и воспитание. 2023. № 4 (45). С. 34-38. URL: https:// moluch.ru/th/4/archive/256/8571/ (дата обращения: 31.10.2023).

10. Шадчин И. В. Формирование инклюзивной образовательной среды для инвалидов молодого возраста с различными видами нарушений здоровья в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций Челябинской области // Профессиональное образование и занятость молодежи: Xxi век. От эффективного лидерства к успешной образовательной организации : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Кемерово, 26-27 апреля 2022 г.). Кемерово : Изд-во ГБУ ДПО «КРИРПО», 2022. С. 196-197.

11. Романенкова Д. Ф. Реализация мероприятий по обеспечению доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации // Инновационное развитие профессионального образования. 2016. № 3 (11). С. 25-30.

References

1. Kamenkova NV, Shadchin IV. Ensuring accessibility of vocational education for young people with disabilities in the Chelyabinsk region. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education. 2021;(2(30):83-89. (In Russ.).

2. Kurnosova SA (ed). Inklyuzivnoe professional'noe obrazovanie: regional'nye osobennos-ti realizatsii federal'nykh trebovaniy = Inclusive vocational education: regional features of the implementation of federal requirements. Salekhard; Chelyabinsk: Printing Dvor; 2022. 114 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Kamenkova NV (ed). Organizatsionno-pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchikhsya s invalidnost'yu i ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya = Organizational and pedagogical support for professional self-determination of students with disabilities and limited health capabilities. Chelyabinsk: Publishing house of GBU DPO CHIRPO; 2022. 240 p. (In Russ.).

4. Vorobyova MA, Sadovnikova NO, Cheshko SL. Study of the communicative competence of leaders in inclusive interaction. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education. 2023;(3(39):75-82. (In Russ.).

5. Makeeva DR, Kanatnikova EA, Denikaeva EA. Metodicheskie rekomendatsii po komplek-snomu psikhologo-pedagogicheskomu, v tom chisle t'yutorskomu, soprovozhdeniyu studentov s invalidnost'yu, obuchayushchikhsya po programmam srednego professional'nogo obrazovaniya = Methodological recommendations for comprehensive psychological and pedagogical, including tutoring, support for students with disabilities studying in secondary vocational education programs. Moscow: FGBOU DPO IRPO; 2022. 53 p. (In Russ.).

6. On approval of the program for accompanying disabled young people when they receive vocational education and assistance in further employment in the Chelyabinsk region: [order of the Ministry of Education and Science of the Chelyabinsk Region dated December 30, 2021 No. 01/3344/231 (as amended by pr. from 06.12.2022 No. 01/2766)]. Ministry of Education and Science of the Chelyabinsk Region: [official. website]. URL: https://minobr74.ru/documents/doc/13113. (In Russ.).

7. Shadchin IV. Ensuring accessibility of vocational education for students with disabilities in regional professional educational organizations. In: Nauka, innovatsii, obrazovanie = Science, innovation, education. Penza: MCNS "Science and Enlightenment"; 2023. Pp. 151-153. (In Russ.).

8. Godlevskaya EV, Shadchin IV. Professional self-determination of students with disabilities within the framework of social practices of the sociocultural space of the region. Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya = Theory and methodology of professional education. 2022;(9):83-91. (In Russ.).

9. Pashchenko EV. Socialization of disabled children and children with disabilities through events carried out within the framework of interaction of social partnership (from work experience). Ob-razovanie i vospitanie = Education and Education. 2023;(4(45):34-38. URL: https://moluch.ru/th/4/ archive/256/8571/. (In Russ.).

10. Shadchin IV. Formation of an inclusive educational environment for young disabled people with various types of health impairments within the framework of network interaction of educational organizations in the Chelyabinsk region. In: Professional'noe obrazovanie i zanyatost' molodezhi: XXI vek. Ot effektivnogo liderstva k uspeshnoy obrazovatel'noy organizatsii = Professional education and youth employment: XXI century. From effective leadership to a successful educational organization. Kemerovo: Publishing house of GBU DPO "KRIRPO"; 2022. Pp. 196-197. (In Russ.).

11. Romanenkova DF. Implementation of measures to ensure accessibility of secondary vocational education for disabled people and persons with disabilities in the Russian Federation. Innova-cionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education. 2016;(3(11):25-30. (In Russ.).

Информация об авторе

И. В. Шадчин — начальник Центра инклюзивного образования.

Information about the author

I. V. Shadchin — Head of the Center for inclusive education.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 30.10.2023 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 02.11.2023 Принята к публикации / Accepted for publication: 01.12.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.