УДК 91(07):004 Каракулова Л.В.
Организация учебного исследования по географии с использованием современных ИК-технологий
Новые образовательные стандарты требуют обновления образовательного процесса современной школы. При этом исследовательская работа обучающихся продолжает оставаться ведущей, именно при организации данного вида деятельности активно используются новые педагогические приемы и технологии. Одним из них является моделирование географических карт с использованием растровых графических редакторов. С помощью растров сегодня можно представить любое пространственное явление или процесс. Для этого используются все виды снимков и сканированных изображений в виде фотографий, скриншотов. При работе с данными ИК-технологиями главным является выполнение методических рекомендации картографии для правильного оформления географических карт.
Ключевые слова: метапредметный результат, картографический метод в исследовании, тематическая географическая карта, моделирование, информационные технологии, растровое изображение.
Современное географическое образование отражает все направления стандарта общего образования. В.И. Сиротин отмечает, что «новизна стандарта касается не столько содержания предмета, сколько подходов к организации учебно-образовательного процесса в целом в урочное и внеурочное время, изменения роли ученика и учителя в этом процессе, качества используемых учебно-методических комплексов. Наряду с предметными компетенциями новый стандарт требует больше внимания уделять формированию у учащихся навыков универсальных учебных действий, ИКТ-компетенций, приемов учебно-исследовательской и проектной деятельности и правильной работы с различными источниками и видами информацией. ФГОС - это, безусловно, шаг в сторону дальнейшего развития образования» [2].
Система преподавания школьного курса географии продолжает строиться на предметных естественнонаучных и общественных (социальных) принципах современного образования. В сложившейся системе
приоритетными стали прикладные задачи географического образования научить учащихся:
• самостоятельно работать с различными источниками географической информации (статистическими, фото-, видеоматериалами, геоинформационными системами, космическими снимками, базами данных);
• правильно пользоваться одним из «языков» международного общения - географической картой (атласом);
• обладать необходимой компьютерной грамотностью для результативного использования современных информационных технологий в географическом образовании;
• обеспечить приобретение каждым ребенком начальных навыков географического моделирования и прогнозирования природных и социальных процессов любой территории;
• ориентироваться, вести наблюдения и исследования на местности происходящих природных, социально-экономических явлений;
• применять приобретенные географические знания в повседневной бытовой деятельности, включая оценивание природной, хозяйственной и экологической обстановки в своем поселении [2].
В результате организации исследовательской деятельности по географии и экологии возникла идея компьютерного оформления полученного во время исследований нового картографического и экологического материала. В современном мире (мире информационных и цифровых технологий) сделать это достаточно просто через освоение доступных компьютерных программ, например, Microsoft Paint, часто находящихся в свободном и бесплатном доступе для пользователей, или более сложных программ - Adobe Photoshop, Corel Paint.
Для презентации полученных результатов исследований удобно использовать растровые изображения. К.Ю. Поляков рассматривает растровое изображение как изображение, представляющее собой сетку пикселей или цветных точек (обычно прямоугольную) на компьютерном мониторе, бумаге и других отображающих устройствах и материалах (растр). Растровую графику редактируют с помощью растровых графических редакторов. Создается растровая графика фотоаппаратами, сканерами, непосредственно в растровом редакторе, также путем экспорта из векторного редактора или в виде скриншотов [1].
Достоинством растровых редакторов является возможность создавать, моделировать и разрабатывать на компьютере практически любой рисунок, вне зависимости от сложности. Это самая распространенная графика, имеющая высокую скорость об-
работки сложных изображений, если не требуется масштабирование. Недостаток один - большой размер файлов с простыми изображениями, что не позволяет сразу вести дальнейшую электронную работу с ним: передавать, копировать, печатать, использовать при оформлении презентационного материала.
С помощью растровых редакторов и офисных программ (Excel) предусматривается создание и оформление географических карт. В процессе изготовления карт используется анализ статистической информации, представленной для картографической обработки, проводится сборка контуров территории, предложенных для моделирования, заливка контуров регионов любой цветовой гаммой в соответствии со значением изображаемого экологического или социально-экономического явления способом картодиаграммы, где интенсивность окраски соответствует значимости показателя изучаемого процесса. Оформление тематической карты производится в соответствии с методическими требованиями картографии:
• заголовок построения с единицами измерений,
• четкие подписи географических объектов,
• оформление условных знаков (обозначений).
В механизме картографирования с помощью растровых редакторов возможно комбинирование приемов и компьютерных программ, это приводит к усложнению рабочего поля карт в соответствии с представленной информацией (см. табл. 1).
Таблица 1
Основные картографические приемы
Картографические приемы
Характеристика приема
1.Способ значков и качественного фона
Используется для показа объектов, локализованных в пунктах и не выражающихся в масштабе карты. Значки указывают местоположение объектов. Используется для качественной характеристики явлений сплошных или имеющих массовое распространение
2. Точечный способ и способ ареалов
Используется для картографирования массовых рассредоточенных явлений. Точки (реже - знаки иной формы) одинакового размера и «веса», соответствующие одному и тому же количеству единиц изображаемого показателя, располагаются на карте в соответствии с действительным размещением явления по территории
3. Картодиаграмма и картограммы
Способ количественной характеристики интенсивности явления в пределах определенных территориальных единиц, где по насыщенности цвета или силе штриховки можно было судить о степени развития явления. Способ передачи на карте количественных показателей посредством диаграмм
Используется для передачи различных пространственных перемещений и связей. Линейные знаки применяются для отображения объектов линейного протяжения. Способ изолиний применяется для количественных характеристики непрерывных или постепенно изменяющихся явлений. Изолинии - кривые линии, соединяющие точки с равными количественными показателями
Классическим сочетанием картографических и компьютерных приемов является тематическая географическая карта с разными по форме и содержанию графическими построениями не только глобальных
территорий, но и локальных территориальных образований. В табл. 2 приводится пример моделирования пяти тематических карт конкретной территории рабочего поселка.
Таблица 2
основные картографические приемы, используемые для создания тематических карт гидрологической направленности локальной местности
изготовленные карты и схемы картографические приёмы компьютерные программы
1. Территория Юго-Камского поселения и бассейн реки Юг Способ значков и качественного фона, линии движения Microsoft Picture Manager, Adobe Photoshop, Picasa 3, Microsoft Word
2. Картосхема водных объектов поселка Юго-Камский Способ значков и линии движения Picasa 3, Paint, Microsoft Word
3. Обеспеченность жителей поселка Юго-Камский родниковой водой (Приложение 1) Картограммы, картодиаграммы, способ значков Adobe Photoshop, Microsoft Word, Microsoft Excel
4. Использование общественных колодцев жителями микрорайонов поселка Метод «точкования», картодиаграммы и картограммы Adobe Photoshop, Microsoft Word, Microsoft Excel
5. Потребление населением воды из системы водоснабжения (Приложение 2) Метод картодиаграммы и картограммы Adobe Photoshop, Microsoft Word, Microsoft Excel
П.Н. Чепкасов считает, что знаковые системы имеют целый ряд преимуществ перед подачей информации в виде таблиц, рядов, цифровых систем:
• графические и картографические средства - это «единственные средства внести ясность в мешанину цифр... если приходится использовать ряды цифр и сравнивать их между собой»;
• это выразительная, доходчивая,лаконичная иллюстрация больших совокупно-
стей статистических показателей, которые характеризуют различные природные явления, стороны общественной, экономической, социальной, политической жизни общества;
• это особый метод познания, который позволяет на основе анализа графических построений подмечать и выявлять такие характеристики процессов, которые трудно или невозможно обнаружить посредством таблиц;
• знаковая система - особое и важное орудие научного поиска и анализа, специфический язык выражения результатов познавательной деятельности [3; 4].
В результате педагогической деятельности достигнуто успешное использование на практике интегрированной связи экологической информации, полученной во время полевых исследований, и компьютерных программам, созданных на основе растровых редакторов.Таким образом обеспечивается формирование условий для достижения метапредметных результатов обучения: приемов учебно-исследовательской и проектной деятельности, правильной работы с различными источниками и видами информацией, ИКТ-компетенций в системе школьного образования, внеурочной деятельности и дополнительного образования; в единое целое интегрируются предметы школьного
курса (география, информатика, экология и дополнительные предметы естественнонаучного цикла - картография, гидрология).
По результатам практического использования ИКТ в процессе изучения географии мы констатируем, что 85% участников школы юного исследователя владеют растровыми графическими редакторами; 100% детей демонстрируют сформированные универсальные учебные действия при выполнении исследовательских и экспериментальных работ, их исследовательская деятельность становится более эффективной.
Перечисленные формы организации исследовательской деятельности влияют на формирование социальных компетентно-стей школьников, которые видят социальные проблемы поселений, пытаются их выявить и разрешить, успешно реализовать социально значимые проекты.
список литературы
1. Чепкасов П.Н. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 11 класса: в 2 ч. Ч. 2. М.: БИНОМ. Лабораторий знаний, 2013. 304 с.
2. Сиротин В.И., глав. ред. журнала «Учитель географии». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.geoclass.ru (дата обращения: 05.09.2016).
3. Чепкасов П.Н. Картографическая и графическая интерпретация социально-экономических явлений и процессов: учеб. пособие по спецкурсу. Пермь: Перм. ун-т., 1987. 79 с.
4. Чепкасов П.Н. Разработка и составление социально-экономических карт: учеб. пособие по спецкурсу. Пермь: Перм. ун-т, 1984. 88 с.
Приложение 1
обеспеченность жителей поселка юго-камский родниковой водой
Условные обозначения:
Приложение 2
Потребление населением воды из системы водоснабжения
47
Условные обозначения:
Количество населения, потребляющего
вода из централизованного водоснабжения (чел)
- не потребляют -от ШО ДОЗОО
- от 300 до 8оо -более 8оо
- Максимальное потребление в В007 году [л/ш)
Жиьрт^ацдн.ы Числа пользователей (чел } Маг потреб (#Лж) Факт, Потреб Сз/ят)
1, За км 0 0 й
2. Запруд а 0
3. Совхоз 510 91293 40290
4,Центр 596 106654 47054
5-&ШШ& 215 33485 16935
6 .ЗаеоЗсквй 6873.60 303360
Итого 5161 923В19 407719
Итого (м-3) 924 40В
О
Фактическое водопотребление в еою году (ти-)