Научная статья на тему 'Создание организационно-педагогических условий в контексте реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью'

Создание организационно-педагогических условий в контексте реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
546
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О. В. Зорина, С. В. Михайлова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание организационно-педагогических условий в контексте реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью»

О. В. Зорина, С. В. Михайлова

Создание организационно-педагогических условий в контексте реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью

Новая образовательная ситуация, открывающая доступ к образованию детям с интеллектуальными нарушениями, предполагает необходимость создания специальных условий для реализации их образовательного потенциала, что требует определения содержания образования, создания специальных условий его получения, а также требований к результатам обучения и их оценки для данной группы детей [1].

К условиям получения качественного образования относят нормативно-правовые, организационно-педагогические, кадровые, психолого-педагогические, материально-технические условия.

В настоящей публикации мы раскроем опыт нашей школы по созданию организационно-педагогических условий в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Первый год реализации ФГОС всегда вызывает определённые затруднения в плане поиска оптимальных путей по применению на практике разработанных нормативно-правовых решений.

Блок организационно-педагогических условий выстроен из нескольких компонентов, таких как:

• ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждён приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014 г.;

• примерная адаптированная основная общеобразовательная программа (далее - АООП), одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

• АООП школы, утверждена приказом №36 от 30.08.2016 г.;

• график учебного процесса на 2016-2017 учебный год;

• учебный план школы, индивидуальные учебные планы детей, обучающихся по СИПР или на дому;

• рабочие программы учебных предметов;

• расписание уроков, занятий развивающего блока.

В первом дополнительном классе в 2016-2017 учебном году в нашей школе обучаются дети с умственной отсталостью по двум программам. Это АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и АООП обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).

АООП для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью разработана в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант). Данная категория обучающихся характеризуется стойким, выраженным недоразвитием познавательной деятельности, вследствие диффузного органического поражения центральной нервной системы. Цель образования данной категории обучающихся заключается в создании условий для максимального удовлетворе6ния особых

образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоения ими социального и культурного опыта [2].

АООП для обучающихся 1 дополнительного класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) содержит следующие примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам: русский язык, чтение, речевая практика, математика, мир природы и человека, музыка, изобразительное искусство, ручной труд, физическая культура, ритмика (коррекционный курс), развитие психомоторики и сенсорных процессов (кор-рекционный курс), логопедические занятия (коррекционный курс).

Образование обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (2 вариант), с тяжёлыми множественными нарушениями развития направлено на реализацию социальных требований к системе российского кор-рекционного образования: обучение лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости коррекция нарушений развития и социальная адаптация указанных лиц в соответствии с основными направлениями совершенствования системы образования [2].

АООП для обучающихся 1 дополнительного класса (вариант 2) содержит следующие примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекци-онным курсам: речь и альтернативная коммуникация, математические представления, окружающий природный мир, человек, окружающий социальный мир, музыка и движение, изобразительная деятельность, адаптивная физкультура, коррекционно-развивающие занятия, предметно-практические действия (кор-рекционный курс), альтернативная коммуникация (коррекционный курс), сенсорное развитие (коррекционный курс).

Структура рабочих программ по предметам учебного плана представлена следующими компонентами: пояснительная записка, содержание учебного предмета (коррекционного курса), календарно-тематическое планирование, рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению, планируемые результаты изучения учебного предмета (коррекционного курса), способы определения результативности программы.

Планируемые результаты по предметам раскрыты в соответствующих разделах АООП. Знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам (компонент «академических» знаний) и обученности навыкам жизненной компетенции оцениваются тестированием. Каждая тема заканчивается обобщающим уроком, предполагающим проверку полученных знаний в виде тестирования.

При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др.

Оценка динамики обучения по формированию умений и навыков: выполняет действие самостоятельно; выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной); выполняет действие по образцу; выполняет действие с частичной физической помощью; выполняет действие со значительной помощью учителя; действие не выполняет.

Оценка динамики обучения по формированию представлений: узнаёт объект, не всегда узнаёт объект, не узнаёт объект.

В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.

Текущая аттестация по итогам учебного года осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью является достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы.

Итогом образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями является нормализация их жизни. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинства людей: жить в семье, решать вопросы повседневной жизнедеятельности, выполнять полезную трудовую деятельность, определять содержание своих увлечений и интересов, иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Конечная цель специального образования: достижение учеником максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации в быстроменяющемся мире [3].

Список литературы

1. Царёв А.М., Головчиц Л.А. Требования к структуре образовательных программ для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - №3.

2. URL: http://adaptation.prosv.ru/

3. Примерная АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4/15).

А. Е. Иванова, Т. А. Королева

Организация коррекционной работы в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО на основе психолого-педагогического сопровождения

Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение безопасности их жизнедеятельности.

В МБДОУ «Детский сад № 26 «Журавушка» г. Междуреченска Кемеровской области функционирует 6 групп, две из них компенсирующие для детей, имеющих сложные речевые нарушения. Исходя из нормативных требований, для детей данной категории в детском саду разработана и реализуется адаптированная образовательная программа оздоровления воспитанников, которая предполагает коррекционную педагогическую работу учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей логопедических групп, музыкального руководителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.