Ишанджанова Ф.Б. студент магистратуры РАНХИГС
Факультет Государственного и муниципального управления Направление "Региональное государственное и муниципальное
управление"
СОЗДАНИЕ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ
Аннотация:Статья освещает ключевые аспекты государственной политики в сфере дополнительного образования в Новосибирске, подчеркивая её важность в контексте устойчивого социально-экономического развития региона. Авторы рассматривают систематические усилия, направленные на развитие и совершенствование инфраструктуры дополнительного образования, с целью обеспечить охват качественными образовательными программами не менее 80% детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет к 2025 году. Особое внимание уделено стратегиям по созданию условий для непрерывного образования всех категорий населения, а также адаптации к быстро меняющимся требованиям современного общества и экономики. Статья подчеркивает значимость доступа к образовательным ресурсам для всех слоев населения и вклад Новосибирска в развитие инновационной экономики, основанной на интеллектуальном капитале
Ключевые слова: государственная политика, дополнительное образование, Новосибирск, социально-экономическое развитие, инновационная экономика, интеллектуальный капитал, доступность образования, непрерывное образование, образовательные программы, адаптация общества.
Ishandzhanova F.B.
Master's student of RANEPA
Faculty of Public and Municipal Administration The direction of "Regional state and municipal management"
CREATION OF A TARGET MODEL OF ADDITIONAL EDUCATION AS A WAY TO IMPLEMENT NATIONAL STRATEGIC
PRIORITIES
Annotation. The article highlights the key aspects of the state policy in the field of additional education in Novosibirsk, emphasizing its importance in the
context of sustainable socio-economic development of the region. The authors consider systematic efforts aimed at developing and improving the infrastructure of additional education in order to ensure that at least 80% of children and adolescents aged 5 to 18 years old are covered by high-quality educational programs by 2025. Special attention is paid to strategies to create conditions for continuing education for all categories of the population, as well as adaptation to the rapidly changing requirements of modern society and the economy. The article highlights the importance of access to educational resources for all segments of the population and the contribution of Novosibirsk to the development of an innovative economy based on intellectual capital
Keywords: state policy, additional education, Novosibirsk, socio-economic development, innovative economy, intellectual capital, accessibility of education, continuing education, educational programs, adaptation of society.
В современном глобальном мире, где наблюдается тенденция к экспоненциальному увеличению значимости интеллектуальных ресурсов и человеческого капитала как основополагающих факторов прогрессивного социально-экономического развития цивилизации, вопросы формирования и совершенствования государственной политики в сфере непрерывного образования всех категорий населения приобретают стратегическое значение. Это связано с тем, что в условиях стремительного научно-технического прогресса и формирования инновационной экономики, основанной на интеллектуальном капитале, человеческий потенциал и способность общества в целом эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям через постоянное обогащение знаний и навыков населения приобретают решающее значение для поддержания конкурентоспособности страны и благосостояния граждан.
Город Новосибирск, уже на протяжении не одного десятилетия занимающий одну из лидирующих позиций среди крупнейших научно-образовательных центров Российской Федерации, последовательно удерживал стратегически важные авангардные позиции в области разработки и практической реализации инновационных подходов к комплексному решению задач непрерывного образования всех категорий населения на региональном уровне. При этом данная критически важная сфера деятельности еще больше возрастает в значимости в условиях объективной необходимости своевременно реагировать на быстро меняющиеся вызовы и вызовы динамично трансформирующейся глобальной образовательной и технологической парадигм, а также обеспечить доступ к качественному образованию для всех слоев и групп населения региона независимо от их материального статуса и социального положения.
Актуальность формирования продуманной и прогрессивной государственной политики в сфере непрерывного обучения населения
Новосибирска во многом предопределена объективной долгосрочной тенденцией к устойчивому росту потребности в развитии гибко адаптируемого и непрерывно обновляемого общества, способного своевременно реагировать на быстро меняющиеся социально-экономические и геополитические вызовы современности. Учитывая статус Новосибирска как одного из ведущих инновационных научных и образовательных центров Российской Федерации, стратегически важные усилия по совершенствованию и модернизации региональной системы непрерывного образования напрямую связаны с долгосрочным инновационным и устойчивым социально-экономическим прогрессом всего Сибирского региона.
Город Новосибирск, один из крупнейших центров науки и образования в Сибирском регионе Российской Федерации, на протяжении последнего десятилетия интенсивно осуществляет трансформацию и совершенствование государственной политики в сфере непрерывного образования населения всех возрастных категорий. Данная политика призвана на системной основе обеспечить наиболее благоприятные социальные, организационные и методические условия для всестороннего раскрытия индивидуального интеллектуального и творческого потенциала каждой личности путем опоры на ее склонности и способности. Особый приоритет при этом отводится развитию системы непрерывного дополнительного образования для детей и молодежи, поскольку именно данная возрастная когорта рассматривается как стратегический ресурс и определяющий фактор формирования конкурентоспособного общества будущего.
Государственная политика в сфере непрерывного образования населения Новосибирска последовательно развивается в русле долгосрочных национальных стратегических приоритетов и целей, определяемых актами высшего государственного руководства Российской Федерации. Одним из ведущих приоритетов на данном этапе является достижение охвата к 2025 году не менее 80% детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет обширным спектром перспективных современных дополнительных общеобразовательных программ. Эта чрезвычайно амбициозная целевая установка отражает степень высокого приоритета, уделяемого развитию образовательной сферы на региональном уровне, и призвана обеспечить благоприятные условия для всестороннего становления подрастающего поколения [1].
Данная масштабная стратегическая инициатива в сфере образования, реализуемая органами власти города Новосибирска - одного из крупнейших научно-образовательных центров Сибирского федерального округа РФ, -направлена на целенаправленное поэтапное формирование интегрированной непрерывной системы дополнительного образования для жителей всех возрастных категорий. Предполагается предоставить
населению широкий спектр самых современных и прогрессивных образовательных программ, охватывающих как традиционные дисциплины, так и инновационные передовые направления, отвечающие разнообразным познавательным запросам и интересам детей, подростков, молодёжи и взрослых индивидов. Приоритетным фокусом является развитие курсов, направленных на формирование творческих, аналитических, практических и социальных компетенций, необходимых для успешной адаптации в условиях динамично меняющейся реальности.
Особое внимание в рамках данной стратегии уделено обеспечению равного открытого доступа к качественному бесплатному дополнительному образованию для всех слоёв детей и молодёжи города независимо от их социально-демографической принадлежности, материального достатка семьи, наличия особых потребностей здоровья или фактора места жительства. Это будет способствовать формированию инклюзивной образовательной среды, в которой каждый ребёнок сможет максимально эффективно реализовать свой потенциал.
Эффективная реализация столь масштабной и долгосрочной политики предполагает комплексный синергетический подход, включающий тесное партнёрское взаимодействие всех заинтересованных сторон -образовательных учреждений, органов местного самоуправления, представителей бизнес-сообщества и общественных организаций - по вопросам разработки и внедрения передовых программ, методического сопровождения, а также привлечения дополнительных финансовых и ресурсных инвестиций.
Для систематического укрепления и дальнейшего целенаправленного прогрессивного развития инновационной региональной системы непрерывного дополнительного образования детей и молодёжи было принято высшим руководством стратегическое решение об этапном создании перспективной модели Регионального модельного центра дополнительного образования детей и молодёжи (далее - РМЦ). Данный Центр, основанный на базе прогрессивного государственного автономного учреждения «Центр системного развития творческих способностей и раскрытия индивидуальных склонностей подрастающего поколения» с давними традициями, стал ведущим координирующим методическим элементом в перспективной структуре региональной системы образования.
РМЦ получил ключевой статус по обеспечению высочайшего качества и равной доступности самых продвинутых форм непрерывного дополнительного образования для всех категорий детей, подростков и молодёжи региона, что стало важнейшей целевой установкой, определенной стратегическим руководством города и региона. Основные направления деятельности Центра включают комплексную организационно-методическую и научно-методическую поддержку разработки и реализации актуальных инновационных образовательных программ, в том числе
совершенствование современных прогрессивных методик, форм и содержания обучения с учётом запросов подрастающего поколения, а также систематический мониторинг и оценку эффективности всех программ с целью их совершенствования [2].
Одним из приоритетных направлений деятельности РМЦ является всесторонняя поддержка и обеспечение равного доступа к передовым формам непрерывного дополнительного образования для всех социальных групп детей, подростков и молодёжи региона, включая детей из малообеспеченных и численно малочисленных регионов, а также детей с ограниченными возможностями здоровья. Такой подход направлен на устранение имеющихся социально-демографических диспропорций и создание условий для максимального расцвета творческих сил, и реализации индивидуального потенциала каждого подрастающего жителя региона через получение современного качественного образования.
Внедрение целевой модели непрерывной региональной системы дополнительного образования в Новосибирске представляет собой комплексное масштабное межотраслевое стратегическое начинание, направленное на прогрессивную трансформацию и оптимизацию всех элементов единой региональной системы образования посредством спланированной разработки и последовательного внедрения целостного пакета взаимосвязанных организационных, правовых, экономических и управленческих механизмов и моделей, обеспечивающих стабильное и синергичное функционирование высокоэффективной региональной системы образования.
Одним из центральных аспектов практической реализации целевой модели является проектирование и построение гибких взаимосвязанных оргструктур, способных оперативно и динамично управлять разработкой и реализацией инновационных образовательных программ посредством апробации перспективных прогрессивных методик, подходов и форм обучения, их своевременной адаптации к актуальным запросам общества и непрерывному внедрению наиболее эффективных передовых цифровых образовательных технологий.
Согласно правовому блоку модели, приоритетным направлением выступает разработка комплекса нормативно-правовых актов, определяющих порядок функционирования и взаимодействия всех элементов единой региональной системы дополнительного образования в соответствии с лучшими отечественными и зарубежными практиками, обеспечивая структурированную и эффективную правовую защиту деятельности каждого образовательного учреждения, и формирование государственной поддержки на всех уровнях. Параллельно осуществляется работа по разработке и внедрению единых стандартов качества образовательных услуг, обеспечивающих постоянный количественный и качественный рост показателей реализуемых образовательных программ.
Финансово-экономическая часть модели направлена на комплексную оптимизацию распределения бюджетных средств в сектор образования с учётом приоритетности отдельных направлений, разработку альтернативных механизмов дополнительного финансирования за счёт привлечения внебюджетных источников, включая целевые налоговые льготы и стимулирующие инструменты, а также совершенствование механизмов привлечения прямых частных инвестиций, что обеспечит устойчивое и прогрессивное развитие региональной системы дополнительного образования в долгосрочной перспективе.
Одним из ключевых элементов модели является активизация взаимодействия между образовательными учреждениями на региональном уровне посредством систематического проведения научно-методических конференций, семинаров-практикумов, круглых столов и дистанционных симпозиумов, а также формирование единого централизованного банка данных лучших практик, инновационных проектов и образовательных решений, обеспечивающих быстрое внедрение достижений во всех учреждениях региона.
Одним из приоритетных блоков модели также является обеспечение равного доступа всех категорий обучающихся к современным гибким образовательным программам, включая дистанционное обучение посредством цифровых платформ и онлайн-курсов, что позволит сделать систему дополнительного образования максимально доступной, мобильной и удобной для всех жителей региона, в том числе проживающих в отдалённых территориях.
Внедрение Целевой модели развития сферы дополнительного образования в Новосибирске направлено на проектирование и создание интегрированной инновационной системы, объединяющей усилия всех участников образовательного процесса региона путем тесного взаимодействия между муниципальными центрами дополнительного образования, ведущими научно-методическими организациями, осуществляющими мониторинг, разработку и внедрение перспективных образовательных технологий, а также специализированными центрами, направляющими свою деятельность на выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей.
Основополагающей целью интеграции всех звеньев системы является обеспечение тесной взаимосвязи на всех уровнях непрерывного образовательного процесса с экономическим сектором региона в целях комплексного развития личности. Например, плодотворное сотрудничество муниципальных центров с ведущими научно-методическими организациями и специализированными центрами для одаренных детей позволит спроектировать и внедрить единую целостную образовательную модель, направленную на удовлетворение индивидуальных познавательных запросов каждого ученика [3].
Одним из центральных элементов модели выступает внедрение системы целевого индивидуального финансирования образовательных учреждений, предусматривающей точное распределение бюджетных ассигнований с учетом конкретных потребностей каждой образовательной программы или учреждения. Данный подход позволит наиболее эффективно направить бюджетные инвестиции для достижения поставленных целей и будет способствовать непрерывному повышению качества предоставляемых образовательных услуг.
Ещё одним значимым направлением целевой модели станет активное развитие интегрированных сетевых образовательных программ, предусматривающих тесное взаимодействие учебных заведений различных уровней образования с ведущими инновационными предприятиями и компаниями региона на основе совместных долгосрочных планов и проектов. Помимо усиления взаимосвязи теоретической и практической составляющих образования, такой подход позволит обучающимся приобрести уникальный опыт работы в реальном секторе экономики, сформировать критическое мышление и навыки, необходимые для успешной деятельности в условиях динамически меняющейся рыночной среды.
Внедрение Целевой модели дополнительного образования в Новосибирске создаст новый уровень интеграции всех компонентов системы, что позволит разработать более совершенную гибкую модель, способную оперативно реагировать на запросы всех категорий учащихся и рынка труда посредством индивидуального подхода и обеспечения непрерывного развития личностного и профессионального потенциала каждого обучающегося на протяжении всего образовательного цикла.
Система дополнительного образования в Новосибирске интенсивно трансформируется в целях максимизации доступности и адаптивности образовательных услуг. Особое внимание в этом контексте уделяется поддержке одарённых детей с ограниченными возможностями здоровья путём индивидуального подхода, а также обеспечению равных стартовых условий для развития творческого потенциала ребят, проживающих в сельскохозяйственных районах региона.
Для детей, проживающих в отдаленных сельских районах обширной Новосибирской области, активное внедрение прогрессивных высокотехнологичных форм дистанционного обучения и перспективных цифровых решений является одним из ключевых приоритетов долгосрочной региональной стратегии в сфере непрерывного образования. Такая трансформация обеспечит таким учащимся постоянный удобный доступ к базе интерактивных образовательных ресурсов, виртуальных курсов и онлайн-программ из любой точки обширного региона, обеспечив преемственность непрерывного развития их интеллектуального потенциала
[4].
Внедрение данных инновационных подходов направлено на формирование комфортной образовательной среды, позволяющей обеспечить гармоничное всестороннее развитие уникальных способностей каждого ребенка путем создания персональных траекторий и возможностей для проявления и расцвета их индивидуальных талантов. Такая трансформация способна удовлетворить уникальные потребности детей и их родителей в каждом отдаленном муниципальном районе, создав продуктивное социокультурное пространство для самореализации каждого жителя.
Таким образом, глубокая трансформация системы дополнительного образования направлена на формирование масштабной адаптивной образовательной экосистемы регионального масштаба, обеспечивающей доступ к высококачественным индивидуальным образовательным услугам для всех детей и подростков Новосибирской области.
Использованные источники:
1. Постановление Правительства НСО от 20.02.2018 № 62-п «О региональном модельном центре дополнительного образования детей Новосибирской области»
2. Положение о региональном модельном центре дополнительного образования детей Новосибирской области (утв. постановлением Правительства Новосибирской области от 20.02.2018 № 62-п)
3. Щербаков А.В., Осипов П.В., Патрушина Л.И. Оценка качества образования в учреждениях дополнительного образования детей. - М.: Методист, 2020. - N 7. - С. 46-48
4. Волкова О.А. О необходимости изменений в управлении деятельностью коллектива, вставшего на путь инновационных поисков по модернизации образовательной системы / О.А Волкова // Управление качеством дополнительного образования детей: Материалы регионального семинарасовещания. Часть II. - Оренбург, 20194. - С. 20-31.