Научная статья на тему 'Создание садоводческой ассоциации как форма интеграции производителей плодов и ягод'

Создание садоводческой ассоциации как форма интеграции производителей плодов и ягод Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание садоводческой ассоциации как форма интеграции производителей плодов и ягод»

открытости и взаимной выгоды. К основным направлениям его деятельности следует отнести разработку новых рекламных концепций, рекламу торговой марки, создание новых каналов реализации продукции, популяризацию молока как товара, его продвижение в систему государственного заказа, разработку и внедрение единой торговой марки для молокопродукции предприятий локальной территории, изменение дизайна упаковки товаров, применение новой стратегии ценообразования между сельхозтоваропроизводителями и переработчиками и внедрение логистической технологии, обеспечивающей поставку товара на протяжении всей цепи товародвижения точно в срок.

Представители Центра на региональном, национальном и международном рынках заключают сделки не купли-продажи, а лишь кратковременные форвардные, «выводящие» поставщиков молоко-продукции на потребителей. Сделку купли-продажи заключает сам поставщик, перечисляя Центру незначительный процент от нее. Объем передаваемой на реализацию продукции определяется самим предприятием, которое при этом может иметь и собственную сбытовую сеть, но реализовывать через нее продукцию под той же торговой маркой. Поставкой продукции потребителю также занимается ее производитель, что обуславливает необходимость для каждого молокоперерабатывающего предприятия развивать собственную логистическую систему и решать проблемы, связанные с повышением конкурентоспособности своей продукции.

Работа по совместному продвижению продукции позволяет координировать усилия по определению объемов ее производства, снижать уровень конкуренции между переработчиками молока на самой локальной территории и углублять специализацию, рассредоточив между ними виды производимой молочной продукции в соответствии с имеющимися у них оборудованием и технологиями и сформировавшейся сырьевой зоной. Для этого предлагается на основе единой информационной системы программных продуктов «Сводный план производственно-финансовой деятельности с.-х. предприятий» Минсельхоза и белгородской «Бюджетное планирование предприятий АПК» управлять

этим процессом как на уровне отдельных субъектов локальной территории, так и на уровне Маркетингового центра. Первая программа предназначена для ввода информации относительно планируемых производственно-финансовых показателей деятельности предприятий именно в той мере, в какой они сотрудничают с системой, и ее передачи локализа-тору - Маркетинговому центру. Вторая позволяет качественно спланировать все параметры производства молока в одной системе заданных показателей, в том числе и объемы сырья для перерабатывающих предприятий территории.

Таким образом, локальная сельская территория - это территория, ограниченная ареалом экономического влияния одного или нескольких крупных перерабатывающих предприятий, совместно решающих задачу продвижения продукции на рынки. Структуру кормопроизводства и молочного животноводства, входящего в ареал товарно-сырьевой зоны каждого из перерабатывающих предприятий, определяет специализация этих предприятий.

Управление такой территорией предполагает сочетание системы хозяйственного управления, формируемой товаропроизводителями для реализации функций изучения конъюнктуры рынка и продвижения на нем своей продукции и через сигналы с этого рынка - координации производственной деятельности товаропроизводителей территории, входящих в состав созданного для этого объединения. И системы государственного и муниципального управления, главная задача которых - продвигать продукцию своих территорий на внешних рынках, оказывать товаропроизводителям финансовую поддержку и методическую помощь в указанных вопросах. Для чего в структуре регионального управления (министерства) сельского хозяйства считаем необходимым иметь подразделение, отслеживающее ситуацию на региональном агропродовольственном рынке и обеспечивающее продвижение продукции региона на национальном и международных рынках на основе административного ресурса.

Источники:

1. http: www.altai.reanum.ru

2. http://www.aaro.altai.ru

СОЗДАНИЕ САДОВОДЧЕСКОЙ АССОЦИАЦИИ КАК ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

ПЛОДОВ И ЯГОД

А.И. Трунов, ассист. Мичуринского государственного аграрного университета

Объективная необходимость развития интеграционных процессов в отрасли садоводства на современном этапе обуславливается достаточно сложной макроэкономической ситуацией в регионе. Это, в первую очередь, наличие ценового диспаритета и сложной системы налогообложения, отсутствие отлаженных связей в системе движения товарных потоков, смена форм собственности, изменение производственных и земельных отношений, неэффективная система управления хозяйственной деятельностью в АПК, возникающие противоречия при становлении рынка. Интеграция позволяет сократить расходы, связанные с производством и реализацией конечного продукта, с изучением конъюнктуры рынка.

В условиях экономического кризиса появляется острая необходимость некоммерческого объединения хозяйствующих субъектов в агропромышленные ассоциации. Нами была разработана модель ассоциации

производителей и переработчиков садоводческой продукции с названием «Тамбовпромсад».

Одна из основных задач создания ассоциации «Тамбовпромсад» - создание замкнутой, законченной схемы производства садоводческой продукции, концентрация и более эффективное использование финансовых и материальных ресурсов для повышения эффективности работы сельскохозяйственных организаций путем производства качественной продукции, обеспечение продовольственной безопасности региона.

Создание и функционирование ассоциации «Тамбовпромсад» позволит: разработать систему производственно-экономических отношений между научными учрежденьями и предприятиями отрасли; внедрить последние достижения научной мысли (инновации) во все сферы деятельности ассоциации; создать механизм постоянной генерации идей и во-

площения их в производство (бизнес-инкубатор); в результате объединения ресурсов повысить уровень интенсификации отрасли садоводства.

Создание ассоциации «Тамбовпромсад» обусловит ряд преимуществ: повысит отдачу от уже имеющихся средств за счет улучшения координации действий предприятий-контрагентов; стабилизирует экономику предприятий за счет сближения интересов товаропроизводителей, перерабатывающих и торговых структур; централизует финансовые средства и создаст возможность инвестирования их в наиболее «узкие места»; стабилизирует хозяйственные связи за счет повышения надежности и упрочнения взаиморасчетов по предприятиям, связанным в единую технологическую цепочку.

Следовательно, в основе создания ассоциации «Тамбовпромсад» лежат побудительные мотивы, основанные на интересах хозяйствующих субъектов, их проблемах, возникающих сегодня в условиях рыночных отношений.

Все хозяйства и предприятия-участники по плодоконсервному производству сохраняют юридическую самостоятельность и права юридического лица, входят в ассоциацию только по производству, реализации, хранению и переработке продукции садоводства.

Ассоциация «Тамбовпромсад» является некоммерческой организацией. Основная необходи-

Научно-

исследовательские

институты

мость создания ассоциации - увеличение производства качественных плодов на территории Тамбовской области, увеличение производительности труда в подкомплексе, а значит, и повышение интенсификации производства, в равной степени, так и экономической эффективности отрасли.

Цели ассоциации «Тамбовпромсад»: увеличение производства плодов в Тамбовском регионе; улучшения качества посадочного материала и увеличение объема его производства; координация предпринимательской деятельности сельскохозяйственных, перерабатывающих предприятий и организаций розничной торговли; пропаганда и увеличение доли присутствие отечественной продукции на российском рынке; создание единого информационного поля в области производства, хранения, переработки, реализации продукции садоводства, а также посадочного материала; организация инвестиционного климата; повышение уровня инноваций в отрасли.

Высшим органом управления ассоциации «Тамбовпромсад» является общее собрание членов (их представителей). Норма представительства от каждого учредителя - один представитель с правом голоса.

Нами разработана и предложена организационная модель участников садоводческой ассоциации, на примере описанной выше ассоциации «Тамбовпромсад» (рис. 1).

Ґ Региональные селекционные

V центры у

і

1 ,

Садоводческие

сельхозпредприятия

АССОЦИАЦИЯ

«ТАМБОВ

ПРОМСАД»

Хозяйства

населения

//

I Предприятия

Садоводческие КФХ и ИП промышленной

переработки

Областные

госсортоиспытательные

участки

Потребительские

кредитные

кооперативы

Потребительские кооперативы по заготовке, хранению, переработке и реализации продукции

Рисунок 1. Региональная организационная модель садоводческой ассоциации «Тамбовпромсад»

В состав ассоциации «Тамбовпромсад» войдут:

- научно-исследовательские институты (Всероссийский НИИ садоводства им. И.В. Мичурина, Мичуринский государственный аграрный университет, всероссийский научно-исследовательский институт селекции и генетики плодовых растений имени И.В. Мичурина);

- региональные селекционные центры (на базе МичГАУ, ВНИИС им. И.В. Мичурина, ВНИИС и ГПР им. И.В. Мичурина и передовых хозяйств отрасли);

- областной государственный сортоиспытательный участок (возрождение первомайского госсор-тоиспытательного участка плодово-ягодных культур);

- питомники (ОАО «Жердевский плодопитомник», ФГУП «Опытно-полеводческое хозяйство при ВНИИС им. И.В. Мичурина» и в передовых хозяйствах области);

- садоводческие предприятия (ООО «Снеже-ток», ОАО «Дубовое», СПК «Зеленый Гай», ООО «Мичуринская Нива», ОАО «Базевский», ООО «Заря», ОАО «Ягодное» и другие);

- хозяйства населения;

- садоводческие крестьянско-фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели;

- предприятия промышленной переработки (ООО «Кочетовские соки и концентраты», ООО «Росконцентрат», Мичуринский экспериментальный завод ООО «М-КОНС» и другие перерабатывающие предприятия);

- потребительские кооперативы по хранению, переработке и реализации садоводческой продукции (агротехнопарк «Мичуринский» и создание субъектов хозяйственной деятельности по хранению, переработки и реализации продукции, инициируемые производителями садоводческой продукции);

- потребительские кредитные кооперативы (создание кредитной кооперации с целью роста инвестиций в отрасль садоводства и повышения ее финансовой устойчивости);

- совет ассоциации (областные и муниципальные органы власти, представители областного

управления сельского хозяйства, делегированные члены ассоциации).

Заключение взаимных договоров в рамках ассоциации «Тамбовпромсад» предполагает: представление и согласование взаимных заказов; отработку структуры данных договоров, включая общие положения, договорные обязательства, взаимное стимулирование и ответственность; изложение каждой стороной своих интересов и предложений на установление цен; организацию учета, контроля, анализа и оценку исполнения договоров, установления порядка их регистрации на уровне общехозяйственного управления; разрешение договорных споров, установление санкций, осуществление распределительных расчетов.

Согласно разработанной нами модели, немаловажную роль ассоциация может сыграть в содействии формированию и развитию рыночной инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности сельских товаропроизводителей, образованию потребительских кооперативов, организации оптовых продовольственных и ресурсно-технических рынков.

Ассоциация должна осуществлять координацию действий сельскохозяйственных производителей в борьбе против следующих негативных для них явлений: поставок импортного продовольствия и средств производства, наносящих ущерб отечественным товаропроизводителям.

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ АНТИКРИЗИСНОЙ ПРОГРАММЫ В СИСТЕМЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

И.В. Палаткин, д.э.н., проф., А.А. Кудрявцев, к.э.н., Пензенская государственная технологическая академия

Количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Пензенской области в последние годы резко увеличилось - с 80 кооперативов в 2008 г. до 860 кооперативов в 2009 г. Такой рост стал результатом активной политики региональных органов власти по снижению уровня безработицы и ликвидации негативных последствий кризиса на селе. Основная часть сельскохозяйственных потребительских кооперативов создана с участием безработных граждан, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств. В 2009 г. в рамках антикризисной программы на создание кооперативов из бюджета выделено 250 млн руб., в 2010 г. планируется обеспечить финансирование в таких же объемах. Гражданам, в установленном порядке признанным безработными, предоставляется государственное пособие в сумме 12-кратного максимального размера пособия по безработице (58800 руб.). Полученное

пособие должно использоваться на формирование паевого фонда кооператива. Контроль за целевым использованием средств, предоставленных из бюджета на финансирование дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Пензенской области, осуществляют Министерство финансов Пензенской области и Управление государственной службы занятости населения Пензенской области.

Очевидно, что регистрация значительного количества кооперативов не означает автоматического повышения их роли в агропродовольственном комплексе региона. Необходимо создать инфраструктуру развития потребительской кооперации, эффективную систему поддержки как вновь созданных, так и уже действующих кооперативов. И такая система в регионе создается (рис.1).

Рисунок 1. Перспективная система развития сельскохозяйственной потребительской кооперации

Пензенской области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.