Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ЛОКАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА'

ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ЛОКАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
538
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
управление охраной труда / организация охраны труда / государственные нормативные требования охраны труда / национальные стандарты безопасности труда / государственная экспертиза условий труда / управление профессиональными рисками / обучение по охране труда / медицинские осмотры / средства индивидуальной защиты / служба охраны труда / комитет по охране труда.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крылов К. Д., Слюсарев Д. С.

В статье отражены правовые новации реформы охраны труда, изменения в международных принципах и российских правовых актах. Вней рассмотрены понятия управления охраной труда на государственном и локальном уровнях, их элементы и содержание, проанализированы тенденции развития трудового законодательства и ключевые изменения в сфере правового регулирования управления охраной труда с учетом новой редакции раздела об охране труда Трудового кодекса РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Крылов К. Д., Слюсарев Д. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ЛОКАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА»

О©4 ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПРАВА ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-1-53-59 NIION: 2018-0076-1/22-378 MOSURED: 77/27-023-2022-1-577

КРЫЛОВ Константин Давыдович,

доктор юридических наук, главный научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук, е-таИ: [email protected]

СЛЮСАРЕВ Дмитрий Сергеевич,

адвокат Адвокатского бюро «Дентонс», е-таИ: [email protected]

ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ЛОКАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

Аннотация. В статье отражены правовые новации реформы охраны труда, изменения в международных принципах и российских правовых актах. Вней рассмотрены понятия управления охраной труда на государственном и локальном уровнях, их элементы и содержание, проанализированы тенденции развития трудового законодательства и ключевые изменения в сфере правового регулирования управления охраной труда с учетом новой редакции раздела об охране труда Трудового кодекса РФ.

Ключевые слова: управление охраной труда, организация охраны труда, государственные нормативные требования охраны труда, национальные стандарты безопасности труда, государственная экспертиза условий труда, управление профессиональными рисками, обучение по охране труда, медицинские осмотры, средства индивидуальной защиты, служба охраны труда, комитет по охране труда.

KRYLOV Konstantin Davydovich,

Doctor of Law,

Chief Researcher, Institute of State and Law Russian Academy of Sciences

SLYUSAREV Dmitry Sergeyevich,

advocate, Advocate Bureau Dentons

LEGAL REGULATION OF STATE AND LOCAL MANAGEMENT OF OCCUPATIONAL SAFETY

Annotation. The article reflects the legal innovations of the labor protection reform, changes in international principles and Russian legal acts. It examines the concepts of occupational safety management at the state and local levels, their elements and content, analyzes trends in the development of employment legislation and key changes in the field of legal regulation of occupational safety management, taking into account the new edition of the section on labor protection of the Labor Code of the Russian Federation.

Key words: occupational safety management, occupational safety organization, national statutory requirement in occupational safety, national occupational safety standards, state examination of labor conditions, occupational risk management, occupational safety trainings, medical examinations, provision of personal protective equipment, occupational safety service, occupational safety committees.

Правовая регламентация управления охраной труда и ее организации осуществляется на разных уровнях и включает различные правовые источники - кон-

венции, рекомендации и руководства Международной организации труда, иные международные акты, включая двусторонние международные соглашения, федеральное и региональное зако-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

нодательство России, программы и концепции развития, национальные стандарты безопасности труда, другие нормативные правовые акты, принятые органами исполнительной власти на федеральном, региональном и местном уровнях, акты социального партнерства, принимаемые на всех уровнях регулирования социально-трудовых отношений, локальные нормативные акты работодателей.

В соответствии с положениями ст. 7, 37 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Происходящая в настоящее время в Российской Федерации реформа охраны труда совпадает с рассмотрением в Международной организации труда (МОТ) вопроса о включении безопасных и здоровых условий труда в рамки основополагающих принципов и прав в сфере труда. Соответственно, выделяются конвенции в качестве основополагающих актов МОТ.Конвенция МОТ № 155 о безопасности и гигиене труда и производственной средезакрепляет порядок и принципы разработки и осуществления согласованной национальной политики в области безопасности труда, гигиены труда и производственной среды. Согласно Конвенции МОТ № 161 о службах гигиены трудавсе работники в мире должны быть обеспечены здоровыми и безопасными условиями труда и доступом к службам охраны труда. Конвенция МОТ № 187 об основах, содействующих безопасности и гигиене труда, предусматривает, что национальная система охраны труда должна включать законодательные и нормативные правовые акты, коллективные договоры и любые другие соответствующие акты по безопасности и гигиене труда; меры, направленные на обеспечение сотрудничества на уровне предприятия между его руководством, работниками и их представителями в качестве основного элемента мер культуры и профилактики на производстве.

С учетом конституционных норм и международных актов, в России разработаны и приняты законодательные, программные и иные акты, направленные на обеспечение безопасной и здоровой производственной среды, культуры и охраны труда.

Так, к числу приоритетных целей в сфере охраны труда Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года(утв. Указом Президента РФ от 09.10.2007 г. № 1351) относит сохранение трудового потенциала нации, а к числу основных задач - сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны

труда к системе управления профессиональными рисками и экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда. Определена глобальная цель охраны труда - сохранение трудового потенциала нации.

Согласно разд^ Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2021 - 2023 годы обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности отнесено социальными партнерами к одному из национальных приоритетов, а основными направлениями в сфере охраны труда являются улучшение условий и охраны труда посредством обеспечения повышения эффективности механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшение здоровья работающих, в т.ч. в рамках управления профессиональными рисками, стимулирование работодателя к замещению рабочих мест с вредными условиями труда путем совершенствования нормативного правового регулирования, гармонизации с международными нормами в этой сфере.

Несмотря на то что российские кодексы законов о труде (1918, 1922 и 1971 гг.) традиционно содержали главы, посвященные охране труда, в литературе советского периода отмечалось, что законодательство о труде прежде всего выполняло производственную функцию и было направлено на повышение производительности труда, охранной функции уделялось меньшее зна-чение[3]. Хотя еще при зарождении трудового права указывалось на обязанность работодателя ограждать личность работника от опасностей, сопряженных с фактическим нахождением его в чужой хозяйской среде[13]. В 80-х годахХХ в. все более четко наметилась тенденция к выбору более узкого подхода к определению понятия охраны труда и расширению права работника на безопасные условия труда [15], охрана труда рассматривалась как совокупность норм трудового права, один из институтов трудового права и как правовой принцип[2,с. 45]. А последовательное принятие конкретных правовых мер по охране труда рассматривается как составная часть совершенствования законодательства^].

На современном этапе в законодательстве об охране труда преобладает риск-ориентированный подход.Основными принципами обеспечения безопасности труда в новой редакции разд.Х ТК РФ стали предупреждение и профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников. Институт охраны труда рассматривается в широком смысле как институт, включающий нормы, как направленные на защиту работа-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

ющих от воздействия вредных и опасных производственных факторов, на обеспечение безопасных и здоровых условий труда[10,5], так и охраняющие работающих от возможного снижения работоспособности^; 13]. По мнению некоторых ученых, понятие охраны труда должно включать в том числе охрану профессионального здоровья работников, с учетом его физических, физиологических, психологических и ментальных особенностей, создание благоприятной психологической производственной среды и производственного психологического климата[4; 8; 12].

Поскольку с1 марта 2022 г. Федеральным законом от 02.07.2021 г.№ 311-Ф3 вводятся в действие поправки в Трудовой кодекс РФ, касающиеся охраны труда, то с учетом изменений, вносимых в Трудовой кодекс, организация охраны труда и управление данной сферы предполагают расширение комплекса правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Согласно новой редакции разд.Х ТК РФ система управления охраной труда осуществляется на различных уровнях - государственном, региональном, муниципальном и локальном. Некоторые авторы отмечают, что комплексность современной концепции охраны труда проявляется в сочетании различных уровней регулирования - международного, наднационального, транснационального, национального, регионального, отраслевого, локального[1].

На государственном уровне управление охраной труда включает такие основные элементы, как: 1) принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, в т.ч. содержащих государственные нормативные требования охраны труда и национальные стандарты безопасности труда; 2) деятельность Правительства РФ, федеральных и региональных органов исполнительной власти в области охраны труда;3) проведение государственной экспертизы условий труда.

Рассмотрим указанные элементы более подробно.

1. Государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. К нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся, например, правила по

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

охране труда, иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты, другие акты.

В качестве примера правил по охране труда можно привести Правила по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования (утв.приказом Минтруда России от 27.11.2020 г. № 833н).

Национальные стандарты безопасности-труда разрабатываются и утверждаются в целях содействия соблюдению правил по охране труда, являются ориентиром для разработки локальной политики по охране труда, позволяют устанавливать целевые показатели охраны труда, организовывать трудовые процессы с принятием необходимых мер повышения результативности охраны труда, а также создавать социально-ориентированное производство, исключающее ущерб в результате аварий и несчастных случаев [14].

Примером национального стандарта служит «ГОСТ Р ИСО 45001-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования и руководство по применению» (утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 28.08.2020 г.№ 581-ст).

2. Деятельность Правительства РФ, федеральных и региональных органов исполнительной власти в области охраны труда включает их основные полномочия, перечень которых содержится в ст.211.1-211.3 ТК РФ. Например, основные полномочия федеральных органов исполнительной власти включают разработку: 1) нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда; 2) мероприятий по улучшению условий и охраны труда,; 3) основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда; 4) порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами; 5) порядка проведения специальной оценки условий труда; 6) порядка осуществления государственной экспертизы условий труда и проч.

3. Государственная экспертиза условий труда осуществляется Федеральной службой по труду и занятости и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в целях оценки: 1) качества проведения специальной оценки условий труда; 2) правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или)

опасными условиями труда; 3) фактических условий труда работников.Порядок проведения государственной экспертизы условий труда был утвержден Приказом Минтруда России от 12.08.2014 г. № 549н.

На локальном уровне система управления охраной труда представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих цели и политику в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

К основным элементам системы управления охраной труда на локальном уровне относятся виды деятельности работодателя, включающие: 1) создание и обеспечение функционирования системы управления охраной труда; 2) проведение системных мероприятий по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанных с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков; 3) проведение обучения работников по охране труда; 4) проведение медицинских осмотров некоторых категорий работников; 5) обеспечение работников средствами индивидуальной защиты; 6) обеспечение работников молоком или другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием; 7) создание службы охраны труда, комитетов (комиссий) по охране труда.

Следует отметить, что в соответствии с новой редакцией ТК РФ к требованиям охраны труда на уровне работодателя относятся требования охраны труда, установленные локальными нормативными актами работодателя, в т.ч. правилами (стандартами) организации и инструкциями по охране труда.

Рассмотрим основное содержание указанных элементов системы управления охраной труда на локальном уровне.

Во-первых, согласно ч. 2 ст. 217 ТК РФ работодатель обязанобеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда. Типовое положение о системе управления охраной труда (СУОТ)было утверждено приказом Минтруда России от 19.08.2016 г. № 438н.

В зависимости от специфики деятельности работодателя в СУОТ может состоять из следующих элементов: а) политика работодателя в области охраны труда; б) цели работодателя в области охраны труда; в) обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя); г) процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (далее - процедуры); д) планирование мероприятий по реализации процедур; е) контроль функционирования СУОТ и мониторинг реа-

лизации процедур; ж) планирование улучшений функционирования СУОТ; з) реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания; и) управление документами СУОТ [5; 7].

Реализации указанных выше мероприятий будут способствовать новеллы ст. 214.2 ТК РФ, согласно которым работодателю предоставлено право использовать в целях контроля за безопасностью производства работ оборудование, обеспечивающее дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, обеспечивать хранение полученной информации; вести электронный документооборот в области охраны труда; предоставлять дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ, а также к базам электронных документов работодателя в области охраны труда уполномоченному государственному органу.

В данной связи определенный интерес представляет сложившаяся правоприменительная практика.Так, например, можно указать на вывод, содержащийся в Апелляционном определении СК по гражданским делам Ульяновского областного суда от 19 февраля 2019 г. по делу № 33-836/2019, согласно которому вводимое видеонаблюдение было осуществлено с целью усиления контроля за действиями работника, а не изменения организационных или технологических условий труда, в связи с чем увольнение работника в связи с отказом работать в новых условиях судом было признано незаконным.

Во-вторых, в соответствии с новой редакцией разд.Х ТК РФ при обеспечении функционирования системы управления охраной труда работодателем должны проводиться системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков. Согласно ст. 218 ТК РФ (в ред. от 02.07.2021) профессиональные риски в зависимости от источника их возникновения подразделяются на риски травмирования работника и риски получения им профессионального заболевания. Выявление опасностей осуществляется путем обнаружения, распознавания и описания опасностей, включая их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками.

Согласно Типовому положению о системе управления охраной труда, с целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодатель, исходя из специфики своей деятельности, устанавливает (определяет) порядок реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

Кроме того, новая редакция ст. 214 ТК РФ устанавливает обязанность работодателя по реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Поскольку ранее типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков был утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 г.№ 181н, то в связи с законодательными изменениями был подготовлен проект нового Примерного перечня по предотвращению случаев повреждения здоровья работников, действие которого было намечено с 1 марта 2022 г. до 1 марта 2028 г. Примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников включил 4 блока мер: а) организационные; б) технические; в) по обеспечению СИЗ; г) лечебно-профилактические и санитарно-бытовые.

Также цели повышения уровня социальной ответственности и защиты жизни и здоровья работников служат стандарты социальной ответственности ISO 26000:2010 и ГОСТ Р ИСО 260002012, а также сопутствующие им документы. В частности, указанные стандарты рекомендуют работодателям осуществлять мероприятия по обеспечению высочайшего уровня физического, психического и социального благополучия работников; адаптации производственной среды к физиологическим и психологическим нуждам работников, а также предотвращению вреда их здоровью.

В-третьих, согласно новой редакции разд.Х ТК РФ обучение по охране труда предусматривает получение знаний, умений и навыков в ходе проведения: а) инструктажей по охране труда; б) стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников); в) обучения по оказанию первой помощи пострадавшим; г) обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты; д) обучения по охране труда у работодателя, в т.ч. обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, или в организациях, оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда.

Таким образом, законодатель выделил обобщенное понятие обучения по охране труда, в содержание которого входят указанные выше элементы.

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организацийутвержден постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

В-четвертых,медицинские осмотрынекото-рых категорий работников, согласно новой редакции Трудового кодекса РФ, подразделяются на следующие виды: а) предварительные (при поступлении на работу);б) периодические (в течение трудовой деятельности);в) внеочередные (в соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями);г) пре-дсменные (предрейсовые);д) послесменные (послерейсовые);е) медицинские осмотры в течение рабочего дня (смены);ж) медицинские осмотры перед выполнением отдельных видов работ.

Порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров и их периодичность установлен Приказом Минздрава России от 28.01.2021 г. № 29н.

В-пятых, с 1 марта 2022 г. также меняется подход к правилам обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Новая редакция ТКРФ предусматривает, что нормы бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств работникам устанавливаются работодателем на основании единых Типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств с учетом результатов специальной оценки условий труда, результатов оценки профессиональных рисков. Таким образом, на смену отраслевым нормам выдачи СИЗ и смывающих средств, принятым с учетом занимаемых работниками должностей и работ, будут применяться единые типовые нормы. При этом до 31.12.2024г. для обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами работодатели будут вправе использовать типовые нормы, изданные в установленном порядке до 01.03.2022 г.

Новеллой также является обязанность работодателя проводить обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, так и советующая обязанность работника проходить в установленном порядке обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты. В случае неприменения выданных работнику в установленном порядке средств индивидуальной защиты работодатель будет вправе отстранить его от работы без сохранения заработной платы.

В-шестых, согласно новой редакции ст. 222 ТК РФ бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов осуществляется работникам, занятым на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда. Перечень вредных производственных факторов на указанных рабочих местах устанав-

ливается федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время продолжает действовать Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов.

Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, а также Правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания были утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 г. № 46н.

В-седьмых, как и ранее, предусматривается создание у работодателя службы охраны труда, введение специалиста по охране труда, образование комитета (комиссии) по охране труда для обеспечения соблюдения требований охраны труда и контроля за их выполнением. Однако в правовую регламентацию их деятельности внесены некоторые изменения и дополнения.

В целях оказания помощи в реализации государственной политики в области охраны труда Минтруда Россиибыли подготовлены для широкого обсуждения проекты новых актов в области охраны труда, в т.ч.по структуре службы охраны труда в организации и численности работников службы охраны труда.С 1 сентября 2021 г. введен в действие Профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда», устанавливающий новые квалификационные требования к указанной должности.

Более развернуто определены полномочия-Комитета (комиссия) по охране труда, который создается на паритетных началах работниками и работодателем, организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу об охране труда коллективного договора и (или) соглашения.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что в разд. X «Охрана труда» ТК РФ внесены комплексные изменения: уточняются основные понятия, используемые в области охраны труда, вводятся новации в положения, определяющие основные принципы обеспечения безопасности труда и основные направления государственной политики и государственного управления в сфере охраны труда. Целью указанных изменений является совершенствование трудового законодатель-

ства в части обеспечения безопасных условий труда, а также комплексного развития системы предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний, направленной на сохранение жизни и здоровья работников на производстве. Законодательные новеллы в области охраны труда направлены на достижение целей подпрограммы «Безопасный труд» государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» и будут способствовать повышению уровня безопасности условий труда и внедрению на разных уровнях системы активного управления охраной труда.

Список литературы:

[1] Актуальные проблемы трудового права: учеб. для магистров / М.И. Акатнова, А.А. Андреев, Э.Н. Бондаренко и др.; отв. ред. Н.Л. Лютов. - М.: Проспект, 2017. - 688 с.

[2] Голощапов С.А. Правовые вопросы охраны труда в СССР. - М., 1982.

[3] Иванов С.А. Советская наука трудового права: проблемы и перспективы развития // Проблемы трудового права и права социального обеспечения. - М.: Изд-во ИГИП АН СССР, 1975. - С. 5-27.

[4] Киселев И.Я., Лушников А.М. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда. - М., 2008.

[5] Коренков Г.П. Управление охраной труда в образовательной организации: задачи, структура, функции // Управление образовательной организацией. - 2021. - № 7.

[6] Крылов К.Д. Совершенствование федерального законодательного регулирования сферы труда // Lex russica. - 2017. - № 6. - С. 75-84.

[7] Кулагин Л.А. Управление охраной труда в медицинских организациях: цели, задачи, функции и процедуры // Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения. -2021. - № 6.

[8] Лушников А.М. Право работника на охрану труда: новые подходы // Социальное и пенсионное право. - 2009. - № 1. - С. 23-27.

[9] Михайлов А.В. Правовое регулирование охраны труда: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -М., 2013.

[10] Неверова А.С. Сравнительно-правовое исследование законодательства об охране труда Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2014.

[11]Петров А.Я. Охрана труда: о новой концепции института трудового права России // Право. Журнал ВШЭ. - 2016. - № 1. - С. 58-71.

[12]Рихтхофен фон В. Инспекция труда. -Женева, 2004.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

[13] Таль Л.С. Трудовой договор: цивилисти-ческое исследование. - М., 2006.

[14] Трудовое право России: учеб. / под ред. А.М. Куренного. -4-е изд., испр. и доп. - М.: «Проспект», 2021. - 672 с.

[15] Цепин А. Правовое регулирование обеспечения здоровых и безопасных условий труда // Советская юстиция. - 1985. - № 1. - С. 19-21.

Spisok literatury:

[1] Aktual'nye problemy trudovogo prava: ucheb. dlya magistrov / M.I. Akatnova, A.A. Andreev, E.N. Bondarenko i dr.; otv. red. N.L. Lyutov. - M.: Prospekt, 2017. - 688 s.

[2] Goloshchapov S.A. Pravovye voprosy ohrany truda v SSSR. - M., 1982.

[3] Ivanov S.A. Sovetskaya nauka trudovogo prava: problemy i perspektivy razvitiya // Problemy trudovogo prava i prava social'nogo obespecheniya.

- M.: Izd-vo IGIP AN SSSR, 1975. - S. 5 - 27.

[4] Kiselev I.Ya., Lushnikov A.M. Trudovoe pravo Rossii i zarubezhnyh stran. Mezhdunarodnye normy truda. - M., 2008.

[5] Korenkov G.P. Upravlenie ohranoj truda v obrazovatel'noj organizacii: zadachi, struktura, funk-cii // Upravlenie obrazovatel'noj organizaciej. - 2021.

- № 7.

[6] Krylov K.D. Sovershenstvovanie feder-al'nogo zakonodatel'nogo regulirovaniya sfery truda // Lex russica. - 2017. - № 6. - S. 75-84.

[7] Kulagin L.A. Upravlenie ohranoj truda v medicinskih organizaciyah: celi, zadachi, funkcii i procedury // Ohrana truda i pozharnaya bezopasnost' v uchrezhdeniyah zdravoohraneniya. - 2021. -№ 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[8] Lushnikov A.M. Pravo rabotnika na ohranu truda: novye podhody // Social'noe i pensionnoe pravo. - 2009. - № 1. - S. 23 - 27.

[9] Mihajlov A.V. Pravovoe regulirovanie ohrany truda: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2013.

[10] Neverova A.S. Sravnitel'no-pravovoe issle-dovanie zakonodatel'stva ob ohrane truda Rossijskoj Federacii i Soedinennyh Shtatov Ameriki: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2014.

[11] Petrov A.Ya. Ohrana truda: o novoj koncep-cii instituta trudovogo prava Rossii // Pravo. Zhurnal VShE. - 2016. - № 1. - S. 58-71.

[12] Rihthofen fon V. Inspekciya truda. - Zhe-neva, 2004.

[13] Tal' L.S. Trudovoj dogovor: civilisticheskoe issledovanie. - M., 2006.

[14] Trudovoe pravo Rossii: ucheb. / pod red. A.M. Kurennogo. - 4-e izd., ispr. i dop. - M.: «Prospekt», 2021. - 672 s.

[15] Tcepin A. Pravovoe regulirovanie obespecheniya zdorovyh i bezopasnyh uslovij truda // Sovetskaya yusticiya. - 1985. - № 1. - S. 19 - 21.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.