Научная статья на тему 'Создание специальных органов внесудебной карательной политики в первые годы советской власти'

Создание специальных органов внесудебной карательной политики в первые годы советской власти Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
573
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ КОМИССИИ / РЕПРЕССИВНЫЕ ОРГАНЫ / БОЛЬШЕВИКИ / КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ / ЗАКОННОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Исманов Т. К.

В данной статье говорится о создании и правовому урегулированию органов внесудебной карательной политики в лице Чрезвычайных органов, деятельность которых направлена против контрреволюции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание специальных органов внесудебной карательной политики в первые годы советской власти»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

УДК 34

Т. К.Исманов

К.и.н., доцент

Международный Университет Кыргызстана Г. Бишкек Кыргызская Республика

СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВНЕСУДЕБНОЙ КАРАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ПЕРВЫЕ

ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Аннотация

В данной статье говорится о создании и правовому урегулированию органов внесудебной карательной политики в лице Чрезвычайных органов, деятельность которых направлена против контрреволюции.

Ключевые слова

Советская власть, чрезвычайные комиссии, репрессивные органы, большевики, контрреволюция,

законность, гражданская война.

Недовольство политикой Советской власти, по мере укрепления позиций большевиков, высказывали практически все слои общества. Это выступления матросов, солдат, рабочих Кронштадта и «крестьянская война» на Тамбовщине. Не менее взрывоопасной была ситуация и в регионе Средней Азии, где Туркестан стал местом одним из решающих сражений с противниками Советской власти, во главе которых стояли левые эсеры и алашордынцы, выражавшие интересы бай - манапства, кулачества, различных слоев мелкой буржуазии.

В связи с чем, большевистское руководство считало необходимым для подавления контрреволюции, в первую очередь, создание репрессивных органов «специальные органы, располагающие средствами и методами выявления и срыва мятежей, заговоров...»[1, с.317-323].

Одним из таких органов, призванных карать со всей строгостью революционного времени и требованиями большевизма, явилась Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК). После обсуждения на заседании Совета Народных комиссаров вопроса об угрозе саботажа со стороны чиновников государственных учреждений В.И.Ленин написал члену ЦК РСДРП(б), заместителю НКВД Ф.Э. Дзержинскому записку о необходимости принятия мер для борьбы с этой опасностью. В ней отмечалось: «Необходимы экстренные меры борьбы с контрреволюционерами и саботажниками»[2, с.156].

Так, на заседании СНК 6(19) декабря 1917 года постановили «поручить Дзержинскому составить особую комиссию для выяснения возможности борьбы с забастовкой служащих в правительственных учреждениях во всероссийском масштабе, путем самых энергичных революционных мер, для выяснения способов подавления злостного саботажа»[3, с. С.156].

5(18) декабря Военно-революционный комитет осуществляющий мероприятия по борьбе с контрреволюцией, принял решение о самоликвидации. В решении отмечалось, что ВРК «выполнив свои боевые задачи в дни Петроградской революции и считая, что дальнейшие работы ВРК, должны быть, переданы Отделу по борьбе с контрреволюцией при Центральном Исполнительном Комитете Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, постановляет ликвидировать все отделы, работающие при ВРК. В числе отделов ВРК была комиссия для борьбы с контрреволюцией, созданная по предложению Ф.Э Дзержинского»[4, с.569] 21 ноября (4 декабре) 1917 года в составе П.А. Скрыпкина, И.П. Флеровского, Г.И. Благонравова, Л.В.Галкина и В.А.Трифонова[4, с.232]. В связи с ликвидацией этой комиссии вопрос о борьбе с саботажем был вынесен на решение Совета Народных Комиссаров. Право на решение такого вопроса СНК было предоставлено наказом ВЦИК и СНК, в пункте 3 которого говорилось: «Мероприятия по борьбе с контрреволюцией могут быть проводимы Советом Народных Комиссаров непосредственно, под условием ответственности перед Центральным Исполнительным Комитетом» [5, с. 102].

Обеспечение государственной и общественной безопасности в первые послереволюционные годы на всей территории, контролируемой советскими органами, и на железнодорожном транспорте осуществлялось силами Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) РСФСР [6, с.223]. Впоследствии эта функция

163

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

постепенно стала переходить в руки Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) и Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) РСФСР.

Так, 7 августа 1918 г. Совет Народных Комиссаров (СНК) РСФСР постановил организовать при ВЧК железнодорожный отдел для «регулирования борьбы с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем на всей сети железных дорог»[7, с. 9].

Основной задачей деятельности ВЧК в первые годы советской власти и в годы гражданской войны, было воздействие на личный состав Красной Армии, начиная с «дружеских бесед» и кончая «жесткими требованиям». Для этого в Красной Армии были введены особые отделы. Так, в «Известиях ВЦИК» еще 21 февраля 1919 года было опубликовано постановление «Об особых отделах при ВЧК», в котором говорилось, что борьба с контрреволюцией и шпионажем в армии и на флоте возлагается на особые отделы ВЧК. Сами же особые отделы находились под контролем Революционного Временного Совета республики (РВСР) и выполняли все его задания. Общее руководство особым отделом проводило ВЧК. В постановлении определялось, что органами, которые ведут непосредственную борьбу с антисоветчиной, является ГубЧК. Особый отдел ВЧК имеет право назначать заведующих местными особыми отделами. На местах эти отделы имели право вести следствие и проводить обыски по своим ордерам или по ордерам ВЧК и ГубЧК. Смету на содержание особых отделов принимает ВЧК, и любое изменение производилось лишь после рассмотрения и согласия ВЧК и РВСР[8].

Согласно этому постановлению ВЦИКа, в Кыргызстане стали создаваться особые отделы. Однако, этот процесс двигался очень медленно, чем в центре... Не хватало квалифицированных кадров и средств. В решении кадровой политики приходилось прибегать к различным перестановкам и передвижениям. Так, в сводках Пржевальского уездного комитета партии, переданных в ТуркЦК в июне 1919 года, сообщалось, что «для борьбы с контрреволюцией и преступностью при укоме имеются особые отделы. При этом каждая организация должна дать этим органам лучших товарищей, а также дать возможность подобрать самим»[9]. Кроме этого каждый член партии должен всемерно помогать и поддерживать особые отделы ЧК.

Учитывая всю сложность сложившейся ситуации, в целях оказания помощи органам ЧК, Совет Труда и Обороны совместно с ВЧК 17 сентября 1919 года принимает за подписью председателя Ф.Э. Дзержинского и управделами Ягоды постановление, которое значительно расширило права работников ЧК на местах. В частности, в постановлении говорилось: «Все работники ЧК приравниваются к военным. Для действия местных органов ЧК устанавливаются следующие требования:

1. Строжайшая военная централизация и подчинение центральным органам ВЧК.

2. Персональная ответственность за порученное дело.

3. Военное подчинение снизу доверху.

4. Точное и быстрое выполнение всех приказов центра»[10, ф.60, оп.1, д.781, л.11].

ВЧК и РКП(б) действовали согласованно, решая общие вопросы в достижении единой цели -укрепления Советской власти. 26 октября 1920 года ЦК РКП(б) рассылает на места инструкции по данному вопросу. Центральный комитет требовал от местных партийных организаций: «все на борьбу с провокациями, каждый коммунист должен всемерно помогать ЧК, организации должны выделять лучших людей, но в то же время не ослаблять бдительность, не терять боеспособности организации, ежеминутно следить за агентами империализма»[10, д.989, л.1].

По мере упрочения советской власти и окончания гражданской войны, надобность в деятельности ВЧК стала отпадать, и она была преобразована в Государственное Политическое Управление.

9 февраля 1922 года в соответствии с указанием ВЧК Туркестанская Чрезвычайная Комиссия преобразовалась в ГПУ Туркестанской Республики.

28 марта 1922 года при ЦИКе Туркестанской АССР был образован отдел ГПУ. В областях политические отделы.

В связи с упразднением Чрезвычайных Комиссий в уездах на территории Кыргызстана были ликвидированы политические бюро в городах Пишпеке, Токмаке, Пржевальске и Оше. Их обязанности перешли к уполномоченным областных отделов Туркреспублики.

Упразднение ВЧК во всероссийском масштабе означало, что отпала необходимость чрезвычайных мер, связанных с периодом ведения Гражданской войны, и был пройден рубеж наивысшей точки накала

164

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

контрреволюционных выступлений, но это не означало, что басмаческое движение в Туркестанском крае шла на спад.

В обязанности вновь организованных органов ГПУ входило: подавление контрреволюционных заговоров и открытых вооруженных выступлений, борьба с бандитизмом, шпионажем, охрана путей сообщения и государственной границы. Все уголовные дела, расследованные следователями ГПУ как контрреволюционного характера, так и общеуголовного содержания, рассматривались исключительно в судебном порядке. Кроме этого за органами ГПУ сохранилось право применять карательные меры, включая и расстрел, в случаях, когда преступники задержаны на месте совершения преступления и оказывают при этом вооруженное сопротивление. Органы ГПУ обладали правом высылки в административном порядке сроком до трех лет лиц, причастных к совершению контрреволюционных преступлений.

Список использованной литературы:

1. Исманов Т.К. Образование и правовое оформление ВЧК // Гуманитарные проблемы современности: Сб. науч. стат. Бишкек, 2010.-С.317-323.

2. Ленин В.И. Поли. собр. соч. М., 1982. Т.35.- С.156.

3. 5(18) декабря 1917 года была перехвачена телеграмма «Малого Совета министров» бывшего Временного правительства, призывавшая всех чиновников к саботажу во всероссийском масштабе.

4. Петроградский Военно-революционный комитет.- М., 1967, ©3.-С.569.

5. Декреты Советской власти. Т.1. -М., 1971. -С. 102.

6. Органы и войска МВД России: Краткий исторический очерк.- М., 1996.-С. 223.

7. Лубянка. ВЧК-ОГПУ -НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ. 1917 - 1960: Справочник - М., 1997 - С. 9.

8. Известия ВЦИК, 1919, №40.

9. ЦГА КР, ф. 14, оп.1, д.28, л.31.

10. ПА УзФ ИМЛ при ЦК КПСС, ф.60, оп.1, д.781, л.11.

© Т.К. Исманов, 2015

УДК 34

Т. К.Исманов

К.и.н., доцент

Международный Университет Кыргызстана Г. Бишкек Кыргызская Республика

СОЗДАНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ КЫРГЫЗСТАНА В ПЕРВЫЕ ГОДЫ

СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Аннотация

В статье говорится о проблемах возникновения новых судебных органов в первые годы Советской власти и организационное построение местных судов.

Ключевые слова

Правоохранительные органы, милиция, контрреволюция, суды, правосудие, законность, гражданская война,

декреты, местные суды,

Уже на третий день после прихода к власти большевиков по поручению Советского правительства коллегией Наркомата внутренних дел РСФСР было принято постановление об образовании советской милиции. Это постановление предписывало практически всем Советам рабочих и солдатских депутатов учредить рабочую милицию, которая полностью должна находиться только под руководством Совета. Всем военным и гражданским властям предписывалось оказывать содействие вооружению рабочей милиции и снабжению ее техническими средствами[1, с.12].

165

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.