Научная статья на тему 'Проблема проектирования экологической развивающей среды в современных психолого-педагогических исследованиях'

Проблема проектирования экологической развивающей среды в современных психолого-педагогических исследованиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ENGINEERING / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / ENVIRONMENTAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / СТРУКТУРА / STRUCTURE / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ / STAGES OF BUILDING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохоренко Анастасия Игоревна

В статье обоснована актуальность проблемы проектирования экологической развивающей среды в дошкольном учреждении. В ней определены структура, принципы и этапы построения экологической развивающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design problems of ecological explicating environment in modern psychological and pedagogical research

In the article the urgency of environmental problems of designing of educational environment in preschool. It defines the structure, principles and stages of creation of the ecological educational environment.

Текст научной работы на тему «Проблема проектирования экологической развивающей среды в современных психолого-педагогических исследованиях»

значима, т.к. современный человек должен быть здоров физически, духовно и нравственно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 ноября 2012 г. № 273-ФЗ // RG.RU : интернет-портал «Российской газеты». - Режим доступа : http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html. - 10.11.2015.

2. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (ст. 27; изменения от 01 января 2012 г.). - Режим доступа : http://base.garant.ru/58060827/#friends. - 11.12.2015.

3. Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (вместе с «СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...») [Электронный ресурс] : постановление Глав. гос. санитар. врача РФ от 15.05.2013 № 26 (ред. от 27.08.2015). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 / М-во образования и науки Рос. Федерации // RG.RU : интернет-портал «Российской газеты». - Режим доступа : http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. - 3.11.2015.

5. Крежевских, О.В. Преемственность в эколого-валеологическом образовании дошкольников и младших школьников [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / О.В. Крежевских. - Екатеринбург, 2009. - 186 с.

6. Пономарёва, Л.И. Формирование основ здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста как инновационная педагогическая деятельность [Текст] / Л.И. Пономарёва, З.И. Тюмасева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2013. -№11. - С. 156-166.

УДК 373.2

А.И. Прохоренко, г. Белгород

Проблема проектирования экологической развивающей среды в современных психолого-педагогических исследованиях

В статье обоснована актуальность проблемы проектирования экологической развивающей среды в дошкольном учреждении. В ней определены структура, принципы и этапы построения экологической развивающей среды.

Проектирование, экологическая развивающая среда, структура, принципы, этапы построения.

A.I. Prokhorenko, Belgorod

Design problems of ecological explicating environment in modern psychological and pedagogical research

In the article the urgency of environmental problems of designing of educational environment in preschool. It defines the structure, principles and stages of creation of the ecological educational environment.

Keywords: Engineering, environmental educational environment, structure, principles, stages of

building.

В настоящее время, ученые уделяют не достаточно внимания проблеме проектирования экологической развивающей среды в дошкольном учреждении.

Анализ ряда источников и научной литературы по проблеме проектирования экологической развивающей среды позволил прийти к выводу, что в науке до сих пор не существует четкой трактовки данного понятия.

Под «проектированием экологической развивающей среды» следует понимать вид деятельности педагога по созданию проекта экологической среды дошкольного учреждения, который направлен на решение задач экологического образования детей.

Для успешного осуществления проектирования экологической развивающей среды необходимы четко проработанные экологические зоны.

Экологические зоны - специальные места в помещении детского сада и на его территории, являющиеся элементами его предметно-развивающей среды, а также объекты живой и неживой природы [2].

По мнению ученых, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, экологические зоны в помещении могут быть традиционными, включающими в себя групповые и живые уголки в группах, и нетрадиционными, представленные экологическим центром, комнатой природы, зимним садом, экологической лабораторией, фитобаром [2].

В первую очередь, перейдем к рассмотрению одной из традиционных экологических зон дошкольного учреждения - группового уголка природы. Это место знакомства и общения ребенка с миром живой природы. Благодаря своей доступности позволяет организовать наблюдение и исследовательскую деятельность вне зависимости от времени года.

Следует отметить, что групповой уголок природы в дошкольном учреждении может выполнять социокультурную, интеллектуально-познавательную и эстетическую функции. Так как групповой уголок может включать в себя различные зоны:

1. Живой уголок, который включает в себя разнообразные комнатные растения, специально подобранные с учетом возраста детей.

2. Зона трудовой деятельности, в которой располагается оборудование для трудовой деятельности, различные виды огородов. Среди них выделяют: «прозрачный огород», «огород круглый год» или «огород на подоконнике».

3. Зона моделирования, содержащая карты, макеты для моделирующей деятельности.

4. Зона творчества - место для выставок творческих работ.

5. Экспериментальный уголок, оборудованный специально для экспериментальной деятельности детей [2].

Рассмотрим нетрадиционные экологические зоны дошкольного учреждения.

1) Экологический центр - это один из новых элементов экологической развивающей среды дошкольного учреждения, центр систематизации научно-обоснованных знаний, экспериментальной, учебной, трудовой и др. видов детской деятельности. Поэтому организация такого центра предполагает выделение разнообразных функциональных зон:

- учебная зона, предназначенная для проведения образовательной деятельности

детей;

- зона «живой уголок», «релаксация» может представлять собой место с разнообразными комнатными растениями; аквариумами для рыб; отдельное пространство с вольерами для животных. Так же в зоне релаксации могут быть размещены фонтаны, обработанные пеньки, бревна разных размеров, служащие в качестве стульев и столов;

- зона трудовой деятельности детей представляет собой специально отведенное место с большими емкостями, наполненными плодородной почвой, для посадки культурных растений, а также хранения специального оборудования;

- зона моделирования - специально выделенное пространство, где находятся макеты природных, ландшафтов разных регионов; демонстрационная карта - схема

экологической тропы детского сада;

- зона «лаборатория» - это специально отведенное место, где есть раковина и кран с водой;

- зона «библиотека» - место, в котором размещаются стеллажи, полки с книгами, энциклопедиями, периодическими изданиями. В этой зоне может находиться технический комплекс - телевизор, музыкальный центр, проекционное оборудование;

- зона «коллекция», «мини-музей» может находиться в экологическом центре, экологической комнате, в коридоре детского сада, занимать отдельное помещение.

Таким образом, проанализировав традиционные и нетрадиционные экологические зоны в помещении дошкольного учреждения, можно прийти к выводу о том, что такие зоны могут располагаться, как и в самой группе, так и в помещении детского сада, имея при этом специально отведенные места.

Следует иметь ввиду, что экологические зоны на территории дошкольного учреждения также могут подразделяться на традиционные, включающие фруктовый сад и огород, и нетрадиционные - миксбордеры, рабатки, искусственный водоем, альпинарий, экологическая тропа.

Таким образом, под экологической развивающей средой следует понимать систему определенных экологических зон на территории и в помещении дошкольного учреждения, которые способствуют экологическому развитию детей.

Теоретической основой проектирования экологической развивающей среды является осмысление ее социального и культурного компонента, определяемого социальными институтами, общественным и природным окружением. Необходимость создания экологической развивающей среды в дошкольном учреждении для разностороннего развития личности основывается на результатах научных исследований отечественных ученых (Л.М. Кларина, Ю.С. Мануйлов, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский и др.), концепции дошкольного воспитания и требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

В «Концепции построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении», которую разработали В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина и др. определены принципы построения развивающей среды в целом. Между тем, они являются базовыми и для организации экологической развивающей среды, в частности: принцип дистанции, позиции при взаимодействии (установление взаимопонимания и контакта между взрослым и ребенком, индивидуальное место для занятий, соответствующее комфортной дистанции); принцип активности, самостоятельности, творчества (способствование творческому развитию, самостоятельности и активности ребенка); принцип стабильности - динамичности (изменчивость среды, подстраивание под каждого); принцип комплексирования и гибкого зонирования (построение не пересекающихся областей активности деятельности, трансформируемость); принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого (взаимодействие с структурными элементами, насыщение деятельности разнообразными впечатлениями, личное пространство); принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды (развитие представлений с помощью простых, но разнообразных картин, содержаний сказок, скульптур); принцип открытости - закрытости (среда — развивающая и изменяющаяся системы); принцип учета половых и возрастных различий детей (поведение детей осуществляется в соответствии с принятыми в обществе эталонами поведения) [3].

Нельзя не отметить тот факт, что особое внимание уделяется созданию условий, способствующих полноценному развитию ребенка. Так, в Федеральном

государственном образовательном стандарте дошкольного образования предлагаются следующие требования к созданию предметно - развивающей среды: 1) насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы; 2) трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; 3) полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды; наличие полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности; 4) вариативность предполагает: наличие различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей; 5) доступность предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования; 6) безопасность предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования

[4].

Другими словами, экологическая развивающая среда, построенная в соответствии с принципами и требованиями, создает условия для экологического развития детей на каждом возрастном этапе.

Итак, проектирование экологической развивающей среды дошкольного учреждения невозможно без особых элементов этой развивающей среды. Каждый ее элемент должен быть функционален и комфортен на уровне функциональной надежности и безопасности.

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что в настоящее время существуют достаточно разнообразные алгоритмы проектирования развивающей предметно-пространственной среды в целом. В свою очередь, А.Г. Гогоберидзе и О.В. Солнцева предлагают следующий алгоритм, состоящий из последовательных и сочетающихся между собой технологических шагов, соответствующих этапам модели организации среды:

1 шаг. Формулирование целей и задач работы. Для этого необходимо проанализировать образовательную программу дошкольного учреждения, определить приоритетные направления развития ребенка и обозначить особенности подбора предметов для организации среды группы и дошкольного учреждения.

2 шаг. Ориентируясь на задачи и содержание образовательной работы необходимо проанализировать учебно-методические пособия, игры и игровые материалы для самостоятельной деятельности детей, специальное оборудование для детских видов деятельности.

3 шаг. Ориентируясь на проделанный анализ учебно-методических пособий, игр и игровых материалов, и специального оборудования необходимо составить список дополнительного оборудования, предназначенного для размещения игрового материала, учебно-методических пособий, обеспечения режимных моментов. При необходимости, определить задачи пополнения среды в ближайшем будущем.

4 шаг. Определить пространственное размещение оборудования в группе, дополнительных помещениях и территории дошкольного учреждения. Целесообразно

это сделать схематично на листе бумаги и только после определения оптимального варианта расставить оборудование в помещении.

5 шаг. Поместить оборудование согласно плану - схеме.

6 шаг. Изучить интересы, предпочтения, особенности детей группы (на основе беседы с родителями, детьми, анкетирования родителей) и внести коррективы в среду с учетом полученной информации и имеющихся возможностей. Возможно привлечение детей к оформлению среды в посильной для них форме.

7 шаг. Продумать последовательность внесения изменений в среду в течение года, учитывая при этом содержание образовательной программы, предположительную динамику развития детей, приобретение новых материалов [1].

Данный алгоритм может быть взят за основу при проектировании экологической развивающей среды в дошкольном учреждении.

Таким образом, каждый последующий шаг выступает в качестве продолжения и развития предыдущего и в то же время обеспечивает правильность проектирования среды, в том числе и экологической.

Подытоживая вышеизложенное, необходимо отметить, что грамотное проектирование экологической развивающей среды в дошкольном учреждении, в том числе и с экологической точки зрения, позволит проявить каждому ребенку интерес к природе, удовлетворить потребность в общении, взаимодействии с объектами природы, обеспечить сформированность познавательного отношения и поможет становлению ценностного отношения к окружающему миру. Правильно спроектированная экологическая развивающая среда, как функциональное и пространственное соединение субъектов воспитания, объединяет в одно целое ее содержательные элементы, выступает в качестве посредника в развивающем взаимодействии и единстве взаимоотношений дошкольников с окружающим миром природы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] : учебник для вузов / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб. : Питер, 2013. - 464 с. - (Стандарт третьего поколения).

2. Земля - кормилица Белгородчины [Текст] : учебное пособие : Материалы, метод. разработки и рекомендации воспитателям дошк. образоват. учреждений для работы по эколог. образованию и развитию детей дошк. возраста (регион. аспект) / БелГУ ; Управление образования администрации г. Белгорода ; сост. А.П. Полыгина, Н.С. Татаренко, С.Н. Шаповалова ; под ред. В.В. Марковой, Л.В. Шинкаревой. - Белгород : ПОЛИТЕРРА, 2005. - 212 с.

3. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. - М. : Творческая педагогика : Новая школа, 1993. - 102 с.

4. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 / М -во образования и науки Рос. Федерации // RG.RU : интернет-портал «Российской газеты». - Режим доступа : http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. - 3.11.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.