Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ ПЕРВОГО ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ'

СОЗДАНИЕ ПЕРВОГО ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
27
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ / ДЕТСКИЕ ШКОЛЫ ИСКУССТВ / ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цыганкова А. В.

Статья посвящена истории создания первого фольклорно-этнографического отделения на базе детской школе искусств в Красноярском крае. Автор дает развернутую характеристику деятельности фольклорно-этнографического отделения Детской школы искусств города Дивногорска на протяжении более 30 лет. Внимание уделено организационной и педагогической деятельности инициатора открытия отделения Е.Г. Вопиловой, формированию педагогического коллектива, концертно-просветительской деятельности фольклорных ансамблей, созданных на отделении. В статье рассматривается комплекс дисциплин, входящих в образовательную программу «Музыкальный фольклор», затрагиваются вопросы методики обучения на фольклорном отделении учащихся детской школы искусств. Рассматриваемая тема будет интересна специалистам в области традиционной народной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ ПЕРВОГО ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ»

УДК 39:374.31(571.51)

DOI: 10.32340/2514-772Х-2022-1-124-127

А. В. Цыганкова

Сибирский государственный институт искусств им. Дмитрия Хворостовского,

Красноярск, Россия [email protected]

Научный руководитель - Л. Д. Экард, доцент, профессор кафедры хорового дирижирования, Сибирский государственный институт искусств им. Дмитрия Хворостовского,

Красноярск, Россия

СОЗДАНИЕ ПЕРВОГО ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ

В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

Участие в конференции поддержано Красноярским краевым фондом поддержки научной и научно-технической деятельности (проект № 2022030108269)

Аннотация. Статья посвящена истории создания первого фольклорно-этнографического отделения на базе детской школе искусств в Красноярском крае. Автор дает развернутую характеристику деятельности фольклорно-этнографического отделения Детской школы искусств города Дивногорска на протяжении более 30 лет. Внимание уделено организационной и педагогической деятельности инициатора открытия отделения Е.Г. Вопиловой, формированию педагогического коллектива, кон-цертно-просветительской деятельности фольклорных ансамблей, созданных на отделении. В статье рассматривается комплекс дисциплин, входящих в образовательную программу «Музыкальный фольклор», затрагиваются вопросы методики обучения на фольклорном отделении учащихся детской школы искусств. Рассматриваемая тема будет интересна специалистам в области традиционной народной культуры.

Ключевые слова: фольклор, традиционная культура, фольклорный ансамбль, детские школы искусств, фольклорно-этнографическое отделение, музыкальный фольклор, образовательная программа

2022 год объявлен Президентом Российской Федерации Годом культурного наследия народов России. Многие мероприятия культурных и образовательных учреждений посвящаются сохранению традиций, памятников истории и этнокультурного многообразия. Проводятся традиционные праздники, фестивали народного творчества, различные мастер-классы, выставки, встречи с интересными людьми на которые, главным образом, привлекаются дети и молодежь. Нам в своей статье хочется рассказать о людях, которые задолго до сегодняшних событий понимали важность изучения, сохранения фольклора и приобщения к нему подрастающего поколения. Они стали педагогами первого фольклорно-этнографического отделения детской школы искусств в Красноярском крае.

С 1990-х годов во многих детских школах искусств (далее - ДШИ) и детских музыкальных школах (далее - ДМШ) города Красноярска и Красноярского края начали организовываться фольклорные и фольклорно-этнографические отделения. Этому способствовали: открытие в 1984 году народно-хорового отделения в Красноярском училище искусств Николаем Алексеевичем Шульпеко-

вым, известным в крае фольклористом, собирателем и пропагандистом народных песен, и организованная на базе Государственного центра народного творчества Красноярского края в 1990 году «Школа фольклора». Многие выпускники народно-хорового отделения и «Школы фольклора» начали свою педагогическую деятельность в детских музыкально-образовательных учреждениях региона.

Первое в Красноярском крае фольклорно-этнографическое отделение на базе детской школы искусств открылось в 1989 году в городе Дивногорске. Инициатором создания отделения стала Елена Геннадьевна Вопилова.

Е. Г. Вопилова получила профессиональное музыкальное образование в Красноярском музыкальном училище по классу фортепиано. Но с детства она увлекалась народной традиционной культурой. Став директором ДШИ города Дивногорска в 1988 году, она организовала детей различных специальностей в фольклорный коллектив. Елена Геннадьевна вспоминает: «Написала объявление и 2 октября 1988 года пришли 15 детей заниматься фольклором. Они были с разных отделений: струнники, народники, пианисты, духовики, возрастом от восьми до тринадцати лет. Через месяц

к ним примкнули родители, братья и сёстры. Образовался большой семейный коллектив «Марьюшка», где все с упоением репетировали, шили костюмы, плясали, изучали и проводили обряды и праздники»2.

В 1989 году в ДШИ Елена Геннадьевна открывает фольклорно-этнографическое отделение. Образовательную программу, в которую входит учебный план, а также учебные программы дисциплин, Е. Г. Вопилова разрабатывала самостоятельно. Рецензентом образовательной программы Е. О. Засимовой, профессором Московского государственного института культуры, была дана высокая оценка предоставленным документам, и рекомендация на основе данной образовательной программы построить учебный процесс фольклорно-этнографического отделения. Е. Г. Вопилова была единственным педагогом специальных дисциплин. В первый же год существования отделения она создала детский фольклорный ансамбль «Тропина». Елена Геннадьевна объясняет название таким образом: «Тропина -это не узкая тропка и не широкий шлях, а вполне уже утоптанная дорожка, чтобы идти рядом и не спотыкаться». Со дня основания коллектива руководителем было выбрано творческое направление коллектива - изучение местной певческой традиции.

Фольклорная «прививка» детскому коллективу была сделана с помощью участников ансамбля «Сибирячки» Дивногорского городского дома культуры. В него входили носители традиции с территорий, затопленных при образовании Красноярского водохранилища, -казачьей станицы «Даурская», белорусских сёл, украинских хуторов, основанных в XIX веке. Благодаря общению с участниками этого коллектива и совместным репетициям, фольклорный ансамбль «Тропина» сразу стал петь на голоса и достаточно быстро освоил традиционные лирические и протяжные песни старожилов и новопоселенцев. Первоначально основную часть репертуара ансамбля «Тропи-на» составили песни ансамбля «Сибирячки». Затем репертуар пополнился песнями жителей сел Усть-Мана, Слизнево и Овсянка.

Долгое время Елена Геннадьевна занималась самообразованием в сфере традиционной культуры. Узнав об открытии в Красноярске в 1990 «Школы фольклора», она стала участником этого образовательного проекта. Ее преподавателями были известные в России фольклористы и пропагандисты народного искус-

2 Здесь и далее приводятся фрагменты интервью из личного архива автора статьи.

ства: В. М. Щуров, Е. О. Засимова, В. А. Царе-городцев, Л. И. Царегородцева, Т. П. Беляева. После успешного окончания «Школы фольклора» она продолжила обучение в Российской фольклорной академии «Карагод». Полученные знания Елена Геннадьевна применяла в педагогической деятельности.

В связи с ежегодным увеличением контингента учащихся на фольклорно-этнографическом отделении потребовалось расширение педагогического состава. Вскоре на отделении стали работать новые педагоги: Ирина Викторовна Черкасова, Наталья Владимировна Мокина.

Ирина Викторовна окончила музыкальное отделение Беловского педагогического училища и приехала в город Дивногорск. Начала свою профессиональную деятельность в детском саду музыкальным руководителем. На одном из детских праздников Е. Г. Вопилову привлекло умение Ирины Викторовны ладить с детьми, и она пригласила ее работать на фольклорное отделение в ДШИ. С приходом на фольклорно-этнографическое отделение И.В. Черкасовой создается ансамбль «Ключ», объединивший детей 6-9 лет. Для освоения новой для себя профессии И. В. Черкасова стала учиться в «Школе фольклора», которую успешно окончила 1993 году.

Также по приглашению Елены Геннадьевны на отделение пришла работать Н. В. Мокина. Она стала преподавать дисциплину «Народный театр» и заниматься с детьми прикладным народным творчеством. В 1998 году на ее место пришел не менее талантливый педагог Светлана Валерьевна Румянцева. В 2005 году она стала студентом заочного обучения в Новосибирском государственном университете специальности «Руководитель этнокультурного центра» и «преподаватель ДНИ». Окончив с отличием университет, она до сих пор работает преподавателем фольклорного отделения в ДШИ города Дивногорска.

Со временем в ДШИ на фольклорно-этнографическом отделении собрались преподаватели-единомышленники. Вскоре образовался творческий коллектив педагогов «Древо» под руководством Е. Г. Вопиловой. Он и сейчас продолжает свою концертно-просветительскую деятельность, выступая перед жителями города Дивногорска, сел Овсянка, Усть-Мана, Слизнево. Неоднократно фольклорный ансамбль «Древо» становился лауреатом конкурсов различного уровня.

В 2019 году Е. Г. Вопилова меняет место жительство и ей на смену приходит молодой преподаватель Анастасия Викторовна Цыган-

кова, которая получила профессиональное образование в Красноярском колледже искусств им. П. И. Иванова-Радкевича по специальности «Сольное и хоровое народное пение». В ДШИ города Дивногорска она стала преподавателем дисциплин «Фольклорный ансамбль», «Музыкальный инструмент», «Постановка голоса». В течение трех лет Анастасия Викторовна является руководителем фольклорного ансамбля «Тропина» и ведет активную просветительскую деятельность в сфере традиционной культуры среди учащихся ДШИ и их родителей. Традиции, заложенные Е. Г. Вопило-вой на фольклорном отделении, сохраняются и передаются от старших к младшим. Благодаря этому отделение существует почти 33 года.

В течение времени на фольклорно-этнографическом отделении неоднократно менялись образовательные программы и учебные планы. Первоначально комплекс дисциплин включал в себя «Фольклорный ансамбль», «Основы расшифровки фольклорных записей», «Музыкальную грамоту», «Чтение хоровых партитур», «Народно-бытовой танец», «Народные инструменты», «Сольное пение», «Народные обряды и традиционные игры», «Прикладное народное творчество», «Народный театр», «Слушание и импровизация».

В настоящее время в связи с сокращением количества часов часть дисциплин исключили из образовательного процесса. В новых учебных планах нет предметов «Основы расшифровки фольклорных записей», «Чтения хоровых партитур», «Слушания и импровизации». Некоторые дисциплины объединили. Например, основами народно-бытового танца занимаются на уроках «Фольклорного ансамбля».

В настоящее время на фольклорно-этнографическом отделении реализуются две образовательные программы: предпрофессио-нальная программа «Музыкальный фольклор» и общеразвивающая программа в области музыкальных искусств «Основы музыкального исполнительства: Фольклорный ансамбль».

Предпрофессиональная программа «Музыкальный фольклор» реализуется в течение 8 лет. Для детей, решивших продолжить обучение в средне-специальных заведениях, существует дополнительный год для подготовки к поступлению. Общеразвивающую программу учащиеся осваивают в течение 7 лет.

Основой обучения являются учебные дисциплины «Фольклорный ансамбль» и «Народное музыкальное творчество». Пение в ансамбле развивает музыкальный слух, значительно укрепляет дыхательную систему, способствует развитию артистизма. В отличие от

академического хора, которым руководит дирижёр, в фольклорном ансамбле цельность песни полностью зависит от каждого исполнителя, что особым образом развивает чувство коллективизма, ответственности за общее дело, учит детей командной работе. Освоение каждой песни происходит очень кропотливо. Оно включает в себя слуховой анализ мелодии, работу над чистым интонированием, подробный разбор текста, освоение элементов старинной лексики и диалекта, а если это необходимо, то и элементов хореографии. Благодаря этому у детей вырабатывается умение анализировать народную песню, понимать ее смысл и место в традиционной культуре. Каждую песню учащиеся исполняют очень вдумчиво, понимая все её явные и скрытые смыслы.

Основой песенного репертуара фольклорного ансамбля «Тропина» являются записи народных песен Е. Г. Вопиловой, сделанные ей в Красноярском крае. Также в работе используются выпущенные песенные сборники фольклористов Красноярского края: К. М. Скопцо-ва, С. Ю. Майзингер, Н. А. Новоселовой, В. М. Логиновского, И. Н. Горева и др.

На уроках «Народного музыкального творчества» дети знакомятся с различными жанрами музыкального фольклора, народными обрядами и праздниками, детскими и молодежными играми. Большое внимание уделяется устным жанрам детского фольклора: загадкам, дразнилкам, считалкам, сказкам, прибауткам, а также пословицам, поговоркам,

Важное направление в работе фольклор-но-этнографического отделения - концертно-просветительская и выставочная деятельность учащихся и преподавателей школы для различных групп населения города Дивногор-ска. Отделением налажены тесные творческие контакты с образовательными учреждениями города, учреждениями культуры. Организуются и проводятся просветительские концерты для родителей, для учащихся общеобразовательных школ и детских садов города. Участники фольклорных ансамблей ДШИ «Тропи-на» и «Ключ», а также преподаватели фольк-лорно-этнографического отделения выступают на городских мероприятиях, посвященных праздничным календарным датам, организуют музыкальные поздравления для работников учреждений города в профессиональные и юбилейные праздники. Обеспечивают музыкальное оформление художественных выставок в городском музее, художественной школе, на избирательных участках города и близлежащих поселках в день выборов и т.д. Традиционные мероприятия фольклорно-

этнографического отделения, посвященные таким праздникам, как Рождество, Масленица, Пасха, уже давно стали неотъемлемой частью общегородских массовых праздников.

Фольклорные ансамбли «Тропина» и «Ключ» были многократными лауреатами краевых, российских и международных конкурсов. Например, Краевой конкурс детских и молодежных фольклорных коллективов «Из века в век», Всероссийский фестиваль-конкурс искусств «Культурное наследие», Международный конкурс-фестиваль «Сибирь зажигает звезды», «Мелодия зимы», Международный конкурс народного вокала «Его величество фольклор!». Несколько раз они представляли Красноярский край на смене «Моя федерация» во Владивостоке в ВДЦ «Океан». Участвовали во всероссийских фольклорных лабораториях Российского фольклорного союза в городах Ковров, Владимир, Суздаль, Петербург, Екатеринбург, Омск и т. д.

Таким образом, фольклорно-

этнографическое отделение Дивногорской школы искусств является старейшим на территории Красноярского края. Преподаватели отделения - профессионалы, авторитетные и уважаемые в среде фольклористов и всего культурного сообщества люди. И в настоящее время преподаватели фольклорного отделения полны творческих сил и новых замыслов.

Фольклорно-этнографическому отделению города Дивногорска есть чем гордиться -это достижения учеников и выпускников. Фольклорный ансамбль «Тропина», пожалуй, - самый известный детский фольклорный коллектив в Красноярском крае. Десять выпускников фольклорно-этнографического отделения ДШИ города Дивногорска продолжили обучение в учреждениях среднего профессионального образования и вузах по специализации «Хоровое народное пение». В Новосибирском государственном педагогическом университете на кафедре народной художественной культуры получили высшее образование А. Сатункина, С. Монид, А. Вопилова, А. Рогожникова, Н. Янушкевич. Красноярское училище искусств (ныне - Красноярский колледж искусств имени П. И. Иванова-Радкевича) окончили Н. Черкасова, Т. Тихонова, В. Тихонова, А. Беляева,

П. Беляева. Татьяна и Варвары Тихоновы затем продолжили обучение в Красноярском государственном институте искусств. Татьяна Тихонова (Шастовская) в настоящее время -преподаватель народного вокала на отделении «Сольное и хоровое народное пение» в Красноярском колледже искусств имени П. И. Ива-нова-Радкевича. Алена Беляева в настоящее время является участником фольклорного ансамбля «Медовый спас» города Дивногорска.

Таким образом, фольклорно-

этнографическое отделение Дивногорской школы искусств на протяжении уже более 30 лет является одним из ведущих центров профессионального фольклорного обучения детей в Красноярском крае. Деятельность педагогов отделения и концертные выступления фольклорных ансамблей Детской школы искусств города Дивногорска способствуют приобщению жителей Красноярского края к фольклору Сибири и вносят важный вклад в сохранение и популяризацию традиционной культуры народов России.

Список литературы

1. Вопилова Е. Г. Золотые воротца: игровые, хороводные и плясовые песни Красноярского края. Красноярск, 2018. 80 с.

2. Горев И. Н. Вечерочные и хороводные песни Красноярского края. Красноярск, 2010. 56 с.

3. Логиновский В. М. Народные песни Абан-ского района. Красноярск, 1993. 83 с.

4. Логиновский В. М. Народные песни Ерма-ковского района. Красноярск, 1992. 82 с.

5. Майзингер С. Ю. Знакомство с жанрами детского фольклора. Красноярск, 2010. 58 с.

6. Новоселова Н. А. Пришла коляда накануне Рождества. Красноярск, 1995. 256 с.

7. Новоселова Н. А. Солнцеворот. Красноярск, 2005. 221 с.

8. Скопцов К. М. Земля Ингашская моя. Народные песни Нижнеингашского района. Красноярск, 2004. 101 с.

9. Скопцов К. М. Песни Каратуского района. Красноярск, 2002. 80 с.

10.Скопцова К. М. Ты воспой, жаворону-шек : репертуарный сборник для детских фольклорных коллективов. Красноярск, 2002. 90 с.

11.Детская школа искусств г. Дивногорска : [историческая справка]. URL: https://divarts.nubex.ru/history/ (18.03.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.