Научная статья на тему 'Создание школы военных законоведов - аудиторов как первый шаг на пути становления системы профессиональной подготовки юристов в Российской империи'

Создание школы военных законоведов - аудиторов как первый шаг на пути становления системы профессиональной подготовки юристов в Российской империи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
203
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЕ ЗАКОНОВЕДЫ / АУДИТОРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЮРИСТОВ / АУДИТОРСКАЯ ШКОЛА / АУДИТОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ / ВОЕННО-ЮРИДИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ / ВОЕННО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ / MILITARY LAWYERS / MILITARY TUTORS IN LAW / AUDITORS / PROFESSIONAL TRAINING OF LAWYERS / AUDITORS TRAINING SCHOOL / AUDITORS SCHOOL / THE MILITARY LAW SCHOOL / MILITARY LAW ACADEMY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лясович Татьяна Георгиевна, Локнов Алексей Игоревич

В статье анализируются первые этапы становления юридической профессии в дореволюционной России, исследуются причины и условия создания образовательных учреждений для подготовки первых профессиональных юристов военных аудиторов, изучаются основные направления их деятельности, выявляются закономерности развития профессионального юридического образования в России в различные исторические периоды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The creation of a school of military tutors in law and auditors as the first step in the establishment of the system of professional training of lawyers in the Russian Empire

The article analyzes the first stages of formation of the juridical profession in pre-revolutionary Russia Investigates the causes and conditions of creating educational institutions for the training of the first professional military lawyers-auditors, research the main directions of their activity, the regularities of development of professional juridical education in Russia in different historical periods.

Текст научной работы на тему «Создание школы военных законоведов - аудиторов как первый шаг на пути становления системы профессиональной подготовки юристов в Российской империи»

11. Смолицкий Г. Р., Шифман М. Л. Вопросы уголовного процесса в практике Верховного Суда СССР. - М., 1948.

12. Социалистическая законность. - 1942. - № 9.

13. Ткачевский, Ю. М. Ответственность за воинские преступления во время Великой Отечественной войны Н (1941-1945) // Вестник Московского университета. - Сер. 11: Право. - 2005. - № 3. К

14. Шаргородский, М. Вопросы Общей части уголовного права (Законодательство и судебная практика). - Л., 1955.

15. Доклад начальника ГУЛАГа В. Г. Наседкина наркому внутренних дел Л. П. Берия «О работе ГУЛАГа за годы вой- р ны (1941-1944)». К

© Калинин А. А., 2017 -

УДК 340.154

Т. Г. Лясович, А. И. Локнов

СТ\ У

тз

M

о «

о

ЛЯСОВИЧ Татьяна Георгиевна

Доцент кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 и

Тел.: 8 (812) 730-22-23; 8 (911) 940-40-80 E-mail: vyaznikova@mail.ru

s

s

LIASOVICH Tatiana Georgievna е

Associate Professor at the Department of History of State and Law of the Saint-Petersburg University p

of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor М

Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 W

Ph.: +7 (812) 744-13-13; +7 (911) 940-40-80 E-mail: vyaznikova@mail.ru P

о

ЛОКНОВ Алексей Игоревич с

Преподаватель-методист отделения планирования учебного процесса S отдела организации учебного процесса управления учебно-методической работы

Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат технических наук p

Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 (

Тел.: 8 (812) 300-89-94; 8 (906) 260-50-41 E-mail: info_for_aleksey@mail.ru 5

LOKNOV Alexey Igorevich о

Teacher-Trainer of the Office of Planning of Educational Process of the Department of Organization 7

of Educational Process of the Management of Educational and Methodical Work of the Saint-Petersburg University

of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Technical Sciences

Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1

Ph.: +7 (812) 300-89-94; +7 (906) 260-50-41 E-mail: info_for_aleksey@mail.ru

Создание школы военных законоведов - аудиторов как первый шаг на пути становления системы профессиональной подготовки юристов в Российской империи

The creation of a school of military tutors in law and auditors as the first step in the establishment of the system of professional training of lawyers in the Russian Empire

В статье анализируются первые этапы становления юридической профессии в дореволюционной России, исследуются причины и условия создания образовательных учреждений для подготовки первых профессиональных юристов - военных аудиторов, изучаются основные направления их деятельности, выявляются закономерности развития профессионального юридического образования в России в различные исторические периоды.

Ключевые слова: военные законоведы, аудиторы, профессиональная подготовка юристов, аудиторская школа, аудиторское училище, военно-юридическое училище, военно-юридическая академия.

The article analyzes the first stages of formation of the juridical profession in pre-revolutionary Russia Investigates the causes and conditions of creating educational institutions for the training of the first professional military lawyers- auditors, research the main directions of their activity, the regularities of development of professional juridical education in Russia in different historical periods.

Keywords: military lawyers, military tutors in law, auditors, professional training of lawyers, auditors training school, auditors school, the Military Law School, Military Law Academy.

Современное развитие общества и государства выдвигает высокие требования к профессиональной подготовке лиц с высшим юридическим образованием. На сегодняшний день приняты новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по основным специальностям и направлениям подготовки в области юриспруденции [1-5], реализация которых успешно осуществляется в образовательном процессе, в т.ч. в Санкт-Петербургском университете МВД России.

Институциональной основой подготовки будущих юристов является качество юридического образования, повышение которого представляет собой одну из задач реформы российской высшей школы. В этой связи научный интерес представляет опыт создания в России школы военных законоведов - аудиторов как первого шага на пути становления системы профессиональной подготовки юристов. Именно в петровской России происходит кардинальное реформирование всего государственного механизма, созда-

ние новых структур и органов, выработка новейших принципов их функционирования и взаимодействия, что позволяет провести ряд аналогий с современными реформами в сферах государственного управления, образования, правоохранительной сфере. Разработка новых образовательных стандартов, заимствование практики европейской высшей школы и технологий обучения также актуализируют тематику исследования.

В допетровской России системы профессиональной подготовки юристов не существовало, что было связано с низким уровнем развития науки юриспруденции в целом и отсутствием потребности русского общества в квалифицированной юридической помощи. Профессиональные юристы в этот период не были нужны, поэтому начало становления юридической профессии можно связать с петровскими преобразованиями, прежде всего в военно-судебной и образовательной сферах. Это определялось и «практическим» отношением к праву в рассматриваемый

История государства и права

^ период: для планомерной реализации преобразований на ^ основе рецепции иностранных правовых норм, заимство-^ ванных в основном в голландском и немецком законодательстве, необходимы были специалисты с профильными ^ юридическими знаниями.

Первыми профессиональными юристами петровской ^ эпохи, по сути, стали аудиторы - военные законоведы, ^ «в которых Петр I видел людей, умеющих наблюдать за у надлежащим исполнением юридических процедур» [10]. ^о Такой подход определялся воззрениями монарха на право и юриспруденцию, которые должны были служить интересам ^ государства и способствовать прежде всего преобразова-^ нию армии и флота [9, с. 129]. Должности аудиторов были се впервые введены царскими указами в 1711 г. Так, например, <и в «Штатах кавалерийских и пехотных полков с показанием § расположения оных по губерниям» от 19 февраля 1711 г.

рс впервые упоминаются должности генералов-аудиторов, ^ генералов-аудиторов-лейтенантов и аудиторов, объединён-3 ных в бригады [17]. В 1716 г. звание аудитора было введено ^ в Воинский устав [7].

о Идея учреждения новых должностей соединила

о «столь сложные и разнообразные обязанности, нередко гс даже противоречащие одна другой, что для исполнения их ^ требовалось юридическое образование» [10]. В силу этого чз к аудиторам не случайно предъявлялись особые требования: С^ от них ожидалось «доброе искусство в правах», умение си «разуметь правду» и быть «осторожному и благой совести ^ человеку»; они должны были быть сведущими в общем и в ^ военном праве. Будучи советниками строевых офицеров, К составлявших ядро военного суда, по вопросам права, О аудиторы в суде должны были «генералитету и прочим « офицерам в сомнительных случаях изъяснить, что все над родные права и военные артикулы о том гласят...» [11, с. 22].

ст Таким образом, полномочия первых военных законоведов д были достаточно широки, а статус специфичен: согласно Воинскому уставу «аудитор одновременно выступал и руководителем военно-уголовного процесса, и следователем, и прокурором в одном лице, а в гражданском споре он исполнял также обязанности третейского судьи. Кроме того, по своим моральным качествам аудитор должен был выступать «выразителем армейской совести». Исполнение этих обязанностей предполагало наличие у аудитора хороших знаний всех воинских артикулов, регламентов, уставов, умения грамотно их толковать и применять, что могло быть достижимо только при наличии специальных юридических знаний» [11, с. 22]. Однако тот факт, что аудиторы не имели профессионального юридического образования, в значительной степени затруднял реализацию ими возложенных на них функций.

В силу сложности и востребованности первой юридической профессии на высшем государственном уровне было принято решение о создании специальных учреждений, которые бы занимались подготовкой будущих юристов-профессионалов, способных воплотить на практике замыслы монарха по построению нового права и нового государства.

В 1719 г. при Военной коллегии была организована школа для обучения молодых дворян аудиторскому делу, преподавателями в которой были иностранные пленные офицеры. Так была предпринята первая попытка обучения офицеров, будущих специалистов в сфере военного права. Параллельно создавалась и юридическая школа при Юстиц-коллегии, которая должна была обеспечить подготовку кадров для судов и других гражданских учреждений.

Однако идеи Петра I в сфере создания специальных образовательных учреждений по подготовке юридических кадров не были реализованы полностью при жизни царя. Желающих обучаться аудиторскому делу и юриспруденции в целом нашлось немного, а сами преподаватели-иностранцы стремились поскорей вернуться на родину и не были заинтересованы в результатах своего труда.

Неудачи петровских преобразований в сфере юридического образования вполне объяснимы. И.М. Наумов отмечает, что в начале XVIII в. привлекательность учебы в целом была низкой, а практическое значение (юридической) науки - невысоким. Изучение любых наук было сопряжено с рядом сложностей, прежде всего с финансовыми расходами. Кроме того, в петровские времена образовательный процесс представлял собой механическое копирование зарубежного опыта - не учитывал социальной основы государства и внимания к характеру общественных связей в стране. Стремление Петра I к обучению молодых дворян диктовалось ис-

ключительно практическими соображениями и сводилось к усвоению утилитарных сведений по кораблестроению и кораблевождению, архитектуре и фортификации [12].

Изучение юриспруденции в этом перечне занимало второстепенное место. К тому же социальный статус первых военных юристов в русском обществе был невысок. Нормы реципированного прусского военно-уголовного законодательства диктовали исключение аудиторов из среды благородных и накладывали на них ряд ограничений. Так, военные законоведы были отнесены, согласно штатам для Военной коллегии 3 июня 1720 г., к унтер-штабу, что определяло их низшее место в иерархии военных чинов. Они не должны были носить шляп, шарфов и портупей. Их оклады были намного ниже окладов иных военнослужащих [14, с. 16].

Несмотря на непривлекательность юридической профессии в русском обществе, сама идея создания специализированных образовательных учреждений для подготовки профессиональных юристов оказалась востребованной и в будущем получила практическую реализацию. Эта мысль «настойчиво пробивалась каждый раз, когда возникал вопрос о необходимости улучшить состав чиновников, внести коренные улучшения в военном судопроизводстве, укрепить правосудие на точном исполнении предписаний законов» [14, с. 29].

Однако на протяжении длительного времени вопрос о создании специального образовательного учреждения для военных законоведов не был решён. На практике молодые аудиторы приобретали знания путем изучения положительного опыта своих предшественников и изучения иностранного права в так называемом «канцелярском» порядке при коллегиях и при Сенате.

В 1724 г. в Санкт-Петербурге была основана Академия наук, при которой учреждалась кафедра правоведения. В 1726-1765 гг. в университете при Академии преподавалась юриспруденция. В 1732 г. был открыт Шляхетский корпус, в программу которого также было включено изучение права [6, с. 3-4].

В то же время изучение военного права, более практически значимого в XVIII в., не было систематизировано и общедоступно. В силу этого первым русским военным законоведам зачастую не хватало специальных знаний и навыков. Для решения этой проблемы будущим аудиторам в столичных и университетских городах с мая по октябрь было разрешено посещать «публичные наставления» - лекции при университетах по различным дисциплинам, в т.ч. и правовым: естественному праву, римскому праву, частному гражданскому праву, уголовному праву. Обретение специальных знаний способствовало продвижению по службе и выполняло эффективную стимулирующую функцию.

В начале XIX в. ввиду начавшихся военных компаний, длившихся фактически с 1806 по 1815 гг., спрос на профессиональных аудиторов вырос. Это обстоятельство способствовало развитию военного юридического образования. Вопрос о создании специальной высшей школы, готовящей профессиональных военных юристов, неоднократно поднимался на высшем государственном уровне, однако такое образовательное учреждение было создано позже - лишь в 1832 г. До этого времени продолжал использоваться «канцелярский порядок» подготовки военных законоведов. К примеру, подготовка аудиторов осуществлялась при Сенате с указанием на то, что законовед «должен знать историю законов, дабы вникать в перемену по обстоятельствам и времени и изучать современное законодательство своего отечества» [14, с. 41], а также знакомиться с произведениями известных теоретиков права того времени: Беккария, Горег-ляда, Цветаева и др. В рамках учебного курса по военной юриспруденции особое внимание уделялось не только исследованию опыта практической деятельности действующих аудиторов, но и изучению теории и философии права, а также действующего российского законодательства. Секретарь Сената П. Хавский, выступая с речью при открытии курсов правоведения для подготовки аудиторов для армейских полков 25 августа 1817 г. призывал изучать «теоретические науки законоискусства и не завидовать тем, кто утверждает, что опыт практических упражнений доставляет всё нужное в службе» [15].

Примечательно, что в 1827 г. при Санкт-Петербургском батальоне военных кантонистов (солдатских детей) был учреждён «военно-учительский институт», который сыграл положительную роль в процессе подготовки профессио-

нальных военных юристов. Выпускники этого института должны были, по замыслу учредителей, пополнять ряды учителей из кантонистов для военно-учебных заведений ведомства военных поселений, однако, тех, кто не был способен к преподаванию, готовили как аудиторов, обучая их усиленно русскому языку, арифметике и военно-уголовному праву. Это учебное заведение впоследствии стало базой для открытия аудиторской школы в 1832 г.

Аудиторская школа (впоследствии - аудиторское училище, военно-юридическое училище и военно-юридическая академия) представляла собой образовательное учреждение профессиональной подготовки военных юристов - аудиторов, учреждённое по приказу императора Николая I 10 ноября 1832 г. [13]. Это учреждение создавалось для удовлетворения потребностей «сухопутного и морского ведомства» образованными военными юристами - аудиторами. Первыми воспитанниками Аудиторской школы явились сто человек; сорок воспитанников из дворян и обер-офицерских детей в возрасте от 14 до 18 лет и шестьдесят воспитанников из солдатских детей в возрасте от 14 до 16 лет. Дворянским и обер-офицерским детям предоставлялись особые преимущества, и учились они отдельно от солдатских детей [8, с. 113]. В число первых учащихся школы были зачислены воспитанники Военно-учительского института, отличившиеся во время вспыхнувшего в 1831 г. в Новгородской губернии бунта военных поселян мужественной защитой своих начальников и учителей [16, с. 125]. Каждый класс школы составлял полтора года, весь срок обучения насчитывал шесть лет.

Аудиторская школа была низшим профессиональным юридическим образовательным учреждением

и уступала в уровне подготовки Императорскому училищу щ

правоведения, открывшемуся в 1835 году, а также юриди- с

ческим факультетам университетов. Из тринадцати дис- ^

циплин, преподаваемых в школе, к юридическим можно и

было отнести только шесть. В то же время образовательная С

деятельность Аудиторской школы покрывала потребности р

общества в военных аудиторах, т.е. решала конкретные к

практические задачи [8, с. 114] и являлась важным этапом -

в становлении системы профессиональной подготовки Я

юристов в России. е

Таким образом, исследование исторического опыта б

создания и деятельности школы военных законоведов у

- аудиторов в Российской империи показало, что боль- г

шинство трудностей, встречающихся в современной £

системе профессионального юридического образования, г

аналогичны проблемам, с которыми столкнулись наши У

предшественники в XVIII-XIX столетиях. К ним можно от- я

нести: необходимость создания в кратчайшие сроки новой в

образовательной структуры, разработка стандартов об- р

учения будущих профессиональных юристов - аудиторов, §

подготовка преподавательского корпуса, трудоустройство е

выпускников и ряд других. а

Анализ исторического опыта позволяет обнаружить м

ряд тенденций развития профессионального юридического щ

образования в России в различные исторические периоды, &

а также сделать вывод о том, что становление русского р юридического образования в имперский период было

взаимосвязано как с реформами государственного управле- § ния, так и потребностями общества в квалифицированных юридических кадрах.

Список литературы о

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направ- 7 лению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) : приказ Министерства образования и науки РФ от 1 декабря 2016 г. № 1511. [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». - 2017. - 09 авг. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71479274/ (дата обращения: 02.09.2017).

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета) : приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2016 г. № 1614 [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант. ру». - 2017. - 9 авг. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71485156/ (дата обращения: 02.09.2017).

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета) : приказ Министерства образования и науки РФ от 16 ноября 2016 г. № 1424 [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». - 2017. - 9 авг. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71458878/ (дата обращения: 02.09.2017).

4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза (уровень специалитета) : приказ Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2016 г. № 1342 [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант.ру».- 2017. - 9 авг. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71457546/ (дата обращения: 02.09.2017).

5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (уровень специалитета) : приказ Министерства образования и науки РФ от 16 февраля 2017 г. № 144 [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». - 2017. - 9 авг. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71526710/ (Дата обращения 02.09.2017).

6. Алексеева, И. Ю. Развитие юридического образования в России в XVIII - начале XX века : автореф. дис. ... канд. истор. наук. - СПб., 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Баранов, П. П., Шапошников, А. А. Аудиторы и фискалы эпохи Петра Великого: зарождение российских институтов финансового контроля [Электронный ресурс] // Сайт «Лекции.Орг - публикация материала для обучения». - Режим доступа: http://lektsii.org/8-57962.html (дата обращения: 28.07.2017).

8. Кошеев, И. А. Аудиторская школа (1832-1846 гг.) как первое самостоятельное образовательное военно-юридическое учебное заведение по подготовке военных юристов // Вестник Екатерининского института. - 2015. - № 4 (32).

9. Кошеев, И. А. Причины преобразования аудиторской школы в аудиторское училище // Вестник Екатерининского института. - 2016. - № 2 (34).

10. Лясович, Т. Г., Романова, И. В., Удальцов, А. А. Становление системы подготовки профессиональных юридических кадров в Российской империи // Евразийский юридический журнал. - 2017. - № 6 (109). [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Евразийского юридического журнала». - Режим доступа: https://www.eurasialaw.ru/index.php?option=com_co ntent&view=article&id=8813:2017-07-18-11-59-26&catid=566:---61092017------&Itemid=917 (дата обращения: 28.07.2017).

11. Марченков, В. И. О преемственности и развитии традиций военно-юридического образования в России // Вестник военного права. - 2016. - № 1.

12. Наумов, И. М. Становление юридического образования и юридической науки в России (XVIII - сер. XIX в.) : курс лекций РПА МЮ [Электронный ресурс] // Сайт Дистанционного обучения Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России). - Режим доступа: http://distance.rpa-mu.ru/files/mg/imun/thm/tsm6.html (дата обращения: 20.07.2017).

13. Положение об Аудиторской школе от 26 марта 1832 года, дополненное правилами о приеме дворянских и обер-офицерских детей от 8 ноября 1832 года // Полное собрание законов Российской империи. Собрание (1825-1881). Т. VII (1832) [Электронный ресурс] // Сайт Российской национальной библиотеки. - Режим доступа: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/ search.php (дата обращения: 20.07.2017).

14. Пятьдесят лет специальной школы для образования военных законоведов в России / под ред. начальника военно-юридической академии П.О. Бобровского. - СПб., 1882.

15. Речь, говоренная в канцелярии 1-го отд. 6-го Депар. Прав. Сената при начале учения чиновников, приготовляемых по Высочайшей воле, в аудиторы для армейских полков. Секретаря Сената П. Хавскаго, 25 августа 1817 г. - М., 1817.

о

История государства и права

16. Рязанцева, Ю. В. Создание, становление и деятельность первой высшей военно-юридической школы в России (к 150-летию Александровской военно-юридической академии) // Вестник военного права. - 2016. - № 1. ^ 17. Штаты кавалерийскихипехотныхполков с показаниемрасположения оныхпо губерниям от19 февраля 1711г.//

Полное собрание законов Российской империи. Собрание (1649-1825). - Т. 4 (1700-1712): Законы (1740-2619) [Электрон-^ ный ресурс] // Сайт Российской национальной библиотеки. - Режим доступа: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата ^ обращения: 20.07.2017).

| © Лясович Т. Г., Локнов А. И., 2017

си

с о

« УДК 342.415 а

<и А. А. Фролов

тси

¡^ ФРОЛОВ Алексей Александрович

п Аспирант кафедры конституционного и муниципального права

3 — " ~

Поволжского кооперативного института (филиал) Российского университета кооперации Адрес: Россия, 413100, Саратовская область, Энгельс, ул. Красноармейская, д. 24 Тел.: 8 (927) 130-47-25 E-mail: AAFrolov1975@yandex.ru

FROLOV Alexey Alexandrovich

Postgraduate student of constitutional and municipal law Department ^ of Povolzhskiy cooperative Institute (branch) of Russian University of cooperation

Address: Russia, 413100, Saratov region, Engels, Krasnoarmeyskaya str., 24 Ph.: +7 (927) 130-47-25 E-mail: AAFrolov1975@yandex.ru

Конституционное право на жилище в СССР и в странах СНГ: историко-правовой анализ

§ The constitutional right to housing in the USSR and in the CIS countries: historical and juridical analysis.

H

И В статье проводится историко-правовой анализ становления и развития конституционного права на жилище в СССР

и странах СНГ. Автор исследует и рассматривает становление и развитие права на жилище, а также изменения в нормативном содержании права на жилище на уровне конституционного закрепления, которые происходили на различных этапах развития советского общества, а далее в странах Содружества Независимых Государств. Проводимые исследования позволят усовершенствовать нормы жилищного права в современных условиях, учитывая опыт и ошибки прошлого.

Ключевые слова: право на жилище, конституционное право на жилище, историко-правовой анализ, жилищный фонд, жилищная политика.

The article presents historical and juridical analysis of formation and development of the constitutional right to housing in the Soviet Union and the CIS countries. The author explores and examines the changes in the normative content of housing rights at the constitutional level that have occurred at different stages of development of Soviet society, and later in the countries of the Commonwealth of Independent States. Ongoing studies will help to improve standards of housing rights in modern conditions, taking into account the mistakes of the past.

Keywords: right to housing, constitutional right to housing, historical-legal analysis, housing stock, housing policy.

После победного завершения Октябрьской революции 1917 г. начался новый виток формирования советского права. Возникновению жилищного права в Советской России предшествовал ряд причин, в основном политических. На данном этапе развития общества к политическим причинам можно отнести то, что государство, во-первых, закрепило за собой главную руководящую роль, во-вторых, ограничило в гражданских правах некоторые категории «нетрудящихся» граждан, в-третьих, провозгласило диктатуру пролетариата и господство рабочего класса. Эти причины предопределили развитие экономики, изменений социальной структуры, оказали влияние на формирование правовых взглядов, в т.ч. и на жилищное право.

Для определения концептуального значения основных принципов и задач новой жилищной политики были изданы следующие нормативно-правовые акты: Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР (далее - СНК) от 6 декабря 1917 г. «Об отмене частной собственности на городские недвижимости» [1]; Декрет ВЦИК «О запрете сделок с недвижимостью» от 29 декабря 1917 г. [1]; Декрет СНК РСФСР «О санитарной охране жилищ» [1]; Декрет от 10 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» [1] и, конечно, принятая в 1918 г. Конституция РСФСР - Основной закон государства. Данные декреты узаконили изъятие из частной собственности капиталистического имущества и передачу его во владение «бедноте». Институт частной собственности искоренялся, всё должно было принадлежать государству и находится в ведении Советов.

Улучшение жилищных условий на начальных этапах становления Советского государства происходило стихий-

но, за счёт передачи собственности государству имущества, принадлежащего частным лицам, и перераспределения имевшегося жилищного фонда. Поменялись субъекты жилищного права. Если до революции 1917 г. ими были буржуа, помещики, торговцы и кулаки, то теперь стали рабочие, служащие, крестьяне. Принятые меры по распределению и уплотнению жилых площадей способствовали улучшению положения рабочего класса, а что касается статуса предыдущих как субъектов жилищного права, то они были ограничены в жилищных правах или вовсе лишены их.

Изменения, которые произошли в социальной структуре общества, несомненно, повлияли и на нормы жилищного права. Совет Народных Комиссаров подписал Декрет «О мерах правильного распределения жилищ среди трудящегося населения» от 25 мая 1920 г., чтобы улучшить жилищные условия рабочего класса, а также для правильного распределения жилых помещений среди трудящихся. Следует заметить, что неравенство в жилищных правах отразил также Гражданский кодекс РСФСР 1922 г., где закрепилось, что лица, чьё имущество было экспроприировано или перешло во владение трудового народа до 22 мая 1922 г., не обладали никакими правами по возвращению отобранного имущества.

В период с 1917 по 1921 гг. были проведены крупные мероприятия в жилищной сфере. В результате 18 % жилых домов находились на балансе местных Советов. Благодаря этим реформам, большая часть жилищного фонда перешла в собственность государства. Положительные стороны жилищной реформы очевидны, но встал вопрос организации эффективного управления в сфере ЖКХ. С одной стороны, жильё стало доступно большинству граждан, т.к. государство

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.