ЭО!: 10.24411/9999-022А-2019-10220 УДК 379.82 ББК 82.3
Ю. А. Бортулева (Тула)
Формирование интереса современной молодежи тульского региона к фольклорным песенным традициям
Фольклорное движение в молодежной среде Тульской области стало развиваться с конца 1990-х гг., когда этим стала заниматься группа увлеченных людей, друзей, энтузиастов: М. О. Федосеева, А. Ю. Ченцов, Е. Ю. Руднева. Каждый из этих людей в то время занял свою нишу в освоении молодежного пространства: Федосеева создала молодежный фольклорный ансамбль «Услада», участники которого стали самым первым набором отделения «Руководитель народного хора» в Тульском музыкальном училище им. А. С. Даргомыжского в 1999 г. Руднева создала детский фольклорный ансамбль «Ладушки» на базе ДМШ в пос. Швар-цевский Тульской области. Оба коллектива впоследствии стали и по сей день являются ведущими коллективами в Тульской областной филармонии, известными и востребованными в Туле и области, участниками международных мероприятий, лауреатами различных премий, фестивалей и конкурсов в России и за рубежом. Ченцов стал заниматься изучением традиционных промыслов, традиционного костюма и других видов прикладного творчества. За 20 лет плодотворной работы выросло не одно поколение их учеников — молодых людей, увлеченных фольклором, которые, в свою очередь, стали руководителями фольклорных коллективов, преподавателями отделений «Музыкальный фольклор» в школах искусств Тулы и области, в том числе Тульского колледжа искусств им. А. С. Даргомыжского, артистами фольклорных ансамблей Тульской областной филармонии им. И. А. Михайловского.
Расскажем о той ситуации, которая сложилась в настоящее время с освоением, изучением и воспроизведением произведений музыкального фольклора в молодежной среде в Туле и Тульской области, а также в целом о проявлении интереса у молодежи к фольклорным песенным традициям.
Очевидно, что интерес не всегда формируется осознанно, исходя из каких-то моральных побуждений или понимания социального долга. Напротив, в большинстве случаев интерес возникает спонтанно, под воздействием вызванных эмоций и впечатлений, а потом уже обретает более глубокий смысл, возможно, становится делом всей жизни. Так вот наша задача — вызвать интерес молодых людей к традиционному фольклору в первую очередь на эмоциональном уровне, а уж потом при положительном развитии событий он закрепится и разовьется.
Начнем с того, что особенности и методы работы, пробуждающей и повышающей интерес к традиционному фольклору у молодежи, зависят от того, на какую фокус-группу мы ориентируемся, т. е. это специалисты или не специалисты в сфере традиционной фольклорной музыки и народного творчества в целом.
В настоящее время в области функционируют три учебных заведения, которые подготавливают специалистов в сфере русского народного песенного творчества: Тульский колледж искусств им. А. С. Даргомыжского, Новомосковский музыкальный колледж им. Глинки и Тульский областной колледж культуры и искусств. Специфика работы во всех этих трех учебных заведениях различна. Расскажем о той работе, которую проводит ТКИ им. А. С. Даргомыжского, где автор статьи является заведующим отделением «Сольное и хоровое народное пение».
Работа со специалистами, т. е. студентами отделения «сольное и хоровое народное пение», учениками музыкальных школ фольклорных отделений проводится в нескольких направлениях. Основная работа, конечно, проходит в рамках учебного процесса, а также вне учебной деятельности: участие в профессиональных конкурсах и фестивалях, проведение областных семинаров, посещение специализированных выставок, мастер-классов, выезды в фольклорно-этнографические экспедиции. К сожалению, фольклорная практика в последние годы исключена из учебного плана, поэтому полевая работа вновь стала уделом энтузиастов. Уточним, что записи в первую очередь делаются в тех местах, которые более интересны конкретным людям, либо потому, что там проживают их родственники, либо потому, что они узнали о какой-то известной местной песеннице и т. д. Разумеется, это не совсем научный подход, который предполагает последовательное изучение той или иной территории, но в данных обстоятельствах есть основание считать, что даже такая фрагментарная студенческая деятельность дает плоды. Так, в последние годы наши студенты сделали записи в экспедициях в Пензенскую, Брянскую, Кировскую области, а летом 2017 г. в Арсеньевском районе Тульской области. Кроме того, с фольклорным ансамблем ТКИ «Вереница» мы представляем зрителю проекты и спектакли. В некоторых из этих программ мы стараемся уложить фольклорный материал в интересную и неожиданную для зрителя концепцию. Так были созданы два музыкальных спектакля с оригинальным сюжетом — «Нить-основа» и «Выход за рамки», которые с успехом были представлены на различных концертных площадках города.
Музыкальный спектакль «Нить-основа» создан как фантазия на тему славянских мифов о богине Макошь — покровительнице плодородия и рукоделия, прядущей нити судеб. В этой постановке символически объединяются полотно ткани, полотно дороги и полотно жизни. Вращение колеса прялки, переплетение нитей воспринимаются как основа жизни: вначале появляется нить, и из нее на наших глазах создается белая ткань, которая сопровождает человека с рождения до смерти. Это и пелена младенца, и фата невесты, и скатерть, и саван. Музыкальная составляющая спектакля — традиционные народные песни в подлинном распеве различных регионов России.
В проекте «Выход за рамки» участники вышли за пределы общего устоявшегося представления о народной музыке, о внешнем виде народных певцов, инструментальном обрамлении. В программе звучал русский песенный фольклор в сопровождении непривычных для подобного исполнения инструментов — фортепиано, виолончель, контрабас и др.
Такое концертное воплощение является своеобразным буфером между неподготовленным зрителем, в данном случае студентами других отделений нашего колледжа и завсегдатаями классических концертов, и миром традиционного музыкального фольклора.
К счастью, руководство нашего колледжа не подвергает сомнению правильность выбранного нами пути, а именно ориентацию на аутентичный фольклор, и мы имеем возможность изучать и исполнять такую музыку, которая нам интересна.
Имеющемуся интересу у ребят необходима подпитка, поэтому в области устраиваются мероприятия, позволяющие им познакомиться, пообщаться. Среди таких мероприятий Всероссийский конкурс молодых исполнителей народной песни «Песни Родины Толстого», который проводится с 1998 г., областной фестиваль молодежных фольклорных коллективов «Молодо-зелено», Международный фестиваль фольклора «Двенадцать ключей» и др.
В 2016 г. наш колледж впервые провел фестиваль «Симоны-Гулимоны», который вырос из желания устроить дружескую творческую встречу между студентами отделения «сольное и хоровое народное пение» ТКИ им. А. С. Даргомыжского и молодежного ансамбля «Терем» Центра традиционной русской культуры Южного Подмосковья «Истоки» г. Подольска. Фестиваль включил в себя конференцию школьников и студентов фольклорных отделений Тулы, Подольска и Москвы, а также концерт фольклорных ансамблей. Идея и результат очень вдохновили руководство нашего колледжа, и теперь принято решение проводить такой фестиваль раз в два года, чередуя с вокальным конкурсом «Песни родины Л. Н. Толстого», и теперь уже на всероссийском уровне. Завершился наш первый фестиваль вечеркой, что для наших тульских ребят долгое время было не частым событием. В ней поучаствовала также и молодежь, далекая от традиционной молодежной культуры, это были просто друзья и любопытствующие студенты других отделений, и надо сказать, что эмоциональный заряд, который они получили на этом мероприятии, дал толчок их интересу к нашему творчеству в целом. Эти люди стали приходить на наши концерты, репетиции хора, экзамены по специальности, некоторые даже выражали желание петь в народном хоре или фольклорном ансамбле.
Далее хотелось бы подробнее сказать не о стихийной, а о целенаправленной работе с неспециалистами.
Говоря о неспециалистах, мы в первую очередь имеем в виду студентов других отделений нашего колледжа. Необходимо отметить, что они встречаются с фольклором не только при посещении наших концертных программ, но и в рамках изучения предмета «Народная музыкальная культура». Несколько лет назад раздел «Русская народная музыкальная культура» в цикле теоретических дисциплин для студентов всех отделений колледжа доверили вести преподавателям отделения «сольное и хоровое народное пение» и разумеется, были введены некоторые корректировки в рабочей программе курса и подходе к знакомству студентов со своей родной культурой в целом. Теперь жанры музыкального народного творчества изучаются в неразрывной связи с их местом и функцией в бытовой и обрядовой жизни наших предков, с народной философией, мифологией и религией. Музыкальные примеры студенты изучают на лучших образцах песенного творчества аутентичных и репродуцирующих исполнителей. Надо сказать, что студенты проявляют достаточный интерес к данной дисциплине, некоторые ребята потом обращаются за рекомендацией еще что-то послушать или посмотреть, значит, основная идея нашей работы — познакомить с русской традиционной культурой и проявить к ней интерес у молодых людей — работает.
Еще одна группа молодых людей в среде неспециалистов — студенты факультета русской филологии и документоведения Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого. Мы проводим встречи, мастер-
классы и концерты в рамках фольклорной практики студентов вуза, впоследствии многие из этих людей приходят к нам на концерты в качестве зрителей, а кто-то становится участником университетского фольклорного ансамбля, которым руководит выпускница и педагог нашего колледжа.
Также одной из сторон сотрудничества ТКИ и ТГПУ является выпуск и публикация в сети Научно-образовательным библиотечно-информационным центром ТГПУ им. Л. Н. Толстого в 2017 г. первого справочно-библиографического пособия «Традиции фольклорных и диалектологических исследований в Тульском крае». Необходимо отметить, что в большей степени оно делает уклон в сторону лингвистики и диалектологии, но в электронной версии пособия есть аудио-приложение с традиционными песнями Тульской области в исполнении фольклорного ансамбля ТКИ им. А. С. Даргомыжского «Вереница».
Данную статью хотелось бы подытожить мыслью о том, что зачастую интерес к какому-либо делу у любого человека формируется и на примере успеха этого дела и ощущения удовлетворения от конкретного занятия у других. Молодые люди всегда хотят быть похожими на публичных успешных людей: блогеров, артистов, кинорежиссеров и т. д. В фольклорной среде процесс первичного привлечения внимания происходит так: достаточно качественно и с любовью делать то, что должно, реализуясь в творческом процессе, создавать интересные проекты, основанные на фольклорном материале, участвовать в масштабных фольклорных мероприятиях, о которых регулярно отчитываться в сети интересными фотографиями и видеозаписями, тем самым создавая грамотный РЯ, и тогда все это будет являться привлекающим фактором для молодых наблюдателей.