УДК 355.232.6:378; 37.013
Зорина Е.М.
Zorina E.M.
Создание образовательной техносферы для обучению языку в военном ВУЗе The creation of educational technosphere for teaching language in a military institute
Аннотация.
В статье представлен инновационный взгляд на создание техносферы в военном образовательном учреждении. Рассматривается возможность создания специальной среды для обучения русскому языку, русскому языку как иностранному, иностранному языку и языку программирования, так как технологии обучения могут быть метапредметными. Подробно показаны возможности, предоставляемые техносферой как курсанту, так и преподавателю.
Abstract.
The article presents an innovative view on the creation of the technosphere in a military educational institution. The possibility of creating a special environment for teaching Russian, Russian as a foreign language, a foreign language and a programming language is considered, since the learning technologies can be meta-subjective. Details are shown of the opportunities provided by the technosphere to both the cadet and the teacher.
Ключевые слова: техносфера, опора, инновационное мышление, естественный язык, искусственный язык, язык программирования, эвристика.
Keywords: technosphere, cue, innovative thinking, natural language, artificial language, programming language, heuristics.
В последние годы все большее внимание уделяется построению такой образовательной системы, которая позволяла бы обеспечить обучающемуся развитие всех его природных задатков и создавала бы условия для его самореализации в социальной среде. В связи с этим возникает проблема создания таких условий в системе военного образования и в военных образовательных учреждениях, которые позволили бы преподавателям использовать инновационные технологии обучения и развития. Этому может способствовать создание образовательной техносферы.
В настоящее время отсутствует четкое определение понятия «техносфера», чаще всего отмечается, что сущность техносферы необходимо рассматривать с точки зрения цели ее формирования [1]. В этом аспекте под техносферой чаще всего понимается одна из четырех составляющих «ноосферы». Она представляет собой совокупность объектов и процессов, созданных людьми для удовлетворения своих потребностей. Понятие «техносфера» принято трактовать в
64
широком и узком смысле слова. В узком смысле техносферу рассматривают как всю совокупность технических средств человеческой жизнедеятельности (Л.М. Гутнер, И.Ф. Игнатьева). В широком -к техносфере относят всю технизированную биосферу, которая включает в себя и область жизни, и совокупность технической реальности, и человечество (Р.К. Баландин, В.А. Щуров) [2].
Создавая и преобразовывая техносферу, и педагог, и курсант стремятся получить максимальную отдачу от процесса обучения. У курсанта происходит формирование мотивации и расширение возможностей для развития личности, ее творческого, интеллектуального потенциала; возможность получения практико-ориентированных военных и специальных знаний. Осуществляется формирование умений быстро адаптироваться к новым технологиям; развитие познавательных и профессиональных интересов, активизация творческого мышления; формирование определенного опыта творческой деятельности; выработка устойчивых навыков самостоятельной творческой работы, стремления к поиску самостоятельных решений. Формируются качества современного военнослужащего: способности к принятию нестандартных решений в экстремальной обстановке, изобретательности, умения работать в команде, инновационной активности, вовлеченности в общественную жизнь, нацеленности на высокие достижения в служебной сфере.
С другой стороны, преподаватель получает расширение возможностей профессионального роста и самообразования; возможность творческого и профессионального общения в рамках единой образовательной среды; расширение возможностей для постоянного творческого, культурного развития; освоение новых информационных, коммуникативных, инновационных и других технологий.
В современном образовательном пространстве принято рассматривать техносферу исключительно как инновацию для развития инженерного и математического мышления обучающихся, то есть предполагается, что образовательная техносфера должна быть нацелена на предметы технического и естественно-научного цикла. Однако в современном мире, когда общество становится из постиндустриального информационным, уже не может быть такой четкой границы между предметными областями.
Современные педагоги отмечают необходимость развивать инновационное КАК-мышление (критическое алгоритмическое, компьютерное), которое позволило бы обучающемуся максимально возможно раскрыть свой потенциал [3].
Необходимость развития мышления у обучающихся отмечал и известный психолог Р.С. Немов [4, с. 143], указывая на то, что характерной особенностью подросткового и юношеского возраста является готовность и способность ко многим различным видам обучения, причем как в практическом, так и в теоретическом плане. Создание образовательной техносферы в военном образовательном учреждении не только благоприятно воздействует на слушателей и курсантов, но и помогает компетентностному, творческому и личностному росту педагогов.
Таким образом, техносферное развитие общественной жизни является нормой сегодняшнего дня. Эффективность развития техносферы военного образовательного учреждения зависит не только от качества и дидактических возможностей соответствующих аппаратных и программных средств, но и от компетентности педагога, его готовности к практическому применению новых технологий в педагогическом процессе, от потребностей социума и возможностей социальных партнеров.
Особенности создания техносферы для обучения языку в военном образовательном учреждении связаны с тем, что по объективным причинам минимизировано использование ресурсов сети Интернет онлайн, которые доступны в основном преподавателю.
Техносфера не равна информационно-коммуникативному обеспечению образовательного процесса компьютерной и демонстрационной цифровой техникой. Более правильным будет рассмотрение техносферы военного образовательного учреждения как совокупности содержания образования (контента), нормативов, ресурсов и технологий, а также коммуникаций и общественных отношений.
Образовательная техносфера обычно представляет собой площадку, на которой находятся логически и логистически связанные объекты и сервисы. Ядро - интерактивный научный комплекс, экспонаты которого позволяют в игровой, увлекательной форме познать основы языковых конструкций, пополнить лексический запас и т.д. Интерактивный научный комплекс состоит из «постоянных» и «переменных» блоков (экспозиций). «Постоянные» блоки предназначены для фундаментальных знаний и могут не меняться в течение длительного времени, «переменные» блоки демонстрируют определенные темы и меняются периодически.
Еще одна особенность техносферы состоит в том, что, в отличие от материальных ресурсов, запас которых при их использовании уменьшается, информационные ресурсы от использования только увеличиваются. И техносфера наполнена в большей степени именно информационными ресурсами.
Подробнее опишем создание образовательной техносферы для обучения языку. Хорошо известно, что «вначале было слово», то есть без овладения языком человек не сможет дальше развиваться ни в одной области знаний, умений или навыков. В современном образовательном пространстве язык изучают в трех направлениях: русский (родной) язык; иностранный язык (русский как иностранный) - естественный язык (живой или мертвый) или искусственный язык; язык программирования.
Именно совокупность всех трех направлений позволяет говорить о метапредметном подходе формирования качеств личности в соответствии с требованиями техносферы, которые выражены в умении логически и образно мыслить, преобразовывать мыслительные образы в слова, модели, схемы, графы; владении приемами наглядного моделирования и проектирования и т.д.
На первый взгляд находится мало общего между изучением языка программирования, английского языка или языка глухих, на самом деле методики и технологии обучения очень схожи и могут быть взаимодополняемыми.
Основой обучения, как всегда, служит опора. Именно опоры (как объективные, то есть данные педагогом, так и субъективные, то есть созданные самими курсантами) являются той лесенкой, по которой обучающийся может взобраться наверх к знаниям, а затем и свободно ориентироваться в техносфере, преображая и подстраивая ее под свои потребности. Если же мотивация к обучению полностью отсутствует, то техносфера практически раздавливает такого обучающегося огромным количеством информации, которую он не в силах усвоить. Именно опоры так необходимы для обучения языку в техническом военном образовательном учреждении, чтобы компенсировать соотношение небольшого количества часов и большого объема изучаемой информации.
Остановимся подробнее на тех инструментах обучения, которые могут присутствовать в техносфере обучения языку.
Во-первых, все ресурсы стоит поделить на доступные постоянно и доступные только с использованием сети Интернет. И те, и другие могут быть как привлеченными извне образовательной техносферы данного учреждения, так и собственно созданными именно для нее.
Важнейшее организующее положение всего военно-педагогического процесса занимает принцип наглядности [5, с. 164]. Он стал оформляться одним из первых в истории педагогики. Было замечено, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем прочнее он усваивается.
Принцип наглядности становится в военной образовательной техносфере принципом интерактивной наглядности, то есть активного взаимодействия с курсантом [6, с. 70]. Интерактивность тесно связана с коммуникативностью - умением и желанием общаться как лицом к лицу с собеседником, так и с помощью информационно-коммуникационных технологий [там же, с. 38]. А ведь именно коммуникативной методике изучения иностранного языка посвятил свои методологические исследования Е.И. Пассов, доказывая, что без общения и взаимодействия не может быть плодотворного обучения.
Остановимся на средствах реализации этой интерактивности более подробно.
Видеоконференция (вебинар) - эта виртуальная конференция, позволяющая обеспечить виртуальное присутствие и взаимодействие участников, независимо от реально разделяющего их расстояния. Проблема заключается только в наличии доступа к сети Интернет. Видеоконференция может быть как онлайн, так и оффлайн ресурсом, когда просматривается запись. Обычно для этого в военном образовательном учреждении приспособлены конференц-залы при библиотеках. В качестве образца видеоконференции в сочетании с интерактивной средой при обучении русскому языку может рассматриваться сайт Тотального диктанта.
67
Следующий образец - тематические сайты. Во-первых, это может быть платформа для дистанционного обучения типа Moodle, где располагаются различные материалы, подготовленные преподавателем. Обучающиеся могут взаимодействовать с педагогом через форум и личные сообщения, а со средой - через выполнение заданий (в тестовой или иной форме). Эта платформа может располагаться внутри локальной сети, то есть без доступа к сети Интернет. Во-вторых, это специальные обучающие среды, чаще всего игровые. Например, для обучения языку программирования используется сайт codecombat.ru или code.org. Эти ресурсы позволяют преподавателю скачать необходимые для обучения материалы и использовать их же без подключения к сети Интернет. Часто такие среды есть и на сайтах иностранных издательств (например, Scholastic.com), что позволяет лучше изучить аутентичную литературу. Этими сайтами курсанты могут пользоваться вне стен военного образовательного учреждения, например, во время отпуска. В-третьих, это сайты, позволяющие создавать электронные образовательные ресурсы и интерактивные опоры или проходить тестирование. Примером сайта для создания универсального образовательного ресурса служит learningapps.org. На нем, несмотря на наличие шаблонов, обучающийся и педагог в равной степени могут проявить свой творческий потенциал. Для прохождения тестирования по этим образовательным ресурсам не требуется подключение к сети Интернет. Кроме того, существуют и модули, позволяющие создавать образовательные ресурсы в режиме оффлайн (например, Hot Popatoes).
Большинство зарубежных учебников по изучению иностранного языка имеют интерактивную среду обучения и контроля знаний, что представляет собой объективные опоры, которые хоть и полезны, но имеют один очень серьезный недостаток - преподаватель не может переделать их под индивидуальные потребности обучающегося. Именно поэтому современные педагоги самостоятельно с помощью специальных конструкторов создают собственные интерактивные обучающие среды. При этом такие среды могут использоваться оффлайн, без Интернета, что позволяет применять их для обучения курсантов.
Одна из игровых методик, которую применяют при обучении разным предметам людей разного возраста, называется квест. Он может иметь разнообразные виды и формы, но самая главная цель - повысить мотивацию и интерес к изучению какой-либо темы. Квест проходит в виде постепенно появляющихся заданий, ответ на которые дает ключ к следующему или к итоговому заданию.
Так как грамматика любого языка представляет собой четкий набор алгоритмов, то и опоры, применяемые при их изучении, очень похожи. Например, цветовая опора для классификации грамматических объектов используется как в визуальной среде программирования Scratch, так и в методике обучения чтению на русском языке Николая Зайцева. Применение цвета при обучении иностранному языку описала Е.И. Чиркова в статье об азбуке НЛП-графики, указав на то, что первая буква этой азбуки - цвет, потому что именно цветовыделение помогает обратить внимание на
68
нужное место. «Простейший прием - использование яркого цветового пятна - может заставить обучающихся уделить новому слову [...] особое внимание, делает его более значимым, отличным от других» [7].
Ментальные карты или карты памяти - очень известная опора, которая изначально создавалась на бумаге, сейчас все больше создается именно с помощью ИКТ. Они позволяют сгруппировать знания по ключевым словам и ассоциациям в единый граф. Эта опора подходит для любого предмета и любой темы, она не требует наличия доступа к сети Интернет. Можно записывать и лексику, и грамматику. Один из сайтов, позволяющих делать такие карты, - mindomo.com. Им могут воспользоваться преподаватели, чтобы показать, как должна выглядеть карта.
Рассказывая о технологии веб 2.0, нельзя не упомянуть о сервисах по созданию виртуальных миров. Например, среду Second Life используют для обучения в Гарвардском университете [8]. Для обучения языку полезно общение на нем, а для программирования будет интересно подробнее рассмотреть код. Подобной средой является и Майнкрафт, которая в игровой форме помогает обучению программированию, иностранному языку и коммуникации, развивает творческое и конструкторское воображение, что может быть очень полезным для курсантов технических специальностей.
Создание военной образовательной техносферы помогает сохранить принцип связи обучения с жизнью, так как профессиональная и социальная сферы военнослужащего опосредованы процессами информатизации. «Причем доминирующими видами интеллектуальной деятельности человека становятся сбор, хранение, накопление, архивирование, продуцирование и т.д. информации при помощи высокоразвитых программных и программно-аппаратных средств. В этой связи обладание умениями и навыками профессионального иноязычного информационного взаимодействия приобретает крайне важное значение» [9, с. 145]. В военной педагогике отмечается, что профессиональная деятельность военнослужащего намного сложнее и разнообразнее того набора алгоритмов, который может дать педагог, и поэтому обучающийся должен научиться самостоятельно проходить весь процесс выработки решения профессиональной задачи.
Создание образовательной техносферы позволяет максимально индивидуализировать обучение, так как взаимодействие происходит с наиболее благоприятной скоростью.
Список литературы:
1. Попкова Н.В. Методология философского анализа техносферы // Вестник Тамбовского государственного технического университета.-2005 -Т.11-№ 3.-С. 819-820.
2. Моторина И.Е. Позитивные и негативные аспекты становления иносферы. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2011. № 8 (14): в 4-х ч. Ч. VI. C. 134-137.
3. Зорина Е.М. Развитие инновационного мышления у участников образовательного процесса. // Информатика и образование. 2017. № 3 (282). С. 51-54
4. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 2.: Психология образования: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007.-606с.
5. Военная педагогика: Учебник для вузов. / Под ред. О.Ю. Ефремова — СПб.: Питер, 2008. — 640с
6. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 190с.
7. Чиркова Е.И. Азбука НЛП-графики. // Евразийский союз ученых. 2014. № 7-6 (7). С. 3537.
8. Титова С.В., Филатова А.В. Технологии Веб 2.0 в преподавании иностранных языков. -М.: ЗАО «Издательство ИКАР», 2014. - 100с.
9. Есенина Н.Е. Теория и практика использования средств информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранному языку в техническом вузе: Монография. -М.: Издательство «Спутник+», 2012. - 288с.
Проектирование, строительство и реконструкция объектов военного назначения
УДК 725.18
Климанов С. Г., Лазько Е.А.
Klimanov S. G., Lazko E. A.
Модульные комплексы в обустройстве войск в условиях Крайнего севера Modular systems in troop accommodation in the far north
Аннотация:
Актуальность темы вызвана государственными задачами по защите и освоению Северных рубежей нашей Родины. Для обустройства войск на Арктическом побережье разработан архитектурный эскизный проект военного городка, выполненный из сборно-разборных и мобильных конструкций. Применение мобильных комплексов и зданий в условиях Севера позволяет в короткие сроки и быстро обустроить войска в труднодоступных районах Севера и создать комфортные условия для их жизнедеятельности и обеспечить надлежащую боеготовность.
Abstract: