3. Доступность для работы с любого компьютера, имеющего выход в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»
4. Развитие навыков информационной работы учащихся.
5. Повышение мотивации в процессе использования учебно-методического материала за счет новизны и прикладного характера технологии.
Также необходимо отметить некоторые недостатки: онлайн-сервис Сacoo.com не является полноценной педагогической технологией, а лишь методическим приемом, усиливающим интерактивность, наглядность и повышающим мотивацию в процессе освоения материала.
Помимо учебного процесса возможности онлайн-сервиса Сacoo.com могут быть использованы при создании учебно-методического обеспечения учебного процесса.
Традиционными методическим требованиями к учебнику (учебному пособию) являются следующие:
1. Генерализация материала.
2. Фрагментация.
3. Наглядность.
4. Доступность.
Авторы доклада предлагают включить в данный перечень такие требования к учебно-методическим материалам, как:
5. Использование информационных технологий (создание электронных учебников в форме приложений для смартфонов на базе Android и IOS).
6. Использование технологии «открытый учебник».
7. Учет режима и специфики занятости обучающихся.
Учет указанных методических требований позволит реализовать системный метод и компетент-ностный подход при создании учебно-методических материалов, а также получить синергетиче-ский методический эффект.
Учебное пособие должно включать в себя три уровня:
1. Базовый уровень в схемах и определениях (разновидность опорного конспекта, использование которого в процессе обучения предложил педагог-новатор В.Ф. Шаталов. Схема должна учитывать ограниченный объем информации и должна быть воспринята одномоментно. Кроме того, схема облегчает запоминание, повторение материала, структуризацию и приумножение знаний.
2. Представление базового уровня в форме цельного текста (полнотекстовое представление базовых понятий и определений позволяет преодолеть отрывочность и фрагментарность получаемых знаний).
3. Дополнительный материал по изучаемой теме (развивает мышление, память, расширяет кругозор, наполняет багаж энциклопедических знаний) — традиционный методический аппарат.
Таким образом, комплексное использование указанных методик в процессе создания учебно-методических материалов позволит реализовать системный подход, синергетический и компетент-ностный.
Т.А. Белякова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранного языка и культуры речи
Создание обучающей программы для самостоятельной работы курсантов по учебной дисциплине «Иностранный язык» (английский)
Применение программных продуктов, создаваемых непосредственно преподавателями, является одним из способов использования возможностей современных компьютеров в обучении иностранному языку1. Основное назначение компьютера в учебном процессе — организовать самостоятельную работу студентов по изучению иностранного языка. В отличие от традиционных методов организации самостоятельной деятельности, при которых контролирующая и корректирующая функции принадлежат преподавателю, компьютер может выполнить это в очень быстром темпе с помощью программных средств. Интенсивность и эффективность самостоятельного из-
1 Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах. СПб., 2011. 191 с.
учения обеспечиваются определенными свойствами компьютерной среды, такими как интерактивность и автоматизация контроля.
Под интерактивностью следует понимать корректирующее воздействие, а также предоставление релевантной информации путем консультирования в ходе решения задачи. Компьютер в состоянии непрерывно реагировать на действия обучаемого сообщением, звуком, видеорядом и своевременно корректировать эти действия. Коррекция выражается в указании ошибок, ключевых слов или контекста, сообщении правильных ответов и наводящей информации, демонстрации правила или модели речевого поведения, отклонении неправильных ответов. Контролирующая функция заключается в способности компьютера автоматически измерять время исполнения операции и объем выполненного задания, сосчитать количество ошибок и посредством встроенной системы оценки получить результат учебной деятельности в виде баллов, процентов, очков и т. д.
Самостоятельная работа по изучению иностранного языка в компьютерной среде предполагает самоорганизацию обучаемого, что требует экспликации структуры учебной деятельности, информирования его о том, что необходимо делать, чтобы получить желаемый результат. Экспликация структуры учебной деятельности нужна для выявления всех операций, которые должны быть выполнены над каждой новой порцией материала, чтобы достичь поставленной цели. Залогом успешной самостоятельной деятельности при помощи компьютера являются доступность информации, возможность выбирать режим работы в соответствии с уровнем подготовки, работа в собственном темпе, а также своевременный контроль и коррекция. «Использование мультимедийных средств позволяет сделать процесс обучения гибким по отношению к индивидуальным темпам усвоения материала обучающимися»1.
Компьютерная среда позволяет студентам заниматься иностранным языком самостоятельно при условии, что эти занятия будут обеспечены преподавателем методически. Методическое обеспечение подразумевает не стихийный перенос материалов обучения с бумажных носителей в компьютер, а рациональный отбор определенного материала, его специфическую организацию и структурирование. В этом случае преподаватель обязан осуществлять планирование и разработку интерактивного курса, соответствующего современным компьютерным технологиям. При этом преподаватель должен уметь пользоваться техническими средствами, знать их особенности и возможности и принимать их во внимание при составлении курса. Владеть новыми технологиями — это непременное условие создания эффективных обучающих программ, так как только комбинация технических и методических знаний и умений позволяет добиться реализации намеченных целей и задач.
Программа обучения иностранным языкам в Нижегородской академии МВД России включает в себя 120 часов самостоятельной работы курсантов. Под самостоятельной работой следует понимать внеаудиторную индивидуальную деятельность курсанта, направленную на изучение учебного материала, предусмотренного рабочей программой, с целью развития или совершенствования лексико-грамматических навыков и умений устной речи, чтения, письма и перевода, сформированных на практических занятиях.
Самостоятельная работа выполняется курсантом без непосредственного участия преподавателя. Однако преподаватель осуществляет при этом организационную функцию, то есть определяет содержание самостоятельной работы и проводит ее координацию, коррекцию и оценку. Содержанием самостоятельной работы является закрепление и совершенствование формируемых на практических занятиях языковых и речевых навыков и умений. Координирующая роль преподавателя заключается в том, что он, учитывая уровень подготовки курсанта, определяет тип задания и его объем. Коррекция производится преподавателем в процессе представления курсантом выполненных заданий по самостоятельной работе. Преподаватель указывает на допущенные курсантом ошибки и предлагает исправить их, обратившись к соответствующим правилам, изложенным в учебных пособиях.
Итак, в настоящее время преподаватель не только организует самостоятельную деятельность курсантов, выделяя каждому обучаемому определенные задания, но и осуществляет координирующую, контролирующую и оценочную функцию. Самостоятельная работа имеет при этом экстенсивный характер, так как наблюдается существенный разрыв между временем ее выполнения
1 Долгаева Н.О., Розер Т.М. Преимущества интеграции мультимедиа в образовательный процесс: материалы Международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» (Екатеринбург, 1-4 марта 2011 г.). Екатеринбург, 2011. С. 96—97.
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 4 (36)
353
курсантом и временем ее проверки преподавателем, который может проверить ее через час, через день или через неделю. Из-за этого снижается эффективность и результативность самостоятельной работы. Участие педагога в координации, контроле и оценке выполнения самостоятельной работы способствует ее интенсификации, но в этом случае она перестает быть таковой и почти ничем не отличается от обычного практического занятия. Решить проблему своевременного выполнения, коррекции и контроля самостоятельной работы способен лишь компьютер с его возможностями взаимодействия с обучаемым.
Таким образом, коллективу преподавателей кафедры иностранных языков предстоит создать в ближайшее время обучающие программы по всем видам речевой деятельности и аспектам языка, предназначенные для самостоятельной работы курсантов. Материалом, подлежащим компьютеризации в первую очередь, является грамматика, так как лексико-грамматические навыки лежат в основе всех речевых умений.
Интерактивный курс по грамматике английского языка дожжен содержать все предусмотренные программой учебно-методического комплекса грамматические структуры. При этом рекомендуется не поурочная, а тематическая организация материала, то есть курс будет разбит не на уроки, как это обычно делается в учебниках по иностранным языкам, а на грамматические темы (юниты), в которых то или иное грамматическое явление будет сразу представлено, в отличие от традиционных учебников, в полном объеме. Курс будет включать определенное количество юнитов. С целью оптимизации представления материала каждый юнит делится на несколько разделов, отражающих специфику грамматического явления, а минимальной структурной единицей является «шаг».
Пошаговая структура позволяет градуировать грамматическое явление и таким образом обеспечивает его постепенное и поступательное усвоение учащимся. Шаг — это минимум значимой информации и является обязательным звеном логического ряда. Шаг представляет собой решение одного из последовательных действий задачи. Условия задачи формулируются в начале шага, а затем дается установка на ее выполнение. После каждого шага автоматически регулируются правильность выполнения задания и коррекция ошибок. Юнит должен заканчиваться тестом и оценкой его выполнения. В случае неудовлетворительного выполнения в конце юнита дается рекомендация относительно дальнейших действий. Следует отметить, что установка к заданию должна быть четкой, ясной, по возможности краткой, но при этом содержать всю необходимую информацию.
Я.С. Пятышев, старший преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности ОВД
Направления совершенствования методики проведения практических занятий по дисциплине «Специальная техника ОВД» в интерактивной форме с учетом условий, максимально приближенных к деятельности оперативных подразделений ОВД
Отправной точкой, послужившей пересмотру методики проведения практических занятий по ключевым темам дисциплины «Специальная техника ОВД», стало появление приказа МВД России № 820 «О профилизации образовательных учреждений МВД России» и утвержденного им Порядка реализации приоритетных профилей подготовки. В соответствии с данным приказом приоритетным профилем подготовки в Нижегородской академии МВД России является «Деятельность подразделений ЭБиПК». Подготовка будущих борцов с экономической преступностью невозможна без такого важного компонента, как применение специальных технических средств оперативного назначения. В связи с чем профессорско-преподавательским составом кафедры оперативно-разыскной деятельности ОВД разработаны, апробированы и внедряются новые инновационные образовательные технологии и методики, направленные на совершенствование практической направленности учебного процесса. Акцент делается на проведение практических занятий по дисциплине «Специальная техника ОВД» в интерактивной форме с учетом условий, максимально приближенных к деятельности оперативных подразделений ОВД.
В 2015—2016 учебном году впервые практические занятия с курсантами и слушателями (обучающимися по специальности «Правоохранительная деятельность» (специализация — оперативно-разыскная деятельность ОВД), узкая специализация — деятельность оперуполномоченного УР и ЭбиПК) дисциплины «Специальная техника ОВД» по теме «Специальные технические средства