Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ ОРКЕСТРА УЗБЕКСКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ'

СОЗДАНИЕ ОРКЕСТРА УЗБЕКСКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
239
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оркестр / музыкальные инструменты / музыка / музыкальное искусство / композиторы / дирижёр / музыканты. / orchestra / musical instruments / music / musical art / composers / conductors / musicians.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Умаров Шерзод Акбарович

разнообразие музыкальных инструментов обогащает узбекскую музыку. В Узбекистане существует оркестр узбекских народных инструментов, история создания, становления и развития которого продолжается по сей день. В этом процессе особое место занимают жившие и работавшие в Узбекистане музыканты, певцы и композиторы. Важно признать особое место этого оркестра в развитии узбекской музыки. В данной статье представлен ряд сведений, связанных с деятельностью оркестра узбекских народных инструментов. При этом отдельно говорится об истории его развития и становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF AN ORCHESTRA OF UZBEK FOLK INSTRUMENTS

a variety of musical instruments enriches Uzbek music. There is an orchestra of Uzbek folk instruments in Uzbekistan, whose history of creation, formation and development dates back to this day. Musicians, singers and composers who lived and worked in Uzbekistan occupy a special place in this process. It is important to recognize the special place of this orchestra in the development of Uzbek music. This article presents a number of information related to the activities of the orchestra of Uzbek folk instruments. At the same time, the history of its development and formation is separately discussed.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ ОРКЕСТРА УЗБЕКСКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»

СОЗДАНИЕ ОРКЕСТРА УЗБЕКСКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Умаров Ш.А.

Умаров Шерзод Акбарович - доцент, кафедра дирижирования эстрадным оркестром, Национальный институт эстрадного искусства им. Б. Закирова при государственной консерватории Узбекистана,

г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: разнообразие музыкальных инструментов обогащает узбекскую музыку. В Узбекистане существует оркестр узбекских народных инструментов, история создания, становления и развития которого продолжается по сей день. В этом процессе особое место занимают жившие и работавшие в Узбекистане музыканты, певцы и композиторы. Важно признать особое место этого оркестра в развитии узбекской музыки. В данной статье представлен ряд сведений, связанных с деятельностью оркестра узбекских народных инструментов. При этом отдельно говорится об истории его развития и становления.

Ключевые слова: оркестр, музыкальные инструменты, музыка, музыкальное искусство, композиторы, дирижёр, музыканты.

CREATION OF AN ORCHESTRA OF UZBEK FOLK INSTRUMENTS

Umarov Sh.A.

Umarov Sherzod Akbarovich - Associate Professor, DEPARTMENT OF CONDUCTING A VARIETY ORCHESTRA, NATIONAL INSTITUTE OF POP ART NAMED AFTER B. ZAKIROV STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: a variety of musical instruments enriches Uzbek music. There is an orchestra of Uzbek folk instruments in Uzbekistan, whose history of creation, formation and development dates back to this day. Musicians, singers and composers who lived and worked in Uzbekistan occupy a special place in this process. It is important to recognize the special place of this orchestra in the development of Uzbek music. This article presents a number of information related to the activities of the orchestra of Uzbek folk instruments. At the same time, the history of its development and formation is separately discussed.

Keywords: orchestra, musical instruments, music, musical art, composers, conductors, musicians.

УДК 785.1

Коллективное исполнение на узбекских народных инструментах уходит в далекое прошлое. Несмотря на то, что в традиционных исполнительских ансамблях было несколько участников, все они играли одну и ту же мелодию в унисон. Упрощенный вид многоголосия мог появиться только в каком-то инструментальном исполнении. Поскольку ударные инструменты имеют некоторую свободу по сравнению с другими инструментами, в процессе их исполнения в ансамбле возникает своего рода полиритмия. Подобные выступления вызвали всплеск энтузиазма певцов по поводу исполнения многоголосных произведений.

В 1936 году при узбекской государственной филармонии был создан единый ансамбль из 98 человек. Его руководителем стал известный в народе композитор Тухтасин Джалилов. Они нашли своих слушателей в пропаганде узбекских народных мелодий не только в Узбекистане, но и в соседних республиках. Но со временем стало ясно, что это направление, как следствие того, что слушатели требовали все новых и новых стилей исполнения, не охватывало всех аспектов коллективного исполнения. Как того требовала сама жизнь, в других ансамблях начали появляться попытки реализовать многочасовое исполнение.

В 1937 году под руководством Н. Миронова был создан оркестр, составленный из узбекских народных инструментов и основанный на нотах. Он также включал дополнительные европейские инструменты, такие как фортепиано, труба и тромбон. Они активно участвовали в концертах, организованных филармонией, давали концерты в нескольких городах Республики Беларусь. Из программы этого коллектива: наряду с переработанными многоголосными узбекскими народными мелодиями были включены классические произведения зарубежных композиторов.

Оркестры, созданные Т. Джалиловым и Н. Мироновым, сыграли большую роль в формировании полноценного многоголосного оркестра узбекских народных инструментов [1]. В 1938 году оркестр, созданный Н. Мироновым, в качестве общественного деятеля, дирижёра, организатора и руководителя был приглашен А.И. Петросянц, занимавшийся совершенствованием узбекских народных инструментов. Это предложение было не напрасным. Государственная филармония Узбекистана поручила создать полноценный оркестр народных инструментов, состоящий из 30 солистов и певцов.

A.^ Петросянц изменил творческую деятельность коллектива и добавил в оркестр семейство гиджак (гиджак I - II, гиджак альт, гиджак бас и гиджак контрабас). Ашот Иванович за 20 лет дирижерской

деятельности в этом оркестре (1938 - 1957гг.) концертировал со своим оркестром во всех уголках Узбекистана, в соседних республиках и Китае [2].

В связи с тем, что в те времена было проблемой поставлять певцов, способных играть на нотах и мыслить через них, в основные программы оркестра вошли народные мелодии узбекской и соседних республик, которые были переработаны: "Рок Кашкарча", "Савти Аджам", "Гулёр" Алиева и др. Петросянц инструментовал произведения в процессе оркестровки, принимая во внимание возможность исполнения каждым инструменталистом. Потому что среди оркестровых солистов не было даже тех, кто имел среднее специальное музыкальное образование.

По мере обогащения репертуара оркестра и неустанных упражнений исполнительская квалификация росла, и в каждой инструментальной группе наблюдался рост. В концертные программы вместе с соседними странами стали входить произведения мировых композиторов: "Вступление" к балету П.И. Чайковского "Лебединое озеро", увертюра к опере Ж. Бизе "Кармен", "Военный марш" Ф. Шуберта, "Танец мальчиков" из балета Глиера "Тюльпан" и арии из музыкальной драмы Т. Садыкова и Р. Глиера "Гульсара" и др.

В 1948 году, накануне празднования 10-летия оркестра, в средствах массовой информации начали появляться статьи о деятельности этого оркестра и его руководителе. Авторы статьи Я. Пеккер, И. Акбаров высоко оценили большой вклад А. Петросянца в развитие узбекской музыки, создав оркестр народных инструментов.

Воспитание аудитории, привыкшей слышать ансамбли в унисон-исполнении, также потребовало больших усилий. Они не смогли принять многоголосное оркестровое исполнение и не получили хорошего приема на своих первых концертах, организованных в парке Тельмана. Позже, в результате разъяснительной работы и освещения многочасового выступления оркестра, публика стала приходить на концерты с большим интересом, и с каждым днем их число росло.

Поскольку для оркестра узбекских народных инструментов еще не были написаны специальные произведения, А. Петросянц стал привлекать в оркестр композиторов. Известные композиторы, такие как

B. Гиенко, М. Бурханов, С. Бабаев, С. Жалиль, С. Юдаков, Г. Кодиров, Ф. Назаров, В. Князев, Г. Зубатов,

C. Варелас, М. Левиев, А. Ливиев, Б. Зейдман, Г. Сабитов, Г. Мушель обогащали репертуар коллектива, записывая специально для оркестра такие крупные произведения, как концерт, симфонетта, увертюра, рапсодия и сюита.

Концертные программы коллектива были различной тематики, особенно большое место уделялось узбекской народной музыке. Среди них концерты на такие темы, как "Навои и музыка", "Фуркат и музыка", "Узбекская народная музыка". Такие певцы, как Саттор Ярашев, Халима Насырова, Саодат Кабулова, Назира Ахмедов провели с оркестром несколько концертов и заслужили аплодисменты публики.

Впоследствии оркестр был назван в честь народного артиста Узбекистана, композитора Тухтасина Джалилова (1967 год) и присвоен статус государственного академического оркестра народных инструментов [1].

Распад музыкальных коллективов республиканского радио в 1953 году ограничил доступ народных масс к узбекскому народному музыкальному искусству. Запрещалось исполнение "Шашмаком" - "...Дворцовой музыки - вредной музыки, исполняемой при дворе ханов и пропагандирующей их идеи", которую народ пел и почитал веками, поливал национальными идеями.

Наконец, в мае 1957 года при радио Узбекистана был вновь создан оркестр узбекских народных инструментов. Художественным руководителем оркестра был назначен Юнус Раджаби. С целью ускорения деятельности оркестра, композитор, наряду с узбекскими народными песнями, хороший знаток европейской музыки, пригласил Дони Закирова на работу дирижером оркестра [3]. В связи с реорганизацией этого оркестра Юнус Раджаби и Дони Закиров проделали большую работу.

Список литературы /References

1. Кузнецова Г., Садыков Ф. «Государственный оркестр народных инструментов Узбекистана имени

Тухтасина Джалилова». Изд-во «Узбекистан». Т., 1990.

2. Собирова С., Абдурахимова Ф.Р. «Ашот Петросянц». ТО «Мураббий». Ургенч, 1994.

3. АхмедовМ. «Дони Зокиров». Ибн Сино номидаги нашриёт - матбаа бирлашмаси. Т., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.