М Б. Лебедева, И. Е. Михайлова
Создание системы образовательны.х сайтов какформы корпоративного повышения.
УДК 004.9+378.091.398
Создание системы образовательных сайтов
как формы корпоративного повышения квалификации
педагогического коллектива школы
М. Б. Лебедева, И. Е. Михайлова
Creating a system of educational sites as a form of corporate training of the school teaching staff
M. B. Lebedeva, I. E. Mikhaylova
Аннотация. В статье представлен опыт работы школы № 212 Фрунзенского района Санкт-Петербурга по созданию системы сайтов методических объединений и сайтов учителей. Описывается содержание работы педагогического коллектива по созданию системы образовательных сайтов. Деятельность педагогов по созданию сайтов (решение реальной задачи педагогического коллектива) стала важнейшей формой корпоративного повышения квалификации. Авторами обосновываются преимущества корпоративного повышения квалификации в современной образовательной организации и описываются формы корпоративного повышения квалификации (КПК), используемые в школе № 212, а также правила (КПК). Представлены условия результативного корпоративного повышения квалификации. В статье описана система сайтов современной школы и показано, что работа над их созданием является важнейшей формой корпоративного повышения квалификации. Разработка модели создания системы образовательных сайтов в образовательной организации позволяет распространить опыт школы на другие образовательные организации. В статье представлен алгоритм деятельности педагогического коллектива по созданию системы образовательных сайтов и описана деятельность учителей по их наполнению.
Abstract. The article presents the experience of school № 212 of St. Petersburg Frunze district on creating websites of methodical associations and teachers' websites. The article describes the work of teaching staff on creating a system of educa-
tional sites. Teachers ' activities for creating website became the most important form of corporate training of the teaching staff. The authors present advantages of the corporate training in the modern educational organizations and describe the form of corporate training used in school № 212. There are presented the conditions of effective corporate training. The article describes a system of modern school sites and considers the work on their creating as an important form of corporate training. Developing the model of creating a system of educational sites in the educational organization allows us to extend the school experience at other educational organizations. The article presents the algorithm of teaching staff's activities on creating a system of educational sites and describes the teachers' activities of their filling.
Ключевые слова: корпоративное повышение квалификации, образовательный сайт, информационная образовательная среда, сайт методического объединения.
Keywords: Corporate training, educational website, information learning environment, methodical association site.
Российская система образования существует в настоящее время в условиях глубоких и качественных преобразований. Нормативно необходимость таких преобразований закрепляется в Законе Российской Федерации «Об образовании», в федеральных государственных образовательных стандартах, в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и других документах [1; 2]. К сожалению, современные инновации внедряются в практику ра-
боты образовательных организаций с трудом, не всегда необходимость инноваций принимается педагогическими коллективами и реализуется планомерно и качественно.
В современном обществе существует и активно действует концепция непрерывного образования - это современная система взглядов на образовательную практику, которая провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составляющую часть его образа жизни во всяком возрасте. Концепция предусматривает необходимость постоянной достройки образовательной лестницы новыми ступенями, рассчитанными на все периоды детской и взрослой жизни (рис. 1).
В качестве основной цели непрерывного образования рассматривается пожизненное обогащение творческого потенциала личности, формирование и развитие общих и профессиональных компетенций человека. В международной деловой культуре в контексте непрерывного образования существует традиция корпоративного повышения квалификации. Корпоративное повышение квалификации решает задачи как индивидуального развития сотрудников любой организации, в которой оно проводится, так и задачи развития организации в целом.
Содержание корпоративного повышения квалификации и методика ее организации имеют следующие особенности [3]:
- зависят от задач организации;
- направлены на повышение эффективности работы персонала;
- обслуживают потребности организации в управлении результативностью и изменениями;
- выступают как инструмент преобразований в организации;
- ориентированы на системное развитие организации.
Такое обучение в масштабах организации можно и нужно использовать как средство управляемого преобразования имеющегося
опыта как отдельных сотрудников любой организации, так и организации в целом.
Преимущества корпоративного повышения квалификации состоят в том, что корпоративные программы [3]:
- разрабатываются и реализуются исходя из стратегических задач организации, при их соз-
)
Система профессиональной переподготовки
Система профессиональной переподготовки_
Система профессиональной переподготовки_
Система повышения квалификации
Система повышения квалификации
Система повышения квалификации
Система профессионального образования
Система профессионального образования
Школа
Детский сад
га
X
Н О 0) с к га х л с 0) н га со о
со ГО а ю О
Рис. 1. Образовательная лестница современного человека
дании учитывается необходимая динамика развития сотрудников организации, возможные темпы развития, имеющиеся в организации ловеческие и материальные ресурсы;
- всегда создаются с учетом интересов организации в целом, интересов отдельных подразделений организации и интересов самих сотрудников;
- могут решать задачи командообразования в коллективе, повышения качества взаимодействия между подразделениями организации;
- всегда направлены на создание в организации «единого поля»: понятийного, информационного, ценностного;
- проводятся в активной форме и направлены на выработку практических умений и навы-
М Б. Лебедева, И. Е. Михайлова
Создание системы образовательных сайтов какформы корпоративного повышения...
ков сотрудников организации; в ходе работы используются такие методы, как дискуссия, ролевые игры, разбор конкретных профессиональных ситуаций, решение кейсов, преодоление профессиональных проблем и затруднений и т. д.
Правила корпоративного повышения квалификации [3]:
- направленность на результат (рост конкурентного преимущества организации);
- практическое наполнение обучения (кейс-технологии, ролевые игры, деловые ситуации), результаты которого можно впоследствии использовать в профессиональной деятельности;
- обеспечение слушателей методическими материалами и пособиями, дистанционная поддержка обучения;
- двусторонний контроль за качеством обучения: со стороны руководства организации и со стороны сотрудников;
- такой подбор преподавателей и тренеров, который обеспечит результативное повышение квалификации.
В результате корпоративного повышения квалификации организация получает:
- сотрудников с системой необходимых компетенций в актуальных для них областях;
- профессионалов, способных эффективно и с энтузиазмом работать в команде над решением задач, актуальных для организации;
- специалистов, мотивированных на успешное внедрение инноваций и увеличение конкурентных преимуществ организации.
Корпоративное повышение квалификации будет эффективным, если оно будет осуществляться:
- с учетом моральной готовности специалистов к введению инноваций;
- на основе специально созданной программы обучения и модели корпоративного повышения квалификации, обеспечивающей непрерывность профессионального образования, практико-ориентированный подход в совершенствовании профессиональных компетенций;
- на основе эффективных форм и методов корпоративного повышения квалификации (тренинги, мастер-классы, решение кейсов и др.);
- с использованием методического обеспечения повышения квалификации (дистанционные курсы, методические пособия).
В настоящее время корпоративное повышение квалификации особенно значимо для образовательных организаций [4]. Повышение квалификации непосредственно на рабочем месте в составе группы коллег по работе имеет явное преимущество перед повышением квалификации в учреждении дополнительного профессионального образования. При корпоративном повышении квалификации решаются те задачи, которые актуальны для данного педагогического коллектива, и в процесс их решения одновременно включаются все педагоги, улучшается их взаимодействие, взаимопонимание, организуется совместная деятельность.
В 2012-2015 гг. в средней общеобразовательной школе № 212 Фрунзенского района Санкт-Петербурга было организовано корпоративное повышение квалификации педагогического коллектива. В ходе такого повышения квалификации решалась конкретная педагогическая задача - создавалась система образовательных сайтов.
Формы корпоративного повышения квалификации, используемые в школе № 212:
1. Был организован постоянно действующий семинар (ПДС) - наиболее часто используемая форма, так как предполагается постоянный обмен информацией, как в малых группах (МО), так и при обсуждении общей стратегии и тактики работы в процессе создания системы сайтов. Также в рамках ПДС было организовано сетевое обсуждение актуальных проблем, консультирование; использовались вебинары и видеовстречи.
2. Для дистанционного взаимодействия был создан сайт дистанционной поддержки педагогов, где содержится общая информация о деятельности групп педагогов, организуется обсуждение возникающих в процессе работы вопросов, размещаются необходимые для работы материалы.
3. Происходила индивидуальная и групповая работа с материалами для наполнения сайтов, осуществлялись постоянные консультации в малых и общей группах.
4. Организовывались установочные лекции по темам: «Особенности и возможности корпоративной работы в Google Apps», «Технология создания образовательных сайтов и блогов», «Структура сайта», «Работа с блогами», «Рабо-
та с веб-страницами, каталогами, добавление ссылок» и т. д.
5. Осуществлялся постоянный мониторинг: в зависимости от задач каждого этапа работы, отслеживается определенный спектр проблем: например, мониторинг запроса материалов сайта МО, мониторинг динамики развития исследовательских и проектных умений учащихся, мониторинг практики использования электронного портфолио и пр.
6. Большое внимание было обращено на представление промежуточных результатов работы творческих групп. В течение каждого этапа работы такое представление проводилось постоянно, в разных формах. Использовались презентация сайтов МО на педагогическом совете школы, на региональном методическом семинаре «Сайт МО как составляющая часть информационно-образовательной среды ОУ», в публикациях участников рабочих групп, на межрегиональной научно-практической конференции «Региональная образовательная информационная среда» в Ленинградском областном институте развития образования и т. п.
Как уже отмечалось основным продуктом, который создавался в процессе корпоративного повышения квалификации, стала система образовательных сайтов. Такое направление работы было выбрано не случайно.
В настоящее время образовательный сайт - это, с одной стороны, современное средство взаимодействия школы с внешним миром, отражающее образовательный процесс в образовательной организации. С другой стороны, образовательный сайт - это учебное средство, которое помогает организовать активную и эффективную совместную деятельность обучающих и обучающихся, направленную на создание и представление творческого продукта.
Сайт должен отражать особенности и достоинства школы, стимулировать развитие учителей и учащихся, способствовать их совместной творческой работе; сайты становятся также средством освоения современных информационных и коммуникационных технологий [5].
В современной школе недостаточно разработать и развивать только сайт школы. На сайте школы обычно представлена основная офици-
альная информация о школе: локальные нормативные акты, информация о педагогическом коллективе и его достижениях, главная информация об организации образовательного процесса. Такой информации обычно недостаточно для того, чтобы все субъекты образовательного процесса могли получить всестороннюю и полную информацию о деятельности педагогического коллектива школы, о достижениях учителей и школьников. Сегодня в составе информационной образовательной среды школы должна быть создана система образовательных сайтов (рис. 2).
Из схемы видно, что система сайтов представлена сайтами трех уровней:
I. Сайт школы.
II. Сайты методических объединений.
III. Сайты учителей.
Такая система сайтов позволяет представить наиболее полную информацию о деятельности школы и ее педагогического коллектива.
По итогам работы педагогов школы № 212 была разработана модель создания системы образовательных сайтов в образовательной организации, которая рассматривается нами с разных позиций:
- как алгоритм деятельности педагогического коллектива по созданию системы сайтов;
- как регламент разграничения информации, представленной на разных сайтах с целью исключения дублирования;
- как описание деятельности по наполнению сайтов.
Основная цель формирования и развития модели создания системы образовательных сайтов - распространение опыта, накопленного школой.
Алгоритм деятельности
педагогического коллектива по созданию системы сайтов
Шаг 1. Проведение анкетирования субъектов образовательного процесса (администрация, учителя, учащиеся, родители, общественность) с целью выявления направлений развития сайта школы и определения той дополнительной информации, которая должна быть представлена с использованием системе сайтов.
Шаг 2. Обсуждение структуры сайтов методических объединений.
М Б. Лебедева, И. Е. Михайлова
Создание системы образовательных сайтов какформы корпоративного повышения...
Рис. 2. Система сайтов современной школы
Шаг 3. Выбор инструментальной среды для разработки сайтов методических объединений, обсуждение содержания и последовательности работы по созданию сайтов методических объединений (СМО).
Шаг 4. Обучение педагогического коллектива технологии создания СМО.
Шаг 5. Разработка структуры СМО.
Шаг 6. Наполнение информацией СМО.
Шаг 7. Апробация системы СМО в образовательном процессе во взаимодействии с разными субъектами образовательного процесса.
Шаг 8. Обсуждение структуры сайтов учителей.
Шаг 9. Разработка структуры сайтов учителей.
Шаг 10. Наполнение информацией сайтов учителей.
Шаг 11 . Апробация системы учительских сайтов в образовательном процессе во взаимодействии с разными субъектами образовательного процесса.
Регламент разграничения информации, представленной на разных сайтах с целью исключения дублирования, представлен в таблице 1.
Таблица 1
Разграничение информации на образовательных сайтах
Информация Сайт школы Сайты методических объединений Сайты учителей
О школе История школы Учредительные документы Устав школы Состав методических объединений школы, цели и задачи деятельности Стаж работы в школе, вклад в образовательный процесс
О педагогическом коллективе Список учителей, сведения о разрядах, опыте работы, повышении квалификации Учителя, входящие в методическое объединение, информация об образовании, педагогической деятельности, методической работе Образование учителя, повышение квалификации, педагогическое кредо, достижения
Об образовательном процессе Общие подходы к организации урочной и внеурочной деятельности, проектная деятельность в школе, работа в условиях современных ФГОС Система работы методического объединения по совершенствованию образовательного процесса, описание открытых уроков, внеурочных мероприятий, результатов проектной деятельности, участие в олимпиадах и конкурсах Методические материалы к открытым урокам, внеурочным мероприятиям
О государственной итоговой аттестации Общие результаты ГИА в сравнении с результатами по стране и региону Сравнительный анализ результатов ГИА в разные годы, анализ достижений и проблем Система подготовки к ГИА, методические материалы
Таблица 2
Востребованность педагогами разного профессионального уровня материалов сайтов методических объединений
Педагоги 2012-2013 уч. год 2013-2014 уч. год
Без категории 2% 6%
Первой категории 31% 51%
Высшей категории 42% 54%
Таблица 3
Востребованность педагогами различных материалов сайтов методических объединений
Материалы на сайте 2012-2013 уч. год 2013-2014 уч. год
Рабочие программы 40% 50%
Учебно-методические комплексы 40% 65%
Методические материалы из методической копилки 28% 40%
Нормативные документы 70% 68%
Формы отчетов о профессиональной деятельности 30% 35%
Материалы повышения квалификации 38% 42%
Описание деятельности по наполнению сайтов
1. Выбор макета (способа оформления сайта).
2. Сбор основного информационного и иллюстративного материала (картинки, тексты, фотографии, видео и др.).
3. Приведение информационного материала к единой форме.
4. Наполнение сайта информацией.
5. Проверка работоспособности сайта (корректность информации, работоспособность гиперссылок, понятность иллюстраций, фотографий).
6. Экспериментальная апробация сайта в работе с разными субъектами образовательного процесса.
Созданные сайты оказались очень востребованными среди педагогов школы (табл. 2, табл. 3).
М Б. Лебедева, И. Е. Михайлова
Создание системы образовательны.х сайтов какформы корпоративного повышения...
Данные, представленные в таблицах, свидетельствуют о том, что количество педагогов, нуждающихся в образовательных сайтах методических объединений, увеличивалось по мере их наполнения информацией; педагогики проявляют интерес к разнообразной информации, представленной на сайтах.
По результатам корпоративного повышения квалификации по созданию системы сайтов в школе можно сделать следующие выводы:
- Совместная работа педагогов по методическим объединениям над созданием сайтов методических объединений приводит к нахождению общих точек для интеграции знаний, отмечается повышение уровня методологической и информационной компетентности педагогов. Происходит постоянное повышение квалификации педагогов с учетом современных требований в области ИКТ, что подтверждает влияние инновационной деятельности на побудительные мотивы и конкретные результаты аттестации преподавателей.
- В процессе наполнения сайтов учителя систематизируют свои методические и дидактические разработки, что очень важно для организации в школе более системной педагогической деятельности и подготовки педагогов к аттестации.
- Организация методической работы с использованием дистанционной формы позволила достаточно быстро и гибко подойти к решению ряда текущих учебных вопросов, что при традиционной форме требует больших временных затрат. Обучение с дистанционной поддержкой позволяет педагогам подготовиться к реализации дистанционных образовательных технологий в своей профессиональной деятельности.
- Совместная консультативная деятельность обусловила расширение взаимодействия преподавателей школы и создание реального школьного сетевого педагогического сообщества.
- Работа с сайтами позволяет систематизировать имеющиеся электронные образовательные ресурсы и в доступной форме организовать методическое сопровождение их внедрения в образовательный процесс, осуществить обновление, дифференциацию и индивидуализацию содержания образования в соответствии со
стандартами. Постоянное использование современных информационно-коммуникационных технологий рассматривается как средство повышения качества образования.
Библиографический список:
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/ 6683 (дата обращения 15.10.2014).
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 15.10.2014).
3. Корпоративное обучение. Факультет повышения квалификации и переподготовки специалистов Государственного университета телекоммуникаций им. профессора М. А. Бонч-Бруевича [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www .fppk.ru/korporativnoe -obuchenie. (дата обращения 15.10.2014).
4. Пискунова Е. В. Повышение квалификации в современной социокультурной ситуации // Зарубежный опыт повышения квалификации учителей : сб. статей. - СПб., 2005. -С. 6-29.
5. Ээльмаа Ю. В., Смирнова З. Ю. Создание школьного сайта: от концепции до воплощения и развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: september.ru. (дата обращения: 15.10.2014).
References:
1. Natsional'naya obrazovatel'naya initsiativa «Nasha novaya shkola» [National Educational Initiative "Our New School"]. URL: http://www. kremlin.ru/news/6683 (Accessed: 15.10.2014).
2. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Federal Law of 29.12.2012 № 273-FZ "On Education in the Russian Federation"]. URL: www.consultant.ru (accessed: 15.10.2014).
3. Korporativnoe obuchenie. Fakul'tet povy-sheniya kvalifikatsii i perepodgotovki spetsia-listov Gosudarstvennogo universiteta telekom-munikatsiy im. professora M. A. Bonch-Bruevicha [Corporate Training. Faculty of Advanced Training and Retraining of Specialists of the Bonch-Bruevich Saint-Petersburg State University of Telecommunications]. URL:
http://www.fppk.ru/korporativnoe-obuchenie. (Accessed: 15.10.2014).
4. Piskunova E. V. Professional Development in Contemporary Socio-Cultural Situation [Povy-shenie kvalifikatsii v sovremennoy so-tsiokul'turnoy situatsii]. Sb.st. Zarubezhnyy opyt povysheniya kvalifikatsii uchiteley [Collection of
Articles: Foreign Experience of Teachers' Professional Development]. SPb, 2005, pp. 6-29.
5. Eel'maa Yu. V., Smirnova Z. Yu. Sozdanie shkol'nogo sayta: ot kontseptsii do voploshcheniya i razvitiya [Creating a School Site: from Concept to Realization and Development]. URL: septem-ber.ru. (Accessed: 15.10.2014).