Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ СЛУЖБЫ РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС РОССИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАГИРОВАНИЯ НА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ'

СОЗДАНИЕ СЛУЖБЫ РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС РОССИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАГИРОВАНИЯ НА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
272
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РАДИАЦИОННАЯ / ХИМИЧЕСКАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / РАСЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГРУППА / СЛУЖБА / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Новиков Олег Николаевич, Косырев Павел Николаевич

Рассмотрены актуальные вопросы создания службы радиационной, химической и биологической (далее - РХБ) защиты в системе МЧС России. Предложен вариант типовой структуры Управления РХБ защиты и расчетно-аналитической группы в центральном аппарате. Даны общие рекомендации организационного характера по активизации работы подразделений центрального аппарата, ответственных за обеспечение РХБ защиты в системе МЧС России, в рамках РСЧС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Новиков Олег Николаевич, Косырев Павел Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF RADIATION, CHEMICAL AND BIOLOGICAL PROTECTION SERVICE OF THE EMERCOM OF RUSSIA AS A WAY TO IMPROVE THE EFFECTIVENESS OF EMERGENCY RESPONSE

The current issues of creating radiation, chemical and biological protection service (hereinafter referred to as RCB) in the EMERCOM of Russia system are considered. Standard structure of the RCB protection Department and the computation and analyses group in the central office are proposed. General recommendations are given to the central office work of the units responsible for providing RCB protection in the system of the EMERCOM of Russia, within the framework of the RChS

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ СЛУЖБЫ РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС РОССИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАГИРОВАНИЯ НА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ»

/90 "Civil SecurityTechnology", Vol. 18, 2021, No. 1 (67) УДК 623.6:335.4

Создание службы радиационной, химической и биологической защиты МЧС России как способ повышения эффективности реагирования на чрезвычайные ситуации

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2021

О.Н. Новиков, П.Н. Косырев

Аннотация

Рассмотрены актуальные вопросы создания службы радиационной, химической и биологической (далее — РХБ) защиты в системе МЧС России. Предложен вариант типовой структуры Управления РХБ защиты и рас-четно-аналитической группы в центральном аппарате. Даны общие рекомендации организационного характера по активизации работы подразделений центрального аппарата, ответственных за обеспечение РХБ защиты в системе МЧС России, в рамках РСЧС.

Ключевые слова: факторы; обеспечение; радиационная, химическая и биологическая защита; расчетно-аналитическая группа; служба; чрезвычайная ситуация.

Creation of Radiation, Chemical and Biological Protection Service of the EMERCOM of Russia as a Way to Improve the Effectiveness of Emergency Response

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2021

О. Novikov, P. Kosyrev

Abstract

The current issues of creating radiation, chemical and biological protection service (hereinafter referred to as RCB) in the EMERCOM of Russia system are considered. Standard structure of the RCB protection Department and the computation and analyses group in the central office are proposed. General recommendations are given to the central office work of the units responsible for providing RCB protection in the system of the EMERCOM of Russia, within the framework of the RChS.

Key words: factors; provision; radiation, chemical and biological protection; computation and analyses group; service; emergency situation.

18.01.2021

Анализ военных опасностей в современном мире свидетельствует о тенденции наращивания угроз радиационного, химического и биологического характера. Этому способствует и стремительное развитие инновационных технологий. В мирное время продолжают нарастать угрозы глобального экстремизма (терроризма) и терактов с применением радиоактивных, токсичных химических веществ и опасных биологических агентов.

Вероятные угрозы радиационного, химического и биологического характера, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, определены в Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 г. № Пр-2976.

Радиационная, химическая и биологическая защита (далее — РХБ защита) населения является одним из приоритетных направлений государственной политики

в сфере национальной безопасности Российской Федерации и представляет собой совокупность согласованных мероприятий и действий сил гражданской обороны (далее — ГО) и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС), направленных на обеспечение РХБ защиты населения в условиях угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — ЧС), а также при реализации опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.

В целях повышения готовности органов управления и сил РХБ защиты к действиям по защите населения в мирное и военное время необходимо рассматривать РХБ защиту как один из видов обеспечения МЧС России.

При этом под «обеспечением РХБ защиты, проводимой силами МЧС России», понимается комплекс мероприятий, который планируется, организуется и осуществляется в интересах защиты населения, сил ГО и РСЧС от поражающих факторов, возникающих при разрушении (аварии) радиационно, химически и биологически опасных объектов в мирное и военное время.

Таким образом, предлагается ввести термин «Обеспечение РХБ защиты».

Обеспечение РХБ защиты — комплекс мероприятий, проводимых с целью максимально ослабить воздействие на население, силы ГО и РСЧС поражающих факторов последствий разрушений (аварий) радиационно, химически и биологически опасных объектов в мирное и военное время, оружия массового поражения и обеспечить их жизнедеятельность в условиях радиационного, химического и биологического загрязнения (заражения).

РХБ защита организуется и осуществляется с целью: не допустить или максимально снизить воздействие радиоактивных (далее — РВ), аварийно химически опасных веществ (АХОВ) и биологических средств (БС) на население, силы ГО и РСЧС и обеспечить им возможность выполнения задач в условиях РХБ загрязнения (заражения).

Исходя из задач РХБ защиты населения на долгосрочную перспективу, определенных в Концепции1, РХБ защита включает следующие мероприятия:

радиационную, химическую и биологическую разведку;

радиационный, химический и биологический контроль;

сбор, обработку и передачу данных о РХБ обстановке;

оповещение населения о РХБ загрязнении (заражении);

использование средств индивидуальной и коллективной защиты, защитных свойств местности, техники и других объектов;

специальную обработку имущества, транспорта, техники и обеззараживание зданий, участков местности, дорог и других объектов;

локализацию (ликвидацию) очагов РХБ загрязнения (заражения);

санитарную обработку населения, в том числе в целях гигиенической помывки;

транспортировку, передачу на захоронение (нейтрализацию) РВ и АХОВ (отходов).

В данном сообщении рассмотрен вопрос о необходимости создания в системе МЧС России службы РХБ защиты.

Учитывая сложившуюся ситуацию по своевременному выявлению РХБ обстановки, ее оценке для принятия решений по предупреждению, локализации и ликвидации ЧС различного характера, важное значение имеет своевременное принятие обоснованных решений руководителями всех уровней, комиссиями по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности по защите населения и действиям спасателей, персонала объектов экономики в условиях радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения).

Служба РХБ защиты необходима для управления подразделениями РХБ защиты, находящимися в ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, спасательных центрах МЧС России (далее — СЦ МЧС России), специализированных пожарно-спасательных частях федеральной противопожарной службы (далее — СПСЧ ФПС).

Функциональная подсистема органов управления РХБ защиты в системе МЧС России представлена Отделом организации РХБ защиты и первоочередного жизнеобеспечения Департамента гражданской обороны и защиты населения. Начальник отдела по совместительству должен являться начальником службы РХБ защиты МЧС России. Однако отсутствие приказа по министерству о возложении на него этих обязанностей не позволяет ему в полной мере осуществлять управление, ставить задачи и контролировать действия сил РХБ защиты в системе МЧС России.

На состояние и функционирование органов управления и сил РХБ защиты МЧС России отрицательно сказывается отсутствие в центральном аппарате министерства соответствующих должностных лиц (подразделений).

Проведенный опрос ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации и анализ деятельности органов управления и сил РХБ защиты МЧС России в современных условиях [1, 2] позволяют сделать вывод о целесообразности создания в центральном аппарате МЧС России самостоятельного органа управления — Управления РХБ защиты. Это позволит: сформировать в МЧС России единую вертикаль управления системой РХБ защиты населения и территорий; создать необходимые условия для своевременной оценки РХБ обстановки и планирования выполнения мероприятий РХБ защиты.

Управление РХБ защиты должно быть готово решать широкий спектр задач:

обеспечение радиационной и химической безопасности населения и сил РХБ защиты в мирное и военное время;

1 Концепция радиационной, химической и биологической защиты населения (актуализированная редакция 2019 г). Утверждена решением коллегии МЧС России от 4 декабря 2019 г, протокол № 8/П.

развитие и подготовка формирований РХБ защиты; организация технического обеспечения органов управления и сил РХБ защиты.

На Управление РХБ защиты центрального аппарата необходимо возложить решение широкого круга вопросов, касающихся: нормативной деятельности; реализации требований Концепции РХБ защиты населения; организации обеспечения радиационной и химической безопасности; разработки и утверждения тактико-технических требований к техническим средствам РХБ защиты и средствам индивидуальной и коллективной защиты населения, личного состава и служащих МЧС России; организации обеспечения подразделений средствами РХБ защиты по закрепленной номенклатуре, контроля за законностью и целесообразностью их расходования, правильностью хранения; метрологического обеспечения технических средств радиационной разведки и контроля; проверки состояния средств индивидуальной защиты населения в субъектах Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти; планирования и организации подготовки подчиненных подразделений РХБ защиты МЧС России; определения потребности средств РХБ защиты и норм их накопления по закрепленной номенклатуре; осуществления текущего и перспективного планирования обеспечения МЧС России средствами РХБ защиты, контроля за их накоплением, размещением и техническим состоянием; планирования и организации финансового и материально-технического обеспечения, ремонта техники РХБ защиты и средств индивидуальной защиты, учета материально-технических средств РХБ защиты.

Исходя из решаемых задач, Управление РХБ защиты должно состоять из четырех отделов: радиационной и химической защиты; развития и подготовки формирований РХБ защиты; биологической защиты; технического обеспечения.

Начальник Управления РХБ защиты по совместительству может (должен) исполнять обязанности начальника службы РХБ защиты МЧС России. Данное положение должно быть закреплено приказом МЧС России.

Основным направлением в развитии РХБ защиты в МЧС России в мирное и военное время до 2025 года и дальнейшую перспективу должно быть максимальное снижение потерь в условиях разрушений РХБ опасных объектов, а также от поражающих факторов оружия, основанного на новых принципах, включая условия активного воздействия противника на окружающую среду в военных целях. Это потребует от МЧС России в рамках организации РХБ защиты повысить оперативность и надежность выявления и оценки РХБ обстановки, включая прогноз ее возникновения и развития. Эту задачу могут выполнить подразделения РХБ разведки спасательных воинских формирований и расчетно-аналитическая группа (далее — РАГ), которую необходимо создать в Главном управлении «Национальный центр управления в кризисных ситуациях».

РАГ предназначена для осуществления сбора данных и оценки масштаба и последствий применения

оружия массового поражения, разрушений (аварий) на РХБ опасных объектах.

Предлагается на РАГ возложить выполнение следующих задач:

сбор, обработку и обобщение информации о разрушениях (авариях) на РХБ объектах, метеорологической обстановке и данных РХБ разведки; прогнозирование РХБ обстановки; выявление масштаба и последствий применения противником оружия массового поражения по данным прогнозирования и разведки;

доведение до заинтересованных органов управления информации о районах, масштабе и последствиях разрушений (аварий) на РХБ опасных объектах;

выполнение расчетов по обоснованию наиболее целесообразных действий сил ГО и РСЧС в зонах загрязнения (заражения), мер безопасности, уточнение результатов прогнозирования по данным РХБ разведки; прогнозирование воздушной РХБ обстановки; ведение карт РХБ обстановки и документации по их сбору, обработке и уточнению.

Для решения поставленных задач РАГ целесообразно иметь в следующем составе: отделение сбора и обработки информации (численностью до 5 чел.) и информационное отделение (до 3 чел.), оснащенные комплектом средств малой механизации и (или) автомобильным комплексом РАГ.

Для оперативного решения вопросов по организации РХБ защиты населения, территории и повышения качества управления подразделениями РХБ защиты потребуется активизировать работу подразделений центрального аппарата, ответственных за обеспечение РХБ защиты в системе МЧС России, в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, в т. ч. связанных с опасными для населения и окружающей среды биологическими агентами, химическими и радиоактивными веществами природного и техногенного происхождения, а также методическое руководство организацией РХБ защиты населения и структурными подразделениями территориальных органов МЧС России.

С этой целью целесообразно в пределах выделенной численности ввести в отдельных департаментах и главных управлениях (управлениях) по одной должности специалиста [3] для решения вопросов по РХБ защите населения (см. рис.).

Данные специалисты должны быть готовы решать широкий круг вопросов, касающихся организации и осуществления РХБ защиты населения.

Так, в Департаменте спасательных формирований необходимо решать следующие вопросы:

повседневное обеспечение готовности подразделений РХБ защиты и нештатных специалистов к решению задач в области ГО и защиты населения от ЧС в условиях РХБ загрязнения (заражения);

совершенствование системы управления в ходе ликвидации ЧС природного и техногенного характера в условиях РХБ загрязнения (заражения);

участие в разработке нормативно-методических документов, определяющих способы, методы, силы

Рис. Распределение специалистов РХБ защиты в центральном аппарате МЧС России

и средства проведения РХБ разведки и контроля в подчиненных формированиях и частях;

организация применения подразделений РХБ защиты при ликвидации ЧС в условиях РХБ загрязнения (заражения);

выработка предложений по целесообразным действиям спасательных воинских формирований, поисково-спасательных формирований и военизированных горноспасательных частей в условиях РХБ загрязнения (заражения);

разработка и проведение тактико-специальных учений и тренировок по вопросам защиты населения и территорий в условиях РХБ загрязнения (заражения);

обеспечение личного состава спасательных воинских формирований, поисково-спасательных формирований и военизированных горноспасательных частей специальной техникой, приборами радиационной и химической разведки, средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, специальной обработки, рецептурами для проведения специальной обработки и индикаторными средствами;

контроль состояния дозиметрических приборов и организация их ежегодной поверки в соответствии с графиком;

замена (освежение) устаревших технических средств РХБ защиты в формированиях и частях современными техническими средствами;

организация и ведение учета средств РХБ защиты в спасательных воинских формированиях, поисково-спасательных формированиях и военизированных горноспасательных частях;

организация подготовки офицеров и младших специалистов в области РХБ защиты.

В Главном управлении пожарной охраны необходимо решать следующие вопросы:

разработка нормативных правовых и методических документов по вопросам РХБ защиты населения при пожарах в условиях РХБ загрязнения (заражения);

участие в организации проведения мероприятий по обеспечению готовности подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее — ФПС ГПС) к выполнению задач по предназначению в условиях РХБ загрязнения (заражения);

совершенствование системы управления при тушении пожаров в условиях РХБ загрязнения (заражения);

участие в подготовке и проведении учений (занятий) в подразделениях ФПС ГПС по РХБ защите;

организация и проведение тренировок с личным составом по использованию индивидуальных средств защиты органов дыхания и кожи в подразделениях ФПС ГПС;

разработка табеля обеспечения пожарных частей средствами РХБ разведки и специальными средствами индивидуальной защиты для тушения пожаров в условиях РХБ опасности;

обеспечение личного состава приборами радиационной и химической разведки, средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, специальной обработки, рецептурами для проведения специальной обработки и индикаторными средствами;

участие в инспектировании специальных подразделений ФПС ГПС по вопросам обеспечения и содержания средств РХБ защиты;

контроль состояния дозиметрических приборов и организация их ежегодной поверки в соответствии с графиком;

подготовка технических требований (заданий) к закупаемым средствам РХБ защиты для осуществления деятельности подразделений ФПС ГПС;

участие в обеспечении пожарной безопасности организаций, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации;

организация и ведение учета средств РХБ защиты в подразделениях ФПС ГПС;

учет обеспеченности средствами РХБ защиты пожарно-спасательных и пожарных формирований федеральных органов исполнительной власти;

организация и контроль подготовки нештатных сотрудников по вопросам РХБ защиты.

В Департаменте тылового и технического обеспечения необходимо иметь специалиста для решения следующих вопросов:

организация взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти по решению задач в области оснащения средствами РХБ защиты;

разработка предложений по переоснащению подразделений РХБ защиты техникой, приборами, средствами защиты органов дыхания и кожи, индикаторными средствами;

координация работы по проведению ежегодной поверки дозиметрических приборов;

планирование и организация ремонта специальной техники, комплектов специальной обработки, приборов радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля, средств индивидуальной и коллективной защиты;

разработка плана обеспечения подразделений средствами РХБ защиты и своевременного освежения запасов (резервов);

определение ежегодной потребности в капитальном и регламентированном ремонте специальной техники и средств РХБ защиты;

организация обеспечения средствами РХБ защиты подразделений МЧС России, привлекаемых для ликвидации последствий ЧС и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

осуществление контроля обеспечения подразделений МЧС России средствами РХБ защиты;

участие в организации закупок специальной техники РХБ защиты, приборов радиационной и химической разведки, индикаторных средств и средств защиты;

контроль выполнения поставок средств РХБ защиты в подразделения МЧС России;

участие в разработке совместно со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России порядка списания специальной техники и средств РХБ защиты по закрепленной за департаментом номенклатуре.

В Департаменте надзорной деятельности и профилактической работы специалист РХБ защиты необходим для решения следующих вопросов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

разработка предложений в порядок организации и осуществления государственного надзора в области гражданской обороны в части, касающейся мероприятий РХБ защиты населения и территорий;

участие в разработке проектов, инструкций, правил и т.д., проводимой департаментом, по вопросам организации РХБ защиты населения и территорий и при действиях в условиях РХБ загрязнения (заражения);

проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в области РХБ защиты населения и территорий;

контроль за порядком использования специальной техники, оборудования, приборов радиационной и химической разведки, средств индивидуальной и коллективной защиты;

участие в проверках (плановых, внеплановых, инспекторских и целевых) по вопросам оценки условий хранения и состояния средств РХБ защиты во всех структурах МЧС России;

контроль состояния дозиметрической аппаратуры и проведение ежегодной поверке в соответствии с графиком;

контроль хранения и использования радиоактивных источников.

В Управлении авиации и авиационно-спасательных технологий необходимо иметь одного специалиста РХБ защиты для решения вопросов:

организация и ведение воздушной радиационной разведки с помощью беспилотных авиационных систем;

сбор, обработка и передача данных воздушной радиационной разведки в РАГ Главного управления «Национальный центр управления в кризисных ситуациях»;

подготовка летного состава к действиям в условиях РХБ загрязнения (заражения) местности;

организация радиационной и химической разведки в ходе авиационного обеспечения поисково-спасательных работ в районах ЧС;

проведение тренировок по вопросам защиты личного состава и техники в условиях РХБ загрязнения (заражения);

участие в организации совместных тренировок экипажей и спасателей по применению авиации и авиационно-спасательных технологий в условиях РХБ загрязнения (заражения) местности;

контроль за оснащением воздушных судов, находящихся на дежурстве по оперативному реагированию на ЧС, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп авиационно-спасательных учреждений МЧС России средствами РХБ защиты и их применением при проведении поисково-спасательных работ;

выявление радиационной и химической обстановки, влияющей на состояние безопасности полетов, выработка рекомендаций для экипажей по действиям в условиях РХБ загрязнения (заражения);

организация и ведение учета средств РХБ защиты; контроль состояния дозиметрических приборов и организация их ежегодной поверки в соответствии с графиком.

Вопросы РХБ защиты населения решают органы управления и силы РХБ защиты [4-6]. В официальных документах МЧС России отсутствует упоминание о службе РХБ защиты, как об органе управления системой РХБ защиты в целом. В то же время в приказе

МЧС России от 01.02. 2013 № 572 приводится Типовое штатное расписание специализированной пожарно-спасательной части федеральной противопожарной службы, в котором указана должность — начальник службы радиационной и химической защиты. Выписка из приказа представлена в таблице.

В штат управления СЦ МЧС России входит служба РХБ защиты в составе: начальник службы и оператор ЭВМ. Основным подразделением является спасательный отряд (рота) РХБ защиты.

Спасательные воинские формирования представляют собой наиболее подготовленную и мобильную часть сил ГО для выполнения сложных и трудоемких задач по обеспечению ввода сил в очаг загрязнения (заражения) и для проведения в них аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Анализ достаточности и эффективности сил и средств (формирований) МЧС России, предназначенных для решения задач РХБ защиты, показал, что более чем в 10% главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации отсутствуют штатные формирования для выполнения задач РХБ защиты.

Следует обратить внимание на существенное несоответствие в названиях должностей:

СЦ МЧС России — начальник службы радиационной, химической и биологической защиты;

СПСЧ ФПС — начальник службы радиационной и химической защиты.

В современных условиях меняются цели, характер и содержание задач РХБ защиты МЧС России при ведении спасательных и других неотложных работ. Значительно повысились требования к системе РХБ защиты в целом и к выполнению отдельных задач и мероприятий, в частности. Это, в свою очередь, привело к необходимости оптимизации управления силами и средствами РХБ защиты населения и актуализации основных направлений обеспечения РХБ защиты населения в мирное и военное время, а также решения многих теоретических, организационных и технических проблем.

Готовность сил РХБ защиты к ликвидации ЧС в условиях РХБ загрязнения (заражения) зависит не только от их укомплектованности современными приборами РХБ защиты, средствами индивидуальной защиты,

специальной и санитарной обработки, но и во многом от системы управления данными силами.

Принимая во внимание результаты проведенного анализа достаточности и эффективности деятельности органов управления и сил РХБ защиты МЧС России, а также современные требования к своевременному выявлению РХБ обстановки, необходимости ее быстрой и качественной оценки для принятия решений по предупреждению, локализации и ликвидации ЧС различного характера, рассматривается возможность создания в МЧС России службы РХБ защиты.

Под «службой РХБ защиты» понимается совокупность структурных подразделений органов управления, подчиненных им подразделений, в т.ч. снабженческих и ремонтных, предназначенных для организации и осуществления РХБ защиты в МЧС России.

Возможность управления всей службой РХБ защиты позволит оперативно маневрировать силами и средствами РХБ защиты, сосредоточивать их усилия в нужном направлении и в нужное время. Под контролем будут находиться исходящие от окружающей среды и от противника все возможные угрозы РХБ характера.

Кроме того, управляемость даст возможность в полном объеме владеть состоянием сложившейся обстановки и функциональных способностей сил РХБ защиты.

Руководство службой РХБ защиты МЧС России, как уже было ранее рассмотрено, целесообразно возложить на начальника Управления РХБ защиты, который по должности будет начальником службы РХБ защиты МЧС России.

В СЦ МЧС России, СПСЧ ФПС и ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации уже существует как штатная должность начальника службы РХБ защиты, так и по совместительству. В их подчинении должны находиться специальные подразделения, лаборатории и ремонтные мастерские.

Следует отметить, что в ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации в первую очередь штатную должность начальника службы РХБ защиты необходимо вводить там, где существуют реальные угрозы РХБ характера. В других субъектах эти должности могут временно исполняться по совместительству.

Таким образом, создание в МЧС России службы РХБ защиты будет способствовать проведению эффективных профилактических мероприятий по предупреждению

Таблица

Выписка из Типового штатного расписания специализированной пожарно-спасательной части федеральной

противопожарной службы

Наименование структурных подразделений и должностей Специальное звание (категория персонала) Количество единиц

Служба (отделение) радиационной и химической защиты

Начальник службы Капитан внутренней службы 1

Старший инструктор химической и радиационной разведки (спасатель) Старший прапорщик внутренней службы 1-4

Химик-дозиметрист (спасатель) Прапорщик внутренней службы 4

Мастер-спасатель (химик-дегазатор) Прапорщик внутренней службы 2

Водитель Прапорщик внутренней службы 1-2

2 Приказ МЧС России от 01.02. 2013 № 57 «О переименовании, реорганизации некоторых подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и внесении изменений в приложение № 1 к приказу МЧС России от 30.12.2011 № 812».

аварийных ситуаций на потенциально опасных объектах, повышению готовности подразделений РХБ защиты к реагированию на ЧС природного и техногенного

характера и в целом, — своевременному и качественному выполнению комплекса мероприятий по реализации Концепции РХБ защиты населения.

Литература

1. Романов Р. В., Косырев П. Н., Новиков О. Н., Садовский И. Л. и др. Совершенствование радиационной, химической и биологической защиты населения Российской Федерации // Заключительный отчет о НИР. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2020. С. 1035.

2. Молчанов С. А., Романов Р. В., Косырев П. Н. Новиков О. Н. и др. Научно-методическое сопровождение мероприятий по организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты // Заключительный отчет о НИР. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2020. С. 174.

3. Горбунов С. В., Старостин А. С., Черных. Г. С. Состояние и перспективы радиационной, химической и биологической защиты сил МЧС России // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2014. Т. 4. № 1(б). С. 48-60.

4. Кольцов Г. И. Применение подразделений радиационной, химической и биологической защиты спасательного центра МЧС России //Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2014. № 2. С. 19-23.

5. Черных Ж. В. Анализ организационно-штатной структуры спасательных центров МЧС России, как основной тактической единицы спасательных воинских формирований МЧС России, и их задача на мирное и военное время // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2013. № 2. С. 87-92.

6. Черных Г. С., Горячев Е. А. Проблемы и направления совершенствования радиационной, химической и биологической защиты спасательных формирований в системе МЧС России // Технологии гражданской безопасности. 2013. Т. 10. № 3 (37). С. 50-54.

Сведения об авторах

Новиков Олег Николаевич: к. в. н., доц., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), в. н. с. науч.-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-таИ: center_kbg@mail.ru SPIN-код — 3381-7443.

Косырев Павел Николаевич: к. т. н., доц., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), вед. н. с. науч.-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-таИ: kosyrevp@mail.ru SPIN-код — 6708-2678.

Information about authors

Novikov Oleg N.: Candidate of Military Sciences, Assistant Professor, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Leading Researcher, Research Center. 7, Davydkovskaya st., Moscow, 121352, Russia. e-mail: center_kbg@mail.ru SPIN-scientific — 3381-7443.

Kosyrev Pavel N.: Cand.Sci. (Engineering), Assistant Professor, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Leading Researcher, Research Center. 7, Davydkovskaya st., Moscow, 121352, Russia. e-mail: kosyrevp@mail. ru SPIN-scientific — 6708-2678.

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

Пучков В.А. и др. Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации. Материалы Всероссийского совещания с руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проблемам гражданской обороны и защиты населения и XII Научно-практической конференции http://elibrary.ru/item.asp?id=26496461

Акимов В.А. и др. ВНИИ ГОЧС: комплексные решения проблем безопасности (40-летию института посвящается). В 4 т. Т. 1. Исторический очерк http://elibrary.ru/item.asp?id=27336754

Акимов В.А. и др. ВНИИ ГОЧС: комплексные решения проблем безопасности (40-летию института посвящается). В 4 т. Т.2. Очерки и воспоминания http://elibrary.ru/item.asp?id=27408687

Акимов В.А. и др. ВНИИ ГОЧС: комплексные решения проблем безопасности (40-летию института посвящается). В 4 т. Т.3. Научные статьи http://elibrary.ru/item.asp?id=27408646

Акимов В.А. и др. ВНИИ ГОЧС: комплексные решения проблем безопасности (40-летию института посвящается). В 4 т. Т 4. Фотолетопись http://elibrary.ru/item.asp?id=27336750

Фалеев М.И. и др. Основы стратегического планирования в области гражданской обороны и защиты населения. Научно-методический труд http://elibrary.ru/item.asp?id=26571679

Акимов В.А. и др. Наземно-космический мониторинг чрезвычайных ситуаций http://elibrary.ru/item.asp?id=27268186

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.