Научная статья на тему 'Создание тематических карт в программе растровой графики Adobe Photoshop'

Создание тематических карт в программе растровой графики Adobe Photoshop Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
746
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Гаврилов Ю. В., Горожанкина О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание тематических карт в программе растровой графики Adobe Photoshop»

УДК 528.94:004

Ю.В. Гаврилов, О.В. Горожанкина СГГ А, Новосибирск

СОЗДАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКИХ КАРТ В ПРОГРАММЕ РАСТРОВОЙ ГРАФИКИ АйОВБ РНОТОБНОР

Тематические карты - это наиболее обширная и разнообразная категория карт природных и общественных (социальных и экономических) явлений, их сочетаний и комплексов, поэтому программы по их составлению должны иметь большие возможности по созданию сложных, нестандартных, художественных картографических знаков.

Создание карт на компьютере предполагает использование специального программного обеспечения. Его можно условно разделить на четыре группы:

1. Растровые графические программы общего назначения;

2. Векторные графические программы общего назначения;

3. Картографические блоки геоинформационных систем;

4. Специализированные картографические программы, входящие в состав программно-аппаратных картоиздательских комплексов, предназначенных для картографических производств.

Программы растровой графики имеют ряд достоинств при разработке тематических карт:

- Пиксели, сливаясь друг с другом, образуют непрерывную смену тона, что позволяет создавать реалистические изображения с эффектом освещения и перспективной глубиной;

- Средствами растровой графики можно имитировать различные графические техники;

- Простота ввода и вывода изображения.

Недостаток программы - в ограниченном разрешении. Поскольку битовый рисунок состоит из фиксированного количества пикселей, разрешение изображения зависит от размера, в котором изображение распечатывается. В распечатке небольшого размера пиксели маленькие и разрешение высокое; распечатка большого размера увеличивает пиксели и снижает разрешение. Единственный способ справиться с подобной ситуацией

- увеличить число пикселей в изображении, что, однако, влечёт за собой увеличение объёма файла изображения.

На первом этапе производится сканирование основного картографического материала. Затем, производится сшивка в программе Adobe Photoshop. Как и любой редактор изображений, Photoshop специализирована для внесения в него изменений. Программа позволяет ретушировать и подвергать спецэффектам изображение, переносить детали одного изображения на другое, вносить текст, менять соотношение цветов и добавлять цвет в образы, выполненные в оттенках серого. Можно также создавать новые изображения. Средства Photoshop совместимы с графическими планшетами, что даёт возможность создавать вполне художественные представления.

На этом же этапе разрабатываются условные знаки тематического содержания. Растровые графические программы, как правило, не комплектуются готовыми наборами знаков, однако пользователь имеет возможность сохранять созданные им знаки в виде библиотек символов или в виде обычных файлов используемой программы. Растровые графические программы имеют гораздо больше возможностей, по сравнению со специализированными картографическими программами и

картографическими блоками геоинформационных систем, по созданию картографических знаков. Можно выделить некоторые возможности и приемы, использование которых позволяет существенно ускорить и упростить процесс построения условных знаков, а также повысить их качество.

При создании знаков, локализованных в пунктах, применяются следующие основные приёмы:

- Использование в качестве элементов знака элементарных графических объектов;

- Использование в качестве элементов знака символов некоторых специальных шрифтов;

- Использование преобразований для изменения формы и положения графических объектов;

- Привязка географических объектов к сетке с заданным шагом по горизонтали и вертикали для точного взаимного размещения элементов знака;

- Группировка графических объектов;

- Выравнивание, распределение и упорядочивание графических объектов;

- Использование операций пересечения, объединения и вычитания над множествами.

Способами создания линейных знаков являются: выбор цвета, толщины и шаблона штрихов. Цвет линии можно задавать, пользуясь любой из цветовых моделей, предусмотренных программой (RGB, CMYK, HSB и другие). Специфические возможности по созданию линейных знаков произвольного рисунка видны на примере инструмента «кисть» (brush). «Кисть» имеет 12 параметров настройки, что позволяет более достоверно имитировать традиционные живописные инструменты. В качестве шаблона допускается использовать любые растровые изображения.

Средства создания площадных знаков - это заливка цветом, заполнение шаблоном и градиентная закраска. Заливка цветом является самым простым способом, здесь необходимо задать только цвет закраски, пользуясь любой из доступных цветовых моделей. Инструмент «заливка цветом» позволяет создавать площадные знаки, различающиеся по светлоте и цвету. Шаблон представляет собой растровое изображение, обычно прямоугольной формы; которое укладывается внутри области наподобие плитки. Применение инструмента «заполнение шаблоном» позволяет создавать площадные знаки, различающиеся по внутренней структуре. Способ градиентной закраски

представляет собой модификацию способа заливки цветом, в которой используется не постоянный цвет, а изменяющийся по тому или иному закону. Градиентная закраска используется при создании художественных знаков и, в частности, для придания элементам знака объемности.

На следующем этапе производится составление элементов общегеографического и тематического содержания по слоям, т.е. создаётся шаблон карты с иерархией слоёв и стилей. Составление элементов содержания по слоям очень удобно, так как позволяет легко редактировать изображение и быстро получать необходимую информацию.

Заключительным этапом создания карты является её печать на лазерном принтере. В результате получается композитное изображение, т.е. полноценное изображение, передающее все особенности исходного. Большинство цветных изображений печатаются как комбинация четырёх красителей - голубого, пурпурного, жёлтого и чёрного. Однако Photoshop позволяет добавлять заранее смешанные красители, называемые технологическими цветами. Большинство их выходит за рамки цветовой модели CMYK; в результате количество доступных цветов увеличивается. Помимо этого Photoshop позволяет добавлять канал комбинированного цвета к любому изображению.

На кафедре картографии и геоинформатики СГГА вышеописанным способом создана учебная стенная карта Алтайского края с элементами историко-культурного наследия.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Востокова А.В. Оформление карт. Компьютерный дизайн [Текст] / А.В. Востокова, С.М. Кошель, Л.А.Ушакова. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 288 с.

2. Берлянт А.М. Картография: Учебник для вузов [Текст] / А.М. Берлянт. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 336 с.

© Ю.В. Гаврилов, О.В. Горожанкина, 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.