Список литературы
1. Минпромторг России. Архангельская область. Паспорт. Москва, 2015-2017 годы.
2. ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 года № 488-ФЗ.
3. Челноков И.В. Региональная экономика: организационно-экономический механизм управления ресурсами развития региона / И.В. Челноков, Б.И. Герасимов, В.В. Быковский. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. 112 с.
ДИАГНОСТИКА ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КЛАСТЕРА «ПОМОРИННОВАЛЕС», СЛАБЫЕ И СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ, УГРОЗЫ И ПОТЕНЦИАЛ КЛАСТЕРА Пенягина Н.Б.1, Титов А.А.2
1Пенягина Наталья Борисовна - доктор экономических наук, профессор, старший научный сотрудник;
2Титов Александр Александрович - магистрант, кафедра экономики и управления, Мытищинский филиал, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана,
г. Мытищи
Аннотация: в статье диагностируется лесопромышленный кластер, основываясь на лесопромышленном производстве, как система, которая имеет потенциал в экономической сфере. Также поясняется, насколько это эффективно, с учётом использования систем мониторинга и развития научно-исследовательских инфраструктур.
Ключевые слова: инновации, кластер, лес, лесопользование, потенциал.
Проведённый комплексный анализ деятельности и возможностей развития лесопромышленного инновационного территориального кластера «ПоморИнноваЛес» и его участников позволил выявить следующие серьёзные проблемы [1]:
Недостаточное развитие высокотехнологичных производств по глубокой механической, химико-механической и энергетической переработке древесины, ориентированной на увеличивающиеся потребности внутреннего рынка в конструкционных материалах из древесного сырья;
> Отсутствие резервов для увеличения химической переработки древесины, а также слабое развитие производств по выпуску биотоплива и мощностей по энергетической переработке древесного сырья;
> Малоэффективная диверсификация лесопромышленного производства, вследствие чего наблюдается недостаточное увеличение выпуска продукции из древесины с высокой степенью передела и значительной долей создаваемой добавленной стоимости;
> Снижение материало- и энергоёмкости производства продукции, в условиях более высоких темпов роста цен и тарифов на энергоносители, которое приводит к ухудшению технико-экономических показателей деятельности лесопромышленных предприятий, снижению их конкурентоспособности на товарных рынках;
> Неравномерность и экстенсивность лесопользования на территории области. Основное лесопользование ведется в транспортно доступном лесном фонде, запасы
древесины в котором активно уменьшаются и могут оказаться недостаточными для обеспечения потребности в древесном сырье лесоперерабатывающих предприятий;
> Ухудшение качественного состава лесного фонда в центральных и южных районах области, связанное со снижением расчётной лесосеки по хвойному хозяйству при интенсивном увеличении лиственных лесонасаждений.
> Хроническое отставание развития лесозаготовительных предприятий, связанное с низкой транспортной доступностью лесов, отсутствием государственной поддержки строительства автомобильных лесовозных дорог круглогодового действия;
> Технологическое отставание лесопромышленных предприятий области, в том числе обусловленное стагнацией инновационной деятельности;
> Недостаточное развитие производств по выпуску конкурентоспособных видов лесобумажной продукции, ориентированной на потребности традиционных и новых рынков сбыта (строганые пиломатериалы, клеёные строительные и столярные изделия, ламинированные и нетоксичные ДСП, фанеры с улучшенными специальными свойствами, деревянные дома заводского изготовления, высококачественные виды бумаги и картона и др.);
> Недостаточно эффективное использование образующихся древесных отходов и неликвидной дровяной древесины на энергетические нужды, недостаточное развитие мощностей по производству из них конкурентоспособной продукции - топливных гранул (пеллет);
> Отсутствие достаточных резервов мощностей на действующих производствах, не позволяющие нарастить объёмы выпуска традиционной продукции;
> Низкий уровень финансирования НИОКР как со стороны государства, так и со стороны лесного бизнеса по разработке инновационных технологий изготовления инновационной лесобумажной продукции с высокой добавленной стоимостью;
> Нарастающий дефицит высококвалифицированного персонала для лесопромышленных предприятий, недостаток профессиональных кадров рабочих специальностей и инженерно-технических специалистов.
Таблица 1. SWOT- анализ инновационного территориального лесопромышленного кластера
«ПоморИнноваЛес»
Сильные стороны кластера Слабые стороны кластера
Конкурентные преимущества лесопромышленньж предприятий кластера: -Недостаток экономически и транспортно доступных лесосырьевых ресурсов. -Слабое развитие транспортной лесной инфраструктуры, сдерживающее освоение новых лесосырьевых баз. -Отсутствие автомобильных дорог круглогодового действия, что приводит к ярко выраженной сезонности лесопромышленного производства и созданию значительных межсезонных запасов древесного сырья. -Низкий технический и технологический уровень лесопромышленного производства на ряде предприятий кластера, слабое применение инновационных разработок. -Недостаточная интеграция лесосырьевых и лесоперерабатывающих предприятий, образовательных и научно-исследовательских организаций, их информационная и организационная разобщённость. -Отсутствие необходимой рыночной инфраструктуры, обслуживающей коммерческие потребности большинства участников кластера - инжиниринговых, консалтинговых компаний и т.д. -Несбалансированность образовательных программ и стандартов с профессиональными стандартами и требованиями к компетенциям рабочих и инженерно-технических кадров для лесопромышленного производства.
-Успешный опыт в разработке и организации производства новых видов лесобумажной продукции. -Технологические возможности использования низкокачественной лиственной древесины и древесных отходов. -Развитая вертикальная интеграция лесопромышленного производства от лесозаготовок до выхода продукции глубокой переработки древесины. -Наличие множества предприятий малого и среднего бизнеса в сфере лесопромышленного производства, их высокая ассоциативная интеграция. - Высокое качество лесобумажной продукции у ряда предприятий кластера, отвечающее требованиям отечественных и зарубежных покупателей; -Лидирующая роль и высокая доля продукции ряда лесопромышленных предприятий на российском рынке. -Многолетний профессиональный опыт и высокая компетентность работников лесопромышленных предприятий. -Широкий ассортимент различных видов лесобумажной продукции, востребованный на региональном, российском и внешнем товарных рынках.
Внешние факторы и потенциальные возможности развития кластера:
-Географическая близость лесного комплекса Архангельской области к рынкам скандинавских, центрально-европейских и средиземноморских стран. -Незамерзающий с круглогодовой деятельностью морской порт с развитым ледокольным флотом. - Значительные запасы в Архангельской области лесосырьевых ресурсов, уникальные технологические свойства хвойных пород древесины. -Прогнозируемый рост потребности в лесобумажной продукции внутреннего и внешнего рынка в средне и долгосрочной перспективе - Наличие в Архангельской области специализированных образовательных учреждений по подготовке и переподготовке кадров для лесопромышленных предприятий. - Наличие в Архангельской области отраслевых научно-исследовательских и проектных организаций, имеющих опыт аналитических и перспективных исследований в сфере лесного комплекса.
Диагностика лесопромышленного кластера «ПоморИнноваЛес», а также лесопромышленных предприятий - участников кластера позволила выявить «узкие места» в технологической цепочке кооперированных связей, которые тормозят развитие лесопромышленного производства и повышение общей эффективности деятельности кластера.
Устранить имеющиеся проблемы позволит реализация программных мероприятий и совместных проектов, включённых в Программу развития лесопромышленного инновационного территориального кластера «ПоморИнноваЛес», что повлечёт серьёзные структурные изменения в производстве, кардинальное обновление действующих основных фондов и привлечение инвестиций в создание новых конкурентоспособных производств по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью. Это обеспечит поддержание высокопроизводительных и создание новых рабочих мест, привлечение и подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов [2].
Построение перспектив развития промышленного потенциала участников лесопромышленного кластера связано с возможностями предприятий развивать промышленное производство, перепрофилировать и модернизировать существующие мощности, а также задействовать резервы в инфраструктуре для создания условий производства новой продукции на основе производственно-кооперационных связей внутри кластера. В этой связи, лесопромышленные предприятия - участники кластера «ПоморИнноваЛес» разработали и реализуют стратегические инвестиционные проекты, направленные на развитие промышленного потенциала. В Приложении 3 приведены сводные показатели производственно-экономической деятельности предприятий и организаций лесопромышленного кластера «ПоморИнноваЛес» по результатам анкетирования на начало 2016 года.
Перспективы развития промышленного потенциала на предприятиях целлюлозно-бумажной промышленности
Направление предусматривает модернизацию и расширение промышленного потенциала целлюлозно-бумажных предприятий, внедрение новых ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий при производстве целлюлозы, бумаги, картона.
Намечается выпуск новых, востребованных на товарных рынках видов целлюлозы, бумаги и картона с улучшенными качественными характеристиками и потребительскими свойствами, обеспечивающих импортозамещение и развитие экспорта.
Перспективы развития промышленного потенциала на предприятиях деревообрабатывающей промышленности
Развитие деревообрабатывающего производства предусматривает:
- модернизацию действующих лесопильных и деревообрабатывающих предприятий, ориентированную на снижение производственных затрат и повышение конкурентоспособности продукции;
- расширение выпуска фанеры клеёной, организация производства иных плитных материалов в целях вовлечения в переработку неиспользуемых ресурсов лиственной древесины;
- организацию производства новых видов продукции лесопиления: конструкционных и специфицированных пиломатериалов, используемых в строительстве деревянных жилых домов.
Совершенствование и модернизация транспортной инфраструктуры лесопромышленного кластера «ПоморИнноваЛес»
Для стимулирования развития промышленного потенциала лесопромышленного кластера потребуется ряд мер по развитию транспортной инфраструктуры области, в том числе:
- реконструкция сети региональных и муниципальных дорог общего пользования под нагрузки, позволяющие осуществлять перевозки лесных грузов современными автопоездами без ущерба для дорожного покрытия;
- реконструкция терминалов, акватории, и подходного канала к морскому порту Архангельска.
Перспективы развития технологической инфраструктуры
лесопромышленного кластера «ПоморИнноваЛес»
Проект создания и внедрение современных систем мониторинга и контроля за состоянием лесного фонда участников кластера
Цель реализации: создать и продемонстрировать систему инвентаризации лесов, использующую метод верхнеуровневой таксации насаждений, осуществляемый на основе материалов, получаемых с применением беспилотных летательных аппаратов, выполнить сравнительную оценку с традиционными методами проведения лесоустроительных работ. На основе результатов внедрить систему инвентаризации лесов с использованием беспилотных летательных аппаратов на предприятиях кластера.
Социально-экономические эффекты:
- снижение временных и финансовых затрат;
- снижение потребности в кадрах;
- точность таксации не ниже точности традиционных методов;
- возможность получения информации, необходимой для интенсификации лесохозяйственного производства;
- получение информации для стратегического и оперативного планирования освоения лесов;
- возможность оперативной оценки изменений в лесном фонде, оценки эффективности естественного лесовосстановления.
Перспективы развития научно-исследовательской и образовательной инфраструктуры лесопромышленного кластера
Предприятия кластера нацелены внедрять практико-ориентированную модель профессионального образования, приглашая специалистов и образовательные учреждения с современными технологиями в области образования и высокой компетенцией на собственную площадку. Уже ведется работа в области создания базовых кафедр, оснащением образовательным и производственным оборудованием, лесозаготовительной техникой и транспортными средствами для организации обучения по направлениям лесного профиля. Начата работа по целевому обучению через взаимодействие Ассоциации «ПоморИнноваЛес» и Северного Арктического федерального университета имени М.В. Ломоносова. Непосредственно с обучением связана профориентационная работа среди школьников и абитуриентов.
Для развития образовательной инфраструктуры кластера проводится работа по созданию системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров путём организации внутрикластерной отраслевой системы семинаров и организации взаимодействия образовательных учреждений с предприятиями кластера для целевого обучения работников-предприятий [3].
Для развития научно-образовательной инфраструктуры требуется создать необходимые для финансирования практических научных исследований в сфере лесного хозяйства условия, привлекать к научным исследованиям высококвалифицированных научных сотрудников и практиков с высоким уровнем знаний в сфере лесного хозяйства. Для этого планируется взаимодействие с министерством образования и науки Архангельской области при определении тем грантов и результатов исследований. При формировании заказа на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы планируется выделение приоритетных для кластера направлений НИОКР и их софинансирование организациями - участниками кластера.
Список литературы
1. Третьяк В.П. Кластеры предприятий / Третьяк В.П. М: Изд. «Прогресс», 2011. 392 с.
2. Лизунов В.В. Кластеры и кластерные стратегии. Монография / В.В. Лизунов, С.Е. Метелев, А.А. Соловьев. Издание 2-е исправл. и дополн. Омск: Издатель ИП Скорнякова Е.В., 2012. 280 с.
3. Марков Л.С. Теоретико-методологические основы кластерного подхода. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2015. 300 с.
ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СТАНДАРТА МС ИСО
9001:2008 В ЦЕЛЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ
МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1 2 Федоров А.Г. , Куликова И.И.
1Федоров Александр Григорьевич - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой, кафедра таможенного дела и правовых дисциплин;
2Куликова Ирина Игоревна - студент, специальность: таможенное дело, Калужский филиал
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте
Российской Федерации, г. Калуга
Аннотация: в данной статье рассмотрены особенности применения международного стандарта МС ИСО 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования» как инструмента совершенствования системы управления качеством в таможенных органах Российской Федерации в условиях формирования единой таможенной территории государств - участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Ключевые слова: Международная Организация Стандартизации (ISO), международный стандарт, инновационная деятельность, стратегия развития таможенной службы, системы менеджмента качества.
Актуальность проведенного научного исследования обусловлена активизацией процесса глобализации экономики, углублением интеграции и производственной транснационализации в целом. В таких условиях приобретает большой смысл внедрение в международный торговый оборот унифицированных норм в виде международных стандартов, позволяющих оптимизировать управленческие процессы в различных направлениях наднациональной деятельности по управлению качеством выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Несомненно, применение наднациональных унифицированных норм в сфере таможенного оборота позволит ускорить перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу государств - участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС) без снижения качества контроля за перемещаемыми через таможенную границу товаров. Этому будет способствовать более широкое внедрение в таможенный оборот норм международных стандартов, разрабатываемых Международной Организацией Стандартизации (ИСО, ISO), как «независимой неправительственной международной организацией, в деятельность которой вовлечены национальные органы по стандартизации» [1]. Президент Российского федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ГОСТ Р) Елкин Г.И. на 36-й