Научная статья УДК 143.121
СОЗДАНИЕ ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИХ СЛЕДСТВЕННО-ОПЕРАТИВНЫХ ГРУПП ПО РАССЛЕДОВАНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ В СФЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Кардашевская Марина Владимировна1, Тихомирова Ольга Геннадьевна2
Московский университет МВД России, Москва, Россия
2Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Орел,
Россия
1 kardashewsky@yandex. ru
2olgapim akova@yandex. ru
Аннотация. В статье проводится криминалистический анализ практики борьбы с преступлениями, совершенными с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Отмечается, что низкий уровень выявления лиц, их содеявших, обусловлен, прежде всего, механизмом преступной деятельности в этой сфере. К особенностям механизма отнесены повторяемость рассматриваемых преступлений и участие при этом достаточно большого количества лиц. Авторы проанализировали работу создаваемых для расследования данных преступлений следственно-оперативных групп и пришли к выводу об их низкой эффективности именно в силу механизма совершения указанных преступлений. Они считают более полезным создание постоянно действующих следственно-оперативных групп на региональном уровне с включением в их состав сотрудников нового структурного подразделения МВД России - подразделения по борьбе с киберпреступлениями.
Ключевые слова: следственно-оперативная группа, механизм совершения преступления, следственные подразделения, взаимодействие, раскрытие и расследование, киберпеступления, уголовное дело, организация работы.
Для цитирования: Кардашевская М. В., Тихомирова О. Г. Создание постоянно действующих следственно-оперативных групп по расследованию преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2023. № 4(97). С. 209-215.
CREATION OF PERMANENT INVESTIGATIVE AND OPERATIONAL GROUPS
TO INVESTIGATE CRIMES COMMITTED USING INFORMATION AND TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES OR IN THE FIELD OF COMPUTER
INFORMATION
12
Marina V. Kardashevskaya , Olga G. Tikhomirova
1Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia
2Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov, Orel, Russia
1 kardashewsky@yandex .ru
2olgapim akova@yandex .ru
Abstract. In the article criminalistic analysis of the practice of combating crimes committed with the use of information and telecommunication technologies is carried out. It is noted that the low level of detection of persons who have committed them is caused, first of all, by the mechanism of criminal activity in this sphere. The peculiarities of the mechanism include the recurrence of the crimes in question and the participation of a sufficiently large number of persons. The authors analyzed the work of investigative-operative groups created to investigate these crimes and came to the conclusion about their low efficiency precisely because of the mechanism of committing these crimes. They believe that it would be more useful to create permanent investigative-operative groups at the regional level. With the inclusion in their composition of employees of a new structural subdivision of the The Ministry of Internal Affairs of Russia - a division for combating cybercrime.
Keywords: investigative task force, crime commission mechanism, investigative units, interaction, disclosure and investigation, cyber offenses, criminal case, organization of work.
For citation: Kardashevskaya M. V., Tikhomirova O. G. Creation of permanent investigative and operational groups to investigate crimes committed using information and telecommunication technologies or in the field of computer information // Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov. 2023. № 4(97). Р. 209-215.
В настоящее время информационные технологии являются неотделимой частью жизни современного общества, причем необычайно быстрое их развитие привело к существенному изменению всех сфер человеческой жизни [1, с. 260]. Появление цифровых технологий закономерно привело к возникновению новых видов способов преступлений. Так, в 2022 году было совершено 522 065 преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации, что составляет более четверти всех совершенных в России преступлений (26,54 %), рост составил 0,8 %1.
Рассматриваемые преступления представляют наибольшую сложность в расследовании, их раскрываемость ниже 20 % (19,7 %)2. В совершении этих преступлений задействован большой круг лиц, зачастую знакомых друг с другом только виртуально. Группы составляют не менее 3-х человек. Об этом свидетельствуют и данные официальной статистики, когда количество привлеченных к уголовной ответственности лиц превышает количество направленных в суд уголовных дел. Например, по фактам незаконной организации и проведения азартных игр (ст. 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации) в суд направлено 10 308 уголовных дел в отношении всего 4 438 лиц3.
Лица, которые создают вредоносные компьютерные программы, используют при этом свои специальные знания и умения, позволяющие им маскировать практически все свои действия, начиная от места своего нахождения и заканчивая фактом получения доступа к чужому компьютерному устройству. Соответственно, правоохранительные органы должны совершенствовать организацию расследования данных преступлений.
Одним из оптимальных решений при организации расследования сложных, серийных дистанционных мошенничеств является производство расследования следственной группой или группой дознавателей (ст. 163 и 223.2 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации). Указанная группа создается в соответствии с постановлением руководителя следственного органа или начальника органа дознания.
В юридической литературе приводятся разные определения следственной группы. Так, по мнению И. Ф. Герасимова и Л. Я. Драпкина, это кооперация лиц, характеризующаяся функциональным единством и выполняющая однородные действия
1 Состояние преступности в России за январь-декабрь 2022 года. ГИАЦ МВД России.
2 Там же.
3 Там же. С. 30-31.
и их комплексы [2, с. 10]. На наш взгляд, это не совсем удачное определение, поскольку члены группы могут выполнять не только одинаковые следственные действия, но и разные, в зависимости от поставленной руководителем группы задачи. О единой процессуальной, организационно управленческой общности следователей пишет и М. М. Шамсутдинов [3, с. 60]. М. Ю. Тарасов отмечает, что следственная группа - это кооперация не лиц, а их труда, составляющего одновременное расследование одного и того же уголовного дела [4, с. 447]. И. А. Цоколов в своем определении подчеркивает, что это «основанное на законе временное организационное формирование» [5, с. 23]. По мнению Г. А. Кокурина и Г. А. Савенко, это формирование может носить и постоянный характер [6, с. 23; 7, с. 12].
Таким образом, следственная группа или группа дознавателей - это процессуальная форма взаимодействия, заключающаяся в объединении следователей (дознавателей) для решения единых задач расследования сложного и объемного уголовного дела. В группу могут входить и должностные лица органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность (далее - ОРД).
Однако знаний следователя (дознавателя) в области телекоммуникационных технологий может оказаться недостаточно для розыска лиц, совершивших дистанционное мошенничество. Большими возможностями обладают сотрудники бюро специальных технических мероприятий (далее - БСТМ), однако они не могут в соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами взаимодействовать со следователями (дознавателями). Задание на производство специальных технических мероприятий могут оформлять только сотрудники оперативных подразделений. Поэтому в территориальных органах в последние годы стала формироваться практика создания следственно-оперативных групп (далее - СОГ) по расследованию преступлений, совершенных с использованием телекоммуникационных технологий.
С. В. Бажанов определяет СОГ как «организационно-процессуальное формирование следователей и оперативных сотрудников органов внутренних дел <...> которые под руководством следователя, принявшего дело к своему производству, обеспечивают совместное, согласованное по целям, месту и времени раскрытие и расследование сложных и больших по объему уголовных дел о наиболее опасных преступлениях» [8, с. 12].
В следственных подразделениях (подразделениях дознания) за отдельными сотрудниками стала закрепляться специализация по расследованию данной группы преступлений. Такая же специализация появилась и в подразделениях уголовного розыска. После возбуждения уголовного дела начальник территориального органа делает приказ о создании СОГ по раскрытию и расследованию преступления по конкретному уголовному делу.
Анализ деятельности таких групп показывает не очень высокую их эффективность. Ни следователя (дознавателя), ни оперативного сотрудника никто не освобождает от обязанностей раскрывать и расследовать другие преступления, да и искать преступника в том административном образовании, где живет потерпевший, - пустая трата времени. Единственным плюсом таких групп является прямое взаимодействие следователя с оперативным сотрудником без дачи отдельных поручений.
Для выбора оптимальных решений по организационным вопросам раскрытия и расследования преступлений, совершаемых с использованием телекоммуникационных технологий, необходимо учитывать данные о механизме их совершения. Проведенные криминалистические исследования свидетельствуют о том, что способ совершения преступлений зависит от принадлежности и иных свойств предмета преступного посягательства (юридическому или физическому лицу принадлежит, степень охраны, размер и т. п.); от наличия или отсутствия связи между преступником и предметом посягательства (работник или нет юридического лица); от используемых средств доступа к предмету преступного посягательства (вредоносная компьютерная программа); от знаний, умений и навыков разработчика вредоносной программы. При этом одна вредоносная программа может использоваться многократно, что обуславливает
повторяемость способа совершения преступления. Под повторяемостью в данном случае мы понимаем повторение определенного комплекса последовательно совершаемых действий, включающего в себя автоматизированные и привычные действия.
Анализ официальной статистики свидетельствует, что преступными группами до момента их задержания совершается не менее трех преступлений, зачастую намного больше. Так, в суд направлено 133 479 уголовных дел по преступлениям, совершенным с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации, которые совершили всего 96 665 человек. Еще ярче эта тенденция проявляется при анализе статистики по преступлениям, совершенным с применением компьютерной техники - в суд направлено 10 308 уголовных дел в отношении только 4 438 человек1.
Повторяемость аналогичных способов совершения преступлений возможна не только у одного человека (у одной преступной группы), но и у разных, не связанных между собой лиц. Это объясняется совпадением факторов, обуславливающих определенный способ действия, самостоятельным познанием и использованием разными лицами одинаковых объективных условий, способствующих совершению преступления определенным способом, совпадением мотивов и целей, а также личных качеств, в частности, черт характера, умений, навыков. Однако при совершении дистанционных мошенничеств действия членов двух не связанных между собой групп будут совпадать только при наличии у них одной компьютерной вредоносной программы, то есть созданной одним разработчиком.
29 декабря 2022 г. было утверждено Положение об Управлении по организации борьбы с противоправным использованием информационно-телекоммуникационных технологий Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - УБК МВД) . Данным нормативным правовым актом предусмотрено создание подразделений по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий территориального органа МВД России на региональном уровне (подразделения по борьбе с киберпреступлениями). Одной из их задач является организация предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, совершаемых с применением (в сфере) информационно-коммуникационных технологий, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Подразделения по борьбе с киберпреступлениями осуществляют ОРД в полном объеме. В их функции входит организация и участие в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии следующих тяжких и особо тяжких преступлений:
1) связанных с неправомерным доступом к компьютерной информации, созданием, использованием и распространением вредоносных компьютерных программ, нарушением правил эксплуатации информационно-телекоммуникационных сетей и средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации;
2) связанных с нарушением неприкосновенности частной жизни, тайны переписки и сообщений, передаваемых по сетям электрической связи, посредством неправомерного доступа к компьютерной информации и (или) использования вредоносного программного обеспечения;
3) связанных с нарушением авторских и смежных прав, совершенных по совокупности с неправомерным доступом к компьютерной информации и (или) применением вредоносного программного обеспечения;
1 Состояние преступности в России за январь-декабрь 2022 года. ГИАЦ МВД России.
2 Об утверждении Положения об Управлении по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision442758.pdf (дата обращения: 05.07.2023).
4) против собственности и в сфере экономической деятельности, совершенных по совокупности с неправомерным доступом к компьютерной информации и (или) использованием вредоносного программного обеспечения;
5) против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы, а также семьи и несовершеннолетних, связанных с использованием и распространением запрещенной информации в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть Интернет.
Таким образом, вполне закономерным является формирование следственных групп с участием не сотрудников уголовного розыска, а сотрудников подразделений по борьбе с киберпреступлениями, обладающих соответствующим для раскрытия данных преступлений уровнем специальных знаний. Они могут:
участвовать в проведении мероприятий по получению доступа, съема и фиксации информации, содержащейся на электронных носителях и в информационно-телекоммуникационных сетях;
осуществлять в пределах компетенции сбор, хранение, обработку, анализ и учет данных, в том числе оперативно-разыскной информации и электронно-цифровых следов преступлений;
организовывать, координировать и проводить изучение программных продуктов, информационно-телекоммуникационных сетей, мобильных и компьютерных устройств.
Учитывая, что подразделения по борьбе с киберпреступлениями функционируют только на региональном уровне, то и следственная группа с их участием тоже должна создаваться на региональном уровне. Представляется целесообразным создание постоянно действующих СОГ по расследованию и раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений против собственности и в сфере экономической деятельности, совершенных по совокупности с неправомерным доступом к компьютерной информации и (или) использованием вредоносного программного обеспечения на региональном уровне. Они должны создаваться в целях объединения усилий следственных, оперативных, технических и других служб и подразделений органов внутренних дел Российской Федерации по пресечению и расследованию таких преступлений.
В состав постоянно действующих СОГ должны включаться следователи, специализирующиеся на расследовании экономических и компьютерных преступлений, сотрудники подразделений по борьбе с киберпреступлениями и экономическими преступлениями и служб обеспечения, специалисты экспертно-криминалистических подразделений. Группа создается по приказу начальника главного управления МВД России на региональном уровне.
Организация работы таких СОГ не будет отличаться от работы других постоянно действующих групп (например, по расследованию убийств), за исключением того, что она будет внутриведомственная, а не межведомственная. Так, территориальный орган внутренних дел на районном уровне после получения сообщения о преступлении, совершенном против собственности с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации, проверяет его и после возбуждения уголовного дела по факту при отсутствии сведений о виновном лице направляет его в СОГ. Это позволит аккумулировать информацию, выявлять признаки, свидетельствующие о совершении ряда преступлений одним лицом (одной группой), и более целенаправленно проводить работу по его выявлению и доказыванию вины.
Отсюда можно сделать следующие выводы:
1. Отсутствие целесообразности создания по каждому уголовному делу по преступлениям, совершенным с использованием телекоммуникационных технологий, СОГ.
2. СОГ должна быть постоянно действующей на региональном уровне. Это позволит включать в группу не только следователя (дознавателя), но и специалистов экспертно-криминалистических подразделений и Управления по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий
МВД России. Группа должна работать только по тем преступлениям, где имеются признаки повторяемости.
Только при такой организации раскрытия и расследования преступлений, совершенных с использованием телекоммуникационных технологий, можно рассчитывать на устойчивое повышение эффективности деятельности правоохранительных органов по данному направлению.
1. Поддубный И. В., Флоря Д. Ф. Некоторые особенности раскрытия преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2023. № 2(95). С. 259-266.
2. Герасимов И. Ф., Драпкин Л. Я. Основные факторы интенсификации деятельности по раскрытию и расследованию преступлений // Проблемы доказательственной деятельности по раскрытию и расследованию преступлений: межвузовский сборник. Красноярск, 1985. С. 8-15.
3. Шамсутдинов М. М. Производство предварительного следствия следственной группой (процессуальные, управленческие и тактико-психологические аспекты): дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2005. С. 60.
4. Тарасов М. Ю. Некоторые особенности расследования убийств следственной группой // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2002. № 4. С. 447.
5. Цоколов И. А. Процессуальные и криминалистические особенности расследования преступлений следственной и следственно-оперативной группой: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 23.
6. Кокурин Г. А. Криминалистические и организационные основы деятельности следственно-оперативных групп по раскрытию и расследованию преступлений: дис. . канд. юрид. наук, Свердловск, 1991. С. 23;
7. Савенко Г. М. Следственные группы в уголовном процессе: автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2007. С. 12.
8. Бажанов С. В. Групповой метод расследования как способ повышения эффективности предварительного следствия: автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1990. С. 12.
1. Poddubny'j I.V., Florya D.F. Nekotory'e osobennosti raskry'tiya prestuplenij, sovershaemy'x s ispol'zovaniem informacionno-telekommunikacionny'x texnologij // Nauchny'j vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova. 2023. № 2(95). S. 259-266.
2. Gerasimov I.F., Drapkin L.Ya. Osnovny'e faktory' intensifikacii deyatel'no-sti po raskry'tiyu i rassledovaniyu prestuplenij // Problemy' dokazatel'stvennoj deyatel'nosti po raskry'tiyu i rassledovaniyu prestuplenij: mezhvuzovskij sbornik. Krasnoyarsk, 1985. S. 8-15.
3. Shamsutdinov M. M. Proizvodstvo predvaritel'nogo sledstviya sledstvennoj gruppoj (processual'ny'e, upravlencheskie i taktiko-psixologicheskie aspekty'): diss.. kand. yurid. nauk. Kazan', 2005. S. 60.
4. Tarasov M. Yu. Nekotory'e osobennosti rassledovaniya ubijstv sledstvennoj gruppoj // «Cherny'e dy'ry'» v rossijskom zakonodatel'stve. 2002. № 4. S. 447.
5. Czokolov I. A. Processual'ny'e i kriminalisticheskie osobennosti rassledova-niya prestuplenij sledstvennoj i sledstvenno-operativnoj gruppoj: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2001. S. 23.
6. Kokurin G. A. Kriminalisticheskie i organizacionny'e osnovy' deyatel'nosti sledstvenno-operativny'x grupp po raskry'tiyu i rassledovaniyu prestuplenij: diss.. kand. yurid. nauk, Sverdlovsk, 1991. S. 23;
7. Savenko G. M. Sledstvenny'e gruppy' v ugolovnom processe: avtoref. dis.. kand. yurid. nauk. M., 2007. S. 12.
8. Bazhanov S. V. Gruppovoj metod rassledovaniya kak sposob povy'sheniya e'ffektivnosti predvaritefnogo sledstviya: avtoref. dis____kand. yurid. nauk. M., 1990. S. 12.
Информация об авторах
Марина Владимировна Кардашевская. Профессор кафедры криминалистики. Доктор юридических наук, профессор.
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя.
117997, Россия, г. Москва, ул. Академика Волгина, 12.
Ольга Геннадьевна Тихомирова. Старший преподаватель кафедры криминалистики и предварительного расследования в ОВД, кандидат юридических наук.
Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова.
302027, Россия, г. Орел, ул. Игнатова, 2.
Information about the authors
Marina V. Kardashevskaya. Professor of the Department of Criminology. Doctor of Law, Professor.
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot.
117997, Russia, Moscow, AkademikaVolgina str., 12.
Olga G. Tikhomirova. Senior Lecturer of the Department of Criminology and Preliminary Investigation in the Department of Internal Affairs, Candidate of Legal Sciences.
Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov.
302027, Russia, Orel, Ignatova str., 2.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.
Авторами внесён равный вклад в написание статьи. The authors have made an equal contribution.
Статья поступила в редакцию 28.09.2023; одобрена после рецензирования 01.11.2023; принята к публикации 30.11.2023.
The article was submitted September 28, 2023; approved after reviewing November 1, 2023; accepted to the writing of the article for publication November 30, 2023.