Научная статья на тему 'Автотранспорт: на пути к безбилетной технологии'

Автотранспорт: на пути к безбилетной технологии Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
139
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Степанов Виктор

Полная и точная информация о пассажиропотоке, прозрачные расчеты станут реальностью в Беларуси после внедрения компьютерной системы продажи билетов на проезд в междугороднем и международном пассажирском автотранспорте. О ее особенностях, возможностях и перспективах рассказывает начальник отдела разработки АСУ «Белтранскома» Валентин МИСУНО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transport: towards a ticketless technology

Complete and accurate information on traffic flow, transparent payments will become a reality in Belarus after the implementation of computerized ticketing system for travel on the intercity and international passenger transport. About its features, opportunities and prospects, says head of Department of development of ACS "Beltranscom" Valentin MISUNO.

Текст научной работы на тему «Автотранспорт: на пути к безбилетной технологии»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАГИСТРАЛИ

Полная и точная информация о пассажиропотоке, прозрачные расчеты станут реальностью в Беларуси после внедрения компьютерной системы продажи билетов на проезд в междугороднем и международном пассажирском автотранспорте. О ее особенностях, возможностях и перспективах рассказывает начальник отдела разработки АСУ «Белтранскома» Валентин МИСУНО.

Автотранспорт: на пути к безбилетной технологии

— Валентин Федорович, что представляет собой специальная компьютерная система реализации билетов, разработанная вашим предприятием?

— Основное ее назначение — автоматизация расчетов при продаже проездных документов, контроль сохранности выручки, хранение и обработка информации о проданных билетах, выполненных перевозках и полученных результатах. Система полностью соответствует республиканским стандартам и уже внедрена на большинстве автовокзалов республики по заданию Министерства транспорта и коммуникаций в соответствии с Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2007—2010 гг. Это позволит решить ряд проблем, повысить эффективность работы транспорта, совершенствовать обслуживание населения.

— Какие именно проблемы будут решены?

— Прежде всего будет снят вопрос недостаточной информированности пассажиров о возможностях автобусных перевозок и сэкономлено время при приобретении билета. С помощью системы можно анализировать пассажиропотоки, оптимизировать взаиморасчеты между автовокзалами и перевозчиками.

Ее внедрение даст значительный социальный и экономический эффект за счет предоставления разного рода услуг, к примеру справочной информации и бронирования билетов через Интернет, а в будущем — и их оплаты, приобретения проездных через сеть банковских информационно-платежных терминалов и т.д. В настоящее время в инфокиосках «Беларусбанка» уже ведется продажа билетов на рейсы, формирующиеся на автовокзалах Минска.

— Какие еще возможности появятся благодаря внедрению системы?

— Ее модульное построение позволит в зависимости от объемов, выполня-

емых пассажирскими терминалами, выбирать состав автоматизируемых функций, оборудование и систему передачи данных. Автовокзалы и автостанции объединены в единую информационную сеть, и билеты можно покупать на любом из них за наличные и с использованием банковских пластиковых карточек. На устанавливаемых информационных табло (на базе LCD-телевизоров) в режиме реального времени выводятся данные о наличии свободных мест, время отправления и номер платформы.

Пассажиров будут информировать с помощью компиляционного синтеза речи. Кроме того, будет доступна база наличия свободных мест в автобусах на каждом вокзале, в том числе и в региональных центрах продаж.

Наконец, обеспечивается безопасность информации на основе применения системы технической и программной защиты от несанкционированного доступа.

№8(90)_2010 НАУКА И ИННОВАЦИИ

19

ТЕМА НОМЕРА

— Высокий уровень централизации и автоматизации управления повышает степень опасности любых неполадок, сбоев и отключений, а также форс-мажорных обстоятельств. Насколько защищена от подобных проблем разрабатываемая система?

— Построенная по централизованно-децентрализованному принципу, она состоит из относительно самостоятельных региональных центров продаж, дислоцирующихся на базе автовокзалов и центрального сервера, обеспечивающего синхронизацию нормативно-справочной информации и расписаний, а также доступ к системе через Интернет и продажу билетов агентами. Безопасность обеспечивается локально, на уровне региональных систем, и глобально — путем использования сетевых коммуникаций банковской финансовой телесети (БФТ). «Белтранском» с помощью БФт осуществляет централизованную поддержку программного обеспечения и контроль функционирования системы. Так что от разного рода сбоев система защищена хорошо.

— Применяются ли подобные разработки в других странах?

— По мнению специалистов, эта система — одна из наиболее эффективных. Аналогичные внедрены в Украине, России, Латвии, Литве. Крупнейший финский перевозчик — компания 1МУ1^ио1Ьэ, которая управляет 65 автобусными терминалами и имеет 400 агентов, — также с успехом использует общую систему продаж. Положительные моменты их построения и эксплуатации учтены при создании отечественного варианта.

— На каком этапе находится внедрение этой системы в Беларуси?

—Она уже работает на автовокзалах и автостанциях Минска, Могилева,

Витебска, Гродно, Гомеля, Бреста, Орши, Борисова, Кличева, Слуцка, Солигорска, Щучина, Пинска, Ба-рановичей, Бобруйска и Бешенко-вичей. в дальнейшем планируется продолжить объединение в корпоративную сеть всех пассажирских терминалов республики с участием как собственных средств предприятий, так и бюджетного финансирования. Новая версия системы продажи и резервирования автобусных билетов позволяет продавать их через инфокиоски, производить автоматическую синхронизацию нормативно-справочной информации и расписаний, реализовывать билеты на международные рейсы, осуществлять стыковку с мобильными кассовыми аппаратами, продавать сопутствующие товары и принимать плату за услуги, резервировать места в автобусе и многое другое. Совместно с «Белпочтой» ведутся работы по созданию системы продажи билетов с использованием информационно-платежных терминалов. в настоящее время с их помощью реализуются билеты автовокзалов Минска.

— Как новый проект задействует возможности, предоставляемые Интернетом и операторами мобильной связи?

— Продажа билетов через Интернет потребует введения электронного билета или вообще безбилетной технологии, когда данные о пассажире вносятся в посадочную ведомость и посадка контролируется по документу, удостоверяющему личность. Фактически использование технологии продажи электронного билета на всех видах транспорта приведет к реализации принципа «одно окно». В 2010 г. будет завершена разработка системы бронирования и продажи автобусных билетов через Интернет.

Виктор СТЕПАНОВ

Белорусские ученые создали импортозамещающий программный продукт, который на равных конкурирует с зарубежными аналогами, превосходя последние по уровню автоматизации и интеллектуальным возможностям. Речь идет о разработке компании «Лакш-ми» (Парк высоких технологий) — системе автоматизированного проектирования (САПР) одежды «АвтоКрой», внедренной на более чем 50 предприятиях Беларуси и России. Ряд проектов «Лакшми» включены в Государственную программу инновационного развития Республики Беларусь на 2007— 2010 гг. и успешно выполняются.

Как и полагается инновационному производителю, разработчики воплотили в своем детище уникальные ноу-хау, направленные на решение сложных задач формообразования одежды, учета свойств материалов, совершенствования используемых в производстве методик конструирования.

При этом были воплощены многие инновационные решения: применен интерактивно-алгоритмический метод автоматизированного проектирования одежды; прогрессивные способы автоматического проектирования базовых конструкций по оригинальной, проверенной на практике методике, использующей лучшие известные решения и

20

НАУКА И ИННОВАЦИИ №8(90)_2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.