ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАГИСТРАЛИ
Полная и точная информация о пассажиропотоке, прозрачные расчеты станут реальностью в Беларуси после внедрения компьютерной системы продажи билетов на проезд в междугороднем и международном пассажирском автотранспорте. О ее особенностях, возможностях и перспективах рассказывает начальник отдела разработки АСУ «Белтранскома» Валентин МИСУНО.
Автотранспорт: на пути к безбилетной технологии
— Валентин Федорович, что представляет собой специальная компьютерная система реализации билетов, разработанная вашим предприятием?
— Основное ее назначение — автоматизация расчетов при продаже проездных документов, контроль сохранности выручки, хранение и обработка информации о проданных билетах, выполненных перевозках и полученных результатах. Система полностью соответствует республиканским стандартам и уже внедрена на большинстве автовокзалов республики по заданию Министерства транспорта и коммуникаций в соответствии с Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2007—2010 гг. Это позволит решить ряд проблем, повысить эффективность работы транспорта, совершенствовать обслуживание населения.
— Какие именно проблемы будут решены?
— Прежде всего будет снят вопрос недостаточной информированности пассажиров о возможностях автобусных перевозок и сэкономлено время при приобретении билета. С помощью системы можно анализировать пассажиропотоки, оптимизировать взаиморасчеты между автовокзалами и перевозчиками.
Ее внедрение даст значительный социальный и экономический эффект за счет предоставления разного рода услуг, к примеру справочной информации и бронирования билетов через Интернет, а в будущем — и их оплаты, приобретения проездных через сеть банковских информационно-платежных терминалов и т.д. В настоящее время в инфокиосках «Беларусбанка» уже ведется продажа билетов на рейсы, формирующиеся на автовокзалах Минска.
— Какие еще возможности появятся благодаря внедрению системы?
— Ее модульное построение позволит в зависимости от объемов, выполня-
емых пассажирскими терминалами, выбирать состав автоматизируемых функций, оборудование и систему передачи данных. Автовокзалы и автостанции объединены в единую информационную сеть, и билеты можно покупать на любом из них за наличные и с использованием банковских пластиковых карточек. На устанавливаемых информационных табло (на базе LCD-телевизоров) в режиме реального времени выводятся данные о наличии свободных мест, время отправления и номер платформы.
Пассажиров будут информировать с помощью компиляционного синтеза речи. Кроме того, будет доступна база наличия свободных мест в автобусах на каждом вокзале, в том числе и в региональных центрах продаж.
Наконец, обеспечивается безопасность информации на основе применения системы технической и программной защиты от несанкционированного доступа.
№8(90)_2010 НАУКА И ИННОВАЦИИ
19
ТЕМА НОМЕРА
— Высокий уровень централизации и автоматизации управления повышает степень опасности любых неполадок, сбоев и отключений, а также форс-мажорных обстоятельств. Насколько защищена от подобных проблем разрабатываемая система?
— Построенная по централизованно-децентрализованному принципу, она состоит из относительно самостоятельных региональных центров продаж, дислоцирующихся на базе автовокзалов и центрального сервера, обеспечивающего синхронизацию нормативно-справочной информации и расписаний, а также доступ к системе через Интернет и продажу билетов агентами. Безопасность обеспечивается локально, на уровне региональных систем, и глобально — путем использования сетевых коммуникаций банковской финансовой телесети (БФТ). «Белтранском» с помощью БФт осуществляет централизованную поддержку программного обеспечения и контроль функционирования системы. Так что от разного рода сбоев система защищена хорошо.
— Применяются ли подобные разработки в других странах?
— По мнению специалистов, эта система — одна из наиболее эффективных. Аналогичные внедрены в Украине, России, Латвии, Литве. Крупнейший финский перевозчик — компания 1МУ1^ио1Ьэ, которая управляет 65 автобусными терминалами и имеет 400 агентов, — также с успехом использует общую систему продаж. Положительные моменты их построения и эксплуатации учтены при создании отечественного варианта.
— На каком этапе находится внедрение этой системы в Беларуси?
—Она уже работает на автовокзалах и автостанциях Минска, Могилева,
Витебска, Гродно, Гомеля, Бреста, Орши, Борисова, Кличева, Слуцка, Солигорска, Щучина, Пинска, Ба-рановичей, Бобруйска и Бешенко-вичей. в дальнейшем планируется продолжить объединение в корпоративную сеть всех пассажирских терминалов республики с участием как собственных средств предприятий, так и бюджетного финансирования. Новая версия системы продажи и резервирования автобусных билетов позволяет продавать их через инфокиоски, производить автоматическую синхронизацию нормативно-справочной информации и расписаний, реализовывать билеты на международные рейсы, осуществлять стыковку с мобильными кассовыми аппаратами, продавать сопутствующие товары и принимать плату за услуги, резервировать места в автобусе и многое другое. Совместно с «Белпочтой» ведутся работы по созданию системы продажи билетов с использованием информационно-платежных терминалов. в настоящее время с их помощью реализуются билеты автовокзалов Минска.
— Как новый проект задействует возможности, предоставляемые Интернетом и операторами мобильной связи?
— Продажа билетов через Интернет потребует введения электронного билета или вообще безбилетной технологии, когда данные о пассажире вносятся в посадочную ведомость и посадка контролируется по документу, удостоверяющему личность. Фактически использование технологии продажи электронного билета на всех видах транспорта приведет к реализации принципа «одно окно». В 2010 г. будет завершена разработка системы бронирования и продажи автобусных билетов через Интернет.
Виктор СТЕПАНОВ
Белорусские ученые создали импортозамещающий программный продукт, который на равных конкурирует с зарубежными аналогами, превосходя последние по уровню автоматизации и интеллектуальным возможностям. Речь идет о разработке компании «Лакш-ми» (Парк высоких технологий) — системе автоматизированного проектирования (САПР) одежды «АвтоКрой», внедренной на более чем 50 предприятиях Беларуси и России. Ряд проектов «Лакшми» включены в Государственную программу инновационного развития Республики Беларусь на 2007— 2010 гг. и успешно выполняются.
Как и полагается инновационному производителю, разработчики воплотили в своем детище уникальные ноу-хау, направленные на решение сложных задач формообразования одежды, учета свойств материалов, совершенствования используемых в производстве методик конструирования.
При этом были воплощены многие инновационные решения: применен интерактивно-алгоритмический метод автоматизированного проектирования одежды; прогрессивные способы автоматического проектирования базовых конструкций по оригинальной, проверенной на практике методике, использующей лучшие известные решения и
20
НАУКА И ИННОВАЦИИ №8(90)_2010