ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Никифорова Оксана Валерьевна
старший воспитатель Антонова Евгения Николаевна
педагог-психолог МБДОУ детский сад комбинированного вида № 2 с. Петрокаменское, Горноуральский г.о., Свердловская область
J Ч
СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ
В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ
_______ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ_______
Аннотация: В статье представлен опыт разработки административного проекта и создания необходимых организационно-педагогических условий для приведения развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда, требования ФГОС ДО, административный проект.
Введение ФГОС ДО предъявляет ряд высоких требований к условиям реализации общей образовательной программы в ДОУ. Образовательная система выполняет жизненно важную функцию, а именно, помощь и поддержку при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ. Организуя предметно-пространственную среду в ДОУ необходимо учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоциональной сферы, учитывая способности, интересы, темп продвижения каждого ребёнка.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
• реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;
• в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;
• учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Для повышения качества образовательных услуг, построения эффективного педагогического процесса в современном детском саду принципиально важным является понимание возможностей предметно-пространственной среды, знание нормативных требований и подходов к ее проектированию.
Наиболее приемлемая для дошкольного учреждения предметно-пространственная среда проектируется на основе:
• реализуемой в детском саду образовательной программы [3,7,11,13,14];
• требований нормативных документов [9,10];
• материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности);
• предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
• общих принципов построения предметно-пространственной среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетания привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, опережающего характера содержания образования, учета половых и возрастных различий детей, уважения к потребностям и нуждам ребенка) [1,5,6,7,8] .
На основе анализа развивающей предметно-пространственной среды детского сада можно выделить ряд проблем в её организации.
1. Сохранение и иногда доминирование традиционного подхода к определению способов организации
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014
3
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
пространства, его наполненности, отбору игровых и учебных материалов. Причиной этого зачастую является непонимание педагогами возможностей предметно-пространственной среды в активизации разнообразной детской деятельности. Среда воспринимается своего рода фоном педагогического процесса.
2. Некоторая стихийность при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов, что вызвано объективными и субъективными причинами (недостаточным финансированием; отсутствием ряда качественных и разнообразных материалов; личными предпочтениями и запросами педагогов; формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или предпочтительному направлению.
3. Жесткое зонирование пространства, статичность среды, что провоцирует снижение интереса дошкольников к ее освоению.
4. Неумение педагогов активизировать деятельность детей по освоению предметной среды.
Таким образам возникает противоречие: в детском саду создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального стандарта и не может осуществлять ту положительную роль в развитии детей, которую могла бы нести.
Исходя из этого видно, что необходимо подходить комплексно и системно к наполнению развивающей предметно-пространственной среды ещё на этапе её планирования. Это и послужило поводом разработки проекта «Создание предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы».
Целью проекта является создание развивающей образовательной среды, представляющей собой систему условий социализации и индивидуализации детей, отвечающей требованиям ФГОС.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Разработка и утверждение нормативно-правовых документов для создания предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.
2. Подготовка педагогического коллектива для деятельности по данному направлению с использованием инновационного подхода к организации предметно-развивающей среды ДОУ на основе реализации принципа интеграции образовательных областей.
3. Создание учебно-материального обеспечения с учетом требований к предметно-развивающей среде ДОУ.
Новизна проекта состоит в том, что разработана практическая часть, которая направлена на:
• разработку и утверждение положения о рабочей группе по разработке проекта;
• составление и утверждение плана проекта;
• изучение уровня квалификации педагогов и потребностей в обучении путем опроса и анкетирования;
• утверждение программы повышения квалификации педагогов;
• прохождение педагогами курсовой подготовки по введению ФГОС ДО;
• оценка существующего учебно-материального обеспечения детского сада с учетом требований к предметно-развивающей среде;
• наполнение и оснащение образовательного пространства ДОУ с учётом требования ФГОС;
• оснащение групп с учетом интеграции различных видов деятельности.
Этапы реализации проекта.
1 этап - Информационно-аналитическая деятельность
• Анализ нормативных документов по созданию развивающей образовательной среды, представляющей собой систему условий социализации и индивидуализации детей, отвечающей требованиям ФГОС.
• Анализ предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.
• Создание рабочей группы по разработке проекта создания предметно-развивающей среды в соответствии требованиями ФГОС.
Планируемый результат:
• Разработка механизма создания развивающей образовательной среды, представляющей собой систему условий социализации и индивидуализации детей, отвечающей требованиям ФГОС.
• Разработка плана оформления предметно-развивающей образовательной среды.
2 этап: Мотиваиионно-иелевая деятельность
• Повышение квалификации педагогов по введению ФГОС ДО [2,3] .
• Разработка положения о создании рабочей группы по разработке проекта приведения предметно-развивающей среды в соответствие требованиям ФГОС.
• Организация инновационной методической деятельности по созданию предметно-развивающей среды.
Планируемый результат:
• Прохождение педагогами ДОУ курсовой подготовки по введению ФГОС ДО.
• Утверждение положения о создании рабочей группы по разработке проекта приведения предметно-развивающей среды в соответствие требованиям ФГОС.
3 этап: Организаиионно-содержательная деятельность
• Объявление конкурса оформления предметно-развивающей образовательной среды.
• По мере выделения финансовых средств пополнить предметно-развивающую образовательную среду организации.
4
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
• Реализация системы взаимодействия ДОУ с семьей по организации предметно-пространственного окружения ДОУ.
Планируемый результат:
• Подведение итогов конкурса на лучшее оформление предметно-развивающей образовательной среды.
• Пополнена предметно-развивающая образовательная среда организации развивающими играми и инновационными оборудованием.
• Проведены мастер-классы по созданию предметно-развивающей образовательной среды дома для родителей.
4 этап: Контрольно-аналитический
• Ежегодный анализ результатов работы рабочей группы.
• Диагностико-аналитическая оценка эффективности проекта.
• Презентация предметно-развивающей среды в группах на семинарах и практикумах с участием родителей.
• Проведение открытых мероприятий на уровне района.
На первом этапе работы был проведён анализ нормативных документов по созданию развивающей предметно-пространственной среды и создание рабочей группы по разработке проекта. После проведённой работы провели семинар для педагогов ДОУ «Требования к созданию предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС», разработали механизм создания развивающей образовательной среды, представляющей собой систему условий социализации и индивидуализации детей и составили план методической работы по реализации проекта создания предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС.
На следующем этапе были созданы условия для повышения квалификации педагогов по введению ФГОС ДО, утверждено положение о создании рабочей группы по разработке проекта приведения предметно-развивающей среды в соответствие требованиям ФГОС. По итогам был организован круглый стол «Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах ДОУ», где педагоги смогли поделиться опытом и обменяться мнениями по данному вопросу.
На третьем этапе объявили конкурс на уровне ДОУ на лучшее оформление предметно-развивающей образовательной среды. По итогам конкурса планируется провести семинар-практикум на тему «Содержание центров активности в развивающей предметно-пространственной среде в ДОУ» и мастер-классы по созданию предметно-развивающей образовательной среды дома для родителей.
Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность
свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование [13,14]. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Предусмотрены материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Для мальчиков - инструменты для работы с деревом, наборы ключей; у девочек для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре у девочек имеются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; у мальчиков - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Также имеется большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников присутствуют различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусы, а так же материалы, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьни-ков-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
В оборудовании старших дошкольников присутствуют материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей,- это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты, материалы для опытов.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Таким образом, можно предположить, что в результате внедрения проекта коллектив сумеет сделать так, что предметно-развивающая среда ДОУ станет соответствовать требованиям ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014
5
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Ожидается, что в проекте примут участие все сотрудники ДОУ. В ходе реализации проекта заметно повысится уровень профессионального мастерства педагогов по данной теме. К созданию предметно-развивающей среды будут привлечены родители, что положительно повлияет на взаимодействие участников образовательного процесса.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Литература
1. Доронов С.Г Сюжетная игрушка: история и современность // Образование и наука. 2011. № 9.с. 109-115
2. Дюков В.М. О моделях трансляции инновационного опыта дошкольных образовательных учреждений // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 1. С.16-24.
3. Киселёва О.В. Организация методической работы по подготовке педагогов-психологов к реализации ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.39-41.
4. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении / авт.: В.А. Петровский, Л. М. Кларина, Л.А. Смывина, Л. П. Стрелкова. 1993.
5. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным коорди-
национным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003.
6. Мартьянова О. П., Сиденко Е. А. Готовность воспитателя дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности. // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 4. С.2-5.
7. Огоновская А. С. Образовательно-событийная среда как средство развития личности // Образование и наука. 2013. № 3. с. 37-48
8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
9. Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 035146 ин/1403 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
10. Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/1912 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»).
11. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155.
13. Чепайкина И. А. Дидактическая игра как средство развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 4. С.42-45.
14. Яковлева Г. В. Содержание и организация инновационной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 4. С.37-41.
6
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014