Научная статья на тему 'Создание предметно-пространственной среды экологической направленности в дошкольном образовательном учреждении'

Создание предметно-пространственной среды экологической направленности в дошкольном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
734
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ / УГОЛОК ЮНОГО ЭКОЛОГА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курилова Н. А.

В статье представлен опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. На примере Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 2», г. Короча, Белгородской области показано создание эффективной предметно-пространственной среды состоящей из экологической лаборатории, групповых уголков юного эколога, экологической тропы на территории дошкольного учреждения и активное использование ее в работе с детьми по экологическому воспитанию. Статья адресована воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений, студентам, обучающимся по направлению дошкольная педагогика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание предметно-пространственной среды экологической направленности в дошкольном образовательном учреждении»

Теория и методика дошкольного образования

115

Таким образом, знание истории народа, родного края, языка, старых добрых обычаев предков возвышает человека, внушает веру и силу, делает его сильнее умом, тверже характером. Культура и традиции воспитывают в нем чувство национальной гордости. Но история и культура прошлого не только источник гордости и силы, средство познания исторического опыта, но и источник движения вперед. Культура и история цементируют связь поколений, являются могучим средством гражданского, нравственного воспитания. Обычаи, обряды, традиции, нравственные ценности любого народа -это золотой фонд, его общее духовное достояние, которое в равной степени является и предметом гордости и предметом озабоченности.

Обращение к историческому наследию народа, к национальной культуре способствует нравственному воспитанию подрастающих поколений, обогащает их духовный потенциал, позволяет почувствовать принадлежность к родному народу, осознать себя гражданином страны, субъектом мировой цивилизации.

Список литературы:

1. Баграмов А.А. Актуальные проблемы развития национальных отношений, интернационального воспитания. - М., 2009. - 324 с.

2. Бузаров К.И. Комплексное решение образовательно-воспитательных задач в детском саду. - 2010. - С. 123-165.

3. Гогоберидзе Г.М. Этнокультурный аспект образования как фактор гармонизации межнациональных отношений на Северном Кавказе // Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру. - 2006. - С. 87-94.

4. Цеева А.З. Особенности национального воспитания осетин // Сборник трудов докторантов, аспирантов и соискателей. - Владикавказ, 2007. -С. 34-46.

СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

© Курилова Н.А.*

Детский сад общеразвивающего вида № 2, г. Короча

В статье представлен опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. На примере Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 2», г. Короча, Белгородской области показано соз-

Воспитатель.

116

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

дание эффективной предметно-пространственной среды состоящей из экологической лаборатории, групповых уголков юного эколога, экологической тропы на территории дошкольного учреждения и активное использование ее в работе с детьми по экологическому воспитанию.

Статья адресована воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений, студентам, обучающимся по направлению дошкольная педагогика.

Ключевые слова экологическое воспитание, предметно-пространственная среда, детское экспериментирование, уголок юного эколога, экологическая тропа.

Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) дошкольного образования, утвержденный Приказом № 1155 от 17.11.2013 г. Минобрнауки России, вступивший в силу с 1 января 2014 года представляет собой совокупность обязательных требований к организации дошкольного образования.

Анализируя требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде, было выяснено, что предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а также территории, прилегающей к организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы дошкольного образования. Предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ, быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной [3].

Учитывая вышесказанное, перед нами была поставлена цель - создать эффективную предметно-пространственную среду и активно использовать ее в работе с детьми по экологическому воспитанию.

Для реализации поставленной цели и обеспечения запланированной образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 2», г. Ко-роча, Белгородской области были созданы:

- экологическая комната с различными зонами: зона образовательной деятельности (зона детского экспериментирования); зона библиотеки; зона релаксации, в которых имелось все необходимое оборудование;

- в групповых комнатах были организованы уголки юного эколога;

- на территории дошкольного образовательного учреждения экологическая тропа.

В экологической комнате было отведено место для организации непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с природой и организации детского экспериментирования. Было собрано и приобретено необходимое оборудование. Экологическая комната подразде-

Теория и методика дошкольного образования

117

лялась на ряд функциональных зон: образовательную зону, зону для проведения опытов и экспериментов, зону библиотеки, зону релаксации.

В экологической комнате дети знакомились с коллекциями природного материала, растениями, учились ухаживать за живыми объектами, проводили опыты и эксперименты и т.д.

В образовательной зоне размещались стол для педагога и небольшие столы для детей, за которыми они могли работать с дидактическими пособиями и лабораторным материалом. За столами дети находились только в тех случаях, когда они выполняли определенную практическую работу. При других видах деятельности (например, чтении литературных произведений, просмотре видеофильмов, презентаций, работе с «ящиком ощущений») детям предлагалось удобно расположиться в зоне релаксации на диванах, в креслах, на низеньких мягких стульчиках или на полу (на ковре).

Часть экологической комнаты была оборудована под мини лабораторию, в которой можно было проводить опыты и эксперименты (с водой, воздухом, песком и т.д.). Оформление лаборатории не потребовало больших дополнительных затрат. Здесь размещались стеллажи для оборудования и материалов. На подоконниках ставились ящики с растениями для наблюдений.

В качестве оборудования для проведения опытов мы использовали как бросовый материал (стаканчики из-под йогуртов, сметаны и других молочных продуктов, трубочки для коктейля), бумага для фильтрования (типа промокательной или салфетки), так и специально приобретенное оборудование (лупы, микроскоп, песочные часы, бинокль, комплекты для игр с водой).

В лаборатории хранили природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований: песок, глину, камни, семена растений (не образцы коллекций, а именно массовый материал для организации занятий).

Мы пришли к мнению о том, что экспериментальная деятельность, да если еще она организуется в специально отведенном и оборудованном месте принципиально отличается от любой другой тем, что накладывает особую печать на все действия дошкольника, входящие в поисково-исследовательскую деятельность.

Ребенку-дошкольнику от природы присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. [2].

Дети после проведения опытов стали более легко выделять существенные признаки природных явлений и объектов, высказывать правильные,

118

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

логически построенные суждения. У детей проявлялся подлинный интерес, сформированный в процессе специально организованной активной экологически направленной деятельности. При этом дошкольники не только понимали и принимали цель этой деятельности, им не только хотелось достигнуть цели, но и хотелось искать, узнавать, решать, достигать.

Зона коллекций использовалась для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам. Коллекции располагались так, чтобы были доступны детям, включали, прежде всего, образцы, которые могут собрать сами дошкольники и их родители: камни, семена растений, сухие листья, ветви, сухую кору деревьев, кустарников, образцы песка, глины, различных почв, речные и морские раковины и т.п.

Большинство экспонатов коллекции представляли природные объекты местности, где располагается дошкольное учреждение. Это позволяло нам использовать в работе уже привычные для детей объекты, на которые они смогут посмотреть с новых позиций. Поэтому местный материал всегда составлял основу, базовое ядро нашей коллекции.

Регулярно коллекции пополнялись и обновлялись за счет материала, привозимого дошкольниками и их родителями из различных регионов нашей страны и других стран, которые они посещали во время различных путешествий, отдыха. Любой привезенный объект служил прекрасным поводом для начала разговора о странах, обычаях, природе, народах Земли, способствовал формированию экологический представлений у детей.

Зона релаксации - это уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумами, фонтаном. Зона релаксации использовалась, прежде всего, для отдыха детей, самостоятельных экологических игр и выработке навыков ухода за растениями.

В зоне библиотеки, были собраны разнообразные красочные книги с иллюстрациями о природных явлениях, о животном и растительном мире, энциклопедии для детей, периодические издания. Располагался аудио-видео комплекс: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, проектор, видеокамера благодаря которым осуществлялся просмотр фильмов и прослушивание аудиозаписей.

В групповых уголках юного эколога, присутствовали следующие модели: «Солнечная система», «Карта звездного неба», «Природа на планете Земля», «Животные родного края», «Растения окружающие нас». Были подобраны дидактические игры экологической направленности, библиотека юного эколога, аудиозаписи и видеозаписи, фотоальбомы и др.

Важнейшее значение для экологического воспитания детей имеет их практическая деятельность в природных условиях в зоне ближайшего окружения. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей

Теория и методика дошкольного образования

119

средой обеспечивает становление мировоззрения ребёнка, его личностный рост. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта [1].

Для практического взаимодействия с окружающей ребенка средой, была создана экологическая тропа на территории детского сада наполненная разными видовыми точками. В состав видовых точек экологической тропы мы включали те объекты, которые хорошо приживутся на нашей территории. В качестве видовых точек были выбраны, прежде всего, деревья и кустарники разных пород, разного возраста. Был специально привезен и оставлен в отведенном месте ствол поваленного дерева. Под ним нашли прибежище многие насекомые, черви, улитки. На дереве через некоторое время появилась молодая поросль, мох.

В весенне-летний период на тропе высаживались множество растений. На специально отведенном месте высаживали лекарственные растения. На участке имелась небольшая группа сорных растений, которая не мешала нам выращивать другие растения, и мы ее не уничтожали - она также входила в состав тропы как одна из видовых точек. На примере сорных видов объясняли детям многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества.

На территории экологической тропы был создан небольшой искусственный водоем с водными растениями и животными и специально созданные небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с мало нарушенными, мы наглядно показывали детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания.

На экологической тропе была создана небольшая метеоплощадка. На высоком металлическом шесте прикреплен флюгер, позволяющий следить за сменой направления ветра. Здесь же размещен и оригинальный указатель направления ветра. Для измерения осадков из пластиковых бутылок были сделаны простые дождемеры. Эти дождемеры размещались в разных точках тропинки (на открытом пространстве, под деревьями). Поэтому дети могли сравнивать, где выпадает больше осадков, и анализировать, почему это происходит.

Объекты экологической тропинки давали большие возможности для формирования чувства близости к природе и сопереживания живым существам.

Таким образом, нами была создана оптимальная предметно-пространственная среда, позволяющая формировать экологические представления (о мире животных, растительном мире, неживой природе, временах года и т.д.) и экологически правильное отношение к природным явлениям и объектам у детей дошкольного возраста.

120

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Список литературы:

1. Переверзева А.Н. Что значит экспериментирование для дошкольника? // Теория и практика образования в современном мире: материалы II между-нар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. -С. 51-54.

2. Поддьяков А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей / А.Н. Поддьяков. -М.: Российское психологическое общество, 1998. - 85 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.