Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ ОБОРОННОГО НАУЧНОГО ЗАДЕЛА: СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЙ'

СОЗДАНИЕ ОБОРОННОГО НАУЧНОГО ЗАДЕЛА: СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
262
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ / ПРОГНОЗНЫЕ И ПОИСКОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЙНАУКИ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПЕРЕЧЕНЬ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ИССЛЕДОВАНИЙ / FUNDAMENTAL / PREDICTIVE AND EXPLORATORY RESEARCH / MONITORING OF SCIENTIFIC ACHIEVEMENTS / SCIENTIFICAND TECHNICAL FORECASTING / LIST OF PRIORITY RESEARCH AREAS / fundamental / predictive and exploratory research / monitoring of scientific achievements / scientific and technical forecasting / list of priority research areas

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Корчак В.Ю.

Рассматривается роль фундаментальных, прогнозных и поисковых исследований в создании оборонного научно-технического задела. Дается описание основных этапов планирования и организации исследований по созданию научного задела в области обороны страны и обеспечения безопасности государства. Предлагаются организационные мероприятия, связанные с повышением эффективности процесса проведения фундаментальных и поисковых исследований и реализации их результатов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Корчак В.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFENSE SCIENTIFIC RESERVE CREATING: SYSTEM FOR PLANNING AND ORGANIZING RESEAR

Without advanced development of fundamental, predictive and exploratory research, it is impossible to effectively solve problems in the field of national defense and state security. The long-term practice of organizing and planning FPE shows that they rightfully occupy a worthy place in the overall system of conducting defense research. Almost all the most authoritative and highly scientific organizations of the Russian Academy of Sciences, higher education and industry are involved in the implementation of the defense FPER. At the same time, an indispensable condition for the formation of an integral defense scientific reserve is the presence of an effective system for planning and organizing research.The role of fundamental, predictive and exploratory research in creating a defense scientific and technical reserve is considered. We describe the main stages of planning and organizing research to create a scientific reserve in the field of national defense and state security. Organizational measures related to improving the efficiency of the process of conducting fundamental and exploratory research and implementing their results are proposed.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ ОБОРОННОГО НАУЧНОГО ЗАДЕЛА: СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЙ»

Создание оборонного научного задела: система планирования и организации исследований

Рассматривается роль фундаментальных, прогнозных и поисковых исследований в создании оборонного научно-технического задела. Дается описание основных этапов планирования и организации исследований по созданию научного задела в области обороны страны и обеспечения безопасности государства. Предлагаются организационные мероприятия, связанные с повышением эффективности процесса проведения фундаментальных и поисковых исследований и реализации их результатов

В.Ю. Корчак1

Инновационный технологический центр Комплекса научной политики МГТУ им. Н.Э. Баумана, д-р экон. наук, действительный член Российской академии ракетных и артиллерийских наук, korchak.v@mail.ru

1 ведущий аналитик, Москва, Россия

Для цитирования: Корчак В.Ю. Создание оборонного научного задела: система планирования и организации исследований // Компетентность / Comptency (Russia). — 2021. — № 2. DOI: 10.24412/1993-8780-2021-2-03-11

ключевые слова

фундаментальные, прогнозные и поисковые исследования, мониторинг достижений науки, научно-техническое прогнозирование, перечень приоритетных направлений исследований

тратегией национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 [1], наука наряду с технологиями и образованием отнесена к стратегическим национальным приоритетам государства. При этом стратегической целью обеспечения национальной безопасности в области науки, технологий и образования является, в том числе, развитие системы научных, проектных и научно-технологических организаций, способной обеспечить модернизацию национальной экономики, реализацию конкурентных преимуществ Российской Федерации, оборону страны, государственную и общественную

безопасность, а также формирование научно-технического задела (НТЗ) на перспективу.

Своевременное создание НТЗ, являющегося базой для новых разработок и производств, — непременное условие успешного развития вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ). Во всех развитых странах мира этот процесс регулируется государством и является предметом государственного планирования. Наличие целостного НТЗ обеспечивает улучшение качественных и эксплуатационных характеристик ВВСТ, инновационное развитие предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса

Таблица 1

Состав элементов научного, научно-технологического и производственно-технологического заделов в интересах обороны страны и обеспечения безопасности государства [The composition of the elements of scientific, scientific-technological and production-technological reserves in the interests of national defense and state security]

Составные части НТЗ [Components of STR] Состав элементов составных частей НТЗ [Composition of the STR components elements]

Научный задел в области обороны страны и обеспечения безопасности государства Новые знания о явлениях, эффектах, законах и закономерностях, имеющие прикладное оборонное значение

Научно-технологический задел * Новые (усовершенствованные) материалы и вещества ► Элементная база, составные части, модули и блоки * Алгоритмы и программы для ЭВМ ► Лабораторное и испытательное оборудование * Макетные и экспериментальные образцы нетрадиционных ВВСТ ► Аванпроекты, тактико-технические задания на научно-исследовательские (НИР) и опытно-конструкторские (ОКР) работы ► Концептуальные, нормативно-технические, методические и другие документы в области обороны страны и обеспечения безопасности государства

Научный задел в области промышленных технологий Новые знания о явлениях, эффектах, законах и закономерностях, имеющие прикладное значение для производства продукции военного назначения (ПВН)

Производственно-технологический задел ► Промышленные технологии ► Производственное, технологическое и испытательное оборудование ► Измерительные приборы ► Средства автоматизации производства ► Концептуальные, нормативно-технические, методические и другие документы в области организации и планирования производства ПВН

(ОПК), конкурентоспособность продукции и технологический суверенитет страны. Составными частями НТЗ в интересах обороны страны и обеспечения безопасности государства являются научный, научно-технологический и производственно-технологический заделы (табл. 1) [2].

Роль исследований в создании оборонного НТЗ

В общем виде оборонный НТЗ представляет собой совокупность результатов фундаментальных, прогнозных, поисковых и прикладных исследований и технологических разработок, которые необходимо получить к моменту перехода к стадии:

► ОКР по созданию образцов (комплексов, систем) ВВСТ в рамках государственной программы вооружения (ГПВ);

► работ по развитию ОПК и его производственно-технологической базы в рамках государственной программы (ГП) «Развитие оборонно-промышленного комплекса».

Начальным этапом во всей сложной цепи развития ВВСТ являются фундаментальные, прогнозные и поисковые исследования (ФППИ), результаты которых в совокупности образуют оборонный научный задел. Подобно тому, как фундамент, согласно Словарю русского языка С.И. Ожегова [3], есть «основание, служащее опорой для стен здания», так и ФППИ — первоосно ва и «опора» для всего строящегося здания научно-технического зсдола.

Как следует из табл. 1, существуют две категории оборонного научного задела (НЗ): НЗ в области обороны страны и обеспечения безопасности государства, основной массив которого создается в рамках программных мероприятий ГПВ, и НЗ в области промышленных технологий, создаваемый, в основном, в рамках соответствующего подраздела ГП «Развитие ОПК». Отдельные элементы научного задела могут создаваться и в рамках других ГП, а также грантов и проектов научных фондов. Реализация научного задела в области обороны страны и обеспече-

ния безопасности государства осуществляется при проведении прикладных исследований и технологических разработок в соответствующих разделах ГПВ, а научного задела в области промышленных технологий — при проведении работ по развитию производственно-технологической базы ОПК в соответствующих разделах государственной программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса».

По аналогии с приведенным определением НТЗ (как совокупности результатов ФППИ, прикладных исследований и технологических разработок) под созданием научного задела для проведения прикладного исследования (ПрИ) или технологической разработки (ТР) в рамках соответствующих разделов ГПВ и ГП «Развитие ОПК» будем понимать получение совокупности результатов фундаментальных (ФИ), прогнозных (ПРИ) и поисковых (ПИ) исследований, необходимой для перехода к стадии ПрИ (ТР) по созданию новых технологий, материалов, веществ, элементной базы, унифицированных модулей, блоков, типовых составных частей для перспективных и нетрадиционных ВВСТ, элементов производственно-технологического задела и др. [4, 5]:

НЗ = {ИфИ} и {Ипри } и {ИПИ }, (1)

гЗе {ИфИ} - множество результатов фундаментальных исследований;

{ИПРИ} — множество результатов прогнозных исследований;

{ИПИ} — множество результатов поисковых исследований.

{ИФИ} = {ИФИ1, ИФИ2,.. , ИФИК }, (2)

где {ИфИ } - результат г-го фундаментального исследования, предшествовавшего моменту перехода к стадии ПрИ (ТР), используемый в данном прикладном исследовании (технологической разработке);

К — общее количество используемых в ПрИ (ТР) результатов фундаментальных исследований, полученных до начала данного прикладного исследования (технологической разработки).

{ИПРИ} {ИПРИ1, ИПРИ2,.. , ИПРИ1 }, (3)

где {ипри } - результат j-го прогнозного исследования, предшествовавшего моменту перехода к стадии ПрИ (ТР), используемый в данном прикладном исследовании (технологической разработке);

Ь — общее количество используемых в ПрИ (ТР) результатов прогнозных исследований, полученных до начала данного прикладного исследования (технологической разработки).

{ИПИ } = {ИПИ1 + ИПИ2,.. , ИПИР }, (4)

где {Ипи } - результат 1-го поискового исследования, предшествовавшего моменту перехода к стадии ПрИ (ТР), используемый в данном прикладном исследовании (технологической разработке);

Р — общее количество используемых в ПрИ (ТР) результатов поисковых исследований, полученных до начала данного прикладного исследования (технологической разработки).

Уровень развития оборонных ФППИ и обеспечиваемых ими разработок новейших технологий во многом определяет перспективы и направления реализации военно-технической политики государства. Именно результаты ФППИ создают основу НТЗ, обеспечивающего качественный прирост военно-технического потенциала страны, и не позволяют допустить критического отставания России в области создания перспективных ВВСТ.

Без опережающего развития фундаментальных, прогнозных и поисковых исследований эффективное решение задач в сфере обороны страны и обеспечения безопасности государства невозможно. Многолетняя практика организации и планирования ФППИ показывает, что они по праву занимают достойное место в общей системе проведения оборонных исследований. К выполнению оборонных ФППИ привлечены практически все наиболее авторитетные и имеющие высокий научный потенциал организации Российской академии наук (РАН), высшей школы и промышленности. При этом

Непременным условием формирования целостного оборонного научного задела является наличие действенной системы планирования и организации исследований

непременным условием формирования целостного оборонного научного задела является наличие действенной системы планирования и организации исследований.

Становление и развитие системы планирования и организации исследований по созданию научного задела

Становление и развитие системы планирования и организации исследований по созданию научного задела будем рассматривать применительно к обеспечению безопасности государства и обороны страны.

Начало становления системы планирования и организации исследований по созданию научного задела в области обороны страны и обеспечения безопасности государства было положено 70 лет назад — с выходом Постановления Совета министров СССР от 24.02.1951, в соответствии с которым была образована Минно-тор-педная секция Академии наук (АН) СССР. Для внедрения достижений науки в минно-торпедное оружие данным постановлением предписывалось «... привлечь для участия в работе этой секции ученых физиков, энергетиков и специалистов Военно-морского флота и Министерства судостроительной промышленности». В тематику институтов АН СССР на 1951-1952 годы было рекомендовано включить изыскание принципов обнаружения и уничтожения якорных и донных мин на расстоянии (что было весьма актуально в послевоенный период); исследование частотного спектра и напряженности звукового поля, создаваемого подводными взрывами; изыскание принци-

пов создания трала для траления низкочастотных акустических мин и разработку теории расчета акустических тралов [6].

За прошедшие десятилетия дважды изменялось название Секции — в 1952 году Минно-торпедная секция АН СССР была преобразована в Морскую физическую секцию при Президиуме АН СССР, а в 1964 году — в Секцию прикладных проблем (СПП) при Президиуме АН СССР (с 1991 г. — РАН). Одновременно расширялось «поле» ее научных интересов, реформировались, уточнялись и дополнялись возлагаемые на Секцию задачи.

В настоящее время СПП при Президиуме РАН, которую в ряде публикаций [7, 8] называют прообразом Управления перспективных исследований и разработок МО США (DARPA), является основным связующим звеном между Минобороны России, Российской академией наук и организациями высшей школы. На нее возложено решение широкого круга задач [5, 6], основными из которых являются:

► мониторинг результатов фундаментальных исследований, проводимых в стране, выявление важнейших научно-технических и технологических достижений с целью их использования в интересах разработки перспективных образцов ВВСТ;

► участие в разработке прогнозов развития науки и техники в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;

► обоснование перечня приоритетных направлений (ПН) ФППИ в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;

► формирование предложений в проекты государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа (ГОЗ) в части ФППИ и последующая организация выполнения НИР.

Перечисленные направления деятельности являются этапами планирования и организации исследований по созданию оборонного научного задела. Рассмотрим их более подробно.

Мониторинг достижений науки

При проведении мониторинга достижений науки (ДН) в интересах создания перспективных и модернизации существующих образцов ВВСТ анализируются ДН, полученные организациями РАН, высшей школы, а также другими организациями, осуществляющими фундаментальные и поисковые исследования. При этом могут иметь место два вида мониторинга: широкомасштабный — по широкому спектру научно-технических направлений (НТН) исследований и мониторинг по отдельному НТН (или ряду НТН). Результаты мониторинга являются основой для проведения прогнозных исследований, разработки предложений по внедрению результатов ФППИ при выполнении прикладных исследований и технологических разработок, а в отдельных случаях и ОКР. В идеальном случае система широкомасштабного мониторинга достижений отечественной науки, которые могут быть использованы при создании перспективных ВВСТ, должна охватывать Программу фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период, научно-технологические государственные программы, отраслевые и ведомственные программы, проекты и гранты научных фондов, что возможно лишь при условии эффективного взаимодействия различных ведомств.

Результатом широкомасштабного мониторинга достижений отечественной науки должно стать формирование единой информационной базы (ЕИБ), использование которой позволит:

► выявить новейшие научно-технические достижения в интересах выработки предложений по областям их возможного применения при создании и совершенствовании ВВСТ;

► разработать предложения по уточнению перечня базовых и критических военных технологий (БКВТ) [9] и перечня ПН ФППИ на последующие программные периоды;

разработать предложения в проекты ГПВ и ГОЗ;

► обеспечить актуальной информацией о научно-технических достижениях заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы военного управления и научно-исследовательские организации Минобороны России, генеральных конструкторов по созданию ВВСТ, руководителей приоритетных технологических направлений, а также предприятия ОПК.

Проведение прогнозных исследований

На принятие обоснованных решений в рамках выполнения задач, связанных с обеспечением обороны страны и безопасности государства, большое влияние оказывают результаты научно-технического прогнозирования, под которым понимаются выявление и перспективная оценка тенденций развития науки и техники, предвидение крупных научных и технических решений, оказывающих качественное и количественное влияние на научно-технологический и производственный потенциал страны, подготовка рекомендаций о предпочтительности развития тех или иных НТН, а также об их реализации и распределении ресурсов между ними [10].

Прогнозирование достижимых результатов научных исследований и тех-

нологических разработок базируется на комплексном анализе ресурсных возможностей и ограничений (финансовых, материальных, сырьевых, производственно-технологических, кадровых и др.). Это позволяет определять возможные мировые технологические прорывы; прогнозировать возникновение технологических угроз отставания России от ведущих зарубежных стран; определять приоритетные направления развития науки, технологий и техники; формировать перечни БКВТ и ПН ФППИ.

Задачи прогнозирования имеют свои особенности для различных стадий НИОКР (табл. 2).

Прогнозы разрабатываются на различные по времени сроки. В соответствии с величиной этого срока (интервала упреждения) прогнозные документы условно можно подразделить на пять групп: оперативные, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и дальнесрочные. Для объектов науки и техники временные интервалы для этих групп прогнозов большинство исследователей считает соответственно равными: до одного года, до 5 лет, от 6 до 15 лет, от 16 до 30 лет, свыше 30 лет [5].

Особое значение научное прогнозирование приобретает в системе во-

Таблица 2

Задачи научно-технического прогнозирования для различных стадий НИОКР [lasks of scientific and technical forecasting for various stages of R&D]

Стадии НИОКР [The R&D stages] Задачи прогнозирования [Forecasting problems]

Фундаментальные исследования ► Определение возможных областей расширения знаний об изучаемых явлениях ► Установление абсолютных и относительных пределов развития изучаемых процессов ► Оценка научных направлений и проблем

Поисковые исследования ► Формирование целей и задач по направлениям исследований ► Поиск альтернативных способов решения научных проблем ► Разработка критериев оценки исследований относительно будущих социально-экономических целей ► Определение оптимальной стратегии развития

Прикладные исследования и технологические разработки ► Оценка возможности использования определенных принципов и законов при создании новой техники и технологий ► Поиск альтернатив формирования технических систем ► Формирование научно-технических, технологических и организационных проблем, решение которых обеспечит возможность создания новой техники и технологических процессов

Опытно-конструкторские работы ► Оценка потребности в новой технике ► Определение предельных технических возможностей создания новых образцов (систем) ► Формирование параметрических рядов перспективных технических систем ► Расчет необходимых ресурсов ► Оценка эффективности вероятных проектных альтернатив

Последовательность формирования перечня приоритетных направлений ФППИ

[The sequence of forming a list of priority areas of fundamental, predictive and exploratory research]

енно-технического обеспечения обороны страны и безопасности государства, так как позволяет определять приоритетные направления развития науки, которые обеспечивают создание НТЗ для разработки перспективных образцов ВВСТ. При этом прогнозирование развития науки, технологий и техники неразрывно связано с прогнозированием социально-экономического развития страны, бюджетным и другими направлениями прогнозирования [11].

Прогноз развития науки и техники в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства является составной частью единой системы исходных данных (ЕСИД) для программно-целевого обеспечения реализации военно-технической политики Российской Федерации [12]. Кроме того, как отмечается в [13], данный прогноз входит в основную группу исходных данных для разработки ГП «Развитие оборонно-промышленного комплекса», обеспечивающей формирование опережающего производственно-технологического задела и осуществление технологической модернизации ОПК в целях повышения качества и конкурентоспособности отечественных ВВСТ.

Обоснование приоритетных направлений оборонных ФППИ

Нормативным документом, определяющим приоритеты в проведении научных исследований в рамках очередного программного периода в интересах создания перспек-

тивных образцов ВВСТ, является перечень ПН ФППИ в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Определение приоритетных направлений научных исследований на средне-и долгосрочную перспективу является одним из основных средств управления развитием науки и техники и базируется на комплексном анализе ресурсных возможностей и ограничений (финансовых, материальных, сырьевых, производственно-технологических, кадровых и др.). Это позволяет выявлять возможные мировые технологические прорывы; прогнозировать возникновение угроз отставания России от ведущих в научно-техническом и военно-техническом отношении зарубежных стран; формировать прорывные направления развития науки, технологий и техники; формировать перечни базовых (критических) технологий федерального и отраслевого уровней в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, уже на этапе обоснования приоритетов научно-технологического развития системы вооружения Вооруженных шл (ВС) Российской Федерации закладываются потребности видов ВС и родов войск, а также возможности организаций РАН, высшей школы и ОПК в получении новых знаний, теорий, концепций и моделей в интересах создания перспективных образцов ВВСТ.

Задача обоснования и формирования перечня приоритетных направлений фундаментальных, прогнозных и поисковых исследований в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства в общем виде формулируется следующим образом: требуется определить множество направлений ФППИ, выполнение которых позволит обеспечить максимальный вклад в развитие ВВСТ (в том числе, в создание принципиально новых образцов и развитие новых военных технологий) в условиях ресурсных ограничений. Последовательность формирования перечня ПН ФППИ представлена на рисунке. В подготовке

Таблица 3

Структура перечня ПН ФППИ на период до 2025 года [Structure of the PA FPER list for the period up to 2025]

Разделы перечня [Sections of the list] Количество подразделов в составе раздела [Number of subsections in the section] Количество ПН в составе раздела [Number of PA in the section]

Информатика 6 76

Оптика и квантовая электроника 5 149

Механика, аэро-, газо- и гидродинамика 5 105

Навигация и управление 5 104

Радиофизика и радиоэлектроника 4 107

Ядерная физика 4 38

Энергетика 5 71

Специальная химия и материаловедение 5 99

Биология, биотехнологии, медицина и экология 5 36

Геофизика, океанология и физика атмосферы 5 73

Военное строительство, экономика и образование 5 38

предложений по его структуре и составу приняли участие органы военного управления и научно-исследовательские организации Минобороны России, организации РАН, высшей школы и ОПК. Структура сформированного перечня на период до 2025 г. приведена в табл. 3 [14].

Как и прогноз развития науки и техники в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства, перечень ПН ФППИ входит в состав ЕСИД и является основой для формирования мероприятий ГОЗ в части фундаментальных, прогнозных и поисковых исследований. В то же время тематика большинства приведенных в табл. 3 разделов перечня ПН ФППИ является перспективной и для гражданского сектора экономики. Это, в частности, относится к таким научным областям, как информатика, оптика, механика, аэро-, газо- и гидродинамика, навигация, радиоэлектроника, энергетика, материаловедение, биология, биотехнологии, медицина, экология, океанология.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение следует отметить, что в последние годы целенаправленное развитие отечественной науки и технологий, в том числе в оборонной сфере, значительно осложнилось тем, что ряд недружественных к России развитых в научно-технологическом отношении государств путем экономических

и иных санкций открыто препятствуют интеграции российской науки в мировую инновационную систему на достойных и справедливых условиях, стремятся к локализации освоения в России наукоемких технологий и передовых технологических компетенций, имеющих перспективу двойного (как военного, так и гражданского) применения.

В этих условиях важным инструментом реализации государственной научно-технической политики становится межведомственная координация исследований и разработок, осуществляемых за счет бюджетных средств. Непременным условием при этом является учет общей стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период. Целесообразна также разработка на государственном уровне четко выстроенной стратегии организации и проведения фундаментальных, прогнозных и поисковых исследований оборонного назначения [15, 16].

К числу важных организационных мероприятий, связанных с повышением эффективности процесса проведения фундаментальных и поисковых исследований и реализации их результатов, следует отнести: ► разработку нормативного правового (концептуального) документа, регламентирующего порядок реализации

результатов фундаментальных и поисковых исследований, организацию внутри- и межведомственного взаимодействия заинтересованных органов и учреждений;

► организацию работы по обеспечению функционирования единой информационной базы НИОКР, результатов интеллектуальной деятельности и технологий военного, специального и двойного назначения, включающей банк данных о новых технических решениях, физических эффектах и явлениях, которые могут быть использова-Статья поступила ны при проведении прикладных НИР

в редакцию 15.01.2021 и ОКР по созданию образцов ВВСТ,

Список литературы

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683).

2. Буренок В.М., Ивлев А.А., Корчак В.Ю. Программно-целевое планирование и управление созданием научно-технического задела для перспективного

и нетрадиционного вооружения. — М.: Граница, 2007.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1984.

4. Корчак В.Ю., Тужиков Е.З., Иванков В.В. Военно-экономическое обоснование планирования научного задела для перспективной оборонной продукции. — М.: Технологии стратегического менеджмента, 2010.

5. Борисенков И.Л., Корчак В.Ю., Котелюк Л.А., Помазан Ю.В., Тужиков Е.З. Оборонный научный задел: этапы развития, проблемы планирования

и организации исследований / Под общ. ред. В.Ю. Корчака. — Тверь: НИИ «Центрпрограммсистем», 2019.

6. На переднем крае оборонной фундаментальной науки. Организация оборонных фундаментальных исследований: история и элементы методологии / Под общ. ред. В.Ю. Корчака. — М.: Экслибрис-Пресс, 2014.

7. Фортов В.Е., Каляев И.А. Сохранить фундамент оборонной науки // Национальная оборона. — 2010. — № 5.

8. Корчак В.Ю., Котелюк Л.А. От студента до академика, от солдата до генерала. Жизненный путь академиков РАН Е.П. Попова и Г.С. Поспелова. — М.: Экслибрис-Пресс, 2014.

9. Буренок В.М., Ивлев А.А., Корчак В.Ю. Развитие военных технологий XXI века: проблемы, планирование, реализация. — Тверь: КУПОЛ, 2009.

10. Брайт Д. Научно-техническое прогнозирование для промышленности и правительственных учреждений / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1972.

11. Корчак В.Ю. Взаимная увязка прогнозных документов стратегического планирования // Компетентность / Competency (Russia). — 2020. — № 7.

12. Буренок В.М. Эволюция и перспективы программно-целевого планирования развития системы вооружения Российской Федерации // Вооружение и экономика. — 2012. — № 4(20).

13. Голубев С.С., Дюндик Е.П., Мошин А.Ю. Стратегическое планирование

и прогнозирование научно-технологического развития вооружения, военной и специальной техники // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. — 2017. — № 4.

14. Макоско А.А., Корчак В.Ю. Фундаментальная наука в обеспечении обороны и безопасности Российской Федерации: роль и некоторые проблемы // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. — 2020. — № 2.

15. Смирнов С.С., Реулов Р.В. О необходимости стратегического планирования научно-технологического развития системы вооружения Вооруженных сил Российской Федерации // Вооружение и экономика. — 2018. — № 2(44).

16. Смирнов С.С., Реулов Р.В. Стратегическое планирование // Арсенал Отечества. — 2019. — № 2(40).

а также технических систем двойного назначения;

► организацию с использованием ресурсов ЕИБ информационного взаимодействия Минобороны России с РАН, научными и образовательными организациями Минобрнауки России, организациями ОПК, государственными корпорациями, Фондом перспективных исследований, Российским научным фондом, Фондом «Сколково» в интересах реализации достижений науки и техники в НИОКР по созданию перспективных образцов и комплексов ВВСТ. С этой целью представляется целесообразным разработать межведомственную информационную систему хранения результатов фундаментальных и поисковых научных исследований на основе сертифицированных базовых компьютерных технологий.

Это позволит повысить эффективность использования полученных результатов при создании технологий военного, специального и двойного назначения. Кроме того, будут созданы благоприятные условия для инновационного развития и повышения конкурентоспособности российского ОПК.

Реализация перечисленных мероприятий может положительным образом повлиять на уровень разработок фундаментального и поискового характера, способствовать привлечению дополнительных инвестиций на проведение высокорисковых исследований, а также обеспечить возрастающие потребности Минобороны России и других силовых министерств и ведомств в прорывных научных идеях, способных коренным образом повлиять на формы и способы ведения боевых действий, осуществление контртеррористических и миротворческих операций, ликвидацию последствий стихийных бедствий техногенного и природного характера и др. Кроме того, может быть обеспечен трансфер полученных научно-технических достижений в гражданский сектор в интересах дальнейшего социально-экономического развития и укрепления экономического могущества нашей страны. ■

Kompetentnost / Competency (Russia) 2/2021 nrOrAPfl I < A

ISSN 1993-8780. DOI: 10.24412/1993-8780-2021-2-03-1 1 nCÖCnnCn

Defense Scientific Reserve Creating: System for Planning and Organizing Research

V.Yu. Korchak1, Innovative Technology Center of the Scientific Policy Complex, N.E. Bauman Moscow State Technical University, Prof. Dr., Full Member of Russian Academy of Rocket and Artillery Sciences (RARAS), korchak.v@mail.ru

1 Lead Analyst, Moscow, Russia

Citation: Korchak V.Yu. Defense Scientific Reserve Creating: System for Planning and Organizing Research, Kompetentnost'/ Competency (Russia), 2021, no. 2, pp. 3-11. DOI: 10.24412/1993-8780-2021-2-03-11

Without advanced development of fundamental, predictive and exploratory research, it is impossible to effectively solve problems in the field of national defense and state security. The long-term practice of organizing and planning FPE shows that they rightfully occupy a worthy place in the overall system of conducting defense research. Almost all the most authoritative and highly scientific organizations of the Russian Academy of Sciences, higher education and industry are involved in the implementation of the defense FPER. At the same time, an indispensable condition for the formation of an integral defense scientific reserve is the presence of an effective system for planning and organizing research.

The role of fundamental, predictive and exploratory research in creating a defense scientific and technical reserve is considered. We describe the main stages of planning and organizing research to create a scientific reserve in the field of national defense and state security. Organizational measures related to improving the efficiency of the process of conducting fundamental and exploratory research and implementing their results are proposed.

1. National security strategy of the Russian Federation (app. RF President Decree of 31.12.2015 N 683).

2. Burenok V.M., Ivlev A.A., Korchak V.Yu. Program-target planning and management the creation of a scientific and technical reserve for promising and unconventional weapons, Moscow, Boundary, 2007.

3. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language, Moscow, Russian language, 1984.

4. Korchak V.Yu., Tuzhikov E.Z., Ivankov V.V. Military-economic feasibility of planning scientific groundwork for advanced defense products, Moscow, Technology of strategic management, 2010.

5. Borisenkov I.L., Korchak V.Yu., Kotelyuk L.A., Pomazan Yu.V., Tuzhikov E.Z. Defense scientific reserve: stages of development, problems of planning and organization of research, general ed. of V.Yu. Korchak, Tver', Research Institute Tsentrprogrammsistem, 2019.

6. At the forefront of defense fundamental science. Organization of defense basic research: history and elements of methodology, general ed. of V.Yu. Korchak, Moscow, Exlibris-Press, 2014.

7. Fortov V.E., Kalyaev I.A. Preserve the foundation of defense science, National defense, 2010, no. 5.

8. Korchak V.Yu., Kotelyuk L.A. From student to academician, from soldier to general. The life path of academicians of the Russian Academy of Sciences E.P. Popov and G.S. Pospelov, Moscow, Exlibris-Press, 2014.

9. Burenok V.M., Ivlev A.A., Korchak V.Yu. Development of military technologies of the XXI century: problems, planning, implementation, Tver', KUPOL, 2009.

10. Bright D. Scientific and technical forecasting for industry and government institutions, Moscow, Progress, 1972.

11. Korchak V.Yu. The Integration of the Forecasting Strategic Planning Documents, Kompetentnost' / Competency (Russia), 2020, no. 7, pp. 19-25.

12. Burenok V.M. Evolution and prospects of program-target planning of the Russian Federation armament system development, Armament and economy, 2012, no. 4(20).

13. Golubev S.S., Dyundik E.P., Moshin A.U. Strategic planning and forecasting of scientific and technological development of armaments, military and special equipment, Russian Scientific Bulletin of the Military-Industrial Complex, 2017, no. 4.

14. Makosko A.A., Korchak V.Yu. Fundamental science in ensuring the defense and security of the Russian Federation: the role and some problems, Russian Scientific Bulletin of the Military-Industrial Complex, 2020, no. 2.

15. Smirnov S.S., Reulov R.V. On the need for strategic planning of scientific and technological development of the armament system of the Armed Forces of the Russian Federation, Armament and economy, 2018, no. 2(44).

16. Smirnov S.S., Reulov R.V. Strategic planning, Arsenal of the Fatherland, 2019, no. 2(40).

key words

fundamental, predictive and exploratory research, monitoring of scientific achievements, scientific and technical forecasting, list of priority research areas

References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.