Научная статья на тему 'Дистанционное обучение по курсу социально-экономической картографии'

Дистанционное обучение по курсу социально-экономической картографии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАРТОГРАФИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАРТОГРАФИИ / КУРС ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / DISTANT LEARNING / SOCIAL ECONOMIC CARTOGRAPHY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кислова В. А.

Современные компьютерные информационные технологии служат основой создания нового способа получения образования дистанционного обучения (ДО). Дистанционное изучение картографии новое, перспективное направление. Курс для дистанционного обучения «Социально-экономическое картографирование» строится с использованием мировых моделей ДО, включая специальное программное обеспечение. Курс состоит из трех основных блоков: лекционного материала, практических работ, итоговых работ. Разработка каждого блока требует определенного подхода, учитывающего специфику применения социально-экономических карт. Для отображения показателей, явлений и объектов на этих картах используются разнообразные способы картографического изображения (способы картограмм, картодиаграмм, точечный способ, способ локализованных диаграмм, способ значков, способ псевдоизолиний и др.). В соответствии с этим наряду с использованием традиционных способов для создания социально-экономических карт требуется широкий спектр компьютерных программ (использование ГИС-пакетов, программ по обработке табличных данных, графических редакторов и др.). С учетом специфики блок лекционного материала должен дополняться наглядными графическими и табличными примерами. При создании курса для дистанционного обучения следует большое внимание уделять блоку практических и итоговых работ. Блок практических работ дополнительно должен включать освоение и получение навыков работы со специальными компьютерными программами для составления социально-экономических карт. Выполнение блока итоговых работ демонстририрует уровень усвоения теоретических знаний и практических навыков. В статье приводятся результаты апробации практических заданий при дистанционном обучении студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANT LEARNING IN SOCIAL ECONOMIC CARTOGRAPHY

Active development of information technologies results in the increasing importance of a new way of learning, i.e. distant one. Distant learning is a new line of studying cartography as well. Distant learning course in cartography should be based on three main blocks, namely lectures, practical tasks and final works. Elaboration of each block requires specific approaches. The block of lectures should be supplemented with visual graphic examples which contribute to better understanding of problems under study. Practical application of theoretical knowledge is of crucial importance in teaching cartography, therefore particular attention should be given to the blocks of practical tasks and final works. Well-elaborated practical tasks for distant learning will provide an integral vision of the subject.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение по курсу социально-экономической картографии»

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 528.9 В.А. Кислова1

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО КУРСУ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАРТОГРАФИИ

Современные компьютерные информационные технологии служат основой создания нового способа получения образования — дистанционного обучения (ДО). Дистанционное изучение картографии — новое, перспективное направление.

Курс для дистанционного обучения «Социально-экономическое картографирование» строится с использованием мировых моделей ДО, включая специальное программное обеспечение. Курс состоит из трех основных блоков: лекционного материала, практических работ, итоговых работ. Разработка каждого блока требует определенного подхода, учитывающего специфику применения социально-экономических карт.

Для отображения показателей, явлений и объектов на этих картах используются разнообразные способы картографического изображения (способы картограмм, картодиаграмм, точечный способ, способ локализованных диаграмм, способ значков, способ псевдоизолиний и др.). В соответствии с этим наряду с использованием традиционных способов для создания социально-экономических карт требуется широкий спектр компьютерных программ (использование ГИС-пакетов, программ по обработке табличных данных, графических редакторов и др.). С учетом специфики блок лекционного материала должен дополняться наглядными графическими и табличными примерами.

При создании курса для дистанционного обучения следует большое внимание уделять блоку практических и итоговых работ. Блок практических работ дополнительно должен включать освоение и получение навыков работы со специальными компьютерными программами для составления социально-экономических карт. Выполнение блока итоговых работ демонстририрует уровень усвоения теоретических знаний и практических навыков. В статье приводятся результаты апробации практических заданий при дистанционном обучении студентов.

Ключевые слова: социально-экономическая картография, дистанционное обучение картографии, курс для дистанционного обучения.

Введение. Отличительные черты современной экономики — высокая скорость глобальных финансовых потоков и все большая роль транснациональных корпораций, находящихся в постоянном взаимодействии с национальными секторами экономики и органами территориального управления. Для оперативного анализа и прогноза динамичных и многофакторных экономических процессов требуются большие объемы данных (текстовых, цифровых, графических), которые могут быть эффективно представлены в виде карт социально-экономической тематики.

Социально-экономические карты — эффективные информационно-справочные материалы, их активно используют для решения различных проблем в экономической и социальной сферах. С развитием информационных компьютерных технологий, в частности Интернета, появилась возможность оперативно получать географическую информацию во всех ее формах, оперативно ее обрабатывать и визуализировать в виде электронных карт. Таким образом, социально-экономическая карта становится одновременно не только средством наглядного представления изучаемого объекта, но и необходимым инструментом при принятии управленческих решений в экономике.

Для успешного применения электронных социально-экономических карт требуется обучить широкий круг пользователей, которые находятся на всей

территории России. Дистанционное обучение пользователей могло бы исключить проблемы, связанные с удаленностью обучающихся от центра обучения.

Наиболее полно суть дистанционного образования (ДО) передают следующие определения. По определению Евразийского открытого института (ЕАОИ), ДО — способ организации учебного процесса с использованием образовательной среды, основанной на современных информационных и телекоммуникационных технологиях, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся [11]. Ассоциация ДО США определяет ДО как синтетическую, интегральную, гуманистическую форму обучения, базирующуюся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологических средств, самостоятельном изучении материала, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимся, когда процесс обучения не критичен к их положению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению [1].

В некоторых случаях ДО может выступать в виде самостоятельного вида обучения с использованием современных информационных технологий.

В настоящее время изучение картографии с помощью дистанционных методов образования — сравнительно новое направление. Целостных, законченных дистанционных учебных курсов, дающих полный

1 НИЛ комплексного картографирования географического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, аспирантка, e-mail: kislovav@mail.ru

объем знаний по выбранному курсу картографии, существует немного, например, в трех учебных центрах, где довольно успешно реализуется дистанционное обучение в области географии и картографии.

В учебном центре Международного института геоинформатики и дистанционного зондирования Земли (International Institute for GeoInformation Science and Earth Observation) в Нидерландах [8] предлагается дистанционное обучение по некоторым географическим специальностям, в том числе и по геоинформатике. Направление «Геоинформатика» включает курс «Картография и геовизуализация», который разделяется на темы: «Картографический дизайн», «Визуализация геоданных», «Тематическое и веб-картографирование». ДО проводится не только по статичным, но и по динамичным и интерактивным картам, что соответствует потребностям и требованиям пользователей.

Центр дистанционного образования научного парка МГУ имени М.В. Ломоносова [7] наряду с подготовительными курсами для поступления на многие факультеты МГУ, в том числе и на географический, предлагает дистанционное освоение курсов, включенных в учебные программы факультетов. На базе научно-исследовательской лаборатории комплексного картографирования и кафедры картографии и геоинформатики географического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова созданы два курса для ДО: «Географическая картография. Способы картографического изображения» и «Составление и проектирование карт растительности».

Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК) [5] ведет дистанционное обучение по курсам «Фотограмметрия», «Общие сведения по геодезии», «Топографические карты», «Компьютерная графика», «Глобальные спутниковые навигационно-геодезические системы», «Топографическое черчение», «Дешифрирование снимков для кадастра» и т.д., а также по курсу «Картография».

Для моделей дистанционного обучения в перечисленных вузах характерно включение в структуру курсов следующих блоков, которые обеспечивают полный цикл обучения: лекционного, проверочных работ, заключительной проверки полученных знаний. Обучение организуется по модулям по принципу от простого к сложному.

Организация ДО в этих учебных центрах предусматривает использование новейших средств телекоммуникационных технологий, в том числе возможностей Интернета, включая видео- и аудио-конференции, средства мультимедиа, географические информационные системы (ГИС), а также использование CD/DVD.

В качестве программной среды для разработки и размещения учебных дистанционных материалов, а также организации учебного процесса используется пакет специального программного обеспечения Moodle [6]. Программа используется в большинстве

стран мира, в том числе в России, для обучения разным профессиям. Широкие возможности программы (предоставление типовых шаблонов, организация вставок — графики, видео и др.) позволяют разработчику курса представить на сайте учебные материалы, оперативно обновлять представленные данные, разрабатывать практические задания в разной форме (в виде тестов, практических описательных заданий), контролировать процесс обучения, оценивать полученные знания. Программа обеспечивает интерактивное участие в процессе обучения преподавателя, дистанционно курирующего процесс обучения, что положительно сказывается на усвоении материала учениками. Связь преподавателя с учениками осуществляется с помощью электронной почты, чатов, видеоконференций, интерактивных заданий. Программа имеет понятный интерфейс и основана на языке программирования Java Script и языке разметки гипертекста HTML.

В настоящее время Правительство Российской Федерации финансирует проект «Информатизация системы образования» (ИСО) [9, 10], основной целью которого является улучшение качества преподаваемого материала и выведение образования на новый уровень. Работы по проекту проводит ФГНУ Госинформобр.

В рамках этого проекта на сайте http://vs.iot.ru/ «Виртуальная школа» разрабатывается курс по тематической картографии — «Социально-экономическое картографирование» (рис. 1).

Рассмотрим специфику создания курса для дистанционного обучения «Социально-экономическому картографированию». Анализ действующих моделей ДО и содержания курса позволяют сформировать требования к этому дистанционному курсу обучения.

Основные требования, предъявляемые к дистанционному курсу по картографии. Цель разрабатываемого дистанционного курса «Социально-экономическое картографирование» — дать основные представления о подходах, принципах и методах составления и оформления карт по этой тематике средствами современных информационных технологий; научить понимать содержание карт и грамотно использовать их в научной и практической работе; раскрыть информационный потенциал карт; показать возможности их использования в различных сферах деятельности.

В качестве базы используется программа курса «Социально-экономическое картографирование», который в течение ряда лет читают в Черноморском филиале МГУ, и ряд учебных пособий по курсу «Проектирование и составление социально-экономических карт» [3, 4]. Иллюстративный материал (фотографии, космические снимки, карты, легенды к картам и т.д.) заимствован из опубликованных картографических произведений (атласов, книг, учебных пособий), сайтов Интернета, а также разработан и составлен автором статьи в качестве наглядных примеров и разъяснения наиболее трудных разделов.

3 Курс: Проектирование и составление социально-экономическим карт - Microsoft Internet Explorer

ЛпТх]

Файл Правка Вид Избранное Сервис Справка

Ф" Назад

а Поиск .*] Избранное ® ^ Ш &

Адрес: J http://geo.iedu.ru/course/'view.php?id=3

ft Перевод Ссылки J> ^ ^

Проектирование И составление социально-экономических картвызашли под именем Вероника Кислова

(г) |Переключиться к роли... _

VS Соц-Экон

(Выход) Редактировать

Люди

Участники

Элементы курса

Л Глоссарии

Задания Е. Лекции 3. Тесты Уроки Ль. Форумы

Поиск по форумам

Применить | Расширенный поиск®1

Заголовки тем

Управление

^ Редактировать [Ш Установки

Назначить роли И Группы ^ Резервное копирование ^ Восстановить

Литература

& Новостной форум

II. Методика раВоты с курсом "Социально-экономическое

картографирование"

Щ|. Литература

1 Введение

Ль. Форум по теме 1. "Введение"

Урок 1.Введение 0. Проверочный тест

2 Развитие социально-экономической картографии в России и ближнем зарубежье

Ль. Форум по теме 2. "Развитие социально-экономической картографии в России и Олижнем заруОежье".

Урок 2. Развитие социально-экономической картографии в России и ближнем зарубежье

Л Развитие социально-экономической картографии в России и Влижнем зарубежье

0. Проверочный тест

Новостной форум

Добавить новую тему... (Пока новостей нет)

Наступающие события -

Не имеется никаких наступающих событий

Перейти к календарю... Новое событие...

Последние действия

Элементы курса с 31 Мая,

Воскресенье Полный отчет о последних действиях

Со времени Вашего последнего входа ничего нового не произошло

ЙГ

Интернет

Рис. 1. Стартовая страница курса «Социально-экономическое картографирование» для дистанционного обучения

Курс адресован нескольким категориям пользователей, не только обучающимся в области картографии и смежных дисциплин, но и конечным пользователям социально-экономических карт.

Структура курса должна соответствовать структуре ранее созданных дистанционных курсов по картографии: «Географическая картография. Способы картографического изображения» и «Составление и проектирование карт растительности», разработанных в НИЛ комплексного картографирования МГУ, а также структуре других рассмотренных выше моделей ДО и иметь блочно-модульный характер.

Основные блоки курса для дистанционного обучения по теме «Социально-экономическое картографирование» — блоки лекционного материала, практических работ, итогового контроля.

Для лучшего усвоения материала курс разделен на отдельные модули; модули формируются из отдельных частей блоков. Каждая следующая часть курса (модуль) должна строиться на основе уже изученной.

Блок лекционного материала — здесь представлены основные теоретические понятия, необходимые для освоения каждого раздела курса. Такой материал эквивалентен материалам учебника (при традиционном обучении). Чтобы дистанционное обучение картографии происходило максимально эффективно, т.е. с проверкой

того, как усвоен материал на каждом шаге его изучения, в блоке присутствуют элементы практических заданий по тематике социально-экономических карт.

Блок практических работ содержит проверочные работы, основной функцией которых является контроль за усвоением отдельных теоретических разделов курса. Эти задания можно представить в нескольких вариантах — в качестве дополнительного элемента при изучении теоретического материала или они могут контролировать качество изученности отдельного раздела. Блок может быть представлен в виде тестовых заданий или небольших проверочных заданий-описаний социальных и экономических показателей по картам.

В предложенных заданиях обучающиеся должны научиться анализировать карты, разбираться и подбирать правильные способы картографического изображения, сравнивать карты одной тематики, а также уметь представлять на картах информацию, содержащуюся в таблицах, диаграммах, графиках.

В процессе выполнения этих заданий обучающийся должен ознакомиться с разными картографическими произведениями социально-экономической тематики, а также получить навыки работы с компьютерными программами, позволяющими заниматься составлением и оформлением карт.

Блок итогового контроля. Итоговые практические задания — наиболее важный блок учебного дистанционного курса, — поскольку они должны содержать вопросы, охватывающие весь пройденный материал и одновременно научить студента, основываясь на теоретических знаниях, правильно использовать полученные знания на практике.

Программное обеспечение дистанционного курса «Социально-экономические карты». Компьютерный курс «Социально-экономическое картографирование» для дистанционного обучения создается в специальной компьютерной системе Moodle [6], которая доступна через Интернет. Помимо этого, для обучения можно использовать пакеты обработки текстовой и табличной информации, а также специальные графические редакторы (например, Adobe Illustrator, Corel Draw) и программные средства создания ГИС (например, ARCGIS, MapInfo и т.п.).

Опыт внедрения. В настоящее время для дистанционного курса «Социально-экономическое картографирование» разработаны и опробованы 4 практи-

ческих задания. При проектировании этих заданий основная цель заключалась в том, чтобы они давали необходимые практические навыки, базировались на пройденном теоретическом материале, и при этом были бы просты в выполнении.

Разработанные дистанционные задания были опробованы в Черноморском филиале МГУ имени М.В. Ломоносова в Севастополе и при чтении раздела «Визуализация» в курсе «Геоинформационные системы» в рамках Международной образовательной программы «Природные ресурсы, экология и право» в Женеве. Практические занятия с 15-ю студентами были построены следующим образом: с помощью предложенной инструкции обучающийся открывал необходимый курс на сайте http://vs.iot.ru/ и оказывался на нужной интернет-странице, где находятся описания самих заданий и графический материал (рис. 2) [2]. Выполнение дистанционных заданий студентами контролировали два преподавателя — один присутствовал непосредственно в аудитории со студентами, а второй участвовал в обучении дис-

'Щ Интернет

Рис. 2. Представление графического материала при интернет-обучении картографии

танционно с помощью Интернета. Первый преподаватель должен был контролировать присутствие всех заявленных для обучения студентов на занятии, обеспечить им доступ в Интернет, а также проверять самостоятельность выполнения заданий. Второй преподаватель присутствовал на занятии «дистанционно» — студенты имели возможность задавать вопросы с помощью электронной почты. По окончании занятий все ответы высылались на электронный адрес преподавателю, который оценивал результаты.

Проведенные дистанционные занятия в филиалах МГУ имени М.В. Ломоносова показали, что обучающиеся вполне удачно справились с предложенными заданиями, представленными в Интернете, они смогли правильно понять поставленные задачи и выполнить задания, а также получить опыт дистанционного обучения. Практические задания, где требовалось выполнять задания не только в Интернете, но и с использованием программ, установленных на компьютере, оказались выполненными более осмысленно. Следует отметить, что все задания студентами были выполнены, однако в установленный срок с заданиями справились 87% испытуемых.

Заключение. На основе результатов проведения дистанционных итоговых практических заданий для дистанционного курса «Социально-экономическое картографирование» отмечу основные особенности и перспективы развития рассматриваемого курса для дистанционного обучения.

Для полного и глубокого изучения в дистанционном учебном курсе должны содержаться одновре-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение // Материалы IV Междунар. конф. по дистанционному образованию. М.: МЭСИ, 1997. С. 85.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Атлас Ханты-Мансийского автономного округа— Югры. Т. 1. История. Население. Экономика. Ханты-Мансийск; М., 2006.

3. Евтеев О.А. Проектирование и составление социально-экономических карт: Учебник. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. 224 с.

4. Картоведение: Учебник для вузов. М.: АспектПресс, 2003. 477 с.

5. Официальный сайт Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК). URL:http://www.de.miigaik.ru/ (16.10.2008).

6. Официальный сайт программной оболочки Moodle. URL:http://www.moodle.com/ (30.10.2008).

V.A. Kislova

менно и интерактивные мультимедийные задания (знакомство с электронными атласами), и традиционные задания (анализ, описание и составление карт). Особенность современных социально-экономических карт — динамичная визуализация данных в виде электронных карт, а также их своевременное обновление в соответствии с потребностями пользователей. Создаваемый курс должен соответствовать этой специфике.

Проведение дистанционного обучения целесообразно прежде всего в филиалах географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, расположенных в других городах, а также в других вузах, не полностью укомплектованных высококвалифицированными специалистами-картографами. Такая форма обучения может быть полезна и при ликвидации учащимися академической задолженности.

Работу по созданию курса для дистанционного обучения «Социально-экономическое картографирование» целесообразно развивать в следующих направлениях: 1) разработка методов оперативного обновления учебного материала и соответственно изменение блоков контроля; 2) разработка методики создания гиперссылок между этим курсом и смежными картографическими курсами в программной среде Moodle; 3) исследование применения картографических программных средств в социально-экономической картографии и разработка новых разделов курса, определяющих эффективное использование этих средств.

7. Официальный сайт Центра дистанционного образования научного парка МГУ имени М.В. Ломоносова. URL:http://de.msu.ru/ (30.10.2008).

8. Официальный сайт Международного института геоинформатики и дистанционного зондирования Земли (International Institute for GeoInformation Science and Earth Observation). URL: http://www.itc.nl/ (20.10.2008).

9. Российское образование. Федеральный портал. URL: http://www.edu.ru/maps/ (30.10.2008).

10. Сайт методической поддержки учителей. Проект «Виртуальная школа». URL: http://school.iot.ru/ (25.10.2008).

11. Центр проектирования контента — разработчик электронных курсов, подразделение МЭСИ и ЕАОИ. URL: http://www.cpk.mesi.ru/ (01.11.2008).

Поступила в редакцию 06.11.2008

DISTANT LEARNING IN SOCIAL ECONOMIC CARTOGRAPHY

Active development of information technologies results in the increasing importance of a new way of learning, i.e. distant one. Distant learning is a new line of studying cartography as well. Distant learning course in cartography should be based on three main blocks, namely lectures, practical tasks and final works. Elaboration of each block requires specific approaches. The block of lectures should be supplemented with visual graphic examples which contribute to better understanding of problems under study. Practical application of theoretical knowledge is of crucial importance in teaching cartography, therefore particular attention should be given to the blocks of practical tasks and final works. Well-elaborated practical tasks for distant learning will provide an integral vision of the subject.

Key words: distant learning, social economic cartography.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.