Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ И БЕЗОПАСНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ НА ПРИНЦИПАХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА'

СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ И БЕЗОПАСНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ НА ПРИНЦИПАХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
168
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
трудовое законодательство / социальное партнерство / безопасность / охрана жизни и здоровья / охрана труда / рабочие места / Московское трехстороннее соглашение / Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей) / Московская Федерация профсоюзов / профессиональное обучение по охране труда.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рогалева Г.А., Филина М.В.

В статье отражена деятельность социальных партнеров по разработке и реализации правовых норм, направленных на обеспечение безопасности и охране труда в столичном регионе Российской Федерации. В системном виде представлены совместные формы обеспечения безопасности труда на производстве, социальной защиты работников, охраны жизни и здоровья работающих. Особое внимание уделено обязательствам сторон социального партнерства в новом Московском трехстороннем соглашении. Указаны правовые инициативы социальных партнеров, отражены их результаты, обосновываются меры по дальнейшему совершенствованию охраны труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ И БЕЗОПАСНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ НА ПРИНЦИПАХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-1-250-256 NIION: 2018-0076-1/22-416 MOSURED: 77/27-023-2022-1-615

РОГАЛЕВА Галина Анатольевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), е-mail: g.a.semik@mail.ru

ФИЛИНА Марина Вячеславовна,

заместитель председателя Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей),

е-mail: info@mkppr.ru

СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ И БЕЗОПАСНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ НА ПРИНЦИПАХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Аннотация. В статье отражена деятельность социальных партнеров по разработке и реализации правовых норм, направленных на обеспечение безопасности и охране труда в столичном регионе Российской Федерации. В системном виде представлены совместные формы обеспечения безопасности труда на производстве, социальной защиты работников, охраны жизни и здоровья работающих. Особое внимание уделено обязательствам сторон социального партнерства в новом Московском трехстороннем соглашении. Указаны правовые инициативы социальных партнеров, отражены их результаты, обосновываются меры по дальнейшему совершенствованию охраны труда.

Ключевые слова: трудовое законодательство, социальное партнерство, безопасность, охрана жизни и здоровья, охрана труда, рабочие места, Московское трехстороннее соглашение, Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей), Московская Федерация профсоюзов, профессиональное обучение по охране труда.

ROGALEVA Galina Anatolyevna,

PhD in Law, Associate Professor of the Department of Labor Law and Social Security Lawof Kutafin Moscow State Law University (MSLA)

FILINA Marina Vyacheslavovna,

Deputy Chairman of the Moscow Confederation of Industrialists and Entrepreneurs (Employers)

CREATION OF MODERN AND SAFE WORKPLACES BASED ON THE PRINCIPLES OF SOCIAL PARTNERSHIP

Annotation. The article reflects the activities of social partners in the development and implementation of legal norms aimed at ensuring occupational safety and health in the capital region of the Russian Federation. The joint forms of ensuring occupational safety at work, social protection of workers, protection of life and health of workers are presented in a systematic form. Special attention is paid to the obligations of the parties to the social partnership in the new Moscow trilateral agreement. The legal initiatives of social partners are indicated, their results are reflected, measures for further improvement of labor protection are justified.

Key words: labor legislation; social partnership; safety; life and health protection; labor protection; workplaces; Moscow Trilateral Agreement; Moscow Confederation of Industrialists and Entrepreneurs (Employers); Moscow Federation of Trade Unions; occupational safety training.

Потребность в высококвалифицированных кадрах, поддержка и содействие развитию научно-технических инициатив неразрывно связаны с обязанностью работо-

дателей по созданию современных комфортных рабочих мест с безопасными условиями труда в соответствии с отечественными и международными правовыми стандартами [6]. Именно поэ-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

тому социально ответственными работодателями, заинтересованными в создании мотивации для достойной работы, профессионального роста и всестороннего развития работников у себя в организации, охрана труда рассматривается как важнейшая часть кадровой политики, системы подготовки, трудоустройства и сохранения востребованных работников на рабочих местах [2].

Важный механизм улучшения условий труда и сохранения здоровья работающего человека, обеспечения защиты прав работников - деятельность социальных партнеров по реализации государственной политики в области охраны труда.

Примером социально-партнерского взаимодействия является тесное сотрудничество социальных партнеров в г. Москве - Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) как регионального объединения работодателей города федерального значения Москвы и Московской Федерации профсоюзов с законодательными органами власти, контрольно-надзорными органами, в частности с Прокуратурой города Москвы, Государственной инспекцией труда, что в значительной степени позволяет совершенствовать нормативно-правовую базу в области охраны труда и обеспечивать создание эффективных механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Необходимо отметить, что Москва - огромный мегаполис, в котором, по официальной статистике, занятость 7.5 млн горожан обеспечивают 880 тыс. работодателей. Эффективное управление таким городским хозяйством возможно только в тесной связи с органами исполнительной власти, социальными партнерами и непосредственно с работодателями. Важным механизмом улучшения условий труда и сохранения здоровья работающего человека, обеспечения защиты прав работников является грамотная, слаженная работа социальных партнеров. Она должна опираться на научно-обоснованную концепцию управления охраной труда [4] и научный анализ ключевых требований новых нормативных правовых актов и их проектов в сфере охраны труда [10].

С участием социальных партнеров ежегодно организуются и проводятся около тысячи различных мероприятий, направленных на решение вопросов охраны труда: семинары, совещания, заседания отраслевых и окружных комиссий по охране труда, в которых участвуют более 13 тыс. специалистов из 6.5 тыс. организаций города. Более 50 мероприятий проводятся с участием Государственного учреждения - Московского регионального фонда социального страхования Российской Федерации по вопросам финансирования предупредительных мер по сокращению

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

производственного травматизма за счет средств Фонда.

С 1997 г. в городе Москве действует Московский городской центр условий и охраны труда. Он оказывает помощь работодателям, специалистам по охране труда в решении задач по улучшению условий и охраны труда, в организации работ по охране труда. С августа 2019 г. специалисты Центра размещаются в офисах «Мои документы», что позволяет москвичам получать консультации по различным аспектам трудового законодательства в современном формате.

Особое внимание в соблюдении трудового законодательства и законодательства в области охраны труда уделяется профсоюзному контролю, который осуществляют 30 технических инспекторов труда профсоюзов и более 10 тыс. уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда первичных профсоюзных организаций.

В Москве профсоюзными инспекторами труда за год проводится более 900 проверок организаций, выдаются работодателям около 600 представлений об устранении почти 5000 нарушений требований трудового законодательства. По требованию технической инспекции труда профсоюзов за допущенные нарушения должностные лица привлекаются к дисциплинарной и административной ответственности. При посещении организаций профсоюзными инспекторами труда работникам и работодателям оказывается более 2500 консультаций по вопросам охраны труда и трудового законодательства.

Дальнейшее развитие получило сотрудничество между Московской Федерацией профсоюзов и Московской городской Думой в создании дополнительных условий для законодательного обеспечения трудовых и социальных прав и гарантий жителей города Москвы. В этих целях утвержден Порядок взаимодействия по вопросам совершенствования трудового и социального законодательства города, обмене информацией, проведения встреч, «круглых столов» и совещаний по вопросам правоприменительной практики в сферах правового регулирования.

С целью сокращения производственного травматизма и в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ работодателями организовано обучение и проверка знаний требований охраны труда в специализированных учебных центрах - обучающих организациях. По сведениям обучающих организаций, ежегодно проходят обучение более 100 тыс. работников, свыше 15 тыс. работодателей, в т.ч. более 50 тыс. руководителей организаций, около 10 тыс. членов комиссий по охране труда, свыше 10 тыс. руководителей и специалистов служб охраны труда и более тысячи индивидуальных предпринимателя. Обучению охране

труда способствуют учебные пособия и научные публикации, специально посвященные охране труда [1; 5; 7; 8; 9].

В соответствии со ст. 213 ТК РФ работодателями проводятся обязательные медицинские осмотры. По итогам года доля работников, прошедших медицинский осмотр составила 91.43%, в т.ч. в образовании - 97.97%, медицине - 94.56%, ЖКХ - 72.45%, на транспорте - 93.17%.

Проводимая совместная работа органов исполнительной власти города Москвы и социальных партнеров позволила добиться снижения уровня производственного травматизма на 24.1% и увеличения на 6% финансирования работодателями мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Актуальные вопросы обеспечения безопасности труда на производстве, социальной защиты работников, охраны жизни и здоровья работающих, регулярно рассматриваются на проводимых социальными партнерами городских конференциях и совещаниях по охране труда, заседаниях выборных органов профсоюзов.

В целях разработки мероприятий по улучшению условий и охраны труда в соответствии со ст. 212 ТК РФ работодателями проводится специальная оценка условий труда (СОУТ). Постоянно увеличивается уровень финансирования работодателями мероприятий по улучшению условий и охраны труда. В то же время, остается высоким производственный травматизм в организациях строительства, транспорта, торговли и производства.

Вопросы охраны труда и создания безопасных рабочих мест ежегодно рассматриваются на заседаниях Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Комплекс мероприятий в области охраны труда, здоровья и экологии является предметом Московского трехстороннего соглашения между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (далее - Московское трехстороннее соглашение).

В 2021 г. в городе Москве проведена коллективно-договорная кампания по заключению нового Московского трехстороннего соглашения на следующий трехлетний период 2022-2024 годов, стороны которого приняли на себя обязательства, направленные на профилактику и недопущение негативных явлений, связанных с безопасностью на рабочих местах, в т.ч. с учетом ситуации, связанной с распространением коронави-русной инфекции.

Среди обязательств сторон социального партнерства:

- принятие мер по организации и обеспечению функционирования в организациях системы управления охраной труда и системы управления профессиональными рисками;

- взаимодействие с органами государственного надзора и контроля по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, законодательства в области охраны окружающей среды в организациях;

- проведение диспансеризации работников организаций и студентов, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях, в т.ч. в частных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- осуществление перед началом оздоровительных мероприятий в детских загородных оздоровительных лагерях приемку лагерей с участием технической инспекции труда Московской Федерацией профсоюзов и отраслевых профсоюзов;

- осуществление контроля за организацией отдыха и оздоровления детей в детских загородных оздоровительных лагерях и организацией отдыха студентов в лагерях отдыха;

- участие в организации и проведении Всемирных дней охраны труда и дней защиты от экологической опасности, в работах по озеленению и благоустройству территорий парков и скверов в городе Москве.

В свою очередь, Правительство Москвы обязуется осуществлять в установленном порядке государственную экспертизу условий труда. При проведении государственной экспертизы условий труда по заявлению работника, профессиональных союзов, их объединений предусматривается, что размер платы за ее проведение не устанавливается или при определении размера платы за ее проведение применяется понижающий коэффициент (за исключением случаев, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

Работодатели берут на себя обязательства:

- по проведению специальной оценки условий труда в организациях с последующей разработкой и реализацией плана мероприятий по приведению рабочих мест в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

- по финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях; при этом годовой размер выделяемых средств в расчете на каждого работающего должен быть не

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

ниже размера минимальной заработной платы, установленной в городе Москве.

Существенное значение в работе по профилактике нарушений соблюдения законодательства в области охраны труда имеет информационная работа, в т.ч. о принятии новых норм и правил и порядке их реализации. Так, была подготовлена и размещена информация о продлении сроков действия лицензий и разрешений, в т.ч. сроков действия результатов СОУТ, сертификатов экспертов на право выполнения работ по СОУТ, сроков обучения по охране труда и проверки знаний требованиям охраны труда работников, о внесении изменений в проекты постановлений Правительства РФ «Об утверждении временного порядка расследования профессиональных заболеваний работников медицинских организаций при исполнении ими трудовых (профессиональных) обязанностей в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», о «регуляторной гильотине», о перечне СанПиНов, утративших силу, и пришедших им на смену, об отмене прохождения медосмотров при работе на компьютере, об отнесении расходов на защиту от коронавируса при расчете базы по налогу на прибыль и др.

Следует обратить внимание, что в Московском трехстороннем соглашении предусмотрено дополнительное обязательство работодателей перед работниками, аналога которому в других субъектах нет: «Рассматривать результаты расследования несчастного случая на производстве с участием выборного органа первичной профсоюзной организации для принятия решений, направленных на ликвидацию причин и предупреждение травматизма».

Трехстороннее соглашение устанавливает выплату единовременной денежной компенсации сверх предусмотренной федеральным законодательством семье в результате смерти работника, наступившей от несчастного случая на производстве в размере не менее 50-кратного размера минимальной заработной платы, установленной в городе Москве. Основанием для выплаты денежной компенсации является заявление от членов семьи погибшего (умершего), которое подается в произвольной форме в организацию, в которой произошел несчастный случай на производстве. К заявлению должна быть приложена копия акта о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании, оформленного в установленном законодательством порядке. В случае одновременной подачи заявлений от нескольких членов семьи погибшего единовременная денежная компенсация выплачивается в равных долях всем заявителям. Выплата денежной компенсации осуществляется в срок не позд-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

нее 30 календарных дней со дня подачи заявления.

В качестве рекомендации для включения в коллективные договоры и соглашения на локальном уровне в организациях сторонам социального партнерства предложено учитывать, что в случае трудового увечья, полученного работником от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, размер единовременной денежной компенсации определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности исходя из 50-кратного размера минимальной заработной платы, установленной в городе Москве, и уменьшается в зависимости от степени вины потерпевшего, но не более чем на 25%.

Для эффективной реализации обязательств по Московскому трехстороннему, отраслевым (межотраслевым), окружным соглашениям в административных округах, а также коллективных договоров в организациях города работодатели создают необходимые условия для выполнения членами комитетов (комиссий) по охране труда и уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда функций по осуществлению контроля за состоянием условий и охраны труда. При этом, по решению работодателей обучение членов комитетов и уполномоченных (доверенных) лиц в специализированных учебных центрах проводится с сохранением среднего заработка на период проведения обучения.

Стороны нового трехстороннего соглашения обращают особое внимание на создание в организациях специализированных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с непосредственным исполнением работниками трудовых обязанностей, а также необходимость профессионального обучения, дополнительного профессионального образования работников, направление их на курсовое, индивидуальное и иное профессиональное обучение по охране труда.

Модернизация производства, применение новых технологий требуют не только создания принципиально новых современных рабочих мест, но и распространения в организациях города новых форм и эффективных методов работы в сфере охраны труда, прогрессивных технологий и оборудования, направленных на обеспечение жизни и здоровья, усиления профилактических мер в отношении безопасного труда работников. Эта работа распространяется также и на создание бытовых условий труда. Поэтому работодатели и профсоюзы обязуются принимать меры по созданию в организациях условий для организации

горячего питания работников, в т.ч. диетического питания при наличии соответствующих медицинских показаний.

Наряду с обязательствами работодателей, необходимы активные действия со стороны профсоюзов в части профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. При выявлении нарушений профсоюзы направляют работодателям обязательные для исполнения представления об устранении выявленных нарушений, в т.ч. о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни или здоровью работников.

В данном случае, совместные действия профсоюзов и работодателей должны быть максимально направлены на сохранение социальной и экономической стабильности в коллективе. С целью недопущения осложнения ситуации сторонам, в частности профсоюзам, необходимо проводить разъяснительную работу среди работников организаций по вопросам охраны труда и предоставления социальных гарантий, в самом крайнем случае информировать органы государственного надзора и пытаться урегулировать сложные ситуации при помощи переговоров в досудебном порядке.

В 2020 г. Московская Федерация профсоюзов направила обращение в ФНПР, в котором предложила приравнять случаи заражения медицинских работников новой коронавирусной инфекцией, при исполнении ими своих трудовых обязанностей, к профессиональным заболеваниям. Предложение МФП было поддержано Рострудом и в дальнейшем Правительством РФ утверждено «Временное положение о расследовании страховых случаев причинения вреда здоровью медицинского работника в связи с развитием у него полученных при исполнении трудовых обязанностей заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных подтвержденной лабораторными методами исследования новой коронавирусной инфекцией и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности».

Что касается расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, представляется целесообразным получение разъяснения об особенностях и порядке участия представителей объединений работодателей в комиссиях по расследованию несчастного случая в качестве представителя работодателя.

Согласно ст. 229 ТК РФ для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в

составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда.

Спорные ситуации вызывает отсутствие в Трудовом кодексе РФ упоминания представителей объединений работодателей (общероссийского, регионального, отраслевого и т.д.) в числе членов комиссии, что само по себе вызывает различные толкования и не способствует эффективному выполнению положений Федерального закона № 156-ФЗ от 29.11.2002 г. «Об объединениях работодателей» в части реализации полномочий объединений работодателей по защите прав и законных интересов работодателей в регулировании вопросов в области социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

Активное участие представителей объединений работодателей не только в регулировании государственной политики в области охраны труда, но и в вопросах, связанных с обеспечением безопасности непосредственно на рабочих местах, стало бы дополнительным механизмом не только в осуществлении контроля за выполнением мероприятий по устранению причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, но и способствовало бы в дальнейшем профилактике нежелательных явлений, связанных с безопасностью на производстве.

Наряду с правом профсоюзов по оказанию консультационной правовой помощи лицам, пострадавшим в результате несчастных случаев на производстве или получившим профессиональное заболевание, и представлять интересы членов профсоюза в суде, должна развиваться практика аналогичной защиты интересов работодателей как в досудебных формах, так и в процессе судопроизводства.

Необходимо дальнейшее совершенствование законодательства, направленное на рассмотрение трудовых споров на принципах социального партнерства, в части регламентации права паритетного участия профсоюзов и объединений работодателей в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в области охраны труда, невыполнением обязательств по охране труда, предусмотренных соглашениями и коллективными договорами.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

Можно отметить, что актуальность вопросов, связанных с охраной труда и повышением внимания к ним социальных партнеров вызваны еще и тем, что с 2020 г. в городе Москве стартовала работа по внедрению стандарта кадрового обеспечения промышленного (экономического роста) в рамках Распоряжения № 572-РП от 1 сентября 2020 г.

В 2018 - 2019 гг. Агентство стратегических инициатив при участии Союза «Молодые профессионалы» (Вордскиллс) приступило к активной реализации мероприятий по внедрению Кадрового стандарта в 85 субъектах Российской Федерации на основании п. 2 поручения Президента РФ В.В. Путина от 6 апреля 2018 г. № Пр-580 (по итогам совещания по развитию системы среднего профобразования 6 марта 2018 г. в Екатеринбурге). Было запланировано внедрить во всех 85 регионах России стандарт кадрового обеспечения промышленного и экономического роста, который позволит обеспечить предприятия требуемыми высококвалифицированными специалистами.

1 сентября 2020 г. в городе Москве принято распоряжение Правительства Москвы «О внедрении регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста в городе Москве», сформирован состав Координационного Совета - межведомственного коллегиального как органа, отвечающего за организацию данной работы.

Работа по внедрению стандарта предполагает тесное взаимодействие органов власти с объединениями работодателей, т.к. этот вопрос находится в их непосредственной компетенции, он охватывает целый спектр проблем, большая часть которых также предусмотрена новым Московским трёхсторонним соглашением на 2022 - 2024 годы. Это мероприятия, направленные на реализацию программ практико-ориентированного обучения по ряду специальностей непосредственно у работодателей. Для этого проведены совещания работодателей с представителями системы среднего профессионального образования и центров занятости населения города Москвы, в т.ч. выездных на базе предприятий и организаций, для определения конкретных задач по организации практи-ко-ориентированного обучения и подготовки кадров, с учётом потребности работодателей. Проведены мероприятия по вопросам подготовки, переподготовки, повышения квалификации и уровня знаний инженерных кадров в рамках ежегодного Московского международного инженерного форума (ММИФ) (ММИФ входит в План мероприятий, направленных на повышение престижа рабочих и инженерных профессий, утв. распоряжением Правительства РФ от 5.03.2015 № 366-р).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

Проводится ежегодный городской конкурс профессионального мастерства «Московские мастера» (постановление Правительства Москвы от 25.04.2017 № 219-ПП). Организуются и проводятся профориентационные мероприятия для школьников и их родителей, готовятся предложения, направленные на создание условий гарантированного предоставления первого рабочего места выпускникам образовательных организаций.

В последние годы обращено внимание на т.н. нестандартные формы занятости, возникающие в них особые вопросы охраны труда и их правовой регламентации [3].

Таким образом, можно сделать вывод, что в системе социального партнерства постоянно растет значение охраны труда, происходит комплексное осуществление мер по сохранению жизни и здоровья работников. Это направление требует особого внимания и современных подходов в вопросах развития инфраструктуры сохранения жизни и здоровья, совершенствования работы над стандартами безопасности и гигиены, внедрения культуры охраны труда.

Список литературы:

[1] Графкина М.В. Охрана труда: учеб. - М.: ИНФРА-М., 2021.

[2] Крылов К.Д. Стратегия кадровой политики и целевая подготовка: правовые инновации // Право и экономика: стратегия регионального развития: сб. материалов I Вологодского регионального форума с междунар. участием, г. Вологда, 23

- 24 марта 2021 г. - Вологда: Фонд развития филиала МГЮУ им. О.Е. Кутафина в г. Вологде, 2021. -488 с. - С. 464-470.

[3] Крылов К.Д., Черных Н.В. Совершенствование правового регулирования нестандартных форм занятости. // Образование и право. - 2020. -№ 4. - С. 225-227.

[4] Кульбовская Н.К. Экономика охраны труда (разработка концепции государственного управления охраной труда). - М.: Изд-во «Экономика», 2011.

[5] Петров А.Я. Охрана (безопасность и гигиена) труда. Актуальные вопросы трудового права.

- М.: Изд-во «Проспект», 2021.

[6] Программные положения и практические подходы ООН и МОТ в сфере достижения социальной справедливости и повышения качества жизни: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Т.А. Сошникова. — М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2021.

[7] Стасева Е.В. Оценка рабочих мест по условиям труда: учеб. пособие. - М.: Изд-во «Инфра-Инженерия», 2021.

[8] Стасева Е.В. Организация охраны труда на предприятиях: учеб. пособие. - М.: Изд-во «Инфра-Инженерия», 2021.

[9] Ткачева Г.В., Никвист Т.Е. Охрана труда в профессиональной деятельности: учеб.-практ. пособие. - М.: Изд-во «Кнорус», 2021.

[10] Файнбург Г.З. Научный анализ ключевых требований новых нормативных правовых актов и их проектов в сфере охраны труда. II Безопасность и охрана труда. - 2021. - № 2. - С. 9-21.

Spisok literatury:

[1] Grafkina M.V. Ohrana truda: ucheb. - M.: INFRA-M., 2021.

[2] Krylov K.D. Strategiya kadrovoj politiki i cel-evaya podgotovka: pravovye innovacii II Pravo i ekonomika: strategiya regional'nogo razvitiya: sb. materialov I Vologodskogo regional'nogo foruma s mezhdunar. uchastiem, g. Vologda, 23 - 24 marta 2021 g. - Vologda: Fond razvitiya filiala MGYuU im. O.E. Kutafina v g. Vologde, 2021. - 488 s. - S. 464470.

[3] Krylov K.D., Chernyh N.V. Sovershenstvo-vanie pravovogo regulirovaniya nestandartnyh form zanyatosti. II Obrazovanie i pravo. - 2020. - № 4. - S. 225-227.

[4] Kul'bovskaya N.K. Ekonomika ohrany truda (razrabotka koncepcii gosudarstvennogo uprav-leniya ohranoj truda). - M.: Izd-vo «Ekonomika», 2011.

[5] Petrov A.Ya. Ohrana (bezopasnost' i gigiena) truda. Aktual'nye voprosy trudovogo prava. - M.: Izd-vo «Prospekt», 2021.

[6] Programmnye polozheniya i prakticheskie podhody OON i MOT v sfere dostizheniya social'noj spravedlivosti i povysheniya kachestva zhizni: sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. I otv. red. T.A. Soshnikova. — M.: Izd-vo Moskovskogo guman-itarnogo universiteta, 2021.

[7] Staseva E.V. Ocenka rabochih mest po usloviyam truda: ucheb. posobie. - M.: Izd-vo «Infra-Inzheneriya», 2021.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[8] Staseva E.V. Organizaciya ohrany truda na predpriyatiyah: ucheb. posobie. - M.: Izd-vo «Infra-In-zheneriya», 2021.

[9] Tkacheva G.V., Nikvist T.E. Ohrana truda v professional'noj deyatel'nosti: ucheb.-prakt. posobie. - M.: Izd-vo «Knorus», 2021.

[10] Fajnburg G.Z. Nauchnyj analiz klyuchevyh trebovanij novyh normativnyh pravovyh aktov i ih proektov v sfere ohrany truda. II Bezopasnost' i ohrana truda. - 2021. - № 2. - S. 9-21.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.