Создание централизованных
библиотечных систем во владимирской
области (1974—1980 годов)
УДК 021.63
М. Ю. Сдобникова
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассказано о создании централизованной сети библиотек во Владимирской области в 1975—1981 годах. Описаны результаты эксперимента по реорганизации библиотечной сети Петушинского района в 1974 году.
Ключевые слова: централизованные библиотечные системы, ЦБС, центральные библиотеки, центральная районная библиотека, единый книжный фонд, библиотеки-филиалы, Владимирская область.
The article considers the questions of creation of a centralized network of libraries in 1975—1981 years in the Vladimir region. Results of the experiment on the reorganization of the library network Petushinskij district in 1974 are presented.
Keywords: centralized library systems, central library, the joint book collection, Vladimir region, library branches, central regional library.
Современная ситуация в библиотечном деле Российской Федерации показывает, что сеть библиотек продолжает сокращаться за счет ликвидации небольших сельских библиотек, укрупнения библиотек путем их объединения как внутри ЦБС, так и с библиотеками других ведомств [1]. В новых условиях работы муниципальных библиотек становится очевидным, что необходим поиск рациональных форм взаимодействия, в которых были бы учтены достоинства и недостатки опыта корпоративной работы, новые правовые условия существования библиотек. Это заставляет обратиться к весьма ценному для нас опыту создания централизованных библиотечных систем во второй половине ХХ века.
Идея создания сети библиотек была востребована еще в дореволюционный период,
затем — в первый послереволюционный. К ней обращались в 30-е, 60-е годы ХХ века с разными целями — просветительскими, культурными и, по преимуществу, политическими, но основная цель заключалась в том, чтобы приблизить библиотечную книгу к жителям. В рамках сети (системы) можно более оперативно и полно удовлетворять запросы читателей. Поэтому логика развития библиотечного дела тоже требовала рационального размещения и взаимодействия библиотек.
С середины 50-х годов ХХ века, в десятилетие «оттепели», общественное сознание советских людей существенно обновилось. В результате культурный и образовательный уровень граждан вырос. Библиотеки оказались перед необходимостью глубоких преобразований системы, чтобы быть в состоянии
188 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (53) май-июнь 2013 188-192
^ Библиотечно-информационная деятельность
удовлетворять постоянно растущие духовные запросы своих читателей.
Однако фонды массовых библиотек были очень бедными, хаотично собранными, а поэтому не способными удовлетворять запросы большинства читателей — людей с высшим и средним общим и специальным образованием, студентов, квалифицированных рабочих и крестьян. Библиотеки не имели связей друг с другом. Это были небольшие учреждения с одним, максимум, пятью работниками, «лишенными широкого профессионального и человеческого общения с коллегами, вынужденными в одиночку, на свой страх и риск решать все принципиальные и оперативные вопросы» [5, с. 10].
Таким образом, была поставлена задача — создать современное культурно-информационное учреждение во главе с районным или городским научно-методическим центром, с разветвленной сетью филиалов, отделов, справочных фондов, обладающих в совокупности широким набором разнообразной литературы, рассчитанной на все группы читателей. В последующем такое учреждение получило известную аббревиатуру ЦБС (централизованная библиотечная система), а ее центр — ЦБ (центральная библиотека).
Повсеместная централизация библиотек началась после выхода постановления ЦК КПСС от 8 мая 1974 года «О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся и научно-техническом прогрессе» [3, с. 383—393]. Это постановление обязало Советы Министров союзных и автономных республик, исполкомы краевых, областных Советов депутатов трудящихся провести централизацию сети государственных массовых библиотек в период с 1974 по 1980 год путем создания на базе городских и районных библиотек единой сети с общим штатом, книжным фондом, централизованным комплектованием и обработкой. 3 февраля 1975 года было принято «Положение о централизации государственных массовых библиотек» [4, с. 112—116], определяющее основные принципы реорганизации сети
библиотек как городской, так и сельской местности.
Во Владимирской области партийными и хозяйственными органами власти был принят ряд документов по созданию ЦБС на территории области [2]. Такие же документы были приняты и на уровне местной власти. Была создана межведомственная координационная комиссия при областном управлении культуры по работе библиотек всех ведомств.
К середине 1970-х годов во Владимирской области работала 691 библиотека с книжным фондом 9,9 млн. экз., в том числе 460 библиотек системы Министерства культуры РСФСР (фонд 6214 тыс. экз.): 1 областная библиотека, 381 сельская библиотека, 20 районных библиотек, 31 городская библиотека, 27 детских библиотек. Читателей области обслуживали 206 библиотек профсоюзных организаций.
Число читателей в системе массовых государственных и профсоюзных библиотек составило 67221 человек, то есть 43% от общего количества населения. На одного городского жителя в среднем приходилось 4,4 библиотечные книги.
Вместе с тем в организации библиотечного обслуживания населения наблюдались серьезные недостатки. Так, в ряде городов и рабочих поселков был низким процент охвата жителей массовыми библиотеками (Мстера — 12%, Городищи — 19,6%, Костерево — 20%, Гусь-Хрустальный — 23,5%, Карабаново — 24%). На отдельных предприятиях в число читателей было привлечено лишь 20—25% работающих.
В некоторых городах и сельских населенных пунктах сеть массовых библиотек была размещена неравномерно. Например, в г. Кольчугине все массовые библиотеки находились в центре города, тогда как в микрорайоне «Ленинский поселок» с количеством жителей 11000 человек не было ни одной массовой библиотеки.
Ряд профсоюзных библиотек, имея закрепленные микрорайоны для обслуживания, ограничивали круг читателей работниками
ф
предприятий, а некоторые государственные библиотеки, наоборот, не занимались обслуживанием работников предприятий своих микрорайонов.
Также была недостаточна сеть филиалов, пунктов выдачи и передвижек. Многие библиотеки находились в помещениях, непригодных для нормальной работы (например, Камешковские районная и детская библиотеки, Муромская и Кольчугинская районные библиотеки, Покровская и Ставровская детские библиотеки, библиотеки завкома Гусевского Хрустального завода, завкома Муромского рубероидного завода).
У большинства массовых библиотек области не было читальных залов, отсутствовало элементарное библиотечное оборудование, а в ряде случаев не хватало работников. Более того, у библиотекарей не было возможности регулярно получать новые профессиональные знания.
Большинство проблем призвана была решить централизация библиотек Владимирской области.
В качестве эксперимента с 1 января 1974 года было проведено объединение государственных массовых библиотек Петушинс-кого района в централизованную систему на базе районной библиотеки, преобразовав ее в объединенную районную библиотеку, а все другие библиотеки — в филиалы, с единым бюджетом и сметой. В состав централизованной библиотечной системы вошли: центральная библиотека (Петушинская районная), Покровский региональный филиал, 19 сельских филиалов. Единый фонд ЦБС составил 147800 экз., штат — 36 человек. Возглавлял ЦБС директор центральной библиотеки, который нес ответственность за содержание и организацию работы всей системы, непосредственно руководил центральной библиотекой и ее филиалами через заведующих филиалами.
Исполком Петушинского районного Совета депутатов трудящихся от 27 ноября 1973 года выпустил положение «О централизованной системе обслуживания населения Петушинского района Владимирской обла-
сти государственными массовыми библиотеками» [2, д. 3539, л. 37]. Согласно этому документу, основой централизованной системы государственных массовых библиотек Петушинского района стала центральная районная библиотека. Она отвечала за состояние библиотечного обслуживания населения и привлечение к чтению всех трудящихся района, осуществляла централизованное комплектование и обработку литературы для всей системы, формировала основной фонд книг и периодических изданий для удовлетворения запросов читателей центральной библиотеки и филиалов, организовывала справочно-библиографическое и информационное обслуживание, обеспечивала методическое руководство всеми библиотеками района. Для организации централизованной системы и обеспечения специализации библиотечных работников в составе центральной библиотеки были созданы отделы комплектования и обработки, методической и библиографической работы. Центральная библиотека руководила всей справочно-библиографической и информационной работой, а также пропагандой библиотечно-библиографических знаний во всех филиалах. В центральной библиотеке были сформированы основной справочно-библиографический аппарат и фонд, велась картотека газетных и журнальных статей.
Филиалы отвечали за библиотечное обслуживание и привлечение к чтению населения своего района (сельского поселения), максимальное удовлетворение запросов всех групп читателей и работали под непосредственным руководством центральной библиотеки. Они организовывали пункты выдачи и передвижные библиотеки. Например, при Покровском филиале был создан отдел нестационарного обслуживания с библиотекой-автомобилем, который направлялся в сельские населенные пункты, не имеющие стационарных библиотек.
Введение централизованной системы библиотечного обслуживания в Петушинском районе способствовало улучшению организации библиотечного обслуживания насе-
^ Библиотечно-информационная деятельность
ления. За год действия системы произошли качественные изменения в составе фондов, улучшился справочный аппарат, увеличилось количество проводимых массовых мероприятий и повысилось их качество, более полно стали удовлетворяться запросы населения всего района на книги, было введено информационное обслуживание ведущих специалистов, более четко организована работа с кадрами. Все это отразилось на увеличении основных показателей работы: число читателей увеличилось с 8589 в 1974 году до 8785 в 1975 году; количество книговыдачи — соответственно с 100972 до 110973 экз.
При комплектовании в условиях централизации Петушинская центральная библиотека больше внимания стала обращать на качество комплектования. Расширился ассортимент по названиям. Если за второе полугодие 1974 года было приобретено 598 названий, то уже за такой же период 1975 года — 1059 названий. В районе была проведена большая работа по очищению фондов от устаревших и ветхих изданий. За 1974 год из фондов было изъято 19717 экземпляров. Комплектование стало вестись планомерно и систематически, каждый филиал за полугодие 1975 года получил по 8—10 новых поступлений (до централизации — за год 4—5 поступлений).
Справочный аппарат также был приведен в порядок: были созданы алфавитные каталоги и проведена работа по составлению систематических каталогов во всех филиалах. В центральной библиотеке был составлен сводный алфавитный каталог на всю систему.
Библиотека стремилась к дифференцированному обслуживанию каждой группы читателей, используя разные формы устной и наглядной пропаганды книги. Количество проводимых массовых мероприятий увеличилось, тематика их стала более разнообразной. Так, в центральной библиотеке за полугодие 1975 года было проведено 9 устных журналов, тематический вечер, 25 обзоров на актуальные темы. К знаменатель-
ным датам оформлялись книжные выставки. Для более полного удовлетворения запросов читателей всего района в централизованной системе использовался внутренний книгообмен.
Для сотрудников системы была организована ежемесячная учеба. На занятиях производственной учебы библиотекарям читались лекции по общеполитической тематике и проводились занятия по библиотечно-библиографическим вопросам.
В целом работа системы показала свою жизнеспособность, поэтому опыт Петушинской централизованной системы был использован при централизации библиотек всей Владимирской области.
Согласно плану централизации, на новую форму работы ежегодно переходили 3—4 библиотечные системы районов. В итоге, в 1980 году процесс централизации библиотек области был закончен: было создано 16 районных и 4 городских ЦБС, объединяющих 479 библиотек.
Анализ отчетов ЦБС Владимирской области подтвердил высокую эффективность нового типа организации библиотечного обслуживания читателей в регионе (районе, городе): возросло число читателей, усилилась их активность, увеличилась читаемость и обращаемость.
Таким образом, обобщив все вышеизложенное, можно с уверенностью сказать, что общий итог централизации библиотек Владимирской области положительный. Централизация изменила структуру, управление, юридическое и финансовое положение библиотек, обеспечила специализацию труда библиотекарей, повысила его производительность. В ЦБС были созданы лучшие условия для экономически целесообразного распределения средств, штатов, книжных фондов, оборудования, что позволило повысить уровень обслуживания книгой отдельных сельсоветов или микрорайонов городов, предприятий, более рационально использовать библиотечные ресурсы и размешать их.
Примечания
1. Абрамова, М. Б. Последствия «оптимизации». Шагреневая кожа российских общедоступных библиотек [Электронный ресурс] / М. Б. Аврамова // Центральные библиотеки субъектов РФ : корпоративная полнотекстовая база данных Российской национальной библиотеки : [сайт]. — URL: http://clrf. nlr.ru/analitika/76-posledstviya-optimizatsii (11.03.2013)
2. ГАВО. Ф. Р-3789. Д.3539, 3535, 3669.
3. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. — 8-е изд. — Москва, 1978. — Т. 11. — С. 388—393.
4. Руководящие материалы по библиотечному делу : справочник / под ред. В. В. Серова. — Москва : Книга, 1982. — С. 112—116.
5. Чернова, Л. В. Централизация сети государственных массовых библиотек. История, состояние, перспективы : конспект лекций / Л. В. Чернова ; Чуваш. ун-т. — Чебоксары, 2001. — 59 с.
^^ормировкние оргaнизaционного меxaнизмa внедрения инновaционныx теxнологий в прaicmiСУ рaботы библиотек
Ф УДК 025.3|.6 0
Л. В. Новинская
Московский государственный университет культуры и искусств
Рассмотрены организационные вопросы процесса внедрения информационно-коммуникационных технологий в библиотечном деле. Представлена примерная структура проекта внедрения.
Ключевые слова: внедрение, автоматизация, инновация, управление изменениями, методология внедрения, проект внедрения, эффективность.
The article considers the organizational issues of the process of introduction of information-communication technologies in libraries. Approximate structure of the project implementation is presented.
Keywords: implementation, automation, innovation, change Management, implementation methodology, implementation project; efficiency.
Процесс внедрения автоматизированных средств и технологий является инновационным, «представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое» [4, с. 3]. Организационный механизм внедрения инновационных технологий в практику работы библиотек будем рассматривать как совокупность условий, правил, методов и про-
цедур, регламентирующих взаимодействие участников процесса.
Для успешного внедрения автоматизированных технологий (АТ) и автоматизированных информационных систем (АИС) в библиотечную практику обязательными с точки зрения информационного, инновационного и проектного менеджмента являются определённые условия, обеспечивающие оптимальный ход процесса: понимание и
192 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (53) май-июнь 2013 192-196
ф