Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ: ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ'

СОЗДАНИЕ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ: ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЦПРОЕКТЫ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ЦИФРОВЫЕ СЕРВИСЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ТАМОЖНЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дорожкина Т.В., Татарченко К.Р., Аксенова В.В.

Необходимость внедрения программных инноваций и распространения цифровых технологий, особенно явно демонстрирует свою значимость на фоне волнообразного характера пандемии и процесса восстановления темпов развития мировой экономики. Российская экономика, состояние которой в значительной степени зависит от уровня интенсивности внешней торговли, должна в кратчайшие сроки сформировать гибкие механизмы адаптации к развивающемуся в новых условиях мировому рынку. Основная цель исследования - рассмотреть перспективы цифровой трансформации таможенной системы в рамках реализации национальных проектов и международного взаимодействия. Авторы проводят параллели между системной цифровизацией в рамках национальных программ с процессами внедрения инновационных механизмов в таможенное администрирование. Актуальность темы обусловлена необходимостью системного изучения вопросов реализации и достижения эффективного применения цифровизации, не только через деятельность Федеральной таможенной службы, но и через все социальные институты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дорожкина Т.В., Татарченко К.Р., Аксенова В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING A DIGITAL ENVIRONMENT IN STATE REGULATION OF ECONOMIC SYSTEMS: CUSTOMS ADMINISTRATION

The need to implement program innovations and digital technology distribution, especially clearly demonstrates its importance against the background of the wave-like nature of the pandemic and the process of recovery of the pace of development of the world economy. The Russian economy, which largely depends on the level of intensity of foreign trade, must in the shortest possible time form flexible mechanisms of adaptation to the developing in the new conditions of the world market. The main objective of the study is to consider the prospects of digital transformation of the customs system in the implementation of national projects and international cooperation. The authors draw parallels between system digitalization within the framework of national programs with the processes of introducing innovative mechanisms in customs administration. The relevance of the topic is due to the need for a systematic study of the implementation and achievement of effective application of digitalization, not only through the activities of the Federal Customs Service, but also through all social institutions.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ: ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ»

EDN: EHGJKJ

Т.В. Дорожкина - к.э.н., доцент, доцент кафедры таможенного дела и логистики, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, Институт управления, бизнеса и технологий, tvd3103@mail.ru,

T.V. Dorozhkina - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Customs and Logistics, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Institute of Management, Business and Technologies;

К.Р. Татарченко - студентка, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, tatarchenko2014@mail.ru,

K.R. Tatarchenko - student, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky;

В.В. Аксенова - студентка, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, aksenovavv@inbox.ru,

V.V. Aksenova - student, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, aksenovavv@inbox.ru.

СОЗДАНИЕ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ: ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ CREATING A DIGITAL ENVIRONMENT IN STATE REGULATION OF ECONOMIC SYSTEMS:

CUSTOMS ADMINISTRATION

Аннотация. Необходимость внедрения программных инноваций и распространения цифровых технологий, особенно явно демонстрирует свою значимость на фоне волнообразного характера пандемии и процесса восстановления темпов развития мировой экономики. Российская экономика, состояние которой в значительной степени зависит от уровня интенсивности внешней торговли, должна в кратчайшие сроки сформировать гибкие механизмы адаптации к развивающемуся в новых условиях мировому рынку. Основная цель исследования - рассмотреть перспективы цифровой трансформации таможенной системы в рамках реализации национальных проектов и международного взаимодействия. Авторы проводят параллели между системной цифровизацией в рамках национальных программ с процессами внедрения инновационных механизмов в таможенное администрирование. Актуальность темы обусловлена необходимостью системного изучения вопросов реализации и достижения эффективного применения цифровизации, не только через деятельность Федеральной таможенной службы, но и через все социальные институты.

Abstract. The need to implement program innovations and digital technology distribution, especially clearly demonstrates its importance against the background of the wave-like nature of the pandemic and the process of recovery of the pace of development of the world economy. The Russian economy, which largely depends on the level of intensity of foreign trade, must in the shortest possible time form flexible mechanisms of adaptation to the developing in the new conditions of the world market. The main objective of the study is to consider the prospects of digital transformation of the customs system in the implementation of national projects and international cooperation. The authors draw parallels between system digitalization within the framework of national programs with the processes of introducing innovative mechanisms in customs administration. The relevance of the topic is due to the need for a systematic study of the implementation and achievement of effective application of digitalization, not only through the activities of the Federal Customs Service, but also through all social institutions.

Ключевые слова: нацпроекты, цифровизация, таможенное администрирование, цифровые сервисы, интеллектуальная таможня.

Keywords: national projects, digitalization, customs administration, digital services, intelligent customs.

Возможность развития международного экономического взаимодействия и интеграции тесно связаны с внутренней инновационной политикой. Вектор диджитализации социально-экономической системы определен Национальным проектом «Цифровая экономика РФ», реализация которого на данный момент осуществляется посредством семи, взаимовли-яющих друг на друга, проектов.

Анализ показал, что к середине намеченного срока исполнения, реализация практически всех нацпроектов связана с целым рядом проблем системного характера. Отставание от намеченных планов проекта «Цифровая экономика РФ» (далее - «ЦЭ») началось практически сразу, причем, не в вопросах финансирования, а именно в освоении выделяемых средств. По предварительным данным, к концу 3 квартала 2021 года по национальному проекту «Цифровая экономика Российской Федерации» констатирован самый низкий уровень исполнения расходов - 16,7 %. Ситуация аналогична предыдущему, 2020 году, где за 6 месяцев было освоено только порядка 8 % финансирования. Для решения возникающих проблем реализации проекта за истекший период было принято 26 федеральных законов, утверждено 2 документа и 8 нормативных актов. На рассмотрении Правительства и Госдумы находится 7 законопроектов.

Не смотря на значительные трудности внедрения цифровых процессов, диджитализа-ция стала общим трендом в развитии бизнес-процессов и механизмов международного взаимодействия. Быстрые темпы происходящих изменений обостряют теоретические и практические недоработки в вопросах реализации стратегических планов во всех сферах деятельности, в том числе ВЭД и требуют совершенствования нормативного обеспечения. Таможенная система является соисполнителем двух национальных проектов: «Цифровая экономика» и «Международная кооперация и экспорт». Поэтому представляется значимым рассмотреть их влияние на трансформацию таможенного администрирования.

В процессе написания работы применялись современные методы исследования: метод системного, сравнительного анализа текстового, монографического и статистического материала, включая контент-анализ публикаций в СМИ, а также, метод экспертных оценок. В ходе исследования были изучены и проанализированы национальные проекты Российской Федерации, программы экономического и цифрового развития государства, материалы официального сайта ФТС, выявлены существующие механизмы и технологии совершенствования управленческих процессов, представлены проблемы, требующие дополнительной проработки, а также дальнейшее развитие внешнеторговой деятельности на основе тесного межгосударственного диалога. Данная информация напрямую связана с реализацией парадигмы ускоренного экономического развития, основанной на обмене данными в режиме реального времени, и процессом диффузии инноваций во внешнеэкономических процессах.

Таможенные органы активно внедряют цифровые технологии в процесс администрирования. Евразийское сообщество в рамках «Цифровой Повестки ЕАЭС до 2025 года» определило принципы формирования общего рынка ЕАЭС и подходы для улучшения свободной торговли и единого цифрового экономического пространства. В середине 2019 года экспертами РФ, Казахстана и Белоруссии была предложена концепция цифровых коридоров, призванная существенно повысить качество контроля за перемещаемыми товарными партиями по глобальным логистическим цепочкам за счет внедрения навигационных цифровых пломб. Эти изменения должны стать началом практической реализации применения системы трансграничного пространства доверия через ИИС (интегрированные информационные системы) и дальнейшей унификации транспортно-логистических сервисов и технологических ресурсов на единой таможенной территории. Примером применения цифровых технологий для развития международных экономических отношений стало внедрение системы «ГЛОНАСС» в работу инициативы «Один пояс, один путь» (Китай), что позволило значительно упростить контроль за грузами на всем пути их следования, и обеспечить безопасность и защиту информации.

Построение оптимальных международных логистических цепочек поставок невозможно без совершенствования таможенного администрирования, стратегической целью которого является создание цифровой, интеллектуальной таможни, что полностью отражено.

Методология цифровизации механизмов управления, заложенная Национальными проектами нашла свое отражение в Стратегии развития ФТС до 2030 года. Трансформация таможенной системы изначально шла в двух направлениях: диджитализация внутриведомственных связей и структур, а также синхронизация и унификация работы ФНС и ФТС. Итогами «внутренней» цифровизации ФТС стало создание к началу 2021 года в структуре ФТС

электронных таможен и центров электронного декларирования (ЦЭД), позволившее сконцентрировать в них более 97 % от общего числа деклараций (что на 2,5 % больше плана). Также была перенастроена и усовершенствована система управления рисками (СУР), что позволило 90 % всех рисковых поставок выявить автоматически.

Интеграция через общие цифровые платформы информационных систем ФТС и ФНС позволила сформировать единый и устойчивый механизм по сбору средств в бюджет государства, а также оптимизировать формы контроля за налогоплательщиками, что значительно повысило эффективность работы двух ведомств, которые контролируют процесс сбора до 90 % налогов и пошлин. Основные результаты работы ФТС в этих направлениях представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Динамика изменений показателей таможенного администрирования за 2018-2020гг., в %

Показатели таможенного администрирования Изменение показателей по годам Изменения (+;-) в 2020 г. по сравнению с

2018 г. 2019 г. 2020 г. 2018 г. 2019 г.

Количество поданных ЭДТ в ЦЭДы (от общего количества ЭДТ), в % 33,6 67,9 97,5 +63,9 +29,6

Общее количество поданных ЭДТ, в млн ед. 4,7 5 4,9 +0,2 -0,1

Сумма дополнительно взысканных там. плат. при применении СУР, млрд руб. 21,5 32 21,3 -0,2 -10,7

Количество автоматически зарегистрированных ДТ, в млн ед. 1,8 2,8 3,8 +2 +1

Количество автоматически выпущенных ДТ, в млн ед. 0,323 0,643 1,08 +0,8 +0,4

Количество лицевых счетов плательщиков (ЕЛС), тыс. шт. 77,278 396,454 881 631 +804,353 +485,177

Оптимизация взаимодействия таможенной и налоговой служб, в части проведения проверочных мероприятий, позволила значительно сократить налоговую и контрольную нагрузку на бизнес, потоки отчетности. Средние темпы роста собираемости налогов за период 2018-2020 гг. значительно превысили темпы роста экономики [5].

На уровне ЕАЭС цифровые технологии позволили усовершенствовать и ускорить работу интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза, что закреплено в Распоряжение Совета ЕЭК от 11.09.2020 № 22 «О некоторых вопросах совершенствования интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза». Это привело к упрощению многих таможенных операций [2]. Присоединение к системе Tax Free, предполагающей возможность возврата части НДС с покупки российских товаров, для покупателей не входящих в страны ЕАЭС, позволило увеличить сборы этого налога в полтора раза.

Но цифровизация управленческих процессов на всех уровнях не имела бы смысла, если бы не происходила в рамках процесса повсеместного внедрения цифры. Так, реализация нацпроектов способствует формированию цифровой среды для бизнеса, который является основным участником внешнеэкономических процессов. Примером этого может служить введенный в действие в конце 2021 года механизм поддержки цифровизации малого и среднего бизнеса, позволяющий приобретать программное обеспечение вдвое дешевле за счёт компенсации 50 % стоимости лицензии производителям. Также в конце ушедшего года начал работу информационный сервис «Мой экспорт», позволяющий экспортёрам получать услуги в сфере ВЭД - онлайн, в режиме одного окна. Государственная поддержка компаний при сертификации и лицензировании их продукции серьезно облегчила отечественным производителям выход на международные рынки.

Таможенные органы активно взаимодействуют с бизнесом по вопросам совершенствования таможенного администрирования. В Общественный совет при ФТС России входят

руководители комитетов по таможенным вопросам крупнейших бизнес-объединений («Деловая Россия», РСПП, ТПП России, и «Опора России»).

Одним из результатов цифровизации стало быстрое развитие сервисов, реализуемых как в ФТС РФ (центры электронного декларирования, СУР, личный кабинет участника ВЭД и т.д.), так и в околотаможенных структурах, например через национальную систему маркировки товаров «Честный знак». Встречным процессом для организации взаимодействия с государственными (в том числе и таможенными) структурами участников ВЭД является разработка цифровых решений и сервисов для взаимодействия. Например, предпринимательским сообществом профинансирована разработка мультисервисной SAAS-платформы DIGITALVED. Внедрение цифры и автоматизация процессов внутри компаний через использование единых платформ рассматривается большинством участников ВЭД как основа повышения конкурентоспособности.

Цифровизация кардинально меняет производственные и управленческие процессы, природу рынков и продуктов, каналы доступа к ресурсам, характеристики человеческого капитала в глобальной среде, способствует мировой интеграции и унификации механизмов взаимодействия, позиции в глобальной конкуренции.

Для поддержки интеграционных и инновационных процессов необходимо совершенствовать нормативное регулирование на международном и региональном уровнях. В ближайшее время планируется внесение поправок в таможенный кодекс ЕАЭС на основе более чем 350 предложений от заинтересованных сторон. Первый протокол о внесении изменений в Таможенный кодекс ЕАЭС планируется подписать в 2023 году. Также разработаны и отправлены на согласование странам-участницам ЕАЭС протоколы об администрировании внешней электронной торговли и применении навигационных пломб.

Руководство ФТС отмечает, что цифровые процессы стали неотъемлемыми реалиями современного таможенного администрирования. Автоматизированы все таможенные процедуры. В первую очередь - это авторегистрация и автовыпуск деклараций на товары. По предварительным данным, автоматически в 2021 году было выпущено порядка 27 % деклараций. Значительно сократились сроки выпуска деклараций - 98% выпускаются в течение суток (из них 68 % деклараций - в течение часа, 80 % - в течение 4 часов). Автоматизирована и процедура транзита. Базовыми для общения с участниками ВЭД стали сервисы поддержки экспорта в рамках цифровой системы РЭЦ «Одно окно», расширяются сервисы «Личного кабинета», которые сейчас используют более 156 тыс. предпринимателей. Оцифровка основных таможенных процессов значительно увеличила скорость совершения таможенных операций. Через информационную систему ФТС в сутки обрабатывается более 860 млн записей. На списание платежей тратится 5 секунд, наличие рисков оценивается за 4 секунды. Для проверки документов в других ведомствах уходит 30 секунд [3.].

В планах развития таможни - дальнейшая цифровизация и внедрение искусственного интеллекта. Так, в работе инспекционно-досмотровых комплексов начал применяться интеллектуальный анализ снимков. Планируется принципиально изменить систему управления рисками (СУР) и перейти с субъектно-ориентированного подхода, к оценке в режиме онлайн каждой товарной партии. Модернизированная система предусматривает применение современных методов анализа больших данных (Big Data).

Следующая перспективная задача - осуществить перевод в цифру процесса контроля таможенной стоимости. Уже в 2022 году планируется запустить новые сервисы, которые будут информировать пассажиров о необходимости предоставления документов и предъявления багажа.

В условиях постоянно изменяющейся внешнеэкономической обстановки цифровые трансформации требуют постоянного мониторинга и формирования гибких и эффективных мер по оптимизации системы таможенного администрирования. Этим объясняется наличие научных работ по данному вопросу. Но экономические реалии часто нивелируют существующие выводы, что и обуславливает не снижающуюся актуальность темы и обеспечивает ей научную значимость. Практическая значимость проведенного исследования состоит не толь-

ко в обобщении опыта реализации цифровых процессов в экономической сфере, но и в возможности использования выявленных проблем при формировании дальнейших планов развития таможенного администрирования.

Необходимо отметить, что на всех уровнях внедрения цифровых процессов имеются проблемы. На уровне ЕАЭС, исходя из разработанного экспертами ЮНКТАД в 2021 году «Индекса готовности к передовым технологиям», сохраняется значительный технологический разрыв между странами ЕАЭС. Среднее значение индекса в странах Союза составляет 0,48, что выше среднемирового, однако существенно ниже показателей ведущих мировых стран и их экономических объединений [4.]. Это также говорит о наличии негативных тенденций в направлениях инновационного развития.

На федеральном уровне нерешенность вопросов с освоением бюджетного финансирования в рамках нацпроектов и программ, а также несовершенство законодательства в сфере госзакупок, срывы сроков планирования - все это свидетельствует об отсутствии эффективного механизма реализации крупномасштабных проектов.

Несмотря на то, что таможенная система достаточно успешно решает поставленные перед ней задачи (включая и цифровые трансформации), здесь также можно отметить ряд существующих проблем, которые ярко проявились с начала структурной перестройки таможенных органов. [1.] А после введения на полную мощность ЦЭДов и электронных таможен и применения нового алгоритма распределения декларационного массива, возникли проблемы в координации таможенных структур, негативно отразившиеся на участниках ВЭД. Для решения сложившейся ситуации с февраля 2021 года был запущен процесс диспетчеризации, позволивший оптимизировать процессы таможенного оформления в зависимости от специфики товарных партий.

В соответствии со стратегическим планом, к 2030 году таможня должна стать интеллектуальной. В плане нацпроекта по международной кооперации и экспорту поставлена задача модернизировать 37 пунктов пропуска, то есть не менее 5 в год. Однако на практике к 2024 году будут запущены 1 или 2 подобных пункта в тестовом режиме, вероятнее всего, на западном направлении. Также растягивается и строительство ЦОДа «Тверь», который должен будет обеспечить работу выделенных сервисов единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО), а также взаимодействие с внешними системами и пользователями. На строительство ЦОДа уже было направлено 850 млн руб., а теперь речь идет о закупке «железа». Осуществляться финансирование будет в несколько этапов - до 2024 года. Сначала в объеме 3,2 млрд руб., потом еще 6,5 млрд рублей. Сроки выполнения работ уже переносились, что и свидетельствует о существующих проблемах в реализации этого проекта.

Таким образом, для полного завершения и внедрения цифровизации необходима согласованная и детально продуманная работа всех заинтересованных участников международных отношений, а именно:

- оптимизация электронного межведомственного взаимодействия как на уровне государства, так и на всем пространстве ЕАЭС;

- внедрение «искусственного интеллекта» в механизмы анализа электронных разрешительных документов и контрактов, однократность предоставления информации;

- перенастройка системы управления риска на анализ в режиме реального времени каждой товарной партии (сейчас оценивается уровень риска участника ВЭД);

- ускоренная «интеллектуализация» пунктов пропуска для повышения эффективности применения форм государственного контроля.

Источники:

1. Алексеева Е.В., Ахмедзянов Р.Р., Кондрашова И.В. Некоторые проблемы цифровизации взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности //Russian

Economic Bulletin. 2019. Т. 2. № 6. С. 18-21.

2. Акимов Н.Е., Мигел А.А. Взаимодействие таможенных служб стран ЕАЭС в новом информационном пространстве //Modern Economy Success. 2021. № 2. С. 117-120.

3. Владимир Булавин рассказал об итогах работы ведомства в уходящем году и основных планах ФТС России на 2022 год // CustomsOnline // [Электронный ресурс] URL: https://customsonline.ru/6036-vladimir-bulavin-rasskazal-ob-itogah-raboty-vedomstva-v-uhodjaschem-godu-i-osnovnyh-planah-fts-rossii-na-2022-god.html.

4. Дорожкина Т.В., Татарченко К.Р., Макаров М.А. Анализ начального этапа практического внедрения проектных мероприятий в сфере внешнеэкономической деятельности: таможенные технологии// Modern Economy Success. 2021. № 1. С. 243-248.

5. Якунина М.В., Крутиков В.К., Шаров С.В. Консолидация всех систем управления в цифровой среде для эффективной реализации национальных проектов // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. 2021. № 18. С. 39-41. References:

1. Alekseeva E.V., Akhmedzyanov R.R., Kondrashova I.V. Some problems of digitalization of interaction of customs authorities with participants of foreign economic activity //Russian Economic Bulletin. 2019. Vol. 2. No. 6. pp. 18-21.

2. Akimov N.E., Migel A.A. Interaction of customs services of EAEC countries in the new information space //Modern Economy Success. 2021. № 2. С. 117-120.

3. Vladimir Bulavin spoke about the results of the department's work in the outgoing year and the main plans of the FCS of Russia for 2022 // CustomsOnline // [Electronic resource] URL: https://customsonline.ru/6036-vladimir-bulavin-rasskazal-ob-itogah-raboty-vedomstva-v-uhodjaschem-godu-i-osnovnyh-planah-fts-rossii-na-2022-god.html.

4. Dorozhkina T.V., Tatarchenko K.R., Makarov M.A. Analysis of the initial stage of the practical implementation of project activities in the field of foreign economic activity: customs technologies // Modern Economy Success. 2021. № 1. С. 243-248.

5. Yakunina M.V., Krutikov V.K., Sharov S.V. Consolidation of all management systems in the digital environment for effective implementation of national projects // Bulletin of the Educational Consortium of the Middle-russian University. Series: Economics and Management. 2021. № 18. С. 39-41.

EDN: ELXZVN

Э.С. Емельянова - к.э.н., старший научный сотрудник, Научная лаборатория «Исследования денежно-кредитной системы и анализа финансовых рынков» ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», mel@mail.ru,

E.S. Emelianova - PhD in economics, Senior Researcher, Scientific Laboratory "Research of Monetary system and Analysis of Financial markets" FGBOU VO "Plekhanov Russian University of Economics".

КЛИМАТИЧЕСКИЕ СИСТЕМНЫЕ РИСКИ В ЕВРОПЕ И ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМНЫХ БУФЕРОВ ДЛЯ МИТИГАЦИИ КЛИМАТИЧЕСКИХ РИСКОВ

CLIMATE SYSTEMIC RISKS IN EUROPE AND THE IMPLEMENTATION OF SYSTEM BUFFERS

TO MITIGATE CLIMATE RISKS

Аннотация. В статье рассмотрены идентифицируемые в Европе климатические риски, изучена вариативность применения различных систематических буферов между финансовыми учреждениями с учетом индивидуальной подверженности климатическим рискам, проанализированы существующие правила и показатели для внедрения системных буферов для климатических рисков. В статье также подчеркивается важнейшая роль, которую Европейский совет по системным рискам может и должен играть в координации внедрения таких буферов в юрисдикциях ЕС. В начале статьи объясняется почему климатические риски являются системными рисками и описывается их значение в Европе. Затем показывается, что макропруденциальная структура ЕС идеально подходит для решения системных климатических рисков. В заключении статьи даются рекомендации о том, как внедрить буферы климатических системных рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.