МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
контрреволюционных выступлений, но это не означало, что басмаческое движение в Туркестанском крае шла на спад.
В обязанности вновь организованных органов ГПУ входило: подавление контрреволюционных заговоров и открытых вооруженных выступлений, борьба с бандитизмом, шпионажем, охрана путей сообщения и государственной границы. Все уголовные дела, расследованные следователями ГПУ как контрреволюционного характера, так и общеуголовного содержания, рассматривались исключительно в судебном порядке. Кроме этого за органами ГПУ сохранилось право применять карательные меры, включая и расстрел, в случаях, когда преступники задержаны на месте совершения преступления и оказывают при этом вооруженное сопротивление. Органы ГПУ обладали правом высылки в административном порядке сроком до трех лет лиц, причастных к совершению контрреволюционных преступлений.
Список использованной литературы:
1. Исманов Т.К. Образование и правовое оформление ВЧК // Гуманитарные проблемы современности: Сб. науч. стат. Бишкек, 2010.-С.317-323.
2. Ленин В.И. Поли. собр. соч. М., 1982. Т.35.- С.156.
3. 5(18) декабря 1917 года была перехвачена телеграмма «Малого Совета министров» бывшего Временного правительства, призывавшая всех чиновников к саботажу во всероссийском масштабе.
4. Петроградский Военно-революционный комитет.- М., 1967, ©3.-С.569.
5. Декреты Советской власти. Т.1. -М., 1971. -С. 102.
6. Органы и войска МВД России: Краткий исторический очерк.- М., 1996.-С. 223.
7. Лубянка. ВЧК-ОГПУ -НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ. 1917 - 1960: Справочник - М., 1997 - С. 9.
8. Известия ВЦИК, 1919, №40.
9. ЦГА КР, ф. 14, оп.1, д.28, л.31.
10. ПА УзФ ИМЛ при ЦК КПСС, ф.60, оп.1, д.781, л.11.
© Т.К. Исманов, 2015
УДК 34
Т. К.Исманов
К.и.н., доцент
Международный Университет Кыргызстана Г. Бишкек Кыргызская Республика
СОЗДАНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ КЫРГЫЗСТАНА В ПЕРВЫЕ ГОДЫ
СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
Аннотация
В статье говорится о проблемах возникновения новых судебных органов в первые годы Советской власти и организационное построение местных судов.
Ключевые слова
Правоохранительные органы, милиция, контрреволюция, суды, правосудие, законность, гражданская война,
декреты, местные суды,
Уже на третий день после прихода к власти большевиков по поручению Советского правительства коллегией Наркомата внутренних дел РСФСР было принято постановление об образовании советской милиции. Это постановление предписывало практически всем Советам рабочих и солдатских депутатов учредить рабочую милицию, которая полностью должна находиться только под руководством Совета. Всем военным и гражданским властям предписывалось оказывать содействие вооружению рабочей милиции и снабжению ее техническими средствами[1, с.12].
165
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
Организация рабочей милиции сопровождалось упразднением аппарата гражданской милиции Временного правительства. На местах это постановление, полученное по телеграфу, вводилось в тот же день. 17 ноября 1917 года ВЦИК назначил первого наркома внутренних дел РСФСР Н.Г. Петровского. В этот же день избирается первая коллегия НКВД в составе Ф.Э. Дзержинского, Л.М. Лациса, И.С Уншлихта, М.С. Урицкого.
Переход власти к Советам на территории Кыргызстана проходил неодновременно. Прежде всего Советская власть утвердилась в городах и более или менее развитых промышленных районах республики, таких, как Сулюкта, Кызыл-Кия, Таласская долина, Пишпек, Нарын, Кара-Кол. В аилах Кыргызстана процесс становления власти большевиков был более сложен и длителен.
Состоявшийся 15-22 ноября 1917 года, Третий краевой съезд Советов сформировал Совет народных комиссаров Туркестанского края во главе с большевиками Ф. Колесовым, П. Полторацким, В. Ляпиным. Власть на местах решением съезда передавались Советам, [2, с.57] А формы возникновения милиции были различными - рабочедехканская, рабочие дружины, отряды самообороны, национальная гвардия, Красная гвардия и др. Многие из этих объединений, кроме чисто милицейских, выполняли и армейские функции.
В мае 1918 года по решению Туркестанского съезда Советов был образован Народный комиссариат по внутренним и иностранным делам Туркестанской АССР. На местах, в том числе и в Кыргызстане, при исполкомах Совдепов представителями НКВД республики были уездные комиссары, которые могли сменяться только по решению общего собрания Совета.
Для руководства деятельностью отрядов милиции в июле 1918 года было образовано Управление рабочекрестьянской милиции Наркомата внутренних дел РСФСР. 7 октября этого же года Управление было преобразовано в Главное управление милиции (Главмилиция).
8 ноября 1917 г. II Всероссийский съезд Советов принял Декрет об образовании Рабочего и Крестьянского правительства (Совета Народных Комиссаров) и его народных комиссариатов[3, с.20-21]. Одним из них был Наркомат юстиции. Министерство юстиции старой власти, было упразднено. Народный комиссариат юстиции РСФСР, сразу же получил весьма широкие полномочия; руководство судами, управление исправительно-трудовыми учреждениями и надзор за законностью. Не случайно, В.И. Ленин отзывался о Наркомюсте, как о самом революционном наркомате.
Основной задачей Наркомюста и его органов на местах с первых дней их существования стало создание судебной системы взамен той, что разрушили «до основания». Работа советского суда строилась с самого начала на основе широкой активности и самодеятельности трудящихся масс. Советской власти, по мнению Е.Н. Городецкого, [4, с.196] требовалось создать единую революционную законность, основанную на опыте самих масс и направляющую их творчество в единое русло строительства нового, социалистического государства.
В разное время компетенция Министерства юстиции была различной. В советский период деятельность Минюста характеризуется как незначительная, незавершенная [5].
В период становления Советского государства органы юстиции осуществляли самые многообразные функции: от руководства судами до управления исправительно-трудовыми учреждениями и надзора за законностью. Постепенно законодательство развивалось в сторону разграничения этих разнородных полномочий.
Институт принудительного исполнения имеет многовековую историю. Меняясь с течением времени, он, тем не менее, до настоящего времени сохранил в себе ряд черт, заложенных в процедуру принудительного исполнения решений суда еще в древнейшее время[6].
Организационно-правовой статус исправительно-друдовых учреждений регламентировался в основном законодательством о судоустройстве, а также гражданско-процессуальным законодательством [7, с. 976].
Работа в этом направлении началась с подготовки проекта Декрета о советском суде, в разработке которого непосредственное участие принимал руководитель народного комиссариата юстиции П. И. Стучка при поддержке В.И. Ленина, который и лично поработал над проектом.
10 ноября 1917 г. П.И. Стучка опубликовал в «Правде» статью «Народный или демократический суд», изложив в ней первоначальный план политики большевиков в этой области. Отметив, что старые судебные
166
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
учреждения продолжают свою деятельность «именем низложенного Временного правительства», П.И. Стучка решительно заявил: «...не сегодня, так завтра необходимо произвести ломку этих старых институтов» [8, с.2]. Главная идея П.И.Стучки заключалась в том, что суд должен быть выборным сверху донизу.
Это был первый официальный шаг в формировании новых судов. Практическая реализация данного, как и многих других законодательных актов, принимавшихся в ходе образования советской судебной системы, требовала создание конкретных судов, подбором для них кадров, материально-техническим и финансовым обеспечением.
Согласно постановлению Народного комиссариата юстиции от 30 января 1919 года[9, с.902]. На местах в том числе и Туркестанской АССР создавались отделы юстиции, которые должны были осуществлять контроль над деятельностью судебно-следственных органов и соблюдением революционной законности. На них возлагалась также организация народных судов, революционных трибуналов, коллегий защитников и обвинителей.
Законодательное закрепление судебная система послеоктябрьского периода получила в Декрете о суде № l. Он упразднил все дореволюционные судебные органы, «окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований, а также коммерческие суды, заменяя все эти установления судами, образуемыми на основании демократических выборов»[10, с.50].
В статье. 2 Декрета о суде № 1 говорилось, о создании местных судов, которые должны были действовать в составе постоянного местного судьи, избираемого на основании прямых выборов, до назначения выборов - местными Советами, и двух очередных заседателей. Список очередных заседателей и порядок их явки в судебное заседание определялись также местными Советами, Устанавливалась и компетенция местных судов.
Декрет поставил советские суды в подчиненное положение по отношению к Советам. Руководство судебно-следственными органами осуществлялось через отдел юстиции исполкома.
Декретом о суде №1 ликвидировались прокуратура[11] и адвокатура, институт судебных следователей. В роли обвинителей, защитников и поверенных допускались «все не опороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами»[10, с.50]. Предварительное следствие осуществляли единолично судьи. Одновременно с местными судами Декрет провозгласил создание рабочих и крестьянских революционных трибуналов для «...борьбы против контрреволюционных сил,... а равно для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц»,[10, с.50] в составе одного председателя и шести очередных заседателей, избираемых губернскими или городскими Советами.
В феврале 1918 г. ВЦИК и СНК приняли Декрет о суде №2, расширивший подсудность местных судов и изменивший наименование местных судов. Они стали называться местными народными судами[12, с.420].
Наряду с органами суда, была, создана и коллегия правозаступников, члены которых поддерживали «обвинение» и осуществляли защиту в суде.
Декрет ВЦИК о суде № 2 от 7 марта 1918 года уточнил, что обвинители и защитники входят в коллегии правозаступников, избираемые Советами рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов [10, с.50]. Кроме того, могли выступать один обвинитель и один защитник из числа присутствующих на суде граждан. Адвокатура оказалась разрушенной, а «люди из народа» были не подготовлены к осуществлению функций защиты и представительства. Уровень правовой культуры в судах резко упал. Адвокатура учреждалась «для содействия суду», а не для защиты интересов обвиняемого. Зависимость правозащитников от государства нашла свое подтверждение и в Положении о народном суде РСФСР от 21 октября 1920 года [13, с.407].
Несколько иначе складывалось становление правоохранительных органов в Центральной Азии. Прежде всего, необходимо было решить вопросы национальных и государственных образований региона. Если для России многие вопросы носили социальный, классово-политический характер, то в Туркестане этот вопрос был по преимуществу национально-политическим[14].
По мере становления в стране однопартийной системы нетерпимость новой власти ко всему, что не вмещалось в рамки большевизма, становилось одной из характерных черт этого режима.
167
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
Таким образом, в процессе развития советской правоохранительной системы следующих лет сложился устойчивый круг полномочий, образующих управление в области юстиции; руководство судами, нотариатом, адвокатурой, кодификация законодательства и подготовка законопроектов и некоторые другие обязанности.
Список использованной литературы:
1. Ленин и ВЧК: Сб. док. - М., 1989. - С. 12.
2. Очерки истории Коммунистической партии Киргизии. - Фрунзе, 1979. - С..57.
3. Декреты Советской власти. 25 октября 1917 г. -16 марта 1918 г. T.1. - М.,1957. - С.20-21.
4. Городецкий Е.Н, Рождение советского государства (1917-1918 гг.). - M., I987. - C.196.
5. Гулягин А.Ю. Поротников М.И. Вопросы реформирования органов юстиции: историческая
обусловленность // ИГП. 2006. №11.
6. Воронов Е.Н. Проблемы периодизации истории органов принудительного исполнения в России // ИГП., 2009. № 10.
7. ГПК РСФСР от 10 июля 1923 г. // СУ РСФСР. 1923. № 46 - 47. Ст. 478; ГПК РСФСР от 11 июня 1964 г. // Вед. Верх. Совета РСФСР. 1964. № 24. Ст. 407; Закон от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР" // Вед. Верх. Совета РСФСР. 1981. № 28. Ст. 976.
8. Правда. -1917. -10 ноября. - С.2.
9. СУ РСФСР. 1919. Ст. 902.
10. СУ РСФСР. I917. № 4.-C.50.
11. Прокуратура возникла только в1922 году.
12. СУ РСФСР. 1918. № 26. Ст.420.
13. СУ РСФСР. 1920. № 8З. Ст.407.
14. Ищанов Г.Т. Казахстан - Узбекистан: историко-правовые аспекты национально-государственного размежевания // ИГП. 2008. № 12.
© Т.К. Исманов, 2015
УДК 347.985
М.Ш.Киян, к.ю.н., доцент Крымский филиал Российский государственный университет правосудия г. Симферополь, Российская Федерация
ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ
1864 ГОДА НА ЮГЕ РОССИИ.
Модернизация Российской империи, активно проходившая после демократических реформ второй половины XIX века, привела к быстрому росту капиталистической экономики, путей сообщения, урбанизации всех регионов Российской империи. Среди них ведущим стал юг России, который охватывал территорию Центрального Черноземья, Слобожанщины, Малороссии, Новороссии, Причерноморья; города Харьков, Киев, Севастополь, Екатеринослав, Мариуполь, Таганрог, Херсон, Николаев, Одессу, Ростов [7, с. 209 - 210].
Модернизация судебной власти Российской империи началась 20 ноября 1864 года с момента опубликования новых Судебных уставов, которые «в корне изменили судоустройство, процессуальное и отчасти материальное право Российской империи» [8, с.48], впервые отделили суд от администрации и создали систему судов общей и мировой юстиции.
168