Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Съедина И.Н., Федотова С.А.

Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Задача учителя при этом не выуживать из массы ответов подходящий, а видеть в каждом мнении ребенка живую мысль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

• Определение общесемейной формы проведения досуга.

• Совместный отдых родителей и детей во время отпуска.

• Согласование воспитательных методов разных поколений живущих в семье.

• Необходимость определения педагогической подготовленности родителей.

• Включение в проведение семейного досуга всех членов семьи.

Какие же формы проведения досуга используют наши родители? Из данных проведенного анкетирования родителей и детей выявлено следующее: Очень редкое совместное посещение кинотеатров.

Летом - изредка поездки на речку или в лес. В основном детей отправляют в деревню к бабушкам, где дети предоставлены самим себе и ищут как провести время, часто не должным образом. Оставаясь в городе, дети также ищут сами себе занятие, что иногда приводит к плачевным последствиям.

Зимой, практически ничего не меняется. Все ссылаются на недостаток времени и средств. Лишь отпуск иногда проводят вместе.

Все это еще раз подтверждает сказанное выше и поэтому задача учителя состоит в том, чтобы на родительских собраниях, в индивидуальных беседах пропагандировать культурное проведение досуга, знакомить с наиболее распространенными формами его проведения, объяснять его значимость для дальнейшего формирования облика своих детей, ограждения от опасности быть вовлеченными в негативную среду.

Список использованной литературы:

1.Аванесова, Г. А. Культурно - досуговая деятельность: теория и практика организации / Г. А. Аванесова. -М. : Аспект Пресс, 2006. - 236 с.

2. Акимова, М. К. Психофизические особенности школьников : Учет и коррекция : учеб. пособие для студ. вузов / М. К. Акимова. - М. : Академия, 2002. - 158 с.

3. Ариарский, М. А. Прикладная культурология : монография / М. А. Ариарский. - изд. 2-е, испр. и доп. -СПб. : ЭГО, 2001. - 287 с.

4. Ариарский, М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. - СПб. : Арт-студия «Концерт», 2008. - 792 с.

5. Астраханцева, С. В. Свободное время ребенка как педагогическая проблема / С. В. Астраханцева // Вестник МГУКИ, 2007. - №2. - с. 82-86.

© Степанова Д.Г., Пимонова А.А., Закирова А.Р., 2020г.

УДК 373.31

Съедина И.Н.,

учитель начальных классов, МБОУ СОШ №42, г.Белгород , РФ Федотова С.А., учитель начальных классов, МБОУ СОШ №42, г.Белгород , РФ

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети в очередной раз получают

{ }

возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Задача учителя при этом не выуживать из массы ответов подходящий, а видеть в каждом мнении ребенка живую мысль.

За последние несколько лет четко обозначилась тенденция к изменению целей и приоритетных ценностей российского образования. Все мы знаем, что внедрение ФГОС НОО не возможно без ряда условий. А системно-деятельностный подход является основой введения Новых стандартов. Подход в обучении, при котором ребенок сам добывает знания в процессе собственной учебнопознавательной деятельности называется системно - деятельностным. При этом, позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом; позиция ученика: за познание мира, в специально организованных для этого условиях. В связи с этим появляется необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность ученика на уроке. Одной из таких технологий является проблемное обучение.

Проблемной называется ситуация, возникающая в процессе выполнения практического... или теоретического действия при расхождении (несоответствии) требуемого и известного знания, способа или действия.

Проблемная ситуация носит объективно - субъективный характер, это логическая и психологическая ситуация

Проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние обучающегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения.

Проблемность в обучении начинается с особой конструкции проблемного вопроса.

- Почему.? (Какова причина.?) Что изменилось бы, если бы.? Чем отличается.от.? Что объединяет.. .и...? Чем можно объяснить .?

Какие условия необходимы, чтобы .? Какой вывод можно сделать?

На каком основании сделан вывод?

Это вопросы, которые не только учитель задает ученику, но и ученик - учителю. Одна из задач проблемного обучения такова: ученика, хорошо отвечающего на вопросы учителя, поднять на следующую ступень, воспитав его человеком, желающим и умеющим спрашивать.

Учителю рекомендуется продумать: точное определение объема и содержания учебного материала; систематизацию учебного материала в соответствии с логикой учебного предмета, его структурой, а также в соответствии с принципами дидактики; деление учебного материала на легко усваиваемые и тесно между собой связанные части; усвоение частей, сопровождающихся контролем и корректированием результатов усвоения; учет индивидуальных темпов учебного материала школьниками и темпов работы группы.

Существует несколько методов постановки проблемной ситуации.

Проблемная ситуация «с удивлением» или «с затруднением» - этот путь наиболее сложен, так как он в точности повторяет звено постановки проблемы в настоящем научном творчестве.

Побуждающий диалог - это способ, который обнаруживает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу. Используется для:

- побуждения к созданию противоречия;

- побуждения к формулированию учебной проблемы.

Подводящий диалог - это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов; система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.

Положительный результат - это то, что на уроках дети не являются пассивными слушателями, а проявляют высокую активность в учебном процессе.

«Яркое пятно» - сообщение интригующего: сказки, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни.

Демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность).

«Актуализация» - обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.

-( "« )-

Проблемные ситуации можно использовать на разных этапах урока.

Таким образом то, что «открыто» самими детьми, требует меньших затрат времени на отработку, и эти знания отличаются более высоким уровнем качества.

Технология ПДО инновационна, она внутренне меняет и взрослых, и детей. И тем и другим она дает возможность самореализоваться, раскрыть свои творческие способности, стать успешными, открытыми, уверенными в себе.

Список использованной литературы:

1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. -М.,2003

2. Махмутов М.И. «Проблемное обучение», М.: Педагогика, 2007.

3. Мельникова Е.Л. Проблемно-диагностическое обучение как средство реализации ФГОС. пособие для учителя. М.,2013.

4. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать новые знания с учениками. Пособие для учителя М., 2002.

5. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. -М.: ВЛАДОС, 2000.

© Съедина И.Н., Федотова С.А., 2020

УДК 330

Н. Н. Терехова

учитель физики , МБОУ «Лицей №5 г. Ельца»,

г. Елец, РФ

О ПРЕПОДАВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ В КУРСЕ ФИЗИКИ 9 КЛАССА

Ключевые слова

Относительность формы траектории, относительно перемещения и скорости, сложение

перемещений и скоростей.

Изучение физики - сложный для обучающихся процесс. Учителю необходимо так изложить материал, чтобы он стал ребятам понятен. Я хочу остановиться на изучении темы «Относительность движения». Систему опроса по этой теме я планирую в зависимости от развития учащихся, их математической подготовки.

Тема. Относительность движения

Содержание опроса. 1. Что понимают под системой отсчета? 2. Что понимают под траектория? 3. Как определить координаты точки, движущейся равномерно и прямолинейно? 4. Как по графику скорости вычислить абсолютное значение перемещения за данный промежуток времени?

Содержание нового материала. Относительность формы траектории, относительно перемещения и скорости. Сложение перемещений и скоростей.

Демонстрации. Демонстрация относительности траектории.

Урок посвящается формированию такого важного понятия, как относительность движения.

Учащимся напоминается, что система отсчета в кинематике выбирается произвольно. Тогда положение одного и того же тела в данный момент времени относительно разных тел отсчета будет различно. Поэтому и траектория движущегося тела в одной системе отсчета будет иметь одну форму, а в другой - другую, т.е. форма траектории зависит от выбора системы отсчета. Это означает, что движение

-( )-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.