12 января 2012 г. 16:12
ТЕМА НОМЕРА
Создание распределенной сети по продаже автобусных билетов как способ повышения доступности пассажирских перевозок
Ключевые слом: автомат эащя технологического процесса, автоматизированные системы управления, пассажирские перевозки, транспортная безопасность, пропускная способность касс автовокзала.
Васильев А Г.,
аспфант кафедры "Экономики и управления
на предприятиях транспорта" (УГЛТУ),
В настоящее время в России происходит автоматизация технологических процессов в различных сферах производства и услуг. Стремление собственников повысить эффективность работы предприятий способствует появлению на рынке ГГ-услуг новых мелких компаний.
В области пассажирских перевозок автомобильным транспортом основанное развитие происходит по направлениям: спутникового мониторинга состояния транспортных средств посредством систем ГЛОНАСС и GPS, и автоматизации технологическою процесса автовокзала. При этом если на рынке услуг спутникового мониторинга представлены преимущественно крупные федеральные компании с развитой дилерской сетью, то на рынке автоматизированных систем автовокзалов творится настоящий "хаос". Отсутствие четких целей и единых стандартов способствует возникновению множества автономных систем внутри конкретных автовокзалов и автостанций.
Основной задачей разработчиков в большинстве случаев является автоматизация существующего технологического процесса автовокзала (автостанции), а также создание необходимой отчетности. Фактически созданные системы ориентированы на оптимизацию роботы предприятия и сокращению издержек производства. Безусловно, это правильно, но принципы рыночной ЭКОНОМИКИ ОСНОвЫвОЮТСЯ на потребностях и желаниях потребителя услуг, т.е. пассажира, который хочет приобрести билет в удобном месте, быстро и при этом как можно дешевле. Создание системы, обеспечивающей потребности пассажиров и удовлетворяющей требованиям собственников автовокзалов является актуальной научно-практтес-кой задачей.
36
Автоматизация технологического процесса автовокзалов в большинстве случаев направлена на упорядочение системы бухгалтерских отчетов, а также сокращение необоснованных издержек предприятия. В то же время конечный потребитель практически не ощущает изменений в технологическом процессе. Совершенствование используемых автовокзалами технологий должно быть направлено в первую очередь на потребителя услуги — пассажира. Предложен один из вариантов совершенствования систем автоматического управления автовокзалами.
Исследования результатов автоматизации технологического процесса автовокзалов свидетельствуют о повышении пропускной способности касс автовокзала за счет сокращения времени обслуживания одного пассажира. На основании проведенных росчетов была определена зависимость максимальной интенсивности потока клиентов, который способны обслужить кассы автовокзала, без создания очередей от среднего времени обслуживания одного клиента, пасс/час [1 ]:
" 2225 1 — * 71 х,
пі
где I — номер кассира; х — среднее время обслуживания одного пассажира, с; л — количество кассиров.
Сокращение среднего времени обслуживания одного пассажира при автоматизации технологического процесса позволит повысить пропускную способность касс автовокзала, и как следствие сократит длину очередей в кассовом зале.
В большинстве случаев автоматизации на этом этапе оптимизация технологического процесса останавливается, и собственник автовокзала, увидев незначительный прирост количества обслуженных клиентов, остается доволен. В то же время поставленная нами задача в полной мере не решена. Одним из свидетельств этого является активное развитие стихийных пунктов отправления пассажиров междугородных автобусов в крупных городах России.
Стоит отметить, что современное расположение автовокзалов и пассажирских автостанций в большинстве российских городов было определено еще в 1970 — 1980-х гт. Развитие и рост городов привел к тому, что расположение крупных спальных микрорайонов, мест работы жителей городов, а соответственно и схема движения городского общественного транспорта существенно изменилось.
Поэтому, в городах, где расположение автовокзала не отвечает требованию удобства сообщения, возникают стихийные места посадки и выаадки пассажиров междугородного и пригородного транспорта.
В крупных городах доля пассажиров, отправляющихся со стихийных отправных посадочных площадок, достигает 30%. Возникающие стихийные площадки можно условно подразделить на 2 категории [2]:
* площадки, расположенные вблизи существующих объектов транспортной инфраструктуры.
• площадки, расположенные на магистральных улицах, по которым осуществляется движение пригородного и междугородного транспорта.
Стихийные площадки не отвечают требованиям, предъявляемым к безопасности пассажиров при посадке в салон автобусов, а также при ожидании автобуса. Также необходимо учитывать, что посаженные вне автовокзалов и автостанций пассажиры, как правило, осуществляют проезд без билетов. Таким образом, полученные от их реализации доходы "уходят в тень".
При этом основной фактор, способствующим возникновению стихийных пунктов посадки — необходимость ехать на автовокзал для покупки пассажирского и багажного билета. Рассмотрим простои пример: житель Екатеринбурга, проживающий в удаленном микрорайоне Химмащ планирует на выход ные отправиться в город Челябинск. Отправным пунктом для междугородного автобусного маршрута "Екатеринбург — Челябинск" пассажир выбрал Северный автовокзал, расположенный в центральной части города. Для предварительной покупки билета наш пассажир вынужден ехать на автовокзал, при этом ему необходимо совершить одну пересадку, а потом он должен добраться обратно. При стоимости проезда в го-
Т-Сотт #2-2011
А
У
ТЕМА НОМЕРА
родском транспорте Екатеринбурга — 18 руб., пассажир вынужден потратить на проезд до автовокзала 72 руб. Стоимость проезда до Челябинска составляет 397 руб. Таким образом, пассажир несет дополнительные росходы в размере 18,1 % от стоимости проезда. Зачем данному пассажиру нести эти росходы? Автобус, следующий по регулярному автобусному маршруту "Екатеринбург — Челябинск" проезжает мимо микрорайона Химмащ поэтому пос-оажир предпочтет ожидать автобус "у столба". А таких пассажиров в Екатеринбурге тысячи.
Повышение достушости услуги по продаже пассажі^хких билетов — наиболее перспективный путь решения поставленной зодачи. Услуги должны быть направлены на потребителя, а не на исполнителя [3]. Фактжесхи услуга по продаже билетов должна быть удобна пассажиру.
Основные способы повышения доступности услуг по продаже билетов — использование альтернативных способов продажи билетов, к которым относятся: удаленные кассы автовокзала, терминалы самообслуживания, агентства по продаже железнодорожных и авиабилетов, туристические агентства, а также через Интернет продажу билетов. Фактически необходимо создание распределенной сети по продаже автобусных билетов.
Основываясь на принципе ориентированности на потребителя, и предложенных способах продажи билетов была разработана система АСУ "Е-Автовокзал". Распределенная система по продаже пассажирских билетов, созданная на основе АСУ "Е-Автовокзал" представлена на рисунке.
Используя дополнительный сервер-приложение, к базе данных автовокзала были подключены удаленные коссы, терминалы самообслуживания, агентства и др. Запросы, отправляемые распределенными кассами, поступают на сервер-приложение, откуда они передаются на сервер автовокзала.
Учитывая высокий территориальный охват городов России терминалами самообслуживания различных платежных систем, использование терминалов самообслуживания в качестве продавца билетов наиболее перспективное направление в создании распределенной сети по продаже билетов. Исследования, проведенные компанией КОМКОН [4] показали, что 51% опрошенных респондентов хотя бы раз в неделю пользуются терминалами самообслуживания. Таким образом, при подключении к системе по продаже пассажирских билетов, крупных сетевых операторов должно произойти увеличение количества пассажиров, перевозимых от автовокзалов и автостанций.
Приобретая электронные билеты, пассо-жиры вводят в систему свои персональные дан-
Т-Сотт #2-2011
ные: фамилию, ^ля, отчество, а также серию и номер паспорта. После чего билет оплачивается удобным для пассажира способом и через удобный для пассажира сервис. По окончанию оплаты печатается электронная маршрутная квитанция. В некоторых случаях, например отсутствие принтера у пассажира, купившего билет через у^еЬ-приложение, печать маршрутной квитанции невозможна, в то же время пассажир должен гарантированно отправиться в нужный для него рейс Благодаря тому, что проданный билет имеет персонального поссажи-ра, при посадке в салон автобуса пассажиру достаточно предъявить свой паспорт.
Создание распределенной сети по продаже билетов позволит потребителям избежать расходов на поездку к кассам автовокзала или автостанции. Исследования эластичности спроса по методике [5] свидетельствуют о том, что снижение тарифов на 1 % приводит к повышению спроса на 0,42%. Поэтому исключение затрат на передвижение пассажиров к автовокзалу в общей стоимости билетов позволит повысить величину спроса.
Стоимость проезда одного конкретного пассажира на регулярном автобусном маршруте зависит от затрат автотранспортного предприятия. Статьи затрат автотранспортных предприятий подразделяются на две категории: постоянные и переменные. Переменные затраты зависят напрямую от объема выполненной работы. Основная часть переменных затрат приходится на топливо, смазочные материалы, шины. Переменные издержки исчисляются на единицу пробега транспортного средства [6].
Постоянные издержки напрямую не зависят от выполненной транспортной работы. К ним относятся расходы на содержание оамини-стративного аппарата, зданий, сооружений и т.п. Постоянные расходы в свою очередь, можно подразделить на две категории: расходы, определяемые на 1 ООО часов работы на маршруте, и расходы, относимые на приведенный автомобиль.
Таким образом, тариф формируется из следующих основных статей:
а) переменные издержки:
— топливо (по моделям автобусов с отопителем расход топлива на обогрев салона учитывается в группе постоянных расходов);
— смазочные материалы;
— шины;
— расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтных и вспомогательных рабочих;
— ремонтный фонд
б) постоянные издержки:
— рассчитываемые на 1 ООО часов работы транспортного средства на маршруте (топливо на обогрев салона в зимний период — для моделей автобусов с штатным независимым отопителем; расходы на оплату труд а и отчисления на социальные нужды, кроме заработной платы ремонтных и вспомогательных рабочих);
— рассчитываемые на транспортное средство в год (налоги и обязательнью платежи, износ автобусов, общехозяйственные расходы)
Периодичность рейсов, выполняемых по регулярным автобусным маршрутом устанавливается органами исполнительной власти и является постоянной величиной. Учитывая социальную
Удаленная Удаленная Удаленная
касса 1 ааюстанция «асса N
Резервное
1^5)
Распределен»
іная система по
продаже пассажирских билетов.
Агент Агент
37
Л
ТЕМА НОМЕРА
значимость общественного пассажирского транспорта снижение колк*4ества выходов приводит к понижению качественных показателей работы транспорта, таких как период^ностъ.
В соответствии с утвержденным расгмсанием калжество рейсов, выполняемых за такой временной период как неделя, является ПОСТОЯННЫМ числом. То есть пробег автобусов на маршруте и время работы на маршруте являются постоянными велкминами. Такт образом переменные расходы, определяемые исход я из объемов выполненной работы, являются практунески постоянной величиной при условии вьполнения постоянного количества рейсов. Получается, что затраты АТП при осуществлении перевозки являются условно постоянной величиной и не зависят от количества перевезенных поссажиров.
При увеличении спроса на пассажирские перевозки снижается себестоимость перевозки одного пассажира, а соответственно должен и сокращаться тариф. В то же время при неизменности тарифов возрастает рентабельность пассажирских перевозок, а соответственно автотранспортные предприятия получают возможность обновления автопарка современными автобусами.
Ужесточение требований транспортной безопасности также относится к факторам подтверждающим необходимость создания сети распределенных продаж Необходимость продажи персональных билетов на автомобильном транспорте, по аналогии с железнодорожным и авиа транспортом, которая активно обсуждается руководством страны, создаст ситуацию, когда коссы автовокзалов будут работать на пределе своих пропускных способнос-
тей. При этом необходимость ввода персональных донных значительно сократит скорость обслуживания одного пассажира, что приведет к возникновению бесконечных очередей.
Увеличение количества касс не способно решить данной проблемы, поэтому создание сети по продаже билетов позволит снизить нагрузку на кассы автовокзалов. Учитьвая необходимость ввода персональных данных пассажира при продаже билета, а соответственно фиксации этих данных в базе данных АСУ требования безопасности будут соблюдены. К информации о пассажирах необходимо обеспечить доступ органам государственной безопасности, что в теории повысит защищенность объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства.
В настоящее время происходит развитие сразу нескольких АСУ управления автовокзалами с возможность распределенных продож билетов. К сожалению отсутствие единых требований к системам по продаже билетов на территории России препятствует взаимодействию этих систем между собой.
Создание сети распределенных продаж автобусных билетов на территории России выгодно всем участникам процесса перевозки: во-первых, поссажиру — упрощается процесс покупки самого билета, при этом пассажир сможет планировать пересадочные маршруты, что повышает его мобильность; во-вторых, организатор перевозки — орган исполнительной влости получает объективную картину по объемам перевозимых пассажиров; в-третьих, автотранспортное предприятие повышает свою рентабельность, в-четвертых, автовокзалы и ав-
тостанции обслуживают большее количество пассажиров, а соответственно получают большие доходы. Для создания общероссийской сети по продаже билетов необходимо разработать единообразные требования к автоматизированным системам по продаже билетов.
Литература
1 Восильев А.Г. Совершенствование сервиса по продаже пассажирских билетов как способ повыше ния эффективности работы междугородного автомобильного транспорта (на примере Северного автовокзала Екатеринбурга) [Текст] / АГ. Васильев, PH. Ковалев // Наумов творчество молодежи — лесному комплексу России: матер. VI Всерос науч.-техн. конф. — Екатеринбург УГЛТУ, 2010. — 4.2. — С85-87.
2 Восильев АГ. Предпосылки создания единой информационной сети пассажирского автомобильного транспорта в Свердловской области [Электронный документ] // Горизонты образования. — 2010. — Секция "Автомобили, транспорт, сельхозмашины". - С 6 — 8. (Nlp://edo.secnajij/media/f/ avt-zip) Проверено: 31.08.2010.
3. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования. — Введ. 2008-12-18,— М.: Стандартинформ, 2009. — 26 с.
4. Платежные терминалы броают вызов ведущим каналам коммуникации [Электронный ресурс] /КОМКОН—2009. — Режим доступа h^x//wwwxcmcon-2iu/ default.asp?artlD=:1998
5. Каменистый ЕН. Информационно-модальный комплекс для исследования рынка гражданских авиаперевозок [Пакет] / ЕЛ. Комаристый. — Новосибирск: ИЭОЛП СО РАН, 2006. - 144 с.
6 Фадеев АН Методические рекоменд ац ии по формированию расчетных тарифов для регулярных автобусных перевозок [Текст] / АИ. Фадеев. — Красноярск: КПУ, 2008. — 36 с.
Create a distributed network for the sale of bus tickets as a way of higher-availability of passenger transport
Vasilyev Alexandr Gennadyevich
Automating the process of bus stolons in most cases aimed at streamlining the system of accounting reports, as well as reducing unnecessary costs of the enterprise. At tie same time, the end user practically does not feel the changes in the process. Improving the use of technology bus stations should be aimed primarily at the consumer la services — passenger. One of the options for improving the systems of automatic control bus stations proposed in the paper.
Keywvtk automation of the process, the outomoted system, we control, passenger transport, transport safety, throughput abiity of the bus station ticket offices.
References
1. Vasilev, AG. Sovershenstvovanie servtsa po prodazhe passazhirskih biletov kak sposob povysheniyo effektivnosti raboty mezhdugoroefcrogo cMomobilnogo harts-porta (na primere Sevemogo avtovokzala Yekaterinburga) [Teksf] / AG Vbsilev, R.N. Kovalev / / Nauchnoe tvorchestvo molodezhi — lesnomu kompleksu Rossii: maler. VI Vseros. nauch.-letn. konf. - Yekaterinburg UGLTU, 2010. - CH.2. - R 85 - 87.
2. AG. Predposylki sozdaniya yedinoy informatsionnoy soti passazhirsko-go cMomobilnogo transporter v Sverdovskoy oblasti [Elektronnyy dokument] / / Gorizonty obra-zoNoniya. — 2010. — Sektsiya "Avtomobil, transport, seftiozmashi-ny". — P 6 — 8. (Http://edu^ecnaju/media/f/avtzip) Provereno: 31.08.2010.
3. GOST R ISO 9001 -2008 Sistemy menedzhmenta kachestva. Trebowniya. — Wed 2008-12-18. — M: Standarthfofm, 2009. — 26 p
4. Platezhrrye terrrunaly brosayut vyzov vedushdum kanalam kemmunikats« [Elek tronnyy resurs] / KOMKON — 2009. — Rezhim dostupa hip://www.comccn-2.ru/defoult asp?ortlD= 1998.
5. Komarislyy, YeNL hfornKfcionno-modeteyy kompleks dya issledovaniya rynka grazhdansluh aviapere\ozok [Tekst] / YaN. Komarislyy — Novosibirsk: IEOPP SO RAN, 2006.- 144 p.
6. Focfycev, Al. Metodicheskje rekomenddsi po formirovanryu raschetnyh tarifov dyo regulyamyh awtobusnyh perevozok [Tekst] / Al. Fodyeev. — Krasnoyarsk: KGTU, 2008. — 36 p.
38
T-Comm #2-20)
Ж