ПЕДАГОГИКА
УДК 338.46
Киселева Екатерина Сергеевна
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
СОЗДАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ СЕТЕВОГО СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья посвящена исследованию вопросов использования механизмов социального партнерства в образовательных организациях на региональном уровне. Особое внимание уделено описанию реализации механизма социального партнерства в практике регионального образования. Определены теоретические основы создания модели сетевого взаимодействия образовательных организаций Нижегородской области с учетом принципов социального партнерства.
Ключевые слова: социальное партнерство, сетевое взаимодействие, образование, образовательная организация, модель сетевого социального партнерства, образовательные ресурсы.
В настоящее время, понятия «сетевое взаимодействие», «социальное партнерство» прочно вошли в область образования и становятся наиболее востребованными формами взаимодействия образовательных организаций с целью повышения качества, доступности образования, создания условий для получения образования в течение всей жизни. Понятие «сетевое взаимодействие образовательных организаций» прочно закрепилось в системе образования в качестве эффективного инструмента реализации государственной политики. Это отражено в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»: ст. 13
ч. 1 упоминается о возможности использования сетевых форм реализации образовательной организацией основных образовательных программ. В ст. 15 ч. 1 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» раскрываются механизмы сетевой формы реализации образовательных программ. Поэтому широкое использование практики сетевого взаимодействия становится необходимостью и одним из условий реализации государственной политики в области образования в регионе и стране в целом.
Понятие «сетевое взаимодействие» образовательных организаций подразумевает долгосрочное, целеориентированное взаимодействие социальных партнеров, которые могут выступать в качестве управляемого субъекта (активного элемента), в качестве управляющего органа (центра), метацентра, осуществляющего руководство центрами. Сетевое взаимодействие между образовательными организациями различных видов и стейкхолдерами (организациями - социальными партнерами) характеризуется прежде всего наличием тесных вертикальных и горизонтальных связей, в точках, пересечения которых определяются общие цели: обмен ресурсами, материалами, информацией, знаниями и пр., в рамках сетевого социального партнерства организациями совместно используются ресурсные базы, определяется стратегия деятельности, координируется система управления деятельностью.
Создание модели управления сетевым взаимодействием образовательных организаций на основе принципов социального партнерства является одним из условий успешного развития об-
разовательного кластера в конкретном регионе. Учитывая возможности использования принципов аутсорсинга в образовании, возможно создание модели сетевого социального партнерства с целью взаимовыгодного использования ресурсных баз. Это закреплено в Законе № 273 ст. 15. «Об образовании в РФ»: «Сетевая форма реализации образовательных программ, (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций». Также в Законе № 273 ст. 15. ч. 1 определены возможные участники социального взаимодействия: «В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей программой», кроме этого в качестве социальных партнеров могут выступать физические лица (родители), организации, осуществляющие управление системой образования (Департамент образования г. Н. Новгорода, Министерство образования Нижегородской области), различные коммерческие, общественные организации и пр.
Широкое использование практики сетевого социального партнерства в образовательных организациях Нижегородской области позволит решить ряд противоречий:
- между необходимостью реализации государственных инновационных инициатив сетевого взаимодействия в образовании на основе идей социального партнерства и недостаточностью разработанности эффективных моделей, методов, условий их внедрения;
- между необходимостью инновационного опережающего развития образовательных организаций
20
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
© Киселева Е.С., 2015
Создание региональной модели сетевого социального партнерства образовательных организаций...
региона и недостаточностью включенности образовательных организаций в инновационную деятельность для повышения качества образования.
В настоящее время, включенность образовательных организаций в систему сетевого социального партнерства является показателями «открытости», включенности в социально значимую деятельность региона и страны в целом, повышения качества образования в организации, повышения ее общественного статуса, и пр.
Использование сетевого социального взаимодействия образовательных организаций позволяет регулировать систему вертикальных и горизонтальных связей между ними, на основе взаимовыгодного использования ресурсов социальных партнеров, для достижения более высоких результатов.
В настоящее время, в системе образования ведется активный поиск, разработка моделей, форм, технологий эффективного сетевого социального партнерства, изучение и разработка условий, критерий оценки влияния социального партнерства на повышение качества образования. Основными критериями эффективности сетевого социального партнерства в региональном образовании можно считать следующие: повышение качества образовательного процесса в образовательных организациях региона, востребованность выпускников на рынке труда, привлечение абитуриентов в образовательные организации региона, интеграция Российской системы образования в мировое образо-
вательное пространство, обеспечение доступности и открытости образовательных ресурсов для субъектов социального партнерства, создание условий непрерывности получения образования в течение всей жизни и пр.
Для создания модели сетевого социального взаимодействия образовательных организаций необходимо определить ряд показателей:
- цели сетевого социального партнерства образовательной организации с социальными партнерами;
- механизмы взаимодействия образовательной организации с социальными партнерами;
- структура модели сетевого социального партнерства;
- основные направления деятельности образовательной организации в рамках сетевого социального партнерства;
- возможные риски и последствия реализации деятельности и системы управления образовательной организации в рамках сетевого социального партнерства.
Существуют различные классификации моделей сетевого взаимодействия образовательных организаций с социальными партнерами. Согласно классификации З.В. Апеваловой и В.П. Соломина, разработанной в соответствии с опытом образовательных организаций г. Санкт-Петербурга, модели сетевого взаимодействия делятся на две группы: «Ресурсно-управленческий центр» и «Партнерская кооперация».
Таблица 1
Модели сетевого взаимодействия образовательных организаций с социальными партнерами
(по З.В. Апеваловой, В.П. Соломину)
Название модели Характер управления Структура модели Характеристика
6- н X о ■ я § * 1 § & 2 о 5 % g 03 сЗ о. с Наличие ининциатив-ного управляющее го центра Централизованная иерархичная структура Характерны жесткие иерархичные связи между крупной высокоресурсной образовательной организацией и осуществлением строгого контроля подчиненных образовательных организаций и социальных партнеров низшего уровня
Интегрированная структура образовательных организаций Характерно наличие координационного центра, который объединяет несколько независимых образовательных организаций, с целью использования ресурсных баз
Франчайзинговая структура Характерно наличие ведущего центра, независимых образовательных организаций, совместно которые создают базу данных сетевых партнеров для взаимовыгодного сотрудничества
Создание равноправных Автономная Участники сетевого социального
«Партнерская кооперация» партнерских связей между кооперация партнерства независимы и равноправны,
образовательными характер взаимодействия определяется
организациями ситуативно.
и социальными Структура Участники сети независимы и
партнерами «свободной сети» равноправны, объединяются с целью обмена профессиональным опытом.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2
21
ПЕДАГОГИКА
Принципиальное отличие моделей заключается в механизмах взаимодействия и структуре управления внутри модели.
В рамках модели «Ресурсный центр» характерным является наличие управляющего центра -инициативной образовательной организации, которая привлекает и координирует стейкхолдеров. Данная организация выступает в качестве интегратора идей, разработки, внедрения деятельности по интересующей проблеме.
Модель «партнерская кооперация» предполагает создание равноправной сети взаимодействия образовательных организаций, стейкхолдеров, которые заинтересованы в долгосрочной, продуктивной совместной деятельности. В таблице 1 представлена общая характеристика моделей сетевого социального партнерства, определены характеристики управления моделями, их структура.
Моделирование сетевого взаимодействия, образовательных организаций основано на выделении общих закономерностей, присущих сетевому взаимодействию (А.И. Адамский, Н.С. Бугрова, С.В. Тарасов):
- основой сетевого объединения является сетевое событие, как прецедент взаимодействия, направленный на решение проблемы;
- сетевое взаимодействие образовательных организаций рассматривается как система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать педагогическому сообществу инновационные модели;
- центральным элементом сетевого взаимодействия выступает персона (субъект) как носитель инновационной информации. В качестве субъектов (персон) выступают отдельные личности, коллективы;
- сетевое взаимодействие обусловлено наличием не только вертикальных, но и горизонтальных связей образовательной организации. При доминирующей роли горизонтальных связей для поддержания устойчивых структур совместной деятельности;
- открытый характер сетевого взаимодействия социальных партнеров, открытость границ по отношению к внешней среде;
- наличие основополагающей идеи (цели), объединяющей образовательные организации сети;
- многоцентровой характер внутри сети, создаваемый многообразием образовательных организаций, образуемый кластер;
- продуктивность сетевого взаимодействия расширяется на основе использования возможностей интернета и средств ИКТ;
- инновационная деятельность внутри сети обусловлена наличием лидера «системного интегратора», организующего проектную деятельность педагогов.
Успешность реализации сетевого социального партнерства образовательных организаций во многом зависит от множества факторов:
- создание руководством образовательных организаций благоприятных условий для эффективного использования инновационного опыта, ресурсов социальных партнеров, в т. ч. стейкхолдеров;
- мотивация педагогического коллектива на участие в инновационной деятельности: моральное и материальное стимулирование педагогов в соответствии с их степенью участия в инновационной деятельности и реализации совместных с социальными партнерами мероприятий, программ, проектов;
- создание возможности учета деятельности педагогов образовательных учреждений при аттестации;
- преодоление конфликтов инновационной деятельности педагогическим коллективом образовательных организаций - социальных партнеров;
- повышение и развитие у педагогов профессиональной компетентности и мотивации использования потенциала субъектов сетевого взаимодействия;
- создание условий для выстраивания взаимовыгодных отношений с социальными партнерами на принципах аутсорсинга, как способа расширения образовательных возможностей образовательного учреждения и социальных партнеров;
- повышение эффективности управления образовательной организацией: внедрение механизмов разделенной ответственности за исполнение принимаемых решений, делегирование полномочий работников образовательных организаций;
- создание руководством образовательных организаций условий для реализации творческого, научного, профессионального потенциала педагогов через освоение ими современных интерактивных, информационных, коммуникативных технологий для достижения более высоких результатов.
В Нижегородской области с целью повышения качества образования, путем развития инновационного опережающего развития образования в регионе, обмена лучшими инновационными практиками, создания коммуникативной электронной сетевой площадки создано учебно-методическое объединение по педагогическому образованию Нижегородской области. Для данной модели характерно наличие интеграционного центра, в качестве которого выступает Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, как опорного регионального центра педагогического образования. В качестве социальных партнеров выступают образовательные организации Нижегородской области: дошкольного, основного образования, среднего, высшего образования, а также организации заинтересованные в развитии образовательного кластера в регионе.
В данной модели присутствуют элементы Ресурсно-управленческого центра, с интегрированной структурой управления моделью, а также элементы
22
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
Создание региональной модели сетевого социального партнерства образовательных организаций...
свободной кооперации структуры свободной сети. Таким образом можно говорить о новой структуре модели сетевого социального партнерства - «Учебно-методическое объединение по педагогическому образованию Нижегородской области», которая обладает характерными особенностями.
Для структуры модели УМО по педагогическому образованию Нижегородской области характерно сочетание вертикальных и горизонтальных связей внутри сети, которые реализуются в рамках взаимодействия по трем направлениям: практи-ко ориентированного, портал УМО, через сетевое электронное издание «Вестник УМО по педагогическому образованию Нижегородской области».
Характерными видами социального партнерства в рамках УМО, согласно классификации
А.Ю. Ховрина, являются: индивидуально-групповое и межгрупповое взаимодействие, многостороннее, гетерогенное, внутри и межсферное, внутрисекторное, с участием и без участия органов власти, нормативно предписанное и само-и внешнеинициированное, безпосредническое, с участием посредника, нормативно-регулируемое, социально-конструктивное, сбалансированных интересов, полифункциональное, трансформируемое, перманентное, долгосрочное, региональное.
Для повышения мобильности обмена передовым педагогическим опытом в рамках УМО была создана информационная коммуникативная площадка - портал УМО по педагогическому образованию Нижегородской области. Информационноинновационный портал состоит из трех блоков: геоинформационного, информационного, информационно-технологического.
Создание на базе УМО по педагогическому образованию Нижегородской области электронного сетевого издания «Вестник УМО по педагогическому образованию Нижегородской области» позволит педагогам и заинтересованным лицам использовать инновационный педагогический опыт в своей деятельности. В рамках практико-проектного взаимодействия с целью поддержки и развития инновационной деятельности образовательных организаций региона, на базе УМО по педагогическому образованию Нижегородской области созданы модели инновационных форм социального взаимодействия для образовательных организаций региона и социальных партнеров. Они включают в себя программы и проекты формирования и поддержки инновационной деятельности; систему проектирования и организации индивидуальных маршрутов инновационной направленности педагогов (программы семинаров, мастер-классов, курсов, конкурсов); обеспечение системы экспертных и стажировочных площадок педагогам для взаимообмена лучшими практиками и технологиями.
Библиографический список
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Издательство «Омега-Л», 2014.
2. Ховрин А.Ю. Социальное партнерство в сфере реализации молодежной политики: Автореф. ... д-ра соц. наук. - М., 2010. - 47 с.
3. Ховрин А.Ю. Функции социального партнерства и особенности их проявления в сфере молодежной политики // Социально-гуманитарные знания. - 2010. - № 2. - С. 201-219.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2
23