Научная статья на тему 'Создание предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы'

Создание предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6206
1719
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ДО / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никифорова Оксана Валерьевна, Антонова Евгения Николаевна

В статье представлен опыт разработки административного проекта и создания необходимых организационно-педагогических условий для приведения развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никифорова Оксана Валерьевна, Антонова Евгения Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы»

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Никифорова Оксана Валерьевна

старший воспитатель Антонова Евгения Николаевна

педагог-психолог МБДОУ детский сад комбинированного вида № 2 с. Петрокаменское, Горноуральский г.о., Свердловская область

J Ч

СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ

В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ

_______ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ_______

Аннотация: В статье представлен опыт разработки административного проекта и создания необходимых организационно-педагогических условий для приведения развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда, требования ФГОС ДО, административный проект.

Введение ФГОС ДО предъявляет ряд высоких требований к условиям реализации общей образовательной программы в ДОУ. Образовательная система выполняет жизненно важную функцию, а именно, помощь и поддержку при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ. Организуя предметно-пространственную среду в ДОУ необходимо учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоциональной сферы, учитывая способности, интересы, темп продвижения каждого ребёнка.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

• реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;

• в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;

• учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Для повышения качества образовательных услуг, построения эффективного педагогического процесса в современном детском саду принципиально важным является понимание возможностей предметно-пространственной среды, знание нормативных требований и подходов к ее проектированию.

Наиболее приемлемая для дошкольного учреждения предметно-пространственная среда проектируется на основе:

• реализуемой в детском саду образовательной программы [3,7,11,13,14];

• требований нормативных документов [9,10];

• материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности);

• предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;

• общих принципов построения предметно-пространственной среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетания привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, опережающего характера содержания образования, учета половых и возрастных различий детей, уважения к потребностям и нуждам ребенка) [1,5,6,7,8] .

На основе анализа развивающей предметно-пространственной среды детского сада можно выделить ряд проблем в её организации.

1. Сохранение и иногда доминирование традиционного подхода к определению способов организации

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014

3

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

пространства, его наполненности, отбору игровых и учебных материалов. Причиной этого зачастую является непонимание педагогами возможностей предметно-пространственной среды в активизации разнообразной детской деятельности. Среда воспринимается своего рода фоном педагогического процесса.

2. Некоторая стихийность при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов, что вызвано объективными и субъективными причинами (недостаточным финансированием; отсутствием ряда качественных и разнообразных материалов; личными предпочтениями и запросами педагогов; формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или предпочтительному направлению.

3. Жесткое зонирование пространства, статичность среды, что провоцирует снижение интереса дошкольников к ее освоению.

4. Неумение педагогов активизировать деятельность детей по освоению предметной среды.

Таким образам возникает противоречие: в детском саду создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального стандарта и не может осуществлять ту положительную роль в развитии детей, которую могла бы нести.

Исходя из этого видно, что необходимо подходить комплексно и системно к наполнению развивающей предметно-пространственной среды ещё на этапе её планирования. Это и послужило поводом разработки проекта «Создание предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы».

Целью проекта является создание развивающей образовательной среды, представляющей собой систему условий социализации и индивидуализации детей, отвечающей требованиям ФГОС.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

1. Разработка и утверждение нормативно-правовых документов для создания предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.

2. Подготовка педагогического коллектива для деятельности по данному направлению с использованием инновационного подхода к организации предметно-развивающей среды ДОУ на основе реализации принципа интеграции образовательных областей.

3. Создание учебно-материального обеспечения с учетом требований к предметно-развивающей среде ДОУ.

Новизна проекта состоит в том, что разработана практическая часть, которая направлена на:

• разработку и утверждение положения о рабочей группе по разработке проекта;

• составление и утверждение плана проекта;

• изучение уровня квалификации педагогов и потребностей в обучении путем опроса и анкетирования;

• утверждение программы повышения квалификации педагогов;

• прохождение педагогами курсовой подготовки по введению ФГОС ДО;

• оценка существующего учебно-материального обеспечения детского сада с учетом требований к предметно-развивающей среде;

• наполнение и оснащение образовательного пространства ДОУ с учётом требования ФГОС;

• оснащение групп с учетом интеграции различных видов деятельности.

Этапы реализации проекта.

1 этап - Информационно-аналитическая деятельность

• Анализ нормативных документов по созданию развивающей образовательной среды, представляющей собой систему условий социализации и индивидуализации детей, отвечающей требованиям ФГОС.

• Анализ предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.

• Создание рабочей группы по разработке проекта создания предметно-развивающей среды в соответствии требованиями ФГОС.

Планируемый результат:

• Разработка механизма создания развивающей образовательной среды, представляющей собой систему условий социализации и индивидуализации детей, отвечающей требованиям ФГОС.

• Разработка плана оформления предметно-развивающей образовательной среды.

2 этап: Мотиваиионно-иелевая деятельность

• Повышение квалификации педагогов по введению ФГОС ДО [2,3] .

• Разработка положения о создании рабочей группы по разработке проекта приведения предметно-развивающей среды в соответствие требованиям ФГОС.

• Организация инновационной методической деятельности по созданию предметно-развивающей среды.

Планируемый результат:

• Прохождение педагогами ДОУ курсовой подготовки по введению ФГОС ДО.

• Утверждение положения о создании рабочей группы по разработке проекта приведения предметно-развивающей среды в соответствие требованиям ФГОС.

3 этап: Организаиионно-содержательная деятельность

• Объявление конкурса оформления предметно-развивающей образовательной среды.

• По мере выделения финансовых средств пополнить предметно-развивающую образовательную среду организации.

4

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

• Реализация системы взаимодействия ДОУ с семьей по организации предметно-пространственного окружения ДОУ.

Планируемый результат:

• Подведение итогов конкурса на лучшее оформление предметно-развивающей образовательной среды.

• Пополнена предметно-развивающая образовательная среда организации развивающими играми и инновационными оборудованием.

• Проведены мастер-классы по созданию предметно-развивающей образовательной среды дома для родителей.

4 этап: Контрольно-аналитический

• Ежегодный анализ результатов работы рабочей группы.

• Диагностико-аналитическая оценка эффективности проекта.

• Презентация предметно-развивающей среды в группах на семинарах и практикумах с участием родителей.

• Проведение открытых мероприятий на уровне района.

На первом этапе работы был проведён анализ нормативных документов по созданию развивающей предметно-пространственной среды и создание рабочей группы по разработке проекта. После проведённой работы провели семинар для педагогов ДОУ «Требования к созданию предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС», разработали механизм создания развивающей образовательной среды, представляющей собой систему условий социализации и индивидуализации детей и составили план методической работы по реализации проекта создания предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС.

На следующем этапе были созданы условия для повышения квалификации педагогов по введению ФГОС ДО, утверждено положение о создании рабочей группы по разработке проекта приведения предметно-развивающей среды в соответствие требованиям ФГОС. По итогам был организован круглый стол «Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах ДОУ», где педагоги смогли поделиться опытом и обменяться мнениями по данному вопросу.

На третьем этапе объявили конкурс на уровне ДОУ на лучшее оформление предметно-развивающей образовательной среды. По итогам конкурса планируется провести семинар-практикум на тему «Содержание центров активности в развивающей предметно-пространственной среде в ДОУ» и мастер-классы по созданию предметно-развивающей образовательной среды дома для родителей.

Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность

свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование [13,14]. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Предусмотрены материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Для мальчиков - инструменты для работы с деревом, наборы ключей; у девочек для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре у девочек имеются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; у мальчиков - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Также имеется большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников присутствуют различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусы, а так же материалы, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьни-ков-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

В оборудовании старших дошкольников присутствуют материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей,- это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты, материалы для опытов.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Таким образом, можно предположить, что в результате внедрения проекта коллектив сумеет сделать так, что предметно-развивающая среда ДОУ станет соответствовать требованиям ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014

5

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Ожидается, что в проекте примут участие все сотрудники ДОУ. В ходе реализации проекта заметно повысится уровень профессионального мастерства педагогов по данной теме. К созданию предметно-развивающей среды будут привлечены родители, что положительно повлияет на взаимодействие участников образовательного процесса.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Литература

1. Доронов С.Г Сюжетная игрушка: история и современность // Образование и наука. 2011. № 9.с. 109-115

2. Дюков В.М. О моделях трансляции инновационного опыта дошкольных образовательных учреждений // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 1. С.16-24.

3. Киселёва О.В. Организация методической работы по подготовке педагогов-психологов к реализации ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.39-41.

4. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении / авт.: В.А. Петровский, Л. М. Кларина, Л.А. Смывина, Л. П. Стрелкова. 1993.

5. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным коорди-

национным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Мартьянова О. П., Сиденко Е. А. Готовность воспитателя дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности. // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 4. С.2-5.

7. Огоновская А. С. Образовательно-событийная среда как средство развития личности // Образование и наука. 2013. № 3. с. 37-48

8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2010.

9. Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 035146 ин/1403 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».

10. Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/1912 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»).

11. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155.

13. Чепайкина И. А. Дидактическая игра как средство развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 4. С.42-45.

14. Яковлева Г. В. Содержание и организация инновационной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 4. С.37-41.

6

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.