ТЕМА НОМЕРА
— Высокий уровень централизации и автоматизации управления повышает степень опасности любых неполадок, сбоев и отключений, а также форс-мажорных обстоятельств. Насколько защищена от подобных проблем разрабатываемая система?
— Построенная по централизованно-децентрализованному принципу, она состоит из относительно самостоятельных региональных центров продаж, дислоцирующихся на базе автовокзалов и центрального сервера, обеспечивающего синхронизацию нормативно-справочной информации и расписаний, а также доступ к системе через Интернет и продажу билетов агентами. Безопасность обеспечивается локально, на уровне региональных систем, и глобально — путем использования сетевых коммуникаций банковской финансовой телесети (БФТ). «Белтранском» с помощью БФт осуществляет централизованную поддержку программного обеспечения и контроль функционирования системы. Так что от разного рода сбоев система защищена хорошо.
— Применяются ли подобные разработки в других странах?
— По мнению специалистов, эта система — одна из наиболее эффективных. Аналогичные внедрены в Украине, России, Латвии, Литве. Крупнейший финский перевозчик — компания 1МУ1^ио1Ьэ, которая управляет 65 автобусными терминалами и имеет 400 агентов, — также с успехом использует общую систему продаж. Положительные моменты их построения и эксплуатации учтены при создании отечественного варианта.
— На каком этапе находится внедрение этой системы в Беларуси?
—Она уже работает на автовокзалах и автостанциях Минска, Могилева,
Витебска, Гродно, Гомеля, Бреста, Орши, Борисова, Кличева, Слуцка, Солигорска, Щучина, Пинска, Ба-рановичей, Бобруйска и Бешенко-вичей. в дальнейшем планируется продолжить объединение в корпоративную сеть всех пассажирских терминалов республики с участием как собственных средств предприятий, так и бюджетного финансирования. Новая версия системы продажи и резервирования автобусных билетов позволяет продавать их через инфокиоски, производить автоматическую синхронизацию нормативно-справочной информации и расписаний, реализовывать билеты на международные рейсы, осуществлять стыковку с мобильными кассовыми аппаратами, продавать сопутствующие товары и принимать плату за услуги, резервировать места в автобусе и многое другое. Совместно с «Белпочтой» ведутся работы по созданию системы продажи билетов с использованием информационно-платежных терминалов. в настоящее время с их помощью реализуются билеты автовокзалов Минска.
— Как новый проект задействует возможности, предоставляемые Интернетом и операторами мобильной связи?
— Продажа билетов через Интернет потребует введения электронного билета или вообще безбилетной технологии, когда данные о пассажире вносятся в посадочную ведомость и посадка контролируется по документу, удостоверяющему личность. Фактически использование технологии продажи электронного билета на всех видах транспорта приведет к реализации принципа «одно окно». В 2010 г. будет завершена разработка системы бронирования и продажи автобусных билетов через Интернет.
Виктор СТЕПАНОВ
Белорусские ученые создали импортозамещающий программный продукт, который на равных конкурирует с зарубежными аналогами, превосходя последние по уровню автоматизации и интеллектуальным возможностям. Речь идет о разработке компании «Лакш-ми» (Парк высоких технологий) — системе автоматизированного проектирования (САПР) одежды «АвтоКрой», внедренной на более чем 50 предприятиях Беларуси и России. Ряд проектов «Лакшми» включены в Государственную программу инновационного развития Республики Беларусь на 2007— 2010 гг. и успешно выполняются.
Как и полагается инновационному производителю, разработчики воплотили в своем детище уникальные ноу-хау, направленные на решение сложных задач формообразования одежды, учета свойств материалов, совершенствования используемых в производстве методик конструирования.
При этом были воплощены многие инновационные решения: применен интерактивно-алгоритмический метод автоматизированного проектирования одежды; прогрессивные способы автоматического проектирования базовых конструкций по оригинальной, проверенной на практике методике, использующей лучшие известные решения и
20
НАУКА И ИННОВАЦИИ №8(90)_2010
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАГИСТРАЛИ
«АвтоКрой»: творческий подход плюс автоматизация
собственные разработки создателя системы; техническое размножение лекал с помощью имитационной параметризации взамен традиционного метода градации, что обеспечивает качественное, полностью автоматическое построение конструкций на все типоразмеры.
«АвтоКрой» соответствует всем запросам, предъявляемым к современным САПР, и не требует высокой квалификации пользователя — с ней может эффективно работать как начинающий модельер-конструктор, так и высококвалифицированный. Для опытного мастера система является удобным инструментом, позволяющим автоматизировать рутинные работы, сосредоточившись на творческих проблемах выбора проектных решений. Для молодого специалиста это мощный интеллектуальный инструмент, помогающий в короткие сроки повысить свою квалификацию и получить бесценные знания. соответствуя мировым тенденциям развития информационных технологий, «АвтоКрой» значительно опережает конкурентов по совокупному критерию стоимости как интеллектуальная система, не нуждающаяся в переводе выполненных вручную лекал в цифровой формат, и не требует приобретения дополнительной сложной техники. Важно, что «АвтоКрой» не призван вытеснить конструктора из процесса создания одежды, а является эффективным средством для быстрой реализации его замыслов, равно как и побуждающим фактором к творческому подходу в работе.
Валентина КАТИНЕЛЬ, директор швейной фабрики «Дината» (г. Молодечно):
— «Дината» специализируется на изготовлении верхней одежды с 1994 г. Пять лет назад нам предложили приобрести систему автоматизированного проектирования одежды «АвтоКрой», разработанную отечественной компанией «Лакшми». Это действительно качественный продукт, не уступающий лучшим мировым образцам, который в то же время гораздо дешевле. Разработчики сумели создать программу, благодаря которой мы производим модели одежды, отвечающие самым высоким требованиям потребителей. инновационные технологии «АвтоКроя» позволяют значительно повысить эффективность труда и поставлять на рынок качественные, конкурентоспособные изделия. Мы удовлетворены сотрудничеством с «лакш-ми», коллектив которой столь профессионально решает поставленные задачи.
Зинаида АНДРЕЮК, директор швейной фабрики «Лона» (г. Кобрин):
— Когда я пришла работать на швейную фабрику, конструкторы корпели над лекалами с линейками и карандашами в руках. Но разве так нужно работать в XXI веке? Поэтому было решено закупить программное обеспечение и перейти к компьютерному моделированию. Детская одежда, на которой мы специализируемся, требует особенного подхода. Одна курточка для ребенка может состоять из 4—5 цветов ткани разных видов. отсюда и трудоемкость процесса.
Мы провели переговоры с несколькими компаниями, в том числе российскими. Покупать их продукт, сам по себе очень дорогой, — это еще полдела. Но ведь нужно было еще отправить специалистов на обучение в Москву, а это дополнительные валютные расходы. С минской компанией «лакшми» все устроилось самым лучшим образом. Программы мы приобрели с отсрочкой платежа, технолог из столицы неоднократно приезжал на фабрику, чтобы обучать наших сотрудников. В случае чего всегда можно связаться с разработчиками — и все вопросы мгновенно решаются. Если в 2007 г., когда мы покупали «АвтоКрой», программы местами были «сыроваты», сегодня совместными усилиями они доведены до совершенства.
Зинаида ТЕЛЯТКО, начальник экспериментального цеха Жлобинской швейной фабрики:
— «АвтоКрой» помогает решить все задачи автоматизации проектирования одежды. Это, безусловно, очень хороший продукт. К нам приезжали многие разработчики, в том числе зарубежные, но мы выбрали отечественный вариант. Огромный плюс системы в том, что при работе с ней ошибок не бывает. А вот с другими аналогичными программами, стабильными по своей структуре, это случалось. Так что интеллектуальная составляющая белорусского продукта превосходит зарубежные аналоги. Система очень гибкая, так как исполнитель постоянно работает с заказчиком и учитывает все его требования.
Подготовила Наталья ГУСАКОВА
№8(90)_2010 НАУКА И ИННОВАЦИИ
21