Научная статья на тему 'Формирование интереса современной молодежи тульского региона к фольклорным песенным традициям'

Формирование интереса современной молодежи тульского региона к фольклорным песенным традициям Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
171
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / интерес / фольклор / обучение / традиции. / youth / interest / folklore / education / traditions.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бортулева Юлия Анатольевна

В данной статье говорится о современной ситуации с освоением, изучением и воспроизведением произведений музыкального фольклора в молодежной среде в Туле и Тульской области, в целом о формировании и проявлении интереса у молодежи к фольклорным песенным традициям, дается краткая историческая справка о становлении молодёжного фольклорного движения в регионе. Представлены формы сотрудничества на тему исследования фольклора с различными учебными заведениями города, в частности с Тульским государственным педагогическим университетом им. Л. Н. Толстого: проведение семинаров, мастер-классов, творческих встреч, а также создание пособий, в том числе электронных. Описаны особенности и методы работы, пробуждающей и повышающей интерес к традиционному фольклору у различных групп молодежи на примере работы со специалистами — студентами отделения «Сольное и хоровое народное пение» Тульского колледжа искусств им. А. С. Даргомыжского в рамках учебной и неучебной деятельности, учениками фольклорных отделений детских музыкальных и школ искусств, а также неспециалистами — учащихся других отделений колледжа, а также студентов ТГПУ им. Л. Н. Толстого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of interest to folk song traditions among the Tula region modern youth

This article refers to the current situation with the development, study and reproduction of musical folklore among young people in Tula and Tula region, with the formation and manifestation of interest among young people to folk song traditions in general, gives a brief historical background of the formation of the youth folklore movement in the region. The forms of cooperation with various educational institutions of the city in the research of folklore (in particular with the Tula state pedagogical University named after L. N. Tolstoy: seminars, workshops, creative meetings, as well as the creation of manuals, including electronic) are presented. The author describes some features and methods of work awakening and increasing the interest to traditional folklore within various groups of young people (e. g., the students of the Department “Solo and choral folk singing” Tula College of Arts named after A. S. Dargomyzhsky) in the framework of educational and non-educational activities, students of folklore departments of children’s music and art schools, as well as non-specialists-students of other departments of the College, as well as students of TSPU. L. N. Tolstoy.

Текст научной работы на тему «Формирование интереса современной молодежи тульского региона к фольклорным песенным традициям»

ЭО!: 10.24411/9999-022А-2019-10220 УДК 379.82 ББК 82.3

Ю. А. Бортулева (Тула)

Формирование интереса современной молодежи тульского региона к фольклорным песенным традициям

Фольклорное движение в молодежной среде Тульской области стало развиваться с конца 1990-х гг., когда этим стала заниматься группа увлеченных людей, друзей, энтузиастов: М. О. Федосеева, А. Ю. Ченцов, Е. Ю. Руднева. Каждый из этих людей в то время занял свою нишу в освоении молодежного пространства: Федосеева создала молодежный фольклорный ансамбль «Услада», участники которого стали самым первым набором отделения «Руководитель народного хора» в Тульском музыкальном училище им. А. С. Даргомыжского в 1999 г. Руднева создала детский фольклорный ансамбль «Ладушки» на базе ДМШ в пос. Швар-цевский Тульской области. Оба коллектива впоследствии стали и по сей день являются ведущими коллективами в Тульской областной филармонии, известными и востребованными в Туле и области, участниками международных мероприятий, лауреатами различных премий, фестивалей и конкурсов в России и за рубежом. Ченцов стал заниматься изучением традиционных промыслов, традиционного костюма и других видов прикладного творчества. За 20 лет плодотворной работы выросло не одно поколение их учеников — молодых людей, увлеченных фольклором, которые, в свою очередь, стали руководителями фольклорных коллективов, преподавателями отделений «Музыкальный фольклор» в школах искусств Тулы и области, в том числе Тульского колледжа искусств им. А. С. Даргомыжского, артистами фольклорных ансамблей Тульской областной филармонии им. И. А. Михайловского.

Расскажем о той ситуации, которая сложилась в настоящее время с освоением, изучением и воспроизведением произведений музыкального фольклора в молодежной среде в Туле и Тульской области, а также в целом о проявлении интереса у молодежи к фольклорным песенным традициям.

Очевидно, что интерес не всегда формируется осознанно, исходя из каких-то моральных побуждений или понимания социального долга. Напротив, в большинстве случаев интерес возникает спонтанно, под воздействием вызванных эмоций и впечатлений, а потом уже обретает более глубокий смысл, возможно, становится делом всей жизни. Так вот наша задача — вызвать интерес молодых людей к традиционному фольклору в первую очередь на эмоциональном уровне, а уж потом при положительном развитии событий он закрепится и разовьется.

Начнем с того, что особенности и методы работы, пробуждающей и повышающей интерес к традиционному фольклору у молодежи, зависят от того, на какую фокус-группу мы ориентируемся, т. е. это специалисты или не специалисты в сфере традиционной фольклорной музыки и народного творчества в целом.

В настоящее время в области функционируют три учебных заведения, которые подготавливают специалистов в сфере русского народного песенного творчества: Тульский колледж искусств им. А. С. Даргомыжского, Новомосковский музыкальный колледж им. Глинки и Тульский областной колледж культуры и искусств. Специфика работы во всех этих трех учебных заведениях различна. Расскажем о той работе, которую проводит ТКИ им. А. С. Даргомыжского, где автор статьи является заведующим отделением «Сольное и хоровое народное пение».

Работа со специалистами, т. е. студентами отделения «сольное и хоровое народное пение», учениками музыкальных школ фольклорных отделений проводится в нескольких направлениях. Основная работа, конечно, проходит в рамках учебного процесса, а также вне учебной деятельности: участие в профессиональных конкурсах и фестивалях, проведение областных семинаров, посещение специализированных выставок, мастер-классов, выезды в фольклорно-этнографические экспедиции. К сожалению, фольклорная практика в последние годы исключена из учебного плана, поэтому полевая работа вновь стала уделом энтузиастов. Уточним, что записи в первую очередь делаются в тех местах, которые более интересны конкретным людям, либо потому, что там проживают их родственники, либо потому, что они узнали о какой-то известной местной песеннице и т. д. Разумеется, это не совсем научный подход, который предполагает последовательное изучение той или иной территории, но в данных обстоятельствах есть основание считать, что даже такая фрагментарная студенческая деятельность дает плоды. Так, в последние годы наши студенты сделали записи в экспедициях в Пензенскую, Брянскую, Кировскую области, а летом 2017 г. в Арсеньевском районе Тульской области. Кроме того, с фольклорным ансамблем ТКИ «Вереница» мы представляем зрителю проекты и спектакли. В некоторых из этих программ мы стараемся уложить фольклорный материал в интересную и неожиданную для зрителя концепцию. Так были созданы два музыкальных спектакля с оригинальным сюжетом — «Нить-основа» и «Выход за рамки», которые с успехом были представлены на различных концертных площадках города.

Музыкальный спектакль «Нить-основа» создан как фантазия на тему славянских мифов о богине Макошь — покровительнице плодородия и рукоделия, прядущей нити судеб. В этой постановке символически объединяются полотно ткани, полотно дороги и полотно жизни. Вращение колеса прялки, переплетение нитей воспринимаются как основа жизни: вначале появляется нить, и из нее на наших глазах создается белая ткань, которая сопровождает человека с рождения до смерти. Это и пелена младенца, и фата невесты, и скатерть, и саван. Музыкальная составляющая спектакля — традиционные народные песни в подлинном распеве различных регионов России.

В проекте «Выход за рамки» участники вышли за пределы общего устоявшегося представления о народной музыке, о внешнем виде народных певцов, инструментальном обрамлении. В программе звучал русский песенный фольклор в сопровождении непривычных для подобного исполнения инструментов — фортепиано, виолончель, контрабас и др.

Такое концертное воплощение является своеобразным буфером между неподготовленным зрителем, в данном случае студентами других отделений нашего колледжа и завсегдатаями классических концертов, и миром традиционного музыкального фольклора.

К счастью, руководство нашего колледжа не подвергает сомнению правильность выбранного нами пути, а именно ориентацию на аутентичный фольклор, и мы имеем возможность изучать и исполнять такую музыку, которая нам интересна.

Имеющемуся интересу у ребят необходима подпитка, поэтому в области устраиваются мероприятия, позволяющие им познакомиться, пообщаться. Среди таких мероприятий Всероссийский конкурс молодых исполнителей народной песни «Песни Родины Толстого», который проводится с 1998 г., областной фестиваль молодежных фольклорных коллективов «Молодо-зелено», Международный фестиваль фольклора «Двенадцать ключей» и др.

В 2016 г. наш колледж впервые провел фестиваль «Симоны-Гулимоны», который вырос из желания устроить дружескую творческую встречу между студентами отделения «сольное и хоровое народное пение» ТКИ им. А. С. Даргомыжского и молодежного ансамбля «Терем» Центра традиционной русской культуры Южного Подмосковья «Истоки» г. Подольска. Фестиваль включил в себя конференцию школьников и студентов фольклорных отделений Тулы, Подольска и Москвы, а также концерт фольклорных ансамблей. Идея и результат очень вдохновили руководство нашего колледжа, и теперь принято решение проводить такой фестиваль раз в два года, чередуя с вокальным конкурсом «Песни родины Л. Н. Толстого», и теперь уже на всероссийском уровне. Завершился наш первый фестиваль вечеркой, что для наших тульских ребят долгое время было не частым событием. В ней поучаствовала также и молодежь, далекая от традиционной молодежной культуры, это были просто друзья и любопытствующие студенты других отделений, и надо сказать, что эмоциональный заряд, который они получили на этом мероприятии, дал толчок их интересу к нашему творчеству в целом. Эти люди стали приходить на наши концерты, репетиции хора, экзамены по специальности, некоторые даже выражали желание петь в народном хоре или фольклорном ансамбле.

Далее хотелось бы подробнее сказать не о стихийной, а о целенаправленной работе с неспециалистами.

Говоря о неспециалистах, мы в первую очередь имеем в виду студентов других отделений нашего колледжа. Необходимо отметить, что они встречаются с фольклором не только при посещении наших концертных программ, но и в рамках изучения предмета «Народная музыкальная культура». Несколько лет назад раздел «Русская народная музыкальная культура» в цикле теоретических дисциплин для студентов всех отделений колледжа доверили вести преподавателям отделения «сольное и хоровое народное пение» и разумеется, были введены некоторые корректировки в рабочей программе курса и подходе к знакомству студентов со своей родной культурой в целом. Теперь жанры музыкального народного творчества изучаются в неразрывной связи с их местом и функцией в бытовой и обрядовой жизни наших предков, с народной философией, мифологией и религией. Музыкальные примеры студенты изучают на лучших образцах песенного творчества аутентичных и репродуцирующих исполнителей. Надо сказать, что студенты проявляют достаточный интерес к данной дисциплине, некоторые ребята потом обращаются за рекомендацией еще что-то послушать или посмотреть, значит, основная идея нашей работы — познакомить с русской традиционной культурой и проявить к ней интерес у молодых людей — работает.

Еще одна группа молодых людей в среде неспециалистов — студенты факультета русской филологии и документоведения Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого. Мы проводим встречи, мастер-

классы и концерты в рамках фольклорной практики студентов вуза, впоследствии многие из этих людей приходят к нам на концерты в качестве зрителей, а кто-то становится участником университетского фольклорного ансамбля, которым руководит выпускница и педагог нашего колледжа.

Также одной из сторон сотрудничества ТКИ и ТГПУ является выпуск и публикация в сети Научно-образовательным библиотечно-информационным центром ТГПУ им. Л. Н. Толстого в 2017 г. первого справочно-библиографического пособия «Традиции фольклорных и диалектологических исследований в Тульском крае». Необходимо отметить, что в большей степени оно делает уклон в сторону лингвистики и диалектологии, но в электронной версии пособия есть аудио-приложение с традиционными песнями Тульской области в исполнении фольклорного ансамбля ТКИ им. А. С. Даргомыжского «Вереница».

Данную статью хотелось бы подытожить мыслью о том, что зачастую интерес к какому-либо делу у любого человека формируется и на примере успеха этого дела и ощущения удовлетворения от конкретного занятия у других. Молодые люди всегда хотят быть похожими на публичных успешных людей: блогеров, артистов, кинорежиссеров и т. д. В фольклорной среде процесс первичного привлечения внимания происходит так: достаточно качественно и с любовью делать то, что должно, реализуясь в творческом процессе, создавать интересные проекты, основанные на фольклорном материале, участвовать в масштабных фольклорных мероприятиях, о которых регулярно отчитываться в сети интересными фотографиями и видеозаписями, тем самым создавая грамотный РЯ, и тогда все это будет являться привлекающим фактором для молодых наблюдателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.