Научная статья на тему 'О ПРЕПОДАВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ В КУРСЕ ФИЗИКИ 9 КЛАССА'

О ПРЕПОДАВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ В КУРСЕ ФИЗИКИ 9 КЛАССА Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ФОРМЫ ТРАЕКТОРИИ / ОТНОСИТЕЛЬНО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ И СКОРОСТИ / СЛОЖЕНИЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ И СКОРОСТЕЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПРЕПОДАВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ В КУРСЕ ФИЗИКИ 9 КЛАССА»

Проблемные ситуации можно использовать на разных этапах урока.

Таким образом то, что «открыто» самими детьми, требует меньших затрат времени на отработку, и эти знания отличаются более высоким уровнем качества.

Технология ПДО инновационна, она внутренне меняет и взрослых, и детей. И тем и другим она дает возможность самореализоваться, раскрыть свои творческие способности, стать успешными, открытыми, уверенными в себе.

Список использованной литературы:

1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. -М.,2003

2. Махмутов М.И. «Проблемное обучение», М.: Педагогика, 2007.

3. Мельникова Е.Л. Проблемно-диагностическое обучение как средство реализации ФГОС. пособие для учителя. М.,2013.

4. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать новые знания с учениками. Пособие для учителя М., 2002.

5. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. -М.: ВЛАДОС, 2000.

© Съедина И.Н., Федотова С.А., 2020

УДК 330

Н. Н. Терехова

учитель физики , МБОУ «Лицей №5 г. Ельца»,

г. Елец, РФ

О ПРЕПОДАВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ В КУРСЕ ФИЗИКИ 9 КЛАССА

Ключевые слова

Относительность формы траектории, относительно перемещения и скорости, сложение

перемещений и скоростей.

Изучение физики - сложный для обучающихся процесс. Учителю необходимо так изложить материал, чтобы он стал ребятам понятен. Я хочу остановиться на изучении темы «Относительность движения». Систему опроса по этой теме я планирую в зависимости от развития учащихся, их математической подготовки.

Тема. Относительность движения

Содержание опроса. 1. Что понимают под системой отсчета? 2. Что понимают под траектория? 3. Как определить координаты точки, движущейся равномерно и прямолинейно? 4. Как по графику скорости вычислить абсолютное значение перемещения за данный промежуток времени?

Содержание нового материала. Относительность формы траектории, относительно перемещения и скорости. Сложение перемещений и скоростей.

Демонстрации. Демонстрация относительности траектории.

Урок посвящается формированию такого важного понятия, как относительность движения.

Учащимся напоминается, что система отсчета в кинематике выбирается произвольно. Тогда положение одного и того же тела в данный момент времени относительно разных тел отсчета будет различно. Поэтому и траектория движущегося тела в одной системе отсчета будет иметь одну форму, а в другой - другую, т.е. форма траектории зависит от выбора системы отсчета. Это означает, что движение

-( )-

одного и того же тела для одного наблюдателя может быть прямолинейным, а для другого -криволинейным. Сказанное иллюстрируем примером: для наблюдателя, едущего на велосипеде, носок его ботинка описывает кривую (циклоиду). Поэтому говорить о форме траектории можно лишь в заданной системе отсчета. В этом смысле говорят, что траектория относительна. Это положение иллюстрируем опытом: в шпиндель центробежной машины вставляем стержень, прикрепленный к диску. Вдоль линейки мелом проводим черту по диаметру вращающегося диска. Получается спираль, изображающая траекторию куска мела по отношению к диску; в то же время траектория движения мела по отношению к линейке -прямая линия. Анализ опыта дает более полное представление о том, что траектория - понятие относительное. Так как путь есть длина траектории, то и путь - понятие относительное.

Далее возникает вопрос, какие еще кинематические характеристики движения являются относительными?

Ответ на него получаем из разбора такого примера.

Человек шагает по плоту со скоростью г?0 относительно шалаша, находящегося на плоту (рис.1). Плот относительно дерева, растущего на берегу, движется равномерно со скоростью Необходимо определить перемещение человека относительно дерева за время £. За положительно направление оси Ох принимаем направление движения плота. Тогда перемещение человека относительно шалаша равно % = г?оПеремещение плота относительно дерева за это же время равно ^ = ^Гг^ Следовательно, перемещение человека относительно неподвижной системы отсчета равно геометрической сумме перемещений, т.е. 5 = + 3?2. Перемещение человека относительно дерева на берегу равно 5 = Подставляя в последнее равенство значения перемещений, получим = + или V = г?0 + где V —

скорость тела относительно неподвижной системы отсчета; -0о — скорость тела в движущейся системе отсчета; % — скорость движущейся системы отсчета относительно неподвижной.

Таким образом, численные значения перемещения и скорости в разных системах отсчета оказываются разными. Следовательно, эти понятия относительны.

Сообщаем, что выражение = ¿т^ + называют законом сложения перемещений, а V = гг0 + -0П-законом сложения скоростей. Они справедливы не только для случая, когда перемещения параллельны друг другу, но и для случая, когда векторы ¿Г* и гт2 направлены под углом друг к другу. В качестве иллюстрации рассматриваем пример: пусть пловец переплывает реку с одного берега на другой, двигаясь перпендикулярно берегам. Его скорость относительно воды тг^, скорость воды относительно берегов ^ (рис. 2). Тогда скорость V пловца относительно берега может быть найдена по правилу параллелограмма, а ее численное значение - по теореме Пифагора.

Закрепление материала. 1. Поезд движется равномерно и прямолинейно. С полки падает яблоко. Как движется яблоко по отношению к вагону и по отношению к Земле? 2. Как вы понимаете выражение «движение относительно»? 3. Что значит скорость относительна? 4. В чем состоит закон сложения скоростей? 5. Скорость течения реки 3 м/с, а скорость катера относительно воды 8 м/с. Определите скорость катера относительно Земли , если он движется против течение; по течению. 6. Скорость лодки относительно воды 4 км/ч. Лодка движется перпендикулярно течению. Скорость течения 3 км/ч. Какова скорость лодки относительно берегов?7. Почему иногда кажется , что верхние спицы катящегося колеса сливаются, в то время как нижние видны раздельно?8. В вагоне , движущемся по рельсам, есть точки, которые по отношению к рельсам движутся в обратную сторону. Укажите эти точки. 9. В каком направлении должна двигаться моторная лодка , чтобы время ее переправы на другой берег реки было минимальным? 10. Катер проходит расстояние между двумя населенными пунктами вниз по реке за 8 ч, обратно за 12 ч. За сколько часов катер прошел бы то же расстояние в стоячей воде?11. При скорости ветра 8 м/с капля дождя падает под углом 300 к вертикали. При какой скорости ветра капля будет падать под углом 600 к вертикали?

Рисунок -2

© Терехова Н. Н., 2020

УДК 330

Е.А. Цыбусова,

учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №22» г.Белгород, РФ

Л.Н. Худасова,

учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №22» г.Белгород, РФ Ж.А. Улич, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №22» г.Белгород, РФ

СОПОСТОВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация

В статье представлены результаты сопоставительного анализа возможностей учебников по русскому языку для формирования информационных умений у младших школьников. На основе исследования делается вывод о том, какой из учебников лучше всего использовать учителю в своей работе.

Ключевые слова

Информационные умения, графическая информация, текстовая информация

В ходе исследования был проведён сопоставительный анализ учебников для 3 класса. Для рассмотрения были взяты следующие учебники: учебник Т.Г. Рамзаевой (УМК «Ритм»), учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого (УМК «Школа России»), учебник Л.В. Климановой, Т.В. Бабушкиной (УМК «Перспектива»). Анализ осуществлялся на материале темы «Части речи».

121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.