Научная статья на тему 'Создание оптимальных условий для развития способностей учащихся, их одаренности и нацеленности на самореализацию'

Создание оптимальных условий для развития способностей учащихся, их одаренности и нацеленности на самореализацию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
604
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ / ОДАРЕННОСТЬ / РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еговцова Екатерина Ивановна

В статье рассматриваются вопросы создания оптимальных условий для развития способностей учащихся, их одаренности и нацеленности на самореализацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еговцова Екатерина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание оптимальных условий для развития способностей учащихся, их одаренности и нацеленности на самореализацию»

Е.И. Еговцова

СОЗДАНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ, ИХ ОДАРЕННОСТИ И НАЦЕЛЕННОСТИ НА САМОРЕАЛИЗАЦИЮ

Вспоминается высказывание Джона Ленона: «Люди, подобные мне, уверены в своей так называемой одаренности уже в восьми, девяти, десятилетнем возрасте... Я всегда поражался: Почему меня никто не открыл? Неужели никто в школе не замечал, что я более способный, чем кто -либо другой? Что? Учителя настолько глупы? Все, чем они располагают, это информация, в которой я не нуждаюсь. Для меня все это было очевидно. Почему меня не записали в школу искусств? Почему меня не обучают в этом направлении? Я был другим. Почему никто не замечал меня?» Вот так болезненно реагировал он на непонимание со стороны учителей, родителей.

И действительно, талантливые ученики вынуждены проводить школьные годы в традиционных классах, подавляя свою одаренность и «вбивая» себе в голову предметы, которые их не интересуют и в жизни к которым они больше никогда не возвратятся.

«Федеральная целевая программа «Дети России» нацелена и на оказание адресной поддержки одаренным детям в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности (ФЦП «Дети России» пост. прав. № 172 от 21.03.07г.).

Педагогический лицей - как инновационное учебное заведение открыт 13 июня 1990г. на основании приказа МО России № 395/8.

Основная цель открытия лицея изложена в Положении об областном педагогическом лицее. Она звучит так: «Формирование интеллектуального потенциала общества: предоставление наиболее способным и одаренным учащимся, в первую очередь сельских школ, оптимальных возможностей для получения широкого образования, реализации индивидуальных творческих запросов, выбора предметов для углубленного изучения.».

В Федеральной целевой программе и в выписке из решения коллегии акцентируется внимание на выявление и поддержку одаренных детей.

Сегодня существует разные точки зрения на проблему одаренности. Одна утверждает, что одаренным является каждый нормальный ученик, у которого нужно развивать и доводить до уровня одаренного, создавая благоприятные условия. Другая акцентирует внимание на том, что одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей.

Одаренные дети часто страдают от отсутствия условий, необходимых для развития их способностей. Их отчисляют за неуспеваемость, за конфликты с учителями, со сверстниками. Нередки конфликты и в семьях с родителями, родственниками.

Что же надо было сделать, чтобы реализовать одну из задач, поставленных при открытии лицея. Прежде всего:

разработать модель образовательного процесса, которая обеспечивала бы самореализацию одаренных учащихся;

- создать систему работы с одаренными учащимися;

реализовать деятельностный подход к обучению, выражающийся в активном включении одаренных учащихся в учебный процесс.

Необходимо также подобрать коллектив учителей, который смог бы работать с одаренными детьми. Требования к учителю, работающему с одаренными детьми, на наш взгляд, должны быть следующими:

- Увлечен своим делом.

- Интеллектуальным, нравственным, эрудированным.

- Проводником передовых педагогических технологий.

- Способным к экспериментальной, научной, творческой деятельности. Профессионально грамотным.

Вестник ТГПИ

Гуманитарные науки

- Психологом, воспитателем, умелым организатором учебно-воспитательного процесса.

- Знатоком во всех областях человеческой жизни.

Мы до сих пор работаем в тесном сотрудничестве с учеными ТГПИ, составляя совместно с ними учебные планы с учетом профильности, индивидуальности, одаренности, способностей учащихся.

Учебники выбираются нами из числа рекомендованных Министерством Просвещения России для углубленного изучения отдельных предметов, а также в работе используются пособия и методические рекомендации разработанные совместно с преподавателями ВУЗов.

Все профильные, углубленные предметы велись первые годы только преподаватели ВУЗа. В связи с этим отмечается продуктивность использования знаний; отказ от механического заучивания; переход на дифференцированные и индивидуальные программы обучения.

Итак, важнейшей составляющей педагогического процесса в лицее является личностно-ориентированный подход.

Систематизируя и обобщая инновационный опыт лицеев страны, работая в тесном сотрудничестве с ученными ТГПИ учащиеся и учителя лицея взаимно обогащают друг друга.

Сейчас уделяется внимание готовности и переподготовке учителей к работе с одаренными учащимися. Создана программа повышения квалификации учителей под руководством д.п.н. профессора ТГПИ Михайлычева Е.А. Совместная научно-педагогическая деятельность ученых педагогов ТГПИ и учителей (воспитателей) лицея продолжается. Заведующие кафедрами лицея являются членами кафедр ТГПИ. Они совместно с учителями и воспитателями лицея отслеживают успеваемость зачисленных лицеистов в студенты, выступают с отчетами на совете института.

Выбирая из набора детей склонных к углубленному изучению физики, математики и информатики нами создан класс с ускоренным изучением курса средней школы, в учебный план включается программа 1-го курса физико-математического факультета ТГПИ. Преподавание по профильным предметам ведут ведущие специалисты института. По окончании лицея учащиеся принимаются на второй курс института. Выпускники лицея и института - это ведущие специалисты ВУЗов области. Это уникальный эксперимент показывает нам сегодня свою эффективность и жизнеспособность.

Наряду с этим экспериментом, продолжая сотрудничать с пединститутом, обучая наших выпускников исследовательской деятельности еще в лицее, мы убеждаемся в том, что они и в ВУЗе выбирают себе темы курсовых и дипломных работ, основанных на практическом опыте лицея, углубляя методики работы с одаренными детьми.

Являясь председателем государственной аттестационной комиссии в ТГПИ на двух факультетах - социальной педагогики и психологии, и истории с юриспруденцией я убеждаюсь в том, что выпускники лицея, успешные студенты института, по итогам выпускных квалификационных работ, пригашаются для дальнейшего обучения в аспирантуре, защищают кандидатские и докторские диссертации.

Сегодня при перестройке учебного процесса нами включаются в учебную работу элементы исследовательской деятельности. Поиск новых знаний, новых ответов, предложение возможных решений проблемы, ее проверки, на основании полученных данных - это методы нашей работы с лицеистами. Демографический спад, повсеместное введение ЕГЭ, отмена совмещенных экзаменов, отношение к школе по числу призеров олимпиад, несколько сократило количество одаренных в предметном направлении детей, и это сместило акцент доминирующих способностей на другие виды одаренности: спортивную; литературно-поэтическую; изобразительную коммуникативную; организаторскую и так далее. Это также дает свои результаты. Поэтому в лицее открыта школа вожатского мастерства, создан отряд комиссаров из числа самых способных к организации детского коллектива учащихся.

Классы детей, одаренных в спортивном направлении - это гордость лицея. Эти классы набираются на протяжении 5-ти лет, в них обучаются дети со всей Ростовской области. Учащиеся занимаются такими видами спорта, как ручной мяч, регби, настольный теннис, большой теннис, легкая атлетика, плавание, тхэквондо.

Вернемся к одаренными детям в учебной деятельности. 9-10-11 классы - это не возраст для первых диагностик по выявлению одаренности (если она не скрытая). Это возраст, когда принимаются в лицей одаренные и талантливые дети, уже где-то и кем-то выявленные по типам одаренности. Наша задача - создать условия для развития их таланта, одаренности. Учащимся предоставляется для работы библиотека лицея (более 10 тыс. книг) читальный зал, компьютерные классы, доступ к сети Интернет, танцевальный, тренажерный и спортивный залы, комфортное проживание и питание, медицинское обслуживание и другие бытовые услуги.

Педколлектив работает с ребятами по Портфолио(Портфолио - это обобщение результатов образования, достижений в спорте и в других видах деятельности). Портфолио помогает выстраивать образовательный процесс индивидуально, позволяет правильно построить предметные курсы для ученика. При создании Портфолио нами отслеживаются: образовательная деятельность, личностный рост, развитие академической успешности, собираются творческие работы учащихся, грамоты, характеристики, дипломы, фотографии и т.д.

К сожалению не все дети приходят с Портфолио и первыми результатами достижений, успехов, одаренности по предметам и другим видам одаренности, являются личное дело учащегося, аттестат о 9-летнем образовании, результаты вступительных испытаний и компьютерное тестирование на входе, характеристики или направления РОНО, школ.

Сегодня в лицей пришли в 9 и 10-е классы лицея 180 новых учащихся. И в условиях лицея они будут учиться, развиваться и достигать каждый своего качественного уровня, а педколлектив будет оценивать их как талантливых, одаренных учеников, как достижение нашей нации.

И все-таки с чего начать? Начать надо с разработки программы «Одаренные дети» в каждом учебном заведении.

В план работы необходимо включать вопросы по работе с одаренными детьми и на педсоветах, и на совещаниях при директоре, и на заседаниях кафедр, МО и при обобщении опыта работы коллег с одаренными детьми, и на родительских собраниях.

Выявить направления работы с одаренными детьми. Расставить правильно акценты по ответственным за работу с одаренными детьми (зам. дир., психолог, соц. педагог, кл. руководитель, врач, учителя.).

Привлечь научный потенциал ВУЗов, заключив договора по совместной работе в рамках программы «Одаренные дети».

Продолжать переподготовку пед. кадров и специалистов работающих с одаренными детьми.

Пополнять библиотечный фонд по проблеме работы с одаренными детьми. Расширить доступ к электронным ресурсам по данной проблеме.

Разработать форму «Портфолио» для одаренного ученика, систему мониторинга отслеживания детской одаренности.

Нами разработаны следующие предложения:

- создать областной центр по работе с одаренными школьниками;

- проводить мониторинг детской одаренности начиная с 1 класса;

- создать банк одаренных детей всей области (хотя бы для воспитанников учреждений социальной защиты детства);

- рассмотреть вопрос о разработке системы переподготовки кадров и специалистов работающих с одаренными детьми;

- внедрить систему РЯ мероприятий по одаренным детям: сайт, публикации в прессе, выступления на радио и телевидении с целью популяризации данной проблемы;

- объединить совместные усилия школ-интернатов, детских домов области работающих по данной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.