ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
УДК 37.01
Селиванова Наталия Леонидовна
Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующая центром стратегии и теории воспитания личности, Институт стратегии развития образования РАО, [email protected], Москва
СОЗДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСПЕКТИВНЫХ МОДЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье рассматриваются инвариантные условия реализации перспективных моделей воспитания школьников и студентов в современной ситуации развития российского общества. Дано определение педагогических условий. Представлены и охарактеризованы две группы условий реализации перспективных моделей воспитания школьников и студентов: организационно-педагогические и психолого-педагогические. Первая группа в основном связана с деятельностью представителей управления системой образования на разных уровнях. Вторая группа с непосредственной деятельностью педагога. Показано, что условия реализации перспективных моделей воспитания школьников и студентов зависят от содержания самих моделей воспитания, а их вариативность связана, во-первых, с тем, где данная модель реализуется (регион, городское, поселковое или сельское местонахождение), во-вторых, с типом и видом образовательной организации.
В статье также представлены основные критерии и характеристики перспективной модели воспитания.
Ключевые слова: воспитание, модель, перспектива, педагог, студент, школьник, условие.
Существенным для практики воспитания является не только определение самих моделей [3], но и выявление социально-педагогических условий реализации перспективных моделей воспитания школьников и студентов в практике образования.
Проведенный раннее сотрудниками центра стратегии и теории воспитания личности «Института стратегии развития образования РАО» анализ существующих моделей воспитания в теории и практике воспитания не только показал их многообразие (что было предсказуемо), но и мозаичность, и даже некую архаичность.
Выявленные модели воспитания были оценены с точки зрения их особенностей, уникальности, перспективности, а также учитывалась их общественная и личностная полезность.
Рассмотрение в качестве модели воспитания конкретного образа некой системы воспитания, в котором отображаются наиболее существенные реальные или предполагаемые свойства данной системы, дает основание выделить основные критерии перспек-
тивной модели воспитания: соответствие модели сценарию социокультурного развития общества; позитивный опыт реализации модели в настоящее время; востребованность педагогами данной модели, выражающаяся в фактах проектирования педагогами собственных успешных воспитательных практик на основе данной модели; наличие внутренних и внешних ресурсов образовательной организации для реализации модели воспитания.
Перспективная модель воспитания должна быть актуальной, системной, универсальной (возможность использования модели разными педагогами), иметь деятельност-ную основу, опираться на детско-взрослую общность, порождать субъектность воспитанника.
Очевидно, что, если создание социальных условий для реализации моделей воспитания для педагогов - весьма проблематичная задача и решаемая лишь частично, то создание педа-готических условий находится в их руках.
Сегодня не существует единого понимания, что такое педагогические условия.
ЗЛепап Pedagogical .Тоита! ♦ № 6 / 2015
9
В данной статье мы будем рассматривать их в традиционном плане. Говоря об условиях, будем понимать под этим создание внешних обстоятельств протекания того или иного процесса. Педагогические условия - это условия, создаваемые работниками системы образования, обстоятельства, благоприятствующие реализации перспективных моделей воспитания.
Они есть результат деятельности педагога или представителя управления системой образования.
В результате такого рассмотрения можно выделить две группы условий реализации перспективных моделей воспитания школьников и студентов.
Первая группа связана с деятельностью представителей управления системой образования на разных уровнях - организационно-педагогические условия.
Вторая группа с непосредственной деятельностью педагога - психолого-педагогические условия.
Очевидно, что педагогические условия реализации перспективных моделей воспитания являются гибкой системой. Ее компоненты тесно связаны и с актуальными задачами воспитания, и с востребованностью этих условий, и с реальными возможностями общества, среды, поэтому нельзя создать условия раз и навсегда. И, самое важное, они связаны с самой моделью воспитания школьников и студентов, то есть условия реализации моделей внешкольного воспитания будут отличаться от условий реализации модели воспитания гражданственности у школьников или модели воспитания в системе дополнительного образования.
Также можно говорить и о вариативности содержания условий реализации перспективных моделей воспитания школьников и студентов в зависимости от региона, городского, поселкового или сельского местонахождения, от типа и вида образовательной организации.
Тем не менее, как показало проведенное исследование, следует говорить и об инвариантных условиях реализации перспективных моделей воспитания школьников и студентов.
Можно сказать, что первая группа условий имеет управленческий характер.
К организационно-педагогическим усло-
виям можно отнести:
- внесение изменений в нормативно-правовую базу, прежде всего имеющих отношение к построению процесс воспитания, на самых разных уровнях образования;
- актуализация общественной оценки качества воспитания, связанной с поэтапным переходом на систему государственно-общественной оценки;
- формирование экспертного сообщества в сфере воспитания для независимой оценки эффективности и результативности моделей воспитания;
- построение системы повышения квалификации и переподготовки педагогов как воспитателей на определенных принципах;
- определение актуальных направлений и содержания социологических исследований;
- разработка программы систематических национальных и региональных мониторинговых исследований по оценке воспитанности школьников и студентов и оценке качества воспитания в общеобразовательных организациях;
- разработка инструментария систематических национальных и региональных мониторинговых исследований по оценке воспитанности дошкольников, школьников и студентов и оценки качества воспитания в общеобразовательных организациях;
- организация сетевого взаимодействия субъектов воспитания.
Психолого-педагогические условия:
- опора в воспитании на культуру как мировоззрение;
- построение процесса воспитания на основании полисубъектной стратегии;
- опора на гуманитарные подходы в воспитании;
- опора на объективные данные о тех изменениях, которые произойдут в результате реализации моделей воспитания в обществе, в системе образования, в воспитанниках;
- наличие опыта жизни школьников и студентов в детской общности, коллективе;
- реализации субъектной позиции школьников и студентов в процессе воспитания;
- подготовка педагога к реализации перспективной модели воспитания.
Рассмотрим данные условия. Прежде всего обратимся к организационно-педагогическим условиям реализации перспективных моделей воспитания школьников и студентов.
Реализация перспективных моделей воспитания потребует внесения изменений в нормативно-правовую базу обеспечения процесса воспитания на самых разных уровнях, т. к. в конечном итоге она должна привести к существенным изменениям организации процесса воспитания. Например, можно предположить, что потребуется коррекция уставов общеобразовательных организаций, требований к функциональным обязанностям различных категорий педагогов, управленческой структуры в сфере воспитания.
В рамках общего для образования тренда общественной оценки качества образования с поэтапным переходом на систему общественно-государственной оценки необходимо в процессе реализации предлагаемых моделей сформировать эту тенденцию и для сферы воспитания. Это вызвано потребностью сделать систему управления воспитанием, расходования на него средств более открытой, ориентированной на потребности потребителей, прежде всего, родителей; укрепления ресурсной базы образовательной организации; усиления влияния родителей на ее жизнь.
Процесс реализации перспективных моделей требует его постоянного мониторинга, потому что в модели надо вносить определенные изменения, учитывая факторы, влияющие на ее содержание. Это диктует необходимость формирования экспертного сообщества в сфере воспитания для независимой оценки эффективности и результативности моделей воспитания [6].
Формирование экспертного сообщества требует тщательного подбора экспертов. Прежде всего отметим, что у эксперта должна быть четко выраженная личностно-про-фессиональная позиция, которая в том числе определяется принципами и подходами в воспитании, которые он разделяет. Понятно, что эксперту необходимо иметь предшествующий стаж практической работы в области воспитания. Он должен иметь широкий кругозор, обладать логическим мышлением, аналитическим складом ума, способностью реально оценивать ситуацию, быть выдержанным, понимать происходящие процессы с точки зрения их дальнейшего развития, владеть правилами делового этикета и постоянно повышать свою квалификацию.
Понадобятся эксперту и навыки руковод-
ства, требуемые для осуществления его деятельности.
Эксперт должен быть объективным и беспристрастным, обеспечивать конфиденциальность информации, полученной в ходе его деятельности.
Одним из существенных условий реализации перспективных моделей воспитания школьников и студентов является построение системы повышения квалификации и переподготовки педагогов как воспитателей на определенных принципах.
Повышение квалификации педагогов как воспитателей и подготовка их к реализации данных моделей будет эффективна, если она строится на принципах:
- направленности не столько на оснащение педагогов новыми знаниями и технологиями, сколько на «выращивание» их личностно-профессиональной позиции как воспитателей, на формирование отношения к себе как к участнику диалога с коллегами, как носителя знания и незнания в профессиональной сфере;
- осуществления ее в процессе взаимодействия с различными профессиональными сообществами, которое включает педагога в различные виды социальной практики;
- включения педагогов в реальную инновационную практику образовательных учреждений;
- вариативности характера, определяемой различиями в особенностях профессиональной деятельности педагогов;
- ориентированности на формирование индивидуальной траектории профессионального совершенствования;
- осуществления на разных уровнях (государственном, региональном, образовательного учреждения);
- осуществления в рамках самоопределяющейся профессиональной общности.
Важно разработать программы повышения квалификации для разных категорий педагогов и управленцев. Особое внимание следует уделить выбору современных форм организации повышения квалификации.
Выбору перспективных моделей воспитания школьников и студентов, отслеживанию результатов их реализации призваны помочь социологические исследования, проводимые на различных уровнях образования. Это потребует, во-первых, определе-
ния актуальных направлений и содержания социологических исследований, во-вторых, разработки программы систематических национальных и региональных мониторинговых исследований по оценке воспитанности школьников и студентов и оценке качества воспитания в общеобразовательных организациях, в-третьих, разработки инструментария систематических национальных и региональных мониторинговых исследований по оценке воспитанности дошкольников, школьников и студентов и оценки качества воспитания в общеобразовательных организациях.
Организация сетевого взаимодействия субъектов воспитания - еще одно условие реализации указанных моделей.
Сетевое взаимодействие предполагает горизонтальные отношения его субъектов; взаимодействие, основанное на их инициативе и активности субъектов взаимодействия.
Целью сетевого взаимодействия в аспекте реализации перспективных моделей воспитания может стать взаимодействие между образовательными организациями (разного уровня) и их партнерами по распространению опыта и ресурсов (информационных, инновационных, методических) процесса реализации моделей.
Рассмотрим психолого-педагогические условия реализации перспективных моделей воспитания школьников и студентов.
Воспитание культуры мировоззренческого самоопределения - одна из центральных задач современного воспитания. Сегодня цели и ценностные приоритеты в сфере воспитания подрастающего поколения полагают не только традиционные субъекты (семья, школа), но и различные общественные, культурные, религиозные организации, политические партии и движения, детские общественные объединения, молодежные субкультурные общности и т. д. В этих условиях возникает настоятельная потребность, с одной стороны, в сотрудничестве между теми субъектами воспитания, кто ориентирован на развитие личности ребенка на основе гуманистических ценностей, и, с другой стороны, в их совместном противодействии влиянию субъектов диссоциального воспитания.
Указанные тенденции, на наш взгляд, ставят педагогическую науку перед проблемой пересмотра своих традиционных теоретических представлений о процессе воспи-
тания (отличающихся школоцентризмом, педагогоцентризмом, субъект-объектной направленностью) и побуждают к разработке новой, многосубъектной картины воспитательного процесса, адекватных ей управленческих и технологических решений.
Сегодня можно говорить о необходимости перехода к полисубъектной стратегии воспитания, состоящей в последовательной ориентации социально-педагогических исследований, моделей, проектов, управляющей деятельности на изучение, моделирование, проектирование, организацию диалога и взаимодействия различных социальных субъектов в решении проблем воспитания подрастающего поколения [4].
На основе такой стратегии возможно конструирование позитивной социально-педагогической реальности как сферы, где согласовываются интересы и происходит конструктивное взаимодействие различных общественных сил по вопросам обучения, воспитания, социализации детей и молодежи.
Подход - это определенная позиция по отношению к какой-либо педагогической проблеме, которая предполагает использование соответствующих принципов исследования педагогом-исследователем, а также использование соответствующих средств и способов практической деятельности педагогом-практиком.
Проведенное исследование показало, что создание и реализация моделей воспитания должно происходить на базе гуманитарных подходов, таких как: амбивалентный, акмео-логический, феноменологический, синерге-тический, средовой, событийный, герменевтический, позиционный [7; 5].
Получение объективных данных о реализации моделей воспитания школьников и студентов обществом в целом и профессиональным сообществом в частности является основой для понимания их эффективности и результативности, внесения в модели обоснованных изменений. Необходимы и объективные данные и о тех изменениях, которые произойдут в результате реализации моделей в обществе, в системе образования в воспитанниках.
Так как в основе реализации многих моделей воспитания школьников и студентов лежит детский коллектив, детская общность, то важно, чтобы у них был жизненный опыт в детской общности, коллективе
[1]. Если педагогам удается создать детский коллектив, то он играет существенную роль в жизни ребенка в силу наличия у него воспитательного потенциала. Но в последние годы создание детского коллектива не является приоритетным направлением в деятельности педагогов-воспитателей. С одной стороны, это связано с продолжительной ориентацией воспитания и образования в основном на их индивидуализацию, а с другой - с утратой педагогами в своей массе навыков коллективного воспитания.
Рассматривая роль детской общности, детского коллектива в современном воспитании, следует обратить внимание и на то, что, если речь идет об общностях, то среди них можно выделить, по крайней мере, две группы: просоциальные и асоциальные. С точки зрения реализации модели воспитания предполагается опора на просоциаль-ные общности.
Еще одним условием реализации моделей воспитания школьников и студентов является формирование их субъектной позиции в процессе воспитания. Модель воспитания, предоставляя возможности для самореализации школьника, студента, тем самым обеспечивает его субъектность.
При рассмотрении организационно-педагогических условий реализации модели воспитания школьников и студентов уже обращались к подготовке педагога к реализации перспективной модели воспитания. В рамках этих условий вопрос анализировался в аспекте повышения его квалификации.
В рамках рассмотрения психолого-педагогических условий речь идет о развитии личностно-профессиональной позиции педагога, т. к. именно она способна обеспечить
эффективную реализацию любой модели воспитания школьников и студентов [3].
Решение задачи разработки перспективных моделей воспитания школьников и студентов крайне важно, так как внедрение перспективных моделей воспитания будет определять вектор развития теории и практики воспитания. Этот процесс потребует постоянной коррекции в условиях динамично формирующейся в наши дни социальной ситуации и в соответствии с вызовами нового времени, так или иначе диктующих построение сферы воспитания в новом формате.
Библиографический список
1. Детская общность как объект и субъект воспитания / Н. Л. Селиванова, Л. В. Алиева, Г. Ю. Беляев, Д. В. Григорьев, И. Д. Демакова, М. Ю. Костенко [и др.]. - М.: Издательский центр ИЭТ, ФГНУ ИТИП РАО, 2012. - 324 с.
2. Григорьева А. И. Становление и развитие личностно-профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе послевузовской подготовки: дис....канд. пед. наук. - М.,1998. - 178 с.
3. Перспективные модели воспитания школьников и студентов, отвечающие вызовам нового времени: сб. статей / под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. - М., 2014. - 186 с.
4. Полисубъектность воспитания как условие конструирования социально-педагогической реальности (концепция) / под ред. Н. Л. Селивановой. - М.: ИТИП РАО, 2009. - 64 с.
5. Селиванова Н. Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике. - М.: УРАО ИТИП, 2010. - 168 с.
6. Селиванова Н. Л. Деятельность эксперта в оценке качества воспитания школы // Вопросы воспитания. - 2012. - № 3. - С. 86-93.
7. Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: сб. науч. ст. / сост. Д. В. Григорьев. - Пермь, 2001. - 144 с.
Selivanova Nataliya Leonidovna
Dr. Sci. (Pedag.), Prof. Corresponding Member of Russian Academy of Education, Head of the Center of strategy and Theory of Education, Institute for Strategy of Education Development of Russian Academy of Education, [email protected], Moscow
CREATION OF SOCIAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF REALIZATION PROSPECTIVE MODELS OF UPBRINGING OF PUPILS AND STUDENTS
Abstract. This article discusses the invariant conditions for implementing advanced models of education of pupils and students in the current situation of development of the Russian society. The definition of pedagogical conditions is given. The two groups of prospective models for the conditions of realization of education models of pupils and students are presented and described: organizational-
_ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ и ОБУЧЕНИЯ_
pedagogical and psychological-pedagogical. The first group is mainly connected with the activities of the representatives of the education system management at different levels. The second group is connected with immediate activities. It is shown that the conditions for implementing advanced models of education of pupils and students depend on the content of the models themselves education and their variability stems, and the last one is connected first, from where this model is being realized (region, town, downtown or rural location), secondly, related to the type and species of educational organization.
The article also represents the criteria and characteristics of the perspective models of education.
Keywords: education, model, perspective, teacher, student, pupil, condition.
Поступила в редакцию 25.10.2015