Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СБЫТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ОПТОВО-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СБЫТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ОПТОВО-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WHOLESALE DISTRIBUTION CENTER / GOODS ECHANGE / ORENBURG REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Морозова М.П.

Проблема взаимодействия производителей сельскохозяйственной продукции и потребителей с появлением программы импортозамещения приобрела особую актуальность. В связи с отсутствием организованной системы сбыта сельскохозяйственной продукции отечественных производителей в регионах, а также с требованиями ВТО об изменении структуры поддержки агропромышленного комплекса Правительством Российской Федерации была утверждена «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».Целью исследования является комплексная оценка сельскохозяйственного рынка Оренбургской области, а также научно-обоснованные рекомендации по размещению оптово-распределительных центров (ОРЦ) сельскохозяйственной продукции на территории Оренбургской области.Реализация поставленной цели обусловила постановку и решение следующих задач, отражающих логику исследования: разработать проект типового ОРЦ, обосновав его территориальное размещение в муниципальных районах Оренбургской области; обозначить задачи, решаемые ОРЦ.В настоящей работе использовался метод последовательной итерации, а также метод центра тяжести для минимизации пройденного расстояния грузом до ОРЦ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SALES SYSTEM IMPROVING OF AGRICULTURAL PRODUCTS THROUGH WHOLESALE DISTRIBUTION CENTERS IN ORENBURG REGION

The problem of interaction between agricultural producers and consumers with the introduction of import substitution program has acquired the special urgency. «State program of agriculture development and regulation of markets for products, raw materials and food for 2013-2020» was approved by the Government of Russian Federation in connection with absence of organized distribution system of national agriculture producers in the regions, as well as with WTO requirements concerning support of agricultural complex.The study purpose is a comprehensive evaluation of the agricultural market of Orenburg region, as well as scientifi advice on the placement of wholesale distribution centers (WDC) of agricultural production in Orenburg region.The following tasks reflect the line of the research: to develop a draft model of typical WDC, justifying its territorial distribution in the municipal districts of Orenburg region; and to identify tasks solving by WDC.The method of successive iteration, as well as the gravity center method was used by the author to minimize the distances to WDC.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СБЫТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ОПТОВО-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 332.14

М.П. Морозова, соискатель кафедры финансов и кредита, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный

аграрный университет»

e-mail: morozova.maria.petrovna@gmail.com

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СБЫТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ОПТОВО-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Проблема взаимодействия производителей сельскохозяйственной продукции и потребителей с появлением программы импортозамещения приобрела особую актуальность. В связи с отсутствием организованной системы сбыта сельскохозяйственной продукции отечественных производителей в регионах, а также с требованиями ВТО об изменении структуры поддержки агропромышленного комплекса Правительством Российской Федерации была утверждена «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».

Целью исследования является комплексная оценка сельскохозяйственного рынка Оренбургской области, а также научно-обоснованные рекомендации по размещению оптово-распределительных центров (ОРЦ) сельскохозяйственной продукции на территории Оренбургской области.

Реализация поставленной цели обусловила постановку и решение следующих задач, отражающих логику исследования: разработать проект типового ОРЦ, обосновав его территориальное размещение в муниципальных районах Оренбургской области; обозначить задачи, решаемые ОРЦ.

В настоящей работе использовался метод последовательной итерации, а также метод центра тяжести для минимизации пройденного расстояния грузом до ОРЦ.

Ключевые слова: оптово-распределительный центр, товарная биржа, Оренбургская область.

Для обеспечения устойчивого развития сельскохозяйственных товаропроизводителей и создания организованных рынков сбыта посредством опто-во-распределительных центров (ОРЦ) необходимо определить места размещения ОРЦ на примере Оренбургской области, выделить зоны покрытия. Первоначально рассмотрим состояние агропромышленного комплекса Оренбургской области.

Сельскохозяйственные товаропроизводители разобщены и реализуют сельхозпродукцию самостоятельно, зачастую не зная конъюнктуры рыночных цен и других условий. Пользуясь этим, посредники скупают у них продукцию по заниженным ценам и получают затем на перепродаже значительную прибыль. Сложившаяся ситуация, когда производитель сельхозпродукции за свой тяжелый труд не получает честно заработанной прибыли, привела к тому, что хозяйства не могут осуществлять не только расширенное, но и простое воспроизводство. Что привело к недостатку оборотных средств, сокращению инвестиций, уменьшению применения минеральных удобрений, увеличение нагрузки на технику, снижению уровня реальной зарплаты.

С развитием крупных ритейлеровых сетей требования к поставщикам на рынке продуктов питания ужесточились. Качество продуктов, а также упаковка и методы хранения играют важную роль при выборе того или иного продукта потребителем. Поэтому отечественным сельскохозяйственным предприятиям важно внедрить эффективные методы организации системы сбыта. Проблему реализации продукции в лучшей степени, на наш взгляд, решают распределительные центры, явля-

ющиеся частью логистического цикла, позволяющие в короткие сроки быстро и оперативно во много раз повысить качество движения товаров и продукции от производителя к розничному потребителю. Организованная система логистики в распределительном центре обеспечивает возможность снизить затраты на каждом этапе от приёма товаров до распределения его по торговым точкам. Следовательно, оптимизация работы предприятия с использованием логистических методов повышает его рентабельность. И позволяет ему эффективно и результативно работать.

В 2012 году правительство Оренбургской области приняло постановление об утверждении государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области» на 2013-2020 годы. Целью программы является обеспечение развития агропромышленного комплекса области, продовольственной безопасности населения, и предусматривается рост производства в агропромышленном комплексе области на 2,4 % в год.

Реализация программы позволит Оренбургской области к 2020 г. стать динамично развивающимся регионом с эффективным ростом агропромышленного комплекса. Мы считаем, что достижение поставленной цели предполагает создание регионального оптово-распределительного центра сельскохозяйственной продукции.

В ходе ее реализации предстоит решить немало сложных задач, в частности снижение и перенесение рисков, связанных с реализацией продукции

будущего урожая на негосударственные и коммерческие структуры, решить эту проблему возможно с помощью товарной биржи с функционирующими на ней финансовыми инструментами.

Отлаженный процесс функционирования товарного биржевого рынка, в частности как элемента инфраструктуры оптово-распределительных центров сельскохозяйственной продукции, должен быть одним из инструментов реализации Государственной программы развития АПК на 2013-2020 гг.

Целью исследования является создание научно-обоснованных рекомендаций по размещению опто-во-распределительных центров с товарной биржей на территории Оренбургской области, а также обозначение задач, решаемых ОРЦ.

По данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области в ведении землепользователей в 2014 году - 70,6 тысяч гектаров сельскохо-

зяйственных угодий, из них 53,5 тысячи гектаров пашни. В этом году 29 товаропроизводителей, включая крестьянско-фермерские хозяйства, засеяли 4248,3 тыс. гектаров. Из них картофелем было засеяно 18,6 тыс. гектаров, овощами 8,4 тыс. гектаров (рисунок 1).

Объем валовой продукции сельского хозяйства по всем категориям производителей за 2014 год составил 2 миллиарда 142,7 миллиона рублей в ценах текущего года, при темпе роста 2,5 %. Это на 221,3 миллиона рублей больше, чем в 2013 году. За 9 месяцев 2014 года Оренбургскими сельскохозяйственными товаропроизводителями кроме субсидий в рамках Программы (5 004 100 руб.) получена дополнительно государственная поддержка растениеводства на обрабатываемый гектар - 17,1 млн руб., компенсация части затрат на покупку элитных семян - 500 000 руб., возмещение процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам - 35,1 млн руб.

■ картофель и овощебахчевые культуры кормовые культуры

■ технические культуры ■ зерновые и зернобобовые культуры

Рисунок 1. Посевные площади сельскохозяйственных структур в 2014 г, тыс. га (Источник: составлено по данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области)

Пригородные хозяйства специализируются на выращивании овощей с орошением полей. На потребительском рынке широко представлена продукция агрофирм «Промышленная», «Краснохолмская», фермеров села Городище. Управление сельского хозяйства совместно с комитетом потребительского рынка услуг и развития предпринимательства, муниципальным учреждением «Оренбургторгсервис» 8 лет организуют ярмарки выходного дня по продаже овощей, картофеля, мяса, молока на четырех рынках города. За 9 месяцев 2014 года на ярмарках реализовано 720 тонн мяса говядины и 1010 тонн свинины. Личными подсобными хозяйствами и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами реализовано на рынках 155 тонн молока и 135 тонн мяса. Все это призвано удовлетворять потребности местного населения сельскохозяйственными товарами, однако для расширенного воспроизводства данных объемов реализации недостаточно, необходимо расширение

сбытовой инфраструктуры и использование выгодного экономико-географического положения, располагаемого Оренбургской областью [10].

Область имеет общую границу с Казахстаном, республиками Башкортостан и Татарстан, областями Челябинской и Самарской. В настоящее время достигнуто соглашение о строительстве транспортного коридора «Шелковый путь», который пройдет через Оренбургскую область и соединит столицы России и Китая. То есть имеются все предпосылки для того, чтобы Оренбургская область выступила в качестве строителя оптово-распределительного центра.

Для определения мест размещения ОРЦ на территории Оренбургской области воспользуемся методом последовательной итерации, позволяющим путем многошагового процесса приблизиться к оптимальной схеме. Данный метод включает в себя следующие этапы:

1. Определение методом «рейтинга участка» по-

тенциально возможных мест размещения ОРЦ, исходя из технико-экономических критериев.

2. Корректировка (сужение круга) потенциальных мест размещения ОРЦ с помощью метода центра тяжести, исходя из характера грузопотоков.

3. Определение состава операционных зон (группы сельскохозяйственных районов) деятельности ОРЦ (в потенциальных местах расположения) и построение карты их размещения в Оренбургской области.

Исходным при этом является анализ ситуации в сельскохозяйственном производстве Оренбургской области, а также в логистической сфере, обслуживающей агропромышленный комплекс Оренбургской области, в сложившейся схеме транспортных путей, размещении объектов транспортной инфраструктуры общего пользования (железнодорожного, автомобильного и водного транспорта), в сфере мощностей предприятий перерабатывающей промышленности, объектов рыночной и информационной инфраструктуры. [5, 14, 15]

Первый этап: «Определение методом «рейтинга» потенциально возможных мест размещения оптовых распределительных центров (ОРЦ), исходя из технико-экономических требований к их деятельности».

На данном этапе все города и районные центры (поселки городского типа и сельские поселения)

Оренбургской области ранжируются с точки зрения их соответствия следующим критериям:

1. Концентрация сельскохозяйственного производства в близлежащей сельской территории.

2. Наличие вблизи ОРЦ значительного потенциального рынка сбыта продукции, производимой малыми формами хозяйствования.

3. Расположение ОРЦ на пересечении транспортных путей, наличие объектов транспортной инфраструктуры общего пользования (железнодорожного, автомобильного).

4. Наличие вблизи ОРЦ предприятий перерабатывающей промышленности (действующих и законсервированных мощностей).

5. Обеспеченность места расположения ОРЦ рыночной и информационной инфраструктурой (отделениями ОАО «Росссельхозбанка» и ОАО Сбербанка России и т.п.).

6. Инвестиционная доступность приобретения земельных участков и объектов недвижимости (в аренду или в собственность) с учетом степени благоприятствования со стороны органов местного самоуправления (администраций муниципальных районов и поселений).

Мы предлагаем следующее размещение объектов инфраструктуры, которое представлено на рисунке 2.

Рисунок 2. Размещение операционных зон ОРЦ Оренбургской области

По каждому параметру составляется рейтинг (1 - полное соответствие критерию, 0 - отсутствие). Оптимальным считается положение, когда сумма баллов по всем позициям равна 6. Исходя из вышесказанного, можно составить таблицу первоначального списка потенциальных мест расположения ОРЦ по муниципальным районам Оренбургской области (таблица 1).

Теперь можно перейти ко второму этапу - «Корректировке (сужению круга) потенциальных мест

размещения оптово-распределительных центров с помощью метода центра тяжести».

Метод центра тяжести заключается в том, что минимизируется пройденное грузом расстояние, для чего используется расчет по формуле [11]: Kle= £ (qij xlij.)+S(qik х U ): £(Qi+ Qik) ^ min, (1) где: KLE - коэффициент логистической эффективности - средневзвешенное расстояние перевозки одной тонны продукции, км/тонну;

На начальном этапе деятельности ОРЦ наибо-

Таблица 1. Определение потенциальных мест размещения ОРЦ по муниципальным районам Оренбургской области

№ п/п Населенный пункт, наличие железнодорожного (ж.д.) Наименование близлежащих мощностей по переработке с.-х. продукции Рынок сбыта продукции - города областного подчинения

1 г. Бугуруслан (ж.д.) Птицефабрика «Бугурусланская», инкубатор «Итега», «Алга», «Михайловское», рыбоводство «Виктория», Бугурусланский комбинат хлебопродуктов, «Абду-линский» молкомбинат г. Бугуруслан, г. Абдулино

2 г. Оренбург (ж.д.) «Оренбургский бройлер», «Птица плюс», Птицесов-хоз «Родина», Птицефабрика «Оренбургская», ЛПХ «Оренбург МИАКРО», НПО «Южный Урал», «Оренбургский бекон», и т.д. г. Оренбург, г. Соль-Илецк

3 г. Бузулук (ж.д.) Племенной завод имени Свердлова, «Бузулук-Мука», «Сорочинский КХП», «Бузулукское молоко», «Курма-наевская агрофирма» «Тоцкмолоко», мясокомбинат «Сорочинский», «Подольский мясокомбинат», «Тоц-кая бойня», «Шагун» СП г. Бузулук, г. Сорочинск

4 г. Орск (ж.д.) Птицефабрика «Орская», «Уральский бройлер», «Юбилейное», «Ирикларыба», рыбколхоз «Волна», и т.д. г. Орск, г. Ново-троицк, г. Мед-ногорск, г. Ку-вандык, г. Гай, г. Ясный

лее оптимальные значения получаются при размещении ОРЦ в районах с наибольшей концентрацией производства сельскохозяйственной продукции (лидирующих районах) в малых формах хозяйствования.

Третий этап определения перспективного размещения ОРЦ - «Определение состава операционных зон (группы сельскохозяйственных районов) деятельности оптовых распределительных центров и построение областной карты их размещения» предполагает, что формирование рациональной структуры оптово-логистической сети в Оренбургской области должно производиться путем построения эффективной материально-технической базы с использованием наиболее современных технологий заготовки, транспортировки и предпродажной подготовки сельскохозяйственной продукции. Это предполагает учет зависимости логистических расходов на предпродажную подготовку и хранение заготовляемой сельскохозяйственной продукции от величины мощностей ОРЦ, которая носит прямо пропорциональный характер и определяется эмпирической формулой в виде регрессионного уравнения [11]:

1Мхр. = 110хр. х (0,69185 - 0,0000194549х Мхр) (2), где: 1Мхр. - удельная величина логистических издержек на хранение и предпродажную подготовку обрабатываемой продукции при i емкости хранилищ, руб./тонну/сутки;

С учетом этого была модифицирована формула (1), которая выглядит следующим образом [6]:

— min, (3)

Опираясь на формулу (3), были определены (исходя из расстояния, соответствующего предельной транспортной доступности - 3 часа езды грузового автомобиля, это примерно 180-200 км, были определены группы районов, входящих в ту или иную операционную зону) границы четырех операционных зон ОРЦ Оренбургской области, к которым относятся: Бугурусланский ОРЦ, Бузулукский ОРЦ, Оренбургский ОРЦ, Орский ОРЦ.

Для этого были использованы данные расстояний по сети автомобильных дорог сервиса Яндекс. Карты [18], где имеется возможность измерять расстояние и прокладывать маршруты. Тарифы на перевозку грузов определены по данным источников, предусматривающих надбавку к тарифам: за перевозку молока молочными цистернами в размере 70%, а скота (в живой массе) скотовозами в размере 15%. Для перевозки овощей был принят базовый тариф 4,5 руб./ тонн - км [3, 11, 16].

Объем заготовки продукции ОРЦ рассчитывался как разница между прогнозируемыми объемами производства и размерами местного потребления. Объемы местного потребления рассчитаны как произведение прогнозируемой численности населения сельских муниципальных районов и рекомендуемых физиологических норм питания, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 2 августа 2010 г. № 593н «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания» [12]. При этом величина норм питания уменьшена на величину потребления про-

дуктов питания промышленной выработки и поступающей по импорту и составила по овощам - 83 кг (за вычетом потребления овощных консервов и замороженных овощей); по молочным продуктам -185 кг (за вычетом потребления сыров, молочных консервов и обезжиренной творожной продукции), по мясопродуктам - 79 кг (в пересчете на живую массу, за вычетом колбасных изделий, мясных полуфабрикатов и мясных консервов). Потребление населением городов районного подчинения включено в объемы местного потребления. Итак, мы определили товарные ресурсы, которые могут быть

обработаны оптовыми распределительными центрами [1, 7, 13].

Из расчетов исключены овощи в связи с отсутствием информации о количестве тонн по муниципальным образованиям. Таким образом, в таблице 2 представлены расчеты коэффициентов логистической эффективности и усовершенствованной логистической эффективности по операционным зонам Оренбургской области, которые нам показывают средневзвешенное расстояние перевозки одной тонны продукции и затраты на перевозку и предпродажную подготовку одной тонны продукции.

Таблица 2. Параметры операционных зон ОРЦ Оренбургской области

Наименование районов Население (без учета городов), Расстояние от Производство продукции, тонн (1кв. 2015) Товарные ресурсы, тонн Кье К^е

тыс. чел. 2015 г. ОРЦ, км Молоко Скот и птица Молоко Скот и птица

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Бугурусланский ОРЦ

Всего по зоне 84,7 43154 9432,9 28511,5 4821,1

в том числе

Бугурусланский 18,6 4 2414 278 -1027 -1191,4

Асекеевский 18,8 40 8291 4866 4813 3380,8 75 571

Северный 13,3 69 17530 2491 15069,5 1440,3

Абдулинский 8,1 75 3765 627,9 2266,5 -12

Пономаревский 14,5 150 6414 700 3731,5 -445,5

Матвеевский 11,4 110 4740 470 2631 -430,6

Бузулукский ОРЦ

Всего по зоне 208,9 141436 22239 110597 11821,9

в том числе

Бузулукский 30,6 29 29151 5143 23490 2725,6

Курманаевский 16,5 60

Первомайский 24,8 120 11880 1098 7292 -861,2

Ташлинкий 24,6 160 64725 7416 60174 5472,6 118 900

Тоцкий 31,6 75 10030 902 4184 -1594,4

Грачевский 12,4 64

Красногвардейский 19,7 110 18390 5180 14745,5 3623,7

Сорочинский 13,3 110

Новосергиевский 35,4 150 7260 2500 711 -296,6

Оренбургский ОРЦ

Всего по зоне 369,6 31280,2 13205,5 25660,5 7843,7

в том числе

Оренбургский 85,2 20 1480,9 -5249,9

Шарлыкский 17 160 249,5 62 -2895,5 -1281

Илекский 24,4 100

Соль-Илецкий 52 130 2095 921 -7525 -3187

Сакмарский 29 37 10,7 41,6 -5354,3 -2249,4 90 688

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Октябрьский 19,7 73 12775 9400 9130,5 7843,7

Переволоцкий 27,3 89 8950 700 3899,5 -1456,7

Тюльганский 18,5 120 7200 600 3777,5 -861,5

Саракташский 40,2 110

Акбулакский 25,3 130 50 -1948,7

Александровский 14,8 170

Беляевский 16,2 110 11850 1270 8853 -9,8

Таблица 2. Продолжение

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Орский ОРЦ

Всего по зоне 169,2 60619 13387 36654 6914,1

в том числе

Новоорский 28,2 56

Гайский 9,4 53 3976 3233,4

Кувандыксий 42,7 120 20949 1475 13049,5 -1898,3 145 1110

Домбаровский 15,2 98 9773 859 6961 -341,8

Адамовский 24,6 130 5050 1280 499 -663,4

Кваркенский 16,7 200 16700 5000 13610,5 3680,7

Ясненский 19,8 150 6197 417 2534 -1147,2

Светлинский 12,6 250 1950 380 -381 -615,4

Источник: составлено по данным официальных сайтов муниципальных образований Оренбургской области.

Основная функция оптово-распределительных центров - товаропроводящая, но для эффективного функционирования товаропроводящей сети необходимо создание финансовой инфраструктуры. Одним из элементов такой инфраструктуры является товарная биржа. На наш взгляд, именно организация биржевых торгов, с использованием производных финансовых инструментов будет являться центром формирования равновесной цены, а также может быть использована сельскохозяйственными товаропроизводителями для хеджирования рисков [2, 7, 17]. Например, фьючерсный контракт - это контракт между двумя сторонами об обмене активами или услугами в указанное время в будущем и по цене, согласованной сторонами в момент заключения контракта. Во фьючерсных соглашениях отсутствуют какие-либо платежи, осуществляемые покупателем в адрес продавца, и продавец не должен доказывать факт физического владения активом в момент заключения сделки. Для того чтобы обеспечить выполнение каждой стороной фьючерсного контракта своей части соглашения, от них требуется депонировать средства на маржевом счету. Еще одним необходимым инструментом товарной биржи, на наш взгляд, являются складские свидетельства - это дополнительный способ продать производителям свою продукцию. Продавец может не только заключить фьючерсный контракт, застраховав себя от колебания цен, но и, поставив сельскохозяйственную продукцию на уполномоченной биржей оптово-распределительный центр, получить варрант и передать его бирже [4, 8, 9].

Данный вид оптово-распределительного центра с товарной биржей будет гибким и устойчивым для дальнейшего развития, так как его основные цели:

1. Обеспечение населения Оренбургской области качественными продуктами питания местного производства.

2. Формирование условий для создания региональной системы гарантированного сбыта сельскохозяйственной продукции, в том числе за счет использования финансовых инструментов.

Это позволит решить следующие задачи, которые заключаются в том, чтобы создать:

1. Региональный бренд качества, систему управления качеством продукции (лаборатории, стандартизация и сертификация продукции, поддержка регионального бренда).

2. Оптово-распределительный центр со складами, транспортом в г. Оренбург, Орск, Бузулук, Бу-гуруслан.

3. Собственную товарную биржу.

4. Систему первичной переработки продукции (убойные цеха, молокоприемные пункты, цеха первичной переработки овощей).

5. Оптимальную систему снабжения продуктами питания в рамках государственного (муниципального) заказа.

Таким образом, в рамках проведенного исследования была доказана необходимость создания оп-тово-распределительного центра (ОРЦ) с товарной биржей и определены места его размещения на территории Оренбургской области. Задачи и функции, которые будет выполнять ОРЦ, помогут решить проблемы сбыта сельскохозяйственной продукции на территории Оренбургской области, доведения местной продукции до потребителя, а также будут способствовать страхованию сельскохозяйственных рисков для производителей, что будет являться драйвером роста аграрного сектора. Мы можем утверждать, что предлагаемый нами оптово-распреде-лительный центр с функционирующей финансовой инфраструктурой, в частности товарной биржей, на территории Оренбургской области повысит инвестиционную привлекательность региона.

Литература

1. Балко, С.В. Товарная биржа как основа инфраструктуры аграрного рынка Украины // Научные труды южного филиала национального университета биоресурсов и природопользования Украины «Крымский агротехнологический университет». - 2012. - № 141. - С. 221-226.

2. Бугай, Ю.А. Складское свидетельство - экономический инструмент регулирования зернового рынка // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2007. - № 1(27). - С. 66-68.

3. Гончаров, В.Д. Иностранные инвестиции в АПК России // Инвестиции в России. - 2013. - № 6(221). - С. 8-11.

4. Жеребцов, Г.И., Сорокин, А.В. Текущее состояние биржевого товарного рынка и биржевые торги постановочными фьючерсами на пшеницу // материалы II Международной научно-практической конференции «Итоги и перспективы интегрированной системы образования в высшей школе России: образование - наука - инновационная деятельность» Москва, 26-28 октября 2011. - С. 570-574.

5. Иванова, В.Н., Серегин, С.В. Пищевая промышленность России. Современное состояние, проблемы, ориентиры будущего развития - М.: Финансы и статистика, 2013. - С. 526.

6. Иосипенко, В.Д. Прогноз колебания цен на сельскохозяйственную продукцию на мировых товарных биржах // Региональные агросистемы: экономика и социология. - 2008. - № 2. - С. 3.

7. Круглова, Н.Е. Инструменты управления рисками в сельском хозяйстве: от диверсификации до погодных фьючерсов // Экономика и эффективность организации производства. - 2010. - № 13. - С. 138-141.

8. Левин, В.С., Матвеева, Т.А. Продовольственные фьючерсы как инструмент справедливого ценообразования на рынке зерна // Финансы и кредит. - 2013. - № 42 (570). - С. 2-5.

9. Матвеев, Д.А. Риски, связанные с использованием складских свидетельств // Вестник Московского университета МВД. - 2011. - № 7. - С. 140.

10. Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mcx.orb.ru/ (дата обращения 17.03.2015)

11. Пивоваров, Н.С., Мохунов, Г.А., Пономарева, О.Н. Товарные биржи России - Оренбург, 2004. - С. 7.

12. Правовой портал «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] - Режим доступа URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=105725 (дата обращения 17.03.2015)

13. Ротко, С.В., Тимошенко, Д.А. Складское свидетельство как товарораспорядительная ценная бумага // Современное право. - 2009. -№2. - С. 86-87.

14. Рыкова, И.Н., Смирнов, М.А. Проблемы и перспективы развития в России оптово-распределительных центров для сбыта сельскохозяйственной продукции // Финансовая аналитика: проблемы и решения. -2014. - № 34(220). - С. 2-11.

15. Рыкова, И.Н., Смирнов, М.А., Гордеев, А.В. Роль оптово-распределительных центров в решении проблемы потерь сельскохозяйственной продукции // Экономика: теория и практика. -2014. - № 4(36). - С. 51-56.

16. Стародубцева, В.К. Инвестиции в агропромышленный комплекс // Экономика и экономические науки. - 2013. - № 2.

17. Хамула, В.Н. Организация краткосрочного кредитования под залог товара с использованием двойных складских свидетельств // Вестник Ростовского государственного экономического университета. - 2011. -№ 33. - С. 90-97.

18. Яндекс - карты [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://maps.yandex.ru/48/orenburg/?ll=55.0 99410%2C51.769377&z=11 (дата обращения 19.03.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.