Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ СЕТИ ОПТОВО-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА'

СОЗДАНИЕ СЕТИ ОПТОВО-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
63
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТОВО-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / ЕДИНАЯ СИСТЕМА ХРАНЕНИЯ ПРОДУКЦИИ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ / ПОДДЕРЖКА АПК

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Болтенков Иван Алексеевич, Ивашутина Елена Евгеньевна, Матвеева Анна Дмитриевна

Оптово-распределительные центры (ОРЦ) являются одним из важнейших элементов в системе снабжения продуктами питания населения. С их помощью осуществляется сбыт сельскохозяйственной продукции от небольших производителей до конечных потребителей (в том числе через систему оптовых продаж). История появления ОРЦ берет свое начало в 1960-е годы, когда были созданы условные оптовые «базы», которые далее были реорганизованы в ОРЦ. Сегодня в России, действует более 200 ОРЦ, которые осуществляют закупку продукции у небольших сельхозтоваропроизводителей, более 90 % закупаемой продукции они перерабатывают для продажи. Основными нормативными документами, регламентирующими деятельность ОРЦ, являются Федеральный закон «О продовольственной безопасности» [4], Федеральный закон «Об охране здоровья граждан» [5], Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» [3], а также многие другие законы и постановления, регулирующие отношения в сельском хозяйстве. Для Иркутской области создание сети таких центров позволит обеспечить надежный сбыт продукции для фермеров, крестьянско-фермерских хозяйств, и сформировать стабильную систему снабжения населения свежими местными продуктами АПК региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Болтенков Иван Алексеевич, Ивашутина Елена Евгеньевна, Матвеева Анна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF A NETWORK OF WHOLESALE DISTRIBUTION CENTERS IN THE IRKUTSK REGION AS A MECHANISM FOR THE DEVELOPMENT OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE REGION

Wholesale distribution centers (ORCS) are one of the most important elements in the food supply system of the population. With their help, agricultural products are sold from small producers to end consumers (including through the wholesale sales system). The history of the ORC originates in the 1960s, when conditional wholesale «bases» were created, which were further reorganized into the ORC. Today in Russia, there are more than 200 ORCS that purchase products from small agricultural producers, they process more than 90 % of the purchased products for sale. The main regulatory documents regulating the activities of the ORC are the Federal Law «On Food Security», the Federal Law «On Public Health Protection», the Technical Regulations of the Customs Union «On Food Safety», as well as many other laws and regulations governing relations in agriculture. For the Irkutsk region, the creation of a network of such centers will ensure reliable sales of products for farmers, peasant farms, and form a stable supply system for the population with fresh local agricultural products of the region.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ СЕТИ ОПТОВО-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА»

ред. М. А. Федотовой. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 522 с.

Царев В. В. Оценка стоимости бизнеса. Теория и методология : учеб. пособие / В. В. Царев, А. А. Кантарович. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 575 с.

Model for assessing the impact of logistics infrastructure on the territory of presence

© Boltenkov I., Grosheva E., Legkodimov I., 2023

The development of new investment projects in municipalities requires certain conditions: it should be

convenient for the investor to implement the project in this particular location, the cost of production should be reduced, or there should be a sales market for products, there should be certain preferences that simplify doing business here. The most obvious tool to attract investors is to reduce the tax burden, however, this does not always work, because before taxes appear, you must first invest, and costs are generally a more important decision factor for the investor than the potential temporary increase in profits due to for lower tax costs. One of the factors influencing the investor's decision is the availability of infrastructure. This article is devoted to estimating the costs of logistics infrastructure in terms of its impact on the prospects for the development of the territory of presence.

Keywords: assessment of the impact of logistics infrastructure, a model for assessing the socio-economic effect for the municipality of presence

УДК 631.1

СОЗДАНИЕ СЕТИ ОПТОВО-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА

© Болтенков И. А., Ивашутина Е. Е., Матвеева А. Д., 2023

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Оптово-распределительные центры (ОРЦ) являются одним из важнейших элементов в системе снабжения продуктами питания населения. С их помощью осуществляется сбыт сельскохозяйственной продукции от небольших производителей до конечных потребителей (в том числе через систему оптовых продаж).

История появления ОРЦ берет свое начало в 1960-е годы, когда были созданы условные оптовые «базы», которые далее были реорганизованы в ОРЦ. Сегодня в России, действует более 200 ОРЦ, которые осуществляют закупку продукции у небольших сельхозтоваропроизводителей, более 90 % закупаемой продукции они перерабатывают для продажи. Основными нормативными документами, регламентирующими деятельность ОРЦ, являются Федеральный закон «О продовольственной безопасности» [4], Федеральный закон «Об охране здоровья граждан» [5], Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» [3], а также многие другие законы и постановления, регулирующие отношения в сельском хозяйстве. Для Иркутской области создание сети таких центров позволит обеспечить надежный сбыт продукции для фермеров, крестьянско-фермерских хозяйств, и сформировать стабильную систему снабжения населения свежими местными продуктами АПК региона.

Ключевые слова: оптово-распределительные центры, единая система хранения продукции сельхозтоваропроизводителей, поддержка АПК

Сельское хозяйство считается одной из ключевых отраслей мировой экономики, так как вопросы продовольственной

безопасности это приоритетные вопросы, решаемые на межстрановом уровне.

В этой отрасли работают как крупные компании, иногда и монополисты, так и небольшие сельхозтоваропроизводители — фермеры и крестьянско-фермерские хозяйства (далее по тексту КФХ). Однако, небольшие фермеры не всегда могут быть конкурентоспособными на оптовом рынке из-за сложностей взаимодействия с покупателями и оптовыми продавцами. На таком рынке важно, чтобы фермеры могли быстро перемещать свою продукцию на для конечного потребителя, продавать ее не только в сезон, хранить, и чтобы она не портилась при хранении.

Для решения этих проблем многие небольшие фермеры применяют собственные «оптовые» системы закупки, хранения и продажи продукции сельского хозяйства, которые позволяют им

продавать свою продукцию по выгодным ценам в оптовых объемах. Это также снижает затраты на хранение, транспортировку и реализацию продукции.

Однако, для оператора такой системы закуп, хранение и продажа продукции сельского хозяйства у небольших фермеров не лишена рисков. Например, замедление скорости реализации продукции или ее порча при хранении могут привести к потере всей партии товара. Выходом может стать создание крупной сети ОРЦ, управляемой единым оператором и обеспечивающей весь процесс — закуп, контроль качества, переработка, хранение и сбыт.

Оптово-распределительные центры для сельского хозяйства являются важным элементом инфраструктуры, обеспечивающим снабжение сельскохозяйственных предприятий различными видами продукции. В России такие центры находятся, как правило, в крупных городах и предложения их ограничены определенными

регионами или типами сельскохозяйственных товаров.

Основными функциями оптово-

распределительных центров для сельского хозяйства являются: складирование продукции, ее перераспределение и доставка на место потребления.

Однако также могут предоставляться и дополнительные услуги, такие как консультации специалистов по выбору продукции, упаковке и транспортировке.

В настоящее время оптово-распределительные центры играют значительную роль в сбыте продукции фермеров. Они стали одним из главных звеньев в цепи поставок продуктов питания от производителей к конечным потребителям. Оптово-распределительные центры способствуют укреплению продовольственной безопасности регионов и обеспечивают поддержку сельского хозяйства, которое является одной из основных отраслей экономики.

Одним из важных преимуществ оптово-распределительных центров является возможность складирования фермерами продукта в любое время, а после хранения продажи в «несезон» по более высокой цене.

Также важным фактором является упрощение процесса продажи, который происходит централизованно и возможно под единым брендом, что позволяет фермерам заниматься производством, а не тратить время на поиски покупателей.

Несмотря на объективно не самые лучшие для развития сельского хозяйства климатические условия, Иркутская область является крупным аграрным регионом России, но несмотря на это, многие малые фермеры и крестьянские хозяйства сталкиваются с рядом проблем, таких как недостаток финансирования, нехватка

квалифицированных кадров, а также трудности в доступе к рынку. В настоящее время в Иркутской области зарегистрировано около 56 тысяч сельхозпредприятий, из которых более 75 % являются небольшими фермерскими хозяйствами. Тем не менее, в связи с невысокой производительностью, многие из них испытывают сложности в конкуренции с крупными производителями, и поэтому оптово-распределительные центры для сельского хозяйства так же важны.

Они способствуют оптимизации всей цепочки создания стоимости (Value chain) от производства до потребления сельскохозяйственной продукции, а также обеспечивают равный доступ фермерам к единой системе сбыта на региональном уровне.

История создания оптово-распределительных центров в Иркутской области начинается с конца 90-х годов. Первая такая структура была создана в Иркутске в 1998 году. С тех пор в регионе были созданы еще несколько оптово-распределительных центров, в том числе в Ангарске, Братске и Черемхово. Количество оптово-распределительных

центров для сельского хозяйства в Иркутской области на текущий момент около 10, они находятся в частной собственности и занимаются сбытом сельскохозяйственной продукции, а также оказанием услуг по переработке и хранению продуктов.

В рамках программы поддержки сельского хозяйства в Иркутской области оптово-распределительные центры получают региональные субсидии на развитие и модернизацию своей инфраструктуры. Также предусмотрены налоговые льготы для сельхозпроизводителей, использующих услуги оптово-распределительных центров, однако именно эта мера поддержки небольших производителей не особо влияет на долю продукции, продаваемой через ОРЦ. Для поддержания малых сельхозпредприятий в Иркутской области разработаны государственные и региональные программы оказания финансовой и технической помощи фермерам и крестьянско-фермерским хозяйствам, что позволяет им применять новые технологии и повышать производительность.

Для Иркутской области отдельными факторами, повышающими актуальность проекта для потенциального инвестора, являются:

Отсутствие в регионе качественных объектов по оптовой торговле продуктами питания, отвечающих современным требованиям по распределению продуктов питания в регионе. Анализ существующих объектов оптового звена распределения продуктов в Иркутской области показал, что существующие объекты являются объектами класса С и ниже, в которых зачастую не соблюдаются санитарные нормы по хранению и фасовке продукции.

Отсутствие в регионе качественных коммерческих овощехранилищ. Как следствие ограничение доступа средних и малых сельскохозяйственных предприятий к объектам длительного хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. При этом хозяйства населения являются основными производителями овощей и картофеля в Иркутской области. В результате отсутствия в регионе мощностей для длительного хранения выращенной овощной продукции малые и средние сельскохозяйственные предприятия вынуждены продавать практически весь произведенный урожай сразу после его сбора по низким ценам.

Отсутствие мощностей для хранения и переработки накладывает ограничения по производству сельскохозяйственной продукции. Т.е. из-за ограничения рынков сбыта производители вынуждены производить меньше продукции, чем могли бы.

Отсутствие в регионе качественных мультитемпературных складов. Согласно проекту Стратегии социально-экономического развития Иркутской области до 2036 года одним из наиболее важных вопросов, стоящих перед

агропромышленным комплексом Иркутской области, является участие местных товаропроизводителей в государственных закупках на поставку продовольствия в учреждения бюджетной сферы [2]. Предполагается постепенное внедрение разработанной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации программы внутренней продовольственной помощи (ВПП) как важного фактора государственной экономической политики по эффективной поддержке местных товаропроизводителей через систему

гарантированного социального питания, что будет способствовать повышению жизненного уровня малообеспеченных граждан.

На сегодняшний день в области нет четкой товаропроводящей инфраструктуры, которая позволила бы выстроить логистику поставок сельскохозяйственной продукции в учреждения с заданными критериями по объемам, ассортименту, таре и упаковке, периодичности и т.д., и тем самым потеснить перекупщиков и посредников. В решении вопроса обеспечения социальных учреждений местной продукцией в области может помочь создание на территории области оптово-распределительных (логистических) центров.

Строительство оптово-распределительного центра (далее ОРЦ) в Иркутской области поможет решить следующие проблемы, которые характерны не только для Иркутской области, но и для многих других городов России, в которых отсутствуют современные мощности по хранению, обработке и распределению продуктов питания:

• обеспечение сбыта сельскохозяйственной продукции, повышение ее товарности за счет создания условий для ее хранения и обработки;

• оптимизация логистики и стандартизация качества сельскохозяйственной продукции;

• увеличение объемов частных инвестиций, привлекаемых в сельское хозяйство, за счет повышения прозрачности в отрасли;

• увеличение удельного веса российской сельскохозяйственной продукции в общем товарообороте;

• обеспечение доступа к мощностям по хранению, переработке, упаковке и транспортировке сельхозпродукции малым и средним предприятиям;

• снижение конечной цены на сельхозпродукции отечественного производства за счет оптимизации товаропроводящей цепочки и уменьшения количества посредников;

• повышение обеспеченности населения иркутской области внесезонными овощами, обеспечение конкурентоспособности овощной продукции, производимой в иркутской области.

• снижение потерь сельскохозяйственной продукции на стадии ее хранения и транспортировки;

• возможность выхода региона на самообеспечение по основным видам продукции.

т.е. снижение импорта продуктов за счет увеличения собственного производства и удовлетворения тем самым общерегионального личного и производственного потребления.

Решение описанных выше проблем сельского хозяйства Иркутской области позволит решить задачи, поставленные в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2025 годы [1], прежде всего:

• увеличение валового сбора картофеля в сельскохозяйственных организациях, а особенно в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей.

• увеличение валового сбора овощей открытого грунта в сельскохозяйственных организациях, а особенно в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей.

Также строительство оптово-

распределительного центра может помочь в реализации Государственной программы Иркутской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

Повышение уровня продовольственной безопасности в Иркутской области.

Стимулирование создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств с учетом балансов производства и потребления сельскохозяйственной продукции,

противоэпизоотических и фитосанитарных мероприятий по всем направлениям деятельности сельскохозяйственного производства.

Дополнительно строительство ОРЦ может частично повлиять на решение и других задач, поставленных в рамках реализации описанных выше Программ:

• стимулирование увеличения объемов производства основных видов сельскохозяйственной продукции и продукции пищевой и перерабатывающей промышленности;

• повышение эффективности функционирования внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие его инфраструктуры;

• реализация экспортного потенциала российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

• стимулирование модернизации и обновления материально-технической и технологической базы функционирования сельскохозяйственного производства;

• поддержание финансовой устойчивости агропромышленного комплекса;

• создание благоприятных условий для повышения объема инвестиций в агропромышленный комплекс;

• устойчивое развитие сельских территорий, обеспечение занятости сельского населения, повышение уровня его жизни и квалификации;

• предотвращение выбытия земель сельскохозяйственного назначения, сохранение и вовлечение их в сельскохозяйственное производство, разработка программ сохранения и восстановления плодородия почв, развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения. ■

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [Электронный ресурс] иг1: http://government.ru/rugovdassifier/815/events/ (дата обращения 22.03.2023)

2. Стратегия социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года [Электронный ресурс] иг1: https://irkobl.ru/sites/economy/socio-есопотю/ргсуеС2036/ (дата обращения 22.03.2023)

3. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» [Электронный ресурс] иг1: https://docs.cntd.ru/document/902320560 (дата обращения 22.03.2023)

4. Федеральный закон «О продовольственной безопасности» [Электронный ресурс] №1: https://docs.cntd.ru/document/901863956 (дата обращения 22.03.2023)

5. Федеральный закон «Об охране здоровья граждан» [Электронный ресурс] №1: https://minzdrav.gov.ru/documents/7025-federalnyy-zakon-323-fz-ot-21-noyabrya-2011-g (дата обращения 22.03.2023)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [Электронный ресурс] №1: http://government.ru/rugovclassifier/815/events/ (дата обращения 22.03.2023)

Стратегия социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года [Электронный ресурс] №1:

https ://irkoЫ.ru/sites/economy/socio-economic/project2036/ (дата обращения 22.03.2023)

Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» [Электронный ресурс] Url: https://docs.cntd.ru/document/902320560 (дата обращения 22.03.2023)

Федеральный закон «О продовольственной безопасности» [Электронный ресурс] Url: https://docs.cntd.ru/document/901863956 (дата

обращения 22.03.2023)

Федеральный закон «Об охране здоровья граждан» [Электронный ресурс] Url: https ://minzdrav. gov. ru/documents/7025-federalnyy-zakon-323-fz-ot-21-noyabrya-2011-g (дата обращения 22.03.2023)

Creation of a network of wholesale distribution centers in the irkutsk region as a mechanism for the development of the agro-industrial complex of the region

© Boltenkov I., Ivashutina E., Matveeva A., 2023

Wholesale distribution centers (ORCS) are one of the most important elements in the food supply system of the population. With their help, agricultural products are sold from small producers to end consumers (including through the wholesale sales system).

The history of the ORC originates in the 1960s, when conditional wholesale «bases» were created, which were further reorganized into the ORC. Today in Russia, there are more than 200 ORCS that purchase products from small agricultural producers, they process more than 90 % of the purchased products for sale. The main regulatory documents regulating the activities of the ORC are the Federal Law «On Food Security», the Federal Law «On Public Health Protection», the Technical Regulations of the Customs Union «On Food Safety», as well as many other laws and regulations governing relations in agriculture. For the Irkutsk region, the creation of a network of such centers will ensure reliable sales of products for farmers, peasant farms, and form a stable supply system for the population with fresh local agricultural products of the region.

Keywords: wholesale distribution centers, unified storage system for agricultural products, support for agriculture

УДК 338.48

СОЗДАНИЕ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

© Грошева Н. Б., Курганская О. В., Соболь Я. В., 2023

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

В Иркутской области в настоящее время кроме глобальных стратегических задач, отраженных в Стратегии социально -экономического развития Иркутской области, есть также ряд значимых тактических задач, в том числе:

• развитие монотерритории - города Байкальска (выполнение перечня поручений Президента РФ: ликвидация накопленного вреда окружающей среде, развитие городского пространства и туризма, создание рабочих мест и обеспечение стабильной занятости в условиях экологических ограничений);

• повышение доли несырьевого экспорта, в том числе экспорта услуг;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.