ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И
ПРАКТИКИ
СОЗДАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ЛЕСНЫХ КЛАСТЕРОВ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ Пенягина Н.Б.1, Титов А.А.2
1Пенягина Наталья Борисовна - профессор, доктор экономических наук, старший научный сотрудник;
2Титов Александр Александрович - магистрант, кафедра экономики и управления, Мытищинский филиал Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана,
г. Мытищи
Аннотация: лесные кластеры ориентированы на взаимодействие между предприятиями, осуществляющим как лесохозяйственную, так и экономическую деятельность. Подобные кластеры должны сочетать в себе факторы, которые поспособствуют улучшению и развитию как лесной, так и экономической составляющей, всего лесного комплекса России в целом. Ключевые слова: инновации, кластер, лесной комплекс.
Создание территориальных инновационно-промышленных кластеров является общемировой тенденцией, поскольку как показала практика, кластеры оказались мощным инструментом регионального социально-экономического развития, увеличения занятости населения, а, значит, увеличения Валового Регионального Продукта [1].
В настоящее время все участники лесных отношений приступили к реализации утверждённых Правительством Российской Федерации в начале трудового года. Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
В условиях высокой дезинтеграции лесного комплекса, низкой степени координации деятельности предприятий отрасли и их кооперации с партнёрами создание кластера позволит существенно снизить издержки, создать возможность трансфера инновационных технологий, повысить кадровый потенциал, организовать тесное взаимодействие с партнёрами, участвующими в формировании цепочек добавленной стоимости ключевой продукции кластера.
В целях решения выше указанных задач АО «Архангельский ЦБК», являясь одним из крупнейших лесохимических предприятий в России и Европе, выступил с инициативой создания в Архангельской области территориального инновационного лесопромышленного кластера «ПомрИнноваЛес».
Территориальный инновационно-промышленный кластер - это совокупность размещенных на ограниченной территории предприятий и организаций (участников кластера), которая характеризуется наличием:
- объединяющей участников кластера научно-производственной цепочки по созданию продукции с высокой добавленной стоимостью на основе инновационных технологий;
- механизма координации их деятельности, направленной на достижение общей цели;
- синергетического эффекта, выраженного в повышении результативности деятельности каждого предприятия за счет высокой степени концентрации.
Кластерная политика является эффективным инструментом повышения конкурентоспособности регионального лесного комплекса, которое достигается за счёт.
1. Снижения производственных издержек предприятий.
Эффективная реализация долговременных контрактов между промышленными предприятиями, финансово-кредитными организациями, организациями торговли, научными и образовательными организациями. Централизованное выполнение общих функций, оптимизация используемых технологий и систем услуг, позволит сократить расходы. Внедрение общей информационно-аналитической системы, ускоряющей информационный обмен, приведет к более эффективному использованию ресурсов кластера.
2. Возможности обеспечения конкурентных преимуществ участников кластера перед конкурентами.
Меры по оптимизации качества и ценообразования продуктов и услуг кластера, наличие долгосрочной стратегии деятельности участников кластера позволит наиболее эффективно обеспечить рост конкурентоспособности. Инновационная составляющая и современные производственные мощности в кластере должны быть в достаточной степени развиты.
3. Расширения роли кластера на внешних и внутреннем рынках.
Повышению экспортной способности участников кластера, усиление маркетинга, росту имиджа кластера на региональном, федеральном и международном уровне, а также продвижению кластера, усилению PR и рекламы.
4. Укрепления сетей сотрудничества.
Построение связей как внутри кластера, так и между кластерными организациями в регионе и за рубежом, роста кооперированных связей с партнерами, роста сотрудничества с учебными заведениями и научно-исследовательскими институтами и центрами развития, укрепления государственно-частного партнерства.
В Архангельской области имеются все условия и предпосылки для создания инновационного лесного кластера, так как там расположены технологически связанные лесопромышленные предприятия, авторитетные научные и образовательные отраслевые организации.
В Стратегии развития лесного комплекса Архангельской области на период до 2030 года, утвержденной Министерством природных ресурсов в мае 2014 года отмечена целесообразность создания инновационного территориального лесопромышленного кластера на территории области.
В Стратегии определены:
Миссия создания кластера - «всероссийский лидер по рациональному использованию лесов и выпуску конкурентоспособной продукции на основе инновационных технологий».
Цель создания кластера - «формирование благоприятной деловой среды для внедрения инноваций и повышения инвестиционной привлекательности отраслей, предприятий и организаций лесного комплекса Архангельской области».
На территории Архангельской области расположено несколько развитых лесопромышленных центров, функционирует более 1370 предприятий и организаций. В области работают предприятия крупнейших в стране лесопромышленных корпораций, в т.ч. Архангельский ЦБК и ГК «Титан», ООО «Группа Компаний «УЛК».
В лесном комплексе области имеется свыше 700 субъектов малого и среднего предпринимательства, расположен один из крупнейших российских ВУЗов - САФУ, ведут научную деятельность несколько отраслевых научно-исследовательских организаций. В связи с этим появилась возможность сформировать структуру кластера, обеспечивающую инновационное развитие отраслей и производств на
основе тесного взаимодействия науки, образования и производства в кооперации с машиностроительными, логистическими, информационными и финансово-кредитными предприятиями и организациями.
Таким образом, имеющиеся в Архангельской области предпосылки и условия позволили в ходе собрания потенциальных участников кластера учредить 25 сентября инновационный территориальный лесопромышленный кластер «ПоморИнноваЛес».
К настоящему в состав кластера вошло более 30 предприятий и организаций -лесопромышленных, машиностроительных, образовательных, научных, логистических и т.д., перечень которых представлен на слайде.
В России кластерной политике на всех уровнях государственного управления уделяется всё большее внимание, начинают формироваться механизмы поддержки организации и финансирования инновационных территориальных кластеров [2]. Существующие механизмы поддержки:
- Механизм финансирования региональных кластеров в Министерстве экономического развития РФ (финансирование инфраструктурных проектов, создания орг. структур - секретариатов, и др.)
- Финансирование через инфраструктурные программы (инфестфонды, ВЭБ, региональные бюджеты).
- Финансирование в рамках федеральных целевых программ отраслевых министерств (Минпромторг, Минобразования, Минобороны), на объекты инфраструктуры в рамках поддержки ключевых секторов и исследований.
- Финансирование от частных инвесторов, в качестве которых могут выступать потенциальные резиденты кластеров.
Успешная деятельность территориальных лесопромышленных кластеров приведёт к достижению следующих показатели их эффективности, что обеспечит динамичной развитие всего лесного комплекса России [3]:
1. Рост качества производственных мощностей, ресурсов и И базы снижение затрат и повышение качества □. услуг и товаров за счет эффекта
синергии;
и упорядочения логистики и внедрения информационных технологий; создание новых рабочих мест; сохранение существующей рабочей силы;
совместные проекты, направленные на сотрудничество бизнеса и учреждений образования в области
подготовки специалистов для нужд кластера.
2. Повышение конкурентоспособности производств и продукции кластера
создание «совокупной инновационной продукции» кластера; уровень производительности труда;
улучшение основных показателей производственно-хозяйственной деятельности; уровень внедрения систем качества в кластере.
3. Расширение роли кластера на внешних и внутреннем рынках рост показателей экспортной деятельности;
создание единого имиджа кластера и её участников;
лучшее знание потребностей и тенденций национального и глобальных рынков; количество вновь созданных предприятий в кластере; количество привлеченных в кластер инвестиций; число совместных предприятий. И т.д.
Список литературы
1. Минпромторг России. Архангельская область. Паспорт. Москва, 2015-2017 годы.
2. ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 года № 488-ФЗ.
3. Челноков И.В. Региональная экономика: организационно-экономический механизм управления ресурсами развития региона / И.В. Челноков, Б.И. Герасимов, В.В. Быковский. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. 112 с.
ДИАГНОСТИКА ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КЛАСТЕРА «ПОМОРИННОВАЛЕС», СЛАБЫЕ И СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ, УГРОЗЫ И ПОТЕНЦИАЛ КЛАСТЕРА Пенягина Н.Б.1, Титов А.А.2
1Пенягина Наталья Борисовна - доктор экономических наук, профессор, старший научный сотрудник;
2Титов Александр Александрович - магистрант, кафедра экономики и управления, Мытищинский филиал, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана,
г. Мытищи
Аннотация: в статье диагностируется лесопромышленный кластер, основываясь на лесопромышленном производстве, как система, которая имеет потенциал в экономической сфере. Также поясняется, насколько это эффективно, с учётом использования систем мониторинга и развития научно-исследовательских инфраструктур.
Ключевые слова: инновации, кластер, лес, лесопользование, потенциал.
Проведённый комплексный анализ деятельности и возможностей развития лесопромышленного инновационного территориального кластера «ПоморИнноваЛес» и его участников позволил выявить следующие серьёзные проблемы [1]:
Недостаточное развитие высокотехнологичных производств по глубокой механической, химико-механической и энергетической переработке древесины, ориентированной на увеличивающиеся потребности внутреннего рынка в конструкционных материалах из древесного сырья;
> Отсутствие резервов для увеличения химической переработки древесины, а также слабое развитие производств по выпуску биотоплива и мощностей по энергетической переработке древесного сырья;
> Малоэффективная диверсификация лесопромышленного производства, вследствие чего наблюдается недостаточное увеличение выпуска продукции из древесины с высокой степенью передела и значительной долей создаваемой добавленной стоимости;
> Снижение материало- и энергоёмкости производства продукции, в условиях более высоких темпов роста цен и тарифов на энергоносители, которое приводит к ухудшению технико-экономических показателей деятельности лесопромышленных предприятий, снижению их конкурентоспособности на товарных рынках;
> Неравномерность и экстенсивность лесопользования на территории области. Основное лесопользование ведется в транспортно доступном лесном фонде, запасы