УДК 528.9+912.43.656
КАРТОГРАФИЧЕСКОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ РЕГИОНА: СЕМАНТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЗНАКОВ
л
© Ц.Б. Дашпилов1
Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 664033, Россия, г. Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1.
Создание транспортных карт требует подробного отображения всех объектов, процессов, явлений и взаимодействий транспортной инфраструктуры. Для этого разработана семантическая классификация картографических знаков, отображающих транспортные системы региона. Проанализирована большая группа карт из различных географических атласов разного территориального уровня. Ил. 7. Табл. 1. Библиогр. 13 назв.
Ключевые слова: картографические знаковые системы; семантическая классификация знаков; транспортные карты; транспортные системы.
CARTOGRAPHIC DISPLAY OF REGIONAL TRANSPORT SYSTEMS: SEMANTICAL CLASSIFICATION OF SIGNS Ts.B. Dashpilov
Sochava Institute of Geography SB RAS, 1 Ulan-Batorskaya St., Irkutsk, 664033, Russia.
Creation of transportation maps requires a detailed display of all objects, processes, phenomena and interactions of transport infrastructure. A semantic classification of cartographic symbols representing transport systems in the region has been developed for this purpose. Analysis is given to a large group of maps from different geographical atlases of various territorial levels. 7 figures. 1 table. 13 sources.
Key words: cartographic sign systems; semantic classification of signs; transportation maps; transport systems.
Транспорт занимает исключительное место в хозяйстве любой страны, так как он обеспечивает связи в процессе производства и потребления продуктов и материалов, а также осуществляет перевозку пассажиров и грузов. Освоенность территории в транспортном отношении характеризует уровень ее экономического развития и условия жизни населения. Транспорт является основой географического разделения труда и активно воздействует на размещение производства [1]. Для экономико-географической характеристики территории большое значение имеет картографирование транспортной инфраструктуры. Оно вытекает из особенностей транспорта: его присутствия во всех отраслях народного хозяйства, линейности отображения связей между представленными на карте объектами народного хозяйства, его континуальности [2]. Назначение транспортных карт состоит в том, чтобы показать географические особенности транспортной сети, ее развитие, дать характеристику видов и средств транспорта, уровень транспортной обеспеченности, отобразить работу транспорта по перевозкам грузов и пассажиров, материальную базу (подвижной состав и предприятия), определить основные направления транспортно-экономических связей, динамику и перспективы развития транспорта. Поэтому, помимо общетранспортных карт, существуют разнообразные отраслевые тематические транспортные карты.
В настоящее время не существует единой классификации знаков, отмещающих транспортные системы региона. Нами разработана семантическая
классификация условных знаков и способов картографического отображения территориальных транспортных систем. Методика данной классификации основана на исследованиях Д.А. Батуева по созданию единой графо-технической (синтаксической) классификации условных знаков [3].
Картографическая семантика - раздел картосеми-отики, изучающий отношение знаков, их комбинации к обозначаемым объектам, выражаемых в легенде карты на естественном (вербальном) языке [4]. В семантике акцентируется внимание на содержательной (смысловой) «нагруженности» знаков и карт. Она исследует законы и принципы образования значений знаков и смыслов текстов в языке, связи значений отдельных знаков со смыслами карт-текстов, принципы преобразования карт, сохраняющие смысл [5].
Семантические зависимости знака и объекта состоят в том, что в картографическом изображении эти характерные параметры должны найти свое выражение. При проектировании систем знаков необходимо предложить графические средства, рационально и правильно выявляющие передаваемые признаки объекта. Так, формой и ориентировкой целесообразно передавать качественные признаки объектов; концентрацией света и размером - количественные показатели, динамику явлений; внутренней структурой и цветом - как качественные, так и количественные данные [6].
Для разработки семантической классификации территориальных транспортных систем были проанализированы более 100 транспортных карт двадцати
1Дашпилов Цыренжап Бимбаевич, ведущий инженер, тел.: 89148855480, e-mail: [email protected] Dashpilov Tsyrenzhap, Leading Engineer, tel.: 89148855480, e-mail: [email protected]
атласов разного территориального уровня, как общероссийского, так и регионального.
Во всех атласах, кроме экологических, базовыми для картографирования транспорта являются карты транспортных сетей, и прежде всего - карта единой транспортной сети. Также карты транспортной сети представлены и по отдельным видам путей сообще-
ния: железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским, внутренним водным, трубопроводным связям. В некоторых атласах встречаются карты развития транспортной сети, показывающие ее рост по периодам формирования, а также карты перспективного транспортного каркаса.
Семантическая классификация транспортных систем региона
Семантические параметры и показатели транспортных систем региона Картографическое знаковое отображение
Транспортные пути и сети (качественные показатели) Транспортные пути и сети (количественные показатели) Линии Линии движения Линейные диаграммы Асимметричные эпюры Симметричные эпюры
Транспортные ареалы, линейные, ленточные (качественные показатели) Транспортные ареалы, линейные, ленточные (количественные показатели) Квалилинии частичного распределения, квалилинии в форме значков, средствами ПЯИШ Линейные диаграммы частичного распределения, количественные значки, локализованные на линиях частичного распределения, в форме комбинированных значков
Нагрузка на транспортные пути и связи (качественные показатели) Нагрузка на транспортные пути и связи (количественные показатели) Качественный линейный графокартознак Количественный линейный графокартознак Комбинированный линейный графокартознак
Транспортные узлы и пункты (качественные показатели) Транспортные узлы и пункты (количественные показатели) Качественный значок Количественный значок Локализованные диаграммы Комбинированный значок
Функционирование транспорта (качественные показатели) Функционирование транспорта (количественные показатели) Территориальные транспортные системы и зоны, обеспеченность территории транспортом (качественные показатели) Территориальные транспортные системы и зоны, обеспеченность территории транспортом (количественные показатели) Качественный площадной графокартознак Классическая картодиаграмма, комбинированная (монозначковая) Картодиаграмма профильная Качественный фон Количественный фон Картограмма Изолинии Псевдоизолинии
Транспортные ареалы (качественные показатели) Транспортные ареалы (количественные показатели) Квалиареалы в форме качественного фона, линейного знака, значков, комбинированных картознаков, средствами ПЯИ111 Точечный способ. Квантиареалы в форме точечных значков Дазиметриченский способ Семенова Тян-Шанского Квантиареалы в форме уточненных картограмм Квантиареалы в форме классических картограмм, количественного фона, изолиний, псевдоизолиний, картодиаграмм, линий движения
Сочетание качественных и количественных показателей и параметров транспортных систем Знакосочетания Картознакосочетания Графознакосочетания Картографознакосочетания
Часть атласов имеют карты, характеризующие функционирование транспорта: отправление грузов и пассажиров разными видами транспорта; грузооборот и пассажирооборот транспортных пунктов; грузопотоки и пассажиропотоки; интенсивность движения транспорта; количество подвижного состава; динамику транспортно-экономических показателей. Одним из показателей является характеристика, связанная с результатами работы транспорта в виде транспортно-экономических связей на разных территориальных уровнях и транспортно-экономического районирования территории. Не менее важен показ на картах транспортной сети или, отдельно, - «обслуженности» и обеспеченности территории и населения транспортной сетью, густоты транспортной сети, транспортно-географическое положение ареалов и пунктов. Карты транспортной доступности могут отображаться от путей сообщения или от населенных пунктов в разных единицах измерения: расстоянии и времени.
Актуальными в картографировании транспорта являются карты взаимодействия транспорта со средой. Транспорт - один из главных «проводников» ан-
тропогенного воздействия, которое проявляется по многим направлениям. Поэтому карты воздействия транспорта на окружающую среду имеют огромное значение. Это карты воздействия различных видов транспорта: опасности чрезвычайных ситуаций и риски разных видов транспорта, плотность транспортной нагрузки, аварийность на транспорте (рис. 7).
Результаты анализа соотношений содержания транспортных карт и их знакового отображения приведены в табл. В ней соотнесены семантические параметры и показатели транспортной системы региона с их картографическими условными знаками и способами картографического отображения. Разработанная семантическая классификация при геоинформационном картографировании транспортных сетей и структур имеет важное значение, так как расположение электронных слоев транспортной карты связано с таблицей семантической классификации. Структура разработанной нами семантической классификации во многом определена последовательностью логики пространственного анализа транспортных сетей и структур.
Рис. 1. Фрагмент карты «Транспортная сеть Российской Федерации» [7]
Базовыми при комплексном картографировании транспорта являются транспортные пути и линии, которые в табл. имеют верхние позиции. Узлы и пункты, связывающие транспортные линии в линейно-узловую сетевую структуру, располагаются в средней позиции.
типами картографического отображения показывают грузопотоки и пассажиропотоки транспортных путей, интенсивность движения, динамику перевозок, степень грузонапряженности различных видов транспорта (рис. 2).
Рис. 2. Фрагмент карты «Пассажиропотоки по железнодорожным и водным путям Тюменской области» [8]
Завершающим является отображение транспортных зон, ареалов, а также обеспеченности территории транспортными параметрами и показателями (нижние позиции семантической классификации).
Обычными линиями и линиями движения отображают качественные показатели транспортных путей (рис. 1). Линиями могут быть показаны виды транспортных путей как в совокупности, так и по отдельным видам транспорта, также этапы строительства путей сообщения, строящиеся или предполагаемые к строительству транспортные пути, воздействие видов транспорта на окружающую среду вдоль путей сообщения. Линиями движения отображают направления перевозки грузов, воздушных линий, важнейших экспедиций, транспортно-экономические связи.
При показе количественных показателей транспортных путей используют линейные диаграммы (асимметричные и симметричные эпюры). Данными
Качественные показатели ленточных транспортных ареалов могут быть отображены квалилиниями частичного распределения, в форме значков и надписей (например, судоходные участки рек) (рис. 1). Количественные показатели ленточных транспортных ареалов показывают квантилиниями частичного распределения (в форме линейных диаграмм, количественных значков, локализованных на линиях, кванти-линиями частичного распределения в форме комбинированных значков и профилей).
Нагрузку на транспортные пути и связи (например, вывоз продукции сельского хозяйства) отображают качественным линейным графокартознаком (рис. 3). А количественные показатели нагрузки на транспортные пути показывают диаграммами, локализованными на линиях, обычно характеризующих количество ввоза и вывоза продукции.
Рис. 3. Фрагмент карты «Вывоз основной промышленной и сельскохозяйственной продукции Азербайджанской ССР» [9]
Качественными значками отображают транспортные узлы и пункты. Также этим видом картографического отображения показывают различные объекты транспортной инфраструктуры (железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэропорты, морские и речные порты, пристани, автозаправочные станции, станции техобслуживания и т.д.) (рис. 1).
Количественные параметры, локализованные в транспортных узлах и пунктах, отображают локализованными диаграммами или количественным значком,
а также многоуровневыми структурными диаграммами (рис. 4). Зачастую их используют для показа отправления пассажиров из аэропортов, изменения числа вылетов, грузооборота и пассажирооборота автомобильного транспорта по городам или грузооборота и пассажирооборота отдельных элементов транспортной инфраструктуры, таких как аэропорты, порты и пристани, перевозки пассажиров трамваями и троллейбусами, автомобильный парк в населенных пунктах и т.д.
Рис. 4. Прибытие и отправление грузов на железнодорожных станциях в Литовской ССР [10]
Однако встречаются комбинированные значки, которые совмещают количественные и качественные показатели транспорта (например, грузооборот транспортных пунктов по видам грузов и по количеству тонн в год).
Качественные показатели территориальных транспортных систем и зон отображаются на картах качественным фоном. В основном это зональные типы транспортного обеспечения и обслуживания (зоны круглогодичного и сезонного транспортного обеспечения, зоны преимущественного обслуживания видами транспорта). Для количественных показателей территориальных транспортных систем используют количественный фон, картограмму, изолинии и псевдоизолинии. Часто они применяются для показа плотности путей сообщения, изменения объемов перевозок грузов и пассажиров, грузооборота и пассажирооборота различных видов транспорта, транспортной обеспеченности и транспортно-географического положения районов, степени опасности и уровня риска по видам транспорта. Изолиниями и псевдоизолиниями отображают удаленность территории от транспортных путей (рис. 5).
Качественные показатели обеспеченности территории транспортом по ячейкам административно-территориального деления можно отобразить качественным площадным графокартознаком.
Количественные показатели обеспеченности транспортом отображают различными видами карто-
диаграмм (классическая, комбинированная, профильная). Ими показывают: отправление грузов и пассажиров различными видами транспорта по районам; протяженность разных видов транспорта по регионам различной категории; транспортную обеспеченность по районам; динамику числа вылетов по районам и т.д. (рис. 6).
Территории ограниченного распространения транспортного явления показывают различными видами квалиареалов в форме качественного фона (например, судоходные озера и водохранилища, зоны транспортной освоенности, воздействие внутреннего водного транспорта на качество поверхностных вод и т.д.), линейного знака, значков, выражения квалиаре-алов в форме надписей, а также комбинированных картознаков (рис. 1). А количественные показатели транспортных ареалов изображают квантиареалами: точечным методом, дазиметрическим способом по Семену Тян-Шанскому, уточненными картограммами по Н.Н. Баранскому и А.И. Преображенскому, а также другими обозначениями квантиареалов. Например, густота железных дорог по административным районам не может быть показана везде относительным количественным показателем, т.к. в некоторых районах железные дороги отсутствуют (рис. 5, 6). Квалиа-риалами в форме изолиний и псевдоизолиний обозначают транспортную доступность до определенного населенного пункта.
Рис. 5. Автотранспортная доступность территории Российской Федерации [11]
ТРАНСПОРТНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ Масштаб 1: 3 ООО ООО
ulk 1 Д|
Рис. 6. Транспортная обеспеченность Ханты-Мансийского автономного округа [12]
Рис. 7. Опасность чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте [13]
Также, при необходимости показа сложных моделей-слоев, используют картознакосочетания, гра-фознакосочетания и картографознакосочетания.
Проведенный анализ карт и атласов позволяет сделать вывод о том, что тематические карты могут отобразить все параметры и показатели транспортных систем региона в статике, динамике и взаимосвязях. Разработанная нами семантически дефинированная классификация способов изображения на тематических картах транспорта позволяет правильно отобра-
зить параметры и показатели транспортных систем региона, как на аналитических, так и на синтетических и интегральных картах. Такая классификация особо необходима при цифровом картографировании, когда содержание цифровой карты формируется по слоям (географическая основа, площадные транспортные показатели, линейные транспортные показатели, транспортные узлы и пункты).
Статья поступила 17.11.2014 г.
Библиографический список
1. Прохорова Е.А. Социально-экономические карты: учеб. пособие. М.: КДУ, 2010. 424 с.
2. Тархов С.А., Шлихтер С.Б. География транспортных систем. М.: ИГ РАН, 1995. 148 с.
3. Батуев Д.А. Создание комплексной картографической модели природопользования региона // Иркутск: Известия ИГУ. 2012. № 2. С. 33-55.
4. Володченко А. Картосемиотика. Дрезден, 2009. С. 15.
5. Лютый А.А. Язык карты: сущность, система, функции. М.: ИГ АН СССР, 1988. С. 118.
6. Востокова А.В. и др. Оформление карт. Компьютерный дизайн: учебник. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 31-33.
7. Тикунов В.С. Атлас социально-экономического развития России. М.: Картография, 2009. С. 134-139.
8. Атлас Тюменской области. М.-Тюмень: ГУГК СССР, 1976. Вып. II. С. 186-196.
9. Абзулаев И.К. Атлас Азербайджанской ССР. М.: ГУГК СССР, 1963. С. 177-188.
10. Дробник А.А. Атлас Литовской ССР. М.: Гос. план. комитет Литовской ССР, 1981. С. 173-176.
11. Национальный атлас России. В 4 т. Т. 3: Население. Экономика. М.: Роскартография, 2008. С. 398-425.
12. Атлас Ханты-Мансийского автономного округа. М.: Изд-во МГУ, 2006. С. 119-130.
13. Атлас природных и техногенных опасностей и рисков ЧС. Российская Федерация / под общ. ред. С.К. Шойгу. М.: Феория, 2011. С. 568-585.