Научная статья на тему 'Создание социальной ценности как результат развития предпринимательской деятельности'

Создание социальной ценности как результат развития предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
406
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ / ИЗМЕРЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / SOCIAL VALUE / SOCIAL VALUE ESTIMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свирина Анна Андреевна

В статье представлена концепция предпринимательской деятельности как вида экономической активности, первоочередной задачей которого является создание социальной ценности. Предложенный подход позиционирует всю предпринимательскую деятельность как социальное предпринимательство, что не соответствует принятому в современной экономической науке позиционированию социального предпринимательства как специфичного феномена. В заключение предлагается методический подход к оценке социальной ценности, создаваемой предпринимательскими структурами в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Свирина Анна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF SOCIAL VALUE AS RESULT OF DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

This paper suggests the concept of entrepreneurial activity as a type of the economic activities, the primary task of which is to creat the social value. The suggested approach positions all the entrepreneurial activities as social entrepreneurship, which is not correspond to the approach suggested by contemporary social studies, which considers the social entrepreneurship to be a special phenomenon. In conclusion, a methodical approach to the estimation of the social value produced by entrepreneurial structures in the contemporary world is represented.

Текст научной работы на тему «Создание социальной ценности как результат развития предпринимательской деятельности»

СОЗДАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ КАК РЕЗУЛЬТАТ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. А. СВИРИНА

В статье представлена концепция предпринимательской деятельности как вида экономической активности, первоочередной задачей которого является создание социальной ценности. Предложенный подход позиционирует всю предпринимательскую деятельность как социальное предпринимательство, что не соответствует принятому в современной экономической науке позиционированию социального предпринимательства как специфичного феномена.

В заключение предлагается методический подход к оценке социальной ценности, создаваемой предпринимательскими структурами в современных условиях.

Ключевые слова предпринимательская деятельность, социальное предпринимательство, социальная ценность, измерение социальной ценности.

Развитие предпринимательских структур реального сектора экономики РФ, в рамках которого в первую очередь должны быть реализованы процессы комплексной модернизации национальной социально-экономической системы, в настоящее время затруднено, что является результатом влияния целого ряда значимых факторов.

Во-первых, следствием диспропорциональности, обусловленной сырьевой направленностью российской экономики, является концентрация дефицитных ресурсов в добывающей промышленности, торговле и государственном секторе, что, в свою очередь, приводит к со-кращению предпринимательской активности и стагнации в прочих сегментах экономической системы.

Во-вторых, существующая тенденция к усилению прямого государственного вмешательства в экономические процессы приводит к нарушению принципа обеспечения устойчивой основы развития предпринимательских структур реального сектора и создаваемых на их основе цепочек ценностей, что формирует предпосылки к снижению их инвестиционной и инновационной активности, необходимой для обеспечения комплексной модернизации.

В-третьих, предпринимательские единицы реального сектора в условиях информационной экономики находятся в более сложном исходном положении с точки зрения формирования конкурентных преимуществ, чем организации виртуального сектора, так как последние, как правило,

демонстрируют большую эффективность при прочих равных условиях, что приводит к перераспределению дефицитных ресурсов в пользу виртуального сектора экономики, что также способствует снижению предпринимательской активности в реальном секторе.

В-четвертых, существующая в глобальной экономике парадигма развития не способствует положительной поступательной динамике предпринимательства в реальном секторе вследствие существенной продолжительности соответствующих процессов, что обусловливает противоречия между управленческим и предпринимательским подходом к обеспечению развития хозяйствующих субъектов реального сектора.

Указанные обстоятельства, влияние которых усилилось в результате воздействия глобального экономического кризиса, начавшегося в 2007 г., диктуют необходимость совершенствования методологической основы управления предпринимательскими структурами реального сектора экономики с учетом современных тенденций развития социально-экономических систем.

Ключевой причиной, обусловливающей возникновение перечисленных проблем, является фактическое игнорирование социальной составляющей экономической деятельности: так, в рамках каждой социально-экономической системы (макро-, мезо или микроуровневой) доля экономической составляющей в оценке результатов является подавляющей, тогда как социальный ре-

зультат рассматривается как теоретиками, так и практиками в качестве положительного побочного эффекта экономической деятельности, вследствие чего предпринимательская активность в реальном секторе, создающая значительный социальный результат в условиях существенной продолжительности формирования экономического результата, становится нерациональной.

Некоторые примеры социального предпринимательства, позволившего сформировать значительный экономический результат на основе создания и перераспределения социальной ценности, рассматриваются исследователями систем управления предпринимательскими структурами как исключения, которые необходимо объяснить в рамках действующих парадигм предпринимательства - стратегического менеджмента, менеджмента знаний, информационного менеджмента и т. д., не предполагающих рассмотрения социально-ориентированного управления предпринимательской структурой как самостоятельного явления, определяющего будущие тенденции развития предпринимательства.

Вследствие этого социально-ответственное управление рассматривается как некая практика, реализация которой возможна только при условии обеспечения первоначальной экономической эффективности деятельности предпринимательской структуры реального сектора экономики, искусственно форсируемая менеджментом компаний в целях улучшения имиджа, что формирует отношение к социально-ответственному управлению не как к инвестициям в создание долгосрочного конкурентного преимущества, а как к дополнительным затратам.

В результате чего любое существенное негативное изменение внутренней и/или внешней среды предпринимательской структуры реального сектора приводит к сокращению затрат на формирование социального результата, что предположительно должно привести к сохранению экономического результата [1].

Как показывает анализ сложившейся предпринимательской практики, одной из ключевых проблем современного предпринимательства является повышенное внимание разработке и внедрению на рынок товаров, работ и услуг, ориентированных только на платежеспособного покупателя, что, с учетом текущей экономической ситуации, значительно сокращает потенциальный рынок сбыта.

Причиной этого является тот факт, что беднейшая часть населения, представляющая собой

крупнейший рыночный сегмент, не имеет доступа к товарам и услугам вследствие неплатежеспособности, что закрепляет сложившуюся схему хозяйствования на каждом новом витке экономического развития. Немногочисленные примеры создания товаров и услуг, ориентированных в том числе на беднейшие слои населения, формирующие специфический рыночный сегмент (например, бангладешский банк Грамин или индийская офтальмологическая клиника Аравинд), только подтверждают данное правило, несмотря на генерируемую этими исключениями достаточно существенную экономическую добавленную стоимость.

Такое положение во многом обусловлено «одномерностью» применяемой в настоящее время системы оценки эффективности деятельности предпринимательских единиц, определяемой генерируемой прибылью с поправкой на инвестиции (одним из типичных примеров модели оценки результатов деятельности хозяйствующего субъекта данного типа является экономическая добавленная стоимость EVA), и не учитывающих долгосрочные, зачастую негативные, социальные, инфраструктурные и иные последствия их деятельности.

Указанный подход логично условно назвать «менеджерским», то есть подходом, свойственным нанимаемым на определенный срок сотрудникам, ключевой задачей которых в соответствии со сложившимися на большинстве предприятий системами контроля и мотивации является максимизация экономического результата в краткосрочном периоде без учета долгосрочных последствий такой деятельности.

Иной подход к управлению можно условно назвать предпринимательским «предпринимательским»: в соответствии с ним целевой установкой также является максимизация экономического результата, но не в краткосрочном, а в долгосрочном периоде, что предполагает также создание неэкономической ценности (в первую очередь социальной, для оценки которой в настоящее время используется ограниченный набор инструментов). Сущность такого подхода четко сформулирована практикующими предпринимателями, рассматривающими в качестве целевой установки предпринимательства (а) повышение качества жизни, (б) устранение нерационального и (в) продление срока жизни прекрасного [2]; и утверждающих, что большинство успешных предпринимательских проектов имело именно такую, социальную, первичную мотива-

цию, позволившую создавшей их команде сформировать долгосрочное конкурентное преимущество.

Данный тезис подтверждается как многочисленными исследованиями, проведенными как за рубежом, так и анализом опыта развития отечественных компаний, функционировавших на конкурентных рынках. В то же время последний глобальный экономический кризис наглядно продемонстрировал, что компании, ориентированные на создание экономической стоимости в ущерб социальной, оказались в более сложном положении, нежели компании, ориентировавшиеся в том числе и на создание социальной ценности (примером данного тезиса может служить состояние организаций банковского сектора).

Исходя из изложенного, будущее экономическое развитие предполагает рост предпринимательской активности, обладающей двумя ключевыми характеристиками: (а) ростом доли социальной составляющей в генерируемом предпринимательскими единицами эффекте и (б) ориентацией на расширенный рынок сбыта, включающий в том числе сегмент беднейших потребителей (этот тренд развития предопределен динамикой функционирования экономики перепроизводства). В то же время очевидно, что существующая культурная и институциональная среда предпринимательства не содержит существенных стимулов для ускорения развития хозяйствующих субъектов в соответствии с описанными выше тенденциями, то есть создание таких стимулов становится приоритетной задачей государственного регулирования предпринимательства, тогда как в настоящее время государство фокусируется на прямой государственной поддержке (в форме субсидий, грантов и др.).

Таким образом, в основе развития предпринимательства и регулирования данной деятельности как административными, так и рыночными методами должна лежать оценка социальной ценности, создаваемой предпринимательскими структурами, что позволит сформировать альтернативную точку роста предпринимательской активности и будет способствовать развитию предпринимательства в реальном секторе, так как предложенный концептуальный подход позволяет повысить значимость производства товаров, работ и услуг относительно продукции, производимой виртуальным и финансовым секторами.

В то же время данный концептуальный подход должен быть дополнен измерительным инст-

рументарием для количественной оценки социальной ценности, генерируемой предпринимательской структурой. В качестве такого измерительного инструмента может использоваться социальная добавленная стоимость SVA, которая должна оцениваться наряду с EVA при определении текущей и будущей стоимости предпринимательской единицы.

Порядок расчета данного показателя следующий:

SVA = (ДЦпотр - Зпотр)*СПКЖ,

где ДЦпотр - дополнительная ценность, генерируемая товаром (работой, услугой) для ее потребителя;

Зпотр - совокупные затраты потребителя на приобретение товара (работы, услуги);

СПКЖ - средневзвешенная стоимость повышения качества жизни потребителя.

При этом последний показатель представляет собой своеобразную клиентскую внутреннюю норму доходности, которую можно определить следующим образом:

СПКЖ = (Ц

'т/Ц потр до) 1

потр пост -М потр

Ц потр пост (до) - оценка социального капитала потребителя после (до) приобретения товара, работы или услуги, рассматриваемая в избранном временном интервале;

п - число периодов, в течение которых генерируется социальная ценность для потребителя.

Таким образом, если предпринимательская единица генерирует отрицательную 8УЛ, то есть издержки потребителя на ее приобретение превышают дополнительную ценность, создаваемую с их применением, то данный хозяйствующий субъект подлежит более жесткому регулированию; напротив, при создании дополнительной социальной ценности для потребителей деятельность предпринимательской единицы должна поощряться.

Необходимо также отметить, что данная концепция единовременной оценки соответствует качественным характеристикам современной предпринимательской деятельности, поскольку абсолютное большинство предпринимателей в числе значимых результатов своей деятельности отмечают социальный эффект как один из наиболее значимых и сравнимых по значимости с экономическим.

В соответствии с данным тезисом было определено, что «предпринимательский» подход к ме-

неджменту предполагает формирование социально ориентированной системы управления организацией как основы обеспечения генерации социальной ценности.

Из изложенного также следует, что социальное предпринимательство представляет собой не самостоятельный феномен, а проявление предпринимательской активности, в рамках которой социальная ценность особенно эффективно преобразуется в экономическую.

Литература

1. URL: http://www.accountabilityrating.com.

2. Kawasaki G. Make meaning of your company. URL: http://www.stvp.com

* * *

CREATION OF SOCIAL VALUE AS RESULT OF DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

A. A. Svirina

This paper suggests the concept of entrepreneurial activity as a type of the economic activities, the primary task of which is to creat the social value. The suggested approach positions all the entrepreneurial activities as social entrepreneurship, which is not correspond to the approach suggested by contemporary social studies, which considers the social entrepreneurship to be a special phenomenon. In conclusion, a methodical approach to the estimation of the social value produced by entrepreneurial structures in the contemporary world is represented.

Key words: entrepreneurial activity, social entrepreneurship, social value, social value estimation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.