ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ март-апрель 2 (28) 2009 г.
11. Корнева Л. В. Некоторые аспекты деятельности дальневосточных музеев в годы ВОВ 1941-1945 гг. / Л. В Корнева // Культурологические исследования в Сибири. - Омск: Наука, 2005. - Вып. 2 (16).
12. Корнева Л. В. Просветительная и образовательная деятельность дальневосточных музеев в формате исторического развития региона / Л. В. Корнева // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке: Научно-теоретический журнал. - Хабаровск, 2005. - №3 (7).
13. Корнева Л. В. Роль региональных музеев в коммуникации исторических знаний / Л. В. Корнева // Историческая наука и проблемы современного образования : [сборник научных трудов Рег. науч. конференция]. - Хабаровск: ХГПУ, 2004. - С. 182-185.
14. Корнева Л. В. У истоков музейного дела на Дальнем Востоке России (1884-1917 гг.) / Л. В. Корнева. - Хабаровск: ХККМ им. Гродекова Н.И., 2002.
3
Библиотечно-информационная деятельность и музееведение Исследования молодых ученых
Р.Н. Исмагилова
ИЗ ИСТОРИИ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
В статье рассматривается история централизации государственных детских библиотек в Республике Татарстан. Характеризуется нормативная база централизации. Рассматриваются количественные и качественные показатели деятельности детских библиотек Татарстана в условиях централизации. Ключевые слова: детская библиотека, детский читатель, централизованная библиотечная система, книжный фонд, кадры детских библиотек.
The article presents the history of centralization of children libraries in Tatarstan. The legal base ofcentralization is introduced. There are quantitative and qualitative facts ofactivity oflibraries during centralization in Tatarstan. Keywords: children library, young reader, centralized library system, book fund, staff of children libraries.
В 1974 году Коллегия Министерства культуры СССР принимает Постановление «О мерах по выполнению постановления ЦК КПСС "О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся"». В документе было указано на необходимость дальнейшего улучшения библиотечного обслуживания детей и юношества. Согласно документу, в 1974-1976 годах предполагалось завершить создание республиканских, областных детских библиотек, а также детских библиотек в районных центрах (2, с. 17).
В ТАССР в 1975-1980-е годы начинается подготовительный период по переводу библиотек на централизованную систему обслуживания населения. В республике к этому времени была создана широкая сеть передвижек и филиалов, среди которых детские библиотеки насчитывали к концу 1970 года - 373. К 1975 году 541 800 детей
в возрасте от 6 до 15 лет были охвачены библиотечным обслуживанием библиотек всех систем и ведомств, в том числе государственными массовыми библиотеками, что составило 99,2% (3, с. 34).
Согласно «Положению о централизации государственных массовых библиотек» от 3 февраля 1975 года, в котором были обозначены принципы и нормативы при проведении централизации детских библиотек, перечень библиотек, входящих в централизованную библиотечную систему, определялся исполкомом Совета народных депутатов. В городах, насчитывающих до 1 млн. жителей, ЦБС должна была включать все городские, детские, юношеские библиотеки. В городах, где библиотеки для взрослых не обслуживали детей и имелась развернутая сеть детских библиотек (не менее 8—10 библиотек), возможно было объединение детских библиотек в самостоятельную ЦБС. В сельской местности централизация проходила в пределах одного административного района, централизованная система включала районные, детские, сельские и приклубные библиотеки (4, с. 83-84; 5, с. 8-90).
Министерством культуры ТАССР был составлен план организационно-методических мероприятий. Централизация государственных массовых библиотек в республике проходила поэтапно, с 1975-го по 1980-е годы. На первом этапе централизации, согласно плану, было решено создать пять ЦБС: Бугульминскую, Челнинс-кую городскую, Челнинскую районную, Нижнекамскую, Казанскую. Во вновь созданные библиотечные системы вошли 16 детских библиотек на правах библиотек-филиалов. В Казани в течение 1975-1976 годов было решено создать три ЦБС, в том числе две межрайонные (без детских библиотек) и самостоятельную городскую централизованную детскую библиотечную систему. В 1975 году в Казани была организована Централизованная библиотечная система №1, объединившая государственные массовые библиотеки четырех районов: Вахитовского, Советского, Бауманского, Приволжского. Всего в ЦБС №1 вошли 22 библиотеки для взрослых, 14 детских отделений, оставив вне процесса централизации детские библиотеки этих районов.
В декабре 1976 года была создана Централизованная библиотечная система №2, объединившая 16 библиотек Кировского, Московского, Ленинского районов Казани. ЦБС №1 и ЦБС №2 обслуживали детское население. В 1976 году обе системы были объединены в единую ЦБС. Согласно решению исполкома Казанского городского Совета депутатов трудящихся и приказу по городскому отделу культуры от 04.02.1977 года, 12 библиотек-филиалов были организованы на базе детских отделений при взрослых библиотеках. С 1977 года в Набережных Челнах детское население обслуживали 5 библиотек-филиалов ЦБС, в Нижнекамске - 3 детские библиотеки-филиала ЦБС.
К 1978 году была создана сеть детских библиотек, которая позволила в основном решить проблему организации работы с книгой в каждом населенном пункте городской и сельской местности. Значительно увеличился процент охвата библиотечным обслуживанием детей. Во всех районах, за исключением Казани, Набережных Челнов, Альметьевска, Нижнекамска, охват библиотечным обслуживанием детей школьного возраста составил 87-100 %.
В 1978 году насчитывалось центральных детских библиотек и детских библиотек-филиалов 75, из них на селе - 15, самостоятельных детских библиотек, расположенных в районах, где еще не была проведена централизация библиотек, - 19, в сельской местности - 12. К этому времени в республике количество детских библиотек, входящих в ЦБС, составило 91, из них на селе - 4. Не были централизованы детские библиотеки Алексеевского, Алькеевского, Камско-Устьинского, Пестре-чинского районов. В 1979 году детское население обслуживало более 90 детских библиотек. В Альметьевске и Набережных Челнах были открыты детские филиалы(6, с. 15-19).
¡ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ март-апрель 2 (28) 2009 г.
Количество детских библиотек на селе оставалось неизменным в течение длительного периода. Так, в течение 1971-1976 годов на селе числится 29 библиотек, только в 1977 году происходит сокращение их числа на 2 единицы. Количество детских библиотек за период с 1971 по 1977 год колебалось от 87 до 107, т.е. наблюдался незначительный рост.
В период централизации продолжают функционировать детские библиотеки системы Министерства культуры, не входящие в ЦБС. Так, с 1978 по 1979 год в государственной статистической отчетности учитываются библиотеки двух организационно-правовых статусов: библиотеки ЦБС и самостоятельные библиотеки, в том числе Республиканская детская библиотека. В сводки статистической отчетности вводятся графы «Централизованные библиотечные системы Министерства культуры», «Детские библиотеки-филиалы».
Открытие новых детских библиотек осуществлялось согласно нормативам, определенным в «Примерном положении об организации единой сети массовых библиотек» (см.: 5).
Вид библиотеки 1978 1979
Детские библиотеки, не входящие в ЦБС, 19 6
в том числе: в сельской местности 12 4
Республиканская детская библиотека 1 1
К 1980 году завершается централизация специализированных детских библиотек, вошедших во взрослые и детскую библиотечные системы республики на правах библиотек-филиалов. С 1981 года в ТАССР функционирует уже 41 ЦБС. В Х -начале XI пятилетки было открыто 11 детских библиотек.
В ТАССР 77 детских библиотек вошли в Централизованные библиотечные системы, обслуживающие все возрастные категории населения; 26 детских библиотек вошли в ЦДБС г. Казани. Республиканская детская библиотека Министерства культуры ТАССР, также осуществлявшая обслуживание детского населения, продолжала выполнять методические и координационные функции для специализированных детских библиотек Татарстана. К середине 1980-х годов число специализированных детских библиотек составляет 114, включая Республиканскую детскую библиотеку. В конце 80-х годов в Республике Татарстан насчитывалось 3 758 библиотек всех систем и ведомств, из них школьных — 1 348, детских библиотек Министерства культуры - 115.
По сравнению с 1975 годом количество детей-читателей в этот период увеличилось на 84,5 тысяч и составило 305 тысяч. 71,8 % детей 1—8 классов посещали детские библиотеки систематически. Прирост фонда детских библиотек за пятилетку составил 404 тыс. экземпляров книг. Книгообеспеченность на одного читателя города составила 13 книг, в сельской местности — 10 книг. Улучшился состав фондов детской литературы. Качественному улучшению фондов в большей степени способствовало снабжение библиотек литературой целевого назначения. Обращаемость фонда в детских библиотеках в 1975 году составила — 2,2, в 1981 году — 2,3. Средняя читаемость в 1975 году составила 24, в 1981 году — 22,7. Сеть детских библиотек Казани увеличилась до 25. На Коллегиях Министерства культуры регулярно заслушивались вопросы о состоянии библиотечного обслуживания детского населения в республике. С 1981 по 1984 годы предоставляются помещения девяти детским биб-
лиотекам. К началу 80-х годов детские библиотеки начинают размещать в новые помещения с типовыми проектами для библиотечных учреждений, что характерно для библиотек Казани. В связи с организацией новой административно-территориальной единицы - Ново-Шешминского района - в конце 1983 года была организована Ново-Шешминская ЦБС и открыта Центральная детская библиотека. К 1986 году в республике функционировали уже 115 детских библиотек, из них 27 - на селе. Несмотря на определенный рост численности детских библиотек, материально-техническое состояние некоторых было довольно слабым. Детские библиотеки в Черемшанском, Высокогорском, Камско-Устьинском районах, некоторых филиалах Нижнекамска, Бугульмы размещались на площадях до 50 кв. м., а четыре из них имели печное отопление. К концу 1989 года сеть детских библиотек увеличилась на 1 единицу и составила по республике 116 библиотек.
В период с 1972 по 1977 годы в республике наблюдается рост численности библиотечного персонала детских библиотек. Показатель обеспеченности кадрами с высшим библиотечным образованием с 5,9% в 1972 году увеличивается до 15,7% в 1977 году.
По уровню образования в 1980 году библиотекари с высшим образованием составляли 24,3% от общего библиотечного персонала детских библиотек, с высшим библиотечным - 16,4%, со средним специальным (библиотечным) образованием -53,6%. К 1985 году возросло число библиотекарей с высшим, в том числе высшим библиотечным образованием. Так, доля библиотекарей с высшим образованием составила 32,9%; с высшим библиотечным образованием - 21,6%; со средним специальным (библиотечным) - 37,2%. В целом отмечается динамика роста числа специалистов с высшим библиотечным образованием, что является положительным фактором. Однако количество библиотекарей, имеющих среднее образование, также оставалось в пределах 70%.
В середине 1980-х годов отмечается снижение динамики роста детского населения. Татарская АССР входила в число регионов с низким процентом детского населения, которое составляло 10,1% от общего количества населения. В РСФСР этот показатель составлял 12,6%. Однако, несмотря на существующую демографическую ситуацию, в рассматриваемый период увеличивается число специализированных детских библиотек.
Доля детских библиотек составляла 7,2%; по РСФСР показатель был равен 9,4%. Детские библиотеки в своей структуре имели абонементы, доля же читальных залов была невелика. В ТАССР доля библиотек, имеющих читальные залы, составила 29,3%.
Что касается состава библиотечного фонда, то доля детских библиотек в общем объеме фондов общедоступных библиотек ТАССР составила 14,8%, или первое место среди всех детских библиотек автономных республик Поволжья. В целом по РСФСР доля фонда детских библиотек в совокупном объеме фондов общедоступных библиотек составляла 15,7%.
Количество детей-читателей из общего числа читателей в ТАССР составляло 32,2%.
В результате централизации государственных массовых детских библиотек в ТАССР наблюдается стабильное их количество, заметный прирост в 1985 году по сравнению с 1980 годом, особенно в сельской местности. К сожалению, увеличение числа детских библиотек не было пропорционально росту их фонда. Так, например, в сравнении с 1980 годом в 1985 году поступления в фонды городских детских библиотек даже уменьшились. На этом не совсем положительном фоне наблюдался резкий рост числа читателей детских библиотек. Обратная ситуация наблюдалась в сельских детских библиотеках, в которых при заметном увеличении состава фонда почти вдвое сократилось число читателей. По отраслям фонды детских библиотек
ISSN 1997-OSO3 ВЕСТНИК МГУКИ март-апрель 2 (2S) 2OO9 г.
в рассматриваемый период представлены художественной литературой и литературой по языкознанию (90%), далее - литература по искусству, спорту, естественнонаучная литература, менее всего была представлена техническая литература.
Несмотря на такие противоречивые показатели, в целом по республике в 19801985 годы отмечается заметное увеличение книговыдачи и числа читателей.
Таким образом, централизация детских библиотек в республике была осуществлена в установленные государством сроки. Развитие детских библиотек ТАССР в период централизации можно назвать достаточно устойчивым, стабильным, с явной положительной динамикой всех основных показателей.
Примечания
1. Библиотечное дело: [терминол. словарь] I Гос. б-ка СССР им. Ленина. - 2-е изд. -М.: Книга, 1986. - 224 с.
2. «О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся и научно-техническом прогрессе»: [постановление ЦК КПСС (май 1974 г.)] II Руководящие материалы по библиотечному делу: справочник I под ред. В. В. Серова. - М.: Книга, 1975. -С. 14-17.
3. Первая детская библиотека Татарстана (Республиканской детской библиотеке -85 лет) !РДБ РТ. - Казань, 2004. - 66 с.
4. Положение о централизации государственных массовых библиотек II Руководящие материалы по библиотечному делу: справочник I под ред. В. В. Серова. - М.: Книга, 1975. -С. 82-87.
5. Примерные положения организации единой сети массовых библиотек II Руководящие материалы по библиотечному делу: справочник I под ред. В. В. Серова. - М.: Книга, 1975.
- С. 88-91.
6. Развитие сети детских библиотек Республики Татарстан (исследование) I РДБ РТ. -Казань, 2004.- 30 с.
Л.В. Абрамова
КОНТРОЛЛИНГ В СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Статья посвящена формированию эффективной системы управленческого контроля современной библиотеки. Контроль представлен как основа, на которой выстраиваются различные уровни менеджмента библиотеки. В связи с этим рассматривается такое новое явление в теории и практике управления библиотекой, как контроллинг. Определяются основные задачи контролинга в информационно-библиотечном менеджменте. Ключевые слова: экономика и управление в сфере культуры, контроллинг, менеджмент, библиотека.
This article deals with formation of the effective system of administrative control in the modem library. Administrative control is reviewed as foundation of different levels in library's management. In this aspect, the new concept in the theory and practice oflibrary administration - the Controlling
- is examined; main tasks of the Controlling in informative library management are studied in the article. Keywords: controlling, administrative control, library's management.
Важнейшей функцией информационно-библиотечного менеджмента является контроль, направленный на достижение целей развития библиотеки в заданных организационных условиях. В его основе лежат качественные и количественные оценки достигнутых результатов, установленных плановых заданий.
Основоположник науки управления А. Файоль характеризовал контроль как одну из функций менеджмента: «Элементами управления являются предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль». При этом Файоль целью контроля устанавливает проверку деятельности предприятия на предмет